11. Сущий C. Я. Северный Кавказ: Реалии, проблемы, перспективы первой трети XXI века. Москва: Ленанд, 2013. 432 с.
References
1. Avksentyev V. A. The economic and socio-cultural determinants of regional conflicts in the South of Russia. Dialogue of cultures in a globalizing world. St. Petersburg, Saint-Petersburg University of the Humanities and Social sciences Publ., 2012, vol. 1. Reports, pp. 370-372.
2. Baskhanov L. S.-E. Chechnya: public opinion in terms of ethno-political conflict. Ed. by V. V. Chernous. Review of the South Russian Center for system regional research and forecasting IPPK RSU and the ISPR, Rostov-on-Don, 2004, vol. 21.
3. Borov A. Kh., Muratova E. G. North Caucasus in modern public discourse. Social studies and the present, 2011, no. 4, pp 157--166.
4. Varshaver E. A. Tarki-Karaman: mechanism of land conflict in Dagestan. Monitoring of public opinion: economic and social changes, 2014, no. 5 (123), pp 104-114.
5. Gozgesheva, S. M. Phenomenon of the traditional institutions of customary law (adat) and Islamic (Sharia) in the North Caucasus. Herald of Adygeya State University, Series 1. Regional Studies: philosophy, history, sociology, law, political science, cultural studies, 2011, no. 3, pp. 293-300.
6. Zemlyakova S. Y. Ideology etnoetatizma in the North Caucasus. Rostov-on-Don, 2012.
7. Polyakov E. M. Policy of the state authorities of Russia in the North Caucasus (1990-2000-ies). Voronezh, 2009.
8. Riabchenko E. V. The ideology of extremism as a social management tool. Society and Law, 2015, no. 1 (51), pp. 305-308.
9. Samygin S. I., Vereshchagin A. V., Belov M. T. Threats of national identity in the information space of modern society and information security risks. Economic and humanities research areas, 2015, no. 4, pp. 78-85.
10. Sirazhudinova S. V., Saidov A., Aligadzhieva M. A. Expectations of Dagestan: the socio-political transformation and elite. Ed. by A.-N. C. Dibirov and S. V. Sirazhudinova. Moscow, Pero Publ., 2014, 196 p.
11. Sushchiy S. Ya. North Caucasus: Realities, Problems and Prospects of the first third of the XXI century. Moscow, Lenand Publ., 2013, 432 p.
ИНТЕРНЕТ-ТЕХНОЛОГИИ КАК РЕСУРС АКТИВНОСТИ ПОЛИТИЧЕСКИХ АКТОРОВ
Куркемова Эмилия Тасболатовна, аспирант Астраханский государственный университет Российская Федерация, 414056, г. Астрахань, ул. Татищева, 20а E-mail: ekurkemova@icloud.com
В статье рассмотрены различные подходы к пониманию сущности информационных технологий, как наиболее перспективных источников активности политических акторов. Информационные технологии увеличивают непосредственные контакты между государством и гражданами; дают возможности даже малочисленным социальным группам реализовывать свои интересы; влияют на совершенствование, обеспечение «прозрачности» процедур принятия государственных решений. В статье проведена попытка определения основных тенденций развития информационных технологий. В результате проведенного анализа выявлена особая значимость Интернет-технологии как для государственного, так и общественного развития. Интернет, являясь глобальным средством коммуникации, открывает новые способы государственного управления и взаимодействия государства и общества. Кроме того в статье приводятся статистические данные, содержащие информацию о проведенных социологических исследованиях, рейтингах политиков и общественных деятелей за конкретный промежуток времени. Авторы размышляют о роли социальных взаимодействий в сети Интернет, видят перспективы развития политических коммуникаций в использовании любого удобного случая для участия граждан в политических процессах. Проведен эмпирический анализ недостаточно исследованных в настоящее время ресурсов российского Интернет-пространства - блогов. В статье рассмотрены различные подходы к пониманию сущности информационных технологий. В современном обществе Интернет-технологии приобретают свою особую значимость, как для государственного, так и общественного развития. Интернет, являясь глобальным сред-
ством коммуникации, открывает новые способы государственного управления и взаимодействия государства и общества. Проведен эмпирический анализ недостаточно исследованных в настоящее время ресурсов российского Интернет-пространства - блогов.
Ключевые слова: информационные технологии, Интернет, Интернет-технологии, Интернет-контент, блог
INTERNET TECHNOLOGY AS RESOURCE ACTIVITY OF POLITICAL ACTORS
Kurkemova Emilia T., portgraduate student
Astrakhan State Univercity
20a Tatishcheva Str., Astrakhan, 414056, Russian Federation
E-mail: ekurkemova@icloud.com
Different approaches have been reviewed in the article for understanding the essence of information technology as more promising way for political process provision. This problem is topical due to traditional communication form changes during information society forming process and freeware distribution of information technologies. Information technologies increase direct contacts between the government and citizens; give opportunities to small social groups to realize their interests; affect the improvement, provision of procedures clarity and state decision making. An attempt was made in the article to identify principal trends which develop information technologies. In the result of the analysis a special importance of Internet Technology was revealed both for state and social development. Internet being a global communication mean opens new ways of state administration and interaction of government and society. In addition the article provides statistics which contain information about social investigations, politicians and public men ratings for certain period of time. Authors think about the role of social interactions in internet, see the prospects of political communication development in using any good opportunity for the citizens to take part on political processes. Empirical analysis of insufficient explored resources of Russian internet world wide web - weblogs was carried out.
Keywords: information technology, Internet, Internet Technology, Internet content, blog
Процессы формирования информационного общества и внедрение информационных технологий влечет трансформацию не только в системе технических средств, но и способах реализации социальных коммуникаций [25, с. 86]. Повсеместное внедрение информационных технологий открывает новые возможности для получения обширной и эффективной информации для всех областей жизни, что становится фундаментом научно-технического прогресса, производства материальных благ и общественного развития.
В последние десятилетия можно наблюдать процесс популяризации Интернета, а именно чатов, блогов, социальных сетей, различных онлайн-форумов, в результате чего в ряде аспектов телевидение и пресса стали значительно уступать интернет-технологиям. Интерес к рассматриваемой категории как к источнику политической информации обусловлен предстоящими Выборами депутатов Государственной Думы Российской Федерации и очередными выборами президента Российской Федерации.
По подсчетам исследователей, количество интернет пользователей как в России, так и во всем мире ежедневно растет.
На состоявшемся в мае 2015 г. восьмом форуме Всемирной встречи по информационному обществу Международным союзом электросвязи было официально отмечено, что к концу 2015 года степень проникновения Интернета в мире достигнет 43,4 % против 6,5 % в 2000 г. В развитых странах эта цифра возрастет до 82,2 %, в развивающихся — до 35,3 %. Иными словами, общее количество выходящих в глобальную Сеть приблизится почти к половине населения планеты [14].
Интернет-технологии - технологии создания и поддержки различных информационных ресурсов в компьютерной сети Интернет: сайтов, блогов, форумов, чатов, электронных библиотек и энциклопедий [12].
Совершенно очевидно, что категория Интернет-технологии является составной частью информационных технологий, поэтому убедительнее рассматривать наиболее обширное по смыслу понятие.
В отечественной науке присутствует гетерогенность исследовательских подходов вокруг содержания категории информационных технологий.
Законодатель приводит достаточно широкое и расплывчатое понятие - процессы, методы поиска, сбора, хранения, обработки, предоставления, распространения информации и способы осуществления таких процессов и методов [27].
Более логична, на наш взгляд, следующая концептуализация. Информационные технологии - приёмы, способы и методы применения средств вычислительной техники при выполнении функций сбора, хранения, обработки, передачи и использования данных [5].
Вышеперечисленные определения демонстрируют, что создание и использование информационных технологий предполагает наличие навыков работы с информацией и вычислительной техникой. Таким образом, информационную технологию можно рассматривать как результат сочетания программно-аппаратной компьютерной системы, методов и средств для целевого преобразования передачи и воспроизведения информации.
Довольно часто информационные технологии рассматриваются и в аспекте атрибута государственного управления, так как они, несомненно, выступают особого рода посредником во властных взаимодействиях [23, с. 149].
Информационные технологии изменяют характер властных отношений в обществе тем, что увеличивают непосредственные, прямые контакты между государством и гражданами; дают возможности даже малочисленным социальным группам реали-зовывать свои интересы; влияют на совершенствование, обеспечение «прозрачности» процедур принятия государственных решений.
Современное общество - сетевое общество, в котором Интернет-технологии играют свою особую значимость для государственного и общественного развития. Интернет, являясь глобальным средством коммуникации, открывает новые способы государственного управления и взаимодействия государства и общества.
Д. Песков понимает под Интернетом совокупность сетевых отношений, технологий, социальных институтов и технических средств, связанных внутри себя и друг с другом посредством компьютерно-опосредованных линий, и характеризуемая единым временем и пространством с особыми характеристиками [15, с. 32]. То есть Интернет - это технология, которая задействует общемировое пространство.
Стоит отметить особенности информационных технологий:
• возможность непрерывного технического и программного обновления;
• оперативная передача и получение информации в онлайн-режиме;
• ежедневное расширение аудитории;
• рост числа поставленных задач и вопросов;
• увеличение составляющих;
• интеллектуализация;
• доступность и относительная дешевизна;
• возможность передачи информации, содержащей аудио и видеофрагменты;
• высокие требования к освоению технических новинок.
Впервые Интернет-технологии оказались одним из главных источников политической информации в президентской избирательной кампании 2008 г. в США. По мнению Б.З. Докторова, в процессе проведения президентской избирательной кампании аудитория виртуального пространства значительно возросла, были сформированы новые формы и типы веб-общности [11, с. 146].
Применение Интернет-технологий позволяло электорату ежедневно получать необходимую информацию о проведении избирательной кампании, участвовать в сетевых акциях, обсуждать иные вопросы, имевшие отношение к выборам, а также пополнять избирательный фонд [29].
По данным одного из опросов [30], три пятых интернет-аудитории (60 %), или 44 % взрослых американцев, в ходе избирательной кампании черпали из Сети сведения о политических новостях, 21 % потребителей этой информации входили в «электронную паутину» ежедневно и еще 12 % - несколько раз в день. Лишь 21 % Интернет-пользователей знакомились с политическими новостями реже, чем раз в неделю. К концу избирательной кампании 60 % потребителей сетевой политической информации смотрели видеоматериалы, относившиеся к выборам. В течение всей избирательной кампании 52 % участников различных электронных сетей по обмену информацией (или 14 % взрослых американцев) использовали сайты для размещения сообщений политического характера и с целью участия в различных акциях, имевших отношение к выборам [29].
Таким образом, в недалеком будущем значение онлайновых форм формирования и поддержания электоральных установок будет стремительно расти.
Современное общество - сетевое общество, в котором Интернет-технологии, являясь глобальным средством коммуникации, приобретают свою особую значимость для государственного и общественного развития.
Внедрение информационных технологий в государственное управление существенно изменяет его содержание, выводит на новый, более высокий уровень информационное обеспечение процессов принятия политических решений на всех ступенях иерархии государственной власти [1, с. 39].
Посредством информационных технологий обеспечивается диалог между государством и населением, обеспечивающий «прозрачность» процедур принятия государственных решений.
Сегодня в России аудитория Глобальной сети растет с геометрической прогрессией, именно поэтому нельзя умалять значения Интернет-технологии как важнейшего ресурса активности политических акторов.
Именно неограниченные возможности Интернета позволяют передавать политическую информацию в режиме «здесь и сейчас», что дает возможность получать сведения из любой точки земного шара, что особенно актуально в период проведения предвыборных кампаний.
В литературе предлагается следующая классификация российского Интернет-контента:
• сайты органов государственной власти;
• сайты политических партий;
• сайты прессы;
• сайты аналитических и исследовательских организаций.
• персональные сайты, электронные страницы социальных сетей и блоги политических лидеров [10].
Большое количество организаций, анализирующих внутреннюю и международную политику России, имеют web-страницы и регулярно публикуют на них свои результаты. Таким образом, просмотр этих сайтов позволяет узнать различные точки зрения по поводу происходящих политических событий, их причин и их возможных последствий.
Труды научных разработок и исследований, результаты проведения оперативного анализа острых политических вопросов и проблем, существующих в стране, находят свое отражение в следующих источниках: сайты Московского общественного научного фонда, Московского центра Карнеги, материалы Библиотеки Московского либертариума, а также Центра политической конъюнктуры России [10].
Три кита, имеющих мощную исследовательскую базу изучения общественного мнения, в том числе электоральные предпочтения россиян, составляют ВЦИОМ, Фонд «Общественное мнение», Левада-Центр и др.
Таким образом, мы видим, что наиболее популярным ресурсом активности политических акторов являются Интренет-технологии, которые позволяют размещать
любое количество материалов, обращаться напрямую к аудитории, экономить усилия, время и материальные средства при доставке информации.
Изучив данные, содержащиеся на вышеуказанных электронных страницах, мы проанализировали рейтинг доверия политического деятеля на примере В.В. Путина за период с февраля 2005 по настоящее время. Приведенный ниже рисунок позволяет наглядно увидеть периоды, когда население максимально одобряло его деятельность, а также периоды спада доверия граждан.
В.В. Путин является самым популярным политиком в России с 1999 г. по настоящее время [13; 26; 3; 25].
100% 90% 80% 70% 60% 50% 40% 30% 20% 10% 0%
ОООООООООООООООгЧгН^Ч^Ч^ЧгЧгЧгЧгЧгЧгЧгЧгНгН^ЧгЧгЧгЧ
■fri ° ■€>■ i ° -е- i ° -fr 1 ° ■©■ ® °-в-| ° ■€► | ° -е- | О-в-® ° ■€► | ° -е- | °
Рис. Динамика рейтинга В.В. Путина с 2005 г. по настоящее время
По данным Левада-Центра, уровень одобрения его деятельности в 2006-2008 гг. достигал до 87 %. Не одобряли деятельность президента от 12 до 19 % населения России [25]. Согласно опросам ВЦИОМ, в феврале 2005 г. работа Путина апробирована 68 % населения [16].
Весной 2011 г. рейтинг доверия Путина соответствовал 70 %, из них 12 % полностью доверяли, 27 % хотели видеть кандидатом на следующих президентских выборах.
Фондом «Общественное мнение» было зафиксировано снижение рейтинга в июле 2011 г., что составило всего 50 %. Антирейтинг Путина на должности Председателя Правительства РФ в 2011 г. вырос с 13 до 21 % [21].
По результатам опроса, проведенного Левада-Центром в марте 2012 г, 43 % населения не хотели видеть Путина (или Медведева) в должности президента через 6 лет [21].
В 2013 г. Путин в десятый раз стал политиком года в России, в этот раз его поддержали 44 % опрошенных [19].
По итогам инициативного всероссийского опроса, проведённого 15-16 марта 2014 г, ВЦИОМ зафиксировал скачок в одобрении работы Владимира Путина за последние пять лет - 75,7 % [20]. Только с начала 2014 г. рейтинг возрос на 15,1 %. Весной 2014 г. на фоне воссоединения Крыма и Севастополя с Россией и триумфального выступления российской паралимпийской сборной был отмечен рост рейтинга Путина: в марте он составил в среднем 76,2 %, в апреле - 82,2 %, в мае -86,2 % [22]. Опрошено 1600 человек в 130 населенных пунктах в 46 областях, краях и республиках России. Статистическая погрешность не превышает 3,5 %.
Исследования опросов, проведенных в октябре 2015 г., уровень одобрения Президента РФ достиг рекордного значения в 90 % [4].
Таблица
Рейтинг доверия российским политикам, %_
Июнь 15, Декабрь 20, Январь 24, Февраль 14,
2014 2015 2015 2016
Путин В.В. 63 68,1 60,2 58,2
Медведев Д.А. 15 9,8 7,7 7,6
Шойгу С.К. 10 8,2 7,2 7,1
Зюганов Г.А. 6 4,2 4,4 4,3
Жириновский В.В. 7 4,4 6,3 5,7
Лавров С. В. 5 10,4 7,9 10,1
Прохоров М.Д. 1 0 0 0
Миронов С.М. 3 1,1 0,8 0,7
Явлинский Г.А 0 0,1 0,2 0,1
В ходе проведенного анализа установлено, что на рост одобрения осенью 2015 г. повлияли ситуация на Украине и в Сирии, санкции Запада и ответные меры на них. Можно предположить, что падение рейтинга в феврале 2016 вызвано экономическим кризисом [4].
Обширное внедрение информационных технологий во все сферы общественной жизни расширяет возможности активного участия граждан в основных направлениях политического развития на всех уровнях, что в целом положительно влияет на демократизацию политической системы страны.
Сегодня Интернет-технологии вышли на новый уровень коммуникации, обеспечена эффективная вовлеченность и заинтересованность электората в позитивном развитии всего общественно-политического устройства РФ.
Список литературы
1. Антонов В. Н., Иванов В. Г., Горяинова Т. П. Информационные технологии управления / под ред. В. Е. Кантора. Санкт-Петербург: СПбГУЭФ, 2008. 113 с.
2. Владимир Путин - самый популярный политик России. Режим доступа: http://bd.fom.ru/report/map/projects/finfo/finfo1999/538_11093/of1999420, свободный. Загл. с экрана. Яз. рус.
3. ВЦИОМ: Путину доверяют почти все россияне, 29 августа 2006 года. Режим доступа: http://www.rosbalt.ru/main/2006/08/29/265393.html, свободный. Загл. с экрана. -Яз. рус.
4. ВЦИОМ: рейтинг Путина достиг рекордных 90 %. Режим доступа: http://www.tvc.ru/news/show/id/79102, свободный. Загл. с экрана. Яз. рус.
5. ГОСТ 34.003-90. Информационная технология. Комплекс стандартов на автоматизированные системы. Режим доступа: https://polyset.ru/G0ST/all-doc/G0ST/G0ST-34-003-90/, свободный. Загл. с экрана. Яз. рус.
6. Гришин Н. В. Выборы и партии в Астраханской области //Партийная реформа и контрреформа 2012-2014 годов: предпосылки, предварительные итоги, тенденции. Москва, 2015. С. 183-190.
7. Гришин Н. В. Государственная политика и управление в сфере избирательного процесса как отрасль государственного управления // Российская политическая наука: Идеи, концепции, методы / под ред. Л. В. Сморгунова. Москва: Аспект Пресс, 2015. С. 155-171.
8. Гришин Н. В. Партии как привилегированный субъект избирательного процесса: результаты институционального эксперимента //Политическая наука. 2015. № 1. С. 12-29.
9. Гришин Н. В. Региональная оппозиция в России: чужеродный элемент в системе гибридного политического режима //Политэкс. 2014. № 4. С. 5-26.
10. Докторов Б. Российский политический интернет. Четыре составляющие политического интернета. Режим доступа: http://www.pseudology.org/Gallup/Internet_Polit.htm, свободный. Загл. с экрана. Яз. рус.
11. Докторов Б. Явление Барака Обамы. Социологические наблюдения. Москва: Ин-т Фонда «Общественное мнение». Европа, 2011. 640 с.
12. Интернет-технологии. Режим доступа: http://www.tadviser.ru/index.php/Статья: интернет-технологии, свободный. Загл. с экрана. Яз. рус.
13. «Левада-центр»: Путин остаётся самым популярным политиком в России. Режим доступа: http://www.newsru.com/russia/24dec2006/putind.html, свободный. Загл. с экрана. Яз. рус.
14. ООН: число пользователей интернета в мире выросло за 15 лет в 8 раз. Режим доступа: http://tass.ru/obschestvo/1995972, свободный. Загл. с экрана. Яз. рус.
15. Песков Д. Интернет в Российской политике: утопия и реальность // Полис. 2002. № 1. С. 31-45.
16. Политические рейтинги марта 2005. Пресс-выпуск ВЦИОМ № 184. Режим доступа: http://wciom.ru/index.php?id=459&uid=1171, свободный. Загл. с экрана. Яз.рус.
17. Публичные ценности и государственное управление / под ред. Л. В. Сморгунова, А. А. Волковой. Москва: Аспект-пресс, 2014.
18. Путин вновь признан политиком года в России. Режим доступа: http://www.aif.ru/politics/russia/1074123, свободный. Загл. с экрана. Яз. рус.
19. Рейтинг одобрения работы Путина приблизился к 76 %. Режим доступа: http://www.interfax.ru/russia/365961, свободный. Загл. с экрана. Яз. рус.
20. Рейтинги на сайте ВЦИОМ. Режим доступа: http://wciom.ru/confidence-politicians/, свободный. Загл. с экрана. Яз. рус.
21. Рейтинги Путина и Медведева упали максимально низко. Режим доступа: http://www.kommersant.ru, свободный. Загл. с экрана. Яз. рус.
22. Рейтинг Путина: новый рекорд. Режим доступа: http://wciom.ru/ index.php?id=459&uid=114752, свободный. Загл. с экрана. Яз. рус.
23. Рябцева Е. Е. Информационно-коммуникативные технологии в политико-правовом поле Российской Федерации // Каспийский регион. 2011. № 4. С. 145-156.
24. Силкин В. В. Развитие человеческого капитала в условиях информационного общества // Вестник ПАГС. 2012. № 4. С. 86-90.
25. Третий срок Владимира Путина - каким будет политика президента, выполнит ли он обещания. Режим доступа: http://www.levada.ru/03-04-2012/1retii-srok-vladimira-putina-kakim-budet-politika-prezidenta-vypolnit-li-obeshchaniya, свободный. Загл. с экрана. Яз. рус.
26. Уровень одобрения деятельности В. Путина на посту президента России. Режим доступа: http://old.levada.ru/prezident.html, свободный. Загл. с экрана. Яз. рус.
27. Об информации, информационных технологиях и о защите информации: Федеральный закон от 27.07.2006 № 149-ФЗ. Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_61798/c5051782233acca771e9adb35b47d3fb82 c9ff1c/, свободный. Загл. с экрана. Яз. рус.
28. Что людям нравится и не нравится в Путине. Режим доступа: http://bd.fom.ru/report/map/projects/finfo/finfo2002/497_9018/ofD2370, свободный. Загл. с экрана. Яз. рус.
29. Smith A., Rainie L. Politics Goes Viral Online. Режим доступа: http://pewresearch.org/pubs/869/politicsgoes-viral-online, свободный. Загл. с экрана. Яз. англ.
30. Smith A. The Internet's Role in Campaign 2008. Online social networking sites served as a hub for sharing political interests and affiliations with friends. Режим доступа: http://pewresearch.org/pubs/1192/internetpolitics-campaign-2008, свободный. Загл. с экрана. Яз. англ.
References
1. Antonov V. N., Ivanov V. G., Goryainova T. P. Informatsionnye tekhnologii upravleniya. Ed. by V. E. Kantor. St. Petersbourg: SPbGUEF, 2008, 113 p.
2. Vladimir Putin - samyy populyarnyy politik Rossii. Available at: http://bd.fom.ru/report/map/projects/finfo/finfo1999/538_11093/of1999420.
3. VTsIOM: Putinu doveryayut pochti vse rossiyane, 29 avgusta 2006 goda. Available at: http://www.rosbalt.ru/main/2006/08/29/265393.html.
4. VTsIOM: reyting Putina dostig rekordnykh 90 %. Available at: http://www.tvc.ru/news/show/id/79102.
5. GOST 34.003-90. Informatsionnaya tekhnologiya. Kompleks standartov na avtomatizirovannye sistemy. Available at: https://polyset.ru/G0ST/all-doc/G0ST/G0ST-34-003-90/.
6. Grishin N. V. Vybory i partii v Astrahanskoy oblasti [Elections and parties in the Astrakhan region]. Partiynaya reforma i kontrreforma 2012-2014 godov: predposylki, predvaritelnye itogi, ten-dentsii. Moscow, 2015, pp. 183-190.
7. Grishin N.V. Gosudarstvennaya politika i upravlenie v sfere izbiratelnogo protsessa kak otrasl gosudarstvennogo upravleniya [Public policy and management in the electoral process as the public policy domain]. Rossiyskaya politicheskaya nauka: Idei, kontseptsii, metody. Ed. by L. V. Smorgunov. Moscow: Aspekt Press Publ., 2015, pp. 155-171.
8. Grishin N. V. Partii kak privilegirovannyy subekt izbiratelnogo protsessa: rezultaty institutsional-nogo eksperimenta [Party as a privileged subject of the electoral process: the results of the institutional experiment ]. Politicheskaya nauka, 2015, no. 1, pp. 12-29.
9. Grishin N. V. Regionalnaya oppozitsiya v Rossii: chuzherodnyy element v sisteme gibridnogo politicheskogo rezhima [Regional opposition in Russia: foreign element in the system of a hybrid political regime]. Politeks, 2014, no. 4, pp. 5-26.
10. Doktorov B. Rossiyskiy politicheskiy internet. Chetyre sostavlyayushchie politicheskogo interneta. Available at: http://www.pseudology.org/Gallup/Internet_Polit.htm.
11. Doktorov B. Yavlenie Baraka Obamy. Sotsiologicheskie nablyudeniya. Moscow, Institut Fonda „Obshhestvennoe mnenie" Publ., Evropa Publ., 2011, 640 p.
12. Internet-tekhnologii. Available at: http://www.tadviser.ru/index.php/Stat'ja:internet-tehnologii.
13. „Levada-centr": Putin ostaetsya samym populyarnym politikom v Rossii. Available at: http://www.newsru.com/russia/24dec2006/putind.html.
14. OON: chislo polzovateley interneta v mire vyroslo za 15 let v 8 raz. Available at: http://tass.ru/obschestvo/1995972.
15. Peskov D. Internet v Rossiyskoy politike: utopiya i real'nost. Polis, 2002, no. 1, pp. 31-45.
16. Politicheskie reytingi marta 2005. Press-vypusk VTslOM no. 184. Available at: http://wciom.ru/index.php?id=459&uid=1171.
17. Publichnye tsennosti i gosudarstvennoe upravlenie [Public values and public administration]. Ed. by L. V. Smorgunov, A.A. Volkova. Moscow, Aspekt-press Publ., 2014.
18. Putin vnov priznan politikom goda v Rossii. Available at: http://www. aif.ru/politics/russia/1074123.
19. Reyting odobreniya raboty Putina priblizilsya k 76 %. Available at: http://www.interfax.ru/russia/365961.
20. Reytingi na sayte VTslOM. Available at: http://wciom.ru/confidence-politicians/.
21. Reytingi Putina i Medvedeva upali maksimalno nizko. Available at: http://www.kommersant.ru.
22. Reyting Putina: novyy rekord. Available at: http://wciom.ru/index.php?id=459&uid=114752.
23. Ryabtseva E. E. Informatsionno-kommunikativnye tekhnologii v politiko-pravovom pole Rossiyskoy Federatsii. Kaspiyskiy region, 2011, no. 4, pp. 145-156.
24. Silkin V. V. Razvitie chelovecheskogo kapitala v usloviyakh informatsionnogo obshchestva. Vestnik PAGS, 2012, no. 4, pp. 86-90.
25. Tretiy srok Vladimira Putina - kakim budet politika prezidenta, vypolnit li on obeshchaniya. Available at: http://www.levada.ru/03-04-2012/tretii-srok-vladimira-putina-kakim-budet-politika-prezidenta-vypolnit-li-obeshchaniya.
26. Uroven odobreniya deyatelnosti V. Putina na postu prezidenta Rossii. Available at: http://old.levada.ru/prezident.html.
27. Federalnyy zakon ot 27.07.2006№ 149-FZ "Ob informatsii, informatsionnykh tekhnologiyakh i o zashchite informatsii". Available at: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_ 61798/c5051782233acca771e9adb35b47d3fb82c9ff1c/.
28. Chto lyudyam nravitsya i ne nravitsya v Putine. Available at: http://bd.fom.ru/report/map/projects/finfo/finfo2002/497_9018/ofD2370.
29. Smith A., Rainie L. Politics Goes Viral Online. Available at: http://pewresearch.org/pubs/869/politicsgoes-viral-online.
30. Smith A. The Internet's Role in Campaign 2008. Online social networking sites served as a hub for sharing political interests and affiliations with friends. Available at: http://pewresearch.org/pubs/1192/internetpolitics-campaign-2008.