Научная статья на тему 'ФОРМИРОВАНИЕ НОВОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ'

ФОРМИРОВАНИЕ НОВОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
90
17
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Емельянович Ирина

Интервью с министром образования Республики Беларусь Игорем Карпенко о цифровизации отечественной высшей школы, совершенствовании традиционных моделей обучения, адаптации вузов к новым условиям деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FORMATION OF A NEW EDUCATIONAL ENVIRONMENT

It is the interview with the Minister of Education of the Republic of Belarus Igor Karpenko on the digitalization of domestic higher education, improving traditional models of education, adjusting the universities to new working conditions.

Текст научной работы на тему «ФОРМИРОВАНИЕ НОВОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ»

АРХИТЕКТУРА высшей школы

ФОРМИРОВАНИЕ НОВОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ I

СРЕДЫ

— Дистанционное обучение в отечественных вузах в большинстве случаев организовано на университетских платформах онлайн-обучения, базирующихся на распространенной платформе Моо^е и собственных программных приложениях. Созданы личные кабинеты обучающихся и преподавателей, в которых размещены задания, лекционные материалы и другая необходимая информация. Разрабатываются учебные материалы, ориентированные на новую систему обучения: мультимедийные кейсы в реальном времени, интерактивное групповое и индивидуальное моделирование, персональные материалы и инструменты для оценки уровня знаний. Так, к примеру, в БГУ уже создана своя электронная библиотека образовательных ресурсов. При этом в вузах обеспечены безопасность хранения данных и их конфиденциальность. Для организации обратной связи со студентом используются все виды известных способов электронных коммуникаций: вебинары, чаты, форумы и т.д.

— Игорь Васильевич, планируется ли в связи с активной цифровой трансформацией буквально всех сфер жизнедеятельности переоценка образовательных стандартов?

— Не только планируется, но и реализуется уже в течение нескольких лет. В 2018 г. были пересмотрены 113 образовательных стандартов высшего образования I ступени - 29% от общего количества специальностей, а в прошлом году они изменены по всем 153 специальностям магистратуры. На базе новых стандартов планируем повысить качество и конкурентоспособность образования, фундамен-

Отечественная высшая школа переживает период активной цифрови-зации, влекущей за собой повсеместное использование информационных технологий в образовательном процессе, совершенствование традиционных моделей обучения, выстраивание для каждого студента персональной траектории образования. Как адаптируются вузы к новым условиям деятельности, возникают ли сложности с организацией коллективной работы студентов в режиме онлайн, достаточно ли имеющейся нормативной базы для организации образовательного процесса по-новому - об этом мы узнали у министра образования Республики Беларусь Игоря КАРПЕНКО.

66 НАУКА И ИННОВАЦИИ / №7 (209) / Июль 2020 /

http://innosfera.by

тальность и актуальность его содержания, расширить практические возможности сетевого обучения, а также, что немаловажно, укрепить связь с рынком труда и обеспечить возможность оперативно реагировать на его запросы. Стандарты поколения 3+ разрабатываются на основе компетентностного подхода, преемственности обучения на различных ступенях основного образования. При этом используется модульное проектирование содержания обучающих программ и реализации системы оценивания. Модульный принцип предполагает, что образовательная программа состоит из обязательных модулей, ориентированных на формирование компетенций и определяющих суть подготовки по специальности, и модулей вариативных - регулирующих глубину и направленность обучения. Применение этого подхода в образовательных стандартах поколения 3+ обусловлено стремлением обеспечить гибкость программ и технологичность их проектирования, а также необходимостью создать условия для упрощения взаимного признания вузами результатов обучения, широкого информирования всех заинтересованных лиц об обеспечении качества обучения. В ближайшее время планируем пересмотреть действующие образовательные стандарты прежних поколений по оставшимся специальностям высшего образования I ступени - 71% от общего количества. Уже сейчас эта работа начата, причем на основе использования профессиональных стандартов, в которых отражены характеристики трудовых функций и требования, предъявляемые к квалификации специалиста. Такой подход позволит актуализировать содержание образования с учетом специфики

http://innosfera.by

производства, особенностей рынка труда и пожеланий заказчиков кадров.

— Обеспечены ли нормативной правовой базой подготовка и проведение образовательного процесса на основе технологий дистанционного обучения?

— В нашей стране сформирована достаточная нормативная правовая база для осуществления цифровой трансформации системы образования. Разработан и реализуется ряд государственных программ и стратегий, в том числе Стратегия развития информатизации в Республике Беларусь, Государственная программа развития цифровой экономики и информационного общества, проект «Модернизация системы образования Республики Беларусь», Концепция Республиканской информационно-образовательной среды и др. В целях систематизации работы в этом сегменте Министерством образования была подготовлена и принята в марте 2019 г. Концепция цифровой трансформации процессов в системе образования Республики Беларусь на 2019-2025 гг. Ее реализация предусматривает создание республиканской информационно-образовательной среды, неотъемлемой частью которой станет выполнение проекта «Электронная школа». В последующем он трансформируется в проект «Электронное образование» и будет включать «Электронный детский сад», «Электронную школу», «Электронный колледж», «Цифровой университет». Главная цель этого документа - технологическое, информационное и аналитическое обеспечение цифровой трансформации националь-

/№7(209) / Июль 2020/ НАУКА И ИННОВАЦИИ 67

АРХИТЕКТУРА высшей школы

ной системы образования. Концепция включает в себя в том числе и аспекты дистанционного обучения как формы образовательного процесса, при которой взаимодействие обучающихся и педагогов осуществляется преимущественно с помощью современных информационных и коммуникационных технологий. Такая форма обучения уже достаточно широко используется при организации самостоятельной работы обучающихся в рамках, предусмотренных учебно-программной документацией. В соответствии с Кодексом Республики Беларусь об образовании, дистанционное получение образования является видом заочной формы. Его осуществляют 14 вузов по более чем 25 специальностям, а также широко применяют при реализации программ дополнительного образования взрослых (повышение квалификации и переподготовка). Здесь уже накоплен определенный опыт программно-технического, педагогического и учебно-методического обеспечения дистанционного обучения. Что касается учреждений высшего образования, то действующая нормативная правовая база позволяет им регулировать вопросы применения новых технологий с помощью внутренних положений, принимаемых Советами вузов.

— Существует ли в белорусских университетах система электронного управления вузом и готовы ли преподаватели к работе дистанционно?

— Все отечественные учреждения высшего образования имеют электронные системы управления, включающие систему регистрации и отбора поступающих - «абитуриент» и систему контроля обучения - «деканат». Эти системы отличаются лишь формой программной реализации в связи с различной предысторией организационно-технического развития вузов. Преподавательский корпус учреждений высшего образования республики в целом технологически неплохо подготовлен к работе со студентами в дистанционном режиме обучения. Педагоги регулярно проходят повышение квалификации для закрепления имеющихся и освоения новых компетенций в области применения информационно-коммуникационных технологий в научно-педагогической деятельности. Исторически научно-методический эталон в этой сфере задает Республиканский институт высшей школы. В то же время следует отметить, что дистанционное обучение - относительно новое явление в системе образования. И говорить о том, что

абсолютно все педагоги имеют достаточный опыт и психолого-педагогические навыки взаимодействия с массовой «невидимой» студенческой аудиторией, пока преждевременно. Но мы работаем над созданием технологических условий для эффективных невербальных коммуникаций преподавателя и студента. Более того, речь идет об интеграции имеющегося вузовского творческого научно-педагогического потенциала для решения этой задачи. И не только этой. Практико-ориентирован-ная подготовка кадров, в особенности по специальностям профиля образования «Техника и технологии», военным и медицинским, требует постоянного обновления дорогостоящего оборудования, программного обеспечения. А ведь каждое учреждение образования всем этим не оснастишь. Выход мы видим в сетевой форме взаимодействия, позволяющей обучающимся одного учреждения образования освоить содержание части учебной программы с использованием ресурсного обеспечения другого вуза.

— Есть ли в системе образования

структуры, выступающие в качестве

локомотивов цифровизации?

— Конечно. Они есть на каждом уровне образования: среди детских садов, учреждений общего среднего образования, профессиональных лицеев, колледжей и вузов. В качестве примера могу назвать Белорусский государственный университет информатики и радиоэлектроники. Это наш «цифровой университет». Он осуществляет совершенствование учебно-воспитательного процесса на основе развития информационно-коммуникационных технологий. По поручению Министерства образования еще 12 вузов в рамках эксперимента на основе собственного потенциала и опыта БГУИР разработали и сейчас реализуют свои проекты цифровиза-ции образовательного процесса, управления вузом, системы безопасности и иных аспектов на основе информационных технологий. Аналогичные подходы формируются и для других видов учреждений образования.

Ирина ЕМЕЛЬЯНОВИЧ

68 НАУКА И ИННОВАЦИИ / №7 (209) / Июль 2020 /

http://innosfera.by

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.