АРХИТЕКТУРА высшей школы
ФОРМИРОВАНИЕ НОВОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ I
СРЕДЫ
— Дистанционное обучение в отечественных вузах в большинстве случаев организовано на университетских платформах онлайн-обучения, базирующихся на распространенной платформе Моо^е и собственных программных приложениях. Созданы личные кабинеты обучающихся и преподавателей, в которых размещены задания, лекционные материалы и другая необходимая информация. Разрабатываются учебные материалы, ориентированные на новую систему обучения: мультимедийные кейсы в реальном времени, интерактивное групповое и индивидуальное моделирование, персональные материалы и инструменты для оценки уровня знаний. Так, к примеру, в БГУ уже создана своя электронная библиотека образовательных ресурсов. При этом в вузах обеспечены безопасность хранения данных и их конфиденциальность. Для организации обратной связи со студентом используются все виды известных способов электронных коммуникаций: вебинары, чаты, форумы и т.д.
— Игорь Васильевич, планируется ли в связи с активной цифровой трансформацией буквально всех сфер жизнедеятельности переоценка образовательных стандартов?
— Не только планируется, но и реализуется уже в течение нескольких лет. В 2018 г. были пересмотрены 113 образовательных стандартов высшего образования I ступени - 29% от общего количества специальностей, а в прошлом году они изменены по всем 153 специальностям магистратуры. На базе новых стандартов планируем повысить качество и конкурентоспособность образования, фундамен-
Отечественная высшая школа переживает период активной цифрови-зации, влекущей за собой повсеместное использование информационных технологий в образовательном процессе, совершенствование традиционных моделей обучения, выстраивание для каждого студента персональной траектории образования. Как адаптируются вузы к новым условиям деятельности, возникают ли сложности с организацией коллективной работы студентов в режиме онлайн, достаточно ли имеющейся нормативной базы для организации образовательного процесса по-новому - об этом мы узнали у министра образования Республики Беларусь Игоря КАРПЕНКО.
66 НАУКА И ИННОВАЦИИ / №7 (209) / Июль 2020 /
http://innosfera.by
тальность и актуальность его содержания, расширить практические возможности сетевого обучения, а также, что немаловажно, укрепить связь с рынком труда и обеспечить возможность оперативно реагировать на его запросы. Стандарты поколения 3+ разрабатываются на основе компетентностного подхода, преемственности обучения на различных ступенях основного образования. При этом используется модульное проектирование содержания обучающих программ и реализации системы оценивания. Модульный принцип предполагает, что образовательная программа состоит из обязательных модулей, ориентированных на формирование компетенций и определяющих суть подготовки по специальности, и модулей вариативных - регулирующих глубину и направленность обучения. Применение этого подхода в образовательных стандартах поколения 3+ обусловлено стремлением обеспечить гибкость программ и технологичность их проектирования, а также необходимостью создать условия для упрощения взаимного признания вузами результатов обучения, широкого информирования всех заинтересованных лиц об обеспечении качества обучения. В ближайшее время планируем пересмотреть действующие образовательные стандарты прежних поколений по оставшимся специальностям высшего образования I ступени - 71% от общего количества. Уже сейчас эта работа начата, причем на основе использования профессиональных стандартов, в которых отражены характеристики трудовых функций и требования, предъявляемые к квалификации специалиста. Такой подход позволит актуализировать содержание образования с учетом специфики
http://innosfera.by
производства, особенностей рынка труда и пожеланий заказчиков кадров.
— Обеспечены ли нормативной правовой базой подготовка и проведение образовательного процесса на основе технологий дистанционного обучения?
— В нашей стране сформирована достаточная нормативная правовая база для осуществления цифровой трансформации системы образования. Разработан и реализуется ряд государственных программ и стратегий, в том числе Стратегия развития информатизации в Республике Беларусь, Государственная программа развития цифровой экономики и информационного общества, проект «Модернизация системы образования Республики Беларусь», Концепция Республиканской информационно-образовательной среды и др. В целях систематизации работы в этом сегменте Министерством образования была подготовлена и принята в марте 2019 г. Концепция цифровой трансформации процессов в системе образования Республики Беларусь на 2019-2025 гг. Ее реализация предусматривает создание республиканской информационно-образовательной среды, неотъемлемой частью которой станет выполнение проекта «Электронная школа». В последующем он трансформируется в проект «Электронное образование» и будет включать «Электронный детский сад», «Электронную школу», «Электронный колледж», «Цифровой университет». Главная цель этого документа - технологическое, информационное и аналитическое обеспечение цифровой трансформации националь-
/№7(209) / Июль 2020/ НАУКА И ИННОВАЦИИ 67
АРХИТЕКТУРА высшей школы
ной системы образования. Концепция включает в себя в том числе и аспекты дистанционного обучения как формы образовательного процесса, при которой взаимодействие обучающихся и педагогов осуществляется преимущественно с помощью современных информационных и коммуникационных технологий. Такая форма обучения уже достаточно широко используется при организации самостоятельной работы обучающихся в рамках, предусмотренных учебно-программной документацией. В соответствии с Кодексом Республики Беларусь об образовании, дистанционное получение образования является видом заочной формы. Его осуществляют 14 вузов по более чем 25 специальностям, а также широко применяют при реализации программ дополнительного образования взрослых (повышение квалификации и переподготовка). Здесь уже накоплен определенный опыт программно-технического, педагогического и учебно-методического обеспечения дистанционного обучения. Что касается учреждений высшего образования, то действующая нормативная правовая база позволяет им регулировать вопросы применения новых технологий с помощью внутренних положений, принимаемых Советами вузов.
— Существует ли в белорусских университетах система электронного управления вузом и готовы ли преподаватели к работе дистанционно?
— Все отечественные учреждения высшего образования имеют электронные системы управления, включающие систему регистрации и отбора поступающих - «абитуриент» и систему контроля обучения - «деканат». Эти системы отличаются лишь формой программной реализации в связи с различной предысторией организационно-технического развития вузов. Преподавательский корпус учреждений высшего образования республики в целом технологически неплохо подготовлен к работе со студентами в дистанционном режиме обучения. Педагоги регулярно проходят повышение квалификации для закрепления имеющихся и освоения новых компетенций в области применения информационно-коммуникационных технологий в научно-педагогической деятельности. Исторически научно-методический эталон в этой сфере задает Республиканский институт высшей школы. В то же время следует отметить, что дистанционное обучение - относительно новое явление в системе образования. И говорить о том, что
абсолютно все педагоги имеют достаточный опыт и психолого-педагогические навыки взаимодействия с массовой «невидимой» студенческой аудиторией, пока преждевременно. Но мы работаем над созданием технологических условий для эффективных невербальных коммуникаций преподавателя и студента. Более того, речь идет об интеграции имеющегося вузовского творческого научно-педагогического потенциала для решения этой задачи. И не только этой. Практико-ориентирован-ная подготовка кадров, в особенности по специальностям профиля образования «Техника и технологии», военным и медицинским, требует постоянного обновления дорогостоящего оборудования, программного обеспечения. А ведь каждое учреждение образования всем этим не оснастишь. Выход мы видим в сетевой форме взаимодействия, позволяющей обучающимся одного учреждения образования освоить содержание части учебной программы с использованием ресурсного обеспечения другого вуза.
— Есть ли в системе образования
структуры, выступающие в качестве
локомотивов цифровизации?
— Конечно. Они есть на каждом уровне образования: среди детских садов, учреждений общего среднего образования, профессиональных лицеев, колледжей и вузов. В качестве примера могу назвать Белорусский государственный университет информатики и радиоэлектроники. Это наш «цифровой университет». Он осуществляет совершенствование учебно-воспитательного процесса на основе развития информационно-коммуникационных технологий. По поручению Министерства образования еще 12 вузов в рамках эксперимента на основе собственного потенциала и опыта БГУИР разработали и сейчас реализуют свои проекты цифровиза-ции образовательного процесса, управления вузом, системы безопасности и иных аспектов на основе информационных технологий. Аналогичные подходы формируются и для других видов учреждений образования.
Ирина ЕМЕЛЬЯНОВИЧ
68 НАУКА И ИННОВАЦИИ / №7 (209) / Июль 2020 /
http://innosfera.by