ДИСТАНЦИОННОЕ ОБУЧЕНИЕ - новая нормальность
ГЛОБАЛЬНАЯ ЦИФРОВАЯ
Глобальная цифровая трансформация общества существенно меняет сложившиеся процессы всех сфер деятельности человека, в том числе и образования. Стремительное ускорение происходящих изменений привело к возникновению концепции обучения в течение всей жизни. В такой ситуации неизбежно возрастает нагрузка на систему образования как с точки зрения количества обучающихся, так и содержания программ [1]. Эксперты отмечают, что в условиях цифровизации образование выходит за стены университетов, наблюдаются тенденции встраивания ресурсов вузов в глобальную цифровую экоси-
стему и глобализация учебного пространства [2].
Необходимость трансформации в названной сфере, поиск новых форм и методов привели к возникновению концепции цифрового университета, внедрение инструментов которого активно обсуждается и в Республике Беларусь [3, 4]. Ключевой признак здесь - наличие комплексной многоуровневой интегрированной среды на основе информационно-коммуникационных технологий, представляющей широкий спектр функциональных возможностей, которые включают, но не ограничиваются автоматизацией и управлением бизнес-процессами и ресурсами вуза,
разработкой и управлением образовательным контентом, интеграцией с информационными системами республиканского уровня, выстраиванием образовательных траекторий в соответствии с потребностями обучающихся [5].
Основой такой среды является ИТ-инфраструктура учебного заведения. Представляется перспективным выстраивать ее с использованием облачных решений и виртуализации. При этом возможно как развитие собственного полноценного центра обработки данных (ЦОД), так и использование возможностей ЦОД сторонних организаций, представляющих весь спектр решений классов 1ааБ (инфраструктура как услуга), Раа8 (плат-
Валерий Прытков,
проректор по учебной работе БГУИР, кандидат технических наук
Евгений Шнейдеров,
декан факультета инновационного непрерывного образования БГУИР, кандидат технических наук
Сергей Мигалевич,
начальник центр информатизации и инновационных разработокБГУИР
форма как услуга), БааБ (программное обеспечение как услуга).
В частности, в БГУИР ИТ-инфраструктура включает корпоративную сеть из более чем 2600 компьютеров, 18 серверов и свыше 270 коммутаторов. Постоянно расширяется зона то-А, насчитывающая на сегодня 60 точек доступа, 20 из которых введены за последний год. ЦОД БГУИР содержит 16 хостов (118 процессорных ядер, 3 Тб ОЗУ) и системы хранения данных общей емкостью 360 Тб.
Развитая ИТ-инфраструктура дает возможность полноценной цифровизации бизнес-процессов. В первую очередь она должна коснуться бухгалтерского и кадрового учета, финансового планирования, управления образовательным процессом (распределение нагрузки,составление расписания, актуализация учебных планов, учет контингента обучающихся, результатов их аттестации, организация процесса зачисления в вуз и т.п.).
Все названные системы должны быть интегрированы, они будут являться элементами единой архитектуры. Такие решения позволяют без существенных
затрат добавлять в систему новый функционал, предоставлять обучающимся дополнительные сервисы, например личный кабинет, где студенты могут отслеживать результаты своей аттестации, заказывать справки и ведомости, получать иную необходимую информацию.
Интегрированная информационная система (ИИС) БГУИР, реализующая задачи по управлению учебным процессом, использует две платформы (на базе 1С и на основе веб-технологий). Началось объединение подсистем бухгалтерского и кадро-
вого учета на платформе 1С ERP. Важный элемент ИИС БГУИР -общее хранилище, содержащее данные, необходимые для работы большинства приложений. Доступ к ресурсам (сервисам, ИИС, локальной сети) представляет единая учетная запись пользователя (работника либо обучающегося), например к сервисам пакета Office 365 для вузов, что позволяет использовать сервис Teams для проведения видеоконференций.
В настоящее время в мире активно изучается применение систем искусственного интеллекта как для оптимизации задействования ресурсов и повышения качества управления, так и формирования индивидуальных образовательных траекторий. Результаты исследований в этом направлении регулярно обсуждаются на международных конференциях, например, в 2019 г. -Artificial Intelligence in Education (Чикаго), International Workshop on Artificial Intelligence and Education (Сингапур), Planning Education in the AI Era: Lead the leap (Пекин).
Существенным элементом в условиях цифровой трансформации является использование дистанционных образовательных
Фрагмент рейтинга «Технологии» по данным Coursera Global Skills Index 2019
http://innosfera.by
/ №6 (208) / Июнь 2020 / НАУКА И ИННОВАЦИИ 31
ДИСТАНЦИОННОЕ ОБУЧЕНИЕ - новая нормальность
технологий, что позволяет масштабировать процесс обучения. Платформы массовых открытых онлайн-курсов (МООК) позволяют желающим учиться в удобное время в удобном месте, а их применение существенно повышает гибкость обучения,создает предпосылки для реализации индивидуальных образовательных траекторий [1]. Таких платформ уже десятки, и постоянно появляются новые. Среди них Coursera, Udacity, edX, «Open University» (Великобритания), MIT Online Course (США), FUN (Франция), Futurelearn (Великобритания), XuetangX (Китай), «Российская национальная платформа открытого образования». Популярность МООК постоянно возрастает. Так, МООК курс MIT по электрическим цепям и электронике в первый год после запуска изучали 155 тыс. слушателей из 162 стран, а в 2019 г. их число достигло 500 тыс. [6]. В США, лидирующих в данном направлении, количество студентов, прошедших, по крайней мере, один дистанционный курс, достигло 6 359 121, что составляет 31,6% от их общего числа, при этом ежегодный прирост доходит до 5% [7].
В Республике Беларусь наблюдается высокий уровень подготовки в сфере современных технологий, в частности, мы находимся на передовых позициях в области программной инженерии, компьютерных сетей, операционных систем, а по базам данных являемся лидерами (в исследовании использовались данные по 60 странам) [8]. Такая ситуация создает благоприятную среду для развития дистанционных образовательных технологий в стране.
Наиболее популярной системой электронного обучения (СЭО) в вузах республики является Moodle LMS, представляющая
собой открытую модульную платформу, что дает возможность гибко адаптировать ее под задачи конкретного учреждения образования.
В текущем учебном году в Белорусском государственном университете информатики и радиоэлектроники реализовывается экспериментальный проект «Апробация дистанционной формы получения образования по ИТ-специальностям в рамках трансформации БГУИР в «Цифровой университет». Для дистанционного обучения используется также СЭО Moodle ЬМ8, при этом в нее интегрирован ряд модулей, включая BigBlueButton, позволяющий организовывать видеоконференции, и виртуальную лабораторию программирования УРЬ, поддерживающую проверку кода на нескольких языках программирования.
С точки зрения развития сервисов дистанционного обучения перспективным выглядит исполь-
зование электронного договора либо публичной оферты, а также проработка вопросов дистанционной аттестации на базе систем прокторинга.
Стоит отметить, что своего рода лакмусовой бумажкой уровня готовности высших учебных заведений нашей страны к цифровой трансформации выступила пандемия СОУГО-19. В короткие сроки вузы организовали образовательный процесс на основе различных образовательных технологий, позволяющих обеспечивать взаимодействие обучающихся и педагогов опосредованно (на расстоянии), в том числе с использованием информационно-коммуникационных технологий. И хотя нам еще предстоит дать полноценный анализ данного процесса, но уже можно сделать вывод, что в целом это было реализовано достаточно успешно.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1. Прытков В.А., Шнейдеров Е.Н., Мигалевич С.А. Дистанционное образование как неотъемлемый атрибут современного университета // Дистанционное обучение - образовательная среда XXI века: мат. IX межд. науч.-мет. конф. - Минск., 2019. С. 28-29.
2. Тульчинский Г.Л. Цифровая трансформация образования: вызовы высшей школе // Философские науки. 2017. №6. С. 121-136. // https://www.phisci.info/jour/article/view/371/372#.
3. Богуш В.А. и др. Три компоненты цифрового университета // Цифровая трансформация образования: сб. мат. 2-й Межд. науч.-практ. конф., Минск, 27 марта 2019 г. // http://dtconf.unibel.by/doc/Conference_2019.pdf.
4. Курбацкий В.Н. Реализация индивидуального потенциала студента как основа стратегии развития цифрового университета // Роль университетского образования и науки в современном обществе: материалы междунар. науч. конф. // Минск, 26-27 февр. 2019 г. // http://elib.bsu.by/bitstream/123456789/231960/1/474-480.pdf.
5. Богуш В.А., Прытков В.А. Основные элементы цифровой инфраструктуры современного университета // Высшая школа: проблемы и перспективы: сборник материалов XIV Межд. науч.-метод. конф. // http://www. elib.bsu.by/bitstream/123456789/234451/1/Конф_ВШ_19.pdf.
6. EdX 2020 Impact Report. // https://www.edx.org/sites/default/files/2020-impact-report.pdf.
7. Seaman J.E., Allen I.E., Seaman J. Grade Increase: Tracking Distance Education in the United States. Babson Survey Research Group, 2018. // http://onlinelearningsurvey.com/reports/gradeincrease.pdf.
8. Coursera Global Skills Index 2019. // https://www.coursera.org/gsi/.
^djy http://innosfera.by/2020/06/distance_learning