БРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ
ТЕХНОЛОГИИ
КАК ОСНОВА ЭФФЕКТИВНОГО ОБУЧЕНИЯ
I
Аннотация. В статье проанализирована роль Центра образовательных технологий в процессе создания цифрового образовательного пространства Академии управления при Президенте Республики Беларусь.
Ключевые слова:
информационно-
коммуникационные
технологии,
дистанционное обучение, образовательные технологии, ИКТ-компетенции, Центр образовательных технологий.
Юлия Хватик,
начальник отдела дистанционного обучения управления образовательной деятельности Академии управления при Президенте Республики Беларусь, кандидат юридических наук
Принятие Государственной программы развития цифровой экономики и информационного общества Республики Беларусь на 2016-2020 гг. [1] обусловило системный переход к активному внедрению информационно-коммуникационных технологий и созданию цифрового образовательного пространства. Сегодня предъявляются качественно иные требования к образовательным технологиям и в итоге - к компетенциям выпускников.
Нельзя забывать и о том, что изменился сам обучающийся, его возможности и потребности. Постоянное использование гаджетов (смартфонов, планшетов), доступность подключения к сети Интернет привели к трансформации способов восприятия данных. Следует согласиться с тезисом о том, что «традиционные способы мышления, приема, обработки, хранения информации неумолимо изменяются, и разница в мышлении поколений проявляется все сильнее» [2].
Актуальность проблем применения инновационных технологий и методов, превращение современных университетов в цифровые площадки для создания и развития новых практик интеграции классических типов учебного взаимодействия обусловливают важность анализа
ДИСТАНЦИОННОЕ ОБУЧЕНИЕ - новая нормальность
практики использования информационных технологий в образовательной деятельности Академии управления при Президенте Республики Беларусь.
В условиях цифровизации экономики актуален дефицит компетентных кадров, способных эффективно участвовать в создании и реализации инновационных государственных проектов. Для их подготовки необходимо должным образом модернизировать систему образования и профессиональной подготовки, работать в режиме реального времени над совершенствованием программ, поскольку государственные служащие и сотрудники государственных органов должны владеть навыками обучения в течение всей жизни по индивидуальному учебному плану с помощью возможностей Интернета.
В рамках визита Главы государства в Академию управления в октябре 2019 г. были обозначены аспекты, характеризующие подход к использованию образовательных технологий для организации эффективного обучения. Основные из них следующие. Во-первых, «следить за самыми передовыми технологиями в своей области, на их основе выстраивать учебный процесс. Системным должно быть участие в учебном процессе действующих управленцев» [3]. Во-вторых, осуществлять строгий
отбор обучающихся на основании глубокой базовой подготовки и потенциала кадрового резерва, предусматривающий построение индивидуальных образовательных траекторий. В-третьих, внедрять практико-ориентированное обучение для решения конкретных управленческих задач с использованием современных ИКТ.
В Академии управления с момента ее создания уделяется особое внимание внедрению инновационных образовательных технологий. Так, в 2001 г. был создан Центр образовательных технологий (ЦОТ), которому в январе 2019 г. присвоили статус самостоятельного подразделения, что обеспечило мощный импульс его дальнейшему развитию (рис.)
Центр ставил перед собой задачи продвижения технологий, внедрения онлайн-обучения, создания условий, способствующих изменению существующих образовательных моделей на основе цифровых технологий, развития смешанного обучения и т.д., стремился обеспечить вариативность и качество преподавания, прозрачность в управлении обучением посредством использования системы LMS Moodle. Словом, в ЦОТ проводилась комплексная работа по созданию современной информационной образовательной среды на основе адаптивной системы
Рисунок. Деятельность Центра образовательных технологий Академии управления при Президенте Республики Беларусь
34 НАУКА И ИННОВАЦИИ / №6 (208) / Июнь 2020 /
http://innosfera.by
управления обучением, способной трансформироваться под любые потребности как учебного заведения, так и обучающихся.
С октября 2019 г. ЦОТ был преобразован в отдел дистанционного обучения Академии управления при Президенте Республики Беларусь, сотрудники которого продолжают работу по направлениям центра.
Совершенствование системы дистанционного обучения
В Академии управления еще в 2001 г. была разработана и внедрена система дистанционного образования для заочной формы по специальности «Государственное управление и экономика» [4], представляющая собой совокупность аппаратно-программного и организационно-методического обеспечения с едиными технологическими средствами ведения учебного процесса, его информационной поддержкой, реализованной на основе LMS WEBST. Ее содержательное наполнение составляли электронные образовательные ресурсы с учебными и информационными базами данных, целевыми учебно-методическими комплексами и др.
В сентябре 2019 г. в Академии управления была внедрена система дистанционного обучения LMS Moodle. Благодаря своей простоте и удобству она была позитивно воспринята как педагогическими работниками, так и студентами. Этому предшествовало обучение педагогического состава Академии использованию методического инструментария для обеспечения модели смешанного обучения, в котором доля дистанционного в общем образовательном процессе составляет 25-45%. Преподаватель при этом вносит соответствующие изменения в программу курса, выделяя темы, которые можно перенести в электронный формат. В дальнейшем предстоит проводить видео-и аудиолекции, разрабатывать задания, кейсы, игры, темы для виртуальных дискуссий, задания для самопроверки (тесты-тренажеры), контрольные вопросы, критерии оценки заданий, подбирать дополнительный учебный контент (научные статьи, ссылки на видеолекции, записи выступлений на конференциях) и др. Такие новации, модернизируемые под потребности обучаемых, обеспечат методическую основу образовательного процесса и будут приоритетным направлением развития в ближайшие 2-3 года.
По состоянию на 30 апреля 2020 г. в LMS Moodle Академии управления совместными усилиями отдела дистанционного обучения и педагогическими
работниками создано 380 электронных курсов, зарегистрировано 4200 пользователей, ежедневно в системе работают и обучаются до 2800 человек [5].
Так, сотрудники отдела оказывают фактически круглосуточную методическую поддержку в создании дистанционных электронных курсов и выборе наиболее эффективных образовательных инструментов исходя из целей дисциплины, помощь в организации вебинаров, видеоконференций и другого онлайн-взаимодействия преподавателя со слушателями.
Внедрение новых образовательных инструментов на основе ИКТ
На одном из научно-методических семинаров, проведенном в Академии управления, ЦОТ были разработаны и обсуждены такие категории как базовая и полная ИКТ-компетентность педагогического работника. По нашему мнению, первая должна подразумевать представление о функционировании персонального компьютера, современных гадже-тов; овладение методическими основами подготовки наглядных образовательных материалов средствами Microsoft Office; использование Интернета для поиска и систематизации информации в педагогической деятельности.
Полная ИКТ-компетентность педагога должна включать владение приемами дистанционных образовательных технологий (LMS MOODLE и пр.), в том числе для организации смешанного обучения; умение применять облачные технологии (сервисы Google и пр.), современные ИКТ для геймифи-кации образовательного процесса (Kahoot, Quizlet, LearningApps и пр.), сервисы визуализации информации, графические редакторы (Canva, Microsoft Visio и пр.).
Исходя из этого для педагогических и методических работников Академии управления с января по август 2019 г. было организовано 17 образовательных мероприятий, среди которых «Создание медиа-учебника с использованием возможностей Microsoft Office»; «Технология интерактивных опросов, тестов и дискуссий на основе платформы Kahoot»; «Способы и средства создания эффективных презентаций с использованием программы «Microsoft PowerPoint»»; «Использование облачных технологий в эффективном образовательном процессе»; «Prezi -инструмент для создания интерактивной презентации в режим»; «Современные средства и методы организации учебного процесса» и др. В результате обучение прошли 345 педагогов.
ДИСТАНЦИОННОЕ ОБУЧЕНИЕ - новая нормальность
Разработка и реализация новейших курсов, семинаров и тренингов
В рамках данного направления деятельности была сформулирована концепция «Школы совершенствования ИКТ-компетенций преподавателя высшей школы», которая пока не реализована.
Создан проект программы корпоративного повышения квалификации «Современные информационно-коммуникационные технологии в управленческой деятельности». Она включает разделы, посвященные основным понятиям и структуре ИКТ и информационных систем управления непрерывным образованием; формам и методам управленческой деятельности на базе цифровых технологий; актуальным тенденциям в сфере образования; принципам защиты информации и безопасного использования современных ИКТ в управленческой деятельности. Цели данной программы - дать слушателям комплексные и системные знания и навыки в предметной области, обучить их эффективному инструментарию данных технологий для непрерывного образования, управления рисками, возникающими в ходе процессов цифровой трансформации общественного и государственного пространств.
Нынешнее время исключительно интересное и насыщенное как для вузов, так и для педагогических работников. Цифровизация образования ставит перед нами оперативные задачи, которые успешно решаются при условии комплексного подхода, командной работы и нацеленности на общий результат. У преемника Центра образовательных технологий - отдела дистанционного обучения Академии управления - много планов по организации эффективного обучения в новом образовательном пространстве. Среди них - онлайн-курсы для государственных служащих, запись видеолекций, проведение вебинаров и многое другое.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1. Государственная программа развития цифровой экономики и информационного общества Республики Беларусь на 2016-2020 гг. // https://www.pravo.by/ (1осите^/?дш(1=3871&р0=С21600235/.
2. Сморгунова В.Ю., Калинина Е.Ю. Современные образовательные технологии в обучении на юридическом факультете: формирование правосознания и становление профессионала / Сморгунова В.Ю., Калинина Е.Ю. // Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. 2019. №191. С. 21-31.
3. Посещение Академии управления при Президенте Республики Беларусь // http://president.gov.by/ru/news_ru/view/poseschenie-akademii-upravlenija-pri-prezidente-belarusi-22227/.
4. Образовательный портал ЕР ИОС НОКОУ Академии управления // http://web6. pac.by/sdo/.
5. Сайт системы дистанционного обучения Академии управления при Президенте Республики Беларусь // http://smoodle.pac.by/.
36
НАУКА И ИННОВАЦИИ / №6 (208) / Июнь 2020 /