Научная статья на тему 'ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ КАК ОСНОВА ЭФФЕКТИВНОГО ОБУЧЕНИЯ'

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ КАК ОСНОВА ЭФФЕКТИВНОГО ОБУЧЕНИЯ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
68
14
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / ДИСТАНЦИОННОЕ ОБУЧЕНИЕ / ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / ИКТ-КОМПЕТЕНЦИИ / ЦЕНТР ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Хватик Юлия

В статье проанализирована роль Центра образовательных технологий в процессе создания цифрового образовательного пространства Академии управления при Президенте Республики Беларусь.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

EDUCATIONAL TECHNOLOGIES AS THE BASIS FOR EFFECTIVE LEARNING

The article analyzes the role of the Center for Educational Technologies in the process of creating the digital educational area in the Academy of Public Administration under the President of the Republic of Belarus.

Текст научной работы на тему «ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ КАК ОСНОВА ЭФФЕКТИВНОГО ОБУЧЕНИЯ»



БРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ

ТЕХНОЛОГИИ

КАК ОСНОВА ЭФФЕКТИВНОГО ОБУЧЕНИЯ

I

Аннотация. В статье проанализирована роль Центра образовательных технологий в процессе создания цифрового образовательного пространства Академии управления при Президенте Республики Беларусь.

Ключевые слова:

информационно-

коммуникационные

технологии,

дистанционное обучение, образовательные технологии, ИКТ-компетенции, Центр образовательных технологий.

Юлия Хватик,

начальник отдела дистанционного обучения управления образовательной деятельности Академии управления при Президенте Республики Беларусь, кандидат юридических наук

Принятие Государственной программы развития цифровой экономики и информационного общества Республики Беларусь на 2016-2020 гг. [1] обусловило системный переход к активному внедрению информационно-коммуникационных технологий и созданию цифрового образовательного пространства. Сегодня предъявляются качественно иные требования к образовательным технологиям и в итоге - к компетенциям выпускников.

Нельзя забывать и о том, что изменился сам обучающийся, его возможности и потребности. Постоянное использование гаджетов (смартфонов, планшетов), доступность подключения к сети Интернет привели к трансформации способов восприятия данных. Следует согласиться с тезисом о том, что «традиционные способы мышления, приема, обработки, хранения информации неумолимо изменяются, и разница в мышлении поколений проявляется все сильнее» [2].

Актуальность проблем применения инновационных технологий и методов, превращение современных университетов в цифровые площадки для создания и развития новых практик интеграции классических типов учебного взаимодействия обусловливают важность анализа

ДИСТАНЦИОННОЕ ОБУЧЕНИЕ - новая нормальность

практики использования информационных технологий в образовательной деятельности Академии управления при Президенте Республики Беларусь.

В условиях цифровизации экономики актуален дефицит компетентных кадров, способных эффективно участвовать в создании и реализации инновационных государственных проектов. Для их подготовки необходимо должным образом модернизировать систему образования и профессиональной подготовки, работать в режиме реального времени над совершенствованием программ, поскольку государственные служащие и сотрудники государственных органов должны владеть навыками обучения в течение всей жизни по индивидуальному учебному плану с помощью возможностей Интернета.

В рамках визита Главы государства в Академию управления в октябре 2019 г. были обозначены аспекты, характеризующие подход к использованию образовательных технологий для организации эффективного обучения. Основные из них следующие. Во-первых, «следить за самыми передовыми технологиями в своей области, на их основе выстраивать учебный процесс. Системным должно быть участие в учебном процессе действующих управленцев» [3]. Во-вторых, осуществлять строгий

отбор обучающихся на основании глубокой базовой подготовки и потенциала кадрового резерва, предусматривающий построение индивидуальных образовательных траекторий. В-третьих, внедрять практико-ориентированное обучение для решения конкретных управленческих задач с использованием современных ИКТ.

В Академии управления с момента ее создания уделяется особое внимание внедрению инновационных образовательных технологий. Так, в 2001 г. был создан Центр образовательных технологий (ЦОТ), которому в январе 2019 г. присвоили статус самостоятельного подразделения, что обеспечило мощный импульс его дальнейшему развитию (рис.)

Центр ставил перед собой задачи продвижения технологий, внедрения онлайн-обучения, создания условий, способствующих изменению существующих образовательных моделей на основе цифровых технологий, развития смешанного обучения и т.д., стремился обеспечить вариативность и качество преподавания, прозрачность в управлении обучением посредством использования системы LMS Moodle. Словом, в ЦОТ проводилась комплексная работа по созданию современной информационной образовательной среды на основе адаптивной системы

Рисунок. Деятельность Центра образовательных технологий Академии управления при Президенте Республики Беларусь

34 НАУКА И ИННОВАЦИИ / №6 (208) / Июнь 2020 /

http://innosfera.by

управления обучением, способной трансформироваться под любые потребности как учебного заведения, так и обучающихся.

С октября 2019 г. ЦОТ был преобразован в отдел дистанционного обучения Академии управления при Президенте Республики Беларусь, сотрудники которого продолжают работу по направлениям центра.

Совершенствование системы дистанционного обучения

В Академии управления еще в 2001 г. была разработана и внедрена система дистанционного образования для заочной формы по специальности «Государственное управление и экономика» [4], представляющая собой совокупность аппаратно-программного и организационно-методического обеспечения с едиными технологическими средствами ведения учебного процесса, его информационной поддержкой, реализованной на основе LMS WEBST. Ее содержательное наполнение составляли электронные образовательные ресурсы с учебными и информационными базами данных, целевыми учебно-методическими комплексами и др.

В сентябре 2019 г. в Академии управления была внедрена система дистанционного обучения LMS Moodle. Благодаря своей простоте и удобству она была позитивно воспринята как педагогическими работниками, так и студентами. Этому предшествовало обучение педагогического состава Академии использованию методического инструментария для обеспечения модели смешанного обучения, в котором доля дистанционного в общем образовательном процессе составляет 25-45%. Преподаватель при этом вносит соответствующие изменения в программу курса, выделяя темы, которые можно перенести в электронный формат. В дальнейшем предстоит проводить видео-и аудиолекции, разрабатывать задания, кейсы, игры, темы для виртуальных дискуссий, задания для самопроверки (тесты-тренажеры), контрольные вопросы, критерии оценки заданий, подбирать дополнительный учебный контент (научные статьи, ссылки на видеолекции, записи выступлений на конференциях) и др. Такие новации, модернизируемые под потребности обучаемых, обеспечат методическую основу образовательного процесса и будут приоритетным направлением развития в ближайшие 2-3 года.

По состоянию на 30 апреля 2020 г. в LMS Moodle Академии управления совместными усилиями отдела дистанционного обучения и педагогическими

работниками создано 380 электронных курсов, зарегистрировано 4200 пользователей, ежедневно в системе работают и обучаются до 2800 человек [5].

Так, сотрудники отдела оказывают фактически круглосуточную методическую поддержку в создании дистанционных электронных курсов и выборе наиболее эффективных образовательных инструментов исходя из целей дисциплины, помощь в организации вебинаров, видеоконференций и другого онлайн-взаимодействия преподавателя со слушателями.

Внедрение новых образовательных инструментов на основе ИКТ

На одном из научно-методических семинаров, проведенном в Академии управления, ЦОТ были разработаны и обсуждены такие категории как базовая и полная ИКТ-компетентность педагогического работника. По нашему мнению, первая должна подразумевать представление о функционировании персонального компьютера, современных гадже-тов; овладение методическими основами подготовки наглядных образовательных материалов средствами Microsoft Office; использование Интернета для поиска и систематизации информации в педагогической деятельности.

Полная ИКТ-компетентность педагога должна включать владение приемами дистанционных образовательных технологий (LMS MOODLE и пр.), в том числе для организации смешанного обучения; умение применять облачные технологии (сервисы Google и пр.), современные ИКТ для геймифи-кации образовательного процесса (Kahoot, Quizlet, LearningApps и пр.), сервисы визуализации информации, графические редакторы (Canva, Microsoft Visio и пр.).

Исходя из этого для педагогических и методических работников Академии управления с января по август 2019 г. было организовано 17 образовательных мероприятий, среди которых «Создание медиа-учебника с использованием возможностей Microsoft Office»; «Технология интерактивных опросов, тестов и дискуссий на основе платформы Kahoot»; «Способы и средства создания эффективных презентаций с использованием программы «Microsoft PowerPoint»»; «Использование облачных технологий в эффективном образовательном процессе»; «Prezi -инструмент для создания интерактивной презентации в режим»; «Современные средства и методы организации учебного процесса» и др. В результате обучение прошли 345 педагогов.

ДИСТАНЦИОННОЕ ОБУЧЕНИЕ - новая нормальность

Разработка и реализация новейших курсов, семинаров и тренингов

В рамках данного направления деятельности была сформулирована концепция «Школы совершенствования ИКТ-компетенций преподавателя высшей школы», которая пока не реализована.

Создан проект программы корпоративного повышения квалификации «Современные информационно-коммуникационные технологии в управленческой деятельности». Она включает разделы, посвященные основным понятиям и структуре ИКТ и информационных систем управления непрерывным образованием; формам и методам управленческой деятельности на базе цифровых технологий; актуальным тенденциям в сфере образования; принципам защиты информации и безопасного использования современных ИКТ в управленческой деятельности. Цели данной программы - дать слушателям комплексные и системные знания и навыки в предметной области, обучить их эффективному инструментарию данных технологий для непрерывного образования, управления рисками, возникающими в ходе процессов цифровой трансформации общественного и государственного пространств.

Нынешнее время исключительно интересное и насыщенное как для вузов, так и для педагогических работников. Цифровизация образования ставит перед нами оперативные задачи, которые успешно решаются при условии комплексного подхода, командной работы и нацеленности на общий результат. У преемника Центра образовательных технологий - отдела дистанционного обучения Академии управления - много планов по организации эффективного обучения в новом образовательном пространстве. Среди них - онлайн-курсы для государственных служащих, запись видеолекций, проведение вебинаров и многое другое.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

1. Государственная программа развития цифровой экономики и информационного общества Республики Беларусь на 2016-2020 гг. // https://www.pravo.by/ (1осите^/?дш(1=3871&р0=С21600235/.

2. Сморгунова В.Ю., Калинина Е.Ю. Современные образовательные технологии в обучении на юридическом факультете: формирование правосознания и становление профессионала / Сморгунова В.Ю., Калинина Е.Ю. // Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. 2019. №191. С. 21-31.

3. Посещение Академии управления при Президенте Республики Беларусь // http://president.gov.by/ru/news_ru/view/poseschenie-akademii-upravlenija-pri-prezidente-belarusi-22227/.

4. Образовательный портал ЕР ИОС НОКОУ Академии управления // http://web6. pac.by/sdo/.

5. Сайт системы дистанционного обучения Академии управления при Президенте Республики Беларусь // http://smoodle.pac.by/.

36

НАУКА И ИННОВАЦИИ / №6 (208) / Июнь 2020 /

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.