Научная статья на тему 'Формирование новой этнической и конфессиональной карты армянского и Южно-Кавказского нагорий при арабах'

Формирование новой этнической и конфессиональной карты армянского и Южно-Кавказского нагорий при арабах Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
365
145
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АРАБСКАЯ ПРОВИНЦИЯ АРМИНИЙА / МИГРАЦИОННАЯ ПОЛИТИКА АРАБСКОГО ХАЛИФАТА / ЭТНИЧЕСКАЯ И КОНФЕССИОНАЛЬНАЯ КАРТА АРМИНИЙИ / МУСУЛЬМАНСКИЕ ЭМИРАТЫ АРМИНИЙИ / THE ARAB PROVINCE OF ARMINIYA / MIGRATORY POLICY OF THE ARAB CALIPHATE / THE ETHNIC AND CONFESSIONAL MAP OF ARMINIYA / THE MUSLIM EMIRATES OF ARMINIYA

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Шагинян Арсен Карапети

В результате миграционной политики Арабского халифата в провинции (араб. вилайет) Арминийа, объединяющей все армянские, восточно-грузинские и албанские земли, этническая карта Армянского и Южно-Кавказского нагорий впервые за многие столетия подверглась существенным изменениям: появился арабо-мусульманский элемент, довольно стабильный, и начался отток в большинстве своем автохтонного армянского населения. Вопреки отрицанию в современной историографии последовательной политики халифата по арабизации населения Арминийи автор приходит к выводу, что она имела место, хотя за весь период существования провинции процесс этот для большей ее части (в частности, для армянских и восточно-грузинских областей) остался незавершенным.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Formation of the new ethnic and confessional map of the Armenian and Southern-Caucasus plateaus under the arab domination

As a result of the migratory policy of the Arab Caliphate in the Province (arab. vilayet) of Arminiya, that unites all Armenian, Eastern-Georgian and Albanian lands, the ethnic map of Armenian and Southern-Caucasus plateaus underwent substantial changes for the first time in the course of many centuries. On the one hand, it led to appearing of Arab-Muslim element, sufficiently stable, on the other hand to outflow of autochthonic Armenian population. Although the contemporary historiography tend to deny coherent policy of Caliphate on arabization of the population of Arminiya, nevertheless such processes took place, although within the entire life cycle of this province this process for its larger part (in particular, for Armenian and Eastern-Georgian regions) remained unfinished.

Текст научной работы на тему «Формирование новой этнической и конфессиональной карты армянского и Южно-Кавказского нагорий при арабах»

УДК 94(5)

Вестник СПбГУ. Сер. 2. 2012. Вып. 2

А. К. Шагинян

ФОРМИРОВАНИЕ НОВОЙ ЭТНИЧЕСКОЙ И КОНФЕССИОНАЛЬНОЙ КАРТЫ АРМЯНСКОГО И ЮЖНО-КАВКАЗСКОГО НАГОРИЙ ПРИ АРАБАХ*

Этнический и конфессиональный состав населения Армянского и Южно-Кавказского нагорий в течение долгих столетий античности и раннего Средневековья оставался довольно стабильным, пока в VII в. н. э. на историческую авансцену не вышли арабы-мусульмане. После 701 г. в составе обширного Арабского халифата оказалась и большая часть Армянского княжества. Вместе с территориями сопредельных княжеств Южного Кавказа (Албания и Восточная Грузия — Иберия) она составила единый вилайет (провинцию) под названием Арминийа [подробно об этом см.: 1, с. 71-74; 2, с. 89-106; 3, с. 131-157]. В результате миграционной политики новых властей этническая и конфессиональная карта региона впервые за многие столетия подверглась существенным изменениям.

Согласно мусульманским первоисточникам, при халифе из династии 'Аббасидов (750-1258), Харун ар-Рашиде (786-809) Баб ал-Абваб (Дербент) и другие районы Ар-рана (Албании) были охвачены многолетними смутами и частыми волнениями. На наш взгляд, причины их следует искать в свидетельстве мусульманского историка из Египта ал-Баладзури (ум. в 892 г.) о том, что жители ал-Баба (Дербента), состоявшие в основном из числа жителей аш-Шама (Сирии), «до сих пор не позволяют ни одному правителю войти в город...» [4, р. 207]. Так что если спустя целое столетие 'Аббасиды не смогли заменить сирийские племена Албании, которые ориентировались на правящую в халифате ранее династию 'Умаййадов (661-750), то что можно сказать о периоде правления Харуна ар-Рашида!?

В свидетельстве ал-Баладзури ценным для нас фактором является не просто наличие к началу IX в. на территории Албании арабского элемента, но и его господствующее положение здесь. Было бы закономерно, если бы халифат начал колонизацию Арминийи сразу после ее покорения. Тем более, что этот вилайет имел военно-стратегическое значение в борьбе с самыми опасными врагами мусульман — византийцами и хазарами. Однако в научной историографии принято считать, что даже при первых 'Аббасидах миграционная политика государства в Арминийи отличалась от аналогичной политики в других вилайетах тем, что халифы не стремились переселять сюда арабские племена. К VIII в. арабо-мусульманский элемент хотя уже и закрепился в соседних вилайетах ал-Джазира (Верхняя Месопотамия) и Адзарбайджан (Атропа-тена), говорить о колонизации Арминийи в течение всего этого столетия нам почти не приходится.

* Работа выполнена на средства гранта Президента Российской Федерации для государственной поддержки молодых российских ученых — докторов наук МД-1664.2012.6, проект: «Раннесредневе-ковая география стран Южного Кавказа (Закавказья) и Армянского нагорья». © А. К. Шагинян, 2011 г.

Правда, следует признать, что в период арабо-хазарских войн в первой половине VIII в. во всех крупных стратегических пунктах на востоке Арминийи халифской администрацией создавались укрепленные военные поселения (араб. рабаты). Например, наместник халифа Маслама ибн 'Абд ал-Малик (710-722, 725-729 и 731-732) после разгрома хазар в Баб ал-Абвабе (Дербенте) в 112 г.х. (730/1 г.) для укрепления северных рубежей халифата «переселил, — согласно ал-Баладзури, — в город ал-Баб ал-Абваб двадцать четыре тысячи (воинов. — А. Ш.) из аш-Шама». Кроме того, «он обязался выплачивать им большое жалование» [4, р. 207].

Если учесть, что несущие службу воины заселялись вместе со своими семьями, то из этого отрывка следует, что в район Дербента было переселено не менее 100 тыс. арабов-мусульман из числа сирийских (северных) племен, что вполне позволило им превратиться в этническое большинство этого албанского округа.

Итак, с 730-х годов мы можем говорить о появлении первого большого потока мусульман на территории вилайета Арминийа, но этот процесс приобретет интенсивный характер только со времен правления Харуна ар-Рашида. Арабы-Шайбаниды из рода Бакр из большого племени Раби'а (осевшие к тому времени в области Дий-ар Бакр, что в ал-Джазире) стали на некоторое время почти наследными владетелями всей Арминийи. Так, первым правителем из этого рода был Йазид ибн Мазйад ибн Зайд аш-Шайбани (788 и 799-801)1. По свидетельству другого мусульманского историка ал-Йа'куби (ум. в 897 г.), прадед которого (Вадих ал-'Аббаси) в 775 г. был правителем Арминийи, а сам он долгие годы был тут на государственной службе, этот Йазид «переселил со всех сторон (так много людей. — А. Ш. ) из рода Раби'а, что теперь они составляют основную массу (арабского населения Арминийи. — А. Ш.)...» [6, р. 2, р. 515].

После смерти Йазида в 185 г.х. (801/2 г.) его заменили сыновья: дважды правящий Асад (801 и 809-811) и Мухаммад (802-803?). Затем этот пост занял их дядя, родной брат покойного Йазида Ахмад (811). До нас дошли имена трех других представителей рода Шайбани. Трижды правящий в Арминийи третий сын того же Йазида Халид (829-832, 841 и 842-845) и двое сыновей последнего — дважды правящий Мухаммад (845-849 и 856-859) и Ахмад (878).

С первым периодом правления Халида можно связать еще один поток переселенцев в Арминийу. По словам вышеупомянутого ал-Йа'куби, Халид, «освободив всех, кто был в тюрьмах ал-'Ирака из его племени, двинулся (с ними. — А. Ш.) в ал-Джазиру. Затем к нему присоединилось очень много воинов из (числа. — А. Ш.) Раби'а, вместе с которыми он отправился в сторону (Арминийи — А. Ш.)» [6, р. 2, 565]. Во второй половине IX в. в Дийар Бакре выделяется новая ветвь Шайбанидов. Основателем ее стал 'Иса ибн аш-Шайх ибн ас-Салил (870/1-877 и 886-890) — один из последних представителей арабской администрации в Арминийи.

Таким образом, Шайбаниды надолго закрепились в Арминийи, в частности на востоке вилайета. Мусульманский географ ал-Истахри около 930 г. пишет следующее: «В горах ал-Баб ал-Абваба есть крепости. Всего их — 14, и живут в них люди из ал-Маусила, Дийар Раби'а и аш-Шама, и они известны по именам этих племен, и (арабский. — А. Ш.) язык сохраняется у них из поколения в поколение» [7, р. I, 192]. Так что не позднее IX в. Шайбаниды уже имели наследственных владений не только в пределах

1 В «Истории ал-Баба и Ширвана» этот правитель назван первым венценосцем из династии Шир-ваншахов-Мазйадидов (799-1027) [5, с. 3, 43].

соседнего вилайета ал-Джазира, но и в прикаспийских областях Арминийи, которые уже с этого времени в мусульманских письменных памятниках обозначаются топонимом Ширван.

Первые сведения о переселении арабов на территорию Армении мы обнаружили в «Истории» армянского архимандрита второй половины VIII в. Левонда. Рассказывая о контрнаступлении Езида (Йазида) (ибн Усайда ас-Сулами) в сторону Карина (Феодо-сиополя) против византийского императора Константина V (741-775) летом 752 г., он пишет, как тот арабский правитель поспешил восстановить разрушенные стены крупнейшего на византийской границе города. Затем для его защиты Езид (Йазид) переселил туда исмаилтян (арабов) с их семействами. В то же время в этом первоисточнике говорится, что Константин, взяв Карин годом ранее, переселил в Романию (Византию) даже жителей из числа сарацин (арабов) вместе с их семьями [8, с. 129-130; ср. также: 9, с. 132]2.

У нас нет сомнений в том, что эти «исмаилтяне» были потомками тех двух тысяч арабских воинов, которых, как утверждает ал-Баладзури, Хабиб ибн Маслама во время «большого похода» на Арминийу (Армению) в конце 654 — начале 655 г. [см. подробно: 3, с. 119-131] «заселил в Каликале и наделил землей» и благодаря храбрости которых этот город-крепость оставался неприступным [4, р. 198-199].

Таким образом, мы можем заключить, что первые арабские колонизаторы в количестве не менее 8-10 тыс. появились в Армении уже в середине VII в., а не со второй половины VIII в., как это было до сих пор принято считать в армянской историографии. Позднее, согласно мусульманским первоисточникам, появляются арабы-Суламиды из рода Кайс из большого племени Мудар. Они осели к тому времени в области Дий-ар Мудар, что в ал-Джазире. На должность правителя Арминийи представители этого рода также установили квазимонополию.

Первым правителем из рода Сулами является упомянутый выше Йазид ибн Усайд ас-Сулами (752-754, 759-764 и 775-780). Первое упоминание о переселении Суламидов в пределы Арминийи мы встречаем у ал-Йа'куби: «На место Хузаймы ибн Хазима (халиф. — А. Ш.) ар-Рашид назначил Йусуфа ибн Рашида ас-Сулами, который переселил в Арминийу часть низаритов, так что в его правление их число значительно возросло, тогда как прежде здесь преобладали йеменцы». Еще об одном представителе из рода Сулами свидетельствует историк: затем (в 788 г.) «правителем был назначен 'Абд ал-Кабир ибн 'Абд ал-Хамид, из потомков Зайда ибн ал-Хаттаба ал-'Адави. Он отправился туда (в Армению. — А. Ш.) с некоторыми жителями Дийар-Мудара...» [6, р. 2, р. 515-516].

На рубеже VIII и IX в. среди правителей Арминийи мы встречаем еще двух сыновей вышеупомянутого Йазида — Халида (793) и Ахмада (797 и 811), и одного его внука — 'Абд ал-'Алу ибн Ахмада (826 и 829).

Из всех этих отрывков следует, что очень скоро в Арминийи (в частности, в Армении) поселенцами оказались представители и северных, и южных арабских племен.

2 У ал-Баладзури царь неверующих (т. е. византийский император) переселил живших в городе мусульман якобы в ал-Джазиру [4, р. 199]. То же самое мы обнаруживаем и в «Хронике», ошибочно приписываемой антиохийскому патриарху Дионисию Теллмахрскому (817-845) [10, р. 63, 55-56]. Однако византийский современник армянского архимандрита Никифор подтверждает тот факт, что сирийцы (т. е. арабы) из Феодосиополя были заселены Константином в новых городах Фракии вместе с переселенцами из числа армян [11, с. 377; ср. также: 12, с. 314].

При этом южане оказались здесь раньше северян, но трудно представить, где они могли быть размещены. Вполне закономерно, что известная старая вражда между ними должна была возобновиться. Халифы же со своей стороны были в этом заинтересованы, чтобы не сплачивались силы засевших в Арминийи арабских племен, принадлежавших к различным группам. По мнению известного арабиста А. Тер-Гевондяна, северяне смогли одержать верх над южанами благодаря соседству Арминии(й)и с (ал-) Джазирой, где, как известно, осели племена Низаридов (Мудар и Раби'а) [1, с. 116]. В результате, по словам ал-Йа'куби, при Йазиде ибн Мазйаде аш-Шайбани «народ успокоился, и в стране водворился порядок. Он уравнял низаридов с йеменцами» [6, р. 2, р. 518].

В любом случае о каких-либо столкновениях между северными и южными племенами, засевшими в Арминийи, сведений в наших первоисточниках мы больше не обнаружили. Там нет сведений также и о новых волнах арабской миграции в Армению и южно-кавказские владения халифата. Следовательно, приток арабо-мусульманского элемента достиг своего апогея при Харуне ар-Рашиде, после него прекратился или резко сократился, что позволяет говорить об основных причинах политики арабизации Арминийи при этом халифе.

Во-первых, вилайет Арминийа находился в состоянии постоянных смут и волнений, вспомним, в частности, крупнейшее восстание армян 774-775 гг. [подробно об этом и других восстаниях того времени см.: 13, с. 75-91]. Во-вторых, непрекращающиеся многолетние военные действия Арабского халифата, с одной стороны, с Византийской империей, с другой — с Хазарским каганатом, доказали важную стратегическую значимость Арминийи на самых северных и северо-западных рубежах государства [подробно об арабо-византийских и арабо-хазарских войнах первой половины VIII в. см.: 14, с., 139-155].

Этим и можно объяснить тот факт, что переселившиеся арабские племена в Армении в основном заняли приграничные с Византией области — район Феодосиополя, в Албании же — приграничные с Хазарией, район Дербента.

Последней волной мусульманских переселенцев в Арминийу следует, на наш взгляд, считать годы последнего восстания армян против власти халифата (850-855 гг.) [подробно о восстании см.: 15, с., 108-117].

Из рассказов армянского историка конца IX в. Товмы Арцруни, мы узнаем, что халиф ал-Мутаваккил (847-861), собрав со всех частей государства огромную армию во главе с Бугой ал-Кабиром аш-Шараби (852-855), обратился к полководцам с призывами уничтожить мятежных армянских нахараров (феодалов). Он дал им также щедрые обещания: «. И сразу же вы заселитесь в их стране, которая в наследственное (владение. — А. Ш.) будет передано вам и вашим сыновьям». Как утверждает летописец, между новыми арабскими эмирами халифом даже были распределены их будущие земельные владения в Армении [16, с. 198, 199; ср. также с рассказом Псевдо-Шапуха Багратуни: 17, с. 57].

Поскольку этот карательный поход завершился успешно, то должно было иметь место заселение арабами новых территорий в Армении и во всей Арминийи. Об этом источники молчат, однако в специальной статье «Расформирование арабской провинции Арминийа...» [18, с. 213-223] мы показали, как после походов Буги ал-Кабира число арабо-мусульманских наследственных эмират Арминийи, в частности на юго-западе Армении, увеличилось. Бесспорно, это результат усиления арабо-мусульманского

элемента в данных районах. В то же время это последний в истории Арминийи этап массового переселения на ее территорию арабов-мусульман.

По предположению А. Тер-Гевондяна, к племени Бакр следует отнести еще и род Зурариков (Зураридов), а к племени Сулайм — Джаххафидов и Утмаников ('Усмани-дов) [19, с. 63].

Нам известно, что в первой половине IX в. Зурариды осели в городах Арзан одноименного округа и Бидлис (Балеш) округа Салной дзор и накануне последнего восстания армян 850-855 гг. сформировали наследственный эмират [3, с. 297-298]. Позднее, по свидетельству анонимного продолжателя «Истории дома Арцруни», они присвоили себе еще и (прибрежную) крепость в селе Котом (в округе Ереварк, обл. Турубе-ран) [16, с. 460, 461]. Джаххафиды осели в городе Маназкерт округа Апахуник. Об этом свидетельствует дошедшая до нас монета, отчеканенная в Мадан Баджунайсе в 196 г.х. (811/2 г.) с именем Абд ал-Малика ибн ал-Джаххафа [об этом см.: 3, с. 372].

Наконец, Утманики ('Усманиды), по свидетельству Товмы Арцруни, осели в городе Беркри (бывший Арреставан) округа Аррберани (обл. Васпуракан), а позднее присвоили себе еще и (соседнюю) неприступную крепость Амивк (к северу от города Ван) [16, с. 306, 307 и 332, 333].

Таким образом, все эти арабские племена заняли города, крепости и округа, расположенные вокруг побережья озера Ван и к северо-западу от него. Переселенцы адаптировались к условиям местного нахарарского строя, превратившись в обособленный элемент, нередко противопоставляющий себя не только нахарарам, но и центральной, халифской власти. Поэтому в арабской исторической литературе они названы мута-галлибами (мятежниками). В источниках не редки сведения о сращивании армянской и арабской знати посредством брачных уз. До нас дошел рассказ армянского историка XIII в. Вардана. Джаххаф ас-Сулами, женившись на дочери лидера восстания 774775 гг. Мушела Мамиконеана, «решил, опираясь на (свою. — А. Ш.) жену, овладеть всей страной» и всеми наследственными владениями Мамиконидов» [20, с. 105].

В источниках сохранились и другие сведения о таких браках по расчету и Джаххафидов3, и представителей других арабских родов4. Большинство лиц новой армянской знати (впрочем, как и иберийской, и албанской), появившейся в результате смешанных браков, носило, как правило, арабо-мусульманские имена или прозвища.

В течение всего периода арабской власти происходила не только иммиграция ара-бо-мусульманского населения в Армению и Арминийу, но наблюдалась и эмиграция армян в пределы соседней Византии. Армянская знать, как и прежде, продолжала рассматривать христианскую империю в качестве надежного пристанища. Халифат же предпринимал любые решительные меры, дабы пресечь возможности бегства армянской знати на запад. Тем не менее волна мигрантов приняла широкий размах. По выражению историка из Албании Х в. Мовсэса Дасхуранци, Харун (ар-Рашид) «так много

3 По рассказу армянского историка-католикоса Йовханнэса V Драсханакертци (898-929), Севада, внук Джаххафа, взял в жены армянскую княгиню Арусяк из рода Багратуни [21, с. 116, 117].

4 Отец известного нам Йазида ас-Сулами Усайд, по данным ал-Баладзури, был женат на армянской княгине из области Сюник [4, р. 205], заместитель правителя Арминийи Муса ибн Зурара был зятем первенствующего князя Багарата Багратуни [22, ser. III, р. 1408], а его сын, эмир округа Арзан Абу ал-Му'изз ибн Муса ибн Зурара, был женат на княгине из рода Арцруни [21, с. 176, 177]. В письменных памятниках встречается еще некий Йахйа, по происхождению армянин, который принял ислам. Один из его сыновей — 'Али по прозвищу ал-Армани — стал правителем Арминийи и Адзарбайджана [6, р. 2, р. 606; 22, ser. III, р. 1508 et 1509].

притеснений нанес стране, что жители многих армянских гаварров убежали в Рома-нию» [23, с. 234]. На запад ушли полностью ослабленные Мамикониды, Аматуниды, Гнуниды и другие древнеармянские нахарарские роды.

Эмиграция огромного количества армянского населения и войска на запад, с одной стороны, отрицательно отражалась на общей ситуации в Армении, а с другой — способствовала усилению роли армян во внутриполитической жизни Византии в последующие столетия. Более того, крупнейшая восточная фема Армениак, которая охватывала значительные великоармянские округа и все малоармянские земли, постепенно становилась армянонаселенной. Отсюда и ее название. В то же время переселенцы из числа Аматунидов основали в своих новых доменах в пределах исторического Понта город Хам/ам/шен, впоследствии и одноименное автономное княжество — по имени своего предводителя Хамама5.

Последним этапом эмиграции нахарарских семьей вновь следует считать годы последнего восстания армян (850-855 гг.). Буга ал-Кабир, покидая Арминийу, увел в плен в столицу халифата многочисленных представителей армянской и албанской высшей знати. По выражению ал-Баладзури, Буга взял с собой «всех повстанцев и виновников смут из Аррана. Арминийи и Сисаджана, как христиан, так и других» [4, р. 212]6. Большинство из них так никогда и не вернулись на родину: многие приняли ислам, а остальные были преданы мученической смерти. Так что этот, последний этап ухода нахарарских семьей стал насильственным. Мы не исключаем также очередную волну добровольной эмиграции армян на запад в годы этого восстания, хотя в источниках об этом речи нет.

Анализируя все имеющиеся в нашем распоряжении сведения первоисточников, мы заключаем: если население Армении в период, предшествующий арабскому завоеванию, в основном в этноконфессиональном отношении оставалось однородным7, то теперь, в результате миграционной политики халифата в Арминийи, этническая и конфессиональная карта страны и всего вилайета впервые за многие столетия подверглась существенным изменениям; с одной стороны, появился арабо-мусульман-ский элемент, довольно стабильный, с другой — начался отток в большинстве своем автохтонного армянского населения. Сколько бы ни отрицалась в современной историографии последовательная политика халифата по арабизации населения Арминийи, все же она имела место, хотя за весь период существования этого вилайета данный процесс для большей ее части (в частности, для армянских и иберийских областей) так и остался не завершенным. Тем не менее в результате миграционной политики повсюду в Арминийи, начиная с IX в., появляются арабо-мусульманские эмираты и авто-

5 К этому топониму восходит современный этноним хемшилы/хамшенахайер — группы армян, в настоящее время компактно проживающих вдоль всего восточного побережья Черного моря от российского Сочи на севере до турецкого Трапезунда на юге.

6 Арабоязычные и армянские авторы сохранили целый список этих «повстанцев и виновников смут» [см., напр.: 22, ser. III, р. 1416; 16, с. 296-298, 297-299; 21, с. 130, 131; 9, с. 107].

7 Хотя договор халифата с Двином 654 г. свидетельствует об этноконфессиональном разнообразии населения столицы: «Дана эта грамота христианам из числа жителей Дабила, огнепоклонникам его и иудеям... » [4, р. 200]. Аналогичную структуру мы встречаем и в городах Албании, которые некогда входили в состав Великой Армении. Так, относительно событий 623 г., когда император Ираклий (610-641) отступал из Адербайгана в Албанию, у местного современника Мовсэса Каланкату-аци читаем: «Некто священник. избавил множество христиан, евреев и язычников (Партава. — А. Ш.)» [23, с. 103].

номные города-эмираты [полный их список см.: 3, с. 430], которые препятствуют централизации и усилению суверенных Багратидских государств в постарабский период истории Армении и Южного Кавказа [24, с. 125-130]. Однако появившаяся в регионе арабо-мусульманская знать продолжала оставаться обособленной и полностью исчезла с ликвидацией этих эмират с политической карты Армянского и Южно-Кавказского нагорий в X-XI вв.

В завершение следует сказать, что благодаря высокому уровню развития социально-экономической и культурной жизни, достигнутой задолго до арабских завоеваний, армянам, как и картлийцам и албанцам, в период власти халифата удалось отстоять свою этническую и религиозную самостоятельность. И если в этой миграционной политике в самой Армении халифату все же удалось достигнуть некоторых успехов, то в религиозной — вовсе нет. Исключение составляют лишь восточные области Ар-минийи, где не только новый арабский элемент закрепился прочнее, но и в процессе исламизации в этом регионе халифату удалось достигнуть максимально возможных результатов.

Источники и литература

1. Тер-Гевондян А. Армения и Арабский халифат. Ереван: Изд-во АН Армянской ССР, 1977. 326 с.

2. Шагинян А. Армения накануне арабского завоевания. СПб.: Изд-во СПбГУ, 2003. 188 с. + карта.

3. Шагинян А. Армения и страны Южного Кавказа в условиях византийско-иранской и арабской власти. СПб.: Алетейя, 2011. 512 с.

4. [Ал-Баладзури]. cSj^J* ! ó? <^1 fL.yi CJjá _ Líber expugnationis regionum auctore Imamo Ahmed ibn Jahja ibn Djabir al-Beladsori / ed. M. de Goeje. Lugduni Bat-avorum: [Б.и.], 1866. 539 p.

5. [История ал-Баба и Ширвана]. ' 498 ^ J1^ ü'jj^j ч-М i> óy^ — Главы из истории ал-Баба и Ширвана, сочиненной ок. 498 г.х. / изд. и пер. В. Минорский // Минорский В. История Ширвана и Дербенда X-XI вв. М.: Изд-во восточной литературы, 1963. 265 с., илл.

6. [Ал-Иа'куби]. ^J;>Ш1 ¡jjl ц-iAj ¡jj já*^ ¿¡¡ ^ ¿a ¿jjÜ — Ibn Wadhih qui dicitur al-Ja'qubi. Historiae / ed. M. Houtsma. 1-2. Lugduni Batavorum: [Б. и.], 1883. (т. 1 —318 р.; т. 2 —630 р.).

7. [БАГ], íjüLJI _ Biblioteca Geographorum Arabicorum / ed. M. de Goeje. I-VIII. Lugduni Batavorum: [Б.И.], 1870-1894 (р. I, 1870 — 348 р.; р. II, 1873 — 456 р.; р. III, 1877 — 498 р.; p. IV, 1879 — 444 p.; p. V, 1885 — 365 p.; p. VI, 1889 — (?); p. VII, 1892 — (?); p. VIII, 1894 — 505 р.).

8. [Левонд]. ^.штйпгр^гЬ ЧЬпи^Ьш] ^шрцшщЬт^ ¿ш]пд / U. Цш^шиЬшЬд^. U^p.: hps. Ч. ЪqhшUд, 1887. 168 t? — История Левонда, великого архимандрита армянского / раб. С. Малхасеанца. СПб.: Типогр. К. Эзова, 1887. 168 с.

9. [Асолик]. ишЬфшЬпи^ SшpoUhgm] иип^шЬ ^шшйпр^гЬ m^hqhpш^шU /

U. иш^шиЬшЬд^. U^p.: SщшpшU Ь.Ъ. U^npn^nqn^, 1885. 440 t? — Всеобщая история Степаноса Таронеци Асолика / Раб. С. Малхасеанца. СПб.: Типогр. И. Н. Скороходова, 1885. 440 с.

10. [Дионисий Теллмахрский]. Chronique de Denys de Tell-Mahré / publié et trad. par J. Chabot. P. : Libraire Emile Bouillon, Editeur 67, 1895. 206 р.

11. [Никифор]. Краткая история Никифора, патриарха Константинопольского / пер. Е. Липшиц // Византийский временник. Т. III. М.: Наука, 1950. С. 349-387.

12. [Феофан]. Летопись византийца Феофана от Диоклетиана до царей Михаила и сына его Феофилакта / пер. В. Оболенского и Ф. Терновского. М.: [Б. и.], 1884. 370 с.

13. Шагинян А. Армения и Арминийа в составе 'Аббасидского халифата во второй половине VIII и в начале IX в. // Вест. С.-Петерб. ун-та. Сер. 2. 2008. Вып. 3. С. 75-91.

14. Шагинян А. Армения и Арминийа в составе 'Умаййадского халифата // Вестн. С.-Петерб. ун-та. Сер. 2. 2008. Вып. 1. С. 139-155.

15. Шагинян А. Последнее восстание в арабской провинции Арминийа (850-855 гг.) // Вестн. С.-Петерб. ун-та. Сер. 2. Вып. 4. 2008. С. 108-117.

16. [Товма Арцруни и Аноним]. Фп^йш Up&pnLÜ] ht иЬшЬпШ. ^.штйпър^Ь тшЬЬ "Цр&рпШЬшд. ЪрЬшЬ: ЪрЬшЬ^ hшúшLU. hpшш., 1985. 560 t? — Товма Арцруни и Аноним. История дома Арцруни. Ереван: Изд-во Ереван. ун-та, 1985. 560 с.

17. [Псевдо-Шапух Багратуни]. ^.штйпър^Ь Cшщhn] РшдрштпШш] / ]i jnju шЬ]и Ч-. Stp-Црт^шЬ hL Uhupn^ h^. S^. lUumlmnLm], 1921. 96 t? — История Шапуха Багратуни / изд. Г. Тэр-Мкртчеан и еп. Месроп. Эчмиадзин: Типогр. Научного института, 1921. 96 с.

18. Шагинян А. Расформирование арабской провинции Арминийа во второй половине IX в. // Вестн. С.-Петерб. ун-та. Сер. 2. 2009. Вып. 2. С. 213-223.

19. Shp-TUnUq^U U. Шршрш^шЬ шúlpшJnLpJnLUUhpp Ршдрштпъ^шд ¿ш}шитшЬпЫ. ЪрЬ-шЬ: ¿UU^ hpшш., 1965. 314 t? — Тер-Гевондян А. Арабские эмираты в Багратидской Армении. Ереван: Изд-во АН Армянской ССР, 1965. 314 с.

20. [Вардан]. Uhb]U ЧшpqшUшJ Pшp<lpрhpqgmJ mlhqhpш^шU / Ь jnJu рЬЬ. U. ttf]U. U.: S^. LшqшphшU <ЛйшршЬ] шphLhl_hшU jhqn^g, 1861. (?) t? — Всеобщая история Вардана великого Бардзрбердци / изд. М. Эмин. М.: Типогр. Лазаревского института восточных языков, 1861. (?) с.

21. [Драсханакертци]. Зп^шЬЬпг. Чшрп^^пи] ^рши^шЬш^ртдш}

¿ш}пд / hpшш. U ршрд. Ч-. ^numb^U]. ЪрЬшЬ: ЪрЬ-шЬ] hшúшLU. hpшш., 1996. 400 t? — История Армении католикоса Йовханнэса Драсханакертци / изд. и пер. на новоарм. яз. Г. Тосу-няна. Ереван: Изд-во Ереван, ун-та, 1996. 400 с.

22. [Arn-Табари]. csj^l JtíJ^ Си1 ^^ ^ J^jîl ¿¿jU _ Annales quos scripsit Abu Djafar Mohammed ibn Djarir at-Tabari / Cum aliis ed. M. de Goeje. Series I-III. Lugduni Batavorum: [Б. и.], 1879-1901 (Ser. I, 1879-1898 — 3476 р.; Ser. II, 1881-1889 — 2017 р.; Ser. III, 1879-1885 — 2294 р.).

23. [Каланкатуаци]. Un^uhu] ЧшqшU^шmnLшgmJ Uqn^U]g ш2^шphl / ] jnJu рЬЬ. U. t^U. U.: S^. LшqшphшU <ЛйшршЬ] шphLhl_hшU jhqn^g, 1860. 288 t? — История страны Алуанк Мовсэса Каланкатуаци / изд. М. Эмин. М.: Типогр. Лазаревского института восточных языков, 1860. 288 с.

24. Юзбашян К. Армянские государства эпохи Багратидов и Византия IX-XI вв. М.: Наука, 1988. 234 с.

Статья поступила в редакцию 29 декабря 2011 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.