Научная статья на тему 'Расформирование арабской провинции Арминийа во второй половине IX в'

Расформирование арабской провинции Арминийа во второй половине IX в Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
401
173
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АРАБСКИЙ ХАЛИФАТ / АРАБСКАЯ ПРОВИНЦИЯ АРМИНИЙА / ХРИСТИАНСКИЕ КНЯЖЕСТВА И МУСУЛЬМАНСКИЕ ЭМИРАТЫ АРМИНИЙИ / ПЕРВЕНСТВУЮЩИЕ КНЯЗЬЯ АРМЕНИИ / КАРТЛИ И КАВКАЗСКОЙ АЛБАНИИ / АШОТ БАГРАТУНИ / THE "SENIOR" PRINCES OF ARMENIA / THE ARAB CALIPHATE / THE ARAB PROVINCE OF ARMINIYA / THE CHRISTIAN PRINCIPALITIES AND THE MUSLIM EMIRATES OF ARMINIYA / KARTLI AND CAUCASUS ALBANIA / ASHOT BAGRATUNI

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Шагинян Арсен Карапети

В статье на основании сведений армяноязычных, грузинских и арабо-мусульманских источников автор устанавливает время фактической и юридической ликвидации арабской провинции Арминийа, которая охватывала армянские и южно-кавказские владения халифата. Он заключает, что Арминийа де-юре была ликвидирована в середине 886 г., когда халиф ал-Му'тамид (870-892) отправил царскую корону первенствующему князю Армении Ашоту Багратуни. Однако де-факто эта единая провинция перестала существовать задолго до официальной коронации первого армянского царя из династии Багратидов (886-1045) в 860-е гг. Это было время, когда христианские княжества и мусульманские эмираты Арминийи обладали значительным суверенитетом и автономией.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The abolition of the Arab Province of Arminiya in the second half of the 9th century

In the article the author on the basis of Armenian, Georgian and Arab-Muslim sources defines the juridical and actual time of the abolition of the Arab Province of Arminiya which occupied the Armenian and Southern Caucasus territories of the Caliphate. The author concludes that Arminiya was abolished de-jury in the middle of 886 when caliph al-Mu'tamid (870-892) sent a royal crown to the senior prince of Armenia Ashot Bagratuni. However, de-facto this united province ceased to exist long before the official crowning of the first Armenian king of Bagratids' dynasty (886-1045) in the 860s. That was the period when the Christian Principalities and the Muslim Emirates of Arminiya got more sovereignty and autonomy.

Текст научной работы на тему «Расформирование арабской провинции Арминийа во второй половине IX в»

Сер. 2. 2009. Вып. 2.

ВЕСТНИК САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКОГО УНИВЕРСИТЕТА

А. К. Шагинян

РАСФОРМИРОВАНИЕ АРАБСКОЙ ПРОВИНЦИИ АРМИНИЙА ВО ВТОРОЙ ПОЛОВИНЕ IX в.

Арабскому халифату в ходе карательных походов Буги ал-Кабира в провинцию Арминийа, которая объединяла армянские и южно-кавказские владения (Картли и Албания), во время мощного восстания 850-855 гг. не удалось восстановить прежние позиции в регионе. Багратидские княжества во главе с первенствующими князьями, сформированные в первой половине IX в.1, не прекратили свое существование, несмотря на то что в плен в столицу Самарру были уведены ишханац ишхан (князь князей) Армении Бага-рат Багратуни (826-851), ишхан (князь) Албании Сахл (=Сахак) Багратуни (837-838)2, а также многие владетельные князья. Более того, дальнейшая суверенизация этих княжеств в течение последующих трех десятилетий привела к расформированию некогда единой провинции Арминийа. В современной научной историографии это событие датируется 862 г. Наша задача состоит в том, чтобы на основании сведений местных (армяноязычных и грузинских) и арабо-мусульманских источников установить точное время ликвидации Арминийи де-факто и де-юре.

Согласно армянскому католикосу Йовханнэсу V Драсханакертци (898-929) и историку Асолику (рубеж XI в.), сразу же после подавления восстания спарапетом (главой войска) Армении становится Ашот Багратуни3. Армянский иерей XII в. Самуэл Анеци датирует это назначение 304 г. арм. эры (855/6 г.)4. По другой версии Асолика, Ашот «...прежде чем стать царем в течение тридцати лет был ишханом и ишханац ишханом Армении и Грузии»5. Историк дома Арцруни Товма Арцруни (конец IX в.), который, конечно, был куда лучше осведомлен о делах, связанных с периодом правления Ашота, пишет: «[Правив] пять лет в ишханском великолепии, 25 лет в качестве ишханац ишхана, 4 года в царской роскоши, умер (Ашот. — А. Ш.) в 339 году армянской (эры. — А. Ш.)... »6.

339 г. арм. эры соответствует периоду между 17 апреля 890 г. и 16 апреля 891 г. Следовательно, Ашот Багратуни, который первые несколько лет своего тридцатилетнего правления был ишханом и спарапетом, а затем ишханац ишханом, назначен около 856 г. В 306 г. арм. эры (857/8 г.), в начале 7-го года после пленения Бугой нахараров-ишханов (феодалов-князей), т. е. в начале 858 г., некоторые из тех, кто в столице отрекся от христианства и спас себе этим жизнь, получили разрешение вернуться на родину. На этот раз они отреклись от ислама. В их число входят владетель Васпуракана Ашот Арцруни (836/7-852) и его 10-летний сын Григор-Дереник, который был назначен царем, т. е. халифом ал-Му-таваккилом (847-861) на его же место7. На 8-м году (пленения), т. е. в 859 г. вернулся брат Ашота Гурген, который, как продолжает Товма Арцруни, схватил узурпировавшего (в 855 г.?) власть в Васпуракане Гургена Андзеваци и выдал его Ашоту (Багратуни)8.

Из рассказов Йовханнэса Драсханакертци явствует, что (ок. 859 г.?) из столицы возвращается (владетель Вайоц дзора) Васак Ишханик (821/2-855), который возглав -ляет весь Сюник с титулом «великий ишхан» и признает сюзерен Ашота (Багратуни)9. А из сообщений албанского историка Мовсэса Каланкатуаци следует, что из столицы

© А. К. Шагинян, 2009

возвращается Атрнерсэх (сын Сахла /=Сахака/ Багратуни), который наследует власть своего отца (в Западной Албании). Но он внезапно умер, и заменил его сын Григор10. Ниже у Товмы Арцруни мы встретим еще двух вернувшихся из плена сыновей Багарата Багратуни — Ашота, который будет править Тароном с титулом «куропалат», и Давита, который заменит брата в этом посту. Мы полагаем, что они вернулись на родину одновременно с остальными князьями, т. е. около 859 г.

Согласно мусульманским авторам ат-Табари (838-923) и Ибн ал-Асиру (1160-1233), в месяце рамадан 248 г. х. (=29 октября — 27 ноября 862 г.) халиф ал-Муста'ин (862-866) отправил правителем в Арминийу 'Али ибн Йахйу ал-Армани, который, однако, в рамадане уже следующего, 249 г. х. (=18 октября — 16 ноября 863 г.), пал в битве11. Между тем, за этот год Али-Армани ('Али ал-Армани), как пишет Йовханнэс Драсханакертци, «... повелением амирапета (т. е. халифа. — А. Ш.) одарил [Ашота] множеством одеяний и с царскими почестями назначил ишханац ишханом, вверив ему (даже. — А. Ш.) сбор сака и весь царский бекар Армении»12. Речь идет о сборе подушной подати и всей государственной барщине Арминийи. Из процитированного выше отрывка Товмы Арц-руни о 5-летнем правлении Ашота в должности ишхана, 25-летнем — ишханац ишхана и 4-летнем — царя следует, что в 861 г. он уже стал ишханац ишханом. Однако Асо-лик это назначение датирует 311 г. арм. эры (862/3 г.) и добавляет: Ашот «.прибывал (в достоинстве. — А. Ш.) ишханац ишхана, а затем и царя 27 лет до 339 года (арм. эры /890/1 г./. — А. Ш.)»13.

«Всеобщая история» Асолика, в отличие от «Истории дома Арцруни», для нас не является первоисточником. Однако, упомянутый здесь 311 г. арм. эры (=24 апреля

862 г. — 23 апреля 863 г.) вполне согласуется с 248 г. х. (=7 марта 862 г. — 23 февраля

863 г.), под которым мусульманские авторы пишут о назначении 'Али ибн Йахйи. Более того, в досье материалов Ширакаванского церковного собора 862 г. читаем: «В 311 году армянской эры. (католикос Закариа I, 855-876. — А. Ш.) созвал собор в Ширакаване... в присутствии спарапета Армении Ашота. »14. Действительно, Ашот Багратуни мог параллельно продолжать выполнять обязанности спарапета, но если он к тому времени был бы ишханац ишханом, то вряд ли составители досье игнорировали бы его более высокую должность и титул.

Итак, специальным указом халифа (очевидно, армянское происхождение тогдаш -него правителя Арминийи поспособствовало этому) Ашот был назначен первенствующим князем Армении с присвоением ему титула «ишханац ишхан». Это могло иметь место после завершения священного месяца рамадан и до конца того, 248 г. х., что соответствует периоду между 28 ноября 862 г. и 23 февраля 863 г., т. е. зиме 862-863 гг., но раньше наступления нового, 863, года это случиться не могло. Дело в том, что Ашот «.прибывал (в достоинстве. — А. Ш.) ишханац ишхана, а затем и царя 27 лет до 339 года (арм. эры (890/1 г.). — А. Ш.). ». А нового спарапета (его брата Абаса) в источниках мы застаем только начиная с 312 г. арм. эры (863/4 г.)15.

Одновременно Ашот, по словам Товмы Арцруни, взялся подчинить всех армянских, грузинских и албанских князей16. Как высказывается Йовханнэс Драсханакертци, «.он оказался первым и наипочтеннейшим из всех нахараров Армении, и все заключали с ним союз, как если бы он действительно был царского рода»17. Более того, в том же 311 г. арм. эры (862/3 г.) Ашот породнился с армянскими Арцрунидами. За 15-летнего вдовца Григора-Дереника он выдал свою дочь Сопи18. После этого глава Васпуракана признал сюзерен первенствующего князя Армении19.

Неизвестный мусульманский автор ок. 498 г. х. (1104/5 г.) сообщает, как Хайсам ибн Халид из арабской династии Ширваншахов-Мазйадидов (799-1027), воспользовавшись беспорядками в халифате после убийства ал-Мутаваккила20, т. е. ок. 862 г., провозгласил независимость эмирата Ширван (в Восточной Албании)21. В 255 г. х. (868/9 г.) став эмиром Баб ал-Абваба (Дербента), Хашим ибн Сурака ас-Сулами (869-885) провозгласил независимость и стал основателем арабской династии Хашимидов (869-1077)22.

Сведения первоисточников позволяют нам говорить о том, что со времени правления халифа ал-Муста'ина провинция Арминийа фактически прекратила существование и сохранялась только де-юре. Княжество армянских Багратидов получило от халифа больше самостоятельности в административно-политической и финансово-налоговой сферах. На востоке провинции, где были сильны позиции мусульманских переселенцев, династиями местных арабских эмиров провозглашаются первые мусульманские государства Южного Кавказа. Все это можно считать закономерным явлением: в остальной периферии Арабского халифата выдвигаются новые династии наместников, стремящихся к независимости: 'Алиды в Табаристане (864-928), Саффариды в Хорасане (864-900), сыновья Абу Дулафа в Мидии (864-897), а Тулуниды в Египте (868-905). В этих условиях халифат возглавил ал-Му'тамид (870-892), который направил в Арминийу правителем 'Ису ибн аш-Шайха (аш-Шайбани)23. По свидетельству Товмы Арцруни, он смог продемонстрировать свою силу в Васпуракане, добившись от Григора-Дереника (Арцруни) гарантии относительно того, что государственные налоги будут внесены в казну вовремя24. Однако после смерти католикоса Закарии I (в 876 г.) и избрания Гэорга II (877-897) против нового правителя восстал назначенный им же градоначальник (эмир столицы Арминийи) Партава (Барды) — Йаманик (ал-Йамани). После безуспешной борьбы против мятежника, которая продолжалась целый год, Йисэ ('Иса) вернулся в Ассирию (Сирию)25.

У Мовсэса Каланкатуаци Йиса ('Иса) воевал с Махметом, сыном Аблвахди, по прозвищу Эмэмик (Мухаммадом ибн Аби ал-Вахди ал-Йамани) в течение 13 лет, а на стороне правителя бились армянские войска во главе с Ашотом Багратуни26. Поэтому победивший повстанец направил свое оружие против власти ишханац ишхана. По просьбе последнего, глава тачиков (арабский халиф) отправил в Армению (Арминийу) некого Ахмада, сына Халта (ибн Халида). Последний, как рассказывает Товма Арцруни, прибыл в город Датван (на западном берегу оз. Ван), но вскоре и он решил покончить с властью Ашота. Из Датвана эмир отправляет Йаманику (ал-Йаману) следующее послание: «Как только я прибуду в Двин, прикажу привести царские налоги, и сделаю [так], что армянские ишха-ны, не подозревая, прибудут ко мне. Ты же притворяясь, что собираешь армию [ для] борьбы со мною, нападай на меня войною: совместными (усилиями, таким образом. — А. Ш.) нанесем им удар и лишим (их. — А. Ш.) власти в Армении»27. Ашот догадался о коварстве Ахмада: схватив гонца с секретным посланием, он разоблачил правителя и взял ситуацию в Армении под свой контроль.

Ахмад же направился в (армянскую столицу) Двин, как он и задумал, и к нему сюда прибыл Ашот и спарапет Абас. Первенствующий князь страны попробовал сначала дипломатическим путем договориться с правителем, традиционно вручив ему щедрые подарки. Затем, окружив его лагерь, спарапет представил ему адресованное Йаманику (ал-Йаману) послание, которое удалось перехватить. Тогда по приказу Ашота Ахмад был схвачен и выслан из Армении, утверждает летописец28.

Что же касается Йаманика (ал-Йамана), то теперь он пытается внести раздоры между армянской и арабской высшей знатью страны: Ашотом Багратуни, Григором-Дереником

Арцруни и эмиром Апахуника (обл. Туруберан) Аплбаром Кайсиком (Абу ал-Вардом ас-Сулами)29. Одновременно Григор-Дереник лишил власти ишхана (соседнего) Тарона, упомянутого в начале статьи Ашота куропалата (859-878), и посадил на это место брата его и зятя своего Давита (878-895)30.

В этих условиях Ашот Багратуни предпринял решительные меры для укрепления своей верховной власти и ликвидации любого рода сепаратизма и такой самодеятельности. Его войска осадили Аплбара (Абу ал-Варда) в его же резиденции, в городе Маназкерт. Эмир был вынужден сдаться и признать сюзерен Ашота. В обмен он получил от первенствующего князя «грамоту о мире» («охранную грамоту»). Затем Ашот прибыл с войском в Васпуракан, чтобы навести порядок в княжестве своего зятя. Григору-Деренику оставалось бежать в Персоармению (в пределах соседнего Адзарбайджана), где в 326+9=335 г. арм. эры (886/7 г.) он будет предательски убит31. Согласно ат-Табари, в 266 г. х. (879/80 г.) в Арминийу в качестве правителя отправляется Исхак ибн Кундаджик32. Против него выступает эмир Арзана (обл. Алдзник) — Абу ал-Му'изз ибн Муса ибн Зурара. Однако в месяце рамадан 267 г. х. (=4 апреля — 3 мая 881 г.) ему удается справиться и с ним, и с 'Исой ибн аш-Шайхом33. Еще один, некий Ибрахим, вероятно, был среди последних правителей Арминийи. По крайней мере, он упоминается на дошедшей до нас монете, выпущенной в Арминийи в 268 г. х. (881/2 г.)34. Грузинские источники также пишут о неком эмире по имени Абраам (Ибрахим), который правил после Исэ, сына Шихо ('Исы ибн аш-Шайха)35.

Итак, последние правители Арминийи проходят перед нами как бледные тени. Отсутствует также практика их регулярного назначения, широко применяемая в VIII и в первой половине IX в. Все это свидетельствует о том, что позиции Багдада в регионе сильно ослабли. Более того, с середины 870-х годов официальный Константинополь активизирует восточную политику. Новый византийский император Василий I (867-886) из Македонской династии (867-1056) в ходе походов, которые начались в 263 г. х. (876/7 г.), вторгся в Горную Киликию и Малую Армению (в пределах арабской пограничной области ас-Сугур). Однако под натиском мусульман он был вынужден отступить36. Но нет сомнений в том, что Василий I в случае успеха планировал продолжить наступление в сторону Армянского княжества. Византия рассматривала Армению в первую очередь, как свое исконное владение. Неслучайно легенды об армянском (Аршакидском) происхождении основателя новой династии Василия I получили широкое распространение в империи именно в этот период37. Активизация восточной политики Византии проявлялась и на дипломатическом фронте. Дошедшая до нас переписка константинопольского патриарха Фотия (858-867 и 877-886) с армянским католикосом Закарием I и первенствующим князем Ашотом Багратуни на конфессиональные темы — яркое тому подтверждение.

Вся деятельность Ашота Багратуни с момента его официального назначения со стороны халифа (в начале 863 г.) больше напоминает права и обязанности вышестоящих арабских правителей Арминийи, или даже халифских наместников. Отныне он обеспечивал исправное поступление всех государственных налогов, собираемых в Арминийи, выдавал «охранные грамоты» своим вассалам — христианским князьям и мусульманским эмирам. Под его командованием действовала 100-тысячная регулярная армия38. Более того, Ашот мог представить халифу кандидата на пост правителя Арминийи и при необходимости убрать его с занимаемой должности, как в случае с Ахмадом ибн Халидом.

Ашот Багратуни напоминал полновластного хозяина Армении, Картли и Албании, который лишь формально подчинялся халифам. В такой ситуации ему не хватало только

царской короны, притом что княжеской короной он, вероятно, уже давно обладал39. В то же время не следует забывать, что он был назначен ишханац ишханом «с царскими почестями». И, как мы процитировали слова Йовханнэса Драсханакертци, Ашот «.оказался первым и наипочтеннейшим из всех нахараров Армении, и все заключали с ним союз, как если бы он действительно был царского рода». Как продолжает красочно описывать католикос-историк, «ишханы и нахарары Армении единодушно задумали посадить его над собой царем и доложили об этом амирапету посредством остикана Исэ, сына Шэха. Тот, благосклонно приняв достойную просьбу, отправил Ашоту царскую корону, которую привез тот же остикан Исэ, доставивший вместе с нею Ашоту также царские одеяния, дары, и [ другие знаки] почестей, легконогих коней в нарядной сбруе и снаряжении. А потом был приглашен туда и великий патриарх Георг, по совершении над ним [обряда] молебствия с божественными благословениями и посвящением вместо помазания из сосуда с елеем его венчали царем над племенем Асканазовым»40.

Такое важное событие в истории Армении, как официальная коронация Ашота Багратуни царем, спустя свыше четырех с половиной столетий после падения царства армянских Аршакидов (52/66-428 гг.), давно привлекало внимание отечественных и зарубежных исследователей. Но, к сожалению, в научной историографии не сложилось единого мнения относительно его датировки: учеными предлагаются различные варианты между 884 и 888 годами. Все это является результатом разногласий в датах, присутствующих в местных источниках. (В арабо-мусульманской же историографии сведения о коронации Ашота вовсе отсутствуют.) Мы больше склоняемся к варианту 886 года. Попробуем объяснить его, представив все имеющиеся в нашем распоряжении сведения. По версии Асолика, которую мы представили выше, Ашот «... прежде чем стать царем, в течение тридцати лет был ишханом и ишханац ишханом Армении и Грузии». Историк даже конкретизирует время коронации — 336 г. арм. эры (887/8 г.), или 888 г. христианской эры, или 12-й год правления католикоса Гэорга II (887/8 г.)41.

Все три варианта сходятся на начало 888 г. Эту же дату можно встретить у Мовсэса Каланкатуаци, в современном русском переводе которого читаем: «В то самое время, в году триста тридцать шестом армянского летоисчисления, удалось возвести Ашота Багратуни на царский трон Армении»42. Далее албанский автор отмечает, что спустя 4 года Ашот умер43. На первый взгляд, кажется, что разногласия улеглись. Однако Товма Арцруни называет Ашота Багратуни царем, когда после бегства Григора-Дереника Арцруни, возглавил Васпуракан его девятилетний сын Ашот, который, по свидетельству летописца, родился в 326 г. арм. эры (877/8 г.)44. Получается, что в 326+9=335 г. арм. эры (886/7 г.) Ашот уже был царем. Согласно Самуэлу Анеци, коронация произошла в 334 г. арм. эры (885/6 г.)45. Но и это не все. В вышеупомянутой версии Асолика сохранилось сведение, которое в какой-то мере проливает свет на эту проблему. Там ясно говорится, что коронация Ашота имела место при императоре Василии I и по его воле46. К нашему большому сожалению, такой авторитетный историк, как католикос Йовханнэс V Драсханакертци, который так подробно и красочно описывает официальную церемонию коронации, датировку ее не сохранил. Более того, нельзя исключить факт его участия в ней. Между тем, он пишет, как «Великий император греческий Василий также заключил с нашим царем Ашотом немалозначащий договор о мире, покорности и дружбе, называя его любимым сыном и поставив соучастником во всех царских [делах] государства своего»47.

Таким образом, Ашот Багратуни успел стать царем еще при жизни императора Василия I, который, как подлинно известно, умер 29 августа 886 г. Здесь уместно вспомнить

неоднократно процитированный нами отрывок из другого первоисточника — «Истории дома Арцруни»: «[Правив] пять лет в ишханским великолепии, 25 лет в качестве ишханац ишхана, 4 года в царской роскоши, умер (Ашот. — А. Ш.) в 339 г. армянской (эры.. — А. Ш.)...». Следуя этому отрывку, мы приходим к окончательному мнению. 339-4=335 г. арм. эры, началу которого соответствует 18 апреля 886 г. Следовательно, Ашот Багратуни мог быть коронован в период между 18 апреля и 29 августа 886 г.

Из рассказа Йовханнэса Драсханакертци мы узнали, что царский венец преподнес Ашоту 'Иса ибн аш-Шайх аш-Шайбани, который, как было отмечено выше, сбежал из провинции после восстания эмира Барды Мухаммада ибн Аби ал-Вахди ал-Йамани. Однако, спустя некоторое время, по утверждению Товмы Арцруни, «... Йисэ, сын Шеха с насилием захватил страну (нашу . — А. Ш.)... »48. Мы знаем также, что 'Иса сражался на стороне восставшего эмира Арзана против правителя Арминийи Исхака ибн Кундаджика, а борьбу с ал-Йаманом он вел в течение 13 лет. Получается, до 890 г., т. к. мятеж эмира Барды, как мы показали выше, начался около 877 г. Все это свидетельствует о том, что 'Иса с большим трудом смог вернуть себе власть в Арминийи. А на посту правителя он оставался даже после провозглашения независимого Армянского царства.

Как справедливо высказывается Самуэл Анеци, цари из династии армянских Баг-ратидов первоначально правили государством по велению «народа Исмайэла»49. Из этого следует, что Ашот после 886 г. продолжал де-факто выполнять функции полномочного представителя (правителя, или наместника) арабского халифа в Армении и уже в бывшей Арминийи. Царскую же корону Ашота можно в таком случае рассматривать в качестве вынужденной уступки со стороны халифа ал-Му'тамида с целью сохранения, а точнее, временного продления своего политического и экономического пребывания в регионе. Тем более, что она заменила уже возможно имевшую у Ашота княжескую корону. Ведь нельзя было исключить возможность того, что в случае отказа халифа Ашот обратится за царской короной к своему далекому соотечественнику — византийскому императору Василию I, который уже не один год активизировал восточную политику. А самым худшим для халифата вариантом могло стать провозглашение независимости Армении в одностороннем порядке. Оно накалило бы непростую обстановку в регионе с непредсказуемыми последствиями.

Между тем, как в средневековой армянской, так и в современной научной историографии, Ашот Багратуни считается основателем царства армянских Багратидов (886-1045) и армянской государственности, возрожденной после многовекового перерыва (после 428 г.). Он справедливо называется Ашотом I Великим (886-890).

Одновременно с Армянским царством, на территории бывшей Арминийи возникают (возрождаются) еще и два другие христианские государства — Албания и Картли. По свидетельству Мовсэса Каланкатуаци, «Тогда благочестивый Хамам, сделавшийся агванским царем, возобновил разгромленное царство агванское, как Ашот Багратуни — армянское царство. Это случилось в одно и тоже время»50. Таким образом, спустя несколько столетий (после 510 г.), около 886 г. возрождается и Албанское царство, которое охватывало историческую Западную Албанию. Из армянских историков только Асолик называет Хамама алуанским (албанским) царем51. Кто он такой этот Хамам? У Мовсэса Каланкатуаци сохранились сведения, которые проливают свет на его личность. Историк пишет, как спустя 4 года после провозглашения Хамамом независимого царства «... Абаули, князь агванский из рода Гайка, был убит родным братом своим, Смбатом. Это причинило великую печаль роду его»52. В Албании, видимо, был убит наследник престола, старший сын правящего царя Хамама. Далее в главе, где приводится сокращенное повторение родословной албанских

царей, мы читаем, как правнук Сахла (=Сахака /сына Смбата Багратуни/), он же вышеупомянутый Апули/Абаули, был убит Смбатом. Убитый был сыном Григора, сына Атрнерсэха, сына Сахла (=Сахака)53. Из этих рассказов следует, что внук Сахла (=Сахака), Григор, он же Хамам, который стал ишханом Албании сразу после смерти своего отца, Атрнерсэха (ок. 859 г.), т. е. почти одновременно с Ашотом Багратуни. Таким образом, первый царь Албании, Григор-Хамам (886-?) был прямым потомком Сахла (=Сахака), сына Смбата Багратуни, — основателя династии албанских Багратидов.

Как явствует из рассказа грузинского историка Сумбата Давитис-дзе (XI в.), в конце IX в. в Картли друг друга сменили несколько первенствующих князей: «... Баграт курапалат, сын Ашота курапалата, скончался в короникон 101 [=881 г.] и оставил сыновей: Давида, которого после него сделали курапалатом, и был он убит. в короникон 101 [=881 г.]. Затем поставили курапалатом Гургена, сына Адарнасе, сына великого курапалата Ашота»54.

По свидетельству Йовханнэса Драсханакертци, после смерти Ашота I (Багратуни), к Смбату, сыну его, (ок. 891 г.) прибывает мец ишхан (великий князь) Грузии Атрнерсех (Адарнасе), которого он сначала заключает в тюрьму, но потом выпускает55. «.Затем, — продолжает католикос-историк, — возложив на него с великими почестями и пышностью корону и украсив подобающе красивыми украшениями и оружием, как то в обычаях у царей, он (Смбат. — А. Ш.) поставил его царем страны Вирк и вторым [после себя] в своем государстве». Он датирует это важное в истории Грузии событие сразу после смерти армянского католикоса Маштоца I (897-898) и своего выдвижения на эту должность в качестве Йовханнэса V (в 898 г.)56.

Анонимный грузинский автор об этом Адарнасе пишет следующее: «Пришли Гурген (куропалат. — А. Ш.) и Адарнасе, сын Давида (куропалата. — А. Ш.), вспомоществовали [им] армяне, вступили в бой на берегу Куры; одолели абхазов. »57. Сумбат Давитис-дзе датирует это сражение в короникон 108 (+780=888) г. Он подтверждает тот факт, что «Адарнасе, сына Давида куропалата, поставили царем картвелов». Далее грузинский летописец пишет о борьбе между царем Адарнасе и Гургеном куропалатом и убийстве последнего в короникон 111 (+780=891) г.58 Следовательно, Адарнасе, правнук Ашота (Великого) куропалата, сразу же после победы над Гургеном в 891 г. стал первоначально первенст-

59

вующим князем, приняв титул «великий куропалат» , как и все его предшественники, и только затем около 898-899 гг. был официально коронован на царствование в Картли.

Итак, к северо-западу от Армении создается царство, которое охватывало область Тао и округ Кларджети. Отсюда и его название — Тао-Кларджети. Основателем его стал Адарнасе I (898/9-923) — первый официально коронованный царь из династии грузинских Багратидов.

По свидетельству ат-Табари, правителю Адзарбайджана Мухаммаду Афшину ибн Аби ас-Саджу (889-901) в 285 г. х. (898/9 г.) халиф приказал занять также пост правителя Арминийи60. Даже после смерти Мухаммада Афшина в 901 г. ат-Табари, а вслед за ним и Ибн ал-Асир, не перестают писать о новых назначениях в Арминийи61.

Мы считаем, что это были правители Адзарбайджана, которым халифы приказывали заниматься также делами, связанными с новыми государственными образованиями, появившимися на территории бывшей провинции Арминийа. Хотя такая провинция де-юре и де-факто уже давно не существовала, все же эти сведения свидетельствуют об искусственности в провозглашении независимых государств на территории Армянского нагорья и Южного Кавказа. Например, Мухаммаду Афшину халиф сам выдал царский венец и дал поручение, как свидетельствует Йовханнэс Драсханакертци, короновать в торжественной

обстановке Смбата I, сына Ашота, на царствование в Армении62. В то же время эта искусственность заключалась только в том, что Армянское царство и его вассалы-союзницы должны были исправно вносить налоги в государственную казну Арабского халифата, но уже в значительно меньших объемах63.

Таким образом, мы утверждаем, что арабская провинция Арминийа де-юре была ликвидирована в середине 886 г., когда халиф ал-Му'тамид отправил первенствующему князю Армении Ашоту Багратуни через своего уполномоченного представителя в регионе 'Ису ибн аш-Шайха аш-Шайбани царскую корону. В то же время, как мы подробно показали в нашей статье, некогда единая провинция перестала фактически существовать задолго до официальной коронации первого армянского царя из династии Багратидов — в 860-е гг. Это время, когда большей автономии получили существующие на территории Арминийи христианские княжества и мусульманские эмираты. Так что расформирование провинции Арминийа — это долгий исторический процесс (так же, как и в свое время процесс ее формирования), который продолжался свыше двух десятилетий, с начала 863 до середины 886 г.

В заключение следует добавить, что возрождение независимых христианских государств в пределах арабской Арминийи, в первую очередь, является результатом того, что провинция в период постепенного разложения Арабского халифата приобретала более широкую административную и экономическую самостоятельность. Между тем, основная причина в расформировании Арминийи заключается в том, что три основные ее единицы (страны) — Армения, Картли и Албания — еще задолго до установления арабской власти в регионе в международно-правовом аспекте представляли собой уже вполне сложившиеся административно-политические и экономичские субъекты.

1 Подробно см.: Шагинян А. К. Формирование автономных Багратидских княжеств на территории арабской провинции Арминийа в первой половине IX в. // Вестник С.-Петерб. ун-та. Сер. 2. 2008. Вып. 2. С. 127-140.

2 О личности Сахла (=Сахака) подробно см.: Шагинян А. К. Формирование автономных Багратидских княжеств на территории арабской провинции Арминийа в первой половине IX в. // Вестник С.-Петерб. ун-та. Сер. 2. 2008. Вып. 2. С. 129-131.

3 Зп^шЬЬпг Чшрпц^пи^ 1рши]ишиш^Ъртдт] ^шт^пгр^гЬ ¿ш]пд / ¿ршт. и pшpq. О. ©пит^шЬ^. ЬрЬтЬ, 1996 (История Армении католикоса Йовханнэса Драсханакертци / изд. и пер. на совр. арм. яз. Г. Тосуняна. Ереван, 1996.). С. 134, 135; итЪфшЬпи^ SшpohЪgшJ иип^шЬ ^шт^пгр^гЬ m^ЪqЪpш^шЬ / и2]. и. иш^ишиЪшЬд^. и^р., 1885 (Всеобщая история Степаноса Таронеци Асолика / раб. С. Малхасеанца. СПб., 1885.). С. 109.

4 иш^птЬф ршЪшЬш]^ иЬЪдт^ 1гштшрйптЬр |г qpng щшmJшqpшg / ¿ршт. и. $Ьр-ифрЪ|ЪшЬ. Чш4шр2шщшш, 1893 (Подборка из сочинений историографов иерея Самуэла Анеци / изд. А. Тэр-Микелеан. Вагаршапат, 1893.). С. 95. Иерей предлагает еще одну, но неверную, дату по христианской эре — 857 г.

5 Всеобщая история Степаноса Таронеци Асолика / раб. С. Малхасеанца. СПб., 1885. С. 109 и 158. 60:n^JшUpbpnгЬ^UUЬшbnгb.^mmJnгp^lbmшЬЬUpbpnгЬЪmg/¿pшm,pшpq.UbmЬnpшqp.Ч.ЧшpqшbjшЬ^.ЬpUшb,1985(7bв.ма

Арцруни и Аноним. История дома Арцруни / изд., пер. на совр. арм. яз. и коммент. В. Варданяна. Ереван, 1985.). С. 356, 357.

7 По другой версии летописца, Ашот после возвращения из плена прожил еще 6 лет и скончался 6 числа месяца хорри 323 г. арм. эры (=26 мая 874 г. См.: Товма Арцруни и Аноним. История дома Арцруни / изд., пер. на совр. арм. яз. и коммент. В. Варданяна. Ереван, 1985. С. 336, 337, 338, 339). В сочинении анонимного армянского автора, приписываемом историку IX в. Шапуху Багратуни, говорится, что этот Ашот находился в плену 16 лет, а всего прожил 70 лет. См.: ^шт^пгр^гЬ СшщЬ^ PшqpшщnтЬmJ / Ь |п]и шй^Ь О. Stp-U^pm¿ЪшЬ и иЪ^пщ Ъщ^и^пщпи. Т^^шЬ^Ь, 1921 (История Шапуха Багратуни / изд. Г. Тэр-Мкртчеан и еп. Месроп. Эчмиадзин, 1921.). С. 58 и 64. Следовательно, он вернулся не в 858, а в 868 г. Более того, если бы Ашот получил разрешение вернуться вместе с Григором-Дереником в 858 г., то халиф не стал бы назначать его несовершеннолетнего сына на его же место.

8 Товма Арцруни и Аноним. История дома Арцруни / изд., пер. на совр. арм. яз. и коммент. В. Варданяна. Ереван, 1985. С. 312-318, 313-319.

9 См. об этом: История Армении католикоса Йовханнэса Драсханакертци / изд. и пер. на совр. арм. яз. Г. Тосуняна. Ереван, 1996. С. 136-138, 137-139.

10 Un^utu^ 4mqmU^mmmmgmj 'ümmüm.p^LU UqmmU^g m2^mph^ / Ь piju pUb. U. t^iU. U., I860 (История страны Алуанк Мовсеса Каланкатуаци / изд. М. Эмин. М., 1860.). С. 273.

11 ^j^il jj^ àjl ü^ji»». ¡j^ ^jljlj j^jil ¿jJj (Annales quos scripsit Abu Djafar Mohammed ibn Djarir at-Tabari: I-III ser. / сит aliis ed. M. de Goeje. Lugduni Batavorum, 1879-1890. Ser. III.). P. 1508 et 1509; ¿¡jûl ¡à JJ£il .jjM à;' (Ibn al-Athir. Al-Kamil fi-l-Tarikh.. Al-Qahira, 1353 A.H. / 1934/5 A.D. T. V.). Р. 312 et 313. Однако, у ал-Йа'куби (ум. в 892 г.) под 249 г.х. (863/4 г.) он был только назначен, см.:^х>"11 ^J^ll j^lj à; l à; ji»^ à; vj» ujl à; ^^l ¿J"

(Ibn Wadhih qui dicitur al-Ja'qubi. Historiae: 1-2 par. / ed. M. Houtsma. Lugduni Batavorum, 1883. Par. 2.). Р. 606.

12 Иованнес Драсханакертци. История Армения / пер., вступ. статья и коммент. М. Дарбинян-Меликян. Ереван, 1986. С. 115; ср. также: Всеобщая история Степаноса Таронеци Асолика / раб. С. Малхасеанца. СПб., 1885. С. 110.

13 Всеобщая история Степаноса Таронеци Асолика / раб. С. Малхасеанца. СПб., 1885. С. 110. Получается 27 с половиной лет. У Самуэла Анеци Ашот стал ишханац ишханом, якобы, только в 874 г. (см.: Подборка из сочинений историографов иерея Самуэла Анеци / изд. А. Тэр-Микелеан. Вагаршапат, 1893. С. 95).

14 См.: lä-nuqp Omjmmj iqmrnp^mpp^mn Smpmp^mj IjmpnLq^nuZmjng Utbmg (Письмо Патриарха Фотия к Захарии католикосу Великой Армении / изд. А. Пападопуло-Керамевс // Православный Палестинский сб. 1892. Вып. 31. Т. XI (1).). С. 196.

15 История Армении католикоса Йовханнэса Драсханакертци / изд. и пер. на совр. арм. яз. Г. Тосуняна. Ереван, 1996. С. 138, 139; ср. также: Всеобщая история Степаноса Таронеци Асолика / раб. С. Малхасеанца. СПб., 1885. С. 110.

16 Товма Арцруни и Аноним. История дома Арцруни / изд., пер. на совр. арм. яз. и коммент. В. Варданяна. Ереван,

1985. С. 322, 323; ср. также: История Армении католикоса Йовханнэса Драсханакертци / изд. и пер. на совр. арм. яз. Г. Тосуняна. Ереван, 1996. С. 138, 139.

17 Иованнес Драсханакертци. История Армения / пер., вступ. статья и коммент. М. Дарбинян-Меликян. Ереван,

1986. С. 115.

18 Товма Арцруни и Аноним. История дома Арцруни / изд., пер. на совр. арм. яз. и коммент. В. Варданяна. Ереван, 1985. С. 322, 323. Согласно Псевдо-Шапуху Багратуни, Григор-Дереник сначала был женат на дочери Баг (а) рата (Багратуни) по имени Сопи, затем — на дочери Ашота (Багратуни) по имени Хрануш (см.: История Шапуха Багратуни / изд. Г. Тэр-Мкртчеан и еп. Месроп. Эчмиадзин, 1921. С. 49 и 64).

19 Йовханнэс Драсханакертци пишет: «Так как он (Григор-Дереник. — А. Ш. ) стал зятем ишханац ишхана Ашота, то постоянно с отеческой заботой и кроткой привязанностью тот давал ему добрые советы. И вначале, почтительно и разумно соглашаясь, он принимал их... » (Иованнес Драсханакертци. История Армения / пер., вступ. статья и ком-мент. М. Дарбинян-Меликян. Ереван, 1986. С. 116).

20 По выражению немецкого ориенталиста А. Мюллера, с убийством ал-Мутаваккила « . хаос неудержимо врывался в халифат»: командиры тюркских гвардий начали по своему усмотрению возводить на халифский престол угодных им претендентов (см.: Мюллер А. История ислама: в 2 т. М., 2004. Т. 1. С. 742-743).

21 » 498 ¡¿Jl l û l jj^j l ¿¡jtj t> Jj^à (Главы из истории ал-Баба и Ширвана, сочиненной ок. 498 г.х. / изд. и пер. В. Минорский //МинорскийВ. История Ширвана и Дербенда X-XI вв. М., 1963. С. 6 (А1052а), 47.

22 Главы из истории ал-Баба и Ширвана, сочиненной ок. 498 г.х. / изд. и пер. В. Минорского // Минорский В. История Ширвана и Дербенда X-XI вв. М., 1963. С. 18-19 (В730-731), 64-65.

23 Сведения о дате его назначения в мусульманских источниках не сходятся. Так, у ал-Йа'куби, он был назначен в месяце джумада II 257 г. х. (=26 апреля — 24 мая 871 г. См.: Ibn Wadhih qui dicitur al-Ja'qubi. Historiae: 1-2 par. / ed. M. Houtsma. Lugduni Batavorum, 1883. Par. 2. P. 621), а у ат-Табари и Ибн ал-Асира — в 256 г.х. (869/70 г. См.: Annales quos scripsit Abu Djafar Mohammed ibn Djarir at-Tabari: I-III ser. / ™m aliis ed. M. de Goeje. Lugduni Batavorum, 1879-1890. Ser. III. P. 1841; Ibn al-Athir. Al-Kamil fi-l-Tarikh. Al-Qahira, 1353 A.H. / 1934/5 A.D. Т. V. P. 359). А. Тер-Гевондян правление 'Исы датирует только 870-871 гг. См.: Stp-n.bnUqjmU U. Up^U^mj^ num^mUUtp^ dmümUm^mqpnLpjniUp // ¿nq^mbUtp^ dnqn^mbnL. bpbmU, 2003 (Тер-Гевондян А. Хронология остиканов Арминии // Сб. ст. Ереван, 2003.). С. 395). В то же время возвращение в Ассирию (Сирию) этого правителя Товма Арцруни датирует примерно через год после смерти католикоса Закарии I (см.: Товма Арцруни и Аноним. История дома Арцруни / изд., пер. на совр. арм. яз. и коммент. В. Варданяна. Ереван, 1985. С. 338, 339.), т. е. ок. 877 г.

24 Подробно об этих событиях см.: Товма Арцруни и Аноним. История дома Арцруни / изд., пер. на совр. арм. яз. и коммент. В. Варданяна. Ереван, 1985. С. 332-336, 333-337.

25 Товма Арцруни и Аноним. История дома Арцруни / изд., пер. на совр. арм. яз. и коммент. В. Варданяна. Ереван, 1985. С. 338-340, 339-341.

26 История страны Алуанк Мовсеса Каланкатуаци / изд. М. Эмин. М., 1860. С. 267.

27 Товма Арцруни и Аноним. История дома Арцруни / изд., пер. на совр. арм. яз. и коммент. В. Варданяна. Ереван, 1985. С. 340, 341.

28 Товма Арцруни и Аноним. История дома Арцруни / изд., пер. на совр. арм. яз. и коммент. В. Варданяна. Ереван, 1985. С. 344-346, 345-347.

29 Товма Арцруни и Аноним. История дома Арцруни / изд., пер. на совр. арм. яз. и коммент. В. Варданяна. Ереван, 1985. С. 350, 351.

30 Товма Арцруни и Аноним. История дома Арцруни / изд., пер. на совр. арм. яз. и коммент. В. Варданяна. Ереван,

1985. С. 342, 343.

31 См. об этом: Товма Арцруни и Аноним. История дома Арцруни / изд., пер. на совр. арм. яз. и коммент. В. Варданяна. Ереван, 1985. С. 348-352, 349-353.

32 Annales quos scripsit Abu Djafar Mohammed ibn Djarir at-Tabari: I—III ser. / сит aliis ed. M. de Goeje. Lugduni Batavorum, 1879-1890. Ser. III. P. 1942; ср. также: Ibn al-Athir. Al-Kamil fi-l-Tarikh. Al-Qahira, 1353 A.H. / 1934/5 A.D. Т. VI. P. 25.

33 Annales quos scripsit Abu Djafar Mohammed ibn Djarir at-Tabari: I-III ser. / arm aliis ed. M. de Goeje. Lugduni Batavorum, 1879-1890. Ser. III. P. 1991-1992; ср. также: Ibn al-Athir. Al-Kamil fi-l-Tarikh. Al-Qahira, 1353 A.H. / 1934/5 A.D. Т. VI. P. 36.

34 См.: Тер-Гевондян А. Хронология остиканов Арминии // Сб. ст. Ереван, 2003. С. 396.

35 См.: Histoire de la Géorgie / trad. par. M. Brosset: I-II par. SPb., 1849. Par. I. P. 268.

36 См. об этом: Мюллер А. История ислама: в 2 т. М., 2004. Т. 1. С. 759.

37 См. об этом: Юзбашян К. Армянские государства эпохи Багратидов и Византия в IX-XI вв. М., 1988. С. 100-104.

38 Нам известна численность регулярной армянской, картлийской и албанской конницы середины IX в. — 20 тыс. (см.: Шагинян А. К. Формирование Великого княжества Армянского на территории арабской провинции Арминийа // Вестник С.-Петерб. ун-та. Сер. 2. 2009. Вып. 1. С. 174.) Учитывая тот общеизвестный фактор, что соотношение численности конницы и пехоты в Средневековой Армении было примерно 1:5, численность регулярной армянской армии во второй половине IX в. могла доходить до 100 тыс., включая войска грузинских и албанских Багратидов. Более того, эту цифру мы встречаем у Товмы Арцруни под 339 г. арм. эры (890/1 г. См.: Товма Арцруни и Аноним. История дома Арцруни / изд., пер. на совр. арм. яз. и коммент. В. Варданяна. Ереван, 1985. С. 366, 367).

39 Еще по приказу халифа ал-Му'тасима (833-842) Сахл (=Сахак) Багратуни, который был назначен верховным правителем над Арменией, Картли и Албанией, получил «княжескую корону» (см.: Шагинян А. К. Формирование автономных Багратидских княжеств на территории арабской провинции Арминийа в первой половине IX в. // Вестник С.-Петерб. ун-та. Сер. 2. 2008. Вып. 2. С. 133). В связи с этим, мы не исключаем практику коронации всех верховных правителей, назначаемых над этими тремя странами региона.

40 Иованнес Драсханакертци. История Армения / пер., вступ. статья и коммент. М. Дарбинян-Меликян. Ереван,

1986. С. 117-118. Н. Адонц почему-то считает, что корону привез не Йисэ ('Иса), а сын его Ахмад. См. об этом: UqnUg Ъ. 'ümmüm^mh niunrfcmu^pnrp^rUUtp / Lnju phb. U Kinbq^mptmU. 'ümp^u, 1948 (Адонц Н. Исторические исследования / вып. А. Хондкареан. Париж, 1948.). С. 86.

41 Всеобщая история Степаноса Таронеци Асолика / раб. С. Малхасеанца. СПб., 1885. С. 157. Избрание же Тэр-Гэорга (Гэорга II) он датирует 324 г. арм. эры (875/6 г.).

42 Мовсес Каланкатуаци. История страны Алуанк / пер. на рус. яз. Ш. Смбатяна. Ереван, 1984. С. 168.

43 История страны Алуанк Мовсеса Каланкатуаци / изд. М. Эмин. М., 1860. С. 269.

44 Товма Арцруни и Аноним. История дома Арцруни / изд., пер. на совр. арм. яз. и коммент. В. Варданяна. Ереван,

1985. С. 338, 339 и 354, 355.

45 Подборка из сочинений историографов иерея Самуэла Анеци / изд. А. Тэр-Микелеан. Вагаршапат, 1893. С. 95. У историка присутствует еще одна, но неверная дата по христианской эре — 887 г.

46 Всеобщая история Степаноса Таронеци Асолика / раб. С. Малхасеанца. СПб., 1885. С. 157.

47 Иованнес Драсханакертци. История Армения / пер., вступ. статья и коммент. М. Дарбинян-Меликян. Ереван,

1986. С. 118.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

48 Товма Арцруни и Аноним. История дома Арцруни / изд., пер. на совр. арм. яз. и коммент. В. Варданяна. Ереван, 1985. С. 344, 345. Согласно Ибн ал-Асиру, 'Иса умер, якобы, в 269 г.х. (882/3 г. см.: Ibn al-Athir. Al-Kamil fi-l-Tarikh. Al-Qahira, 1353 A.H. / 1934/5 A.D. Т. VI. P. 50).

49 Подборка из сочинений историографов иерея Самуэла Анеци / изд. А. Тэр-Микелеан. Вагаршапат, 1893. С. 96.

50 Каланкатуац. История Агван Мойсея Каганкатваци / пер. на рус. яз. К. Патканова. СПб., 1861. С. 273-274. Несмотря на это ценное сообщение, К. Юзбашян датирует восстановление Албанского царства 893 г. (см.: Юзбашян К. Армянские государства эпохи Багратидов и Византия в IX-XI вв. М., 1988. С. 72).

51 Всеобщая история Степаноса Таронеци Асолика / раб. С. Малхасеанца. СПб., 1885. С. 161.

52 Каланкатуац. История Агван Мойсея Каганкатваци / пер. на рус. яз. К. Патканова. СПб., 1861. С. 274.

53 История страны Алуанк Мовсеса Каланкатуаци / изд. М. Эмин. М., 1860. С. 273.

54 Сумбат Давитис-дзе. История и повествование о Багратионах / пер., введ. и прим. М. Лордкипанидзе. Тбилиси, 1979. С. 33.

55 История Армении католикоса Йовханнэса Драсханакертци / изд. и пер. на совр. арм. яз. Г. Тосуняна. Ереван, 1996. С. 146-148, 147-149.

56 Иованнес Драсханакертци. История Армении / пер. на рус. яз. М. Дарбинян-Меликян. Ереван, 1996. С. 142-143.

57 Летопись Картли / пер., введ. и прим. В. Цулая. Тбилиси, 1982. С. 51.

58 Сумбат Давитис-дзе. История и повествование о Багратионах / пер., введ. и прим. М. Лордкипанидзе. Тбилиси, 1979. С. 34.

59 См.: История Армении католикоса Йовханнэса Драсханакертци / изд. и пер. на совр. арм. яз. Г. Тосуняна. Ереван, 1996. С. 186, 187.

60 Annales quos scripsit Abu Djafar Mohammed ibn Djarir at-Tabari: I-III ser. / eum aliis ed. M. de Goeje. Lugduni Batavorum, 1879-1890. Ser. III. P. 2185; ср. также: Ibn al-Athir. Al-Kamil fi-l-Tarikh. Al-Qahira, 1353 A.H. / 1934/5 A.D. Т. VI. P. 91.

61 Например, Йусуф ибн Аби ас-Садж (908-919), брат Афшина, захвативший власть у своего племянника Дивдада в 901 г., когда тот был назначен на место своего покойного отца (см.: Annales quos scripsit Abu Djafar Mohammed ibn Djarir at-Tabari: I-III ser. / ™m aliis ed. M. de Goeje. Lugduni Batavorum, 1879-1890. Ser. III. P. 2203-2205; Ibn al-Athir. Al-Kamil fi-l-Tarikh. Al-Qahira, 1353 A.H. / 1934/5 A.D. Т. VI. P. 135).

62 История Армении католикоса Йовханнэса Драсханакертци / изд. и пер. на совр. арм. яз. Г. Тосуняна. Ереван, 1996. С. 148-150, 149-151.

63 Йовханнэс Драсханакертци утверждает, что после 901 г. Армения, по просьбе Смбата I, ежегодно вносила в халифскую казну всего лишь около 60 тыс. дахеканов (см.: История Армении католикоса Йовханнэса Драсхана-кертци / изд. и пер. на совр. арм. яз. Г. Тосуняна. Ереван, 1996. С. 196, 197 и 216, 217).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.