Научная статья на тему 'Армения и Арминийа в составе Аббасидского халифата во второй половине VIII и в начале IX века'

Армения и Арминийа в составе Аббасидского халифата во второй половине VIII и в начале IX века Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
922
249
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Шагинян Арсен Карапети

При 'Аббасидах (750-1258) во второй половине VIII и в начале IX в. Армения и вся арабская провинция Арминийа (т. е. Армения, Картли и Кавказская Албания) пребывали в состоянии постоянных восстаний, как со стороны местного христианского населения, так и представителей их арабской администрации. Все это позволило самым опасным врагам Арабского халифата Византийской империи и Хазарскому каганату активно вмешиваться в дела Арминийи. Как правило, такое вмешательство проявлялось в оказании императором военной поддержки восставшим христианам провинции, а со стороны кагана ее мятежным арабским правителям. Более того, зачастую ситуация настолько осложнялась, что приводила к возобновлению арабо-византийских и арабо-хазарских войн.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Armenia and Arminiya as Parts of the ' Abbasid Caliphate in the second half of the 8th and in the early 9th century

Under the 'Abbasid dynasty (750-1258) in the second half of the 8th and in the early 9th century Armenia and the all Arab Province of Arminiya (i.e. of Armenia, Kartli and Caucasian Albania) suffered from constant revolts of the local Christian inhabitants and the representatives of their Arab administration, which allowed the most dangerous enemies of the Arab Caliphate the Byzantine Empire and the Khazar Khaganate to intervene in affairs of Arminiya. As a rule, such intervention involved military support to the Christian rebels by the emperor. The khagan did the same for rebellious Arab rulers of Arminiya. Moreover, the situation was often complicated so that it resulted in the renewal of the Arabo-Byzantine and the Arabo-Khazar hostilities.

Текст научной работы на тему «Армения и Арминийа в составе Аббасидского халифата во второй половине VIII и в начале IX века»

ВСЕОБЩАЯ ИСТОРИЯ

А. К. Шагинян

АРМЕНИЯ И АРМИНИЙА В СОСТАВЕ ‘АББАСИДСКОГО ХАЛИФАТА ВО ВТОРОЙ ПОЛОВИНЕ VIII И В НАЧАЛЕ IX ВЕКА

После многолетней гражданской войны в Арабском халифате в 750 г. победу одержал Абу ал-‘Аббас (750-754), который стал основателем новой династии ‘Аббасидов (750-1258). Теперь, по выражению известного немецкого ориенталиста, А. Мюллера, «государственная организация даровала исламу полный простор для решения насущной политической задачи»1.

Дело в том, что в отличие от периода правления предыдущей династии ‘Умаййадов (661-750), когда все неарабы считались покоренными народами, отныне, приняв ислам, они получали право участия в политической жизни халифата и даже право замещения высших государственных постов. В основном этим воспользовались иранцы, большая часть которых к тому времени уже приняла ислам. В связи с этим при ‘Аббасидах халифат из арабского государства превращается в мусульманскую империю.

В настоящей статье мы задались целью на основании сведений арабоязычной (мусульманской) и армяноязычной раннесредневековой историографии, а также иноязычных христианских (византийских, грузинских и сирийских) первоисточников полностью воссоздать внутриполитическую ситуацию, которая сложилась в арабской провинции Арминийа в первые десятилетия правления новой династии. А самое главное — выявить те причины, которые заставили ‘Аббасидов на рубеже VIII и IX в. начать проведение активной и последовательной национальной (миграционной) и религиозной политики, направленной на арабизацию и исламизацию населения Арминийи. Эта политика в единственной христианской провинции Арабского халифата является темой специального обширного исследования, которое нами уже осуществлено и опубликовано отдельной статьей в официальном журнале Армянского католикосата — «Эчмиадзин»2.

Следует отметить, что провинция Арминийа со столицей в Двине была сформирована в начале VIII в., когда завершилось покорение арабами Армении и соседних христианских стран Южного Кавказа — Картли (Восточной Грузии) и Албании3.

Вся провинция подразделялась на четыре административные единицы — Арми-нийу I (Албания) с центром в Барде, Арминийу II (Картли) с центром в Тбилиси, Арминийу III (Восточная Армения) с центром в Двине и Арминийу IV (Западная Армения) с центром в Феодосиополе. В свою очередь, Арминийа вместе с провинциями Адзарбайджан и ал-Джазира была объединена в рамках единого арабского наместничества Севера.

Второй ‘Аббасидский халиф Абу Джа‘фар (ал-Мансур, 754-775) продолжил политику своего предшественника, направленную на укрепление арабской власти в Арминийи.

© А. К. Шагинян, 2008

По свидетельству армянского вардапета (архимандрита) Гевонда (вторая половина VIII в.), будучи еще наместником Севера, он лично направился туда, облагая ее жителей податями, в том числе даже за умерших (родственников). При этом Абдалла (Абу Джа‘фар) требовал от армян выплатить неуплаченные в годы (второго) восстания налоги4.

В то же время, согласно арабоязычному историку из Египта, ал-Баладзури (ум. в 892 г.), Абу Джа‘фар оставил в Арминийи правителем Йазида ибн Усайда ас-Сула-ми5. Между тем, его современник из иранской области Хорасан, ал-Йакуби (ум. в 897 г.), сначала упоминает Мухаммада ибн Сула, который одержал в 133 г. х. (750/1 г.) победу над узурпатором Мусафиром ибн Кассиром, затем — Салиха ибн Субайха ал-Кинди и только потом у него следует этот Йазид ибн ‘Усайд, назначенный в 134 г. х. (751/2 г.)6.

Известный мусульманский законовед и богослов из другой иранской области — Та-баристана, ат-Табари, который датирует назначение наместника Абу Джа‘фара 132 г. х. (749/50 г.), донес до нас имя еще одного правителя — назначенного в том же году ‘Абд Аллаха ибн Мухаммада. Правление же Салиха ибн Субайха он датирует с 133-134 г. х. (с 750/1-751/2 гг.), а назначение Йазида ибн Усайда — 134 г. х. (751/2 г.)7.

Следовательно, при наместнике Абу Джа‘фаре (750-754) в Арминийи поочередно правили: Мухаммад ибн Сул (750); ‘Абд Аллах ибн Мухаммад (750); Салих ибн Субайх ал-Кинди (751-752) и Йазид ибн Усайд ас-Сулами (752-754). Такая частая смена правителей указывает на очень нестабильную обстановку в самой северной провинции.

По свидетельству Гевонда, Цалех (Салих) был крайне враждебно настроен по отношению к армянским нахарарам (крупным феодалам-землевладельцам), в особенности к Арцрунидам, которые имели огромные наследственные владения в крупнейшей области Васпуракан. В этой связи многие из них были вынуждены эмигрировать в пределы Греции (Византии) и перейти в подданство императора8.

Авторитетный архимандрит-историк рассказывает еще, как исмаилтеане (мусульмане) вторглись в Васпуракан со стороны Атрпатакана (Адзарбайджана) и осадили главу дома Арцруни, Гагика, в крепости Нкан (в округе Торрнаван). После ее безуспешной осады они хитростью выманили Гагика Арцруни на переговоры, схватили его и отправили к халифу9.

Эти события следует датировать 751-752 гг., а не 762 г., как предлагают некоторые современные арменоведы — С. Мелик-Бахшян и Н. Г арсоян10. Дело в том, что они произошли в годы правления Салиха ибн Субайха, который, как мы выше выяснили, мог править в 751-752 гг.

Сложная внутриполитическая ситуация в Арминийи позволила византийскому императору Константину V (741-775) проявить активность по отношению к христианским странам региона. Она выражалась в наступлении византийской армии по линии Малатия-Феодосиополь. «Царь неверующих (т. е. император — А. Ш.), — пишет ал-Баладзури под

133 г. х. (750/1 г.), — осадил жителей Малатийи и разрушил ее стены... (Затем — А. Ш.) он отправил Кусана ал-Армани в сторону Каликалы (т. е. Феодосиополя — А. Ш.), которую тот и осадил. В городе было тогда мало жителей. и (Кусан — А. Ш.) смог захватить его. Он убил и взял в плен (многих жителей — А. Ш.), а также разрушил его стены»11.

Следует отметить, что в «Хронике», приписываемой ошибочно Антиохийскому патриарху якобитов Дионисию Теллмахрскому (ум. в 845 г.), этот Кусан назван правителем Армении (Арминийи) IV12.

Один из самых ранних представителей мусульманской историографии, иракский историк Халифа ибн Хаййат (776/7-854), датирует этот поход 134 г. х. (751/2 г.)13, что

согласуется и со сведениями позднейшего Антиохийского патриарха якобитов Михаила Сирийца (1166-1199). У него стоит дата 1063 г. селевк. эры (751/2 г.)14.

134 г. х. соответствует 30 июля 751 г. — 17 июля 752 г., а 1063 г. селевк. эры — 1 октября 751 г. — 30 сентября 752 г. Получается, что поход императора имел место в период между 1 октября 751 г. и 17 июля 752 г., что соответствует 200 г. арм. эры.

Под 1066 г. селевк. эры (754/5 г.) Михаил Сириец пишет о контрнаступлении Абу Джа (‘) фара на Теодосиопол (Феодосиполь)15. У ал-Баладзури восстановление стен этого города датируется 139 г. х. (756/7 г.)16. Однако, по свидетельству Гевонда, уже «при наступлении следующего года», т. е. 201 г. арм. эры (752/3 г.), правителю Езиду (Йазиду) удалось освободить Карин (Феодосиополь) и восстановить стены города. Более того, он заставил вместе с отступающими войсками императора уйти в пределы Греции (Византии) часть местного населения17, что подтверждает также Михаил Сириец18.

201 г. арм. эры наступил 22 мая 752 г. Так что отступление Константина имело место летом 752 г., а не в 754-756 гг., как считают некоторые известные арабисты19.

Что же касается более поздних дат, которые встречаются в некоторых источниках, то они не дают нам основания утверждать, будто бы Феодосиополь был освобожден от византийцев лишь к тому времени. Вполне можно допустить, что в эти более поздние годы продолжалось укрепление стен столицы Арминийи IV.

Поход Константина в армянские владения халифата позволяет предположить, что волнения в этих областях, которые, как мы считаем, начались еще в 744 г., к этому времени не прекратились, и император преследовал цель оказать военную помощь повстанцам в соответствии с некой имеющейся договоренностью. Отметим, что такого рода соглашения имели место и в годы первого восстания армян против арабской власти в 702-705 гг.20 Подтверждением тому является выступление правителя Арминийи IV армянского происхождения Кусана на стороне византийской армии. По всей видимости, восставшие продолжали удерживать крупнейший город Западной Армении — Феодосиополь — до прибытия сюда этого военачальника. По крайней мере, среди местных жителей встречались мятежники: ал-Баладзури объясняет взятие Кусаном ал-Армани Каликалы (Феодосиополя) наличием двух братьев-армян среди ее жителей, которые «открыли брешь в стене, вышли из города и впустили туда Кусана.»21.

С ответным походом Йазида ибн Усайда в Арминийу, который, таким образом, преследовал цель не только отвоевать у византийцев Феодосиополь, но и усмирить местных повстанцев, следует также связать рассказ армяноязычного историка из Албании Мовсэса Каганкатваци о нашествии исмаилтеан-агарян (арабов-мусульман) в пределы Агванка (Албании) в 200 г. арм. эры (751/2 г.): «Так остервенелые исмаилтеане-агаряне завладели всем богатством страны. Это стало большим лишением для дома нашего — Агванка, ибо таджики отняли от князей агванских столицу Партав (т. е. Барда — А. Ш.)...»22. В Арминийи I, в частности в районе города Байлакан, волнения давно стали привычным явлением. По рассказу ал-Йа‘куби, уже известный нам правитель Мухаммад ибн Сул «заставил (мятежных — А. Ш.) жителей ал-Байлакана отступить к крепости Килаб. Затем он послал Салиха ибн Сабиха ал-Кинди, который осадил их там и перебил среди них великое множество»23.

Вышеупомянутые события позволяют сделать вывод о том, что только при Йазиде ибн Усайде ас-Сулами власть ‘Аббасидов в Арминийи окрепла и восстания, охватившие всю провинцию в последние годы правления предыдущей династии ‘Умаййадов, были окончательно им подавлены. В подтверждение тому еще раз процитируем Мовсэса Каганкатваци, который под тем же 200 г. арм. эры (751/2 г.) пишет. «.Как в прежней

столице, в Дамаске, так и теперь в Агванке, в Партаве, (таджики — А. Ш.) учредили (новую — А. Ш.) резиденцию. Некто из них прибыл от (халифа — А. Ш.) в Партав»24.

Этот «некто» и есть Йазид ибн Усайд, который около 752 г. перенес из Двина резиденцию правителя Арминийи в Барду. Это могло произойти только после укрепления его власти в провинции. В свою очередь, новая столица должна была стать символом его прочной власти. После этого, как явствует из сведений армянских источников, Езид-Изит (Йазид) перед смертью Абдаллы (Абу ал-‘Аббаса), т. е. не позднее весны 754 г.25 назначил ишханом (первенствующим князем) Армении Сахака Багратуни26.

У ал-Баладзури сохранился небольшой рассказ о походе Йазида ибн Усайда в сторону Баб ал-Лан (Аланских ворот) и расправе с восставшими санарийцами (цанарами27), которых он обложил хараджом (поземельным налогом)28.

М. Артамонов и А. Тер-Гевондян относят эти события к первому периоду правления Йазида в Арминийи (т. е. 752-754 гг.)29. Однако в тексте египетского историка говорится о том, что произошло это тогда, «когда халифом стал ал-Мансур». Следовательно, речь идет о деятельности Йазида во время его возвращения к власти при новом халифе. А между тем, из сочинения ат-Табари мы узнаем о назначении в 137 г. х. (754/5 г.) нового правителя Арминийи — ал-Хасана ибн Кахтабы ат-Таи30.

Кампания Йазида в северных районах Арминийи, в первую очередь, была связана с активизацией Хазарского каганата. Известно, что после многолетнего перерыва на это его подстрекала Византия31. Как утверждает ал-Баладзури, «ал-Мансур написал ему (Йази-ду — А. Ш.) письмо, чтобы он породнился с хазарским царем (т. е. каганом — А. Ш.)»32. Арабоязычный перс ал-Куфи (ум. в 926 г.) требование халифа объясняет тем, что «.хазары никогда не оставят вас в покое. Так как при желании они могут мобилизовать (огромную — А. Ш.) армию и нанести вам (сокрушительный — А. Ш.) удар». Мирные переговоры завершились успешно: хазарский каган согласился даже выдать за Йазида свою дочь Хатун. Но этот политический брак длился всего 2 года и 4 месяца. Так как «она родила от него двух сыновей, а после этого умерла, и умерли оба ее сына»33.

Гевонд приписывает смерть хазарской царевны коварству (арабов), мотивируя этим последовавшее затем наступление хазар (на Арминийу): «Собрав сильное войско, Хакан, поручив его полководцу своему, Ражу-Тархану. отправил на страну нашу». Далее наш авторитетный историк перечисляет 11 захваченных областей Агванка (Албании) и 7 областей (Восточной) Грузии. Езида (Йазида) же он называет «хвастливым подагриком» и приписывает ему трусость и бегство из провинции34.

Согласно ал-Куфи, против якобы 200-тысячной армии хазар халиф ал-Мансур отправил 60-тысячное войско, которое было наголову разбито. Йазид же «бежал с поля боя и укрылся»35. Бегство Йазида подтверждает также ал-Йа‘куби36. Следовательно, Гевонд пишет о нем без всякого преувеличения.

Ат-Табари, а вслед за ним его позднейший компилятор Ибн ал-Асир (1160-1233), говорят о двух походах хазар, датируя первый из них — 145 г. х. (762/3 г.), второй (во главе с Растарханом, или Астарханом) — 147 г. х. (764/5 г.)37. Это подтверждается также сообщением византийского летописца Феофана Исповедника (752-818), у которого под 6255 г. от сотворения мира, 755 г. н. э. (+7/8=762/3 г.) читаем: «В том же году Турки вышли из-за Каспийских ворот, сделали многие опустошения в Армении и с великою добычею назад возвратились». Под следующим, 6256 г. от сотворения мира, 756 г. н.э. (763/4 г.) Феофан пишет: «В сем году Турки опять вторглись в Каспийские врата, напали на Иверию, сразились с Аравитянами, и много погибло с той и другой стороны»38.

О первом походе хазар знает также Михаил Сириец, который датирует его 1074 г. селевк. эры (762/3 г.)39. Но Гевонд, как мы показали, пишет только об одном походе, который, судя по контексту, следует отнести ко второму вторжению хазар40.

О втором походе хазар сохранились сведения и в раннесредневековых грузинских сочинениях, собранных в знаменитом сборнике «Картлис Цховреба». В одном из них, в «Летописи Картли» (УШ-ХІ вв.), читаем: «.снарядил Хакан спасалара своего Блучана, прошел он дорогу Лекетскую и вступил в Кахетии; сокрушил город Тбилиси, полонил Картли и всю эту страну. И. они отступали по дороге Дариалана»41.

Таким образом, нет сомнения в том, что в это время имели место два похода, в 145 и 147 гг. х. Учитывая тот факт, что 145 г.х. соответствует периоду между 1 апреля 762 г. и 20 марта 763 г., а 147 г. х. — 10 марта 764 г. и 26 февраля 765 г., мы можем установить датировку обоих походов хазар. Первый — весна-лето 762 г., второй — весна-лето 764 г. (Такого рода походы в зимнее время просто исключались.)

Как пишет ат-Табари, халиф ал-Мансур отправил против турков (хазар), захвативших Тифлис (Тбилиси), Харба ибн ‘Абд Аллаха ар-Раванди, который был убит, а через год — Хумайда ибн Кахтабу, который уже не найдет там врага42.

Дело в том, что, по словам Гевонда, хазары, «набрав много добычи и пленных, возвратились в жилища свои»43. В таком случае халифу оставалось лишь заново укреплять пограничные города-крепости на севере Арминийи. Их перечень встречается у наших мусульманских авторов44.

Нам предстоит еще установить годы вторичного правления Йазида ибн Усайда ас-Сулами. Поскольку первый поход хазар имел место в начале 145 г. х. (весной - летом 762 г.), то брак между Йазидом и Хатуном, который длился 2 года и 4 месяца, должен был быть заключен не ранее 760 г.

Учитывая тот факт, что ал-Йа‘куби говорит о вторичном назначении Йазида под 141 г. х. (758/9 г.)45, датой возвращения его на этот пост, которое имело место незадолго до брака, следует считать начало 759 г. Концом же его следует считать его бегство в ходе второго похода хазар, т. е. весной - летом 764 г.

Следовательно, предшественник Йазида, ал-Хасан ибн Кахтаба ат-Таи, первый раз правил в 754-759 гг. А. Тер-Гевондян второе правление Йазида ибн Усайда продлевает до 769 г. и считает, что он был уволен по жалобе ишхана Армении Сахака Багратуни и католикоса Трдата I (741-764), адресованной халифу46.

Отправление жалобы на Йазида никакого сомнения у нас не вызывает. Упоминание о нем мы нашли у позднейшего армянского историка Асогика (рубеж XI в.)47. Однако, такая жалоба могла быть отправлена не позднее 764 г., поскольку католикос Трдат I, согласно армянской церковной традиции, в 764 г. скончался48. Кстати, это не противоречит предложенной нами дате бегства правителя Йазида. Таким образом, повторно Йазид правил до 764 г. Но в таком случае получается, что Арминийа до назначения нового правителя Баккара ибн Муслима ал-‘Укайли (769 -770)49 в течение нескольких лет пребывала без главы провинции.

Что можно сказать о правителе, когда в эти тяжелые годы должность наместника Севера в течение 10 лет оставалась вакантной. А. Тер-Гевондян, не приводя никаких доводов, считает, что сын (ал-) Мансура, (ал-) Махди, был назначен наместником в 760 г.50 Однако, учитывая тот факт, что последний присягнул на верность отцу в 147 г. х. (764/5 г.)51 и то, что впервые он упоминается на монете ар-Ран, датируемой 148 г. х. (765/6 г.)52, правление ал-Махди, на наш взгляд, следует отнести к 765-775 гг. По крайней мере, после

бегства Йазида во время второго похода хазар в 764 г., как уверяет нас ал-Йа‘куби, халифу ал-Мансуру самому приходилось заниматься организацией борьбы против врага53. Следовательно, ни о каком наместнике в то время речи быть еще не может.

Между тем, при правителе Банакасе (Баккаре), согласно Феофану, римляне (византийцы) в отместку за его поход в 6262 г. от сотворения мира, 762 г. н. э. (+7/8=769/70 г.) вторглись в Армению (Арминийу) IV и ограбили ее54.

При повторном правлении ал-Хасана ибн Кахтабы ат-Таи (770-775) в Арминийи вспыхивает крупное восстание, которое в основном охватывает армянские области провинции. Вот как описывает его современник тех событий Гевонд: «Нахарары армянские, доведенные до крайности этими бедствиями, решились на отчаянное средство. Предпочитая храбрую смерть, чем жить в постоянной опасности, они замыслили мятеж.»55.

Сигналом к началу движения стали действия одного из нахараров — Артавазда Мамиконеана, который, овладев в Двине с помощью хитрости оружием, направился к селению Кумайри в округе Ширак (центральной области Айрарат) и убил местного сборщика податей. Узнав об этом, (ал-)Хасан отправляет против повстанца отряд во главе с Махметом (Мухаммадом). К нему присоединился также спарапет (глава войска) Армении Смбат Багратуни. Преследуя Артавазда до иберийской (картлийской) области Самцхе, они заставляют его уйти в пределы (византийской провинции) Эгерия (Лазика — Западная Грузия)56.

Усиление налогового бремени со стороны ал-Хасана ибн Кахтабы в отместку мятежникам стало причиной новых массовых волнений. На этот раз восстал Мушег Мамиконеан. У ал-Баладзури читаем об этом: «.жители Арминийи во главе с Мушаилом ал-Армани подняли восстание в правление ал-Хасана ибн Кахтабы ат-Таи»57.

С. Мелик-Бахшян это сообщение египетского историка относит почему-то к событиям, связанным с мятежом байлаканцев, который имел место в ходе второго восстания в Арминийи в 744-752 гг. А вышеупомянутый Мушаил ал-Армани (Мушег Мамиконеан) у известного арменоведа стал предводителем этого движения, охватившего соседнюю Албанию — неким армянином Михаилом58.

Между тем, Мушег, в соответствии с подробным рассказом очевидца Гевонда, также перебив сборщиков податей, закрылся в крепости Артагерс (в округе Аршаруник, область Айрарат). Отсюда он с небольшим отрядом численностью всего в 260 человек ликвидирует очередного сборщика податей по имени Абумджур (Абу Маджур?) в округе Багреванд (область Айрарат). (Ал-)Хасан отправляет из Двина против повстанца сначала небольшой, но хорошо вооруженный отряд численностью в 200 человек (арабский правитель, очевидно, переоценил силу восставших), а после его разгрома — 4-тысячный отряд всадников во главе с Апунджипом (Абу Наджибом). Последний в селе Багаван округа Багреванд также потерпел поражение. Мушег преследовал неприятеля (мусульман) до села Аруч, где окончательно истребил всех, в том числе и военачальника (Абу Над-жиба)59. Победы Мушега вдохновили всех нахараров и даже спарапета Смбата Багратуни, который перешел на сторону повстанцев. Однако сын ишхана Сахака, Ашот Багратуни, по выражению современника, считал, что армяне «не в состоянии сопротивляться силе многоглавого дракона»60.

Следовательно, как и в годы предыдущего восстания61, так и сейчас Багратиды отказываются в большинстве своем, в частности в лице сына ишхана, выступить против арабской власти. Нет сомнений в том, что Багратиды тоже стремились освободиться от власти халифата, однако, в отличие от Мамиконидов, реально оценивали сложившуюся

ситуацию, проводя исключительно проарабскую политику. Благодаря этому они пользовались большими привилегиями и авторитетом при халифском дворе. Уместно отметить, что в связи с этим в средневековой армянской историографии Багратиды рассматривались как изменники, или, по крайней мере, объявлялись подозрительными и не заслуживающими доверия персонами. Однако наш авторитетный автор Гевонд считал такую политику Багра-тидов правильной и дальновидной. Вот как он характеризует поступок Ашота Багратуни в ходе последнего восстания: «Но Ашот Багратуни, сын ишхана Сакака, муж ума мудрого, не только не принял участие в этом опасном мероприятии, но и советовал им оставить это гибельное намерение, внушенное наущениями безумного монаха. Он (предлагал — А. Ш.) позаботиться о себе и о своих семействах»62. К идее частых восстаний подстрекали Багра-тидов эти Мамикониды лишь только с одной «коварной целью, — пишет архимандрит-историк, — дабы отнять власть у Ашота»63.

Тем временем 5-тысячный отряд восставших во главе с Мушегом направился к Тэ-одуполис-Карину (Феодосиополю) и безуспешно осаждал его всю зиму (774-775 гг.)64. По-видимому, Мушег рассчитывал занять центральный город Арминийи IV и установить контакты с Византией. В то же время (ал-)Хасан, по рассказам армянского католикоса-исто-рика Йовханнэса У Драсханакертци (898-929) и Асогика, к концу правления католикоса Сиона I (767-775) отправил карательные отряды в близлежащие (в радиусе около 100 км) от Двина населенные пункты; в результате было убито 700 и взято в плен 1200 человек65.

Согласно ал-Баладзури, ал-Мансур «послал ему (ал-Хасану — А. Ш.) подкрепление во главе с ‘Амром ибн Исма‘илом»66. Гевонд насчитывает в этом отряде не менее «30 тыс. отборных всадников. вооруженных с ног до головы»67. (‘) Амр достиг города Хлат (на западном побережье оз. Ван), где в то время находился Ашот Багратуни. Он предпринял последнюю попытку остановить начатый мятеж. Тем временем войско восставших (из Феодосиополя) направилось к Арчешу (на северном побережье оз. Ван), где на 4-й день месяца хротиц, в субботу, оно было разбито (‘) Амром. Через десять дней после первого сражения, 14 числа того же месяца хротиц, в понедельник, во второй битве при Ардзни, в округе Багреванд, войско повстанцев было окончательно разбито. По свидетельству Гевонда, с армянской стороны из 5 тыс. в первом сражении погибли 1,5 тыс. человек, во втором — 3 тыс., были убиты также ишхан Сахак Багратуни, спарапет Смбат Багратуни и лидер восстания Мушег Мамиконеан68. Вот как об этих событиях кратко упоминает ал-Баладзури: «Ал-Хасан напал на Мушаила, убил его и рассеял его полчища, после чего (в Арминийи — А. Ш.) снова водворилось спокойствие»69.

В этой связи нам не ясно, почему А. Тер-Гевондян считает, что Сахак Багратуни был убит около 770 г. или немного позже70. В современной историографии существуют также различные точки зрения по поводу датировки этого крупнейшего в истории Армении выступления против власти халифата. Еще Ж. Лоран и В. Груссе датировали восстание 771-772 гг.71, Лео предлагал 773-775 гг., а С. Мелик-Бахшян — 774-776 гг.72 Все дело в том, что очевидец событий Гевонд, сохранивший для нас числа, месяц и даже дни недель двух крупнейших сражений, не указывает год событий. Но в то же время архимандрит-историк донес до нас очень важное сообщение, на которое следовало бы исследователям обратить особое внимание: «Сам Абдалла (ал-Мансур — А. Ш.). подвергся проклятию пророка и в тот же год умер в отчаянии»73. По определению А. Мюллера, (ал-)Мансур скончался 6 числа месяца дзул хиджджа 158 г. х. (7 октября 775 г.)74.

Таким образом, оба решающих сражения имели место в 223 г. арм. эры (16 мая

774 г. — 15 мая 775 г.). При этом, первое из них — 4 числа месяца хротиц 223 арм. эры

(14 апреля 775 г.), а второе — 14 числа того же месяца хротиц 223 арм. эры (24 апреля 775 г.)75. Следовательно, восстание, как точно предлагают А. Тер-Гевондян и Н. Гарсоян, продолжалось с 774 по 775 гг.76.

Такая датировка полностью согласуется также с краткой заметкой ат-Табари о мятеже в Арминийи, которую мы обнаружили под 158 г. х. (11 ноября 774 г. — 30 октября

775 г.). В ней читаем: «Написал правитель Арминийи (ал-Хасан ибн Кахтаба — А. Ш.) ал-Мансуру о том, что войско подняло мятеж против него. Они взломали запертую казну и захватили все, что было там»77.

В мусульманской историографии сохранились рассказы о волнениях в эти годы жителей ас-Санарийи (Кахети). Так, например, ‘Амр ибн Исма‘ил, прибывший по просьбе правителя Арминийи, во главе 20-тысячного войска перебил за один день 16 тыс. санарий-цев (цанаров) и двинулся на Тифлис (Тбилиси)78. У ал-Куфи, ал-Хасан ибн Кахтаба, встав во главе 30-тысячного отряда, перебил 10 тыс. санарийцев (цанаров). Затем он двинулся на мятежных жителей Джавахита (Джавахети-Джавахка) и покорил их79.

Итак, причиной последнего крупного восстания в Арминийи, охватившего территорию не только собственно Армении, было крайне тяжелое бремя налогов. Доказательством тому служат вышеупомянутые частые расправы со сборщиками податей и ограбление казны правителя провинции. Этого мы не наблюдали при первых двух восстаниях армян. Несмотря на свой общенародный характер, о чем свидетельствуют слова некого отшельника, приведенные в сочинении Гевонда («Вот настало, наконец, время спасения вашего... дабы через вас отомстить народу исмаилтеан»80), восстание пошло на убыль и окончательно было подавлено. Объяснить это можем тем, что, во-первых, среди армян все же были колеблющиеся нахарары во главе с сыном ишхана, а во-вторых, следует признать тот факт, что ‘Аббасидский халифат переживал в те годы период своего наивысшего могущества.

Со смертью ал-Мансура при халифе ал-Махди (775-785) хорошо нам известный Йазид ибн Усайд ас-Сулами в третий раз вернулся к власти в Арминийи (775-780)81. При нем ишханом Армении стал Ашот — сын убитого Сахака Багратуни. Армянский иерей-историк XII в. Самуэл Анеци уверяет нас в том, что он был якобы назначен еще в 212 г. арм. эры (763/4 г.) и правил в течение 17 лет82 (получается до 229 г. арм. эры (780/1 г.)). Как говорилось, отец Ашота Багратуни, Сахак, оставался ишханом страны до своей гибели в сражении при Ардзни 24 апреля 775 г. Так что начало правления Ашота Багратуни следует отнести к 775 г.

Произошли изменения и в среде представителей арабской администрации. Из сочинения ат-Табари явствует, что в 163 г. х. (779/80 г.) наместником Севера назначается четырнадцатилетний сын халифа — Харун (780-786), а его секретарем (воспитателем?) — Йахйа ибн Халид ал-Бармаки83. Последнего А. Тер-Гевондян считает заместителем Харуна и даже включает его, хотя и условно, в список правителей провинции Арминийа84.

Мы же полагаем, что Йахйа — выходец из персидского рода ал-Бармаки (представители которого вот уже свыше полвека играли ключевую роль при халифском дворе), был опекуном несовершеннолетнего Харуна и мог от его имени исполнять лишь обязанности наместника, а не управлять целиком одной из провинций Северного наместничества.

С правления ал-Махди начинается очередная волна арабо-византийских войн: успех попеременно сопутствовал обеим сторонам. Махмет (ал-Махди), по свидетельству Гевонда, отправил против греков огромное войско, которое возглавил Аарон (Харун). В то же время во главе имперской армии стояли три полководца, двое из которых были армянскими наха-рарами — Тачат Андзеваци и Артавазд Мамиконеан. Первый из них обратился к Аарону

(Харуну) с просьбой выдать ему гарантии безопасности в случае его перехода на сторону исмаилтеан (мусульман) и возвращения на родину. Аарон (Харун), по словам армянского архимандрита, не только удовлетворил эту просьбу, но даже назначил Тачата ишханом Армении85. Вероятно, эти события имеет в виду Феофан, когда пишет: «Между тем Аарон вступил в провинцию Армянскую (фема Армениак — А. Ш.), целое лето осаждал крепость Сималуос, и в сентябре месяце взял ее на честное слово»86.

Переход Тачата на сторону исмаилтеан (мусульман) Гевонд мотивирует тем, что после смерти царя (императора) Левона (Льва IV (775-780)) «.царица (Ирина — А. Ш.) с пренебрежением обходилась с ним (с Тачатом — А. Ш.), почему он и обратился к властителю Исмаила»87.

В то же время, продолжает архимандрит-историк, Тачату императором была доверена 60-тысячная армия. Поверить в это не трудно, если учесть тот факт, что Тачат Анд-зеваци находился на службе у императора последние 22 года88.

Ат-Табари подтверждает наличие у Тазата (Тачата) такой огромной армии. При этом наш авторитетный ученый из Табаристана уже под 164 г. х. (780/1 г.) называет его «ал-батрик ал-Армани» — «ишхан Армении»89.

Этот 164 г. х. соответствует периоду между 6 сентября 780 г. и 25 августа 781 г. Феофан же сохранил название месяца сентябрь, когда вышеупомянутая крепость сдалась Аарону (Харуну) на «честное слово». Следовательно, началом правления Тачата Андзе-ваци следует считать сентябрь (после 6 числа) 780 г., а не 781 или 782 г., как предлагает ряд современных исследователей90.

Согласно Гевонду, правитель Армении (Арминийи) Отман (‘Усман (ибн ‘Умар ибн Хурайм)91) с самого начала враждебно отнесся к прибывшему ишхану Тачату. Он не доверял ему. Вот как выражался ‘Усман о Тачате в своем письме халифу: «.нахарары Армянской страны не хотят признать над собою власти мужа, который выступил (в свое время — А. Ш.) против твоей власти и предал царя греческого. Он вполне может еще раз изменить войску нашему»92.

Нет сомнения в том, что в своих действиях ‘Усман мог опереться на армянских нахараров, в частности на Багратидов. Ведь, последние, наверняка, не могли смириться с тем, что фактически их квазимонополия на должность ишхана страны внезапно была нарушена.

Через год, узнав о разногласиях, халиф ал-Махди и его наместник Харун заставили ‘Усмана признать власть Тачата. В отместку он отправил армянскую конницу во главе с ишханом Тачатом и спарапетом Багаратом (Багратуни) в Дарбант (Дербент) для борьбы против гуннов (хазар) с расчетом на их верную гибель. «Будучи не в состоянии перенести солнечного зноя, нахарары армянские, — как пишет современник тех событий, — умирали; так ужасно окончили свою земную жизнь и ишхан Тачат, и спарапет Багарат.»93.

Случилось это в жаркие июльские дни 785 г. Махмет (ал-Махди), узнав о коварстве Отмана (‘Усмана), как пишет далее Гевонд, перед самой смертью заменил его Рохом (Раухом (ибн Хатимом ал-Мухаллаби)). Последний управлял (Арминийей) во время недолгого пребывания у власти халифа Мусы (ал-Хади (785-786))94. А нам доподлинно известно, что ал-Махди скончался 22 числа месяца ал-мухаррам 169 г. х. (4 августа 785 г.)95.

Новый халиф Харун (ар-Рашид, 786-809) назначил правителем Арминийи Хузайму ибн Хазима ат-Тамими (786-787), который оставался в должности 1 год и 2 месяца, а затем — Йусуфа ибн Рашида ас-Сулами (787-788)96. Получается, что первый из них мог быть назначен после 15 сентября 786 г., а второй — после 15 ноября 787 г.

Гевонд сообщает, что Хазм (Хузайма) начинает «беззаконный произвол» в отношении армянских нахараров и ишханов из рода Арцруни (Амазаспа, Меружана и Сахака), а также картлийского ишхана (мтавара). Он требовал от них отречения от христианства и принятия ислама97.

Очевидно, это было связано с усилением и расширением владений Арурунидов в пределах Васпуракана за счет местных древних нахарарских родов. На эту мысль нас наталкивают сведения летописца рода Арцруни — Товмы Арцруни (конец IX в.)98. Интересно отметить интерпретацию этого рассказа в мусульманской средневековой историографии: при Хузайме ибн Хазиме «.мятеж был подавлен, страна успокоилась, и жители ее выразили покорность»99.

В 172 г. х. (788/9 г.) наместником Севера, согласно ат-Табари, был назначен ‘Убайд Аллах ибн ал-Махди (788-791)100, при котором, по свидетельству Гевонда, в Армению (Арминийу) направляются Езид, сын Мздеа (Йазид ибн Мазйад (ибн Зайд аш-Шайба-ни,788)), Абдалкебир (‘Абд ал-Кабир (ибн ‘Абд ал-Хамид ал-‘Адави ас-Сулами, 788)) и Сулейман (Сулайман,788-790)101.

Последний отправляет в Армению сборщика податей — некого грека по имени Ибндоке (Ибн Дукла), при котором начинается истязание местного населения. В этой ситуации армянская знать во главе с католикосом Есайи I (775-788) обращается к нему с просьбой облегчить подати. Их просьба не была услышана, и нахарары в количестве 12 тыс. во главе с Шапухом и Хамамом Аматуни, «лишившись всего имущества — голые, босые и голодные. хотя уже и поздно, тем не менее, вынуждены были уйти в страну греческую» по призыву Константина VI (780-797)102.

Точно так же, как мы показали выше, при правителе Арминийи Салихе ибн Субайхе ал-Кинди в начале 750-х гг. часть армянской знати, лишенная наследственной власти, перешла в подданство императора Константина V.

С правлением ‘Убайд Аллаха ибн ал-Махди, очевидно, следует связать пребывание в Арминийи еще одного правителя, Насра ибн ал-Джахфа, имя которого упоминается только на монете Арминийа за 174 г. х. (790/1 г.)103.

При следующих наместниках — ал-Фадла ибн Йахйи ибн Халида ал-Бармаки (792-795)104 и Мухаммада ал-Амина (796-809)105 — в Арминийи, как увидим, сменилось бесконечное число правителей.

В источниках есть скудные сведения о волнениях в Арминийи, датируемых этими годами. Так, при первом правителе ‘Умаре ибн Аййубе ал-Кинани (792-793) восстают жители столицы Бардза‘а (Барда), убив сборщика податей по имени Абу Сабах106. Ибн ал-Асир рассказывает о восставшем в ал-Джазире хариджите ал-Фадле, который в 176 г. х. (792/3 г.) разграбил некоторые города и этой провинции, и соседней Арминийи: Насибин, Дару, Амид, Арз(а)н и Хилат107.

В «Истории» ал-Йа‘куби сохранились интересные рассказы о новом восстании жителей ал-Байлакана под предводительством перса Абу Муслима аш-Шари108. Против повстанцев правитель Арминийи Халид ибн Йазид ибн Усайд ас-Сулами (794) отправил

5-тысячный отряд, который был разбит. Тогда новый правитель ал-‘Аббас ибн Джарир ибн Йазид ибн Джарир ибн ‘Абд Аллах ал-Баджали (794), назначенный халифом, отправил

6-тысячный отряд. Но Абу Муслим разбил и его и начал четырехмесячную осаду Дабила (Двина). Закономерно, что в Арминийу Харун ар-Рашид отправил нового правителя Йахйу ал-Хараши (794-795), который, в связи с тем что не смог расправиться с мятежом, вскоре был заменен Мусой ибн ‘Исой ал-Хараши (795-796). Далее, как продолжает свой

подробный рассказ наш авторитетный историк, последний, несмотря на успехи, был уволен, и на его место халифом был отправлен Ахмад ибн Йазид ибн Усайд ас-Сулами (796-797). Но ему не подчинилось его же войско. Этим и объясняет хорасанский автор замену его халифом на Са‘ида ибн Салма ибн Кутайба ал-Бахили (798-799)109. При нем вспыхивает восстание эмира Дербента ан-Наджма ибн Хашима и его сына Хаййуна. Последний, по рассказу историка, «вступил в переговоры с хаканом, царем хазар, и тот пошел ему навстречу. Во главе большой армии он напал на муслимов, перебил и взял в плен великое множество их»110. Согласно ал-Куфи, армия хакана (кагана), вторгнувшаяся в пределы Арминийи, насчитывала 40 тыс. воинов, а количество увезенных пленных достигало якобы 100 тыс. муслимов (мусульман)111.

Интересно отметить, что последние пять правителей, как видно из отрывков труда ал-Йа‘куби, были назначены не наместниками халифа, а самим халифом. Несмотря на то что в северные провинции был отправлен Мухаммад ал-Амин, историк из Хорасана продолжает приписывать Харуну ар-Рашиду назначение до конца VIII столетия еще трех правителей: Насра ибн Хабиба ал-Мухаллаби (799), ‘Али ибн ‘Исы ибн Махана (799) и повторно Йазида ибн Мазйада ибн Зайда аш-Шайбани (799-801)112. А после смерти последнего в 185 г. х. (801/2 г.) правителем Арминийи, согласно ат-Табари, был назначен

его сын Асад113.

Как следует из рассказов ал-Йа‘куби, частые переназначения правителей Арминийи со стороны халифа продолжались и в первые годы IX столетия. На должность правителя Арминийи (в 803 г.) был возвращен Хузайма ибн Хазим, «.который обращался с батраками и детьми царей (т. е. князей — А. Ш.) самым скверным образом»114.

Закономерно, что жестокости правителя должны были вызвать новые волнения в провинции, в частности в Джурджане-Джурзане (Картли) и ас-Санарийи (Кахети). С мятежным населением северных областей Арминийи смог справиться только посланный правителем большой отряд. Однако, Хузайма ибн Хазим вскоре был заменен Сулайманом ибн Йазидом ибн ал-Асамом ал-‘Амири. Далее историк из Хорасана упоминает еще о двух правителях Арминийи, назначенных все тем же Харуном ар-Рашидом — ал-‘Аббаса ибн Зуфара ал-Хилали, при котором вновь восстали санарийцы (цанары), и Мухаммада ибн Зухайра ибн ал-Мусайиба ад-Дабби115.

На дошедших до нас монетах упоминаются некоторые из этих и четверо других правителей Арминийи116. Из всего вышесказанного следует, что в последние годы правления халифа Харун ар-Рашида с наступлением нового столетия в Арминийи друг друга сменили еще 8 правителей, хотя в рассказах ал-Йа‘куби говорится лишь о четырех из них. Все это свидетельствует только о тяжелом положении дел в провинции Арминийа: волнения стали привычным делом, а арабские администраторы не пользовались авторитетом ни у местного населения, ни у халифского двора. Подтверждением тому служит личное вмешательство халифа в дела наместников по назначению правителей, а ведь это, как правило, входило в компетенцию последних.

Таким образом, при ‘Аббасидах во второй половине VIII и начале IX в. Армения и вся Арминийа переживали период частых смут и восстаний как местного христианского населения (в частности крупнейшее восстание 774-775 гг.), так и представителей арабской администрации. Все это позволяло самым опасным врагам Арабского халифата — Византийской империи и Хазарскому каганату — активно вмешиваться в дела Арминийи. Как правило, такое вмешательство проявлялось в оказании императором военной поддержки восставшим христианам провинции, а со стороны кагана — ее мятежным арабским

правителям. Более того, зачастую ситуация настолько осложнялась, что она приводила к возобновлению арабо-византийских и арабо-хазарских войн.

В заключение следует еще раз особо отметить, что эта тяжелая внутриполитическая ситуация в Арминийи, дающая повод соседним великим державам активно вмешиваться во внутренние дела Арабского халифата, заставила Харуна ар-Рашида задуматься об усилении и укреплении своей власти в самой северной провинции. Халиф начал проводить там активную и последовательную национальную и религиозную политику. Она заключалась в переселении в Арминийу за короткий период времени представителей различных арабских племен, на которые можно было опереться, и в массовой исламизации местного христианского населения. В результате в провинции начались большие миграционные процессы: эмиграция ее автохтонного армянского населения в пределы соседней Византии и иммиграция туда мусульман, в частности арабов (как из числа северных, так и южных племен). Предпосылки этих процессов наглядно можно проследить в рамках всей нашей статьи. Однако, если в национальной (миграционной) политике в Арминийи халифату все же удалось достигнуть некоторых успехов, то религиозная политика не достигла своих целей. Исключение составляют лишь восточные области Арминийи (территория Албании), где не только новый арабский элемент закрепился прочнее, но и в процессе исламизации в этом регионе халифату удалось достигнуть максимально возможных результатов.

1 Мюллер А. История ислама / Пер. А. Мюллера. I. 2-е изд. М., 2004. С. 652.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

2 См.: СшК^шЬ U. Upшpш^шh ^ш|^фш]пър]шЬ шqqшJ^h (d ^qpшg^nh) U ^пЬш^шЬ ршцшрш^шЬпърръЬр 2,ШJШumшhпLd U Upd ^Ь^шрЫ // ^.ш2тпЬш^шЬ ш^шд^ Ud ЪЬш]Ь £шрд ^шpпq^пuпLphшh иш^ Upnnnj Uppnj 12^ ^шЬЬ^. № Л 2007 — Шагинян А. Национальная (миграционная) и религиозная политика Арабского халифата в Армении и Арминийи // Эчмиадзин (Официальный журнал Эчмиадзинского католикосата). 2007. № 10.

3 О завоевании Армении, Картли и Албании арабами см.: Шагинян А. Закавказье в составе Арабского халифата. СПб., 1998. С. 35-37; Он же. Армения накануне арабского завоевания. СПб., 2003. С. 103-106.

4 ^шш^пър^ъЬ ЧЬпЬцЬш] £ш]пд / U2^- U. UшL^шuhшhg^■ U^.p., 1887 — История Гевонда, Великого вардапета армянского / Раб. С. Малхасеанца. СПб., 1887. С. 128. (Далее — Гевонд.) — О втором восстании армян 744-752 гг. см.: Шагинян А. Первые восстания в Армении и Арминийи против власти Арабского халифата (новые хронологические уточнения) // Вестник Ереванского университета. 2007. № 2 (122). С. 110-114.

5 Ся ‘-“Д2 СіШ — Liber expugnationis regionum auctore Imamo Ahmed ibn

Jahja ibn Djabir al-Beladsori / Ed. M. de Goeje. Lugduni Batavorum, 1866. Р. 209. (Далее — al-Beladsori.)

6 <jjl cj&j (jj qi j ^1 <jj Лла.1 — ibn Wadhih qui dicitur al-Ja‘qubi. Hist-oriae / Ed. M. Houtsma. 2. Lugduni Batavorum, 1883. Р. 429-430. (Далее — al-Ja‘qubi.)

1 lsjA=^ jij* a?' —Annales quos scripsit Abu Djafar Mohammed ibn Djarir at-Taba-

ri / Cum aliis ed. M. de Goeje. Ser. III. Lugduni Batavorum, 1879-1885. Р. 72, 75 et 81. (Далее — at-Tabari.)

8 Гевонд. С. 133.

9 Там же. Ср. также с сообщениями позднейшего армянского компилятора XI в.: Umhфшhnu^ SшpohhgmJ Uunq^h ^шш^пър^ъЬ ш^hqhpш^шh / U2^- U. иш^ш^шид^. U^p., 1885 — Всеобщая история Степаноса Таро-неци Асогика / Раб. С. Малхасеанца. СПб., 1885. С. 132-133. (Далее — Асогик.) — У летописца рода Арцруни, Товмы Арцруни (конец IX в.) мы так ничего и не нашли об этих событиях. Очевидно, причина умалчивания раскрывается в свидетельстве Гевонда: «Гагик. Арцруни. совершал там дела не угодные Богу, дела, свойственные беззаконникам, а не христианам; он требовал подати с жителей, принуждая их к тому пытками и разного рода мучениями».

10 иЪ^р-Рш^2]шЬ U. 2,ШJШumшhp VII-IX qшphpnLd■ ЪpUшh, 1968 — Мелик-Бахшян С. Армения в VII-IX вв. Ереван, 1968. С. 317-320; Garsoian N. The Arab Invasions and the Rise of the Bagratuni (640-884) // The Armenian People from Ancient to Modern Times / Ed. R. Hovannisian. 1. New York, 1997. P. 131.

11 Al-Beladsori. Р 199.

12 Chronique de Denys de Tell-Mahre / Publie et trad. par J. Chabot. Paris, 1895. P. 64-65, 56-57. (Далее—Denys de Tell-Mahre.)

13 f jSI aJ AlLb. \ Jalli. jjj iijK jtjjlj — The History of Khalifah ibn Khayyat / Ed. Akram Diya’ al-Umari.

Nagav, 1386-1387 A. H. / 1967 A. D. Р. 436.

14 Chronique de Michel le Syrien / Ed. et trad. par J. Chabot. T. II. Paris, 1902. P. 472, 518). (Далее — Michel le Syrien.) Псевдо-Дионисий Теллмахрский датирует вторжение Константина в Мелитену (Малатию) 1061 г. селевк. эры (749/50 г.). См.: Denys de Tell-Mahre. P. 63, 55.

15 Michel le Syrien. P. 473-474, 521-522.

16 Al-Beladsori. Р 199.

17 Гевонд. С. 129 и 130; ср. также: Асогик. С. 142-143.

18 Michel le Syrien. P. 473-474, 521-522.

19 См.: Мюллер А. Указ. соч. С. 683; Garsoian. N. Op. cit. P. 130. — А. Тер-Гевондян, ссылаясь на Гевонда, считает почему-то, что контрнаступление Йазида ибн Усайда состоялось через два года после взятия Феодосиополя византийцами, которое, по его мнению, имело место в 752 г. (см.: Тер-Гевондян А. Армения и Арабский халифат. Ереван, 1977. С. 100).

20 См. об этом: Шагинян А. Первые восстания в Армении и Арминийи... С. 105-106.

21 Al-Beladsori. Р. 199.

22 Un^uhu^ Чш^шЬ^шшпъшдъп] ^шш^пър^ъЬ Uqnimh^g m2^mph^ / Ь jnju phb. U. ^h. U., 1860 — История страны Агван Мовсеса Каганкатваци / Изд. М. Эмин. М., 1860. С. 262. (Далее — Каганкатваци.)

23 Al-Ja‘qubi. P. 429; ср. также: al-Beladsori. P. 209: at-Tabari. P. 75 et 81.

24 Каганкатваци. С. 262.

25 Первый ‘Аббасидский халиф скончался внезапно 13 числа месяца дзу ал-хиджджа 136 г. х. (9 июня 754 г.). См.: Мюллер А. Указ. соч. С. 653.

26 Гевонд. С. 138; Асогик. С. 132.

27 По сообщению арабоязычных авторов (в частности ал-Йа‘куби) эти воинственные горцы — санары (груз. ца-нари, арм. цанарк) особенно активизируются во второй половине VIII и начале IX в. Своими частыми выступлениями они беспокоили почти всех без исключения представителей арабской администрации Арминийи. В связи с этим такое многоплеменное объединение, каковым являлась область Кахети в Восточной Грузии, где и обитали эти горцы, получает свое второе название — Цанария, а собирательное название всех кахетинцев становится цанары. О Кахети и цанарах подробно см.: Мкртумян А. Этнический состав населения Центрального Кавказа в IX-XI вв. // Историкофилологический журнал НАН Армении. 1976. № 4 (75). С. 165-174.

28 Al-Beladsori. Р. 209-210.

29 Артамонов М. История хазар. Л., 1962. С. 241; Тер-Гевондян А. Армения. С. 100 и 101.

30 At-Tabari. P. 101.

31 Почти все правление халифа ал-Мансура ознаменовалось новой волной военных кампаний арабов против византийцев. Мусульмане безуспешно предпринимали почти ежегодные походы в Малую Азию.

32 Al-Beladsori. Р. 210.

33 $ Ся — Kitabu’l Futuh byAbu-MuhammadAhmad ibnAtham al-Kufi / Ed. Abdu’l Muid

Khan, Sayid Abdu’l Wahhab Bukhari. 8. Hyderabad, 1395 A. H. / 1976 A. D. P. 229-230. (Далее — al-Kufi.)

34 Гевонд. С. 132-133.

35 Al-Kufi. Р 231-232.

36 Al-Ja‘qubi. P. 446.

37 At-Tabari. P. 318 et 328; ^ Ibn al-Alhir. Al-Kamil fi-l-Tarikh. V. Al-Qahira, 1353 A. H. / 1934/5

A. D. Р. 20 et 22 (далее — Ibn al-Athir.); ср. также: al-Ja‘qubi. P. 446.

38 Летопись византийца Феофана от Диоклитиана до царей Михаила и сына его Феофилакта / Пер. В. Оболенского, Ф. Терновского. М., 1884. С. 317, 319. (Далее — Феофан / Пер. на рус. яз. В. Оболенского и Ф. Терновского.)

39 Michel le Syrien. P. 474, 522.

40 Известный советский востоковед З. Буниятов этот рассказ Гевонда ошибочно относит к первому походу хазар в 145 г. х. (762/3 г.). См.: Буниятов З. Азербайджан в VII-IX вв. Баку, 1965. С. 114.

41 Летопись Картли / Пер., введ. и прим. В. Цулая. Тбилиси, 1982. С. 47. Грузинская средневековая историография мотивирует снаряжение этого похода желанием кагана взять в жены картлийскую княгиню Шушаник.

42 At-Tabari. P. 328 et 353; ср. также: Ibn al-Athir. Р. 22.

43 Гевонд. С. 133; ср. также: al-Kufi. P. 232.

44 См.: al-Beladsori. P. 210; al-Ja‘qubi. P. 447; al-Kufi. P. 232-233.

45 Al-Ja‘qubi. P. 446.

46 Shp-ЧUnUqJшU U. Upd ^h^j^ num^шhhhp^ dшdшhш^шqpnLpJnLhp // Znq^m&hhp^ dnqn^mfcnu "bp^h, 2003 — Тер-Гевондян А. Хронология остиканов Арминии // Сборник статьей. Ереван, 2003. С. 389.

47 Асогик. С. 133.

48 См.: OpшgnJg 2005. U. t^d ^ш&^и — Календарь 2005. Св. Эчмиадзин. С. 241.

49 Ат-Табари датирует назначение этого правителя 153 г. х. (770 г.). См.: at-Tabari. P. 371. Но Баккар ибн Муслим ал-‘Укайли упоминается на монетах Арминийа и ар-Ран уже под 152 г. х. (769 г.). Согласно ал-Куфи, он правил 1 год и 4 месяца (см.: al-Kufi. P. 233), а по Гевонду — менее года (см.: Гевонд. С. 137).

50 Тер-Гевондян А. Хронология остиканов. С. 389.

51 См.: Мюллер А. Указ. соч. С. 672.

52 См.: Тер-Гевондян А. Хронология остиканов. С. 389.

53 Al-Ja‘qubi. P. 447.

54 Феофан / Пер. на рус. яз. В. Оболенского и Ф. Терновского. С. 326.

55 Гевонд. С. 138.

56 Там же. С. 139.

57 Al-Beladsori. P. 210.

58 Мелик-Бахшян С. Указ. соч. С. 311.

59 Гевонд. С. 139-140.

60 Там же. С. 142.

61 См. об этом: Шагинян А. Первые восстания в Армении и Арминийи. С. 110-114.

62 Гевонд. С. 142.

63 Там же. С. 121.

64 Там же. С. 141-142.

65 З^Ьшии^ Чшpnq_^nu^ ^pшu^шhш^hpmgmJ ^jng / ^шт. U pшpq. ^. ^nunLhJшh^. ЪpUшh, 1996 — История Армении католикоса Йовханнэса Драсханакертци / Изд. и пер. на совр. арм. яз. Г. Тосуняна. Ереван, 1996. С. 110, 111; Асогик. С. 105.

66 Al-Beladsori. P. 210.

67 Гевонд. С. 145. — О 30-тысячном отряде ‘Амра ибн Исма‘ила, который прибыл на помощь ал-Хасану ибн Кахтабе, пишет также ал-Куфи (см.: al-Kufi. P. 233-234).

68 См. подробный рассказ: Гевонд. С. 147-151.

69 Al-Beladsori. P. 210.

70 Тер-Гевондян А. Армения. С. 104.

71 Laurent J. L’Armenie entre Byzance et l’Islam depuis la conquete arabe jusqu’en 886. Paris, 1919. P. 373; Grousset R. Histoire de l’Armenie des origines а 1071. Paris, 1947. P. 323-329.

72 Lhn. 2^jng ^шmdnLpJnl.h. "bp^hp. P. "^Ьши, 1947 — Лео. История Армении. Сочинения. 2. Ереван, 1947.

С. 386-395; Мелик-Бахшян С. Указ. соч. С. 321-346.

73 Гевонд. С. 153.

74 Мюллер А. Указ. соч. С. 653.

75 Как увидели, у Гевонда приводятся даже дни недель двух сражений: 4 число месяца хротиц у него суббота, а 14 число — понедельник. Но если первое сражение и в правду состоялось в субботу, то второе в таком случае должно было иметь место во вторник. По нашим же подсчетам, 14 апреля 775 г. приходится на субботу, а 24 апреля того же года, соответственно, — на вторник.

76 Тер-Гевондян А. Армения. С. 108-109; Garsoian. N. Op. cit. P. 131-132. — Однако, у этих исследователей 4 число месяца хротиц 223 г. арм. эры неверно соответствует 15 апреля 775 г., а 14 число того же месяца хротиц — 25 апреля.

77 At-Tabari. P. 436. — У Псевдо-Дионисия Теллмахрского после сообщения об убийстве патрика (ишхана) Армении сохранилось интересное свидетельство о восстании в округе Тутис (историческом Ангех туне области Агдзник) местных сирийцев и уртийцев (армян?). В «Хронике» стоит дата 1085 г. селевк. эры (773/774 г.). См.: Denys de Tell-Mahт. P. 208, 172.

78 Al-Ja‘qubi. P. 447.

79 Al-Kufi. P. 233-234.

80 Гевонд. С. 141.

81 По свидетельству Гевонда, Езид (Йазид) был назначен перед самой смертью Абдаллы (ал-Мансура). См.: Гевонд. С. 153. Уместно отметить, что последним правителем Арминийи, назначенным халифом ал-Мансуром, ал-Йа‘куби называет своего деда Вадиха (ал-‘Аббаси), который оставался у власти до самой его смерти (см.: al-Ja‘qubi. P. 447).

82 ишгі^Ьі^ ршЬшиш}^ Uhhgmj Im^pdrnhp ]і qpng щшmdшqpшg / ^шт. U. Stp-U^phL^h. Чшqшp2шщшm, 1893 — Подборка из сочинений историографов иерея Самуэла Анеци / Изд. А. Тэр-Микелеан. Вагаршапат, 1893. С. 88. (Далее — Самуэл Анеци.)

83 At-Tabari. P. 500; ср. также: Ibn al-Athir. P. 63.

84 Тер-Гевондян А. Хронология остиканов. С. 389.

85 Гевонд. С. 155, 159-160. — Согласно Феофану, во главе 100-тысячной армии императора стояли 5 полководцев, в том числе Артавазд Армянин, Каристиротц Армянин и Тацан Вукелларийский (см.: Феофан / Пер. на рус. яз.

В. Оболенского и Ф. Терновского. С. 330-331).

86 Феофан / Пер. на рус. яз. В. Оболенского и Ф. Терновского. С. 332.

87 Гевонд. С. 159.

88 См.: там же.

89 At-Tabari. P. 501.

90 Тер-Гевондян А. Армения. С. 111; Юзбашян К. Армянские государства эпохи Багратидов и Византия в IX-XI вв. М., 1988. С. 53-54; Garsoian. N. Op. cit. P. 132.

91 О нем см.: al-Beladsori. P. 210.

92 Гевонд. С. 160.

93 Там же. С. 161; ср. также: al-Beladsori. P. 210.

94 Гевонд. С. 161.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

95 См.: Мюллер А. Указ. соч. С. 673. — Халиф Муса ал-Хади убит в ночь на 16 число месяца раби I 170 г. х. (15 сентября 786 г.). См.: там же. С. 675.

96 Al-Ja‘qubi. P. 515.

97 См. подробный рассказ архимандрита-историка, датирующего эти события днем св. Богоявления 233 г. арм. эры (6 января 785 г.): Гевонд. С. 162-165. Под «картлийским ишханом» армянский историк, очевидно, имеет в виду Арчила. В сборнике «Картлис Цховреба» сохранился рассказ Леонти Мровели (Х! в.) под названием «Мученичество Арчила, царя Картли» (см.: Histoire de la Georgie / Trad. par. M. Brosset. I. SPb., 1849. P. 253-255). Следует отметить, что Н. Адонц, а вслед за ним и А. Тер-Гевондян, отрицая датировку современника тех трагических событий, берут почему-то за основу дату, предложенную нам автором рубежа XI в. — Асогиком — 234 г. арм. эры (785/6 г.). См.: Uqnhg Ъ. ^штгіш^ши nrnntd hшu^pnLp^Lhhhp / Lnju ph&. U frnhq^шphшh. ^шp^u, 1948 — Адонц H. Исторические исследования / Вып. А. Хондкареан. Париж, 1948. С. 99; Тер-Гевондян А. Армения. С. 113. Между тем, в первоисточнике говорится: «По истечении года (после мученической смерти Арцрунидов — А. Ш.) скончался Муса» (Гевонд. С. 165), а этот халиф,

как мы отметили выше, был убит в ночь на 16 число месяца раби I 170 г. х. (15 сентября 786 г.). Н. Адонц, который предлагает исправить дату на 786 г., колеблется в том, что может понимается под «картлийским ишханом» Гевонд все же имеет в виду не Арчила, а Або — араба-мусульманина, принявшего христианство и преданного мученической смерти (см.: Адонц H. Указ. соч. С. 109). Эта история сохранилась в произведении Иоанна Сабанисдзе (см.: Памятники древнегрузинской агиографической литературы / Пер. К. Кекелидзе. Тбилиси, 1956. С. 42-60). Внимательно изучая рассказ Гевонда и учитывая тот факт, что Хузайма был назначен на должность правителя халифом Харуном (в 786 г.), можем допустить, что при халифе Мусе ал-Хади, совершая этот «беззаконный произвол», он мог быть заместителем правителя Арминийи — Рауха ибн Хатима ал-Мухаллаби.

98 См.: Фп^ш Up&pnth^ U ^ши^и. ^шшdnLp^Lh тшиЬ. Up&pnLhhшg / ^шт, pшpq. U &шhnpшqp. Ч. ЧшpqшhJшh^. ЪpUшh, 1985 — Товма Арцруни и Аноним. История дома Арцруни / Изд., пер. на совр. арм. яз. и комм. В. Варданяна. Ереван, 1985. С. 174, 175 и 206-208, 207-209.

99 Al-Ja‘qubi. P. 515.

100 At-Tabari. P. 607; ср. также: Ibn al-Athir. P. 86. Как ни странно, но Гевонд, который в своем труде перечислял только правителей Арминийи, упоминает об Овбедле (‘Убайд Аллахе), который получил власть в Атрпатакане (Адзар-байджане), Армении, Грузии (Картли) и Агванке (Албании). См.: Гевонд. С. 166.

101 Гевонд. С. 166-167.

102 Там же. С. 167-168; ср. также: Асогик. С. 133-135; Самуэл Анеци. С. 89.

103 См.: Тер-Гевондян А. Хронология остиканов. С. 390.

104 Его назначение ат-Табари датирует 176 г. х. (792/3 г.). См.: at-Tabari. P. 612. О нем знает и ал-Йа‘куби (см.: al-Ja‘qubi. P. 515).

105 Этот наместник упоминается только на следующих монетах: Арминийа за 179-183 гг. х. (795/6-799/800 гг.), 185-186 гг. х. (801/2-802 гг.), 188-192 гг. х. (803/4-807/8 гг.); Мадан Баджунайс за 190-193 гг. х. (805/6-808/9 гг.). См.: Тер-Гевондян А. Хронология остиканов. С. 391.

106 Al-Ja‘qubi. P. 516. Следует отметить, что Абу Сабаха А. Тер-Гевондян хотя и считает сборщиком налогов, но включает в список правителей Арминийи (см.: Тер-Гевондян А. Хронология остиканов. С. 391).

107 Ibn al-Athir. P. 94.

108 Абу Муслим — известный хариджит, неоднократно поднимавший восстание в правлении халифов ал-Хади и Харун ар-Рашида. С его именем связывается процесс исламизации некоторых горских народов Дагестана (см. об этом: Буниятов З. Указ. соч. С. 196).

109 Al-Ja‘qubi. P. 516-517. Ср. также с рассказом ал-Куфи о восстании Абу Муслима в ар-Ране (Албании): al-Kufi. P. 254-256. У ал-Баладзури после ал-Хасана ибн Кахтабы в следующем порядке перечисляются правители Арминийи и наместники: ‘Усман ибн ‘Умар ибн Хурайм; Раух ибн Хатим ал-Мухаллаби; Хузайма ибн Хазим; Йазид ибн Мазйад аш-Шайбани; ‘Убайд Аллах ибн ал-Махди; ал-Фадл ибн Йахйа; Са‘ид ибн Салм (см.: al-Beladsori. P. 210).

110 Al-Ja‘qubi. P. 518. Ср. также с подробным рассказом ал-Куфи (al-Kufi. P. 256-259) и с заметкой Ибн ал-Асира (Ibn al-Athir. P. 108). По другой версии, причиной наступления на Албанию огромной хазарской армии численностью в 100 тыс. воинов арабоязычные историки считают смерть хазарской царевны Суб-т, которая якобы должна была выйти замуж за наместника халифа, ал-Фадла ибн Йахйа ибн Халида ал-Бармаки по его же просьбе (см.: at-Tabari. P. 647-648; Ibn al-Athir. P. 108). Однако вторая версия, скорее всего, является изложением хорошо нам известной истории, которая произошла с Йазидом ибн Усайдом ас-Сулами в начале 760-х гг. Тем не менее вторжение хазар в 799 г. является последним их нашествием в южно-кавказские пределы халифата.

111 Al-Kufi. P. 258-259.

112 Al-Ja‘qubi. P. 518.

113 At-Tabari. P. 650; ср. также: Ibn al-Athir P. 111.

114 Al-Ja‘qubi. P. 518. Вторичное назначение Хузаймы ибн Хазима ат-Тамими историк датирует 189 г. х. (804/5 г.). Однако этот правитель упоминается на монетах, начиная с 187 г. х. (802/3 г.). См.: Тер-Гевондян А. Хронология ости-канов. С. 391-392.

115 Al-Ja‘qubi. P. 519.

116 Мухаммад ибн Йазид ибн Мазйад аш-Шайбани (Арминийа, 186-187 гг. х. (802-802/3 г.), ар-Ран, 186-187 гг. х. (802-802/3 г.), Дабил, 187 г. х. (802/3 г.)); Хузайма ибн Хазим ат-Тамими (Дабил, 187 г. х. (802/3 г.) и 189 г. х. (804/5 г.), Арминийа, 189-191 гг. х. (804/5-806/7 гг.), ар-Ран, 189 г. х. (804/5 г.)); Сулайман ибн Йазид ибн ал-Асам ал-‘Амири (ар-Ран, 192 г. х. (807/8 г.)); Аййуб ибн Сулайман (Арминийа, 192 г. х. (807/8 г.), ар-Ран, 193 г. х. (808/9 г.)); ал-‘Аббас ибн Зуфар ал-Хилали (ар-Ран, 193 г. х. (808/9 г.)); Йахйа ибн Зуфар (ал-Хилали?) (Арминийа, 193 г. х. (808/9 г.)) (см.: Тер-Гевондян А. Хронология остиканов. С. 391-392). Следует также отметить, что в списке правителей Арми-нийи А. Тер-Гевондяна перед последним назначенным Харуном ар-Рашидом правителем Мухаммадом ибн Зухайром ибн ал-Мусайибом ад-Дабби (809), о котором говорил ал-Йа‘куби, ученым помещен еще некий Абдаллах (‘Абд Аллах) ибн Мухаммад (809), который упоминается на монете Дабил за 194 г. х. (809/10 г.). Однако, Харун ар-Рашид скончался уже 3 числа месяца джумада II 193 г. х. (24 марта 809 г.). См.: Мюллер А. Указ. соч. С. 701. Так что этот ‘Абд Аллах ибн Мухаммад если и правил в 809 г., то только в конце года, поскольку начало 194 г. х. соответствует 15 октября 809 г. Следовательно, этого правителя необходимо поместить после Мухаммада ибн Зухайра ибн ал-Мусайиба ад-Дабби.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.