Научная статья на тему 'ФОРМИРОВАНИЕ НОВОЙ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ МОДЕЛИ В ПОСТСТАЛИНСКОМ СССР'

ФОРМИРОВАНИЕ НОВОЙ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ МОДЕЛИ В ПОСТСТАЛИНСКОМ СССР Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
184
29
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
СОВЕТСКАЯ ЭКОНОМИКА / СОВЕТСКОЕ ОБЩЕСТВО / ПРОБЛЕМЫ ДЕНЕЖНОГО ОБРАЩЕНИЯ / ИНФЛЯЦИЯ / ПОТРЕБИТЕЛЬСКИЕ ТОВАРЫ / ТОВАРНЫЙ ДЕФИЦИТ / НЕУДОВЛЕТВОРЕННЫЙ СПРОС

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Щербакова Татьяна Ивановна

Введение. Статья посвящена смене экономической модели в постсталинском СССР. Рассматриваются меры, с помощью которых эта модель была реализована, выделяются ее последствия, особенности и социальные результаты. Материалы и методы. Результаты исследования основаны на статистике Госбанка СССР и аналитических докладах экспертов, опубликованных в выпусках издания «По страницам архивных фондов Центрального банка Российской Федерации». Автор рассматривает динамику и проблемы денежного обращения и порождаемые ими социально-экономические противоречия. Результаты. Переход к инфляционной модели начался с политического курса на отказ от ограничения доходов населения. В 1953-1970 гг. в разных формах были значительно повышены денежные доходы граждан, в том числе сельского населения, низкодоходных, социально незащищенных. Эти меры обусловили негативные процессы в денежном обращении, на которые эксперты Госбанка длительно обращали внимание руководства страны. Среди них рост денежной массы, опережающий рост производства товаров народного потребления и возможностей товарооборота; рост вкладов населения в сберкассы, отражающий неудовлетворенный спрос на товары народного потребления; использование вкладов населения для поддержания платежеспособности бюджета страны; усиление эмиссии. Обсуждение. Инфляционная экономическая модель, реализованная в централизованной плановой системе, имела заметные особенности. Во-первых, инфляция не сопровождалась ростом цен; во-вторых, денежная эмиссия являлась базой для повышения уровня жизни населения; в-третьих, в этой модели усилилось социальное расслоение между рядовыми гражданами и партийно-хозяйственной номенклатурой; в-четвертых, с переходом к новой модели получила развитие теневая экономика. Заключение. Переход в СССР к инфляционной модели экономики обеспечил повышение уровня жизни населения, но предопределил неизбежный экономический кризис в обозримом будущем с высокой вероятностью разрушения социализма.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FORMATION OF A NEW ECONOMIC MODEL IN THE POST-STALINIST SOVIET UNION

Introduction. The article is devoted to the change of economic model in the post-Stalinist USSR. It considers measures through which this model was implemented, its consequences, features and social results are distinguished. Materials and methods. The results of research are based on statistic of the USSR State Bank and analytical reports of experts published in the issues of edition “On the pages of archival funds of the Central Bank of the Russian Federation”. The author examines the dynamic and problems of money circulation, the social and economic contradictions generated by them. Results. The transition to the inflationary model began with a political course to reject from limiting population monetary income. In 1953-1970, in various forms, the monetary incomes of citizens, including the rural population, low-income, socially unprotected, were significantly increased. These measures led to negative processes in money circulation, to which experts of the State Bank drew the attention of the country’s leadership for a long period. Among them there were: the monetary growth, outpacing the growth in the production of consumer goods and the possibilities of goods turnover; the growth of public deposits in savings bank reflecting unmet demand for consumer goods; the use of public deposits to maintain the solvency of the country’s budget; increasing of the emission. Discussions. The inflationary economic model, implemented in a centralized planning system, had visible features. First, inflation in this model was not accompanied with price increases; secondly, the emission of money was the base for raising the standard of living of the population; thirdly, in this model the social stratification between ordinary citizens and the elite was intensified; fourthly, with transit to the inflationary model the shadow economy got the development. Conclusion. The transition in the USSR to an inflationary economic model improved standards of living in the USSR but predetermined the inevitable economic crisis in the foreseeable future with a high probability of the destruction of socialism.

Текст научной работы на тему «ФОРМИРОВАНИЕ НОВОЙ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ МОДЕЛИ В ПОСТСТАЛИНСКОМ СССР»

ISSN 2409-630X (Print), ISSN 2618-916X (Online) DOI: 10.15507/2409-630X.054.017.202103.227-236

УДК 330(47+57)

Т. И. Щербакова

Национальный исследовательский Мордовский государственный университет им. Н. П. Огарёва (Саранск, Россия), e-mail: tatyana_shcherbakova@bk.ru

Формирование новой экономической модели в постсталинском СССР

Введение. Статья посвящена смене экономической модели в постсталинском СССР Рассматриваются меры, с помощью которых эта модель была реализована, выделяются ее последствия, особенности и социальные результаты. Материалы и методы. Результаты исследования основаны на статистике Госбанка СССР и аналитических докладах экспертов, опубликованных в выпусках издания «По страницам архивных фондов Центрального банка Российской Федерации». Автор рассматривает динамику и проблемы денежного обращения и порождаемые ими социально-экономические противоречия. Результаты. Переход к инфляционной модели начался с политического курса на отказ от ограничения доходов населения. В 1953-1970 гг. в разных формах были значительно повышены денежные доходы граждан, в том числе сельского населения, низкодоходных, социально незащищенных. Эти меры обусловили негативные процессы в денежном обращении, на которые эксперты Госбанка длительно обращали внимание руководства страны. Среди них рост денежной массы, опережающий рост производства товаров народного потребления и возможностей товарооборота; рост вкладов населения в сберкассы, отражающий неудовлетворенный спрос на товары народного потребления; использование вкладов населения для поддержания платежеспособности бюджета страны; усиление эмиссии Обсуждение. Инфляционная экономическая модель, реализованная в централизованной плановой системе, имела заметные особенности. Во-первых, инфляция не сопровождалась ростом цен; во-вторых, денежная эмиссия являлась базой для повышения уровня жизни населения; в-третьих, в этой модели усилилось социальное расслоение между рядовыми гражданами и партийно-хозяйственной номенклатурой; в-четвертых, с переходом к новой модели получила развитие теневая экономика. Заключение. Переход в СССР к инфляционной модели экономики обеспечил повышение уровня жизни населения, но предопределил неизбежный экономический кризис в обозримом будущем с высокой вероятностью разрушения социализма. Ключевые слова: советская экономика, советское общество, проблемы денежного обращения, инфляция, потребительские товары, товарный дефицит, неудовлетворенный спрос.

Для цитирования: Щербакова Т. И. Формирование новой экономической модели в постсталинском СССР // Экономическая история. - 2021. - Т. 17. - № 3. - С. 105-117. DOI: 10.15507/2409-630X.054.017.202103.227-236.

Tatyana I. Shcherbakova

National Research Mordovian State University (Saransk, Russia), e-mail: tatyana_shcherbakova@bk.ru

Formation of a New Economic Model in the Post-Stalinist Soviet union

Introduction. The article is devoted to the change of economic model in the post-Stalinist USSR. It considers measures through which this model was implemented, its consequences, features and social results are distinguished. Materials and Methods. The results of research are based on statistic of the USSR State Bank and analytical reports of experts published in the issues of edition "On the pages of

© Щербакова Т. И., 2021

archival funds of the Central Bank of the Russian Federation". The author examines the dynamic and problems of money circulation, the social and economic contradictions generated by them. Results. The transition to the inflationary model began with a political course to reject from limiting population monetary income. In 1953-1970, in various forms, the monetary incomes of citizens, including the rural population, low-income, socially unprotected, were significantly increased. These measures led to negative processes in money circulation, to which experts of the State Bank drew the attention of the country's leadership for a long period. Among them there were: the monetary growth, outpacing the growth in the production of consumer goods and the possibilities of goods turnover; the growth of public deposits in savings bank reflecting unmet demand for consumer goods; the use of public deposits to maintain the solvency of the country's budget; increasing of the emission. Discussions. The inflationary economic model, implemented in a centralized planning system, had visible features. First, inflation in this model was not accompanied with price increases; secondly, the emission of money was the base for raising the standard of living of the population; thirdly, in this model the social stratification between ordinary citizens and the elite was intensified; fourthly, with transit to the inflationary model the shadow economy got the development. Conclusion. The transition in the USSR to an inflationary economic model improved standards of living in the USSR but predetermined the inevitable economic crisis in the foreseeable future with a high probability of the destruction of socialism. Keywords: Soviet economy, money circulation, inflation, consumer goods, commodity deficit, unmet demand.

For citation: Shcherbakova T. I. Formation of a New Economic Model in the Post-Stalinist Soviet Union. Ekonomicheskaya istoriya = Russian Journal of Economic History. 2021; 17(3): 227-236. (In Russ.). DOI: 10.15507/2409-630X.054.017.202103.227-236.

Введение

В сталинской экономической модели реальные доходы граждан увеличивались за счет снижения розничных цен на потребительские товары. Что касается денежной массы, то она находилась под строжайшим контролем. Из-за инвестиционных и отраслевых диспропорций, обусловленных приоритетами индустриализации и оборонными расходами, эта экономическая модель носила дефицитный характер - потребительский аскетизм являлся ее необходимым элементом. Ограничение потребления позволяло удерживать данную модель в равновесии. После смерти И. В. Сталина политическим руководством СССР были реализованы мероприятия, направленные на увеличение денежных доходов населения. Это привело к формированию инфляционной экономической модели, в рамках которой функционировала советская экономика на протяжении последующих десятилетий.

В советское время проблема инфляци-онности экономики и проблем с денежным обращением исследователями не обсуждалась, поскольку наличие инфляции в плановой экономике не признавалось. Среди современных исследователей проблема ин-фляционности советской экономики пред-

метно рассмотрена в работах экономиста А. Ю. Протасова. Для него очевидно существование в 1930-1980-е гг. в советской экономике двух моделей. Модель 1930-1950-х гг. он называет планово-директивной, а модель 1950-1980-х гг. - планово-рыночной [8, с. 117]. Обе модели автор считает инфляционными, характеризуя инфляцию как распределительный или перераспределительный конфликт между социальными слоями, государством и его институтами [9, с. 75]. С проблемой инфляции сталкиваются исследователи, изучающие ее социальные последствия. По мнению В. Панкратова, прямым следствием увеличения в СССР денежной эмиссии, не имеющей товарного покрытия, стал рост масштабов теневой экономики [6, с. 129]. С. В. Новиков, рассуждая об инфляции в советской экономической системе, связывает ее с «кризисом недопроизводства», полагая, что именно недостаток товаров породил рост денежной массы [5, с. 5].

Материалы и методы

В центре исследования находятся проблемы денежного обращения, ответственность за состояние которого была возложена на Госбанк СССР. Госбанк регулярно отслеживал и анализировал состояние де-

нежного обращения, направляя соответствующие документы в ЦК КПСС, в Совет министров СССР, председателю Совета министров СССР. Ведомственные документы Госбанка, опубликованные в выпусках серии «По страницам архивных фондов ЦБ РФ», являются источниками, которые были использованы в данной работе. Методология исследования базируется на сравнительном анализе источников за 40-летний период и их сопоставлении с результатами современных исследований.

Результаты

В постсталинский период при сохранении высокого уровня расходов на оборону стали расти расходы на социальное обеспечение, просвещение, здравоохранение, жилищно-коммунальное хозяйство по сравнению с предшествующим периодом. Возросли также субсидии в сельское хозяйство. Изменения разрушили хрупкое равновесие системы, радикально усилив прямое инфляционное воздействие на экономику, что привело к возрастанию разрыва между величиной растущего платежеспособного спроса и размерами его покрытия. Изменение социальных приоритетов нашло выражение в осуществлении политических решений, давших старт безудержному росту денежной массы.

Изменение экономической модели началось с денатурализации отношений в сельском хозяйстве - натуральные формы взаиморасчетов села с государством были отменены и заменены денежными. В 1954 г. были повышены закупочные цены на сельскохозяйственные продукты, отменена натуральная оплата за работы, выполнявшиеся машинно-тракторными станциями. Денатурализация отношений в сельском хозяйстве усиливалась за счет увеличения количества совхозов - они организовывались на целинных землях, в совхозы были преобразованы колхозы. О масштабах данного явления свидетельствуют цифры, при-

водимые С. Н. Андреенковым: в 1950 г. в СССР работали 121 300 колхозов и 4 900 совхозов (4 % от количества колхозов), а в 1964 г. - 37 600 укрупненных колхозов и 10 000 совхозов (более трети от количества колхозов) [1, с. 283]. Совхозы представляли собой государственные предприятия, которые, в отличие от колхозов, непосредственно финансировались из бюджета. Рост количества совхозов означал рост бюджетного финансирования.

В 1958 г. государственные закупки заменили систему обязательных поставок сельскохозяйственных продуктов. В 1965 г., в соответствии с решениями мартовского пленума ЦК КПСС, закупочные цены в сельском хозяйстве были значительно повышены. С 1966 г., в результате введения в колхозах гарантированной оплаты труда, за пятилетку оплата одного человеко-дня увеличилась на 34,8 % в среднем по СССР. Удельный вес денег в совокупном фонде оплаты труда колхозников, составлявший 40 % в 1953 г., достиг 65 % в 1960, и 94 % в 1968 г.1 Итогом аграрной политики 19501960-х гг. стал резкий рост денежных доходов сельского населения, которые к 1967 г. составили 28,45 млрд руб. и увеличились против 1950 г. в 8,4 раза. Валовая продукция сельского хозяйства выросла в 2 раза2.

Наряду с увеличением денежного оборота, стала сокращаться доля обязательных платежей в расходах граждан: в соответствии с Законом «О сельскохозяйственном налоге» от 8 августа 1953 г. уменьшилось налогообложение колхозников. 6 июня 1956 г. было принято решение об отмене оплаты обучения в старших классах и вузах. В 1957 г. был отменен налог на холостяков, малосемейных граждан и одиноких женщин. С 1958 г. прекратился выпуск государственных займов. Эти меры способствовали высвобождению средств, которые направлялись гражданами на активизацию потребления.

1 О денежном обращении в СССР. Аналитический доклад // По страницам архивных фондов ЦБ РФ. -Вып. 7 : Денежное обращение в СССР в документах (1965-1975 годы). - М., 2009. - С. 54.

Там же. - С. 24.

2

Значительный вклад в увеличение денежной массы внесли мероприятия, направленные на повышение денежных доходов низкооплачиваемых категорий населения. С 1 января 1957 г. повышалась заработная плата низкооплачиваемым рабочим и служащим. Если в 1959-1961 гг. минимум заработной платы был повышен в промышленности, то в 1964-1965 гг. - в непроизводственной сфере: просвещении, здравоохранении, торговле, общественном питании, жилищно-коммунальном хозяйстве.

В 1950-е гг. были усилены меры социальной защиты населения. Согласно закону о государственных пенсиях от 1 октября 1956 г., государство гарантировало гражданам пенсионное обеспечение и вводило единые основания для их начисления. С 1964 г. было введено государственное пенсионное обеспечение колхозников. Был увеличен отпуск женщинам по беременности и родам с 77 до 112 дней.

Реализованные мероприятия способствовали значительному росту денежной массы. С 1951 по 1959 г. денежная масса возрастала в среднем на 8,0 % в год при росте денежных доходов населения в среднем на 7,2 % в год, а розничного товарооборота - на 7,9 %. В последующие восемь лет (1960-1967 гг.) денежная масса ежегодно росла на 12,7 % при росте денежных доходов населения на 7,2 % и розничного товарооборота на 7,9 %. В 1965-1967 гг. среднегодовой прирост денежной массы составил 17,0 % при росте денежных доходов населения на 9,6 % и розничного товарооборота на 8,8 %, т. е. темпы роста денежной массы в обращении были почти в 2 раза выше темпов роста денежных доходов и розничного товарооборота3. В целом с 1951 по 1967 г. количество денег в обращении увеличилось в 5,3 раза.

Столь значительный рост денежной массы требовал роста товаров, однако преобла-

дание производства средств производства не только сохранялось, но и росло. Если в 1951-1957 гг. темпы роста производства средства производства превышали темпы роста производства предметов потребления на 19,7 %, то в 1961-1965 гг. это превышение составило 61,6 %4. В результате доля предметов потребления в общественном продукте упала с 45,5 % в 1950 до 38,6 % в 1965 г.5

На фоне катастрофической нехватки товарного покрытия растущей денежной массы начался процесс упразднения промысловой кооперации, которая в значительной степени обеспечивала производство товаров народного потребления. К 1953 г. в системе промысловой кооперации было занято 1,8 млн чел., которые давали 9 % промышленного производства и обеспечивали 80 % товарного разнообразия в экономике. Как пишут А. А. Пасс и П. А. Рыжий, в начале 1950-х гг. промышленная кооперация СССР производила товары на сумму 31,2 млрд руб [7, с. 114]. Авторы подчеркивают значительное разнообразие товаров, производимых артелями: помимо посуды, одежды и обуви, производили стиральные машины, пылесосы, холодильники и запасные части к ним. Промышленная кооперация была также широко представлена в сфере услуг.

14 апреля 1956 г. вышло Постановление ЦК КПСС и СМ СССР «О реорганизации промысловой кооперации», в соответствии с которым наиболее рентабельные артельные предприятия были переданы государству. Формальным обоснованием принятого решения являлось утверждение, что предприятия промкооперации по существу не отличаются от предприятий государственной промышленности: «Современный уровень производства этих предприятий и их техническое оснащение требуют изменения формы управления и более квалифицированного технического

3 О состоянии денежного обращения в СССР. Аналитический доклад. - С. 34.

4 Там же. - С. 21.

5 Там же.

руководства»6. По результатам постановления в РСФСР из 8 000 артелей были национализированы 2 400, производивших 60 % всего объема выпуска стройматериалов и 70 % металлообрабатывающих мощностей [7, с. 115].

20 июля 1960 г. состоялась окончательная ликвидация системы. Все кооперативные предприятия были переданы в ведение государственных органов. Этот процесс происходил при полном осознании, что в стране наблюдается недостаток кожаной обуви, мужской и женской одежды, строительных материалов и мебели. Не являлась секретом и неудовлетворенность населения ассортиментом швейных, трикотажных и шерстяных изделий, а также объемом услуг. Имея серьезные проблемы с производством потребительских товаров, государство упразднило структуру, производившую товары народного потребления.

Ликвидация системы промысловой кооперации не только способствовала увеличению неудовлетворенного спроса, но и исключала возможное инвестирование населением свободных средств в кооперативы. П. Г. Назаров оценивает свертывание промысловой кооперации как свертывание мелкой промышленности, а, следовательно, как удар по производству товаров повседневного спроса [4, с. 24].

На фоне упразднения промысловой кооперации исследователи фиксируют резкий рост нелегального предпринимательства. Так С. В. Богданов, изучая хозяйственно-корыстную преступность в СССР второй половины XX в., подчеркивает, что именно в конце 1950-х - 1960-х гг. произошло значительное увеличение фактов организации в подпольных цехах производства товаров народного потребления: «Преступные схемы уже выходили за территорию одного города или области. Иногда создавалась широкая преступная сеть, включавшая в себя несколько нелегальных групп, терри-

ториально размещавшихся в различных республиках СССР» [2, с. 47]. Именно к 1960-м гг. большинство исследователей относят системное оформление теневой экономики. Т. И. Корягина прямо указывает, что этот процесс был связан с увеличением денежных доходов населения и возрастанием диспропорций на потребительском рынке. Масштабы теневой экономики в начале 1960-х гг. она оценивает в 5 млрд руб. [3, с. 118], что вполне соответствует излишку денег в обращении.

Несмотря на то что производство товаров народного потребления хронически не успевало за темпами роста денежной массы, отчеты Госбанка фиксировали изменения потребностей населения, свидетельствующие о росте уровня жизни. Если в начале 1960-х гг. ставилась задача производства продовольственных товаров и товаров повседневного спроса, то в начале 1970-х гг. проблема товарного дефицита может быть проиллюстрирована следующей цитатой из документа: «Учитывая большой спрос на легковые автомобили со стороны рабочих, колхозников и работников умственного труда, целесообразно было бы расширить в ближайшие годы производственную мощность Волжского автомобильного завода на 340 тысяч автомашин в год, то есть довести ежегодный выпуск машин на этом заводе до 1 млн штук»7. Аналогичным образом эксперты Госбанка указывали на необходимость расширения производства товаров долговременного пользования (цветных телевизоров, холодильников, пылесосов), художественной литературы, развития платных услуг, увеличения масштабов кооперативного строительства жилья и кооперативного строительства гаражей, расширение туристической инфраструктуры и прочих мероприятий, рассчитывая при этом на изъятие денежной массы у населения.

Политика наращивания денежной массы не прекратилась с отставкой Н. С. Хру-

6 Решения партии и правительства по хозяйственным вопросам. - М. : Политиздат, 1968. - Т. 4 : 19531961. - С. 297.

О состоянии денежного обращения. Аналитический доклад. - С. 110.

щева. Более того, документы фиксируют увеличение темпов роста денежной массы в связи с началом косыгинской реформы. С 1965 г. в ходе реформы в составе фонда заработной платы резко повысился удельный вес премий. Сумма премий за 1969 г. оценивалась экспертами Госбанка в 11,15 млрд руб., составляя 9,1 % от фонда заработной платы и 7,2 % от суммы денежных доходов населения8. Следует отметить, что в том же документе сопоставлены данные по премиям с уровнем в 1950 г., когда их удельный вес в денежных доходах населения составлял всего лишь 2,5 % и доходы были на порядок ниже. Предложение экспертов Госбанка ограничиться при премировании инженерно-технических и руководящих работников пятью окладами за год свидетельствует о том, что в деле премирования царила настоящая вакханалия9. Дополнительным инфляционным фактором стали фонды материального стимулирования, созданные на предприятиях в соответствии с новой системой планирования и экономического стимулирования. Выплаты из этих фондов к 1970 г. достигли 4,6 млрд руб. и в дальнейшем продолжали увеличиваться. Именно с пятилетием реализации косыгин-ской реформы в 1965-1970 гг. эксперты Госбанка связывают накопление 76 % (5,6 млрд руб.) излишка денег в обращении10.

Одним из показателей излишка денег в обращении и масштабов неудовлетворенного спроса являлся рост вкладов населения в сберегательные кассы. Если количество денег в обращении с 1950 по 1967 г. увеличилось в 5,3 раза, то вклады в сберегательные кассы возросли в 14,5 раза. С 1965 по 1979 г. средства населения во вкладах, личном страховании и трехпроцентном займе возросли с 20,7 млрд до 165,0 млрд руб., т. е. увеличились в 8,0 раза при росте де-

нежных доходов населения в 2,5 раза11. Рост масштабов накоплений эксперты Госбанка считали отражением масштабов неудовлетворенного спроса граждан.

Во второй половине 1960-х гг. постсталинская инфляционная модель оказалась в состоянии кризиса: у государства возникли серьезные трудности в сбалансировании бюджета. Для их преодоления было принято решение компенсировать недостачу кредитами Госбанка, источником которых являлись отложенные в сберкассах накопления граждан. Фактически кредитами Госбанка стали замещать затраты, которые по характеру должны были финансироваться из государственного бюджета и на которые у бюджета уже не хватало средств. С началом 1970-х гг. практика предоставления кредитов Госбанка для нужд бюджета вызывала все большее беспокойство специалистов Госбанка, заслонив проблему необеспеченности денежного оборота. Кредитами стали покрывать утраченные оборотные средства и прямые убытки. Предоставление кредитов происходило на длительный срок - от 12 до 29 лет, а в 1980-е гг. кредиты бюджетного характера стали предоставляться на условиях взимания льготных процентов либо беспроцентно. Финансирование неэффективности хозяйствования за счет бюджетных кредитов разрушало весь механизм кредитования.

Ежегодное предоставление Госбанком СССР средств Министерству финансов СССР в порядке трехпроцентного займа было введено в 1968 г. в качестве временной меры. Как подчеркивали эксперты Госбанка, сумма отвлеченных для нужд бюджета кредитных ресурсов в 1968-1972 гг. корреспондировала в те годы с размерами излишка денег в обращении (около 8 млрд руб.) и объемами неудовлетворенного спроса, от-

8 О денежном обращении в СССР. Аналитический доклад. - С. 54.

9 О состоянии денежного обращения. Аналитический доклад. - С. 64.

10 Там же. - С. 89.

11 Доклад о состоянии денежного обращения и необходимости его укрепления в одиннадцатой пятилетке, 20 мая 1980 года // По страницам архивных фондов ЦБ РФ. Вып. 15 : Из неопубликованного. Вопросы денежного обращения (1919-1982 годы) (ведомственные материалы). - М., 2014. - С. 208.

ложившегося на вкладах населения в сберегательных кассах (9-12 млрд руб.)12. Если в 1966 г. сумма кредитов на нужды бюджета составляла 4,5 % от всех кредитов Госбанка, имеющих материальное обеспечение, то в 1984 г. она выросла до 72,4 % и составила 165 млрд из 228 млрд руб.13 Функционирование такой системы могла обеспечивать только растущая эмиссия.

В 1985 г. в докладе Госбанка, направленном в экономический отдел ЦК КПСС, указывалось: «Большой объем кредитных ресурсов ежегодно передается Госбанком СССР Минфину СССР в форме 3-процентного государственного займа, по решениям правительства. Эта практика проводится как временная мера, начиная с 1968 года. В 1971-1975 годах сумма займа составила 21,1 млрд. рублей, в 1976-1980 годах -41,5 млрд. рублей, в 1981-1985 годах -36,0 млрд. рублей. Сумма этой задолженности на 1 января 1986 года составит 106,7 млрд. рублей. Проектом плана на 1986 год предусмотрено увеличение задолженности Минфина СССР на 16 млрд. рублей, что в действительности приводит к усилению инфляционных процессов в стране»14. В документе говорилось, что в результате систематического увеличения займов и кредитов госбюджету долгосрочные вложения Госбанка выросли в 31 раз за 20 лет. Что касается общей суммы краткосрочных и долгосрочных ссуд, предоставленных Госбанком СССР народному хозяйству и бюджету, то она возросла с 69 млрд руб. в 1966 г. до 504 млрд руб. к началу 1985 г., т. е. в 7,3 раза, притом что валовый общественный продукт в 1966-1984 гг. в фактических ценах со-

ответствующих лет увеличился в 3,2 раза, национальный доход - в 2,9, запасы товарно-материальных ценностей - в 4,1 раза15. Авторами доклада подчеркивается, что государственный трехпроцентный заем фактически представлял собой государственный внутренний долг. Сопоставляя его с выпускаемыми ранее займами, эксперты обращают внимание партийного руководства на то, что, в отличие от предыдущих заимствований, срок этого займа не установлен и его погашение не производится уже на протяжении 17 лет. Все возможности поддержки бюджета были исчерпаны в 1988 г., следствием чего стало начало обрушения инфляционной модели.

Обсуждение

Особенностью инфляционной экономической модели, сложившейся в советской экономике, являлся скрытый характер инфляции. Термин «подавленная инфляция», который использовался специалистами Госбанка, представляется некорректным. В силу того, что наличие инфляции являлось вполне объективным, она, как видим, росла и сдерживать ее не удавалось. Инфляция не обнаруживала себя на повседневном уровне, поскольку избыточные деньги населения уходили в сберегательные кассы, а цены, регулируемые государством, не росли. Масштабы инфляции середины 1980-х гг. проиллюстрировал Ю. Новиков. Он сопоставил статистику годовой заработной платы рабочих предприятий и совхозов Омской области за 1980-1985 гг. со статистикой стоимости приобретенных ими за год товаров и бытовых услуг и сделал вывод, что на товары народного потребления жи-

Аналитический доклад о состоянии денежного обращения от 17 мая 1972 года // По страницам архивных

фондов ЦБ РФ. Вып. 14 : Госбанк СССР и Минфин СССР в процессе ресурсного регулирования (ведомственные материалы). - М., 2013. - С. 119.

Справка об отвлечении ресурсов Госбанка на нужды госбюджета и на возмещение недостатка средству хозорганов, 6 февраля 1985 года // По страницам архивных фондов ЦБ РФ. Вып. 14 : Госбанк СССР и Минфин СССР в процессе ресурсного регулирования (ведомственные материалы). - М., 2013. - С. 142. Доклад Госбанка СССР «О финансовом положении и кредитно-денежных отношениях в стране»,

1985 год // По страницам архивных фондов ЦБ РФ. Вып. 14 : Госбанк СССР и Минфин СССР в процессе ресурсного регулирования (ведомственные материалы). - М., 2013. - С. 144. Там же.

12

13

14

тели области могли потратить чуть больше 50 % от заработной платы [5, с. 7].

В социальном плане инфляционная модель являлась инструментом, усиливающим имущественное и социальное неравенство между рядовыми гражданами и партийно-хозяйственной номенклатурой. Если рядовые граждане были вынуждены тратить небольшие доходы на товары первой необходимости или откладывать непотраченные деньги в сберкассы, то представители партийно-хозяйственной номенклатуры имели доступ к спецраспределителям товаров. Это позволяло им не только отоваривать заработную плату на полную сумму, но и делать это максимально престижными из имеющихся в доступности товаров по низким государственным ценам. Рядовым гражданам приходилось ехать за дефицитом в столицы либо обращаться к спекулянтам. В этом смысле, как и подчеркивал А. Ю. Протасов, инфляция действительно являлась отражением распределительного конфликта, причем в достаточно изощренной форме. Наличие распределительного конфликта и отсутствие рыночных форм его выражения привело к нарастанию в системе внутренних противоречий, которые описаны В. Панкратовым: «Скачкообразное увеличение денежной массы в условиях товарного дефицита включило сложные, стихийно, но неотвратимо действующие механизмы перераспределения громадных денежных сумм, которые стали сосредотачиваться у лиц, продающих, распределяющих дефицит, а также назначающих на связанные с этим должности» [6, с. 129]. В 1973 г. экспертами Госбанка был рассчитан объем покупок непродовольственных товаров у частных лиц, составивший 5,9 млрд руб., притом что спекулятивные цены превышали государственные в 1,5-3,0 раза16. Как видно, в начале 1970-х гг. объемы спекулятивной торговли уже превышали масштабы всей теневой экономики начала 1960-х гг., что

свидетельствуют о нарастании противоречий внутри советской системы.

Постсталинская экономическая модель являлась базой функционирования централизованной плановой командно-административной системы в течение трех десятилетий. Ее социальные результаты носят противоречивый характер. С одной стороны, эмиссия стала дополнительным источником финансирования уровня жизни граждан, который заметно вырос даже при условии несбалансированности спроса и товарного дефицита. Особенно значимыми для большинства населения представляются блага, реализованные в форме социальной защиты, бесплатного образования, доступной медицины, пенсионного обеспечения и других социальных завоеваний. С другой стороны, переход на инфляционную модель стал приговором социалистической системе, поскольку никакая эмиссия не могла бесконечно долго обеспечивать растущие потребности советского общества. В ходе перестройки противоречия данной модели, носившие ранее скрытый характер, проявили разрушительный потенциал, оправдав негативные прогнозы и предупреждения, звучавшие в аналитических докладах экспертов Госбанка в течение трех десятилетий.

Заключение

Таким образом, после смерти И. В. Сталина руководители СССР перешли к инфляционной экономической модели посредством увеличения денежных выплат населению и активизации социальной политики государства. На протяжении трех последующих десятилетий советское общество развивалось за счет растущей эмиссии, в условиях усиления дисбаланса между количеством денежной массы и его товарного покрытия, отражением которого являлся рост вкладов населения в сберегательные кассы. Постсталинская инфляционная модель, реализуемая в рамках советской централизованной плановой системы, имела свои особенности.

О состоянии денежного обращения. Аналитический доклад. - С. 108.

16

Во-первых, она не сопровождалась ростом цен, которые в плановой системе носили директивный характер. Во-вторых, на протяжении длительного периода инфляция не только не снижала уровень жизни населения, но, напротив, обеспечивала его повышение, поскольку на удовлетворение потребительского спроса бросались все более значительные ресурсы государства. В-третьих, в условиях инфляционного развития усиливалось социальное расслоение

между рядовыми гражданами и партийно-хозяйственной номенклатурой, располагающей доступом к дефицитным товарам. В-четвертых, в СССР инфляционный характер развития обусловил рост масштабов теневой экономики. Инфляционный характер развития ограничил перспективы советской экономики, предопределил разрушение социализма под гнетом нарастающих противоречий, приблизил кризис и крах советской системы.

Библиографический список

1. Андреенков С. Н. Массовое создание совхозов в середине 1950-х - начале 1960-х гг. // Актуальные проблемы исторических исследований: взгляд молодых ученых : сборник материалов II Всероссийской молодежной научной конференции. - Новосибирск : Нонпарель, 2012. - С. 281-287.

2. Богданов С. В. Хозяйственно-корыстная преступность в СССР 1945-1990 гг.: факторы воспроизводства, основные показатели, особенности государственного противодействия : авто-реф. дис. ... д-ра ист. наук. - Курск, 2010. - 50 с.

3. Корягина Т. Теневая экономика в СССР // Вопросы экономики. - 1990. - № 3. - С. 110-120.

4. Назаров П. Г. Промысловая кооперация РСФСР и экономическая политика Советского государства. 1950-1960 гг. : автореф. дис. ... канд. ист. наук. - М., 1991. - 25 с.

5. Новиков С. В. «Ахиллесова пята» социалистического общества и позиции социальных групп и слоев в ходе его трансформации (исторический аспект) // Омский научный вестник. Гуманитарные науки. - 2015. - № 4. - С. 5-9.

6. Панкратов В. О связи кризисного денежно-финансового положения страны с функционированием структур теневой экономики // Вопросы экономики. - 1990. - № 3. - С. 127-129.

7. Пасс А. А., Рыжий П. А. Огосударствление промысловой кооперации в СССР во второй половине 1950-х гг.: причины и последствия // Социум и власть. - 2012. - № 5. - С. 114-122.

8. Протасов А. Ю. Инфляция в экономике СССР: природа, циклическая динамика, уроки для современной России // Вестник Санкт-Петербургского университета. Серия 5. - 2011. -Вып. 4. - С. 116-129.

9. Протасов А. Ю. Циклическая динамика инфляции в экономике СССР: исторические тренды и распределительные конфликты // Проблемы современной экономики. - 2015. -№ 2. - С. 73-78.

References

1. Andreenkov S. N. Mass organization of state farms in the mid-1950s - early 1960s. Aktual'nye problemy istoricheskih issledovanij : vzglyad molodyh uchenyh. Sb. materialov II Vserossijskoj molodezhnoj nauchnoj konferencii = Current problems of historical research: the view of young scientists: Sat. materials of the II All-Russian Youth Scientific Conference. Novosibirsk, 2012, P. 281-287. (In Russ.).

2. Bogdanov S. V. Economic crime in the USSR 1945-1990: reproduction factors, main indicators, features of state opposition. Abstract of Doc. Sci. (Hist.) Dissertation. Kursk, 2010, 50 p. (In Russ.).

3. Koryagina T. The Shadow economy in the USSR. Voprosy ekonomiki. = Economic issues, 1990, 3: 110-120. (In Russ.).

4. Nazarov P. G. Producers' cooperation of the RSFSR and the economic policy of the Soviet state. 1950-1960 Abstract of Cand. Sci. (Hist.) Dissertation. Moscow, 1991, 25 p. (In Russ.).

5. Novikov S. V. "Achilles' heel" of socialist society and the position of social groups and layers during its transformation (historical aspect). Omskij nauchnyj vestnik. Gumanitarnye nauki. = Omsk Scientific Bulletin. Humanities. 2015, 4: P. 5-9. (In Russ.).

6. Pankratov V. On the connection of the crisis monetary and financial situation of the country with the functioning of structures of the shadow economy. Voprosy ekonomiki. = Economic issues. 1990, 3: 127-129. (In Russ.).

7. Pass A. A., Ryzhij P. A. Nationalization of produsers' cooperation in the USSR in the second half of the 1950s: causes and consequences. Socium i vlast'. = Society and Power. 2012, 5: 114-122. (In Russ.).

8. Protasov A. Yu. Inflation in the USSR economy: nature, cyclical dynamics, lessons for modern Russia. Vestnik Sankt-Peterburgskogo universiteta = Bulletin of St. Petersburg University. Ser. 5. 2011. Is. 4: 116-129. (In Russ.).

9. Protasov A. Yu. Cyclic dynamics of inflation in the economy of the USSR: historical trends and distributional conflicts. Problems of the modern economy. 2015; 2: 73-78.

Поступила 23.04.2021.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Сведения об авторе

Щербакова Татьяна Ивановна - кандидат исторических наук, доцент кафедры истории России ФГБОУ ВО «Национальный исследовательский Мордовский государственный университет им. Н. П. Огарёва» (Саранск, Россия). Сфера научных интересов: история СССР второй половины XX в., послевоенные экономические реформы в СССР, история Мордовии второй половины XX в. ORCID: https://orcid.org/0000-0001-9106-6555.

E-mail: tatyana_shcherbakova@bk.ru

Submitted 23.04.2021.

About the author

Tatyana I. Shcherbakova - Candidate of History, Associate Professor, Department of Russian History, National Research Ogarev Mordovia State University (Saransk, Russia). Research interests: the history of the USSR of the second half of the 20th century, post-war economic reforms in the USSR, the history of Mordovian republic of the second half of the 20th century. ORCID: https:// orcid.org/0000-0001-9106-6555.

E-mail: tatyana_shcherbakova@bk.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.