УДК 336.7(47)"1941/1945"
В.А. Петренко1' 2, М.В. Павлова2
1 Управление финансово-бюджетной политики Администрации Елизовского муниципального района,
Елизово, Камчатский край, 684000; 2 Камчатский государственный технический университет, Петропавловск-Камчатский, 683003 e-mail: [email protected]
ДЕНЕЖНО-КРЕДИТНАЯ ПОЛИТИКА ГОСУДАРСТВА В ГОДЫ ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ
В работе раскрываются особенности и методы денежно-кредитной политики СССР в годы Великой Отечественной войны, в том числе по укреплению денежного обращения рубля. Показана роль Госбанка СССР в осуществлении кредитной политики.
Ключевые слова: денежное обращение, кредитная политика, военный государственный займ.
V.A. Petrenko1, 2, M.V. Pavlova 2 (1Fiscal Policy Department of Elizovo Municipal District Administration; Russia, Elizovo, Kamchatka region, 684000; ^Kamchatka State Technical University; Petropavlovsk-Kamchatskу, Russia, 683003) State monetary and credit policy during the years of the Great Patriotic war
The research reveals the features and methods of monetary policy in the USSR during the Great Patriotic war including the strengthening of successful formation of ruble. It shows the role of the USSR State bank in the implementation of credit policy.
Key words: money circulation, credit policy, the military national debt.
DOI: 10.17217/2079-0333-2016-35-110-112
Великая Отечественная война, носившая одновременно мировой характер, наложила существенный отпечаток на экономику и ее отдельные сферы. При этом финансовая, денежно-кредитная системы вышли на первое место как источник финансирования все возрастающих расходов. СССР вступил в войну с устойчивыми финансовой и денежно -кредитной системами, базировавшимися на жестком административно-командном управлении.
Денежно-кредитная политика СССР в период 1941-1945 гг. имела ряд особенностей. Первая особенность состояла в том, что СССР использовал такие же методы денежно -кредитной политики, что и другие страны: эмиссию денежной массы, выпуск военных государственных займов, то есть универсальные методы, но в больших масштабах. Вторая особенность заключалась в подчиненном характере денежно-кредитной политики, так как в условиях крупномасштабной войны бюджет превратился в основной источник ее финанси -рования. Третьей особенностью было то, что денежно-кредитная политика СССР осуществлялась без внешней финансовой поддержки стран антигитлеровской коалиции, в сложных экономических и военных условиях, связанных с временной оккупацией жизненно важных и экономически развитых районов страны. Поставки материальных ресурсов по ленд -лизу составили лишь 4% общего военного производства СССР в период войны [1].
Денежно-кредитная политика СССР в период войны включала в себя два основных элемента: сугубо денежную политику, связанную с финансированием из бюджета через эмиссию, и стабилизацию денежного обращения.
Главной целью было сбалансирование бюджета. Однако этого не удалось сделать в силу объективных причин и, прежде всего, из-за увеличения военных расходов (налогов не хватало, несмотря на их повышение и введение новых). Поэтому широко использовались дополнительная денежная эмиссия и выпуск специальных военных займов, размещение которых осуществлялось добровольно-принудительными методами по коллективной подписке.
Задача поддержания стабильного денежного обращения в условиях войны решалась путем создания специальных общественных фондов: фонда обороны и фонда Красной Армии. В действующей армии были сформированы полевые учреждения Госбанка, которые принимали на хранение денежные средства и производили различные денежные переводы и расчеты по поручению воинских частей, а также осуществляли прием вкладов от личного состава действующей армии [2].
Раздел III
СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ И ОБЩЕСТВЕННЫЕ НАУКИ
Для привлечения свободных денежных средств в 1942 г. Госбанк стал принимать вклады населения от 3 тыс. руб. и выше. Госбанк также организовал прием денежных доходов колхозов на территории колхозных рынков.
В 1944 г. для укрепления денежного обращения в стране была создана система коммерческих магазинов, где по более высоким ценам и без ограничения можно было приобретать товары продовольственного и промышленного назначения для личного потребления граждан. В частности, это мероприятие позволило мобилизовать 15,7 млрд руб. дополнительных доходов в государственный бюджет, содействуя одновременно укреплению рубля и денежного обращения [1].
Укреплению денежного обращения способствовало изъятие из обращения фальшивых денег, выпущенных немцами на оккупированных территориях, что позволило свести на нет излишки денежных средств у части населения, возникшие в результате военной конъюнктуры, на освобожденных территориях.
Указанные мероприятия, хотя и носили достаточно жесткий директивный характер, не позволили полностью преодолеть расстройство денежного обращения и избежать инфляции. Количество денег в обращении оказалось больше, чем объем товарооборота. По отдельным продуктам и товарам цены выросли в 10-15 раз, что способствовало снижению покупательной способности рубля. Причинами этого явились:
- вынужденная избыточная эмиссия для покрытия дефицита бюджета;
- излишек накопленных денежных средств у населения;
- довоенная экономическая политика, направленная в основном на развитие группы "А" и отставание группы "Б", что способствовало накоплению излишков денежных средств еще в довоенные годы. В условиях военной конъюнктуры эти денежные доходы стали дополнительным средством повышенного спроса и, следовательно, инфляции.
В 1941-1943 гг. рост городского товарооборота отставал от денежных доходов городского населения. Денежные доходы на селе выросли за счет резкого повышения цен на колхозных рынках. Денежная масса через колхозные рынки перетекала в деревню, где у населения доходы превышали текущие расходы.
Говоря о денежной политике, следует отметить, что результаты были такие же, как и у других воевавших стран. Инфляции не удалось избежать ни СССР, ни другим странам антигитлеровской коалиции, а следствием ее явилось проведение денежных реформ в первые послевоенные годы. Однако, несмотря на огромные экономические трудности, денежная эмиссия в годы 1941-1945 гг. в СССР оказалась меньшей, чем в других странах. При этом отметим, что в России в годы Первой мировой войны денежная масса в обращении выросла в 14 раз (с 1,6 до 23 млрд руб.). Во время войны 1941-1945 гг. денежная масса в обращении выросла значительно меньше: в СССР - в 2,4 раза, Германии - 5,6 раза, Англии - 2,5 раза, США - 3,8 раза (с 7,6 до 27,8 млрд долл.) [3].
Кредитная политика, как второй структурный элемент денежно-кредитной политики СССР в годы войны, формировалась в той организационной структуре кредитной системы, которая сложилась в довоенные годы. Она была представлена четырьмя банками (Госбанк СССР, Промбанк, Банк долгосрочных вложений и Внешторгбанк), а также отраслевыми банками. Поэтому в военные годы кредитная политика проводилась через указанные кредитные учреждения.
Прежде всего, при реконверсии экономики потребовались изменения кредитования и расчетных операций. Это было связано с новыми аспектами развития экономики в военных условиях: эвакуация грузов и предприятий, расчеты за вооружение, обмундирование и продукты для нужд вооруженных сил, товары, переадресованные другим предприятиям.
Главную роль в осуществлении кредитной политики играл Госбанк, который осуществлял следующие мероприятия:
- усиление кредитной помощи предприятиям оборонного значения;
- налаживание кредитования и расчетов для предприятий, эвакуированных на Восток, им выдавались ссуды на покрытие затрат, связанных с эвакуацией. Они получали отсрочку в погашении долгов на сроки до полного восстановления деятельности на новом месте, что способствовало быстрому возобновлению производства;
- предоставление помощи и отсрочка долгов предприятиям на освобожденных территориях;
- проведение льготного режима кредитования отделам рабочего снабжения и подсобным хозяйствам при промышленных предприятиях; выдача кредита на развертывание производства товаров широкого потребления, специальных кредитов предприятиям, переходившим на выпуск мирной продукции;
- упорядочение системы расчетов, которая укрепляла действующий хозрасчет, внутри-промышленные накопления.
Эффективность расчетов повышалась за счет улучшения техники расчетов, ускорения оборачиваемости денежных средств, укрепления расчетной дисциплины, развития взаимных безналичных расчетов, создания БВР (бюро взаимных расчетов) в тяжелой промышленности и других отраслях.
За годы войны БВР сыграло большую роль, так как его удельный вес возрос в сумме оборота Госбанка более чем в два раза. Госбанк осуществлял два раза в году межотраслевые и внутриотраслевые зачеты взаимных требований хозорганов.
Особое место в осуществлении кредитной политики военных лет занимали банки долгосрочных вложений. Это выразилось в повышении их роли в аккумуляции и использовании всех ресурсов для финансирования военной промышленности и смежных предприятий, в эффективном использовании денежных ресурсов в строительстве, перераспределении оборотных средств с помощью кредита.
Таким образом, кредитная политика, осуществляемая через систему государственных кредитных институтов, была направлена на решение задач реального сектора экономики, в основном на развитие промышленности, ее восстановление и расширение. Кредитные институты, аккумулирующие ссудный фонд страны, мобилизовывали его в основном в военную промышленность. Жесткость в предоставлении кредитов и выполнении расчетных операций способствовала тому, что задолженность по ссудам практически не увеличилась (на 1 января 1941 г. - 5,5 млрд руб., на 1 января 1946 г. - 6,0 млрд руб.) [3].
Другая особенность кредитной политики состояла в выпуске военных займов. Они размещались в основном среди населения, тогда как в странах - союзниках СССР в основном среди банков и других кредитных институтов (от 60 до 80% активов были государственные ценные бумаги). Это позволило союзникам мобилизовать более значительные объемы денежных средств. Объем средств, поступивший по займам в годы войны в СССР, составил 76 млрд руб., в довоенные годы -50 млрд руб. Государственный долг вырос на 152% по отношению к довоенному уровню. В других странах государственный долг за 1941-1945 гг. возрос: CIIIA - с 57,9 до 263 млрд долл. -на 406%, Германия - с 37,1 до 376,1 млрд марок - 1014%, Япония - с 29,5 до 138,8 млрд иен -на 471% , Англия - с 8,4 (в 1939 г.) до 23,1 млрд фунтов стерлингов - 275% [3].
Таким образом, денежно-кредитная система СССР, базирующаяся на плановой экономике и жестких административно-командных методах, выдержала испытание мировой войной, денежно-кредитная политика оказалась достаточно эффективной в годы войны, способствовала развитию производства и в дальнейшем позволила плавно перейти к денежной реформе 1947 г., которая была проведена с минимальными издержками для экономики и населения.
Литература
1. Вознесенский Н.А. Военная экономика СССР в период Отечественной войны. - М.: Госполитиздат, 1948. - С. 48-49.
2. Кузница Победы. Подвиг тыла в годы Великой Отечественной войны. - М.: Политиздат, 1974. - С. 261-272.
3. Финансовая система государства в годы Великой Отечественной войны. - М.: Финансы, 1996. - С. 10-71.
Информация об авторах Information about authors
Петренко Виктор Андреевич - Управление финансово-бюджетной политики Администрации Ели-зовского муниципального района; 684000, Россия, Елизово; кандидат экономических наук; начальник Управления финансово-бюджетной политики; [email protected]
Petrenko Viktor Andreevich - Fiscal Policy Department of Elizovo Municipal District Administration; Russia, Elizovo, 68400; Candidate of Economic Sciences; Head of Fiscal Policy Department; [email protected]
Павлова Марина Владимировна - Камчатский государственный технический университет; 683003, Россия, Петропавловск-Камчатский; кандидат экономических наук; доцент; декан факультета экономики и управления; Mar.so@ mail.ru
Pavlova Marina Vladimirovna - Kamchatka State Technical University; Petropavlovsk-KamchatskY, Russia, 683003; Candidate of Economic Sciences; Associate Professor; Dean of Economy and Management Faculty; Mar.so@ mail.ru