Научная статья на тему 'ФОРМИРОВАНИЕ НОВОГО ТИПА ЛИЧНОСТИ И ПРАВОВЫХ ПРЕДПОСЫЛОК КАК ВАЖНЕЙШЕГО ФАКТОРА ВОСПИТАНИЯ ПСИХИЧЕСКИ И ФИЗИЧЕСКИ ЗДОРОВОГО ПОКОЛЕНИЯ В РОССИИ В СОВРЕМЕННЫХ ПОЛИТИЧЕСКИХ РЕАЛИЯХ (ПРОДОЛЖЕНИЕ)  '

ФОРМИРОВАНИЕ НОВОГО ТИПА ЛИЧНОСТИ И ПРАВОВЫХ ПРЕДПОСЫЛОК КАК ВАЖНЕЙШЕГО ФАКТОРА ВОСПИТАНИЯ ПСИХИЧЕСКИ И ФИЗИЧЕСКИ ЗДОРОВОГО ПОКОЛЕНИЯ В РОССИИ В СОВРЕМЕННЫХ ПОЛИТИЧЕСКИХ РЕАЛИЯХ (ПРОДОЛЖЕНИЕ) Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
10
3
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
формирование / новый тип личности / цель / воспитание / молодежь / здоровое поколение / здоровая нация / семья / правовые предпосылки / ЗОЖ / спорт / физическое воспитание / патриотическое воспитание / духовно-нравственное воспитание / взаимоотношение государства / гражданского общества и личности / formation / new type of personality / goal / education / youth / healthy generation / healthy nation / family / legal prerequisites / healthy lifestyle / sports / physical education / patriotic education / spiritual and moral education / relationship between the state / civil society and the individual

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Власов Валерий Александрович, Червяков Михаил Эдуардович

В настоящей статье авторами исследуются вопросы формирования нового типа личности и правовых предпосылок с целью воспитания психически и физически здорового поколения людей в Российском государстве. Указанная выше цель может быть достигнута с использованием различных научных областей и допускает применение методологии полидисциплинарного знания. Делается вывод о формировании нового типа взаимоотношений государства, гражданского общества и личности в новых политических, экономических и социальных реалиях. Выдвигается предложение о разработке проекта Федерального закона «О психофизиологическом здоровье и благополучии населения в Российской Федерации» и принятии его в ближайшей перспективе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социологическим наукам , автор научной работы — Власов Валерий Александрович, Червяков Михаил Эдуардович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FORMATION OF A NEW TYPE OF PERSONALITY AND LEGAL PREREQUISITES AS THE MOST IMPORTANT FACTOR OF MENTAL EDUCATION AND PHYSICALLY HEALTHY GENERATION IN RUSSIA IN MODERN POLITICAL REALITIES (CONTINUED)

In this article, the authors explore the issues of forming a new type of personality and legal prerequisites with the aim of raising a mentally and physically healthy generation of people in the Russian state. The above goal can be achieved using various scientific fields and allows for the use of multidisciplinary knowledge methodology. The conclusion is made about the formation of a new type of relationship between the state, civil society and the individual in the new political, economic and social realities. A proposal is being put forward to develop a draft Federal Law “On the psycho-physiological health and well-being of the population in the Russian Federation" and adopt it in the near future.

Текст научной работы на тему «ФОРМИРОВАНИЕ НОВОГО ТИПА ЛИЧНОСТИ И ПРАВОВЫХ ПРЕДПОСЫЛОК КАК ВАЖНЕЙШЕГО ФАКТОРА ВОСПИТАНИЯ ПСИХИЧЕСКИ И ФИЗИЧЕСКИ ЗДОРОВОГО ПОКОЛЕНИЯ В РОССИИ В СОВРЕМЕННЫХ ПОЛИТИЧЕСКИХ РЕАЛИЯХ (ПРОДОЛЖЕНИЕ) »

DOI 10.47643/1815-1337_2023_9_26 УДК 340.1

ФОРМИРОВАНИЕ НОВОГО ТИПА ЛИЧНОСТИ И ПРАВОВЫХ ПРЕДПОСЫЛОК КАК ВАЖНЕЙШЕГО ФАКТОРА ВОСПИТАНИЯ ПСИХИЧЕСКИ И ФИЗИЧЕСКИ ЗДОРОВОГО ПОКОЛЕНИЯ В РОССИИ В СОВРЕМЕННЫХ ПОЛИТИЧЕСКИХ РЕАЛИЯХ (ПРОДОЛЖЕНИЕ) FORMATION OF A NEW TYPE OF PERSONALITY AND LEGAL PREREQUISITES AS THE MOST IMPORTANT FACTOR OF MENTAL EDUCATION AND PHYSICALLY HEALTHY GENERATION IN RUSSIA IN MODERN POLITICAL REALITIES (CONTINUED)

ВЛАСОВ Валерий Александрович,

кандидат юридических наук, доцент, заведующий кафедрой земельного права и экологических экспертиз Красноярского государственного аграрного университета, доцент кафедры гражданского права и процесса Сибирского юридического института МВД России, доцент кафедры государственного и муниципального управления Сибирской пожарно-спасательной академии ГПС МЧС России, действительный член РАЕН, член РАЮН, член Общественной палаты г. Красноярска, член Совета Красноярского регионального отделения общероссийской общественной организации «Ассоциация юристов России», мастер спорта России по пауэрлифтингу. 660049, Россия, Красноярский край, г. Красноярск, пр. Мира, 90. E-mail: vav.70@mail.ru;

ЧЕРВЯКОВ Михаил Эдуардович,

кандидат юридических наук, доцент, заведующий кафедрой судебных экспертиз Красноярского государственного аграрного университета. 660049, Россия, Красноярский край, г. Красноярск, пр. Мира, 90. E-mail: mc256gt@gmail.com;

VLASOV Valery Aleksandrovich,

Candidate of Law, Associate Professor, Head of the Department of Land Law and Environmental Expertise

Krasnoyarsk State Agrarian University, Associate Professor of the Department of Civil Law and Procedure

Siberian Law Institute of the Ministry of Internal Affairs of Russia, Associate Professor

of the Department of State and Municipal Administration Siberian Fire and Rescue Academy

of the Ministry of Emergency Situations of Russia, full member of the Russian Academy of Sciences,

member of the Russian Academy of Sciences, member of the Public Chamber of Krasnoyarsk,

member of the Council of the Krasnoyarsk Regional Branch

All-Russian public organization "Association of Lawyers of Russia", Master of Sports of Russia in powerlifting. 90 Mira Ave., Krasnoyarsk, Krasnoyarsk Territory, 660049, Russia. E-mail: vav.70@mail.ru;

CHERVYAKOV Mikhail Eduardovich,

Candidate of Law, Associate Professor, Head of the Department of Forensic Examinations Krasnoyarsk State Agrarian University.

90 Mira Ave., Krasnoyarsk, Krasnoyarsk Territory, 660049, Russia. E-mail: mc256gt@gmail.com

Краткая аннотация: В настоящей статье авторами исследуются вопросы формирования нового типа личности и правовых предпосылок с целью воспитания психически и физически здорового поколения людей в Российском государстве. Указанная выше цель может быть достигнута с использованием различных научных областей и допускает применение методологии полидисциплинарного знания. Делается вывод о формировании нового типа взаимоотношений государства, гражданского общества и личности в новых политических, экономических и социальных реалиях. Выдвигается предложение о разработке проекта Федерального закона «О психофизиологическом здоровье и благополучии населения в Российской Федерации» и принятии его в ближайшей перспективе.

Abstract: In this article, the authors explore the issues of forming a new type of personality and legal prerequisites with the aim of raising a mentally and physically healthy generation of people in the Russian state. The above goal can be achieved using various scientific fields and allows for the use of multidisciplinary knowledge methodology. The conclusion is made about the formation of a new type of relationship between the state, civil society and the individual in the new political, economic and social realities. A proposal is being put forward to develop a draft Federal Law "On the psychophysiological health and well-being of the population in the Russian Federation" and adopt it in the near future.

Ключевые слова: формирование, новый тип личности, цель, воспитание, молодежь, здоровое поколение, здоровая нация, семья, правовые предпосылки, ЗОЖ, спорт, физическое воспитание, патриотическое воспитание, духовно-нравственное воспитание, взаимоотношение государства, гражданского общества и личности.

Keywords: formation, new type of personality, goal, education, youth, healthy generation, healthy nation, family, legal prerequisites, healthy lifestyle, sports, physical education, patriotic education, spiritual and moral education, relationship between the state, civil society and the individual.

Для цитирования: Власов В.А., Червяков М.Э. Формирование нового типа личности и правовых предпосылок как важнейшего фактора воспитания психически и физически здорового поколения в России в современных политических реалиях (продолжение) // Право и государство: теория и практика. 2023. № 9(225). С. 26-30. http://doi.org/10.47643/1815-1337_2023_9_26.

For citation: Vlasov V.A., Chervyakov M.E. Formation of a new type of personality and legal prerequisites as the most important factor of mental education and physically healthy generation in Russia in modern political realities (continued) // Law and state: theory and practice. 2023. No. 9(225). pp. 26-30. http://doi.org/10.47643/1815-1337_2023_9_26.

Статья поступила в редакцию: 12.08.2023

Исследуя правовую базу, необходимую для формирования пассионарного типа личности, необходимо отметить, что в настоящее время в Российской Федерации действует достаточно разветвленная система нормативных правовых актов, которые регулируют процессы подго-

товки граждан в области физической культуры, а также занятия различными видами спорта как вида профессиональной деятельности. Не ставя перед собой задачу раскрыть всю систему этих нормативных документов, отметим наиболее важные их них.

Принимая во внимание иерархию нормативных правовых актов, целесообразно начать с анализа правовых норм Конституции РФ, которые закрепляют: «в нашей стране финансируются федеральные программы в области охраны и укрепления здоровья населения, поощряется деятельность, способствующая укреплению здоровья человека, развитию физической культуры и спорта» (ч.2 ст. 41) [1].

Если рассматривать физическую культуру как существующие в обществе подходы к воспитанию физически и психологически устойчивой личности человека, то обращает на себя внимание объединение в одной статье Конституции РФ вопросов сохранения здоровья и совершенствования системы физкультурной подготовки граждан. Конституционно-правовые нормы связывают физкультурную деятельность с деятельностью по сохранению и укреплению здоровья; при этом само здоровье, равно как и возможность заниматься физкультурой и спортом, ставится в один ряд с такими важными для человека благами, как право на труд, защита семьи, материнства и детства, право на получение материальной поддержки от органов государства, другими социально экономическими правами и свободами (37, 38, 39 и др. статьи Конституции РФ).

В 2020 году с принятием поправок к Конституции РФ ее текст дополнен ч. 3 ст. 67.1 следующего содержания: «Российская Федерация чтит память защитников Отечества, обеспечивает защиту исторической правды. Умаление значения подвига народа при защите Отечества не допускается». Это новое нормативное предписание Конституции РФ направлено на укрепление духовно-нравственных ценностей российского общества и выражение в Конституции РФ культурно-воспитательной функции государства [24].

Вопросы формирования физически здоровой личности посвящена так же ст. 43 Конституции РФ. Согласно части 1 данной статьи каждый имеет право на образование. В Российской Федерации гарантируется общедоступность и бесплатность дошкольного, основного общего и среднего профессионального образования в государственных или муниципальных образовательных учреждениях или на предприятиях (ч.2 ст. 43).

На первый взгляд, приведенные положения не связаны с нормой, гарантирующей государственную поддержку физкультурного движения в Российской Федерации. Однако следует иметь ввиду, что любой навык может сформироваться только в процессе научения, навыки и способности к активным физическим занятиям так же возникают благодаря включению человека в различные виды образовательной подготовки. Данное положение очевидно - выполнению физических упражнений, пусть даже самых простых, кто-то должен научить. С этих позиций нормы о праве на образование можно рассматривать как часть одного смыслового блока с нормами об охране здоровья, развития физической культуры и спорта. Формирование в человеке качества физической выносливости видится прежде всего, делом учителей, преподавателей, педагогов. Эту деятельность можно назвать спортивным образованием, которая может быть реализована как в виде самостоятельного направления подготовки, ориентированного на достижение высоких результатов в области спорта, так и в качестве элемента других видов обучения, например, общеобразовательного или профессионального. Независимо от того, какое из данных направлений выберет человек, задача спортивного образования во всех случаях одна - формирование всесторонне развитой личности, способной управлять своей психикой и всеми проявлениями своей физической активности при выполнении любых социально значимых действий.

Особое внимание в свете конституционных правовых норм следует уделять физической подготовке, осуществляемой рамках основного общего образования. Согласно ч. 4 ст. 43 Конституции РФ основное общее образование является в РФ обязательным и бесплатным. Поэтому, если государство действительно когда-нибудь поставит перед собой задачу формирования широко социального слоя, обладающего модальным типом личности, то первоочередное внимание в ее разрешении следует уделить развитию физической культуры учащихся средних общеобразовательных школ. Покидая школьную скамью, юноши и девушки должны быть не только здоровы и физически развиты, но также обладать особым психологическим настроем, делающим для них занятия физкультурой и спортом внутренней потребностью, и желаемым образом поведения в социуме.

Конституционные нормы о праве на образование образуют основу комплексной отрасли российского законодательства, получившей название образовательного права. Нормы образовательного права играют основную роль в регулировании социальных механизмов приобретения человеком навыков и умений систематического занятия спортом. В более широком плане образовательное право упорядочивает взаимосвязанные воспитания и обучения; предметом его непосредственного воздействия является педагогическая деятельность в собственном смысле слова.

Наряду с Конституцией РФ, основным источником образовательного права является Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ (далее - ФЗ № 273) [8]. Данный нормативный правовой акт закрепляет основные принципы правого регулирования общественных отношений и государственной политики в сфере образования; дает определение основных понятий в области образовательной деятельности; раскрывает структуру системы образования и определяет статус участников отношений в сфере образования. Следует отметить, что ФЗ № 273 напрямую не регулирует вопросы физического воспитания обучающихся; данная область образовательных отношений регулируется законом через систему устанавливаемых на основе его положений федеральных государственных образовательных стандартов (далее - ФГОС). Федеральный закон № 273 (п.6 ст.2) определяет ФГОС как совокупность обязательных требований к образованию определенного уровня и (или) профессии, специальности и направлению подготовки, утвержденным уполномоченным на то федеральным органом исполнительной власти. В качестве таких органов в Российской Федерации выступают два профильных министерства, ответственных за реализацию государственной политики в области образования: Министерство просвещения РФ и Министерство образования и науки РФ.

Нормативные правовые акты, принимаемым данными органами исполнительной власти, устанавливают обязательные требования к

реализации образовательных программ по двум видам образования: общего и профессионального; в рамках каждого вида устанавливается своя система стандартов, конкретизированных по отдельным уровням образования (применительно к общему образованию), и отдельным направлениям и специальностям подготовки (в системе профессионального образования). Содержательная часть федеральных государственных образовательных стандартов включает в себя требования к структуре, условиям реализации и результатам освоения основных образовательным программам соответствующего уровня и вида образования. Одним из обязательных требований ФГОС является организация занятий в области физической культуры и спорта. Нормы стандартов определяют цели физического воспитания и обучения, устанавливают минимальный объем академических часов, которые должны быть выделены в образовательном процессе на физическую подготовку.

В качестве примера, иллюстрирующего нормативные требования к результатам освоения курса «Физическая культура» можно привести положения, закрепленные в п. 9.15 Федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования (утвержден приказом Минобрнауки № 413 от 17 мая 2012 г.) [9]. Как следует из текста данного стандарта, базовый курс дисциплины «Физическая культура» должен сформировать у обучающихся: умение использовать разнообразные виды формы и виды физкультурной деятельности для организации здорового образа жизни, активного отдыха и досуга; владение современными технологиями укрепления и сохранения здоровья, поддержания работоспособности, профилактики заболеваний; владение основными способами самоконтроля индивидуальных показателей здоровья, умственной и физической работоспособности, динамики физического развития и физических качеств; владение физическими упражнениями разной функциональной направленности, способности использовать их в учебе и на производстве с целью профилактики переутомления и сохранения высокой работоспособности; владение техническими приемами и двигательными действиями базовых видов спорта.

Законодатель определяет цели физического воспитания выпускников средних общеобразовательных школ: на первом месте стоит формирование у них готовности вести здоровый образ жизни, что выражается в ведении активной досуговой деятельности, связанной с физическими нагрузками на организм; далее ставится цель укрепления и сохранения здоровья, в том числе для того чтобы успешно выполнять различные задания умственного и физического характера. Отдельно отмечается необходимость формировать у молодежи способность предотвращать снижение уровня работоспособности ниже среднего (переутомление) и предотвращения «непроизводительных» потерь своего здоровья.

Примечательно, что нормы ФГОС среднего общего образования в качестве одной из целей физического воспитания предусматривает подготовку обучающихся к сдаче нормативов ГТО. Тем самым обеспечивается смысловая преемственность спортивного образования в средних школах современной России с подготовкой обучающихся в период существования СССР. Следовательно, закладываются нормативные предпосылки для воспитания физически и психологически выносливой личности. Не вызывает сомнений, что молодой человек, способный сдать нормы ГТО не только будет владеть всеми перечисленными выше умениями, но также будет способен успешно сдавать необходимые нормативы в ходе осуществления военной подготовки, проявит должную выносливость в ситуациях, требующих от него повышенной физической активности, сможет наладить конструктивные взаимоотношения с другими людьми. Патриотическая работа является традиционной частью воспитательной работы в школах, гимназиях, лицеях, но в современных условиях она изменилась коренным образом. Первым нововведением стало исполнение гимна России и поднятие флага Российского государства, а также проведение в формате классных часов «Разговоров о важном». Еще одно нововведение в школах, гимназиях, лицеях - включение в программу предмета «Основы безопасности жизнедеятельности» (ОБЖ) начальной военной подготовки (НВП) [19].

Защита традиционных российских духовно-нравственных и культурных ценностей, как обозначено в новой Стратегии национальной безопасности России, утвержденной Президентом России 2 июля 2021года, становится национальным приоритетом [16].

В Указе Президента РФ от 9 ноября 2022 г. № 809 «Об утверждении Основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовно-нравственных ценностей» защита указанных выше ценностей проявилась в условиях возрождения и активизации в Западных странах русофобии и неонацизма на Украине, идейной основой которых стали культурологическая война, подрыв влияния русской культуры, языка, других базовых национальных культурных ценностей народа [17].

Также чрезвычайно важным является Распоряжение Правительства РФ от 29.05.2015 № 996-р «Об утверждении Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года», в котором прямо указано, что: «Физическое воспитание и формирование культуры здоровья включает: формирование у подрастающего поколения ответственного отношения к своему здоровью и потребности в здоровом образе жизни; формирование в детской и семейной среде системы мотивации к активному и здоровому образу жизни, занятиям физической культурой и спортом, развитие культуры здорового питания; создание для детей, в том числе детей с ограниченными возможностями здоровья, условий для регулярных занятий физической культурой и спортом, развивающего отдыха и оздоровления, в том числе на основе развития спортивной инфраструктуры и повышения эффективности ее использования; развитие культуры безопасной жизнедеятельности, профилактику наркотической и алкогольной зависимости, табакокурения и других вредных привычек; предоставление обучающимся образовательных организаций, а также детям, занимающимся в иных организациях, условий для физического совершенствования на основе регулярных занятий физкультурой и спортом в соответствии с индивидуальными способностями и склонностями детей; использование потенциала спортивной деятельности для профилактики асоциального поведения; содействие проведению массовых общественно-спортивных мероприятий и привлечение к участию в них детей [14].

В п. 3 ст. 30 21. Федерального закона от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» предусмотрено, что: «Формирование здорового образа жизни у граждан начиная с детского возраста обеспечивается путем проведения мероприятий, направленных на информирование граждан о факторах риска для их здоровья, формирование мотивации к ведению здорового образа

жизни и создание условий для ведения здорового образа жизни, в том числе для занятий физической культурой и спортом» [21]. Обращает на себя внимание, применительно к теме настоящего исследования и Приказ Минздрава России от 15.01.2020 № 8 «Об утверждении Стратегии формирования здорового образа жизни населения, профилактики и контроля неинфекционных заболеваний на период до 2025 года», в котором закреплено, что пропаганда здорового образа жизни играет особую роль в воспитании и обучении детей [15].

Формирование здорового образа жизни всего населения Российской Федерации и его отдельных групп является одной из актуальных задач современной государственной политики нашего государства. Забота о сохранении и укреплении здоровья должна стать ценностным мотивом, формирующим, контролирующим и регулирующим образ жизни человека. Указом Президента РФ от 21.01.2020 № 20 «Об утверждении Доктрины продовольственной безопасности Российской Федерации» в качестве одной из основных задач обеспечения продовольственной безопасности независимо от изменения внешних и внутренних условий закреплена следующая: «формирование принципов здорового образа жизни, включающих формирование рациона здорового питания для всех групп населения» [22].

Имеющийся спад в развитии физкультурного движения, объясняется специалистами достаточно низкими зарплатами тренеров, занятых развитием физической культуры и спорта в муниципальных учреждениях, неиспользование или использование спортивных баз не по их целевому назначению, приватизация спортивных объектов, отъезд высококлассных российских тренеров и специалистов в конкурирующие с Россией зарубежные страны, нежелание многих профессиональных спортсменов по завершении карьеры возвращаться на Родину, в недалеком будущем может стать серьёзным негативным фактором.

Имеющаяся правовая неопределенность понятия «физическое воспитание» в действующем законодательстве Российской Федерации затрудняет определение границ правоотношений, связанных с данным правовым феноменом, установление конкретного круга законодательных актов, регламентирующих такого рода отношения.

В настоящий момент имеются существенные пробелы, противоречия, как федерального законодательства, так и регионального законодательства в области физической культуры и спорта. Имеется объективная необходимость законодательного закрепления положения, направленного на учреждение, как на уровне Российской Федерации, так и на уровне субъектов Российской Федерации федерального целевого бюджетного фонда физической культуры и спорта и региональных целевых бюджетных фондов физической культуры и спорта во всех восьмидесяти пяти субъектах Российской Федерации.

В современный период времени перед государством, а также научным сообществом встает вопрос о том, кто является психически и физически здоровым гражданином и какое значение имеют духовно-нравственные и социальные постулаты в ценностной структуре гражданского общества. Целесообразно разработать проект Федерального закона «О психофизиологическом здоровье и благополучии населения в Российской Федерации» и принять его в ближайшей перспективе.

Резюмируя вышесказанное важно отметить, что в настоящее время идет формирование нового типа взаимоотношений государства, гражданского общества и личности в современных политических, экономических и социальных реалиях. Соответственно, без воспитания у граждан нашей страны патриотизма и гражданственности как важнейших духовно-нравственных и социальных ценностей, высокой ответственности и дисциплинированности, Российское государство не может эффективно и поступательно двигаться вперед.

Библиография:

1. Конституция РФ: принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г. (ред. от 04.10.2022 г.) Текст: электронный // Консультант Плюс: официальный сайт компании «Консультант Плюс»: URL: https:// www.consultant.ru (дата обращения: 02.08.2023).

2. Бариев, М.М. Становление и развитие комплекса ГТО в СССР и современной России / М.М. Бариев, Р.А Юсупов, В.М. Ермолаев // Теория и практика физической культуры. 2016 № 1. С. 94-96

3. Голованов, Ярослав. Дорога на космодром / Ярослав Голованов. М.: Дет. лит. 1982. 551 с.

4. Горелов, А.А. Концепция пассионарности и проблема смысла жизни / А.А. Горелов, Т.А. Горелова // Знание. Понимание. Умение. 2009. № 1. 3643.

5. Крымская, А. С. Первый советский спутник как ускоритель реформы американского образования: к 60-летию исторического события // Новейшая история России. 2017. № 3 (20). С. 209-222.

6. Минаков, А. Оборонно-массовая работа и военная подготовка СССР в предвоенный период / А. Минаков // Власть. 2013. № 7. С. 168-170.

7. Мосеев, В.И. Военное обучение молодежи в добровольных обществах (1927-1941 гг.) // В.И. Мосеев, В.Е. Черенков // Вестник Тамбовского университета. Серия: гуманитарные науки.Тамбов, 2016. Т.21. Вып. 12 (164) С. 129-136.

8. Об образовании в Российской Федерации: Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ: [принят Государственной Думой 21 декабря 2012 года: одобрен Советом Федерации 26 декабря 2012 года]. Текст: электронный // КонсультантПлюс: официальный сайт компании «Консультант Плюс»: URL: https://www.consultant.ru

9. Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования: Приказ Министерства образования и науки РФ от 17 мая 2012 г. № 413 (ред. от 12.08.2022 года) - Текст: электронный // КонсультантПлюс: официальный сайт компании «Консультант Плюс». URL: https://base.garant.ru

10. Сайфуллин, Р. Г. К исследованию феномена самопожертвования в контексте обеспечения безопасности России / Р.Г. Сайфуллин // Развитие территорий. 2022. № 1. С. 59-70.

11. Советский Союз. Полит. - эконом. справочник. М.: Политиздат, 1978. 367 с.

12. Теория пассионарности [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://limarewn.ru/yrovni.htm (дата обращения: 02.04.2023).

13. Арутюнян, Т.Г. Правовые основы взаимосвязи физического, патриотического и духовно-нравственного воспитания подрастающего поколения / Т.Г. Арутюнян, В.А. Власов // Право и государство: теория и практика. 2020. № 5 (185). С. 26-28.

14. Распоряжение Правительства РФ от 29.05.2015 № 996-р «Об утверждении Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года» // СЗ РФ. 2015. № 23. Ст. 3357.

15. Приказ Минздрава России от 15.01.2020 № 8 «Об утверждении Стратегии формирования здорового образа жизни населения, профилактики и контроля неинфекционных заболеваний на период до 2025 года» // Документ опубликован не был

16. О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации Указ Президента Российской Федерации от 02.07.2021 г. № 400. URL: http://www.kremlin.ru (дата обращения: 25.04.2023).

17. Об утверждении Основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовно-нравственных ценностей: Указ Президента РФ от 9 ноября 2022 г. № 809. URL: https://www.garant.ru (дата обращения: 25.04.2023).

18. Корж, Н.В. Проблема патриотизма среди современной молодежи в условиях геополитической напряженности / Н.В. Корж, Л.Ф. Каримова // Наука. Общество. Государство. 2022. Т. 10. № 4 (40). С. 80-89.

19. Буланова, М.Б. Профессия педагог: новые формы патриотического воспитания школьников / М.Б. Буланова // Вестник РГГУ. Серия: Философия. Социология. Искусствоведение. 2023. № 2. С. 105-114.

20. Акчурин, Б.Г. Телесность как проявление человеческого потенциала и как валеологическая ценность / Б.Г. Акчурин // Теория и практика физической культуры. 2005. № 6. С. 50-52.

21. Федеральный закон от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2023) // СЗ РФ. 2011. № 48. Ст. 6724.

22. Указ Президента РФ от 21.01.2020 № 20 «Об утверждении Доктрины продовольственной безопасности Российской Федерации» // СЗ РФ. 2020. № 4. Ст. 345.

23. Федотова, Ю.Г. Функции граждан по защите Отечества и обеспечению обороны и безопасности Российской Федерации / Ю.Г. Федотова // Lex russica. 2019. № 4. С. 85 - 103.

24. Сазонникова, Е.В. Память о защитниках Отечества и защита исторической правды как конституционные ценности /Е.В. Сазонникова // Конституционное и муниципальное право. 2020. № 10. С. 29 - 32.

References:

1. The Constitution of the Russian Federation: adopted by popular vote on December 12, 1993 (ed. from 04.10.2022) Text: electronic // Consultant Plus: official website of the company "Consultant Plus": URL: https:// www.consultant.ru (date of application: 02.08.2023).

2. Bariev, M.M. Formation and development of the complex TRP in the USSR and modern Russia / M.M. Bariev, R.A. Yusupov, V.M. Ermolaev // Theory and practice of physical culture. 2016 No. 1. pp. 94-96

3. Golovanov, Yaroslav. The road to the cosmodrome / Yaroslav Golovanov. M.: Det. lit. 1982. 551 p.

4. Gorelov, A.A. The concept of passionarity and the problem of the meaning of life / A.A. Gorelov, T.A. Gorelova // Knowledge. Understanding. Ability. 2009. No. 1. 3643.

5. Krymskaya, A. S. The First Soviet satellite as an accelerator of the reform of American education: to the 60th anniversary of the historical event // The modern history of Russia. 2017. No. 3 (20). pp. 209-222.

6. Minakov, A. Defense mass work and military training of the USSR in the pre-war period / A. Minakov // Power. 2013. No. 7. pp. 168-170.

7. Moseev, V.I. Military training of youth in voluntary societies (1927-1941) // V.I. Moseev, V.E. Cherenkov // Bulletin of the Tambov University. Series: Humani-ties.Tambov, 2016. Vol. 21. Issue 12 (164) pp. 129-136.

8. On Education in the Russian Federation: Federal Law No. 273-FZ of 29.12.2012: [adopted by the State Duma on December 21, 2012: approved by the Federation Council on December 26, 2012]. Text: electronic // ConsultantPlus: official website of the Consultant Plus company: URL: https://www.consultant.ru

9. On the approval of the Federal state educational standard of secondary general education: Order of the Ministry of Education and Science of the Russian Federation No. 413 dated May 17, 2012 (ed. dated 12.08.2022) - Text: electronic // ConsultantPlus: the official website of the Consultant Plus company. URL: https://base.garant.ru

10. Sayfullin, R. G. To the study of the phenomenon of self-sacrifice in the context of ensuring the security of Russia / R.G. Sayfullin // Development of territories. 2022. No. 1. pp. 59-70.

11. The Soviet Union. Polit. - economy. handbook. Moscow: Politizdat, 1978. 367 p.

12. The theory of passionarity [Electronic resource]. Access mode: http://limarevvn.ru/yrovni.htm (date of address: 02.04.2023).

13. Harutyunyan, T.G. The legal foundations of the relationship of physical, patriotic and spiritual and moral education of the younger generation / T.G. Harutyunyan, V.A. Vlasov // Law and state: theory and practice. 2020. No. 5 (185). pp. 26-28.

14. Decree of the Government of the Russian Federation dated 29.05.2015 No. 996-r "On approval of the Strategy for the development of education in the Russian Federation for the period up to 2025" // SZ RF. 2015. No. 23. St. 3357.

15. Order of the Ministry of Health of the Russian Federation No. 8 dated 15.01.2020 "On approval of the Strategy for the formation of a healthy lifestyle of the population, prevention and control of non-communicable diseases for the period up to 2025" // The document was not published

16. On the National Security Strategy of the Russian Federation Decree of the President of the Russian Federation No. 400 dated 02.07.2021. URL: http://www.kremlin.ru (accessed: 04/25/2023).

17. On the approval of the Foundations of the state Policy for the Preservation and Strengthening of traditional Russian spiritual and moral values: Decree of the President of the Russian Federation No. 809 dated November 9, 2022. URL: https://www.garant.ru (date of address: 04/25/2023).

18. Korzh, N.V. The problem of patriotism among modern youth in conditions of geopolitical tension / N.V. Korzh, L.F. Karimova // Nauka. Society. State. 2022. Vol. 10. No. 4 (40). pp. 80-89.

19. Bulanova, M.B. Teacher's profession: new forms of patriotic education of schoolchildren / M.B. Bulanova // Bulletin of the Russian State University. Series: Philosophy. Sociology. Art history. 2023. No. 2. pp. 105-114.

20. Akchurin, B.G. Physicality as a manifestation of human potential and as a valeological value / B.G. Akchurin // Theory and practice of physical culture. 2005. No. 6.

pp. 50-52.

21. Federal Law No. 323-FZ of 21.11.2011 "On the basics of protecting the health of citizens in the Russian Federation" (with amendments and additions, intro. in force from 01.09.2023) // NW of the Russian Federation. 2011. No. 48. St. 6724.

22. Decree of the President of the Russian Federation dated 21.01.2020 No. 20 "On the approval of the Doctrine of food secu rity of the Russian Federation" // SZ RF. 2020. No. 4. St. 345.

23. Fedotova, Yu.G. Functions of citizens to protect the Fatherland and ensure the defense and security of the Russian Federation / Yu.G. Fedotova // Lex russica. 2019 No. 4. pp. 85 - 103.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

24. Sazonnikova, E.V. Memory of defenders of the Fatherland and protection of historical truth as constitutional values /E.V. Sazonnikova // Constitutional and municipal law. 2020. No. 10. pp. 29 - 32.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.