Научная статья на тему 'Формирование нового коллектива группы'

Формирование нового коллектива группы Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
211
28
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МАСТЕР ПРОИЗВОДСТВЕННОГО ОБУЧЕНИЯ / КОЛЛЕКТИВ ГРУППЫ / СТУДЕНТЫ / STUDENTS / ФОРМИРОВАНИЕ / FORMING / ПЕДАГОГ / TEACHER / АКТИВ ГРУППЫ / TRAIN OFFICER / GROUP / ACTIVE STUDENTS OF THE GROUP / өНДіРіСТіК ОқЫ-ТУ ШЕБЕРі / ұЖЫМДЫқ ТОП / СТУДЕНТТЕР / қАЛЫПТАСТЫРУ / ТОП БЕЛСЕНДіЛЕРі

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Кущенкова Л.С.

Статья посвящена вопросам формирования нового студенческого коллектива. В ней описаны пути и возможности для работы со студентами по сплочению их в коллектив.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Формирование нового коллектива группы»

Н

lL »2 \

Л « У I т> ^

) ш

Кущенкова Л.С.,

мастер производственного обучения высшего уровня

высшей категории, КГКП «Рудненский горнотехнологический колледж» Управления образования акимата Костанайской области

Нег1зг1 свздер: вндгргстгк оцы-ту шеберг, ужымдыц топ, сту-денттер, цалыптастыру, педагог, топ белсендыерг.

Ключевые слова: мастер производственного обучения, коллектив группы, студенты, формирование, педагог, актив группы.

Keywords: train officer, group, students, forming, teacher, active students of the group.

ФОРМИРОВАНИЕ НОВОГО КОЛЛЕКТИВА ГРУППЫ

Ацдатпа

Макала жаца студенток ужымныц калыптастыру мэселелерi сурактарына арналган. Онда студенттермен олардьщ ужымда Gipiryrne жумыс жасау жолдары мен мYмкiндiктepi сипатталган.

Аннотация

Статья посвящена вопросам формирования нового студенческого коллектива. В ней описаны пути и возможности для работы со студентами по сплочению их в коллектив.

Annotation

This article is about the question of forming new student society. It describes ways of making students unity and making students work together.

О том поразмысли, что ждет впереди, Цель выбрав благую, к ней прямо иди.

Фирдоуси

Каждый этап в развитии любого государства (и д

Казахстан не исключение) неразрывно связан с совер- ^

шенствованием системы образования. Основной зада- ^

чей профессионального образования сегодня является С

подготовка квалифицированного специалиста, соответ- ^

ствующего уровня и профиля, конкурентоспособного Э

на рынке труда, компетентного, свободно владеющего ^

несколькими языками, способного к эффективной ра- о боте на уровне мировых стандартов, готового к постоянному профессиональному росту.

Ведущее место в подготовке такого специалиста в 3

профессиональных колледжах принадлежит мастерам X

производственного обучения. Деятельность мастера Ь

производственного обучения - это весьма ответствен- Е

ная работа, требующая как любви к детям, так и к соб- О

ственному профессиональному мастерству. 3

Мастер производственного обучения - носитель ||

нескольких функций. Он одновременно выступает как м

организатор, воспитатель, специалист (инженерно-тех- ^

нический работник) и руководитель учебной группой щ

группы. Действуя, как специалист высокой квалифи- д кации, знающий свое дело, мастер обучает тому, что

сам умеет хорошо и качественно выполнять, передавая ^ студентам свои знания, умения и навыки. Он должен обладать чувством ответственности за судьбу своих

ш

учеников, служить для них примером, быть внимательным и заботливым, справедливым и беспредельно требовательным к студентам и к себе.

Одна из главных задач, стоящих перед мастерами производственного обучения, - создание работоспособного коллектива, характеризующегося здоровым психологическим климатом, высоким моральным уровнем. При формировании нового коллектива перед мастерами стоит задача - создать такой коллектив, который стал бы надежным помощником, опорой, союзником мастера в учебно-воспитательной работе на протяжении нескольких лет [3].

В своей работе мастер производственного обучения должен опираться на следующие принципы:

• думать не за студентов и без студентов, а вместе с ними; вместе, коллективно ищем, обдумываем, планируем дела;

• мастер не за студентов и не для них, а вместе с ними и впереди них оценивает сделанное и извлекает уроки на будущее;

3 • самоуправление и соуправление способствуют развитию коммуникативных, твор-§ ческих, лидерских качеств студентов [3]. ^ У каждого мастера производственного обу-^ чения есть множество путей и возможностей Ь для работы со студентами по сплочению их в е коллектив. Как лучше строить взаимоотноше-<( ния со студентами, как создать такой коллек-^ тив за три года? На эти вопросы я, имея стаж более двадцати лет в системе профессиональ-§ но-технического образования, не сразу смогла 3 дать ответ.

^ Процесс формирования новой учебной м группы начинается задолго до начала учеб-5 ного года. В период профориентационной § работы мастеру производственного обучения 3 приходится много посещать школы города, ^ проводить разъяснительные беседы с учите-^ лями и учениками, родителями, убеждать в ^ правильности выбора специальности. С пер-Й вых минут знакомства важно в непринужден-Д ной беседе расположить ребенка к себе, про-5 извести на него впечатление.

»о

н Необходимым условием в формировании < работоспособного, сплоченного коллектива является подробное изучение индивидуальных

особенностей учащихся. К. Д. Ушинский писал: «Если педагогика хочет воспитывать человека во всех отношениях, то она должна, прежде всего, узнать его во всех отношениях» [4].

Процесс формирования группы можно разбить на несколько этапов, куда входит и знакомство, и выбор форм и методов работы, направление деятельности.

Свое знакомство с будущими студентами группы мастер производственного обучения начинает задолго до начала занятий: во время набора, в процессе летней отработки, при изучении документов, в индивидуальных беседах. Поэтому на начало учебного года о студентах складывается определенное мнение. При формировании мнения о студентах необходимо помнить слова А. Бебеля: «В каждом человеке заключается целый ряд способностей, которые стоит лишь пробудить и развить...» [1]. В каждом студенте необходимо выявить лучшие стороны личности и развивать их, а также увидеть и то негативное, что надо искоренить, изжить.

Первый классный час обязательно посвящаю знакомству ребят с историей и традициями нашего учебного заведения с целью воспитания чувства гордости за выбранное учебное заведение, так как много выпускников колледжа, которые достигли больших успехов в жизни. А основа всего этого закладывается с первых дней учебы, ведь очень важно с первых минут настроить ребят на хороший старт в обучении. Это их отношение к дисциплине, прогулам занятий, приобретению жизненно необходимых знаний как профессиональных, так и общеобразовательных. Даю совет не быть равнодушными, стараться личным вкладом способствовать успехам группы и колледжа в целом. На первый классный час по возможности приглашаю выпускников, чтобы они рассказали о том, как прошли их годы обучения, какие проводились мероприятия. Обязательно делаю акцент на том, что в группе должен действовать девиз: «Один за всех и все за одного».

Процесс становления коллектива можно разбить на три этапа

1. Актива еще нет, и группой руководит только мастер производственного обучения, предъявляя требования, которые определяют-

ся жизнью, деятельностью и поведением студентов. На данном этапе идет активное изучение своих студентов.

2. Период выбора актива группы, который работает под руководством и направлением мастера производственного обучения.

3. Коллектив уже сформирован, работает актив группы. Студенты способны сами предъявлять требования к членам группы, проверять их выполнение.

Выборы актива группы - очень важная работа. Ведь от него зависит работа и жизнь группы на протяжении всего периода обучения. С активом нужно много и творчески работать, а чтобы он стал действительно хорошим помощником, нужно включить в него студентов, пользующихся уважением в группе, тех, кто сам мог бы быть примером для остальных.

Влияние на группу мастер может оказывать только тогда, когда студенты ему доверяют. У каждого есть свой секрет, как добиться взаимопонимания со студентами.

Я в своей работе опираюсь на такие качества влияния:

- расположить к себе,

- заинтересовать,

- убедить,

- воздействовать,

- завоевать.

Внимание, забота и разумная требовательность мастера вызывают у студентов добрые ответные чувства, улучшают дисциплину, трудолюбие, повышают успеваемость. После слов похвалы, благодарности у студентов как будто открывается второе дыхание, они словно заряжаются новой энергией.

Помня античный афоризм, что «живое слово лечит»[2], в индивидуальных беседах со студентами мастер должен вести себя вежливо, корректно, стараться убедить ребенка, прививать умение быть сдержанным в поведении, в разговоре, ведь ничто так не ободряет, как доброе слово. Со студентами такие беседы приходится проводить очень часто. Группа, с которой я работаю, очень подвижная, шумная, но радует то, что нет агрессивных, грубых.

Все положительные и отрицательные моменты в жизни студентов мастеру необходимо

заносить в педагогический дневник наблюдений. Педагогический дневник содержит следующие основные пункты: сведения об студенте (Ф.И.О., дата рождения, сведения о родителях, домашний адрес, телефон), в том числе увлечения. А затем отражается работа с ним - беседы, посещения на дому, работа по профилактике нарушений, вовлечение в общественные дела, все ЧП. Здесь же хранятся и объяснительные. Вести педагогический дневник следует регулярно. Так четко прослеживается работа, проводимая со студентами. Всегда слежу за внеурочной занятостью моих студентов и знаю, что многие занимаются в спортивных секциях, имеют спортивные разряды. Мастеру важно проявлять заинтересованность в успехах своих студентов, ставя в пример высокие спортивные показатели, тем самым прививая любовь к спорту, убеждению ведения здорового образа жизни. Группа принимает активное участие во всех спортивных мероприятиях, занимая призовые места, многие студенты выступают в городских и областных соревнованиях, защищая честь колледжа, с удовольствием проводят физкультурные разминки, выполняя упражнения, разработанные физруком.

Коллективные эмоциональные переживания, сопровождающие различную общественную деятельность студентов, способствуют формированию коллектива, сближают между собой, учат их чувствовать боль и радость другого. Сплоченный коллектив является мощным фактором влияния на отдельных недисциплинированных студентов, помогает в проведении мероприятий воспитательного характера, в организации общественной работы, помощи отстающим и т. п.

Одна из форм работы со студентами по формированию коллектива - проведение классных часов. При подготовке к классным часам мы с классным руководителем учитываем интересы и пожелания ребят. Стараемся не просто донести до студентов какую-то информацию, а чтобы каждый принимал в мероприятии непосредственное участие. Чтобы ребятам было интересно, обязательно вводим игровой момент. При подготовке больше опираемся на студентов, чтобы основными участниками классного часа являлись они, себе же

I

ш §

О С

О и

н

1 о С

О

о

т

из О

Й -а X

н <с

ш

отводим роль зрителей. К подготовке к классным часам привлекаем бригадиров. Подведение итогов за 1 полугодие проводили староста и заведующий учебным сектором, перед ними отчитывались бригадиры. Подвели рейтинг по бригадам и среди студентов группы. Каждая бригада получила поощрительный приз. Очень оживленно прошел классный час-викторина, посвященный дню независимости Республики Казахстан. Много нового узнали студенты о семи чудесах света на классном часе «Самые знаменитые памятники архитектуры мира». Ко дню защитника Отечества проводим «Рыцарский турнир», ко дню Святого Валентина викторину: «Я люблю, и значит, я живу».

На производственной практике важно уделять внимание престижу рабочего, раскрыть лучшие стороны профессии, сделать так, чтобы студенты увлеклись ею, прививать гордость. При проведении вводного инструктажа лично показываю приемы слесарных операций, особенно ценят студенты, когда я замечаю ошибки в работе, и вместе мы находим практические пути исправления брака. Важно « четко прослеживать связь с теоретическим д обучением.

^ Плодотворность совместной работы масте-^ ра и родителей зависит от прочности связей С между ними, взаимопонимания совместных Ь единых целей и задач. Как правило, родители 3 всегда откликаются на мои просьбы и поже-^ лания.

£ Для того чтобы учебно-воспитательный процесс был успешным и плодотворным, студенты группы должны стать сплоченным 3 учебным коллективом, имеющим свое мне-Д ние, какие-то отличительные черты, прису-Ь щие именно этой группе, переживающим Е за свой рейтинг среди других групп курса, О умеющим быть самокритичным, способным ¡3 к самоуправлению. Добиться этого мастер || производственного обучения может, действуя рч поэтапно. Первое - выбор актива группы ^ (Предложенный мастером и согласованный с м группой, весомый фактор, влияющий на фор-ЕС мирование коллектива). Второе - немаловаж-^ ный фактор, влияющий на формирование кол-^ лектива, является взаимоотношение в самой группе. Для сплочения коллектива очень важно совместное переживание в ходе проведе-

ния олимпиад, спортивных состязаний и т.д. Все виды совместной деятельности студентов должны носить коллективный характер, т.к. это позволяет формировать коллективистические принципы, укреплять и развивать дух дружеской поддержки, взаимопомощи.

А самое главное, с моей точки зрения, это профессионализм самого мастера производственного обучения, его навыки общения со студентами и их воспитания. Задача мастера производственного обучения состоит не только в том, чтобы привить профессионально-функциональные, но и личностные качества студентам, способным в дальнейшем быть конкурентоспособными и востребованными на рынке труда. Поэтому мастер обязан изучить каждого студента, его отношения в семье, способность взаимодействия с коллективом. Многое зависит от стиля управления группой. Так как в группе студентов встречаются самые разнообразные характеры, личности с индивидуальными качествами, мастер должен умело сочетать типы управления в зависимости от того, с кем именно он работает.

Завоевывая авторитет студентов, надо помнить об их возрастных психологических особенностях. Доверие и контроль, понимание проблем и требовательность, дружеские отношения и сохранение определенной дистанции... А в целом любовь к своему делу и к своим студентам. Они глубоко чувствуют любую фальшь, поэтому с ними нужно быть искренними.

ЛИТЕРАТУРА

1. Афоризмы и цитаты Августа Бебеля [Сетевой ресурс[Электронный ресурс^йр:// citaty.su/aforizmy-i-citaty-avgusta-bebelya Жи-делев М.А. , 2.Коваленко, И.Г., Саюшев, В.А. Организация и методика производственного обучения [Текст]/ И.Г. Коваленко, В.А. Саюшев.- М.: Высшая школа, 1978. - 399с.

2. Азаров, Ю.П. Искусство воспитывать [Текст] /Ю.П.Азаров. М., 1979. - 268с.

3. Маргулис, Е.Д. Коллективная деятельность учащихся [Текст]/Е.Д. Маргулис. - К.: Высшая школа, -1990.

4. Балаев, А.А. Активные методы обучения [Текст] /А.А.Балаев. М., Профизда, - 1986. - 96с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.