Научная статья на тему 'Самоуправление как фактор повышения дисциплины и ответственности студентов за порученное дело. . 121 мешелова Р. Ж. Педагогические условия формирования ценностных ориентаций будущих учителей в условиях Костанайского гуманитарного колледжа'

Самоуправление как фактор повышения дисциплины и ответственности студентов за порученное дело. . 121 мешелова Р. Ж. Педагогические условия формирования ценностных ориентаций будущих учителей в условиях Костанайского гуманитарного колледжа Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
54
10
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
САМОУПРАВЛЕНИЕ / СТУДЕНТЫ / ПРИНЦИПЫ САМОУПРАВЛЕНИЯ / ГРУППОВОЕ СОБРАНИЕ / АКТИВ ГРУППЫ / ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ НАВЫКИ / өЗіН-өЗі БАСқА-РУ / СТУДЕНТТЕР / өЗіН-өЗі БАСқАРУ ПРИНЦИПТЕРі / ТОПТЫқ КЕЗДЕСУ / ТОПТЫқ АКТИВТЕР / КәСіБИ ДАГДЫ-ЛАР / SELF-MANAGEMENT / STUDENTS / PRINCIPLES OF SELF-MANAGEMENT / GROUP MEETING / GROUP LEADERS / PROFESSIONAL SKILLS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Малых Е.А.

Студенческое самоуправление представляет особую форму общественной деятельности студентов, направленной на решение важных вопросов жизнедеятельности студенческой молодёжи, развитие её социальной активности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Self-managing as a factor of improving students’ discipline and responsibility for the entrusted work

Student self-government is represents ed as a special form of students' public performance aimed at solving important the development of student's points of students life, social activity.

Текст научной работы на тему «Самоуправление как фактор повышения дисциплины и ответственности студентов за порученное дело. . 121 мешелова Р. Ж. Педагогические условия формирования ценностных ориентаций будущих учителей в условиях Костанайского гуманитарного колледжа»

т

ЕЛ. Малых,

преподаватель истории, КГКП «Профессионально-технический колледж» Управления образования акимата Костаиайской области

Неглзгi свздер: вз1н-вз1 басца-ру, студенттер, озт-вз\ басцару npumfunmepi, топтьщ кездесу, топтыц активтер, кэсюи дагды-лар.

Ключевые слова: самоуправление, студенты, принципы самоуправления, групповое собрание, актив группы, профессиональные навыки.

Keywords: self-management, students, principles of self-management, group meeting, group leaders, professional skills.

САМОУПРАВЛЕНИЕ КАК ФАКТОР ПОВЫШЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ И ОТВЕТСТВЕННОСТИ СТУДЕНТОВ ЗА ПОРУЧЕННОЕ ДЕЛО

Ацдатпа

Студентик езш-ез1 баскару студенток жастар-дыц ем1рлж манызды мэселелерш шешуге, онын, элеуметтж белсендипгш дамытуга багытталган студенттердщ когамдьщ ж^мыстарыньщ ерекше Typi болып табылады.

Аннотация

Студенческое самоуправление представляет особую форму общественной деятельности студентов, направленной на решение важных вопросов жизнедеятельности студенческой молодёжи, развитие её социальной активности.

Annotation

Student self-government is represents ed as a special form of students' public performance aimed at solving important the development of student's points of students life, social activity.

Собраться вместе - это начало. Остаться вместе - это прогресс. Работать вместе - это успех.

(арабская пословица)

В системе рыночной экономики требуются работники «нового поколения», специалисты с высокой социальной мобильностью. Государству и предприятиям нужны не просто исполнители и узкие специалисты, а личности самостоятельные в разрешении личных и общественных проблем, готовые к саморазвитию своих способностей, с чувством собственного достоинства и гражданской активности, способные проявлять творческую инициативу, умеющие ставить цели и достигать их.

По мнению психологов, юношеский возраст является периодом активного формирования личности, поиска себя и своего места в жизни. Вовлечение подростков в открытую деятельность, выявление индивидуальных способностей и лидерских качеств личности способствует полному раскрытию их творческого и личностного потенциала. Поэтому жизнедеятельность студентов в образовательном учреждении должна быть многогранной и разноплановой, чтобы каждый обучающийся смог проявить себя в какой-либо деятельности, быть востребованным, иметь возможность прояв-

S X

и

к с и о с о и ш

в

Я

<

н

и £

п о с в*

К =

<

н S

и

U О а

ы ч

w С

Рн

С

ы

X л

ч

£

Е—

«

С

а:

в; х х

ш

ч

О

«

О с о

1-4

м

В

2

<

н о

£ «

о с в; К х

<с н X С о о

т

ш Ч

РЧ

О 0-С ш л X -а

£

Н <

лять инициативу и увлекать за собой других.

Большую роль в организации жизнедеятельности студентов играет самоуправление.

Студенческое самоуправление представляет особую форму общественной деятельности студентов, направленной на решение важных вопросов жизнедеятельности студенческой молодёжи, развитие её социальной активности [1, с. 25].

В Педагогическом энциклопедическом словаре дается следующее трактование понятию самоуправление: «Самоуправление - форма организации жизнедеятельности коллектива учащихся, обеспечивающая развитие их самостоятельности в принятии и реализации решений для достижения общественно значимых целей» [2]. М. Рожков в своей книге «Развитие самоуправления в детских коллективах» отмечает: «Говоря о самоуправлении, мы предполагаем, что речь идет о реализации детьми определенных управленческих функций в рамках делегированных им полномочий и ответственности» [3, с. 1]. Таким образом, следует понимать, что студенческое самоуправление - это форма управления, предполагающая активное участие студентов в подготовке, принятии и реализации решений, касающихся жизнедеятельности учебного заведения, защите прав и интересов обучающихся.

По мнению В.М. Короткова, самоуправление - это результат огромной совместной работы преподавателей и студентов [4, с. 20], что важно учитывать при организации самоуправления в колледже.

При создании органов самоуправления и организации их деятельности исследователи рекомендуют руководствоваться некоторыми принципами.

1.Первый принцип - принцип добровольности. Каждый студент должен самостоятельно принимать решение, хочет он или не хочет выполнять те или иные общественные поручения.

2. Второй принцип, которым нужно руководствоваться это демократичность - все студенты должны иметь равные права и право голоса при принятии решения [5, с. 40].

3.Следующим принципом является выборность, т. е все полномочия приобретаются в результате открытых и прозрачных выборов.

4.Работа органов самоуправления должна

быть открыта для всех студентов, поэтому следующим принципом является открытость и гласность.

5.Органы самоуправления должны действовать в рамках определенных законов, правил и норм. Законность - неукоснительное соблюдение правовых и нормативных актов, это является одним из принципов деятельности органов самоуправления.

6. Любая деятельность, организуемая в колледже, должна осуществляться для достижения целей и решения задач, в том числе и деятельность органов самоуправления, т.е. должен выполняться следующий принцип -принцип целесообразности.

7.Избранные в руководящие органы члены студенческого самоуправления, выполняя свои функции, действуют от имени, по поручению и в интересах студентов колледжа, в этом случае действует принцип представительства.

8.Еще один из принципов самоуправления - принцип гуманизма, согласно которому действия органов самоуправления должны основываться на основе нравственных ценностей.

9. Немаловажным принципом является принцип самостоятельности, с помощью которого развивается творчество, активность, способность к саморазвитию и самовоспитанию студентов.

10.Принцип ответственности - члены студенческого самоуправления должны нести ответственность за свою деятельность, а также за ее результат [4, с. 21].

11 .Принцип партнёрства осуществляется во взаимодействия органов самоуправления с администрацией колледжа, социальными партнерами.

Основываясь на свой педагогический опыт, хотим остановиться на некоторых моментах организации самоуправления в студенческой группе. После составления списка вновь набранной группы следует внимательно изучить личные дела и школьные характеристики студентов. На основе этого классному руководителю предварительно необходимо составить список кандидатов в органы самоуправления. В начале учебного года на первом классном часе идет знакомство с нормативными документами учебного заведения, правилами поведения, требованиями к органам самоуправления. Далее обучающимся предлагается игра:

«Познакомьтесь - это я», студент за короткое время должен рассказывает о себе. В результате происходит знакомство друг с другом. После этого студентам предлагается заполнить анкету на выявление лидерских качеств. В нее следует включить различные вопросы: об интересах студента, его увлечениях и т. д. Среди предложенных вопросов может быть и такой: «Какое из предложенных поручений в группе ты хотел бы выполнять?». Далее предлагается список поручений. Студенты очень часто выбирают одинаковые поручения или стараются уклониться от их выбора. Первые три месяца учёбы поручения могут меняться, получается, что каждый, кто желал (или не желал) выполнять ту или иную роль, смог попробовать себя в различных видах деятельности с разной степенью ответственности, побыть ведущим или ведомым, организатором или исполнителем. Далее в процессе учебной и воспитательной работы появляются лидеры, которые формируют свою команду для выполнения различных дел.

При организации самоуправления в группе рекомендуется помнить, что органами студенческого самоуправления являются: общее собрание группы и совет актива учебной группы [6].

Групповое собрание является высшим органом самоуправления в группе. Оно проводится по мере необходимости, но не реже одного раза в месяц. На групповом собрании могут рассматриваться различные вопросы:

• планирование, обсуждение и рассмотрение внеклассных мероприятий;

• информирование и отчетность о проделанной работе различных секторов органов самоуправления группы;

• выдвижение и обсуждение предложений по улучшению учебного процесса в группе и в колледже;

• проведение выборов актива группы;

• оценивание работы актива группы;

• заслушивание информации о выполнении решений предыдущего собрания и принимаются по ней соответствующие решения;

• в пределах своей компетенции собрание рассматривает вопросы о поощрении и наказании обучающихся и др.

Практика показывает, что главным органом самоуправления в группе является совет актива группы. Именно он возглавляет

и направляет всю работу самоуправления в данном коллективе. В его состав входят представители коллектива группы, которые избираются на общем собрании. Проведение открытых выборов в группе позволяет вовлечь в общественную работу социально активных студентов, пользующихся доверием, имеющих лидерские качества. Актив группы выбирается в сентябре месяце, но не в первые дни учебы (на это время назначается временный староста). Выборы актива проводится на собрании группы обязательно при присутствии классного руководителя (куратора), мастера производственного обучения. До того, как провести выборы, студентов необходимо ознакомить с полномочиями и обязанностями представителей актива. А также сразу следует сообщить студентам, что актив группы в конце учебного года (а при необходимости и в течение года) по итогам работы может быть переизбран. Не допускается, чтобы человека выбирали против его желания, а также, чтобы студенты равнодушно относились к выбору актива группы. От того, кто будет входить в актив, от их ответственности, желания выполнять общественные поручения зависит организация самоуправления в группе. Задача классного руководителя во время выборов актива состоит в том, чтобы настроить студентов на серьезное отношение к происходящему, направить студентов в решении вопросов выбора актива, но не решать все за них (даже если их выбор кажется не верным).

По нашему мнению, актив группы имеет широкий круг полномочий и выполняет множество функций:

• готовит и проводит групповые собрания;

• организует выполнение решений группового собрания;

• отражает всю важную информацию в уголке группы;

• организует работу по укреплению дисциплины среди обучающихся группы;

• оказывает помощь студентам, имеющим проблемы в учебе;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

• организует работу по повышению успеваемости и посещаемости;

• ведет работу по пропаганде здорового образа жизни;

• занимается вопросами по социальной защите студентов;

в; К К

ш Ч

О

«

о с о

1-4

м

в

2

<

н

о £

«

о с в; К х <с н X С о о

т

ш Ч

РЧ

О 0-С

ш

Л

X -а

£ Н

ьс <

в; s х

ш

4

О

«

О с о

1-ч

W

В

2

<

н о

п о с в;

5 х

<с н s С о о

m

ш Ч W О

CL С

ш ¡3 х

-Q

£

н <

• организует досуг студентов и проведение культурно-массовых мероприятий.

На сегодняшний день остро стоит проблема правонарушений в студенческой среде. Корни проблемы таких негативных явлений, как правонарушения, употребление алкоголя связаны с низкой занятостью студентов во внеурочное время. Учитывая, что проблемы правонарушений - это проблемы социальные, поэтому органы самоуправления могут сыграть ключевую роль в профилактике правонарушений, в обеспечении эффективной адаптации студентов в колледже, условий реализации моральной и материальной защищенности студентов, соблюдения их прав и выполнения ими своих обязанностей [1].

Особое внимание следует уделять воспитательной работе, направленной на поднятие уровня общей культуры студентов, для преодоления стереотипов терпимого отношения к сквернословию, курению, употреблению спиртных и энергетических напитков. Главной стратегией в этом направлении воспитательной работы является формирование здорового образа жизни, отношения к репродуктивному здоровью как важнейшей нравственной ценности. И здесь неоценимый вклад могут внести органы самоуправления, действуя изнутри студенческого сообщества [1].

Коллектив группы играет важную роль в стимулировании повышения требований по вопросам учёбы и дисциплины. С этой целью на групповых собраниях анализируется состояние учебной работы в группе, заслушиваются отчёты отдельных студентов о выполнении ими правил поведения. Значительное место в работе по улучшению успеваемости занимают разъяснительные беседы об обязанностях студентов в учении, о культуре умственного труда, а также информирование родителей о результатах обученности. Главное вовремя заметить отставание студента в учении, выяснить причины и оказать ему действенную помощь.

В.М. Коротов в книге «Самоуправление школьников» определил, что: «...воспитательное значение ученического самоуправления состоит в подготовке воспитанников к участию в общественном самоуправлении, в формировании у детей важнейших качеств нового человека» [5, с.27].

Подводя итог вышесказанному можно сде-

лать следующее выводы, что организация самоуправления в группе:

• учит студентов умению руководить и подчиняться, быть гибким в принятии решений и находить компромиссы в решении проблем;

• учит обучающихся быть требовательными, объективными, самостоятельными в решении поставленных задач;

• способствует воспитанию чувства ответственности за порученное дело;

• учит подростка жить в коллективе, приучает понятию корпоративности, воспитывает чувство ответственности не только за себя, но и за своих товарищей;

• вырабатывает правильное восприятие критики и умение делать верные выводы на ее основе;

• создает условия для проявления и развития умственных, психологических, профессиональных способностей каждого студента;

• дает возможность четко и качественно организовать учебную и воспитательную работу в группе;

• позволяет построить отношения между классным руководителем и студентами группы на основе сотрудничества, взаимопонимания и взаимопомощи.

ЛИТЕРАТУРА

1 .Макеева М. А. Студенческое самоуправление как особая форма общественной деятельности студентов / Е. Макеева, К. Кон-драшова, М. Литвинова // Молодой учёный. - №10.-2016. - С. 1238-1241.

2.Педагогический энциклопедический словарь [Электронный ресурс] https://slovar.cc/ enc/ped/213 822 l.html

3.Рожков М. И. Развитие самоуправления в детских коллективах: учеб. метод, пособие / М. И. Рожков. - М.: ВЛАДОС, 2002. - 206 с.

4.Коротов В.М. Самоуправление школьников / В. М. Коротов. - М.: Просвещение, 1981. -280 с.

5.Приходько Н.И. Педагогические основы ученического самоуправления: книга для учителя / Н. И. Приходько. - М.: Просвещение, 1988.- 190 с.

6.Развитие ученического самоуправления является одним из основных направлений воспитательной системы школы [Электронный ресурс] https://studopedia.org/

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.