Научная статья на тему 'ФОРМИРОВАНИЕ НЕТЕРПИМОСТИ К КОРРУПЦИОННОМУ ПОВЕДЕНИЮ У РОССИЙСКИХ ШКОЛЬНИКОВ В КОНТЕКСТЕ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОЛИТИКИ'

ФОРМИРОВАНИЕ НЕТЕРПИМОСТИ К КОРРУПЦИОННОМУ ПОВЕДЕНИЮ У РОССИЙСКИХ ШКОЛЬНИКОВ В КОНТЕКСТЕ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОЛИТИКИ Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
83
17
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОРРУПЦИЯ / КОРРУПЦИОННОЕ ПОВЕДЕНИЕ / ПРОФИЛАКТИКА КОРРУПЦИИ / ПРОСВЕТИТЕЛЬСТВО / АНТИКОРРУПЦИОННОЕ ПРОСВЕТИТЕЛЬСТВО / РОССИЙСКИЕ ШКОЛЬНИКИ

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Бушуева Анна Михайловна, Бушуев Иван Алексеевич

В статье рассматриваются вопросы формирования нетерпимого отношения (как выражение позиции человека) у российских школьников по отношению коррупционному поведению в контексте современной государственной антикоррупционной политики РФ. Школьники (в первую очередь учащиеся среднего и старшего звена) позиционируются как определенная возрастная категория населения страны, которая в самом ближайшем будущем перейдет в разряд полноправных граждан, поэтому антикоррупционное просвещение будущих выпускников (в том числе непосредственно в школьной среде) приобретает особенную значимость. Авторами проведен анализ законодательных основ борьбы с коррупцией в Российской Федерации, изучены статистические данные, материалы социологических исследований по проблемам отношения к коррупции и коррупционному поведении. Отдельно проанализирован массив публикаций по вопросам антикоррупционного просвещения и формирования нетерпимости к коррупционному поведению у учащейся молодежи. На основе исследования законодательной базы и научных работ авторами выделены цель (формирование негативного образа коррупции среди школьников) и задачи антикоррупционного воспитания (формирование мировоззренческих и ценностных установок) и просвещения (ликвидация пробелов в знаниях, донесение информации) российских школьников, а также приведены основные возможности для этого в рамках образовательного процесса и внеучебной деятельности (в том числе просветительских мероприятий) и сопутствующие им инструменты (формы организации деятельности). В заключении авторы делают вывод о том, что вопросы антикоррупционного воспитания и просвещения российских школьников не только соответствуют государственным задачам борьбы с коррупцией, имея превентивный, стратегический характер, но имеют широкие возможности для их реализации в ходе изучения отдельных учебных дисциплин, а также при организации тематических классных часов, просветительских лекционных и экскурсионных мероприятий.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FORMATION OF INTOLERANCE TO CORRUPT BEHAVIOR AMONG RUSSIAN SCHOOLCHILDREN IN THE CONTEXT OF STATE POLICY

The article deals with the formation of an intolerant attitude (as an expression of a person's position) among Russian schoolchildren in relation to corrupt behavior in the context of the modern state anti-corruption policy of the Russian Federation. Schoolchildren (primarily middle and senior students) are positioned as a certain age category of the country's population, which in the very near future will move into the category of full-fledged citizens, so anti-corruption education of future graduates (including directly in the school environment) is of particular importance. The authors analyzed the legislative framework for the fight against corruption in the Russian Federation, studied statistical data, materials of sociological research on the problems of attitudes towards corruption and corrupt behavior. Separately, an array of publications on anti-corruption education and the formation of intolerance to corrupt behavior among students was analyzed. Based on the study of the legislative framework and scientific papers, the authors highlight the goal (the formation of a negative image of corruption among schoolchildren) and the tasks of anti-corruption education (the formation of worldview and value attitudes) and education (elimination of knowledge gaps, reporting information) of Russian schoolchildren, and also provides the main opportunities for this within the framework of the educational process and extracurricular activities (including educational events) and their accompanying tools (forms of organizing activities). In conclusion, the authors conclude that the issues of anti-corruption education and education of Russian schoolchildren not only correspond to the state tasks of combating corruption, having a preventive, strategic nature, but have ample opportunities for their implementation in the course of studying individual academic disciplines, as well as in organizing thematic class hours, educational lectures and excursions.

Текст научной работы на тему «ФОРМИРОВАНИЕ НЕТЕРПИМОСТИ К КОРРУПЦИОННОМУ ПОВЕДЕНИЮ У РОССИЙСКИХ ШКОЛЬНИКОВ В КОНТЕКСТЕ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОЛИТИКИ»

Мир науки. Педагогика и психология / World of Science. Pedagogy and psychology https ://mir-nauki.com 2023, Том 11, № 1 / 2023, Vol. 11, Iss. 1 https://mir-nauki. com/issue-1-2023. html URL статьи: https://mir-nauki. com/PDF/32PDMN123.pdf Ссылка для цитирования этой статьи:

Бушуева, А. М. Формирование нетерпимости к коррупционному поведению у российских школьников в контексте государственной политики / А. М. Бушуева, И. А. Бушуев // Мир науки. Педагогика и психология. — 2023. — Т. 11. — № 1. — URL: https://mir-nauki.com/PDF/32PDMN123.pdf

For citation:

Bushueva A.M., Bushuev I.A. Formation of intolerance to corrupt behavior among Russian schoolchildren in the context of state policy. World of Science. Pedagogy and psychology. 2023; 11(1): 32PDMN123. Available at: https://mir-nauki.com/PDF/32PDMN123.pdf. (In Russ., abstract in Eng.)

Бушуева Анна Михайловна

МБОУ города Костромы «Средняя общеобразовательная школа № 35», Кострома, Россия

Учитель истории и обществознания E-mail: [email protected]

Бушуев Иван Алексеевич

ГАУ «Агентство инвестиции и развития предпринимательства Костромской области», Кострома, Россия Главный эксперт-редактор Туристско-информационного центра Костромской области

Кандидат исторических наук E-mail: [email protected] РИНЦ: https://elibrary.ru/author_profile.asp?id=803848

Формирование нетерпимости к коррупционному поведению у российских школьников в контексте государственной политики

Аннотация. В статье рассматриваются вопросы формирования нетерпимого отношения (как выражение позиции человека) у российских школьников по отношению коррупционному поведению в контексте современной государственной антикоррупционной политики РФ. Школьники (в первую очередь учащиеся среднего и старшего звена) позиционируются как определенная возрастная категория населения страны, которая в самом ближайшем будущем перейдет в разряд полноправных граждан, поэтому антикоррупционное просвещение будущих выпускников (в том числе непосредственно в школьной среде) приобретает особенную значимость. Авторами проведен анализ законодательных основ борьбы с коррупцией в Российской Федерации, изучены статистические данные, материалы социологических исследований по проблемам отношения к коррупции и коррупционному поведении. Отдельно проанализирован массив публикаций по вопросам антикоррупционного просвещения и формирования нетерпимости к коррупционному поведению у учащейся молодежи. На основе исследования законодательной базы и научных работ авторами выделены цель (формирование негативного образа коррупции среди школьников) и задачи антикоррупционного воспитания (формирование мировоззренческих и ценностных установок) и просвещения (ликвидация пробелов в знаниях, донесение информации) российских школьников, а также приведены основные возможности для этого в рамках образовательного процесса и внеучебной деятельности (в том числе просветительских мероприятий) и сопутствующие им инструменты (формы организации деятельности). В заключении авторы делают вывод о том, что вопросы антикоррупционного воспитания и просвещения российских школьников не только соответствуют государственным задачам борьбы с коррупцией, имея превентивный, стратегический характер, но имеют широкие возможности для их реализации в ходе изучения

отдельных учебных дисциплин, а также при организации тематических классных часов, просветительских лекционных и экскурсионных мероприятий.

Ключевые слова: коррупция; коррупционное поведение; профилактика коррупции; просветительство; антикоррупционное просветительство; российские школьники

Введение

Коррупция — социально опасное явление, дестабилизирующее основы государственного строя, экономику, а также структуру и характер общественных связей. В современном правовом и политическом дискурсе коррупция видится в качестве одной из угроз национальной безопасности, petra scandali для модернизации [1] и инновационного развития экономики. В государственных масштабах присвоение средств, выделяемых на реализацию национальных проектов, модернизацию всех сфер экономической и общественной жизни негативно сказывается в первую очередь на благополучии граждан. Коррупция [2] нарушает естественный процесс развития внутренних и внешних рынков, заменяя механизм честной конкурентной борьбы между производителями и продавцами на гонку за возможность использования политических и теневых экономических ресурсов для выброса на рынок продукции (товаров, услуг) ненадлежащего качества, либо же, что еще более страшно, фальсифицированной. Институционализация коррупции [3] в сфере общественной жизни России приводит к падению морально-этических принципов граждан, подмене системы ценностей, когда такие понятия как честность и справедливость уступают место корысти и желанию добиться поставленных перед собой целей любыми путями.

Для современного российского государства и общества проблема коррупции остается одной из наиболее актуальных. Из 180 мест в Индексе восприятия коррупции (ИВК) — 2021 (Corruption Perceptions Index, CPI), ежегодно составляемом международной организацией Transparency International1 (Трансперенси Интернешнл), Россия заняла 136-е место (29 баллов — наряду с развивающимися африканскими странами Анголой, Мали и Либерией)2. Индекс представляет собой оценку уровня коррупции в государственном секторе различных стран на основании данных независимых опросов, в которых принимают участие правозащитные и финансовые эксперты (0 — максимальный уровень коррупции, 100 — ее полное отсутствие). Достаточно высокий уровень восприятия коррупции делает ее одним из приоритетных направлений противодействия на государственном уровне. В Стратегии национальной безопасности РФ искоренение коррупции определено в число национальных интересов государства, его стратегических национальных приоритетов, а также в качестве цели обеспечения государственной и общественной безопасности3. Государство формирует главные направления антикоррупционной политики на федеральном и местном уровнях, реализует их на практике, оценивает эффективность тех или иных мер и вносит корректировки в суть и содержание противокоррупционных мероприятий.

Актуальность проблемы подтверждается и изучением общественного мнения. Согласно мониторингу Фонда «Общественное мнение», проведенному в 2019 году, около 70 % россиян считают уровень коррупции в стране высоким и только 12 % из числа респондентов убеждены

1 Признана Минюстом РФ нежелательной в Российской Федерации организацией.

2 Россия в Индексе восприятия коррупции — 2021 // «Трансперенси Интернешнл-Р» URL: https://transparency.org.ru/research/indeks-vospriyatiya-korruptsii/rossiya-v-indekse-vospriyatiya-korrupczii-2021-29-ballov-i-136-e-mesto (дата обращения: 03.12.2022 г.).

3 Стратегия национальной безопасности Российской Федерации: Указ Президента РФ от 2 июля 2021 г. № 400. URL: http://www.kremlin.ru/acts/bank/47046/page/1 (дата обращения: 05.12.2022 г.).

в том, что ее уровень снижается (43 % указали на повышение уровня)4. В марте 2018 г. Российским Обществом «Знание» совместно с фондом «Национальные ресурсы образования» был проведен опрос об отношении населения к проблемам коррупции, респондентами которого стали 2,5 тысячи респондентов из 82 российских регионов. Согласно данным опроса россияне считают коррупционными грубые нарушения или незаконные действия должностных лиц, обусловленные корыстными мотивами, однако спорным вопросом остается отношение к мелкой (бытовой, повседневной) коррупции, связанной с понятиями «дар» («подарок») и ситуацией взаимного оказания услуг [4, с. 412-416]. Таким образом, исследования показывают, что у населения нет единого восприятия понятия коррупция.

Исследование проводилось при использовании методов критического и сравнительного анализа результатов социологических исследований по изучению коррупции и научно-исследовательской литературы по вопросам коррупции, школьного образования, просветительства.

Согласно федеральному закону РФ № 273-Ф3 «О противодействии коррупции», «коррупция» определяется как «злоупотребление служебным положением, дача взятки, получение взятки, злоупотребление полномочиями, коммерческий подкуп либо иное незаконное использование физическим лицом своего должностного положения вопреки законным интересам общества и государства в целях получения выгоды в виде денег, ценностей, иного имущества или услуг имущественного характера, иных имущественных прав для себя или для третьих лиц либо незаконное предоставление такой выгоды указанному лицу другими физическими лицами», а также совершение указанных деяний «от имени или в интересах юридического лица»5. В научной юридической и криминологической литературе понятие коррупции может заужаться до корыстных деяний представителей власти (присвоение бюджетных средств и собственности, содействие в нелегитимном прохождении официальных процедур за материальное вознаграждение и т. д.), однако коррупция как социальное явление имеет более широкую трактовку, связанную с нанесением вреда не только государственной и муниципальной собственности, но и закрепленным в Конституции РФ правам и свободам человека [5, с. 110].

В данном контексте важным является понятие «коррупционное поведение». Л.В. Дончевская и А.Ю. Каменский на основе широкого анализа научной литературы определяют коррупционное поведения как «особый тип социального поведения, особенность которого заключена в верховенстве мотива корысти, извлечения незаконной выгоды» [6, с. 297-298]. Мотивами такого поведения исследователи выделяют «стяжание богатства» и «продвижение вверх по лестнице политической и общественной иерархии» [6, с. 298]. Коррупционные является поведение не только того, кто принимает взятку, но и того, кто совершает подкуп, хотя в бытовой практике распространенным является заблуждение о том, что виновен всегда тот, кто непосредственно «кладет в свой карман» деньги или получает прямые или косвенные материальные выгоды [4, с. 415-416]. В целом, ранее упомянутое

4 Уровень коррупции в России: мониторинг Оценки уровня коррупции с 2009 года и их динамика // Фонд Общественное Мнение. URL: https://fom.ru/Bezopasnost-i-pravo/14185 (дата обращения: 06.12.2022 г.).

5 Федеральный закон «О противодействии коррупции» от 25.12.2008 N 273-Ф3 (последняя редакция). URL: http://www.kremlin.ru/acts/bank/28623 (дата обращения: 06.12.2022 г.).

Страница 3 из 9

Методы

Результаты исследования

32PDMN123

исследование Общества «Знание» показало: «При высокой степени осуждения коррупционного поведения и признания в качестве наиболее эффективных мер строгих наказаний коррупционеров россияне практически не готовы помогать институтам контроля и наказания, участвовать в пресечении коррупционных действий. <...> Довольно большая часть коррупционных практик (дарение, добровольная дача взятки, взаимные услуги, деловые договоренности и ретроградное премирование за предоставление более выгодных условий и т. д.) находятся в зоне серой коррупции, воспринимаемой россиянами как цивилизованные партнерские отношения» [4, с. 422].

Необходимо преодоление подобных искажений восприятия, которое во многом может быть достигнуто не только за счет развития антикоррупционного законодательства, использования искусственного интеллекта [7] и расширения соответствующих ему правоприменительных практик, консолидации сил и систематизации борьбы с коррупцией, но в том числе и путем внедрения механизмов антикоррупционного воспитания и антикоррупционного просвещения населения. Превентивный метод в борьбе с коррупцией и коррупционным поведением позволяет пресекать их проявления до фактического воплощения, оздоравливает социальную коммуникацию среди граждан и состояние экономики государства.

Особенно перспективной целевой аудиторией для антикоррупционного воздействия, имеющего стратегический, отложенный эффект для реальной коррупционной картины в стране, видятся подрастающие поколения, учащаяся молодежь, на что современные педагоги и исследователи уже неоднократно обращали свое внимание [8-14].

Старшеклассники находятся на пороге взрослой, самостоятельной жизни, уже в ближайшие годы им предстоит нести полную ответственность за свои деяния, и их просвещение в вопросах соблюдения законодательства (в т. ч. в разрезе противодействия коррупции) видится актуальным и перспективным направлением воспитательной и просветительской работы. При этом исследования подтверждают, что современные школьники весьма акцентированы на получение прагматических знаний, которые пригодятся им в будущем [15, с. 22], и знания о коррупции, ее видах и борьбе с ней относятся именно к подобной категории: они позволят лучше разобраться в практической части российской действительности (при получении образования, медицинских услуг, водительских прав, прохождении военной службы, уплате налогов, поступлении на гражданскую службу или на работу и др.) и помогут уберечь от возможных ошибок, ведущих к наступлению административной или уголовной ответственности, связанной с коррупционным поведением. Кроме того, многие учащиеся среднего и старшего звена, готовясь к экзаменам, усиленно изучают обществознание, право, экономику и финансовую грамотность, в связи с чем их интерес к данным дисциплинам может быть усилен и дополнен антикоррупционными знаниями.

Важным является и настрой педагогов — классных руководителей и учителей-предметников. Несмотря на то, что вопросы материальной состоятельности (которая всегда сопряжена с возможностью коррупционного поведения) педагогов являются сложными, особенно в сравнении с уровнем доходов иных профессиональных групп [16], педагог (в любом учебном заведении) должен обладать высокой степенью культуры и этики [17; 18] и четкой установкой на неприятие коррупционного поведения в любом из возможных проявлений. Учащимся нужен взрослый, опытный (не только в профессиональном, но и жизненном плане) наставник, так как школьники склонны к заблуждениям в отношении реальных условий взрослой жизни и правил социальной (в том числе виртуальной [19]) коммуникации, привычек [20] и поведения в мире, иногда считая, что «деньги могут решить все». Например, скорое поступление в университеты может быть сопряжено с заблуждением, что в вузе, в отличие от школы, некоторые учебные задачи можно решить «особым» способом — за подарок или

материальное вознаграждение преподавателю. Мы называем этот факт заблуждением, т. к. исследования показывают, что осведомленность студентов о подобных фактах с каждым годом снижается и, следовательно, неуклонно идет вниз и их реальное количество [21, с. 70-71], однако подобные стереотипы, как правило, живут гораздо дольше своих реальных воплощений. То же касается и достаточно укорененного в обывательском сознании стереотипа о чиновниках (государственных служащих), которые якобы «могут наживаться за счет честного народа», что на деле лишь в единичных случаях соответствует действительности [22; 23].

Нивелирование подобных стереотипов может быть достигнуто за счет антикоррупционного воспитания (формирование мировоззренческих и ценностных установок) и просвещения (ликвидация пробелов в знаниях, донесение информации) российских школьников. Главная цель — формирование нетерпимости (как выражение позиции человека) учащейся в школах молодежи к коррупционному поведению может быть достигнута решением следующих задач:

№ 1. Создание теоретической базы: знакомство с коррупцией как социальным явлением (понятие, виды, причины, последствия).

№ 2. Подкрепление теории практическими примерами: олицетворение коррупции и коррупционного поведения.

№ 3. Задействование чувственно-эмоциональной сферы: демонстрация последствий коррупционного поведения для отдельно взятых людей и общества в целом («это касается всех и каждого»).

Решение данных задач позволит сформировать у учащихся негативный образ коррупции и соответственное негативное отношение к любым формам проявления коррупционного поведения. Обладая структурированным знаниями о коррупции и имея моральную и ценностную установку на ее восприятие как на деструктивный институт, подрывающий государственные и общественные устои и благополучие каждого отдельно взятого человека, учащиеся будут относиться к коррупционному поведению с действительным предостережение и осуждением, с чувством долга [24] и ответственности относится к Родине.

Задача создания теоретической базы частично решается во время изучения ряда учебных дисциплин, в первую очередь гуманитарного толка: обществознания, истории, литературы. В «Примерной рабочей программе среднего общего образования» по предмету «Обществознание» (базовый уровень, 10-11 класс)6 «совершенствование опыта обучающихся в применении полученных знаний (включая знание социальных норм) и умений... <...> в противодействии коррупции» указывается в качестве одной из целей изучения предмета. Программа включает в перечень полученных умений учащегося после освоения предмета умение «самостоятельно оценивать практические ситуации и принимать решения, выявлять с помощью полученных знаний наиболее эффективные способы противодействия коррупции...» (10-11 класс), «характеризовать причины и последствия коррупции» (11 класс), «формулировать на основе социальных ценностей и приобретенных знаний собственные суждения и аргументы об опасности коррупции и необходимости борьбы с ней» (11 класс). Содержательно вопросы изучения коррупции выделяются в 11 классе при изучении раздела «Политическая сфера» (опасность коррупции, антикоррупционная политика государства, механизмы противодействия коррупции), однако упоминать о коррупции и ее вреде возможно (и необходимо с приведением конкретным примеров) при изучении прочих разделов, касающихся экономики, социального взаимодействия и др.

6 Примерная рабочая программа среднего общего образования. Обществознание (базовый уровень, 10-11 класс) (одобрена решением Федерального учебно-методического объединения по общему образованию, протокол 7/22 от 29.09.2022 г.). М., 2022.

Мощным потенциалом для антикоррупционного просвещения имеют уроки истории (в рамках изучения тем, связанных с появлением бюрократии в древнем мире, продажей индульгенций в средние века, фаворитизма, капитализма в новое время, становления тоталитарных политических режимов в новейшей истории и др.). Исторический материал позволяет акцентировать внимание учащихся на конкретных фактах, которые так или иначе имели свой исток и завершение, что дает возможность подчеркнуть несомненный деструктивный эффект коррупции на макроуровне — в рамках государства, социального строя (решение задачи № 2).

На уроках литературы, связанными в первую очередь с эмоциональной сферой, необходимо освещать фрагменты произведений, где авторы говорили о проблемах «мздоимства», обличали данное явление («Мертвые души», «Ревизор» Н.В. Гоголя; «Доходное место», «Гроза» А.Н. Островского; рассказы М. Зощенко; «Золотой теленок» И. Ильфа и Е. Петрова и др.), давать соответствующие творческие задания (например, подготовка сочинения или эссе с разбором характера литературного героя-взяточника и т. д.). Это и укрепляет теоретическую базу, и задействует чувства учащегося (решение задачи № 3).

Все три задачи формирования нетерпимости старшеклассников к коррупционному поведению в ходе тематических классных часов и внеурочных мероприятия, имеющих просветительский характер. Это могут быть как теоретические мероприятия (лекции, презентации), так и более эмпатические: если на уроках учащиеся могут овладеть теоретическими знаниями, то в ходе классных часов они должны получать чувства и эмоции (темы «Коррупция — это безнравственно», «Преступление против человечества...», «Рубить руку или голову?»). К участию в данных мероприятиях могут привлекаться как специалисты (лекторы, просветители), так и родители, чья профессиональная деятельность связана с теми сферами, которые так или иначе касаются коррупции (как в плане борьбы с ней, так и ее укоренения в той или иной среде): представители силовых ведомств, юстиции, коммерческих структур, государственные и муниципальные гражданские служащие, преподаватели, врачи и др. Подобные мероприятия могут сопровождаться демонстрацией документальных фильмов (в сети Интернет они широко представлены) и социальных роликов (например, мультфильмов «Азбука коррупции», подготовленных «Трансперенси Интернешнл Россия» и находящихся в свободном доступе в сети). Могут использоваться различные форматы организации деятельности учащихся — например, проведение дебатов (класс делится на две группы, первая пытается доказать, что коррупция в определенных мерах допустима, вторая резко выступает за необходимость полного искоренения коррупции в обществе) или импровизированных судов над коррупцией как таковой или вымышленным коррупционером. Важно формат и содержание выстраивать в единой, идентичной ценностной среде [25].

Для задействования чувств и эмоций важно привлекать учащихся к творческой деятельности. Например, оформлению тематических антикоррупционных стенгазет, плакатов, написанию сочинений, эссе, стихов, разработке сценариев социальной рекламы (могут проводиться в формате конкурсов).

Положительный эффект будут иметь и косвенные меры воздействия, в частности, профориентационные, создающие положительный образ человека труда, поддерживающие честный, достойный образ жизни — экскурсии в профильные учебные заведения, на производственные предприятия, в профсоюзные организации).

Вывод

Таким образом, успех противодействия коррупции во многом зависит от ее своевременной профилактики, формирования негативного отношения к коррупционному

поведению в обществе. Усиление роли образовательных институтов в деле антикоррупционного воспитания и просвещения учащейся молодежи не только соответствует задачам государства, имея важный превентивный, стратегический характер, но имеет широкие возможности для их реализации в ходе изучения отдельных учебных дисциплин, а также при организации тематических классных часов, просветительских лекционных и экскурсионных мероприятий.

ЛИТЕРАТУРА

1. Максименко А.А., Пичугина Е.Г., Шмигирилова Л.Н., Панкратова Е.В. Отношение россиян к достижениям научно-технического прогресса // Современные проблемы науки и образования. 2015. № 1-2. С. 210.

2. Беркович М.И., Духанина Л.Н., Максименко А.А., Надуткина И.Э. Восприятие коррупции как социально-экономического феномена населением региона: структурный аспект // Экономические и социальные перемены: факты, тенденции, прогноз. 2019. № 2. С. 161-178.

3. Гилинский Я.И. Коррупция: Теория, российская реальность, социальный контроль // Криминология: вчера, сегодня, завтра. Труды Санкт-Петербургского криминологического клуба. 2003. № 1(6). С. 238-255.

4. Максименко А.А., Дейнека О.С., Крылова Д.В., Духанина Л.Н. Отношение россиян к коррупции // Вестник Санкт-Петербургского университета. Социология. 2020. Том 13. Вып. 4. С. 407-428.

5. Будатаров С.М. Понятие коррупции в российском законодательстве и юридической литературе // Вестник Томского государственного университета. 2012. № 359. С. 106-110.

6. Дончевская Л.В., Каменский А.Ю. О содержании понятия коррупционное поведение // Вопросы российского и международного права. 2020. Т. 10. № 10А. С.292-300.

7. Крылова Д.В., Максименко А.А. Использование искусственного интеллекта в вопросах выявления и противодействия коррупции: обзор международного опыта // Государственное управление: электронный вестник. 2021. № 84. С. 241255.

8. Молчанова Е.В. Антикоррупционное просвещение: педагогический аспект // Colloquium-journal. 2019. № 23(47). С. 40-45.

9. Попова А.И., Посадскова С.Ф. Антикоррупционное воспитание // Наука. Общество. Государство. 2021. № 1(33). С. 109-116.

10. Галстян И.Ш. К вопросу об антикоррупционном просвещении как способе повышения правовой культуры и правосознания // Гуманитарные и юридические исследования. 2016. № 4. С. 153-157.

11. Павлинов А.В. Антикоррупционное воспитание подрастающего поколения как основное средство профилактики коррупции // Журнал российского права. 2018. № 5(257). С. 156-166.

12.

13.

14.

15.

16.

17.

18.

19.

20. 21.

22.

23.

24.

25.

Идиятова А.В. Внедрение антикоррупционного образования школьников в практику работы образовательных организаций // Наука и современность. 2014. № 33. С. 72-75.

Матулис С.Н. Проблема эффективности мероприятий антикоррупционного просвещения // Журнал российского права. 2019. № 6. С. 151-158.

Духанина Л.Н. Максименко А.А. Просветительские запросы россиян // Вопросы образования / Educational Studies Moscow. 2019. Вып. 2 (июнь). С. 226-240.

Духанина Л.Н. Ценности и жизненные приоритеты российских школьников // Вестник Костромского государственного университета. Серия: Педагогика. Психология. Социокинетика. 2020. № 2. С. 20-28.

Духанина Л.Н., Собкин В.С., Адамчук Д.В. Современный учитель: удовлетворенность материальным статусом // Педагогическое образование в государствах — участниках СНГ: современные проблемы, концепции, теории и практика // Материалы VII Международ. науч. практ. конфер. / Под общ. ред. И.И. Соколовой. 2014. С. 48-58.

Духанина Л.Н. Культура и культурность с точки зрения педагога // Образование в современной школе. 2014. № 3. С. 5.

Максименко А.А., Дейнека О.С., Духанина Л.Н., Крылова Д.В. Проблемы нормирования этической культуры преподавателей российских университетов // Высшее образование в России. 2022. Т. 31. № 2. С. 9-27.

Максименко А.А., Дейнека О.С., Духанина Л.Н., Сапоровская М.В. Фаббинг: особенности аддиктивного поведения молодежи // Мониторинг общественного мнения: экономические и социальные перемены. 2021. № 4. С. 345-362.

Максименко А.А., Пичугина Е.Г. Контрмаркетинг табакокурения. Кострома: Костромской государственный университет им. Н.А. Некрасова, 2012. 358 с.

Дейнека О.С., Духанина Л.Н., Крылова Д.В., Максименко А.А. Представления о коррупции в системе высшего образования у выпускников ведущих российских вузов // Высшее образование в России. 2020. Т. 29. №7. С. 64-74.

Максименко А.А., Дейнека О.С., Крылова Д.В., Забелина Е.В., Булгакова Е.А. Этические установки будущих представителей государственного управления и бизнес-сообщества: сравнительный анализ // Образование и наука. 2023. Т. 25. № 2. С. 68-97.

Крылова Д.В., Максименко А. А. Есть ли у российского коррупционера совесть? Особенности принятия этических решений российскими государственными служащими // Мониторинг общественного мнения: Экономические и социальные перемены. 2022. № 3. С. 230-253.

Максименко А.А., Шаповалова И.С. Молодежь и российская армия: будет ли положительный вектор во взаимодействии? // Научный результат. 2018. Том 4. № 2. С. 70-87.

Максименко А.А., Харский К.В. Управленческое Евангелие от Константина и Александра. М.: Изд-во «Инфра-М», 2012. 120 с.

Bushueva Anna Mikhailovna

Municipal budgetary educational institution of the city of Kostroma «Secondary school No. 35», Kostroma, Russia

E-mail: [email protected]

Bushuev Ivan Alekseevich

Agency for Investment and Entrepreneurship Development of the Kostroma Region, Kostroma, Russia

E-mail: [email protected] RSCI: https://elibrary.ru/author_profile.asp?id=803848

Formation of intolerance to corrupt behavior among Russian schoolchildren in the context of state policy

Abstract. The article deals with the formation of an intolerant attitude (as an expression of a person's position) among Russian schoolchildren in relation to corrupt behavior in the context of the modern state anti-corruption policy of the Russian Federation. Schoolchildren (primarily middle and senior students) are positioned as a certain age category of the country's population, which in the very near future will move into the category of full-fledged citizens, so anti-corruption education of future graduates (including directly in the school environment) is of particular importance. The authors analyzed the legislative framework for the fight against corruption in the Russian Federation, studied statistical data, materials of sociological research on the problems of attitudes towards corruption and corrupt behavior. Separately, an array of publications on anti-corruption education and the formation of intolerance to corrupt behavior among students was analyzed. Based on the study of the legislative framework and scientific papers, the authors highlight the goal (the formation of a negative image of corruption among schoolchildren) and the tasks of anti-corruption education (the formation of worldview and value attitudes) and education (elimination of knowledge gaps, reporting information) of Russian schoolchildren, and also provides the main opportunities for this within the framework of the educational process and extracurricular activities (including educational events) and their accompanying tools (forms of organizing activities). In conclusion, the authors conclude that the issues of anti-corruption education and education of Russian schoolchildren not only correspond to the state tasks of combating corruption, having a preventive, strategic nature, but have ample opportunities for their implementation in the course of studying individual academic disciplines, as well as in organizing thematic class hours, educational lectures and excursions.

Keywords: corruption; corrupt behavior; prevention of corruption; education; anti-corruption education; Russian schoolchildre

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.