ФОРМИРОВАНИЕ НЕПРЕРЫВНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ СПЕЦИАЛИСТА В МНОГОУРОВНЕВОМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ
СПО ГОРОДА МОСКВЫ
БЫКОВЕЦ О.А.
Новые социально-экономические условия, складывающиеся в нашей стране, предъявляют исключительно высокие требования к профессиональной готовности специалиста. Общей целью профессионального образования является опережающее воспроизводство потребности в кадрах, ориентированных на новые, перспективные и эффективные технологические процессы мирового уровня с учетом многообразия общечеловеческого и национального богатства, создания интеллектуального и профессионального потенциала общества, способного к продуктивной интеллектуальной деятельности.
Сегодня большинство выпускников испытывают серьезные трудности в связи с особенностями профессиональной деятельности, связанными с социальными требованиями к специальности. Это еще раз подтверждает, что увеличился разрыв между целями обучения в профессиональной школе и требованиями к деятельности на современном рабочем месте каждого специалиста. В этих условиях одним из важнейших направлений модернизации образования является проблема повышения уровня профессиональной готовности будущих специалистов. В области профессионального образования приоритетными направлениями являются: развитие системы непрерывного образования, включая расширение числа учебных заведений, реализующих программы непрерывного профессионального образования; вовлечение работодателей в процесс выработки квалификационных требований к уровню подготовки специалистов.
Перед Московским образованием ставятся задачи поиска внутренних источников своего развития, перехода к рациональному использованию всех имеющихся ресурсов и на этой основе - к повышению инвестиционной привлекательности образования и качества образовательных услуг. Многочисленные отечественные и зарубежные исследования показывают, что в условиях рыночной экономики большей конкурентоспособностью обладают специалисты, имеющие, наряду с высокой производственной квалификацией, хорошую теоретическую подготовку, широкий профессиональный кругозор, качество развитой профессиональной самостоятельности. Чем выше уровень образованности работника, тем, как правило, лучше он адаптируется к постоянно меняющимся социальным отношениям и производственным условиям. Многоуровневость профессионального образования — это единая иепархия сопряженных образовательных программ начального, среднего и высшего профессионального образования, переход к программному принципу организации образовательного процесса в рамках одного учреждения профессионального образования.
Данный принцип позволяет сформировать в Москве условия для содержательного развития различных категорий обучающихся и предоставить возможность освоения уровней профессионального образования в соответствии с индивидуальными способностями каждого студента в максимально короткие сроки.
В настоящее время выполнены основные мероприятия, предусмотренные постановлением Правительства Москвы № 724-1111 от 19.10.2004 г. и Городской целевой программой «Развитие учреждений начального и среднего профессионального образования города Москвы на 2005-2007 гг.». В частности, проведена структурная реорганизация учреждений начального и среднего профессионального образования Москвы, в результате которой создан единый тип и вид укрупненного учреждения среднего профессионального образования — колледж, реализующий широкий профессиональный спектр разноуровневых образовательных программ.
Осуществление государственной политики в области профессионального образования позволило Департаменту образования города Москвы обеспечить стабильное
функционирование образовательных учреждений. В столице действует сеть учреждений среднего профессионального образования, включающая 90 учреждений, в которых обучаются 49 303 человек по 112 профессиям и 96 специальностям.
Колледжи создавались по программно - отраслевому принципу, предусматривающему организацию обучения по профессиям и специальностям, обеспечивающим потребности городского хозяйства на конкретной территории.
Успешно проведены процедуры лицензирования, аттестации и государственной аккредитации образовательных программ вновь созданных учреждений среднего профессионального образования. В колледжах началась системная работа по интеграции и сопряжению программ начального и среднего профессионального образования, обновлению содержания образования и модернизации образовательных технологий.
Основными преимуществами многоуровневой структуры профессионального образования являются:
• реализация новой парадигмы образования, заключающейся в целостности и направленности на личность обучаемого;
• повышение образованности выпускников, подготовленных к «образованию через всю жизнь» в отличие от «образования на всю жизнь»;
• свобода выбора «траектории обучения»;
• формирование адаптивных возможностей специалиста к быстро изменяющимся условиям рынка труда;
• обеспечение условий для оптимизации образовательного процесса;
• формирование системных знаний на основе междисциплинарного подхода к предметному обучению и преемственности в образовании;
• экономия государственных средств на подготовку специалистов за счет сокращения продолжительности обучения в системе непрерывного образования;
• широкие возможности для послеколледжного образования.
Для того, чтобы система образования выполнила социальный заказ общества, она должна быть также динамична, как наука, техника, производство и социальные условия самого общества. Мало того, система образования должна решать стоящие перед ней задачи с определенным опережением по отношению к темпам развития и социально -экономическим условиям общества. В связи с этим важно учитывать прогноз развития современного рынка труда. Профессиональное мастерство работников является одним из главных факторов обеспечения высокого качества продукции.
Указанные особенности новых социально-экономических условий учитываются при разработке и реализации системы многоуровневой подготовки специалистов в городе Москве. В настоящее время 52 колледжа включились в работу по реализации непрерывного профессионального образования (НПО -СПО), что составляет 67 % от общего количества профессиональных учебных заведений. Из 96 специальностей СПО в образовательных учреждений 37 реализуются на базе НПО, в сокращенные сроки.
Сокращенные профессиональные программы среднего профессионального образования реализуются лицами, имеющими одновременно среднее (полное) общее и начальное профессиональное образование. Получение среднего профессионального образования по сокращенным программам осуществляется в основном по специальностям СПО, имеющим родственные профессии НПО.
Анализ приема в ОУ на специальности СПО на базе НПО показал, что в 2006-2007 учебном году прием увеличился на 25,7 %, в том числе по отраслям: сфера обслуживания (общественное питание, сервис, легкая промышленность)- 45,8%; деревообрабатывающее производство- 42,1 %; полиграфическое производство- 64,1%; производство
радиоаппаратуры и аппаратуры проводной связи- 70%, металлообработка- 14,8 %, и т.д. Вместе с тем, на 2007- 2008 учебный год планируется снижение приема 10,2 % по всем
отраслям, кроме связи и сферы обслуживания (общественное питание, сервис, легкая промышленность).
Ряд образовательных учреждений СПО в 2007-2008 уч. году планируют открыть специальности: 100105 Гостиничный сервис, 030503 Правоведение, 190501
Эксплуатация транспортного электрооборудования и автоматики (по видам транспорта). Четыре колледжа осуществляют подготовку по специальностям СПО 080501 Менеджмент (по отраслям), 080112 Маркетинг ( по отраслям), 080110 Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям)на базе не родственных профессий НПО с полным сроком обучения. Для подготовки специалистов со СПО по сокращенным программам (сокращенным срокам обучения) колледжами разрабатываются профессиональные образовательные программы среднего профессионального образования, интегрированные с профессиональными образовательными программами начального профессионального образования.
Реализация многоуровневой профессиональной подготовки молодежи показала ряд ее преимуществ перед моноуровневым профессиональным образованием:
• приближение цели обучения к обучаемым;
• повышение социальной защищенности благодаря поэтапному получению квалификации рабочего, техника и инженера;
• сокращение сроков получения высшего образования;
• изучение общетеоретических и обшепрофессиональных дисциплин сквозь призму полученной профессии;
возможность более тесной связи теоретической и практической подготовки;
• обеспечение профессиональной готовности к творческому производительному труду с первых дней самостоятельной производственной деятельности.
Разработке сопряженных учебных планов предшествовала предварительная работа учебного заведения по проведению сравнительного анализа Классификатора специальностей СПО и Перечня профессий и специальностей СПО и профессий НПО с целью установления родственных специальностей СПО и профессий НПО; сравнительного анализа государственных требований к минимуму содержания и уровню подготовки выпускников по специальностям СПО и государственных требований к обязательному минимуму содержания образования и уровню подготовки выпускников по родственным им профессиям НПО с целью установления преемственности содержания образования; сравнительного анализа учебно-программной документации по специальности СПО и учебно-программной документации по родственным ей профессиям НПО с целью установления преемственных учебных элементов и формирования содержания ПОП СПО на базе НПО.
Объединение учебных заведений разного уровня выявило серьезные проблемы, затрагивающие все стороны их деятельности. Материально-техническая база образовательных учреждений до реорганизации находилась в крайне неудовлетворительном состоянии. Средний процент износа основных фондов достиг 85%.
Изменение структуры образовательных учреждений повлекло и обновление материально-технической базы колледжа. Во многом это обусловлено открытием специальностей СПО в колледжах, ранее реализующих профессиональные образовательные программы НПО. Идея реализации непрерывного профессионального образования правильна. Но есть проблемы, которые можно адресовать и самим образовательным учреждениям- участникам системы непрерывного профессионального образования. В целях ускорения интеграционных процессов необходимо решение следующих основных задач:
• обеспечение системного взаимодействия государственных образовательных
стандартов по всем уровням образования, согласованность учебных планов и
программ;
• более эффективное использование такого важного фактора интеграции, как разработка национально-регионального (регионального) компонента образовательных стандартов;
• приведение профессиональных образовательных программ в соответствие с запросами личности, с потребностями рынка труда, перспективами развития экономики и социальной сферы;
• изменение структуры содержания подготовки и его качественное обновление с учетом перехода на опережающее образование, обеспечивающее развитие личностнопрофессионального потенциала рабочих и специалистов и их мобильности;
• совершенствование воспитательного процесса, создание условий для гармоничного развития личности и реализации ее творческой активности.
В целях повышения качества профессионального образования необходимо:
• развитие гибкости, вариативности и открытости профессиональных образовательных программ начального и среднего профессионального образования, профессиональной подготовки, переподготовки и повышения
• квалификации в системе многоуровневой подготовки рабочих и специалистов;
• обеспечение преемственности начального и среднего профессионального образования с другими уровнями образования;
• развитие информатизации образования;
• введение в действие нового поколения государственных образовательных стандартов по профессиям начального и специальностям среднего профессионального образования;
• обеспечение соответствия государственных образовательных стандартов начального и среднего профессионального образования тарифно-квалификационным требованиям по профессиям рабочих и должностям служащих;
• формирование учебно-программного и учебно-методического обеспечения образовательного процесса, нового поколения учебников и учебных пособий, средств обучения;
• введение новых технологий и методов обучения (включая личностно-ориентированные, модульные, интенсивные, информационные технологии);
• расширение самостоятельности учебных заведений в формировании содержания образования;
• поддержка и развитие инновационных профессиональных образовательных программ и технологий;
• развитие внеучебной деятельности обучающихся и студентов.