Научная статья на тему 'ФОРМИРОВАНИЕ НАВЫКОВ ВЫРАЗИТЕЛЬНОГО ЧТЕНИЯ В ДИСТАНЦИОННОМ ФОРМАТЕ ОБУЧЕНИЯ В ОСНОВНОЙ ШКОЛЕ'

ФОРМИРОВАНИЕ НАВЫКОВ ВЫРАЗИТЕЛЬНОГО ЧТЕНИЯ В ДИСТАНЦИОННОМ ФОРМАТЕ ОБУЧЕНИЯ В ОСНОВНОЙ ШКОЛЕ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
40
10
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВЫРАЗИТЕЛЬНОЕ ЧТЕНИЕ / ИКТ-ТЕХНОЛОГИИ / ДИСТАНЦИОННОЕ ОБУЧЕНИЕ / ВОДКАСТ / ПЛЕЙКАСТ / БУКТРЕЙЛЕР / СКРАЙБИНГ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Копырина Марина Викторовна, Раева Елена Владимировна

Пандемия 2020 года и последующий переход на дистанционный формат обучения в средней и высшей школе стали стимулом для более активного использования различных ИКТ учителями-предметниками. В статье описываются продуктивные методы и приемы работы по формированию навыков выразительного чтения учащихся основной школы при обучении в дистанционном формате. Авторы описывают методический опыт учителей-словесников «Канашской СОШ» (с. Канаши, Шадринского района, Курганской области) по развитию навыков выразительного чтения с помощью ИКТ. Приводятся примеры применения технологий водкаста, плейкаста, буктрейлера, скрайбинга и др. при проведении дистанционных уроков литературы. В статье даны методические рекомендации для обучаемых по их использованию на практике. Авторы подчеркивают эффективность применения данных технологий, их способность оптимизировать процесс офлайн-обучения, повысить заинтересованность обучаемых в выполнении домашних заданий.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Копырина Марина Викторовна, Раева Елена Владимировна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FORMATION OF EXPRESSIVE READING SKILLS IN THE DISTANCE LEARNING FORMAT IN SECONDARY SCHOOL

The 2020 pandemic and the subsequent transition to a distance learning format in secondary and higher education have become an incentive for more active use of various ICT by subject teachers. The article describes productive methods and techniques of work on the formation of expressive reading skills of secondary school students when studying in a distance format. The authors describe the methodological experience of literature teachers of the Kanashi secondary school (Kanashi village, Shadrinsk district, Kurgan region) in developing expressive reading skills using ICT technologies. There are examples of the use of podcast, playlist, book-trailer, scribing, etc. technologies on distance literature lessons. The article provides methodological recommendations for pupils on their use in practice. The authors emphasize the effectiveness of the use of these technologies, their ability to optimize the offline learning process, increase the interest of pupils in doing their homework.

Текст научной работы на тему «ФОРМИРОВАНИЕ НАВЫКОВ ВЫРАЗИТЕЛЬНОГО ЧТЕНИЯ В ДИСТАНЦИОННОМ ФОРМАТЕ ОБУЧЕНИЯ В ОСНОВНОЙ ШКОЛЕ»

INFORMATION ABOUT THE AUTHORS:

O.M. Komomikova, Ph. D. in Sociological Sciences, Associate Professor, Department of Philology and Social Sciences, Shadrinsk State Pedagogical University, Shadrinsk, Russia, e-mail: olya.orexovo@yandex.ru, ORCID: 0000-0001-5048-3627.

E.I. Potekhin, student, Shadrinsk State Pedagogical University, Shadrinsk, Russia, e-mail: evgeniipotekhin@yandex.ru.

УДК 372.882 DOI: 10.52772/25420291_2022_3_73

Марина Викторовна Копырина, Елена Владимировна Раева

г. Шадринск

Формирование навыков выразительного чтения в дистанционном формате обучения в основной школе

Пандемия 2020 года и последующий переход на дистанционный формат обучения в средней и высшей школе стали стимулом для более активного использования различных ИКТ учителями-предметниками. В статье описываются продуктивные методы и приемы работы по формированию навыков выразительного чтения учащихся основной школы при обучении в дистанционном формате. Авторы описывают методический опыт учителей-словесников «Канашской СОШ» (с. Канаши, Шадринского района, Курганской области) по развитию навыков выразительного чтения с помощью ИКТ. Приводятся примеры применения технологий водкаста, плейкаста, буктрейлера, скрайбинга и др. при проведении дистанционных уроков литературы. В статье даны методические рекомендации для обучаемых по их использованию на практике. Авторы подчеркивают эффективность применения данных технологий, их способность оптимизировать процесс офлайн-обучения, повысить заинтересованность обучаемых в выполнении домашних заданий.

Ключевые слова: выразительное чтение, ИКТ-технологии, дистанционное обучение, водкаст, плейкаст, бук-трейлер, скрайбинг.

Marina Viktorovna Kopyrina, Elena Vladimirovna Raeva

Shadrinsk

Formation of expressive reading skills in the distance learning format in secondary

school

The 2020 pandemic and the subsequent transition to a distance learning format in secondary and higher education have become an incentive for more active use of various ICT by subject teachers. The article describes productive methods and techniques of work on the formation of expressive reading skills of secondary school students when studying in a distance format. The authors describe the methodological experience of literature teachers of the Kanashi secondary school (Kanashi village, Shadrinsk district, Kurgan region) in developing expressive reading skills using ICT technologies. There are examples of the use of podcast, playlist, book-trailer, scribing, etc. technologies on distance literature lessons. The article provides methodological recommendations for pupils on their use in practice. The authors emphasize the effectiveness of the use of these technologies, their ability to optimize the offline learning process, increase the interest of pupils in doing their homework.

Keywords: basic school, expressive reading, ICT technologies, distance learning, podcast, playlist, book-trailer, scribing.

Современная образовательная система ставит педагога в условия постоянно и стремительно меняющейся реальности, которые он обязан оперативно учиться оценивать и переходить на новые формы и форматы работы. Так, в связи с пандемией 2020 года учителя вынуждены в своей работе учитывать не только аудиторный, но и дистанционные форматы работы с учащимися. В связи с этим возникла насущная необходимость описать возможность организации работы над выразительным чтением в онлайн формате.

«Дистанционное обучение (ДО) - совокупность технологий, обеспечивающих доставку обучаемым основного объема изучаемого материала, интерактивное взаимодействие обучаемых и преподавателей в процессе обучения, предоставление обучаемым возможности самостоятельной работы по освоению изучаемого материала, а также в процессе обучения» [1, С. 85-92]. Дистанционное обучение, как одна из разновидностей формы обучения, преследует цель, обусловленную социальным

заказом государства, и отображает предмет процесса обучения, направленное на ФГОС, тем не менее, методы, формы и средства обучения во многом определены особенностью используемой технологической основы.

Обучение с использованием дистанционных образовательных технологий представляет собой потребление образовательных услуг вне учебного заведения с использованием современных информационно-образовательных технологий и телекоммуникационных систем.

Условия проведения дистанционного обучения в основной школе могут отличаться по режиму взаимодействия учителя с учащимися:

1) Урок в режиме онлайн с учащимся, одновременно находящимся у автоматизированного рабочего места;

2) Урок в режиме офлайн. В этом случае фактор места и времени не имеет значения, так как все взаимодействие организовано в отложенном режиме._

73

Подробнее проанализируем особенности организации дистанционных уроков литературы. Для этого обратимся к опыту и методическому материалу дистанционной работы учителей русского языка и литературы МКОУ «Канашская СОШ» с. Канаши, Шадринского района, Курганской области.

При организации дистанционного обучения уроков выразительного чтения рекомендуется использовать универсальную модель урока «Перевернутый класс». «Перевернутый класс (FlippedClass) - это модель обучения, в которой выполнение домашней работы, помимо прочего, включает в себя применение технологий водкаста:

- просмотр видеолекции, презентации совместного доступа;

- чтение учебных текстов, рассмотрение поясняющих рисунков;

- прохождение тестов на начальное усвоение темы» [4, С. 23].

Указанные виды технологии водкаста «Перевернутого класса» позволят не только облегчить процесс обучения выразительному чтению (например, выполнение общих речевых разминок, чтение по ролям, составление памяток/алгоритмов по правильному выразительному чтению и др.), но и разнообразить уроки, привнести творческую составляющую.

Презентации режима совместного доступа, плейкасты и буктрейлеры, видеофильмы, скрай-бинг-ролики и прочие «инструменты» дистанционного обучения обладают важнейшей дидактической ценностью. Сейчас мы имеем возможность наблюдать за последовательным развитием универсальных учебных действий, как постепенно и ступенчато формируется и развивается основательное увлечение книгами, как расширяются горизонты мышления.

Педагоги-теоретики выдвигают предположение, что 90% материала сохраняется в памяти, если учащиеся при реализации самостоятельной работы создают продукт собственным умозаключением, а не принимают готовую информацию от учителя [4, С. 21]. Данный формат работы по формированию и повышению интереса к чтению в основной школе может иметь следующий вид:

- 5-6 класс - совместные презентации, ментальные карты (лист А3).

- 6-7 класс - плейкасты, ментальные карты (лист A3 и/или point и онлайн-ресурс «MindMeister»).

- 7-8 класс - буктрейлеры, видеоролики.

- 8-9 класс - скрайбинг-ролики, скрайбинг-ап-пликации, видеофильмы и др.

- 5-9 класс - видеочтение.

Перечисленные выше виды проектов разнообразны по своей форме: индивидуальная (монопроекты), работа в парах, групповая и коллективная.

Презентации в совместном доступе (онлайн), например в 5 классе, в модели «перевернутого» класса позволяют детям не получать готовую информацию от учителя, а искать ее самостоятельно. К

примеру, учащимся необходимо найти и подготовить выразительное чтение стихотворения русских поэтов, а также подобрать иллюстрации знаменитых художников к нему, выполняя важное требование -информация не может повторяться на слайдах, должна заинтересовывать юного читателя.

В качестве примера приведем опыт дистанционной работы учителя русского языка и литературы «Канашской СОШ» С.В. Раевой.

Изучая творчество А.А. Фета в 5 классе, учитель может дать в качестве домашнего задания выразительное чтение стихотворения о природе на выбор учащегося из заранее предложенного списка, сопровождаемого иллюстративной презентацией. Например, прочтение стихотворения «Зреет рожь над жаркой нивой...» с иллюстрациями русских художников о красоте русских плодородных летних полей (И. Шишкин «Рожь», Г. Мясоедов «Дорога во ржи» и др.).

Таким образом, ученик имеет возможность отработать навык выразительного чтения, а самостоятельный выбор стихотворения и подбор иллюстраций позволит вызвать положительный эмоциональный отклик, который так необходим при выразительном чтении. Такого типа нетрадиционная форма проверки выразительного чтения в дистанционном формате вызывает интерес не только у отвечающего, но и у одноклассников.

В заметках (под слайдом) любой ученик, просматривающий презентацию в общем доступе, может оценить ее на основе разработанных критериев. Таким образом, формируется взаимное оценивание работ, которое дает возможность ученикам критически отнестись как к своим, так и к чужим работам, создается умение мыслить объективно.

Существуют определенные, заранее предоставляемые ученикам правила создания правильно структурированной презентации, которые являются критериями оценивания работы:

1. Слайды должны быть яркими, читаемыми, интересными, содержащими картинки, соответствующие содержанию.

2. Информация не должна повторяться (примечание: относится к работам над конкретным поэтом и/или писателем).

3. Информация о книге занимает не больше трех слайдов.

4. Информация отвечает основополагающим учебным вопросам, данными учителем в начале презентации в плане рекомендаций.

5. Указать автора(ов) слайда при коллективной работе.

6. В случае затруднения в поисках информации воспользуйся предложенными учителем ресурсами.

7. В поле «Заметки» по критериям можно оценить работу одноклассника [4, С. 46].

Кроме того, уже в 5 классе «продвинутые» ученики создают плейкасты. Плейкаст - это композиция, включающая в себя картинки, текст и музы-

ВЕСТНИК ШАДРИНСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО __ __ПЕДАГОГИЧЕСКОГО УНИВЕРСИТЕТА. № 3 (55) 2022_

кальный файл, которые объединены одной определенной темой, для которого также существуют общепринятые этапы создания:

1) Выбор стихотворения.

2) Работа над выразительным чтением: интонация, расстановка логических ударений (помощь родителей, консультация с учителем литературы, просмотр тематических роликов»).

3) Разработка алгоритма создания плейкаста.

4) Поиск соответствующих картинок для создания видеоряда.

5) Поиск музыки.

6) Голосовая запись чтения стихотворения.

7) Соотнесение видеоряда и голосовой записи стихотворения, соотнесение громкости музыки и голоса при чтении.

8) Консультации с учителями литературы и информатики по возникающим вопросам.

9) Монтаж ролика, соотнесение голоса, музыки, видеоряда.

Видеочтение и плейкасты в 6-7 классах, созданные к урокам выразительного чтения стихотворений наизусть, является еще одним шагом в развитии у учащихся ИКТ-грамотности, проявляя творческие способности. Выразительное чтение стихотворений в своем традиционном виде перед классом у доски для многих детей является психологическим испытанием, поэтому видеочтение и плейкасты, созданные к урокам выразительного чтения стихотворений наизусть, - это возможность преодолеть свой страх выступления перед слушателями [3].

Данный формат активно использует Л. В. Ди-митришина - учитель русского языка и литературы «Канашской СОШ». По ее мнению, есть отличная возможность создать плейкаст при изучении лирики М.Ю. Лермонтова в 7 классе. Учащимся заранее предоставляется список стихотворений и рекомендованный список музыкального сопровождения, а также проводится обсуждение алгоритма создания плейкаста. Важным этапом в подготовке выразительного чтения является предварительная индивидуальная работа учителя с учеником: работа над интонацией, расстановка логических ударений и др. В остальном ученику предоставляется творческая свобода. Так, удачным примером подобной работы может являться прочтение стихотворения М.Ю. Лермонтова «Тучи» под музыкальное сопровождение «Debussy: Beau Soir, L. 6» используя картины и фотографии, соответствующие строкам стихотворения.

Учащимся 7 класса, вырабатывая навык выразительного чтения, может быть предложено создать буктрейлеры. Дети читают как «живые» книги, так и электронные. Они интересуются произведениями русских и мировых классиков, с удовольствием читают книги современных писателей русской и зарубежной литературы. Но, как показывает учительская практика, не все. Создание учеником буктрейлеров и их демонстрация одноклассникам - прекрасная возможность вызвать интерес к чтению, парал-

лельно вырабатывая навык декламирования художественного текста. Важно отметить, что в буктрей-лере должно прозвучать выразительное чтение отрывков представленного произведения.

Этапы создания ролика-буктрейлера:

1) Выбрать понравившуюся книгу.

2) Прочитать книгу.

3) Сгруппировать информацию, систематизировать, выделить главное.

4) Ознакомиться с предложенными учителем примерами буктрейлеров с целью определения собственного стиля работы.

5) Создание буктрейлера с помощью инструкции, предложенной учителем, соблюдая требования к работе.

6) Приемлемые жанры буктрейлера: мультфильм, анимация, видеоролик, видеофильм, музыкальный клип, комиксы, скрайбинг-ролики.

7) Соблюдение авторских прав и его указание под видео, текстом, музыкой, рисунков и пр.

8) Работа должна содержать:

- ФИО автора(ов), привлеченных участников -актеров,

- название,

- выразительно прочитанные краткие отрывки из художественного произведения,

- список используемых материалов.

9) Допускаются работы как индивидуальные, так и коллективные.

10) Допустимые форматы буктрейлеров *avi, *тр4.

11) Длительность не более 3 минут (включая титры) [4, С. 52].

Таким образом, в 7 классе может быть создан буктрейлер по произведению Л.Н. Андреева «Кусака» в жанре видеоролика, в котором могут быть использованы вырезки из художественных фильмов, мультфильмов, иллюстрации, основная информация (герои, персонажи, сюжет и т.д.), звуковое, голосовое (прочтение отрывков), а также музыкальное сопровождение. Основная цель бук-трейлера - привлечь внимание к произведению с помощью аудиовизуальных средств, из которых главным будет - выразительное чтение.

Ученики 8-9 классов «выросли» из прежнего формата работ, поэтому представляют выразительное чтение в более сложном виде. Это скрайбинг-ролики, видеоролики, видеофильмы. Скрайбинг -один из возможных способов выразительно прочитать текст с помощью иллюстрирования ключевых моментов. С дополнительными зарисовками ученикам интересно воспринимать художественный текст. Это получается интересно и наглядно.

Примером могут служить работы учеников 9 классов Канашской школы при изучении творчества А.С. Грибоедова, а именно его пьесы «Горе от ума». Учащиеся довольно удачно создавали и презентовали скрайбинг-ролики или скрайбинг-аппли-кации. Сменяющиеся нарисованные от руки создателем картинки наглядно дополняют выразительное прочтение произведения.

Универсальной творческой деятельностью в условиях дистанционного обучения, которая подходит детям 5-9 классов, является видеочтение. Любое лирическое или прозаическое произведение может быть прочитано на камеру в стандартной форме «возле белой стены» или в декорациях, в обычном виде или костюмированном, индивидуально или с массовкой, с музыкальным сопровождением или без него. Вариантов прочтения множество. Это самый простой, но и самый вариативный вид выразительного прочтения.

Например, учителями русского языка и литературы Канашской школы в последние годы успешно практикуется видеочтение учениками стихотворений темы войны, которые могут быть подобраны в соответствии с возрастом и прочитаны в военной форме или же в официальной одежде, на однотонном фоне или с соответствующими декорациями, без музыки или с музыкальным сопровождением песен военных лет и т.д.

Надо помнить, что не все дети имеют способность к монтажу, дизайну, пению, рисованию и учитель может столкнуться с проблемой отказа в подобных видах работы. Необходимо понимать, что любой творческий процесс требует вдохновения, терпения и желания. Ученика, не имеющего

всего перечисленного, не следует заставлять выполнять подобные задания, тем более упрекать за их невыполнение. Скорее всего, предложенные творческие задания будут иметь свободный характер - «на дополнительную оценку». Несмотря на это, главной целью всех видов деятельности остается формирование навыка выразительного чтения, поэтому отказ ученика от самого чтения следует принять настороженно, выяснить причины отказа и проработать возможные психологические или физические барьеры.

Подводя итоги, следует отметить, что традиционный метод развития выразительных навыков дистанционного чтения эффективен в сочетании с современными подходами к обучению. ИКТ -мощный мотиватор в процессе изучения искусства слова и художественной литературы [2, С. 50]. При использовании ИКТ нельзя не отметить личностный рост ребенка, его духовный и нравственный рост. Перечисленные цифровые технологии в сочетании с уроками выразительного чтения позволяют решать очень важные задачи: внутренне развивать человека, расширять его кругозор, делать его мыслящим, любить хорошие книги. Работа проектным методом дистанционного формата эффективна во всех смыслах, что подтверждается опытом учителей-словесников «Канашской СОШ».

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

1. Абдуллаев, С.Г. Оценка эффективности системы дистанционного обучения / С.Г. Абдуллаев. - Текст : электронный // Телекоммуникации и информатизация образования. - 2007. - № 3. - С. 85-92. - URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=12789479 (дата обращения: 11.05.2022).

2. Алексеева, М.А. Методика преподавания литературы. Практикум : учеб. пособие / М.А. Алексеева. - Москва : Юрайт, 2020. - 98 с. - URL: https://urait.ru/bcode/455379 (дата обращения: 11.05.2022). - Режим доступа: по подписке ШГПУ. - Текст : электронный.

3. Воробьева, Г.А. Организация выразительного чтения на уроках литературы / Г.А. Воробьева. - Текст : электронный // Мультиурок : [сайт]. - URL: https://multiurok.ru/files/organizatsiia-vyrazitelnogo-chteniia-na-urokakh-li.html (дата обращения: 11.05.2022).

4. Ольнев, А.С. Использование новых технологий в дистанционном обучении / А.С. Ольнев, Н.М. Румянцев. -Текст : непосредственный // Актуальные проблемы современной науки. - 2011. - № 1. - С. 96.

REFERENCES

1. Abdullaev S.G. Ocenka effektivnosti sistemy distancionnogo obucheniya [Evaluation of the effectiveness of the distance learning system]. Telekommunikacii i informatizacija obrazovanija [Telecommunications and informatization of education], 2007, no. 3, pp. 85-92. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=12789479 (Accessed 05.11.2022).

2. Alekseeva M.A. Metodika prepodavaniya literatury. Praktikum: ucheb. posobie [Methods of teaching literature. Workshop]. Moscow: Yurayt, 2020. 98 p. - URL: https://urait.ru/bcode/455379 (Accessed 05.11.2022).

3. Vorobyova G.A. Organizaciya vyrazitelnogo chteniya na urokax literatury [Organization of expressive reading in literature lessons]. Mul'tiurok [Multi-lesson]: [site]. URL: https://multiurok.ru/files/organizatsiia-vyrazitelnogo-chteniia-na-uro-kakh-li.html (Accessed 05.11.2022).

4. Olnev A.S., Rumyantsev N.M. Ispolzovanie novyx texnologij v distancionnom obuchenii [The use of new technologies in distance learning]. Aktual'nye problemy sovremennoj nauki [Actual problems of modern science], 2011, no. 1, pp. 96.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРАХ:

М.В. Копырина, кандидат педагогических наук, доцент кафедры филологии, и социогуманитарных дисциплин, ФГБОУ ВО «Шадринский государственный педагогический университет», г. Шадринск, Россия, e-mail: marina_kopyrina_2010@mail.ru, ORCID: 0000-0001-6511-6141.

Е.В. Раева, магистрант, ФГБОУ ВО «Шадринский государственный педагогический университет», г. Шадринск, Россия, lena.korotovskikh@yandex.ru.

ВЕСТНИК ШАДРИНСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО __ПЕДАГОГИЧЕСКОГО УНИВЕРСИТЕТА. № 3 (55) 2022_2542-0291

INFORMATION ABOUT THE AUTHORS:

M.V. Kopyrina, Ph. D. in Pedagogic Sciences, Associate Professor, Department of Philogy and Social Sciences, Shadrinsk State Pedagogical University, Shadrinsk, Russia, e-mail: marina_kopyrina_2010@mail.ru, ORCID: 0000-0001-6511-6141.

E.V. Raeva, Master's Student, Shadrinsk State Pedagogical University, Shadrinsk, Russia, e-mail: lena.korotovskikh@yandex.ru.

УДК 378.16:81 DOI: 10.52772/25420291_2022_3_77

Екатерина Александровна Король, Наталья Валерьевна Грибачева

г. Челябинск

Развитие коммуникативной компетенции обучающихся в процессе дистанционного обучения английскому языку в высшей школе

В статье анализируется возможность развития коммуникативной компетенции обучающихся в процессе дистанционного обучения английскому языку в высшей школе. Цель статьи заключается в выявлении достоинств и недостатков дистанционного метода обучения за прошедший период пандемии, а также возможностях улучшения данного формата для более высоких показателей эффективности. Статья рассматривает групповые занятия в образовательных учреждениях высшей школы. Список методов, применённых в этом исследовании, включает анализ отзывов студентов и педагогов Южно-Уральского государственного гуманитарно-педагогического университета о прошедших занятиях. В результате были выявлены и описаны наиболее частые проблемы, возникающие в процессе онлайн обучения, которые препятствовали развитию коммуникативной компетенции обучающихся. Были предложены пути решения данных проблем, а также программы, позволяющие улучшить процесс дистанционного обучения. В статье подчеркивается особая роль мотивационной составляющей учебного процесса как у учащихся, так и у педагогов. Авторы приходят к выводу, что формирование коммуникативных навыков возможно, может быть эффективным при наличии у педагога времени и желания на более тщательную подготовку к онлайн занятиям, а также использованию современных методов обучения.

Ключевые слова: дистанционное обучение, коммуникативная компетенция, коммуникативные навыки, мотивация обучения, онлайн ресурсы, онлайн платформы, онлайн урок.

Ekaterina Alexandrovna Korol, Natalia Valerievna Gribacheva Chelyabinsk

Developing students' communicative competence in the process of distance English language learning in higher school

The article analyses the possibility of developing the communicative competence of students in the process of distance English learning in higher school. The aim of the article is to highlight the advantages and disadvantages of the method of distance learning through the past period of the pandemic, as well as the possibilities of improving this format for higher efficiency index. The article is devoted to group classes in educational institutions of higher education. The list of methods used in this article includes an analysis of the feedback of students and teachers of the South Ural State Humanitarian Pedagogical University about the past online classes. As a result, the most frequent problems appearing in the process of distance learning, which prevented the development of students' communicative competence, were identified and described. The solutions to these problems are suggested in the paper, as well as programs to improve the process of distance learning. The article stresses the special role of the motivational component of the educational process for both students and teachers. The authors conclude that the development of communication skills may be effective if the teacher has the time and desire for careful preparation for online classes, as well as for the use of modern teaching methods.

Keywords: distance learning, communicative competence, communication skills, learning motivation, online resources, online platforms, online lesson.

Одной из важнейших целей обучения иностранному языку является формирование коммуникативной компетенции у обучающихся. Наличие данной компетенции предполагает способность учащегося разрешать коммуникативные задачи при помощи языковых средств. При обучении английскому языку коммуникативная деятельность реализуется через все её виды: аудирование, говорение, письмо и чтение. Главной задачей преподавателя в данном случае выступает подбор материа-

лов, средств, техник, методик, а также создание речевой ситуации для деятельности учащихся. Реализация данных задач в условиях очных занятий не вызывает дополнительных сложностей у молодых педагогов, так как существует большое количество наработок. Опытные же педагоги уже имеют свою собственную базу средств, знаний и методик, что позволяет им усовершенствовать старые формы и вносить креатив, подстраиваясь под современные запросы общества.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.