INFORMATION ABOUT THE AUTHOR:
K.A. Karavaeva, 5th year student, direction of training: Pedagogical education (with two profiles), profiles "English", "German", e-mail: [email protected], ORCID: 0000-0001-9095-8703.
SCIENTIFIC DIRECTOR:
R.A. Cheremisinova, Ph. D. in Pedagogic Sciences, Associate Professor, Department of Foreign Languages and Methods of Teaching Foreign Languages, Federal State Budgetary Educational Institution of Higher Education «Vyatka State University», Kirov, Russia, e-mail: [email protected], ORCID: 0000-0002-2434-7629.
УДК 001.11 DOI 10.52772/25420291_2021_2_105
Дмитрий Викторович Кириченко
д. Бутово, Московская область
Особенности организации учебного процесса при дистанционном обучении
Статья посвящена актуальной на сегодняшний день теме, обусловленной выявленной проблематикой, а именно несоответствие потребностей современной школы с ее возможностями и пути решения данной проблемы. Автор рассматривает плюсы дистанционного обучения и как они помогают в различных ситуациях ученику и учителю, а также минусы дистанционного обучения, подчеркивая, что на данный момент дистанционное обучение - вспомогательный инструмент для образовательных организаций. Помимо этого автор обозначает задачи, которые необходимо решить при организации дистанционного обучения, а также обращает внимание на поведение учеников и учителей, их роль и поведение. Итогом статьи высказывается мысль о том, что только сбалансированное сочетание традиционных форм обучения и дистанционного образования помогут достичь наилучшего результата.
Ключевые слова: дистанционное обучение; особенности организации дистанционного обучения; компьютерные технологии; учебные платформы; онлайн обучение.
Dmitry Viktorovich Kirichenko
Butovo village, Moscow region
Features of the organization of the distant educational process
The article is devoted to the current topic due to the identified problems, namely, the discrepancy between the needs of a modern school and its capabilities and the ways to solve this problem. The author examines the advantages of distance learning and how they help students and teachers in various situations, as well as the disadvantages of distance learning, emphasizing that at the moment distance learning is an auxiliary tool for educational organizations. In addition, the author identifies the tasks that need to be solved when organizing distance learning and also draws attention to the behavior of students and teachers, their role and behavior. The result of the article suggests that only a balanced combination of traditional forms of education and distance education will help to achieve the best result.
Keywords: distance learning, features of the organization of distance learning, computer technologies, educational platforms.
В последнее время дистанционное обучение приобретает все большее значение. Это связано не только со сложившейся ситуацией в мире, но и стремительным развитием технологий. Вследствие чего перед учителем стоит проблема повышения учебной мотивации и развития активности на уроках математики.
Дистанционное образование - это совокупность дистанционных технологий, применяемых в рамках признанных форм обучения (очная, очно-заочная, заочная). Цель создания дистанционного обучения - снижение учебной нагрузки на учителя, повышение качества обучения. Система дистанционного обучения стала чрезвычайно популярной формой обучения в силу своего удобства и гибкости [1].
Возможность и способность учителя, школы, родителей оперативно реагировать на запросы общества - очень ценное качество в современном мире. Очевидно, что невозможно представить школу без современных технологий, даже не смотря на
трудности их применения (финансовые и другие возможности различны в регионах страны). Дистанционное обучение предоставляет возможность обучаться всем, делает образование более доступным и предоставляют учителю колоссальные возможности для проведения интересного, полноценного урока. Компьютер выступает в роли демонстрационного средства, через который можно просмотреть презентацию к уроку, видео, проводить уроки онлайн через такие программы как Skype или Zoom, а также предоставляет возможность обучения в игровой форме на учебных платформах. Стоит отметить, что организация проведения дистанционного урока занимает больше времени, чем подготовка к традиционному уроку, и имеет свои плюсы, минусы и особенности.
Начнем с положительных сторон.
1. Проведение дистанционного урока позволяет провести его более красочно, наглядно, масштабно, что, конечно же, заинтересует молодое поколение и повысит интерес к предмету.
ISSN 2542-0291
JOURNAL OF SHADRINSK STATE PEDAGOGICAL UNIVERSITY. No. 2 (50) 2021
105
ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ
2. Дистанционное обучение помогает найти для каждого ученика индивидуальный подход, видеть пробелы в знаниях и помочь оперативно решить. Все это делается с помощью обучающих платформ с личным кабинетом для каждого ученика, чатом, статистикой и многое другое. Такой подход позволяет видеть полную картину базы знаний и восполнять ее с помощью интересных заданий в интересном для детей формате, отличающимся от традиционных занятий.
3. Кроме индивидуального подхода есть возможность подобрать индивидуальный темп обучения и сроки выполнения заданий.
4. В математике дистанционное обучение поможет учителю организовать работу с отстающими и пропускающими занятия детьми.
5. Разные формы дистанционного обучения могут выступать в виде тренажеров для отработки конкретных тем, которые трудны для понимания.
6. Избавление учителя от рутинных процессов. К примеру, используя образовательную платформу, учитель может выбрать задание по теме и отправить ссылку ученикам, выполненные задания система проверит за учителя, тем самым сэкономив ему время.
7. Возможность приобретения новых навыков и освоения новых технологий. На современном рынке труда востребованы специалисты, умеющие пользоваться интерактивными сервисами и платформами. Такие навыки полезны как учителям, так и ученикам в будущем.
8. Актуальность заданий. Печатные издания не смогут переиздаваться с такой скоростью, с какой сможет обновляться электронная база заданий, учебников и пособий.
9. Доступность материалов для изучения. В настоящее время многие учебники и другие пособия можно найти бесплатно в интернете. Это быстро и удобно.
Существуют некоторые проблемы и сложности при дистанционном обучении. Для начала стоит обозначить, что дистанционное обучение в России не налажено как полностью автономный учебный процесс, это скорее помощь в ситуациях, когда занятия вживую невозможны - болезнь, отъезд, карантин и тому подобные вещи. Далее обозначим проблемы.
1. Использование интернет технологий в учебном процессе требует необходимости адаптирования учебных материалов нового формата, перестройки организационных моментов, переподготовки учителей.
2. Необходимо позаботиться о налаженном процессе с бесперебойным интернетом, возможностью доступа к компьютеру, как у учеников, так и учителей. Это требует определенного финансирования от властей или частных спонсоров.
3. Как бы ни были прекрасны результаты дистанционного обучения, никто не отменял раз-
ного рода факторы, которые могут помешать учебному процессу. Отключение света - и ученик теряет возможность на неопределенный период заниматься и отправлять задания на проверку, невозможность контролировать честность ученика, который может делать задания нечестно или вовсе их не делать. Общение остается важной частью всей жизни в том числе и обучения.
4. Сужая проблематику, на уроках математики необходимо не только электронные носители и представление материала с них, но и объяснение у доски, что сложно обеспечить в цифровом формате. Поэтому, на взгляд автора, в настоящее время возможно обеспечить достаточное получение знаний, но есть нюансы такие как вывод алгебраических формул или доказательство теорем, которые лучше обговаривать при живом контакте с учениками.
5. Повышенная потребность в мотивации учеников к самостоятельной учебной деятельности. Компьютерные технологии сами по себе не могут вдохновлять и поощрять интерес к предмету, поэтому учитель как никогда должен проявлять находчивость и талант к организации учебного процесса.
6. Отсутствие границы между рабочим временем и отдыхом. Работая дистанционно, невозможно четко установить часы работы и изолироваться от других членов семьи, что может привести к постоянному вмешиванию в процесс работы учителя.
7. Влияние компьютера на здоровье. Длительное пребывание за экраном компьютера в сидячем положении негативно сказывается на зрении, дает нагрузку на позвоночник, ученики ведут малоподвижный образ жизни, что может привести к ожирению.
Таким образом, при дистанционном обучении необходимо решить несколько задач: организация учебного процесса, содержание материала, реализация и отбор информации, какие средства обучения и взаимодействия необходимо использовать, выбор дистанционной технологии. В результате этого, дистанционное обучение даст новые возможности ученикам, появится больше самостоятельности, ученики научатся взаимодействовать в сети интернет, также грамматически правильно оформлять работы, будут поддерживать дисциплину, быть вежливыми, терпимыми. Учитель, в свою очередь, также должен приспосабливаться к новым условиям, быстро реагировать и отвечать ученикам, мотивировать к познанию и придумывать интересные формы проведения урока, поощрять и подбадривать учеников.
Новые технологии в педагогическом процессе невозможны без использования компьютеров и цифровых средств. Они позволяют раскрыть педагогические методы и их возможности, но только сбалансированное сочетание традиционных форм обучения и дистанционного образования помогут достичь наилучшего результата.
ВЕСТНИК ШАДРИНСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО 106_ПЕДАГОГИЧЕСКОГО УНИВЕРСИТЕТА. № 2 (50) 2021_ 2542-0291
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 1. Карпова, Л.И. О применении дистанционных образовательных технологий / Л.И. Карпова, Д.А. Никитин. -Текст : непосредственный // Научный вестник Московского государственного технического университета гражданской авиации. - 2018. - № 191. - С. 105-109. REFERENCES
1. Karpova L.I., Nikitin D.A. On the application of distance educational technologies [On the use of distance learning technologies]. Nauchnyj vestnikMoskovskogo gosudarstvennogo tekhnicheskogo universiteta grazhdanskoj aviacii [The Civil Aviation High Technologies (Nauchnyi VestnikMGTU GA)], 2018, no. 191, pp. 105-109. СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРЕ:
Д.В. Кириченко, учитель математики, МБОУ «Бутовская СОШ № 1», д. Бутово, Московская область, Россия, e-mail: [email protected], ORCID:0000-0002-1050-3985. INFORMATION ABOUT THE AUTHOR:
D.V. Kirichenko, Mathematics Teacher, Butovskaya Secondary School No. 1, Butovo village, Moscow region, Russia, e-mail: [email protected], ORCID:0000-0002-1050-3985.
УДК 372.462 DOI 10.52772/25420291_2021_2_107
Мария Александровна Коврова, Анна Анатольевна Заколупина
г. Киров
Фразеологизмы как средство развития лингвокультурологической компетенции у третьеклассников на уроках русского языка
Статья посвящена актуальной проблеме развития лингвокультурологической компетенции младших школьников на уроках русского языка. Ведущими методами исследования являются теоретический анализ, синтез, беседа с учителями начальных классов, диагностика уровня развития лингвокультурологической компетенции И. А. Чиликовой, методы количественной и качественной обработки результатов. Основными результатами статьи стало описание упражнений с фразеологизмами, предусматривающих целенаправленное развитие лингвокультуро-логической компетенции через специальную компоновку фразеологизмов, ценных с точки зрения культурологической информации; подбора учебных текстов, отражающих лингвокультурологическую информацию; формулирование заданий, связанных с освоением культурного контекста. Представлены примеры разработанных упражнений с фразеологизмами для этапов словарно-орфографической работы и закрепления знаний по изученной на уроке теме. Результаты исследования могут быть использованы в практике обучения младших школьников и при дальнейшей разработке решения проблемы развития лингвокультурологической компетенции в начальной школе.
Ключевые слова: фразеологизмы, лингвокультурологическая компетенция, русский язык, упражнения, младшие школьники.
Maria Alexandrovna Kovrova, Anna Anatolyevna Zakolupina
Kirov
Phraseologisms as a means of developing linguocultural competence in third-graders in
Russian lessons
The article is devoted to the actual problem of the development of linguocultural competence of primary schoolchildren at the lessons of the Russian language. The leading research methods are theoretical analysis, synthesis, conversation with primary school teachers, diagnostics of the level of development of linguocultural competence of I. A. Chilikova, methods of quantitative and qualitative processing of results. The main results of the article were the description of exercises with phraseological units, providing for the purposeful development of linguocultural competence through a special arrangement of phraseological units that are valuable from the point of view of culturological information; selection of educational texts that reflect linguistic and cultural information; formulation of tasks related to the development of the cultural context. The examples of the developed exercises with phraseological units for the stages of vocabulary and spelling work and consolidation of knowledge on the topic studied in the lesson are presented. The results can be used in the practice of teaching primary schoolchildren and in the further development of a solution to the problem of developing linguistic and cultural competence in primary school.
Keywords: phraseological units, linguistic and cultural competence, Russian language, exercises, primary school students.
В федеральном государственном образовательном стандарте начального общего образования указано, что предметные результаты освоения программы по русскому языку должны отражать формирование у младших школьников первоначальных представлений о языке как основе национального
самосознания, понимание обучающимися того, что язык представляет собой явление национальной культуры. Восприятие русского языка как явления национальной культуры является личностным результатом освоения образовательной программы. Между тем, С.В. Плотникова и И.А. Чиликова
ISSN 2542-0291
JOURNAL OF SHADRINSK STATE PEDAGOGICAL UNIVERSITY. No. 2 (50) 2021
107