PEDAGOGICAL SCIENCES
УДК 371.3
Яна Олеговна Опарина, Оксана Анатольевна Шабанова
г. Санкт-Петербург
Развитие познавательного интереса и учебной мотивации через внедрение модели
персонализированного обучения
В статье рассматриваются вопросы эффективного использования средств дистанционного обучения, решения проблемы мотивации и развития познавательного интереса школьников на примере возможностей цифровой образовательной платформы «СберКласс». Анализируется специфика, достоинства и недостатки, а также перспективы использования электронных образовательных ресурсов для повышения уровня мотивации как одаренных, так и академически неуспевающих учащихся. Затрагивается вопрос необходимости развития навыков soft skills (гибких навыков). Описывается практика внедрения шкалы учебных целей, как возможность построения индивидуальной образовательной траектории.
Ключевые слова: дистанционное обучение, цифровая образовательная платформа, мотивация, развитие познавательного интереса, персонализированная модель обучения.
Iana Olegovna Oparina, Oksana Anatolievna Shabanova
Saint Petersburg
Development of cognitive interest and learning motivation through the introduction of a
personalized learning model
The article discusses the issues of effective use of distance learning tools, solving the problem of motivation and the development of the cognitive interest of schoolchildren on the example of the capabilities of the digital educational platform "SberClass". The specificity, advantages and disadvantages, as well as the prospects for using electronic educational resources to increase the level of motivation of both gifted and academically unsuccessful students are analyzed. The question of the need to develop soft skills is touched upon. The practice of introducing a scale of educational goals is described as an opportunity to build an individual educational trajectory.
Keywords: distance learning, digital educational platform, motivation, development of cognitive interest, personalized learning model.
На сегодняшний день одной из основных целей современного образования является формирование всесторонне развитой личности, включенной в социально значимую деятельность общества. В современных реалиях только лишь знаний по отдельным предметам школьной программы недостаточно для успешной профессиональной деятельности, поэтому возникла необходимость развития soft skills или гибких навыков, под которыми подразумевается комплекс независящих от конкретной работы навыков (коммуникабельность, умение работать в команде, эмоциональный интеллект, критическое мышление и др.). Пресыщение учебного процесса теоретическими знаниями ставит перед современным образованием проблему, когда ученики владеют широким спектром теоретических знаний, которые они не могут применить на практике. Реализация компетентно-деятельностного подхода предполагает не только владение знаниями и способами, но и применение их как в стандартных, так и в нестандартных ситуациях, когда необходим творческий подход в решениях той или иной проблемы. Средства цифровой дидактики предоставляют возможность включения в педагогическую практику заданий, отвечающих требованиям современного образования. Из учебной практики исчезает изложение материа-
ла, так как теперь фокус ориентирован на развитие регулятивных и коммуникативных навыков учащихся. Ученик точно знает, над чем он работает и зачем ему это надо. Построение индивидуальной образовательной траектории каждого обучающегося становится обязательным условием прохождения учебного материала. Учитель имеет широкий спектр средств, которые помогают ему организовывать такой процесс: электронные образовательные ресурсы, готовые образовательные платформы, а также возможности открытого образования. Безусловно, развитие гибких навыков у подрастающего поколения при такой организации процесса становится одной из основных задач школы. При этом при организации персонализированного обучения, направленного на развитие soft skills, на первый план выдвигается вопрос мотивации обучающихся, как одаренных, так и академически неуспевающих.
Вопросы мотивации активно разрабатывались как в зарубежной, так и в отечественной науке. Еще в начале XX века Л.С. Выготский [1] обозначил проблему изучения связей, объединяющих эмоции с более сложными психологическими системами, которую определил как одну из главных задач научной психологии. Он одним из первых установил тесную связь между интеллектуальной и эмоцио-
ISSN 2542-0291
JOURNAL OF SHADRINSK STATE PEDAGOGICAL UNIVERSITY. No. 4 (48) 2020
69
ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ
нально-волевой сторонами личности, подчеркивая, что именно их совместная работа лежит в основе успешной жизнедеятельности. В своих трудах другой отечественный ученый А.Н. Леонтьев [2] отмечал, что нельзя рассматривать мышление в отрыве от чувственной деятельности. В. Хеннингом [3], сотрудником Центрального института по изучению проблем молодежи в Лейпциге, были выделены виды мотивов учебной деятельности в соответствии с ценностными притязаниями, а именно:
- гражданский мотив как долг;
- познавательный мотив как притязания на овладение новым знанием и навыками;
- мотив социальной идентификации с родителями как притязание на признание со стороны родителей своих заслуг в учебе и поведении;
- мотив социальной идентификации с учителем как притязание на признание со стороны учителя своих высоких достижений в учебе и поведении;
- мотив переживания как притязание на способность испытывать особые эмоции, связанные с привлекательностью учебного материала, его занимательностью и многообразием;
- материальный мотив как притязание на некий залог в будущем, создающий базу для достойной материальной жизни;
- мотив значения как притязание на высокий социальный престиж среди сверстников.
Параллельно с этим актуальным стало дистанционное обучение. Эпидемиологическая ситуация 2020 года показала сложности в организации нетрадиционного для многих педагогов удаленного взаимодействия с учащимися. Это обосновывает возросший спрос на электронные цифровые платформы для обучения. Были модернизированы и расширены уже существовавшие до этого системы, а также представлены новые, исходя из существующих научных разработок в сфере образования и психологии, представляющие хорошо структурированный, разнообразный и качественный учебный материал, мотивирующий ребенка на изучение учебных предметов по своей выбранной траектории.
Одной из таких платформ стал «СберКласс» -школьная цифровая платформа (ШЦП), анонсированная Сбербанком в 2019 году. Согласно положению основной целью обучения с применением ШЦП как важной составляющей в системе непрерывного образования является обеспечение доступности качественного и эффективного образования всеми категориями обучающихся независимо от места их нахождения, состояния здоровья и социального положения с учетом индивидуальных образовательных потребностей на основе персона-лизации процесса образования. Обучение с использованием ШЦП является одной из форм организации обучения, которое составлено в соответ-
ствии с требованиями ФГОС (Федеральный государственный образовательный стандарт), ПООП (примерные основные образовательные программы) и позволяет внедрить в процесс персонализированную модель образования. Главной идей такой модели является то, что учащийся выступает субъектом учебной деятельности. Ему предоставляется возможность самостоятельно проектировать собственную образовательную траекторию, выбирать себе учебные цели и задачи, контролировать свое время, выбирать задания и их уровень сложности, способы их решения. В персонализированной модели используется шкала учебных целей - структурированный по уровням ожидаемый результат:
1.0 - начальный уровень заинтересованности (принципиальной готовности) к изучению модуля.
2.0 - первый уровень: уровень простейшего понимания, не механическая репродукция; действия по образцу, непосредственное применение формул и алгоритмов; отдельные элементы сложного действия (например, на 3.0 играть в баскетбол, на 2.0 - подача определенным типом, ведение мяча и проч.).
3.0 - второй уровень: целевое умение, на которое направлено содержание модуля; анализ и понимание, которое можно применить к разным примерам и обстоятельства; синтез нескольких простых элементов.
4.0- третий уровень: исследование, проектирование, перенос знаний и умений в другой предмет или дисциплинарную область, синтетическое (охватывает разные темы одного предмета) или междисциплинарное умение, применение знаний в практических ситуациях.
Учащийся может выбрать свою форму работы: индивидуально, в парах или в группе, а также материалы, которые необходимы для решения учебной задачи: документы, иллюстрации, видеофрагменты и др. Подобная модель создает условия для индивидуализации воспитания и развития, для реализации потенциала личности. Создатели платформы подчеркивают, что платформа - это инструмент в реализации персонализированной модели образования, она не может заменить учителя. Учитель выступает в качестве навигатора, помощника в случае необходимости для учащихся. Безусловным плюсом платформы является подход к обучению и поддержке именно преподавателей. Прежде чем начать использование платформы необходимо пройти курс подготовки, где специалисты сервиса подробно разбирают специфику работы, отвечают на возникающие вопросы и оказывают методическую помощь.
Анализируя платформу, можно выделить следующие особенности:
1. Структурирование материала вокруг больших идей (ключевых, базовых понятий) по каждому предмету - модулей. Трудоемкость модуля составляет от 3 до 24 астрономических
ВЕСТНИК ШАДРИНСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО __ПЕДАГОГИЧЕСКОГО УНИВЕРСИТЕТА. № 4 (48) 2020_2542-0291
PEDAGOGICAL SCIENCES
часов (45 минут урока и на каждый урок 15 минут домашнего задания). Эта цифра не является окончательной и может изменяться педагогом в зависимости от возможностей конкретного класса. Трудоемкость междисциплинарных модулей не менее 8 часов. В структуре модуля выделяют следующие компоненты:
- шкалы учебных целей (уровни 2.0, 3.0, 4.0);
- ведущие («большие») идеи — фундаментальное ядро содержания модуля;
- ключевые понятия;
- задачи для учащихся, включая проблемные вопросы, которые будут решены в процессе освоения модуля (в выполнении задач, дискуссиях, решении кейсов и пр.); модули содержат избыточное количество задач, т. е. ученик имеет возможность выбрать их одно или несколько из широкого «веера»;
- примерный тематический план (ориентировочный, гибкий);
- формы организации образовательного процесса;
- способы оценки и самооценки, формы итогового контроля;
- ресурсное обеспечение модуля.
2. Возможность создания персонального плана совместно с учеником;
3. Возможность настройки каждого модуля в соответствии с возможностями отдельных учеников;
4. Выбор тех или иных задач самим учеником на определённом этапе прохождения модуля;
5. Возможность создания собственного модуля учителем;
6. Возможность использования игровых элементов для мотивации учащихся;
7. Постоянный мониторинг достижений каждого ученика по отдельным предметам и в целом.
На возможностях мотивации стоит остановиться подробнее. На платформе мотивационному блоку уделяется особое внимание, что является несомненным плюсом как при работе с заинтересованными, одаренными детьми для поддержания и углубления предметного интереса, так и для академически неуспевающих, поскольку дает возможность в своем темпе познакомиться с наиболее интересными аспектами темы. В качестве мотивирующего блока платформа предлагает разные типы заданий: как проблемные, неоднозначные вопросы, так и игровые формы (тотализаторы), видеофрагменты для анализа, иллюстративный материал, в том числе юмористический, популярный среди учащихся (мемы). Каждый мотивационный блок плавно переходит в блок усвоения новых знаний.
Основной акцент в предложенных заданиях сделан на организацию работы в парах и в группах.
Такая форма работы предполагает формирование самообучающегося сообщества с постепенной передачей ответственности от учителя к ученикам. Педагог помогает детям осмыслить цели посещения школы, выяснить соотнесение с личными интересами и целями. Развитие учебной самостоятельности становится основной задачей педагога. Конечно, это не происходит сразу. Требуется время для перестройки учебной деятельности. Сначала происходит сокращение доли фронтального обучения и наполнение учебными задачами, ориентированными на работе в парах, группе. Потом детям предоставляется право влиять не только на свою образовательную траекторию, но и на жизнь в классе и в школе. Без внедрения культуры персонализированного обучения организация такого процесса обучения невозможна. Групповые формы работы, вариативность выбора заданий, распределение заданий по уровням целей позволяют быть успешным каждому ученику, соперничать с самим собой, ведь платформа позволяет проверить выполнение задания каждым учеником, оценить весь спектр индивидуальных достижений, в том числе и развитие гибких навыков. Разнообразие форм оценивания (автоматическая проверка, самопроверка учеником по представленным ключам, взаимопроверка школьниками по ключам, например, в парах, индивидуальная проверка учителем по рубикато-ру), сопровождение задания четкими критериями оценивания, которые видны ребенку сразу, исключает субъективность отметки, позволяет ребенку двигаться в нужном ему темпе.
Несмотря на это у платформы есть ряд минусов. Школьная цифровая платформа - это средство для качественного внедрения персонализированного обучения в классе. Но как у всех электронных средств обучения есть определенные требования к техническим устройствам: браузер, качество сети Интернет дома, современное программное обеспечение. Использование платформы на уроке ставит вопрос обеспечения класса техническими средствами, имеющими доступ к сети Интернет, и организации учебного пространства, предлагающего выбор своего способа изучения темы: работа в группе, в парах, индивидуально. Особое внимание придется уделить работе с родителями и выработке общего видения с ними организации учебного процесса в школе и дома. Следует сказать и о том, что любая платформа не будет работать без учителя, его умения ввести в тему, организовать и сопровождать процесс, давать качественную обратную связь. Для такой модели обучения нужен учитель, который не боится изменить привычную методику обучения, который готов стать партнером для своих учеников.
ISSN 2542-0291
JOURNAL OF SHADRINSK STATE PEDAGOGICAL UNIVERSITY. No. 4 (48) 2020
71
ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1. Выготский, Л.С. Собрание сочинений. В 6 т. Т. 6. Научное наследство / Л.С. Выготский. - Москва : Педагогика, 1984. - 400 с. - Текст : непосредственный.
2. Леонтьев, А.Н. Деятельность, сознание, личность / А.Н. Леонтьев. - Москва : Политиздат, 1975. - 304 с. -Текст : непосредственный.
3. Лидерс, А.Г. Мотивы учения у школьников / А.Г. Лидерс, В. Хенниг. - Текст : электронный // Вопросы психологии. - 1980. - № 1. - URL: http://www.voppsy.ru/issues/1980/801/801161.htm (дата обращения: 5.11.2020).
4. СберКласс : [web-сайт]. - Москва : ШЦП, 2020. - URL: https://sberclass.ru/ (дата обращения: 05.11.2020). -Текст : электронный.
REFERENCES
1. Vygotskij L.S. Sobranie sochinenij. V 6 t. T. 6. Nauchnoe nasledstvo [Collected Works. In 6 vols. Vol. 6. Scientific heritage]. Moscow: Pedagogika, 1984. 400 p.
2. Leont'ev A.N. Dejatel'nost', soznanie, lichnost' [Activity, consciousness, personality]. Moscow: Politizdat, 1975. 304 p.
3. Liders A.G., Hennig V. Motivy uchenija u shkol'nikov [Elektronnyi resurs] [Motives of learning among schoolchildren]. Voprosy psihologii [Questions of psychology], 1980, no. 1. URL: http://www.voppsy.ru/issues/1980/801/801161.htm (Accessed 5.11.2020).
4. SberKlass: [web-sajt] [Elektronnyi resurs] [SberKlass]. Moscow: ShCP, 2020. URL: https://sberclass.ru/ (Accessed 05.11.2020).
СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРАХ:
Я.О. Опарина, учитель истории, ГБОУ школа №100, г. Санкт-Петербург, Россия, e-mail: [email protected], ORCID: 0000-0003-4231-7447.
О.А. Шабанова, учитель русского языка и литературы, ГБОУ школа №100, г. Санкт-Петербург, Россия, e-mail: [email protected], ORCID: 0000-0001-7728-6324. INFORMATION ABOUT THE AUTHORS:
Ya.O. Oparina, The history teacher, school № 100, St. Petersburg, Russia, e-mail: [email protected], ORCID: 0000-0003-4231-7447.
O.A. Shabanova, The teacher of Russian language and literature, school № 100, St. Petersburg, Russia, e-mail: [email protected], ORCID: 0000-0001-7728-6324.
УДК 378
Екатерина Васильевна Осокина, Илья Евгеньевич Брюховских, Татьяна Андреевна Масликова
г. Шадринск
Опыт использования банка инновационных бизнес-идей в подготовке инженерных кадров
Статья посвящена актуальной на сегодняшний день теме использования банка инновационных бизнес-идей в подготовке инженерных кадров. В материале описывается функционал и особенности разработки и использования банка инновационных бизнес-идей для проекта «Стартап/бизнес-проект как диплом». Наполнение данного банка будет осуществляться постепенно, в начале за счет проведения конкурса инновационных бизнес-проектов и за счет работ студентов реализованных в рамках дисциплины «Бизнес-планирование и проектирование», далее туда будут включаться также идеи предприятий и организаций региона. Идеи и разработки из этого банка можно будет использовать для написания выпускных квалификационных работ и других студенческих проектов, заключающихся в выполнении выбранного проекта в рамках предприятия, либо в интересах предприятия, либо в формате стартапа.
Ключевые слова: стартап, бизнес-проект, бизнес-идея, технические средства, инженерные кадры.
Ekaterina Vasilyevna Osokina, Ilya Evgenievich Bryukhovskikh, Tatyana Andreevna Maslikova Shadrinsk
Experience in using the Bank of innovative business ideas in training engineering personnel
The article is devoted to the current topic of using the Bank of innovative business ideas in the training of engineering personnel. The article describes the functionality and features of the development and use of the Bank of innovative business ideas for the project "Startup/business project as a diploma". Filling this Bank will be carried out gradually, at the beginning due to the competition of innovative business projects and due to the work of students implemented in the framework of the
ВЕСТНИК ШАДРИНСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО 72_ПЕДАГОГИЧЕСКОГО УНИВЕРСИТЕТА. № 4 (48) 2020_ 2542-U291