Электронный научный журнал эЛ^ст^бй
«Социальные аспекты здоровья населения» http://vestnik.mednet.ru
09.07.2013 г.
С.Н. Алексеенко, М.Г. Авдеева, Е.В. Дробот
Формирование компетенций по медицинской профилактике у выпускников медицинского вуза в контексте их участия в проектной деятельности
Кубанский государственный медицинский университет Министерства здравоохранения Российской Федерации, Краснодар
S.N. Alekseenko, M.G. Avdeeva, E.V. Drobot
Formation of health prevention skills in medical university graduats in context of their project activities
Kuban State Medical University of the Ministry of Health Care of Russian Federation,
Krasnodar
Резюме: Подготовка квалифицированных кадров для первичной медико-санитарной помощи требует формирования у выпускника медицинского вуза специальных (профессиональных) и личностно-социальных компетенций.
Целью исследования явилось изучение возможности применения проектного метода для привлечения студентов к профилактической работе с учетом исследования индивидуально-типологических свойств личности студентов.
Материалы и методы исследования. Проведено добровольное анкетирование 183 студентов медицинского вуза с использованием опросника «Оценка уровня общительности» (тест В.Ф.Ряховского), теста-опросника Л.М.Митиной для определения способности к эмпатии и опросника Т.Килмана для оценки стиля поведения в ситуации конфликта. При планировании проектного метода по изучению сахарного диабета 2 типа использован опросник FINnish Diabetes Risk Score.
Результаты и обсуждение. Показало, что выпускники обладают средним уровнем эмпатии (64% анкетированных) и высоким уровнем коммуникабельности (59% анкетированных). В ситуации конфликта у испытуемых с сопоставимой частотой встречались такие стили поведения как корпоративный, компромисс и избегание. Студенты привлекались к участию в проектной деятельности по проведению профилактической работы среди населения в отношении развития сахарного диабета 2 типа. Задачами проектной деятельности были: выявление факторов риска формирования сахарного диабета 2 типа, установление степени риска развития заболевания в течение 10 летнего периода, формулирование для респондентов индивидуальных рекомендаций по устранению выявленных факторов риска. Участие студентов в проектной работе было мотивировано и позволило создать важные предпосылки для развития у выпускников как специфических предметных, так и коммуникативных умений и навыков. Обучение через проектную деятельность профилактической направленности усиливает стремление выпускников к когнитивной деятельности, повышает индивидуальную ответственность, творческую активность.
Формировать навыки по медицинской профилактике у выпускников вуза целесообразно на основе участия студентов в проектной деятельности на примере проведения профилактической работы среди населения по выявлению факторов риска развития социально значимых заболеваний. Проектная деятельность интегрирует теоретические и практические знания и развивает коммуникативные умения и навыки выпускников.
Выводы. Использование проектного метода обучения с учетом индивидуальнотипологических свойств личности студентов может быть рекомендовано для подготовки студентов медицинского вуза в области освоения навыков профилактической работы.
Ключевые слова: студенты медицинского вуза; профилактика; проектная
деятельность; эмпатия; коммуникабельность.
Summary. Training of qualified personnel for the primary health care requires from a medical university graduate formation of special (professional) and personal-social skills.
The aim of the study was to investigate the possibility of applying the project method for engagement of students to preventive work taking into account individual-typological features of students’ personality.
Materials and methods. Voluntary survey of 183 students of the medical university was conducted with the questionnaire "Evaluation of sociability" (V.F. Ryahovsky test), and test-questionnaire by L.M. Mitina to determine the capacity for empathy along with T. Kilman’s questionnaire to assess behaviours in situations of conflict. While planning a project method for the study of type 2 diabetes the questionnaire ‘FINnish Diabetes Risk Score’ was used.
Results and discussion. It was shown that graduates have an average level of empathy (64% of respondents) and a high level of communication skills (59% of respondents). In situation of a conflict respondents demonstrated comparable frequency of such behavior styles as a corporative, compromise and avoidance. Students were engaged to participate in project activities for the prevention work regarding development of type 2 diabetes in population. The objectives of the project were: identifying risk factors for the formation of type 2 diabetes, establishing the risk of developing the disease during the 10-year period, formulation of recommendations for individual respondents to address identified risk factors. Students’ participation in the project work was motivated and has created important conditions for the development of specific and communicative skills in graduates. Education through project activities reinforces the tendency of graduates to cognitive work and increases individual responsibility and creativity.
It’s shown to be rational to form the medical prevention skills in medical university graduates on the basis of students' participation in the project activities by example of preventive work in population for identifying risk factors for the development of socially sound diseases. Project activity integrates theoretical and practical knowledge and develops communication skills of graduates.
Conclusions. The use of project-based learning method of individual-typological features of students’ personality could be recommended for acquisition of health prevention skills by medical students.
Keywords: students of medical university; health prevention; project activity; empathy; sociability.
Стратегическая важность первичной медико-санитарной помощи делает её одним из приоритетных направлений реформирования системы здравоохранения. Это самый массовый вид медицинской помощи, так как на этом этапе начинают и заканчивают лечение до 80% пациентов. Врач амбулаторного звена здравоохранения в процессе своей деятельности
должен интегрировать оказание медицинской помощи больным и внедрение профилактических мероприятий. Учитывая, что здоровье человека более чем на 50% определяется образом жизни, больному необходим врач, оперирующий всем комплексом факторов здоровья, а также факторами риска развития болезней [2, 7].
Значимая роль в перспективном решении этого вопроса принадлежит студентам медицинского вуза - будущим специалистам здравоохранения, одной из задач предстоящей профессиональной деятельности которых является формирование нравственного и физического здоровья нашего общества. В соответствие с этим, актуально на додипломном этапе обучения развитие у выпускника интереса к работе врачом первого контакта и формировании компетенций по профилактике заболеваний [3]. Не менее востребованы общеличностные компетенции, к которым относятся: системность мышления, понимание социальной значимости своей будущей профессии, умение находить нестандартные решения типовых задач, общая культура, приверженность к этическим ценностям.
Врач, проводящий профилактическую работу среди населения должен владеть комплексом знаний и умений практически междисциплинарного характера. Основу, безусловно, должны составлять специальные профессиональные знания, но также важны знания и умения по психологии изменения поведения и поведенческих привычек, простейшие педагогические навыки. Для этого врачу, проводящему консультирование по вопросам здоровья и здорового образа жизни, необходимо владеть общими законами коммуникации, обладать определёнными свойствами личности [4]. Одним из важных показателей коммуникативной культуры будущего медицинского работника в эмоциональной сфере является эмпатия. В понятие эмпатии входит понимание самой ситуации общения, помощь собеседнику в выражении чувств и желаний, сообщение о собственных чувствах, внимательное наблюдение за невербальными реакциями партнера, демонстрация понимания чувств другого. [6, 8].
На додипломном этапе обучения студентов решаются задачи по формированию теоретической и практической базы для будущего врача. Подготовка специалистов, способных к профессиональному росту, обладающих необходимыми личностными качествами, предусматривает самообразовательную деятельность. Одним из педагогических приёмов, формирующим навык самостоятельной работы, является проектное обучение. В рамках процесса обучения проектный метод можно определить как образовательную технологию, нацеленную на приобретение студентами новых знаний на основе реальной жизненной практики. Характерной чертой данного метода является то, что в проектном обучении ценны не только результаты, но и сам процесс, когда у студента появляются возможности для активного участия в образовательном процессе, раскрытия своих творческих способностей и формирования профессионально важных качеств, востребованных в будущей самостоятельной жизни. Одна из задач данного метода - научить студента планировать свою личную и групповую работу, разбивать её на этапы, планировать процесс получения результата. Задания на проектирование предоставляют студентам возможность мыслить, рассуждать над различными вариантами решения проектных проблем. Составными элементами проектной деятельности являются проблемно-исследовательская, деятельностная, рефлексивная, коммуникативная, самоопределенческая, имитационного моделирования и другие технологии, выбор рационального и оптимального способа достижения цели, оценка результатов действий [1].
Вариантом проектной деятельности в процессе изучения клинических дисциплин является участие студентов в профилактической работе, на примере реализации различных аспектов программы по борьбе с социально-значимыми заболеваниями, что рассматривается
как практико-ориентированный проект. Для развития личностных качеств (способности к эмпатии, коммунникативности, стиля поведения в ситуации конфликта) и формирования профессиональных навыков выпускники были привлечены к работе по первичной профилактике сахарного диабета 2 типа (СД). Выбор данной темы проекта обусловлен высокой распространённостью невыявленного диабета, что свидетельствует о необходимости повышения настороженности в отношении данной патологии, как среди врачей первичного звена, так и среди населения.
Целью исследования явилось изучение возможности применения проектного метода для привлечения студентов к профилактической работе с учётом исследования индивидуально-типологических свойств личности студентов.
Материалы и методы исследования
Проведено добровольное анкетирование 183 студентов выпускного курса медицинского вуза (106 девушек и 77 юношей). Диагностика уровня развития коммуникативной компетентности осуществлялась с использованием опросника «Оценка уровня общительности» (тест В.Ф. Ряховского). Для определения способности к эмпатии у выпускников проведено исследование с помощью теста-опросника Л.М. Митиной. Оценку стиля поведения в ситуации конфликта проводили по опроснику Т. Килмана [5].
Планирование проектного метода осуществлено в соответствии с рекомендациями Европейской ассоциации по изучению СД 2 типа, с использованием опросника FINnish Diabetes Risk Score.
Результаты и обсуждение
Результаты теста «Оценка уровня общительности» не выявили гендерных различий в степени выраженности этой категории. Установлено, что в среднем у 59±5,6% выпускников преобладает высокий уровень развития коммуникабельности. Это свидетельствует о том, что более половины выпускников медицинского вуза достаточно общительны, вполне уверенно чувствуют себя в разных ситуациях, без неприятных переживаний начинают новое дело и идут на контакт с незнакомыми людьми. В тоже время, 40% выпускников нуждаются в развитии этого качества.
Далее мы рассмотрели степень выраженности эмпатии и характер её составляющих. Оказалось, что и у мужчин и у женщин преобладает средний уровень эмпатии в 64±6,3%. Изучение структуры эмпатии позволило выявить нам ряд гендерных особенностей. Девушкам ближе эмоциональный и интуитивный каналы эмпатии. Юношам более свойственны рациональный канал и канал идентификации в эмпатии.
Данные диагностики стиля поведения в ситуации конфликта свидетельствуют, что у девушек наиболее распространены модели поведения компромисс -25,5% и избегание -28,3%. У юношей преобладают корпоративный стиль - 35,5%, компромисс - 28,8% и соперничество - 26,6%.
соперничество корпоративный компромисс избегание приспособление
Рис. 1. Гендерные особенности распространённость стилей поведения в ситуации конфликта
у студентов медицинского вуза
Для подготовки квалифицированных кадров необходимо создание условий, помогающих выпускнику, добиваться высоких результатов в учебно-профессиональной и реальной профессиональной сферах деятельности. Для этого необходимо уделять внимание целенаправленному формированию профессиональных и личностно-социальных компетенций. Результаты проведённого нами исследования некоторых индивидуальнотипологических свойств личности выпускников свидетельствуют, что подавляющему большинству присущ средний уровень эмпатии и высокий уровень коммуникабельности. В общей популяции испытуемых с сопоставимой частотой встречались такие стили поведения в ситуации конфликта как корпоративный, компромисс и избегание, что необходимо для работы будущему врачу.
В начале проектной работы по первичной профилактике сахарного диабета 2 типа перед выпускниками была поставлена цель: выявить факторы риска СД 2 типа и установить степень риска развития заболевания у населения. Студенты работали малыми группами по 23 человека, которые были сформированы с учётом проведённого анкетирования. На этапе скрининга, в соответствии с рекомендациями Европейской ассоциации по изучению СД 2, заполнялся опросник FINnish Diabetes Risk Score, который используется для определения риска развития СД 2 типа в течение 10 летнего периода. Помимо интервью пациентов студентами проводились стандартные антропометрические измерения: масса тела, рост, окружность талии, расчёт индекса массы тела.
Данные анкетирования каждого пациента оценивались и, в соответствие с полученными результатами, каждый респондент получал индивидуальные практические рекомендации по модификации характера питания (рациональная диета) и физической активности (комплекс специальных физических упражнений). Беседу с пациентами студенты строили на основе принципа сотрудничества, стремясь создать у анкетируемых мотивацию к изменению образа жизни в соответствие с наличием и характером факторов риска развития
СД 2 типа. На данном этапе проекта студенты учились брать ответственность за решение на себя, выбирать рациональный и оптимальный способ достижения цели. На следующем этапе работы проводился анализ и обобщение результатов собственных исследований, что способствовало развитию умения работать в коллективе, ощущать себя членом команды, разрешать конфликтные ситуации.
Данные исследования были представлены в виде отчёта и презентации. Материалы проведённой работы опубликованы и доложены на научной студенческой и врачебной конференциях. В результате чего выпускники получили опыт публичного выступления, участия в дискуссии. По завершении проекта студенты провели разбор допущенных ошибок, оценили, чему они научились, что узнали, как изменился взгляд на проблему, какой жизненный опыт приобрели.
Студенты приобрели опыт общения в проведении первичной профилактики, когда врачу приходится иметь дело чаще всего с пациентами, не предъявляющими жалоб на свое здоровье, но имеющими те или иные факторы риска, требующие врачебного вмешательств. При этом врачу необходимо убедить человека сделать шаг в сторону оздоровления, отказаться от вредных привычек, избавиться от лишнего веса, урегулировать питание, режим и др. Давая рекомендации по образу жизни, медицинские работники так или иначе вторгаются в личную сферу собеседника, что требует тонкого психотерапевтического подхода, понимания и максимальной индивидуализации даваемых советов. Беседуя с пациентом, необходимо максимально привлечь его внимание к своему здоровью. В этом случае многое зависит от умения врача выбрать правильный стиль поведения, проявить способность к компромиссу, одобрению и урегулированию конфликтных ситуаций. Рациональной можно считать тактику «сотрудничества», которая предполагает совместное с пациентом достижение общей цели - постановки диагноза либо профилактики [6,8].
Коммуникативные навыки врача любой специальности оказывают решающее влияние на степень удовлетворённости больного предоставляемой ему помощью, оценку им профессиональной компетентности врача, полноты и точности диагностики, а также эффективности работы системы здравоохранения в целом. В современных условиях студент медицинского вуза должен быть не только высококлассным профессионалом, но и обладать развитыми коммуникативными, организаторскими и другими способностями. Адекватная коммуникация предполагает правильное понимание больного и соответствующее реагирование на его поведение. Врач должен уметь взаимодействовать с пациентом, адекватно строить отношения, добиваясь решения профессиональных задач. Особенностью медицинского общения всегда является личная направленность интересов беседы.
Таким образом, участие студентов в проектной деятельности на примере проведения профилактической работы среди населения по выявлению факторов риска формирования СД 2 типа мотивировано, так как позволяет создать важные предпосылки для формирования и развития у выпускников как специфических предметных, так и коммуникативных умений и навыков. Обучение через проектную деятельность профилактической направленности усиливает стремление выпускников к когнитивной деятельности, повышает индивидуальную ответственность, творческую активность. Данная форма обучения создаёт оптимальную атмосферу для подготовки к социальному взаимодействию в будущей профессиональной деятельности на основе опыта учебного сотрудничества, интегрирует теоретические и практические знания, что важно в кадровой политике подготовки врача первого контакта для адаптации его к работе в первичном медико-санитарном звене.
Выводы
1. Использование проектного метода обучения с учетом индивидуальнотипологических свойств личности студентов может быть рекомендовано для подготовки студентов медицинского вуза в области освоения навыков профилактической работы.
2. Выпускники медицинского вуза обладают средним уровнем эмпатии (64% выпускников) и высоким уровнем коммуникабельности (59% выпускников), в ситуации конфликта характерны такие стили поведения как корпоративный, компромисс и избегание.
3. Участие студентов в проектной деятельности на примере проведения профилактической работы среди населения по выявлению факторов риска социально значимых заболеваний способствует формированию и развитию у выпускников как специфических предметных, так и коммуникативных умений и навыков.
Список литературы
1. Беспалова ВВ, Муравьева ГЕ. Разработка технологии проектирования образовательного процесса в вузе на основе компетентностного подхода. Преподаватель XXI века 2011 ;(2):16—20.
2. Гусева СЛ. Профилактика как основа развития первичной медико-санитарной помощи. Известия Самарского научного центра Российской академии наук 2010;12(1): 18151820.
3. Замятина НВ. Методика формирования культуры здоровьесбережения будущих врачей. Волгоград: Волгоградский государственный медицинский университет; 2010. 59 с.
4. Калинина АМ, Оганов РГ, Кукушкин СК, Теблоев КИ. Обучение врачей первичного звена эффективному профилактическому консультированию в рамках реализации концепции непрерывного медицинского образования. Профилактическая медицина 2011;(2):3-6.
5. Карелин А. Большая энциклопедия психологических тестов. Москва: Эксмо; 2007.
416 с.
6. Мадалиева СХ, Кашаганова КТ, Даулетбакова АШ. Особенности формирования коммуникативной компетентности в условиях медицинского вуза. Международный журнал экспериментального образования 2013;(3): 141-142.
7. Стародубов ВИ, Соболева НП, Сковерняк ЛА. Основные направления в развитии медицинской профилактики. Профилактика заболеваний и укрепление здоровья 2007;(2):3-6.
8. Чусовлянова СВ, Левчук КА. Проблема формирования ценностей у студентов медицинского вуза в процессе профессионализации. Бюллетень Волгоградского научного центра РАМН 2010;(1): 15-19.
References
1. Bespalova VV, Muravieva GE. Development of design technology of the educational process in high school competency-based approach. Prepodavatel' XXI veka 2011;(2):16-20 (in Russian).
2. Guseva SL. Prevention as a basis for the development of primary health care. Izvestiya Samarskogo nauchnogo tsentra Rossiyskoy akademii nauk 2010;12(1): 1815-1820 (in Russian).
3. Zamyatina NV. Technique of building a culture of health preservation future doctors. Volgograd: Volgogradskiy gosudarstvennyy meditsinskiy universitet; 2010. 59 p. (in Russian).
4. Kalinina AM, Oganov RG, Kukushkin SK, Tebloev KI. Training of primary care physicians effective prevention counseling as part of the concept of continuing medical education. Profilakticheskaya meditsina 2011;(2):3-6 (in Russian).
5. Karelin A. Great encyclopedia of psychological tests. Moscow: Eksmo;. 2007. 416 p. (in Russian).
6. Madalieva SH, Kashaganova KT, Dauletbakova ASh. Features of formation of communicative competence in a health institution. Mezhdunarodnyy zhurnal eksperimental'nogo obrazovaniya 2013;(3): 141-142 (in Russian).
7. Starodubov VE, Soboleva NP, Skovernyak LA. The main trends in the development of medical prevention. Profilaktika zabolevaniy i ukreplenie zdorov'ya 2007;(2):3-6 (in Russian).
8. Chusovlyanova SV, Liauchuk KA. The problem of the formation of values among students of medical college in the professionalization. Byulleten' Volgogradskogo nauchnogo tsentra RAMN 2010;(1):15-19 (in Russian).