УДК 371
Ахметжанова Галина Васильевна Akhmetzhanova Galina Vasilievna
д. п. н., профессор, профессор кафедры «Педагогика и методики преподавания» PhD, professor, professor of the Department of Pedagogy and Teaching Methods,
Емельянова Татьяна Витальевна Emelyanova Tatyana Vitalyevna к.п.н., доцент кафедры «Педагогика и методики преподавания» Cand. Sc. (Pedagogy), associate professor of the Department
of Pedagogy and Teaching Methods,
ФГБОУ ВО Тольяттинский государственный университет Federal State Budgetary Educational Institution of Higher Education «Togliatti State University»
ФОРМИРОВАНИЕ НАВЫКОВ ЦИФРОВОГО ТВОРЧЕСТВА У БУДУЩИХ БАКАЛАВРОВ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО
ОБРАЗОВАНИЯ
BUILDING DIGITAL CREATIVITY SKILLS FUTURE BACHELORS OF PSYCHOLOGICAL AND PEDAGOGICAL EDUCATION
Аннотация: в статье рассмотрены сферы цифровой творческой деятельности педагога. Авторы отмечают, что каждый вид цифрового творчества педагога способствует формированию творческого педагогического потенциала личности в его профессиональной деятельности и приведены результаты эксперимента по формированию навыков цифрового педагогического творчества. Отмечено, что большинство студентов проявляют интерес к цифровому творчеству, однако их навыки в этой сфере сформированы недостаточно. Авторами представлен сквозной проект и его результаты по формированию навыков творческой деятельности будущих педагогов в цифровой среде.
Abstract: the article considers the areas of digital creative activity of the teacher. The authors note that each type of digital creativity of the teacher contributes to the formation of the creative pedagogical potential of the person in his professional activity and the results of the experiment on the formation of digital pedagogical creativity are given. It was noted that most students show interest in digital creativity, but their skills in this area are not sufficiently formed. The authors presented an end-to-end project and its results on the formation of creative skills of future teachers in the digital environment.
Ключевые слова: цифровое творчество, цифровая творческая деятельность педагога,
III Международная научно-практическая конференция психолого-педагогическое образование, профессиональная подготовка, высшее образование.
Key words: digital creativity, digital creative activity of a teacher, psychological and pedagogical education, vocational training, higher education.
В современном обществе образование - один из главных приоритетов, а интеллектуальные возможности, развивающиеся в процессе образования -ценный актив любой организации. Сегодня в геометрической прогрессии возрастает как объем информации, так и варианты доступа к нему посредством компьютерного и дистанционного обучения, онлайн-курсов.
Новые перспективы открывают цифровые технологии, электронные инструменты, системы, устройства, затронувшие в целом все области жизни людей, изменившие характер ресурсов и информации, кардинально трансформирующие систему образования, предоставляющие новые возможности, улучшающие учебно-воспитательный процесс. Цифровая грамотность называется исследователями одной из важнейших компетенций, осваиваемой в системе образования и позволяющей осуществить переход в цифровую эпоху [1].
Сегодня существуют убедительные доказательства того, что цифровое оборудование, инструменты и ресурсы могут и должны повысить эффективность, скорость и глубину обучения, уровень базовой грамотности и навыков счета младших школьников [3]. Процесс цифровизации образования, создания цифровой образовательной среды как части образовательного нацпроекта активно поддерживается Министерством просвещения Российской Федерации. Задачей государства является создание педагогического инструментария для получения ожидаемого образовательного эффекта.
В соответствии с мыслью о том, что без квалифицированных учителей цифровые технологии в образовании бесполезны, а наличие компьютеров и интерактивных досок не означает, что происходит активное внедрение цифровых технологий, уточним, что степень положительного эффекта может быть усилена не только определенным уровнем умения педагогов использовать
«Вопросы развития современной науки и техники» предоставленные им цифровые обучающие инструменты и ресурсы, но также и
способностью самостоятельно и творчески разрабатывать цифровой
дидактический материал в соответствии с потребностями и уровнем
подготовленности класса и каждого отдельного обучающегося.
Творчество, наряду с цифровыми технологиями, по мнению европейских исследователей, призвано стимулировать образование в 21 веке, оно официально отнесено к разряду ключевых компетенций для решения проблем изменчивого, неопределенного, сложного и неоднозначного мира с использованием цифровых инструментов и искусственного интеллекта [4]. В цифровом обществе концепция творчества переосмысливается, доступность технологий оказывает существенное влияние на творческие процессы, новые технологии становятся инструментами, позволяющими пользователям проектировать инновационные способы решения задач, изменять характер самой деятельности, расширять ее границы.
Цифровое творчество, применительно к образованию, трактуется как целенаправленная творческая деятельность, опосредованная цифровыми технологиями, в процессе которой достигаются оригинальные результаты, ценные в отношении учащегося [2]. Понятие это связано с инновационным мышлением, научной и методической деятельностью педагога.
Сферами цифровой творческой деятельности педагога являются:
Методическое творчество - это и условие повышения уровня профессионального мастерства педагога, и показатель этого уровня, который проявляется в разработке авторских программ, элективных курсов, в процессе подготовки и проведения конференций, мастер-классов, деловых игр, фестивалей творческой мысли, предметных олимпиад в онлайн-формате. Продуктом цифрового методического творчества педагогов могут стать и электронные методические портфолио, сценарии, информационные каталоги, включающие статические и анимированные графические изображения, видеофрагменты, навигационную панель, гипертекстовую разметку.
Дидактическое творчество - поистине безграничный вид цифрового
III Международная научно-практическая конференция творчества педагогов, представляющий собой отбор, структурирование учебного материала и создание на его основе инновационных цифровых продуктов, к примеру, компьютерных дидактических игр, включающих развивающие и проблемные ситуации, справочные материалы, фоновую музыку, анимированные персонажи и др. В эту категорию входят и виртуальные лабораторные практикумы, позволяющие обучающимся самостоятельно и в соответствии с заданием проводить эксперименты, моделировать объекты в ходе групповой и индивидуальной работы.
Технологическое творчество, осуществляющееся в сфере педагогических технологий и проектирования, комплексно охватывающее деятельность обучающих и обучающихся, является самым сложным видом педагогического цифрового творчества. Продуктом здесь может являться как интегрированный урок, так и новая информационная технология обучения.
Коммуникативное (организаторское) творчество, решающее проблему педагогически целесообразного и эффективного общения, обратной связи в удаленном режиме. Продуктами этого вида творчества становятся электронные средства планирования, контроля, распределения функций участников образовательного процесса, повышающие эффективность взаимодействия педагогов и обучающихся в онлайн-условиях.
Как видим, каждый вид цифрового педагогического творчества направлен на реализацию творческого потенциала педагога в различных сферах профессиональной деятельности.
Для выявления сформированности навыков цифрового педагогического творчества у будущих педагогов на кафедре «Педагогика и методики образования» Тольяттинского государственного университета в 2019-2021 гг. проведено исследование, в ходе которого студентам была предложено оценить собственный творческий потенциал и способность к разработке цифровых дидактических продуктов (цифровое дидактическое творчество в мотивационном и операционном аспектах). В исследовании были задействованы 42 студента 3-4 курсов бакалавриата направления подготовки «Психолого-
педагогическое образование».
Самооценка проведена методом анкетирования по 10-балльной шкале по параметрам «заинтересованность», «стремление» и «владение» в отношении цифровой дидактической творческой деятельности. При этом за «0» принималось отсутствие интереса, стремления, навыков, за «9» - максимально высокую степень проявления того или иного параметра. Показатели от 0 до 3 отображали низкий уровень, от 4 до 6 - средний, и от 7 до 9 - высокий уровень.
Рис. 1. Результаты анкетирования по параметрам «заинтересованность», «стремление», «владение» в отношении цифровой дидактической творческой деятельности (констатирующий этап)
Результаты анкетирования, представленные на рисунке 1, показывают, что большинство будущих педагогов (32 из 42 респондентов) проявляют высокий интерес к цифровому творчеству, однако стремления (практические действия по освоению умений в области цифрового творчества) и особенно навыки их в этой сфере недостаточны.
В ходе беседы, последовавшей за анкетированием, студенты отмечали и то, что цифровые технологии представляют для них большой интерес, однако они предпочли бы использовать, к примеру, компьютерные дидактические игры,
III Международная научно-практическая конференция широко представленные сегодня на рынке цифровой учебной продукции. Такое
предпочтение обосновывали неуверенностью в собственной способности
создать нечто лучшее, полностью соответствующее требованиям к цифровым
дидактическим материалам. В то же время, отмечали и свою неготовность
целенаправленно осваивать умения в этой области: «Каждый должен заниматься
своим делом: учитель - учить, а IT-специалист - разрабатывать дидактические
игры», «Нам дают хорошее образование, я умею работать с компьютером в
соответствии с программой, и считаю это достаточным для успешной работы».
«Это очень сложно, надо получать второе высшее образование». «Конечно, я
хочу быть творческим педагогом, но, кроме цифрового творчества, есть много
других возможностей».
В целом, исследование показало, что интересы и способности студентов недостаточно активизированы. Будущие бакалавры не знают, как реализовать свой творческий потенциал, слабо владеют способами цифровой творческой деятельности и, как следствие, не умеют применить свое творчество в профессиональной деятельности в новых цифровых условиях. Полученные эмпирические данные свидетельствуют о том, что необходимо обучать будущих педагогов цифровому творчеству.
Для решения этой задачи в рамках сквозной проектной деятельности реализован профессионально направленный проект «Game&Study», представляющий собой специфическую творческую лабораторию, работа которой направлена на формирование навыков, необходимых для цифровой творческой деятельности будущих педагогов. Студенты 3-4 курсов были ознакомлены с видовым разнообразием цифровых дидактических игр, с организационными и методическими требованиями к их разработке и проведению, с понятиями «сценарий» и «режиссура» игры, с основными инструментами создания цифровых дидактических игр (PowerPoint, Purpose Games, Quiznetic). Продуктом долгосрочного проекта, реализуемого в течение трех семестров, стал сборник компьютерных игр развивающего и проблемного содержания по дисциплине «Окружающий мир», тематика и содержание
которых соответствуют ФГОС НОО и образовательной программе, а также необходимым для проекта признакам ограниченности требуемых ресурсов, новизны и неповторимости продукта. Игры использовались студентами в рамках прохождения педагогических практик.
По завершении проекта проведен контрольный срез, результаты которого позволяют сделать вывод о росте стремления студентов к цифровому творчеству в процессе реализации профессиональной деятельности, их удовлетворенности предоставленной возможностью для реализации творческих идей, о готовности к педагогическому творческому в условиях цифровой школы. Результаты исследования представлены на рисунке 2.
Рис. 2. Результаты анкетирования по параметрам «заинтересованность», «стремление», «владение» в отношении цифровой дидактической творческой деятельности (контрольный этап)
Работа в течение 3-х семестров позволила не только значительно повысить заинтересованность студентов в цифровом педагогическом творчестве, но и дала возможность на практике освоить навыки, необходимые для этого вида творчества, ощутить способность к деятельности, ранее для многих представлявшейся почти невозможной.
III Международная научно-практическая конференция Перспективы дальнейшей работы видятся в конкретизации сущности
цифрового педагогического творчества, а также в формировании у студентов
навыков создания контентов, включающих презентации, инфографику, видео,
викторины, ментальные карты, цифровые модели.
Библиографический список:
1. Семенова Р.И. STEAM-образование и занятость в информационных технологиях как факторы адаптации к цифровой трансформации экономики в регионах России /Р.И. Семенова, С.П. Земцов, П.Н. Полякова // Инновации. 2019. №. 10 (252). С. 58-70.
2. DoCENT - Digital Creativity Enhanced in Teacher Education. FRAMEWORK OF DIGITAL CREATIVE TEACHING COMPETENCES (Version
I.2) URL: https://docent-proj ect.eu/sites/default/files/2019-03/o 1_framework
_of_digital_creative_teaching_competences_-_vL2.pdf (дата обращения:
II.01.2021).
3. Literature Review on the Impact of Digital Technology on Learning and Teaching // The Scottish Government. URL: https://dera.ioe.ac.Uk/24843/1/00489224.pdf (дата обращения: 19.01.2021).
4. OECD (2018). Future of education and skills. Education 2030. The future we want. Paris, France: OECD publications. URL: https://www.oecd.org/ education/2030/E2030%20Position%20Paper%20(05.04.2018).pdf (дата обращения: 07.01.2021).
© Г.В. Ахметжанова, Т.В. Емельянова, 2021