Научная статья на тему 'ТЕАТРАЛЬНАЯ ПЕДАГОГИКА КАК ФАКТОР РАЗВИТИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОПЕДАГОГИЧЕСКОГО МАСТЕРСТВА ПЕДАГОГА ТВОРЧЕСКОГО ВУЗА'

ТЕАТРАЛЬНАЯ ПЕДАГОГИКА КАК ФАКТОР РАЗВИТИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОПЕДАГОГИЧЕСКОГО МАСТЕРСТВА ПЕДАГОГА ТВОРЧЕСКОГО ВУЗА Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
407
54
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТЕАТРАЛЬНАЯ ПЕДАГОГИКА / ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ТВОРЧЕСТВО / ТВОРЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ТВОРЧЕСКИЙ ПРОЦЕСС / ПРИНЦИПЫ ПОДГОТОВКИ УЧИТЕЛЯ / THEATRICAL PEDAGOGY / PEDAGOGICAL ACTIVITY / PEDAGOGICAL CREATIVITY / CREATIVE ACTIVITY / CREATIVE PROCESS / PRINCIPLES OF TEACHER TRAINING

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Солнцев Илья Сергеевич

В статье рассматривается театральная педагогика как один из элементов педагогической деятельности, представляющей собой творческий процесс. Выявлено, какими навыками театральной педагогики должен обладать современный педагог. Выделены признаки творчества как основы педагогической деятельности и условия ее возникновения. Рассмотрена структура театральной педагогики как основы творческого педагогического процесса. Названы основные принципы процесса подготовки будущих педагогов к профессиональной деятельности средствами театральной педагогики. Автор рассматривает исследовательскую деятельность в контексте творчества. В этом ключе определяющим понятием становится именно педагогическое творчество как отдельное направление в структуре инновационного образовательного пространства. Театральная педагогика как особая область педагогической науки включает в себя определенную систему методов и приемов обучения. Особое место занимает процесс творческого перевоплощения преподавателя, который является основным моментом в режиссуре учебного занятия или воспитательного мероприятия. В данной статье автор показывает влияние искусства на формирование творческих умений педагога, развитие его инновационного мышления и способности представления процесса обучения в контексте театральной педагогики.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Солнцев Илья Сергеевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THEATRICAL PEDAGOGY AS A FACTOR IN THE DEVELOPMENT OF PROFESSIONAL AND PEDAGOGICAL SKILLS OF A TEACHER AT A CREATIVE UNIVERSITY

The article considers theatrical pedagogy as one of the elements of pedagogical activity, which is a creative process. It is revealed what skills of theatrical pedagogy a modern teacher should possess. The signs of creativity as the basis of pedagogical activity and the conditions for its occurrence are highlighted. The structure of theatrical pedagogy is considered as the basis of the creative pedagogical process. The basic principles of the process of preparing future teachers for professional activities by means of theatrical pedagogy are named. The author considers research activities in the context of creativity. In this vein, pedagogical creativity as a separate direction in the structure of innovative educational space becomes the defining concept. Theatrical pedagogy as a special area of pedagogical science includes a certain system of teaching methods and techniques. A special place is occupied by the process of creative transformation of a teacher, which is the main point in directing a training session or educational event. In this article, the author shows the influence of art on the formation of the teacher’s creative skills, the development of his innovative thinking and the ability to represent the learning process in the context of theatrical pedagogy

Текст научной работы на тему «ТЕАТРАЛЬНАЯ ПЕДАГОГИКА КАК ФАКТОР РАЗВИТИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОПЕДАГОГИЧЕСКОГО МАСТЕРСТВА ПЕДАГОГА ТВОРЧЕСКОГО ВУЗА»

Мир науки. Педагогика и психология / World of Science. Pedagogy and psychology https ://mir-nauki.com 2020, №1, Том 8 / 2020, No 1, Vol 8 https://mir-nauki.com/issue-1-2020.html URL статьи: https://mir-nauki. com/PDF/72PDMN120.pdf Ссылка для цитирования этой статьи:

Солнцев И. С. Театральная педагогика как фактор развития профессионально-педагогического мастерства педагога творческого ВУЗа // Мир науки. Педагогика и психология, 2020 №1, https://mir-nauki.com/PDF/72PDMN120.pdf (доступ свободный). Загл. с экрана. Яз. рус., англ.

For citation:

Solntsev I.S. (2020). Theatrical pedagogy as a factor in the development of professional and pedagogical skills of a teacher at a creative university. World of Science. Pedagogy and psychology, [online] 1(8). Available at: https://mir-nauki.com/PDF/72PDMN120.pdf (in Russian)

УДК 37

Солнцев Илья Сергеевич

ФГБНУ «Институт педагогики, психологии и социальных проблем», Казань, Россия

Аспирант

Театральная педагогика как фактор развития профессионально-педагогического мастерства педагога творческого ВУЗа

Аннотация. В статье рассматривается театральная педагогика как один из элементов педагогической деятельности, представляющей собой творческий процесс. Выявлено, какими навыками театральной педагогики должен обладать современный педагог. Выделены признаки творчества как основы педагогической деятельности и условия ее возникновения. Рассмотрена структура театральной педагогики как основы творческого педагогического процесса. Названы основные принципы процесса подготовки будущих педагогов к профессиональной деятельности средствами театральной педагогики. Автор рассматривает исследовательскую деятельность в контексте творчества. В этом ключе определяющим понятием становится именно педагогическое творчество как отдельное направление в структуре инновационного образовательного пространства. Театральная педагогика как особая область педагогической науки включает в себя определенную систему методов и приемов обучения. Особое место занимает процесс творческого перевоплощения преподавателя, который является основным моментом в режиссуре учебного занятия или воспитательного мероприятия. В данной статье автор показывает влияние искусства на формирование творческих умений педагога, развитие его инновационного мышления и способности представления процесса обучения в контексте театральной педагогики.

Ключевые слова: театральная педагогика; педагогическая деятельность; педагогическое творчество; творческая деятельность; творческий процесс; принципы подготовки учителя

На сегодняшний день одной из ведущих тенденций развития образования выступает технологизация, где современная педагогическая деятельность нередко представляется как чётко спланированный, технологичный, результативный процесс [1]. Вместе с тем профессия учителя всегда считалась одной из самых творческих. Это обусловлено спецификой педагогической деятельности: учитель тесно связан с личностью, ее развитием и воспитанием.

https:// mir-nauki. com

Учитель должен не только владеть теоретическими знаниями, но и уметь грамотно их использовать на практике.

Основной целью творчества учителя, в первую очередь, является не формирование чего-то нового, оригинального, а развитие личности, так как это всегда являлось основным продуктом его профессиональной деятельности. Кроме того, без необходимой подготовки и знаний успешное педагогическое творчество невозможно. Только понимающий свой предмет и хорошо подготовленный педагог на основе длительного изучения определенных ситуаций, связанных с педагогической деятельностью, и осознания сущности проблемы путем творческого воображения, и мысленного эксперимента, способен найти оригинальные пути и необходимые способы ее решения. Формирование данных качеств в профессиональной деятельности педагога возможно посредством использования элементов театральной педагогики.

Педагогическая деятельность - это деятельность, способная организовать отношения, зарождающиеся между людьми при передаче действенно-практического опыта от поколения к поколению [2].

Педагогическую деятельность принято считать самой творческой областью, так как в ней существуют своеобразные черты, присущие только ей. В ней зафиксированы закономерности и характерные особенности участников данной деятельности. Особенности репродуктивных и творческих качеств действия личности проявляются в ситуации, когда человеку необходимо решить какую-либо задачу: учебную, игровую или же производственную

Главной проблемой, которая может быть препятствием для проявления творческих способностей, является то, что в таких ситуациях человек полагается на уже существующие знания о решении конкретной проблемы. Залог успеха же заключается в том, чтобы педагог смог наладить взаимосвязь между имеющимся решением и своим личным опытом, которая заложена глубоко в проблеме и, казалось бы, ничего общего не имеет с данной ситуацией. Для этого необходим изначально творческий подход к решению профессиональной проблемы. Театральная педагогика подразумевает относительную свободу действий, поэтому при умении креативно мыслить, творчески подходить к решению сложностей педагог сможет разрешить практически любую проблемную задачу.

Театральная педагогическая деятельность требует от учителя высокой степени активности, способности управлять, а также умений организовывать, контролировать, оценивать своё собственное поведение в связи с возникающими педагогическими задачами. Таким образом, педагогическая деятельность - это процесс непрерывного творчества.

В свою очередь, творчество в театральной педагогической деятельности - это форма деятельности, в которой проявляется профессионально-педагогическое мастерство педагога творческого ВУЗа, которая направлена на улучшение качества учебного процесса, решения разнообразных педагогических задач. Кроме того, творчество - процесс, в котором личность реализует и совершенствует свои способности. Творчество не обязательно должно быть связано с каким-либо научным открытием. Оно предполагает привнесение чего-то нового: новое видение определенной ситуации, новое решение, новый подход, иными словами готовность к отказу от привычных схем, решений и стереотипов поведения, восприятия и мышления, готовность к самосовершенствованию и самообразованию.

Педагогическое творчество должно опираться на высокую профессионально-педагогическую компетентность педагога [4-6]. Современному преподавателю творческого ВУЗа необходимо уметь находить общий язык с обучающимися, заинтересовать и, тем самым, направить их деятельность в творческое русло.

[3].

М.В. Таранова отмечает, что особую значимость в современном образовательном процессе имеет творческая, исследовательская деятельность учащихся, которая предоставляет свободу творчества учащихся в открытии и достижении истины. Кроме того, создаются необходимые условия для продуктивного развития их интеллектуального, культурного и творческого потенциала [7]. Педагогическая деятельность напрямую связана с творчеством, так как она не может быть повседневной в силу постоянной изменчивости ее протекания. Поэтому для того, чтобы избежать этой повседневности, педагог должен стремиться к творчеству. Однако познать все секреты педагогического процесса невозможно в силу того, что он подвижен, динамичен и диалектичен. В связи с этим, приходится «переоткрывать» его снова и снова, так как новизна педагогических средств, приёмов и технологий со временем стирается.

Творчество называют педагогическим, если это - целенаправленная, преобразующая деятельность педагога творческого ВУЗа, который способен и обнаружить педагогическую задачу в какой-либо проблемной ситуации и решить ее.

П.И. Пидкасистый выделяет несколько признаков педагогической деятельности, которые существуют и развиваются благодаря театральной педагогике [4]:

• настоящее творчество педагога творческого ВУЗа всегда обосновано теоретически;

• творчество - планомерный, направленный и осознанный процесс;

• педагогическое творчество - это всегда хорошие взаимоотношения с учащимися;

• творчество - непрерывный процесс;

• объектом педагогического творчества выступает человек.

Исходя из этого, чтобы творчество педагога реализовалось, необходимы определенные условия его формирования:

• определенная творческая задача, или проблемная ситуация;

• особые условия для творчества;

• развитие личностных качеств педагога, а именно: знаний и умений.

Структуру педагогического творчества составляют компоненты, связь и отношения которых в реальной педагогической деятельности представляются весьма своеобразно. Педагогическое творчество состоит из мотивации к творчеству; профессионально-личностных особенностей педагога; квалификационных компетентностей. Безусловно, без особой подготовки и необходимых знаний успешное педагогическое творчество практически невозможно.

Несмотря на множество подходов и методов реализации педагогической деятельности, в ней неизменным остается то, что педагогический труд всегда является творческим, так как обучаемые всегда разные и требуют к себе особого подхода, обстоятельства, личность самого педагога, и любое педагогическое решение должно исходить из необходимости в этом решении для нестандартных факторов.

«Творческий процесс педагога принято считать деятельностью, которая направленна на непрерывное решение бесконечного множества учебно-воспитательных задач в различных ситуациях, во время которых педагогом развиваются и выражаются в общении необходимые, органичные для данной индивидуальности, не стандартные педагогические решения, опосредованные особенностями объекта - субъекта педагогического воздействия», -утверждает В.А. Кан-Калик [3].

Творчество в педагогической деятельности довольно разнообразно. Оно встречается в индивидуальных подходах, в изобретении новых методов, форм, средств, приемов и их специфическом сочетании; в умении видеть разнообразные варианты решения для одной и той же проблемы. Так как современный ритм жизни требует от педагога творческого ВУЗа непрерывного профессионального роста, творческого отношения к работе, самоотдачи, все проявления педагогического творчества зависят от того, насколько творческой является деятельность педагога творческого ВУЗа, которая направлена на главный объект - учащихся.

На сегодняшний день очень хорошо развиты средства информационных технологий, которые способны помочь в творчестве педагога, т. к. педагог может использовать видеоматериалы, аудиоматериалы в любом количестве. Однако творчество - это деятельность, которая является украшением для природного и социального мира в связи с целями и нуждами человека и человечества на основе справедливых законов действительности. В связи с этим, можно принять допущение, что понятие «творчество» является синонимом понятия «творческая деятельность».

Творческая педагогическая деятельность учителей различных предметных областей имеет общие и специфические характеристики. К примеру, творческая деятельность педагога творческого ВУЗа иностранного языка, как показало изучение ряда научных публикаций по данной проблематике (Е.Г. Кашиной, В.В. Мжачих, Т.В. Тюлениной, А.Ю. Швацкого и др.) отличается следующими основными признаками проявления:

• наличие лингвистической креативности;

• речевое разнообразие лексики классного обихода;

• умения творческой отработки и подачи языкового и речевого материала;

• применение творческих приёмов при организации и активизации иноязычного общения;

• способность корректировки системы приемов и способов, используемых в процессе обучения иностранному языку.

Таким образом, результативность деятельности педагога творческого ВУЗа во многом зависит от того, насколько он стремится достичь поставленных целей с помощью педагогической взаимосвязи и творческого подхода к педагогической деятельности. Усилия педагога имеют место быть сфокусированы на том, чтобы в полной мере мотивировать студента усвоить материал в процессе инициативной работы над ним, наполняя данную работу различными элементами активной и творческой деятельности. Для этого самому педагогу необходимо обладать рядом творческих компетенций, которые возможно сформировать средствами театральной педагогики.

В целях решения проблемы развития деятельности педагога творческого ВУЗа важно придерживаться основных принципов процесса подготовки будущих педагогов к творческой педагогической деятельности. Здесь наиболее приемлемыми представляются принципы, обозначенные П.И. Пидкасистым, а именно:

1. Принцип индивидуальности. Механизмом реализации данного принципа является инициативность студентов и педагогов в процессе профессионального становления. Важной составляющей в данном принципе является мотивация и готовность к сотрудничеству участников процесса творческой педагогической деятельности.

2. Принцип комплексности, чередования условий и целей развития творческой педагогической деятельности. Все подсистемы образовательного процесса должны

соответствовать определенным условиям. Кроме того, эффективность системы зависит от того, в каких отношениях находятся педагоги и студенты, т. к. их отношения должны развиваться.

3. Принцип совокупного подхода всех участников обучения и воспитания. Этапы развития творческой педагогической деятельности студентов - это не только труд педагогов, но и плод труда всего коллектива, который является необходимым компонентом образовательной системы.

4. Принцип понимания, а также творческой активности и самостоятельности студентов. Реализации данного принципа можно достичь только путем включения студентов в разнообразную творческую деятельность, т. е. допускать участие студентов в проблемных ситуациях, кроме того, возможность использовать дидактические игры, как метод обучения, способствовать развитию коллективных форм работы.

5. Принцип единства. Суть данного принципа в том, что для его реализации необходимо влияние как учебных, так и воспитательных программ; средств, методов и форм воспитания; сотрудничества учителей и учащихся.

6. Принцип взаимоотношений практической и теоретической деятельности студента. Основой данного принципа является практика, на которой студенты могут показать знания, навыки и умения, которые они получают в образовательной организации.

7. Принцип развития личности студентов. Суть данного принцип заключается в обращении ценности к «Я» студента. Без реализации этого принципа невозможно представить настоящего творческого человека и педагога1.

В заключении важно заметить, что реализация творческой педагогической деятельности во многом зависит от того, насколько сам учитель стремится достичь поставленных целей с помощью педагогического взаимодействия и творческого подхода к педагогической деятельности [8; 9]. Усилия педагога творческого ВУЗа должны быть сфокусированы на том, чтобы в полной мере мотивировать студента усвоить материал в процессе инициативной работы над ним, наполняя данную работу различными элементами активной и творческой деятельности.

1 Энциклопедический словарь по психологии и педагогике [Электронный ресурс]. - Режим доступа: 1Шр8 ://psychology_pedagogy. academic.ru.

Страница 5 из 7

72РБМШ20

https:// mir-nauki. com

ЛИТЕРАТУРА

1.

2.

3.

4.

5.

6.

7.

8. 9.

Игна, О.Н. Концептуальные основы технологизации профессионально-методической подготовки учителя: Дис. ... докт. пед. наук / О.Н. Игна. - Томск, 2014. - 389 с.

Шемшурина, А.И. Этика и воспитание. - М.: Изд-во ВЦХТ, 2002. - 139 с.

Кан-Калик, В.А. Педагогическое творчество / В.А Кан-Калик., Н.Д. Никандров. -М.: Педагогика, 1990. - 250 с.

Пидкасистый, П.И. Подготовка студентов к творческой педагогической деятельности / П.И. Пидкасистый, Н.А. Воробьева. - М.: Пед. общество России, 2007. - 192 с.

Педагогика и психология высшего образования: от деятельности к личности: учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / С.Д. Смирнов. - М.: Издательский центр «Академия», 2001.

Попов, П.Г. Театральная педагогика. Уч. пособие кафедра Академии искусства, культуры и туризма, М22. Л. Царенко, Е. Соловьёв «Образование и театр», Изд-во ВЦХТ, Биб-ка «Я».

Таранова, М.В. Сравнительный анализ компонентов структуры творческой, исследовательской и учебной деятельностей [Электронный ресурс] / М.В. Таранова // Народное образование. Педагогика. - 2009. - Режим доступа: https://cyberleninka.m/article/v/sravnitelnyy-analiz-komponentov-struktury-tvorcheskoy-issledovatelskoy-i-uchebnoy- deyatelnostey-1.

Лапина, А.О. Школьная театральная педагогика - опыт междисциплинарного синтеза // Диалог в образовании: сб. материалов конференции. Серия «Symposium». Вып. 22. - СПб.: Санкт-Петербургское философское общество, 2002. - С. 34-39.

Селевко, Г.К. Традиционная педагогическая технология и её гуманистическая модернизация. - М.: НИИ школьных технологий, 2005. - 144 с.

Solntsev Il'ya Sergeevich

Institute of pedagogy, psychology and social problems, Kazan, Russia

Theatrical pedagogy as a factor in the development of professional and pedagogical skills of a teacher at a creative university

Abstract. The article considers theatrical pedagogy as one of the elements of pedagogical activity, which is a creative process. It is revealed what skills of theatrical pedagogy a modern teacher should possess. The signs of creativity as the basis of pedagogical activity and the conditions for its occurrence are highlighted. The structure of theatrical pedagogy is considered as the basis of the creative pedagogical process. The basic principles of the process of preparing future teachers for professional activities by means of theatrical pedagogy are named. The author considers research activities in the context of creativity. In this vein, pedagogical creativity as a separate direction in the structure of innovative educational space becomes the defining concept. Theatrical pedagogy as a special area of pedagogical science includes a certain system of teaching methods and techniques. A special place is occupied by the process of creative transformation of a teacher, which is the main point in directing a training session or educational event. In this article, the author shows the influence of art on the formation of the teacher's creative skills, the development of his innovative thinking and the ability to represent the learning process in the context of theatrical pedagogy

Keywords: theatrical pedagogy; pedagogical activity; pedagogical creativity; creative activity; creative process; principles of teacher training

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.