ФОРМИРОВАНИЕ НАВЫКОВ СПОРТИВНЫХ ЕДИНОБОРСТВ У СТУДЕНТОВ СПБГУ ИТМО НА ЗАНЯТИЯХ ПО ФИЗИЧЕСКОМУ
ВОСПИТАНИЮ И ВАЛЕОЛОГИИ
С.С. Прокопчук
Занятия спортом связаны с большим нервно-психическим напряжением, обусловленным повышенной ответственностью за спортивный коллектив. В особой мере это относится к спортивным единоборствам. В настоящее время спортивная работа со студентами проводится в свободное от занятий время, в выходные и праздничные дни. В связи с затратой большей части времени на изучения теоретических дисциплин, а также с достаточно дорогой абонентской платой за занятия большая часть учащихся, в том числе девушки, мало внимания уделяют физической подготовке в личное время. Посещения спортивных секций по единоборствам исчисляются практически единицами.
Анализ мнений студентов нашего вуза показывает, что физическая подготовленность требует большого внимания в связи с непростыми жизненными ситуациями, возникающими в обществе. Во многих случаях молодым людям приходится один на один сталкиваться с нападениями и ограблениями, экстремистски настроенными личностями и пр. Необходимость изучения приемов самообороны очевидна.
Актуальность темы, по нашему мнению, состоит в обосновании приемов и методов максимально эффективного использования времени, отведенного на проведение занятий по ФВ и В,. и внедрении в учебный процесс наиболее эффективных приемов и действий из цикла единоборств для приобретения навыков самообороны. Требуется разработать содержательную методику и организационно-управленческие аспекты использования занятий по ФВ и В для обучения студентов эффективным приемам и действиям для самообороны; обосновать подходы к подбору соответствующих средств и методов обучения простейших доступных и эффективных видов единоборств; уточнить особенности формирования навыков и умений рукопашного боя и других видов единоборств в условиях массового обучения; интегрировать особенности формирования перечисленных навыков и умений из арсенала различных единоборств.
Определен ряд факторов, влияющих на успешное обучения студентов приемам самообороны: подбор наиболее эффективных из ранее освоенных средств спортивных единоборств, согласованность обучения на начальном этапе спортивной работы и учебных занятий, концентрированность обучения приемам самообороны путем рационального сочетания и использования форм физического воспитания.
Исследования, проведенные В.Н. Плиско (1987), В.В. Крутовым (1987), Н.А. Мишоновичем (1992), М.В. Деяновым (1994), показали, что единоборства занимают одно из ведущих мест в системе спортивной работы. Предпочтения отдают единоборствам таким видам, как бокс, карате, кик-боксинг, дзю-до, жиу-джитсу, таэквандо. Особенности и характерные черты различных видов единоборств представлены в табл. 1.
Рассмотрим особенности изучения видов единоборств на занятиях по ФВ и В.
Борьба дзю-до. Первая ступень обучения посвящена приемам самостраховки при падении вперед, назад, на левый бок на правый бок, в бросках. Вторая ступень обучения содержит основные элементы техники бросков, подсечек, захватов, рычагов и удушающих приемов. Третья ступень (или ступень совершенствования) является тренировочной и соревновательной, а также включает технику борьбы в усложненных условиях. Четвертая ступень включает в себя изучения болевых приемов в стойке и в партере.
Обучение рукопашному бою содержит удары руками, ногами, обезоруживание противника при ударе ножом, палкой, металлическим предметом, при угрозе пистолетом.
Обучение самообороне строится из двух ступеней. На первой ступени отрабатывается взаимодействие приемов бокса и кикбоксинга с элементами рукопашного боя. Рекомендуемые приемы бокса включают такие виды ударов, как одиночные прямые
удары в голову и туловище, двойные прямые в голову, а также защитные действия при нанесении ответных ударов. На второй ступени изучаются приемы всех видов борьбы.
Таблица 1
Вид единоборства Отличительные черты Основные виды атакующих действий Основные виды защитных действий Зона воздействия
Бокс Основу содержания составляют удары руками по сопернику. Бой ведется на средней и ближней дистанциях Удары руками (прямые, боковые, снизу и их комбинации) Подставки, уклоны, нырки, отбивы Голова, грудь, живот (выше пояса)
Борьба (самбо, дзю-до) Схватка ведется в захвате, в стойке и лежа Броски, подсечки, сваливания, болевые приемы, удержание, удушение (в дзю-до) Контрприемы от атакующих действий При подсеч- ках - голень, при болевых приемах - суставы, при удушении -горло, шея
Каратэ Основу содержания составляют удары руками (кулаком) и ногами (стопой) по противнику. Бой ведется на средней и ближней дистанциях. Имеются бесконтактные виды (сето-кан, вадо-рю и др.), где разрешается дозированный контакт в туловище и имитация удара по голове. В контактных видах (кекусинкай, фул-контакт) разрешается полный контакт в туловище и дозированный контакт по голове Удары руками (прямые, боковой, снизу, сверху), удары ногами (прямые, боковые, с разворотом, назад или через спину). Комбинации ударов руками и ногами, подсечки Подставки, блоки руками, ногами, уклоны, нырки Голова, грудь, живот, голень, бедра (в кеку-синкай)
Таэквондо Основу содержания составляют различные варианты ударов ногами (стопой). Бой ведется в защитном снаряжении с полным контактом. Подсечки и захваты запрещены Удары ногами (прямые), боковые, с разворотами, в прыжках и их комбинации. Удары руками разрешены только по туловищу Подставки, блоки руками, ногами, уклоны, нырки Для ударов ногами - голова, грудь, живот (выше пояса) руками - туловище
Кикбокс, савате Бой проводится на ринге в защитных шлемах и с накладками на стопе, с полным контактом Удары руками аналогичны ударам руками в боксе. Удары ногами аналогичны каратэ, таэквондо Подставки, блоки руками, ногами, уклоны, нырки Голова, туловище, бедра (для ударов ногами)
Саньда (ушу) Бой проводится на помосте, поднятом на высоту 1 м. Выход с него (падение) наказывается штрафными очками. Основу содержания составляют удары руками, ногами, подсечки и броски. Схватка ведется в защитном снаряжении Разрешены любые удары руками (кулаком) и ногами, подсечки, броски Подставки, блоки руками, уклоны, нырки, захваты Любая часть тела, за исключением горла, паха, суставов и позвоночника
Рукопашный бой в ВСКл- 93, панкра-тион Бой ведется без оружия в защитном снаряжении с полным контактом. Разрешены удары практически любой частью тела: стопой, голенью, коленом, кулаком, предплечьем, локтем, головой. Схватка проводится на средней, ближней дистанциях и в захвате Любые удары руками и ногами (включая локти и колени), подсечки, броски, болевые приемы Подставки, блоки руками, ногами, уклоны, нырки, контрприемы от бросков, удержание Любая часть тела, за исключением горла, паха, суставов, позвоночника
В процессе занятий по физическому воспитанию происходит формирование психологической устойчивости. Под психологической устойчивостью в отечественной психологии понимается сохранение нормального функционирования психических процессов (ощущений, восприятий, представлений, внимания, воображения, мышления, воли и чувств), а также целесообразное проявление различных сторон личности в сложных экстремальных условиях.
В спортивном единоборстве очень большое значение приобретают антиципация, базирующаяся на вероятном прогнозировании действий нападающего хулигана и упреждающихся действий, а также эмоциональная устойчивость, которая должна обеспечивать адекватное ориентирование в пространстве и времени, оптимальное повышение уровня психологических процессов и функциональных систем. Однако попытка использовать содержательный и методический арсенал различных единоборств при формировании у студентов навыков единоборств и приемов самообороны неизбежно требует решения ряда проблем, связанных с ограничением временными ресурсами на обучение и с закономерностью массового обучении сложным действиям в короткие сроки.
В рамках обозначенных проблем можно выделить следующие направления:
• отбор наиболее рационального содержания для обучения, разработка программы;
• выбор оптимальной базовой техники;
• алгоритмизация тактических ситуаций, отрабатываемых в полуобусловленных схватках.
Изложенные предложения по включению приемов единоборств в учебный процесс на занятиях по ФВ и В повысят устойчивость действий студентов в экстремальных ситуациях и улучшит такие показатели, как эффективность проведения занятий по ФВ и В, психологическая устойчивость, качество межличностных отношений, уверенность в применении приемов самообороны в ограниченном пространстве: автобус, автомобиль, комната, телефонная будка и т. д. В то же время можно предположить, что проведенные нами па первом этапе исследования строгое разделения методических приемов тренировки на занятиях по различным видам борьбы не должно стать ограничением для свободы выбора различных вариантов самообороны.
Литература
1. Ашкинази С.М. Развитие содержания теории и методика образования рукопашного боя в древности и до наших времен. СПб. ВИА. 1998. 42.
2. Ашкинази С.М. Вопросы теории и практики Рукопашного боя в вооруженных силах Российской федерации. СПб: ВИФК, 2001. 241 с.
3. Давиденко Д.Н. Щеголев В.А. Щедрин Ю.Н. Биологические и педагогические основы физического воспитания в вузах. СПб: СПбГУ ИТМО, 2004. 233 с.
4. Марищук В.Л. Перераспределение функциональных резервов в организме спортсмена как показатель стресса. / Стресс и тревога в спорте. М: Ф и С, 1983. С. 72- 87.
5. Матвеев Л.П. Теория и методика физической культуры (общие основы теории и методики физического воспитания, теоретико-методические аспекты спорта и профессионально - прикладных форм физической культуры)./ Учебник для институтов физкультуры. М., 1991. 543 с.
6. Плиско В.Н., Крутов В.В. Практика обучения сотрудников действиям в экстремальной обстановке на занятиях по рукопашному бою. Киев: РИО МВД УССР, 1987. 37 с.
7. Щедрин Ю.Н. Теоретические и методические проблемы развития индивидуальных качеств у курсантов военно-учебных заведений в процессе физкультурно-спортивной деятельности. СПб: ВИФК, 2002.