5. Максименко І.Г Порівнювальний аналіз параметрів технічної майстерності футболістів та футболісток різної кваліфікації // Педагогіка, психологія та медико-біологічні проблеми фізичного виховання і спорту: наукова монографія за редакцією проф. Єрмакова С.С. - Харків: ХДАДМ (ХХПІ), 2007. — №1. — С. 78 - 80.
6. Платонов В.М., Булатова М.М. Фізична підготовка спортсмена: Навч. посібник. — К.: Олімпійська література, 1995. — 320 с.
7. Платонов В.Н. Система подготовки спортсменов в олимпийском спорте. Общая теория и ее практические приложения. - К.: Олимпийская литература, 2004. - 808 с.
8. Пшибильські В. Комплексний контроль у системі багаторічної підготовки футболістів дитячого та юнацького віку: Автореф. дис. ...д-ра наук з фізвиховання і спорту - К., 1998. - 29 с.
Надійшла до редакції 12.06.2007р.
ОСОБЕННОСТИ СОРЕВНОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СПОРТСМЕНОВ В РУКОПАШНОМ БОЕ
Мунтян В. С.
Харьковский гуманитарный университет «Народная украинская академия»
Аннотация. В статье подчёркнуты особенности соревновательной деятельности в рукопашном бое и приведены результаты анализа выступлений квалифицированных спортсменов. Осуществлён компаративный анализ результатов соревнований: эффективности атакующих, контратакующих и защитных действий, применяемых победителями и побеждёнными. Выделены основные закономерности применения спортсменами технико-тактических действий в соревнованиях.
Ключевые слова: эффективность соревновательной деятельности, уровень подготовленности, психологическая устойчивость, компаративный анализ.
Анотація. Мунтян В.С. Особливості змагальної діяльності спортсменів в рукопашному бою. В статті підкреслені особливості змагальної діяльності в рукопашному бою та приведені результати аналізу виступу кваліфікованих спортсменів. Здійснено компаративний аналіз результатів змагань: ефективності атакуючих, контратакуючих та захисних дії, застосованих переможцями та переможними. Виявлені основні закономірності використання спортсменами техніко-тактичних дії у змаганнях.
Ключові слова: ефективність змагальної діяльності, рівень підготовленості, психологічна стійкість, компаративний аналіз.
Annotation. Muntyan Victor. Peculiarities of competitive activities of athletes in hand-to-hand fighting. The article duels on peculiarities of competitive activities in hand-to-hand fighting and gives the results of analysis of the performance of qualified athletes. The analysis of the results of competitions is done; effectiveness of attacking, counterattacking and defending activities of winners and lovers. The main regularities of the application of technical and tactical activities in the competitions by sportsmen. Key words: effectiveness of competitive activities, level of fitness psychological stability, comparative analysis.
Введение
В структуре соревновательной деятельности необходимо учитывать следующие факторы: цели и задачи участия в соревнованиях, место и условия проведения соревнований, возможные «коррективы» из-за характера судейства. Технико-тактические факторы: уровень технико-тактического мастерства
(ТТМ) спортсмена, плотность ведения боя; эффективность атакующих действий (отношение числа ударов, дошедших до цели, к их общему числу); эффективность защитных действий; сила ударов, дошедших до цели; эффективность действий в условиях утомления; влияние индивидуальных особенностей спортсменов на результат поединка, а также «трудно выделяемые» компоненты: уровень психологической подготовленности, уровень восприятия и переработки информации, адекватная реакция спортсменов в условиях активного противоборства [2, 4, 5, 6].
Успех выступления спортсмена в соревнованиях в большей степени зависит от уровня их психологической устойчивости, а не только и не столько от уровня его физической подготовленности и технико-тактического мастерства. [1, 3, 7].
Есть спортсмены, которые выигрывают за счёт технического и тактического однообразия и грубой физической силы. Однако настоящее искусство ведения боя - это глубокие знания основ поединка, где приоритет отдаётся технико-тактическим характеристикам и морально-волевой подготовленности (внутреннему содержанию) при одинаковых внешних формах.
Исследования выполнены в соответствии с планом научно-исследовательской работы Харьковского гуманитарного университета «Народная украинская академия» на 2006 - 2007 учебный год.
Формулирование целей работы.
Цель исследования. Выявить основные технико-тактические характеристики, определяющие результативность соревновательной деятельности квалифицированных спортсменов.
Задачи исследования:
1. Осуществить анализ соревновательной деятельности квалифицированных спортсменов.
2. Определить основные особенности, влияющие на результативность выступления спортсменов в соревнованиях.
Результаты исследования.
Для решения поставленных задач нами был проведен анализ структуры и особенностей соревновательной деятельности квалифицированных спортсменов в рукопашном бое, анализ факторов, влияющих на эффективность ведения и исход поединка.
Анализ видеозаписей соревновательной деятельности (34 поединков - 68 спортсменов) двух чемпионатов Украины по рукопашному бою и двух чемпионатов мира по универсальному бою показал, что «объективное» отражение эффективности соревновательной деятельности затруднено, так как практически невозможно повторить одинаковый результат и качество боёв при таком же (одинаковом) количестве поединков. Количество досрочно завершённых боёв в результате нокаута, применения болевых или удушающих приёмов варьирует, и оно отличается в различных соревнованиях. Поэтому каждые соревнования также «индивидуальны», как
и каждый спортсмен.
Например, при просмотре первых 18 поединков мы насчитали всего лишь 21 удар в туловище, и только 10 из них достигли цели, т.е. результативны. Один поединок в весе до 85кг закончился на 12-й секунде боя в результате единственной контратаки - удара рукой в голову. Отчётливая тенденция нанести удар рукой в голову, продиктована «желанием» нокаутировать соперника, добиться «чистой» и досрочной победы. Удары ногами в голову практически не применяются, так как спортсмены не хотят рисковать и отдавать инициативу противнику. На общем фоне выделяется желание выполнить бросок и болевой прием, однако часто они не достигают цели, не эффективны по причине недостаточного уровня качества их выполнения, а также наличия перчаток и шлема, затрудняющих их применение.
В таблице 1 приведены результаты анализа соревновательной деятельности, суммарный объём атакующих и контратакующих действий.
В результате анализа выявлены определённые закономерности соревновательной деятельности, которые показывают, что использование и реализация уровня подготовленности спортсменов зависят от многих факторов. Во-первых, это недостатки тактического характера. Спортсмены довольно часто проводят бой в «своём стиле» без учёта манеры ведения боя противником. Во-вторых, ошибки технического плана. Отсутствие в арсенале некоторых спортсменов «коронных» приёмов. В-тре-
тьих, недостаточный уровень морально-волевых качеств, психологической устойчивости.
Анализ влияния исследуемых факторов на результат поединка показывает, что чуть больше половины атакующих технических действий - это удары руками (51,1%). Общий показатель ударов ногами составляет 27,1%. Удары ногами в голову практически не наносятся, когда соревнования проводятся в полный контакт. Большая часть выполненных атакующих и контратакующих ударов ногами приходится в туловище и по ногам (лоу-кик). Спортсмены сравнительно часто пытаются проводить броски (14,5% от общего числа выполненных технических действий), однако только 38,9% из них эффективны (рис. 1).
В то же время результаты анализа показывают, что эффективно применяются серии из ударов руками - 69,6% достигают цели. Контратакующие серии из ударов руками часто носят «оборонительно-отбивающий» характер, тем самым снижается эффективность их применения. Самым эффективными атакующими действиями являются комбинации, состоящие из ударов руками и ногами, подсечек и ударов руками и/ или ногами, а также из ударов с переходом на борьбу (выполнение бросков). Эффективность таких комбинаций составляет 78,8%. Однако общий процент их применения составляет всего 2,6% от общего числа (атакующих и контратакующих действий).
Анализ эффективности соревновательной
Таблица 1
Результаты анализа соревновательной деятельности спортсменов (п = 68)
Атакующие и контратакующие действия Выполнено (кол-во) Достигли цели (кол-во) Не достигли цели (кол-во)
- удары руками 1008 576 432
- удары ногами 534 264 270
- подсечки (без захвата) 9 5 4
- броски 285 111 174
- болевые 22 10 12
- удушающие 5 0 5
- серии руками - комбинации (руки-ноги, подсечки-руки, удар-бросок) 56 39 17
52 41 11
Всего: 1971 1046 925
1.12%
51.14%
Рис 1. Анализ результатов соревнований.
□ Удары руками 51,14%
□ Удары ногами 27,09%
□ подсечки 0,45%
□ броски 14,45%
□ болевые 1,12%
□ удушающие 0,25%
□ серии руками 2,84%
□ комбинации 2,63%
деятельности показывает, что больше всего применяются удары руками, затем удары ногами и броски. Количество ударов руками достигших цели больше, чем количество ударов, не достигших цели. Количество ударов ногами и, особенно бросков, достигших цели меньше, чем число, не достигших цели (рис. 2.).
7ПП
/ ии ЯПП -
- 4.ПП -
'ЯПП -
ОПП -
2ии Л пп
і і э о э _ _ Ш
Удары руками Удары ногами подсечки броски болевые удушающие серии руками комбинации
□ Достигли цели □ Не достигли цели
Рис. 2. Результаты анализа эффективности атакующих и контратакующих действий (цифрами обозначено общее количество выполненных технических действий).
Таблица 2
Результаты компаративного анализа соревновательной деятельности
Атакующие действия* Победители Побеждённые
Выполнено Всего Достигли цели Не достигли цели Всего Достигли цели Не достигли цели
Удары руками - всего: 571 324 247 509 252 257
- в голову 428 238 190 359 195 164
- в туловище 143 86 57 150 57 81
Удары ногами - всего: 294 156 138 240 108 132
- в голову 5 2 3 2 0 2
- в туловище 174 75 99 121 52 69
- лоу-кик (по ногам, бедро) 115 79 36 117 56 61
- подсечки (без захвата) 6 4 2 3 1 2
- броски 171 81 90 114 30 84
- болевые 16 12 4 6 0 6
- удушающие 2 0 2 3 0 3
- серии руками и ногами - комбинации (руки-ноги, подсечки-руки, удар-бросок) 39 34 35 23 4 11 17 18 12 10 5 8
*Примечание: В данной таблице показан суммарный объём, применяемых ударов руками и ногами как «самостоятельные» действия, и отдельно в связках и комбинациях.
В начале исследования нами были просчитаны все наносимые удары и другие технические действия вместе (табл. 1). При повторном просмотре видеозаписей, мы фиксировали отдельно только контратакующие действия. Анализ результатов контратакующих действий показывает, что 555 ударов руками из 934, что составляет 59,4%, достигли цели,
а 40,6% - нет. Число ударов ногами, достигших цели, меньше, чем не достигших и составляет соответственно 43,2% к 56,8%. Однако количество бросков и комбинаций, достигших цели, состоящих из подсечек и ударов руками и ногами эффективнее, когда они применяются как контратакующие действия, чем выполненных как атакующие.
Результаты анализа показывают, что и общее число выполненных атакующих и контратакующих действий, и число ударов и других технических действий, достигших цели, у победителей выше, чем у побеждённых (табл. 2).
Результат компаративного анализа соревновательной деятельности показывает, что эффективность атакующих действий, применяемых победителями и побеждёнными, а также результаты поединков практически всегда «закономерны». Общее число выполненных атакующих и контратакующих технических действий у победителей - 1133, что составляет 57,5% и - 838 у побеждённых (42,5%). Также у победителей больше число атакующих и контратакующих действий, достигших цели - 635 (56,0%), а у побеждённых - 413 (44,1%).
В таблице 3 отражены количественные показатели только контратакующих действий из общего числа выполненных атакующих и контратакующих действий, описанных в таблице 1.
При сравнении данных табл. 1. и 4., можно увидеть «несоответствие» между количеством атакующих и контратакующих действий (1971) и защитных действий (1096). Однако объяснение заключается в том, что на атаку противника спортсмены реагировали как различными защитными действиями, так и контратаками.
Как видно из таблицы 4, эффективность выполненных защитных действий руками выше, чем корпусом и передвижением, хотя число защитных действий шагом использовано почти в два раза больше. Коэффициент эффективности защитных действий составляет: руками - 0,78; корпусом - 0,67 и передвижением (шагом) - 0,75.
Эффективность защитных действий выражается отношением между числом достигших цели к общему числу выполненных и составляет соответственно: руками - 78,1%, корпусом - 67,0% и передвижением - 74,7%.
Контратакующие действия: Выполнено всего Достигли цели Не достигли цели
- руками 527 349 178
- ногами - броски и комбинации (захват-бросок, подсечка-удар...) 139 60 79
268 146 122
Всего: 934 555 379
Таблица 3
Анализ контратакующих действий
Таблица 4
Анализ защитных действий спортсменов (п = 68)
Защитные действия: Выполнено Эффективны Не эффективны
Рукам и 277 216 61
- подставки 169 135 34
- отбивы 108 81 27
Корпусом 297 199 98
- уклон 101 79 22
- отклон; 144 1 13 3 1
- нырок 52 37 15
Передвижением (шагом) 522 390 132
- назад 496 368 128
- в сторону (уход с линии атаки) 26 22 4
Всего: 1096 805 291
25,27%
27,10%
Рис. 3. Общий анализ защитных действий
□ Руками
□ Корпусом
□ Передвижением (шагом)
На рис. 3 видно, что из общего количества выполненных защитных действий преобладают защиты передвижением (шагом), из которых больше всего используется защита шагом назад и реже в сторону (табл. 4). На втором месте защита корпусом и здесь также видно, что больше применяется защита отклонением назад. На третьем месте защита руками (подставки и отбивы).
Анализ защитных действий (рис. 4) показывает, что преобладает защита передвижением -45,3 %; далее - подставки руками - 15,4 %; уклоны (отклоны) назад - 13,1 %; отбивы - 9,9 %; уклоны в
сторону - 9,2 %; нырки - 4,7 % и шаг в сторону (уход с линии атаки) - 2,4 %.
Общий процент эффективности защитных действий у победителей составляет 76,1%, а у побеждённых - 71,2%. Результаты отличаются всего на 4,9%, однако общее число выполненных защитных действий у побеждённых на 84 больше (590), чем у победителей (506) (табл. 5).
На рис. 5 приведены результаты анализа эффективности защитных действий, показывающие общие тенденции использования и уровень результативности применяемых видов защит во время ве-
2,37%
15,42%
45,26%
9,85%
9,22%
13,14%
4,74%
Рис. 4. Анализ защитных действий
□ подставки
□ отбивы
□ уклон
□ отклон
□ нырок
□ шаг назад
□ шаг в сторону (уход с линии атаки)
Таблица 5
Анализ эффективности защитных действий, применяемых победителями и побеждёнными
Защитные действия
Победители
Побеждённые
выполнено
всего
эффективны
не эффективны
всего
эффективны
не эффективны
Руками 132 111
- подставки 81 68
-отбивы 51 43
Туловищем 144 103
- уклон 58 48
- отклон 61 52
- нырок Передвижением (шагом) 25 19
- назад 230 171
- в сторону 209 153
21 18
21 145 105
13 88 67
8 57 38
41 153 96
10 43 31
9 79 59
6 27 18
59 292 219
56 287 215
3 5 4
40
21
19 57 12
20 9
73
72
1
ш
го
ь
ч
о
_о
ш
ю
н
о
л
ч
го
.о
ч
о
х
>
□ Эффективные □ Не эффективные
Рис 5. Анализ эффективности защитных действий (цифрами указано общее число выполненных защит)
дения поединка.
Таким образом, анализ эффективности защитных действий показал, что чаще всего спортсмены, даже высокой квалификации, применяют защиту отклоном или шагом назад. Мы предполагаем, что причина такого «соотношения», в первую очередь, кроется в преобладании «психического начала», когда «срабатывает» инстинкт самосохранения.
Спортсмены реагируют «на инстинктивном уровне», стараются «отскочить» от угрозы, оказаться как можно дальше (на безопасном расстоянии) от места, откуда исходит опасность. Здесь также значительное влияние оказывают приобретённые навыки на начальном этапе занятий, когда, как правило, в основном отрабатывается защита отклоном или шагом назад и недостаточно внимания уделяется владению навыками выполнения других видов защит (например, уклоном и шагом в сторону).
Выводы.
Результаты анализа эффективности соревновательной деятельности квалифицированных спортсменов позволил выявить общие тенденции использования ими технико-тактического арсенала и определить наиболее оптимальные варианты ведения поединка с учётом индивидуальных особенностей каждого из них.
Анализ соревновательной деятельности по рукопашному бою и универсальному бою показал, что спортсмены, даже высокого класса, используют не в полном объёме свои потенциальные возможности, недостаточно реализуют свой уровень подготовленности. Выявлено, что основной причиной низкой эффективности проявления технико-тактического мастерства спортсменов является их слабый уровень психологической устойчивости, который выражается в неумении справляться с предстартовым волнением или настраиваться на поединок с «любым» противником, независимо от ранга соревнований и места их проведения.
Дальнейшие исследования в данном направлении предполагают определение оптимальной структуры базового и предсоревновательного мезо-циклов для квалифицированных спортсменов.
Литература
1. Дахновский В.С., Лещенко С.С. Подготовка борцов высокого класса. - К.: Здоровья, 1989. - 190 с.
2. Матвеев Л.П. Теория и методика физической культуры: Учеб. для ин-тов физ. культуры. - М.: ФИС, 1991. - 543 с.
3. Мунтян В.С. Оптимізація спеціальної підготовки в рукопашному бою з урахуванням індивідуальних особливостей спортсменів: Автореф. дис. ... канд. наук з физ. вихо-вания і спорту / ХДАФК. - Харків, 2006. - 20 с.
4. Платонов В.Н. Общая теория подготовки спортсменов в олимпийском спорте. - К.: Олимп. л-ра, 1997. - 583 с.
5. Романенко М.И. Бокс: Учеб. для ин-тов физ. культуры -К.: Вища шк., 1985. - 320 с.
6. Филин В.П., Семенов В.Г, Алабин В.Г. Современные методы исследований в спорте: Учеб. пособие - Харьков: Основа, 1994.- 130 с.
7. Yamachita Y. The Fighting Spirit of Judo. - London: Ippon Books LTD, 1996. - 208 p.
Поступила в редакцию 25.06.2007г.
ПЕДАГОГІЧНІ УМОВИ ЗАБЕЗПЕЧЕННЯ ОСОБИСТІСНИХ ДОСЯГНЕНЬ ПІДЛІТКІВ ЗАСОБАМИ ФІЗИЧНОЇ КУЛЬТУРИ
Нечипоренко Л. А.
Черкаський національний університет імені Богдана Хмельницького
Анотація. У статті розглядаються педагогічні умови, засоби і методи забезпечення особистісних досягнень підлітків в процесі занять фізичною культурою. Для успішного приросту особистісних досягнень підлітків в процесі занять фізичною культурою необхідно створити педагогічні умови що забезпечують: зацікавленість і мотивацію учнів до занять фізичною культурою. Для оцінювання рівня і динаміки особистісних досягнень підлітків у процесі вдосконалення психомоторних здібностей найбільш доцільно використовувати тести, які відображають відчуття часу, простору, зусиль, а також рухову пам’ять на час простір та зусилля.
Ключові слова: педагогічні, умови, мотиви, особистість, особистісні, досягнення, психомоторика.
Аннотация. Нечипоренко Л.А. Педагогические условия обеспечения личностных достижений подростков средствами физической культуры. В статье рассматриваются педагогические условия, средства и методы обеспечения личностных достижений подростков в процессе занять физической культурой. Для успешного прироста личностных достижений подростков в процессе занятий физической культурой необходимо создать педагогические условия обеспечивающие: заинтересованность и мотивацию учеников к занятиям физической культурой. Для оценивания уровня и динамики личностных достижений подростков в процессе совершенствования психомоторных способностей наиболее целесообразно использовать тесты, которые отображают ощущение времени, пространства, усилий, а также двигательную память на время пространство и усилия. Ключевые слова: педагогические, условия, мотивы, личность, личностные, достижения, психомоторика. Annotation. Nechiporenko L.A. Pedagogical conditions of maintenance of personal reachings of teenagers means of physical training. The pedagogical conditions, means and methods for providing teenagers’ personal achievements in the process of physical training are considered in the article. For a successful accretion of personal reachings teenagers during occupations by physical training it is necessary to frame pedagogical conditions providing: interest and motivation of pupils to occupations by physical training. For an estimation of a level and dynamics of personal reachings of teenagers during perfecting psychomotor abilities most expediently to use tests which map sensation of time, spaces, gains, and also motorial memory for a while space and gains.
Key words: pedagogical, conditions, motives, personality, personal, achievements, psychomotor aspects.
Вступ
Трудова діяльність людини стає все більше пов’язаною з підвищенням інтенсивності інформаційних процесів, що викликає проблему психофізичної готовності особистості до вирішення завдань, які постійно ускладнюються, і тут мова, в першу чергу, йде про поєднання розумової, інтелектуальної та рухової діяльності, про необхідність особистості протягом життя накопичувати й ефективно використовувати свій руховий потенціал. Інформатизація суспільства, яка відбувається в останнє десятиріччя, на перший план ставить вимоги про необхідність