Научная статья на тему 'ФОРМИРОВАНИЕ НАВЫКОВ САМООРГАНИЗАЦИИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ПОСРЕДСТВОМ ТЕХНОЛОГИИ СОТВОРЧЕСТВА НА ЗАНЯТИЯХ НАРОДНЫМИ ТАНЦАМИ'

ФОРМИРОВАНИЕ НАВЫКОВ САМООРГАНИЗАЦИИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ПОСРЕДСТВОМ ТЕХНОЛОГИИ СОТВОРЧЕСТВА НА ЗАНЯТИЯХ НАРОДНЫМИ ТАНЦАМИ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
младшие школьники / навыки самоорганизации / технология сотворчества / народные танцы / метод моделирования / метод игрового обучения / творческие проекты / primary schoolchildren / self-organization skills / co-creation technology / folk dances / modeling method / game learning method / creative projects

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — В.Р. Севастьянова, М.Г. Заббарова

В статье рассмотрены этапы реализации технологии сотворчества на занятиях народными танцами в начальной школе для формирования навыков самоорганизации воспитанников. В рамках творческой хореографической деятельности младшие школьники учатся работать в коллективе, согласовывать свои действия с другими участниками, следовать инструкциям и координировать свои движения, что способствует формированию у них навыков самоорганизации. Педагогическая технология сотворчества предполагает активное сотрудничество учащихся между собой и с учителем в процессе совместного творчества для достижения общих целей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FORMATION OF SELF-ORGANIZATION SKILLS OF PRIMARY SCHOOLCHILDREN THROUGH CREATION TECHNOLOGY IN FOLK DANCE CLASSES

The article discusses the stages of implementation of co-creation technology in folk dance classes in elementary schools to develop students’ self-organization skills. As part of creative choreographic activities, primary schoolchildren learn to work in a team, coordinate their actions with other participants, follow instructions and coordinate their movements, which helps them develop self-organization skills. The pedagogical technology of co-creation involves the active cooperation of students among themselves and with the teacher in the process of joint creativity to achieve common goals.

Текст научной работы на тему «ФОРМИРОВАНИЕ НАВЫКОВ САМООРГАНИЗАЦИИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ПОСРЕДСТВОМ ТЕХНОЛОГИИ СОТВОРЧЕСТВА НА ЗАНЯТИЯХ НАРОДНЫМИ ТАНЦАМИ»

ФОРМИРОВАНИЕ НАВЫКОВ САМООРГАНИЗАЦИИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ПОСРЕДСТВОМ ТЕХНОЛОГИИ СОТВОРЧЕСТВА НА ЗАНЯТИЯХ НАРОДНЫМИ ТАНЦАМИ

В.Р. Севастьянова, студент

М.Г. Заббарова, канд. пед. наук, доцент

Ульяновский государственный педагогический университет имени И.Н. Ульянова (Россия, г. Ульяновск)

DOI:10.24412/2500-1000-2024-4-3-266-268

Аннотация. В статье рассмотрены этапы реализации технологии сотворчества на занятиях народными танцами в начальной школе для формирования навыков самоорганизации воспитанников. В рамках творческой хореографической деятельности младшие школьники учатся работать в коллективе, согласовывать свои действия с другими участниками, следовать инструкциям и координировать свои движения, что способствует формированию у них навыков самоорганизации. Педагогическая технология сотворчества предполагает активное сотрудничество учащихся между собой и с учителем в процессе совместного творчества для достижения общих целей.

Ключевые слова: младшие школьники, навыки самоорганизации, технология сотворчества, народные танцы, метод моделирования, метод игрового обучения, творческие проекты.

Цель современного начального образования заключается не только в формировании образованной, просвещённой и культурной личности, но и в воспитании будущего гражданина, самостоятельного, ответственного за своё поведение, дисциплинированного и самоорганизованного. Младший школьный возраст - сензитивный период для формирования навыков самоорганизации, которые будут полезны во всех сферах жизни в будущем. Данные способности включают в себя умение самостоятельно организовывать свое время, распределять задачи по приоритетам, следить за выполнением поставленных целей, а также корректировать свои действия в случае необходимости.

Использование народного танца в воспитательном процессе начальной школы способствует формированию навыков самоорганизации младших школьников, а также развивает у них ценностное отношение к культуре народов родного края [2, с. 106]. Уникальность хореографии заключается в синтезе различных видов искусства - музыки и театра. Кроме того, танец является образным и зрелищным, что привлекает внимание детей младшего школьного возраста. В процессе изучения народных

танцев дети учатся работать в коллективе, согласовывать свои действия с другими участниками, следовать инструкциям и координировать свои движения, что способствует формированию у них навыков самоорганизации. Хореографическая деятельность способствует преодолению таких качеств в ребёнке как застенчивость, неуверенность, робость, а также повышает самооценку.

Эффективность процесса формирования навыков самоорганизации зависит от выбранной педагогом технологии, которая позволит создать в рамках учебного заведения стимулирующую среду, в которой будут взаимодействовать воспитанники, получая опыт самостоятельной творческой деятельности. Педагогическая технология сотворчества предполагает активное сотрудничество учащихся между собой и с учителем в процессе совместного творчества для достижения общих целей. Применение данного способа обучения в рамках занятий народными танцами позволит активно вовлечь детей в процесс коллективного творчества, где каждый участник будет иметь возможность выразить свою индивидуальность, внося вклад в общее дело. Сотворчество в обучении народным танцам

также создаёт условия для развития коммуникативных навыков, когда младшие школьник научится слушать и поддерживать друг друга, что важно для формирования дружеских отношений и коллективного духа.

Этапы реализации технологии сотворчества на занятиях народными танцами в начальной школе:

1. Знакомство с национальной культурой и традициями. Сотворчество в рамках уроков народных танцев стимулирует у детей интерес к культурному наследию, помогает расширить кругозор и понимание национального многообразия в родной стране. В связи с чем в рамках подготовки к изучению народной хореографии необходимо погрузить детей в культуру. Наиболее оптимальной организационной формой является просмотр виртуальных экскурсий на официальных сайтах крупнейших этнографических музеев России. Музейные предметы в интерактивном пространстве воздействуют на когнитивную и эмоционально-ценностную сферы личности ребёнка, способствуя приобретению им культурного опыта [1, с. 188].

2. Обучение базовым движениям, в процессе которого дети осваивают технику и стиль исполнения народных танцев. Учитель в этот момент активно включает учащихся в общие занятия, групповые и индивидуальные упражнения. Наиболее эффективным методом педагогического воздействия является метод игрового обучения, поскольку интеграция игровых элементов в процесс изучения хореографии делает занятия увлекательными и мотивирует младших школьников к самостоятельной деятельности [4, с. 184].

3. Формирование командного духа и сотрудничества, в рамках которого перед детьми ставятся задачи, требующие совместного решения и сотрудничества. Использование на данном этапе метода создания позитивного эмоционального фона, т.е. проведение занятий в атмосфере позитивных эмоций, поддержки и доверия,

позволит детям чувствовать себя комфортно и уверенно, что способствует развитию их способности организовывать свою деятельность. На данном этапе необходимо организовать репетицию танца в парах или маленьких группах, чтобы дети могли взаимодействовать и поддерживать друг друга, а также самостоятельно скорректировать движения.

4. Сотворчество - коллективное внесение изменений в танцевальную композицию, что позволяет младшим школьникам применить полученные знания и навыки на практике, а также раскрыть свой творческий потенциал. Педагогу необходимо организовать выполнение учащимися творческих проектов с использованием народных танцев: подбор музыкальных композиций к танцу; подготовка костюмов, декораций и реквизита; постановка фольклорного произведения на основе изученных хореографических движений. Творческие проекты направлены на стимуляцию развития творческих способностей и самореализации младших школьников [3, с. 49]. Данная организационная форма способствует развитию навыков самоорганизации, творческого мышления, сотрудничества и самовыражения у детей за счёт задач, связанных с выбором темы, планированием и организацией работы, творческим процессом и публичным выступлением.

5. Выступления перед публикой - это возможность для учащихся проявить себя, преодолеть страх сцены и показать свои достижения. Дети учатся контролировать свои эмоции, уверенно выступать перед аудиторией, преодолевать тревожность и напряжение.

Таким образом, использование технологии сотворчества в обучении народным танцам включает в себя разнообразные этапы, каждый из которых способствует формированию навыков самоорганизации, развитию творческого подхода, умению работать в коллективе и погружению детей в культурное наследие.

Библиографический список

1. Алферьева-Термсикос В.Б. Виртуальные музейные экспозиции как средство социокультурного развития младших школьников // Международный журнал гуманитарных и естественных наук. - 2022. - № 5-1(68). - С. 188-191.

2. Богданов Г.Ф. Народный танец. - М.: Издательство Юрайт, 2024. - 344 с.

3. Гладких Е.Ю. Условия формирования устойчивого интереса младших школьников к народной хореографии // Народный танец в современном культурном пространстве: история, теория, практика: Сборник научных статей. - Екатеринбург: АНО ВО «Гуманитарный университет», 2021. - С. 45-53.

4. Федосеева А.А., Плеханова Е.М. Сюжетно-ролевая игра как средство формирования навыков самоорганизации учебной деятельности младших школьников // Человек и язык в коммуникативном пространстве: сборник научных статей. - 2022. - № 13(22). - С. 182-187.

FORMATION OF SELF-ORGANIZATION SKILLS OF PRIMARY SCHOOLCHILDREN THROUGH CREATION TECHNOLOGY IN FOLK DANCE CLASSES

V.R. Sevastyanova, Student

M.G. Zabbarova, Candidate of Pedagogical Sciences, Associate Professor Ulyanovsk State Pedagogical University named after I.N. Ulyanov (Russia, Ulyanovsk)

Abstract. The article discusses the stages of implementation of co-creation technology in folk dance classes in elementary schools to develop students' self-organization skills. As part of creative choreographic activities, primary schoolchildren learn to work in a team, coordinate their actions with other participants, follow instructions and coordinate their movements, which helps them develop self-organization skills. The pedagogical technology of co-creation involves the active cooperation of students among themselves and with the teacher in the process of joint creativity to achieve common goals.

Keywords: primary schoolchildren, self-organization skills, co-creation technology, folk dances, modeling method, game learning method, creative projects.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.