Научная статья на тему 'Формирование навыков профессионально-трудовой адаптации у студентов педагогических направлений подготовки в процессе проектной деятельности в вузе'

Формирование навыков профессионально-трудовой адаптации у студентов педагогических направлений подготовки в процессе проектной деятельности в вузе Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
7
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
адаптация / навыки / профессия / проектная деятельность / самоопределение / педагогическая специальность. / adaptation / skills / profession / project activity / self-determination / pedagogical specialty

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Томаров Алексей Владимирович, Сапрыкина Юлия Викторовна, Камышева Оксана Валерьевна, Томарова Ярослава Алексеевна

В статье рассмотрен процесс становления и выработки навыков в будущей профессионально-трудовой адаптации студентов педагогических направлений подготовки в процессе проектной деятельности в вузе. Определено, что процесс будущей профессиональной адаптации следует считать интегративным свойством. А также определяющим итогом профессиональной адаптивности, личностной социализации будущих педагогов, в результате освоения учебных и профессиональных компетенций. В реализации трудовых намерений, ключевая роль принадлежит приобретению навыков профессионально-трудовой адаптации, которые будут необходимы в непосредственной, профессионально-трудовой деятельности в педагогической сфере. Успешность этого процесса сделает возможным реализовать свои профессиональные намерения, позволит реализовать процесс вхождения в непосредственную трудовую среду более комфортным. Значимость этого процесса обусловлена тем, что это важный этап в социализации молодого человека. Проведен анализ публикаций по заявленной проблеме, содержания учебных и рабочих программ по проектной деятельности. В статье использованы результаты проведенного исследования на базе Магнитогорского государственного технического университета, по актуальным проблемам приобретения навыков профессионально-трудовой адаптации. Полученные результаты позволили сделать вывод, что процесс приобретения навыков профессионально-трудовой адаптации у студентов педагогических специальностей будет формироваться более адекватно, в том случае, если в содержание дисциплин связанных с проектной деятельностью, будут включены задания проектного и исследовательского характера, с учетом актуальных интересов обучающихся. Особую роль в этом процессе должны сыграть потенциальные работодатели, которые могут быть привлечены как для обеспечения учебно-методического обеспечения проектной деятельности, а также для оценки выполненных студентами проектов. Именно такое взаимодействие позволит будущему педагогу более четко представить себе механизм вхождения и адаптации в будущей профессии.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Томаров Алексей Владимирович, Сапрыкина Юлия Викторовна, Камышева Оксана Валерьевна, Томарова Ярослава Алексеевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FORMATION OF SKILLS OF PROFESSIONAL AND LABOR ADAPTATION AMONG STUDENTS OF PEDAGOGICAL AREAS OF TRAINING IN THE PROCESS OF PROJECT ACTIVITY AT THE UNIVERSITY

The article considers the process of formation and development of skills in the future professional and labor adaptation of students of pedagogical areas of training in the process of project activities at the university. It is determined that the process of future professional adaptation should be considered an integrative property. As well as the defining result of professional adaptability, personal socialization of future teachers, as a result of mastering educational and professional competencies. In the implementation of labor intentions, a key role belongs to the acquisition of skills of professional and labor adaptation, which will be necessary in direct, professional and labor activity in the pedagogical field. The success of this process will make it possible to realize your professional intentions, will make the process of entering the immediate work environment more comfortable. The significance of this process is due to the fact that this is an important stage in the socialization of a young person. The analysis of publications on the stated problem, the content of training and work programs on project activities is carried out. The article uses the results of a study conducted on the basis of Magnitogorsk State Technical University on topical issues of acquiring skills of professional and labor adaptation. The results obtained allowed us to conclude that the process of acquiring skills of professional and labor adaptation among students of pedagogical specialties will be formed more adequately if the content of disciplines related to project activities includes tasks of a project and research nature, taking into account the actual interests of students. Potential employers should play a special role in this process, which can be involved both to provide educational and methodological support for project activities, as well as to evaluate projects completed by students. It is this kind of interaction that will allow the future teacher to more clearly imagine the mechanism of entry and adaptation into the future profession.

Текст научной работы на тему «Формирование навыков профессионально-трудовой адаптации у студентов педагогических направлений подготовки в процессе проектной деятельности в вузе»

Формирование навыков профессионально-трудовой адаптации у студентов педагогических направлений подготовки в процессе проектной деятельности в вузе

о с

U

Томаров Алексей Владимирович,

кандидат социологических наук, доцент, кафедра социальной работы и психолого-педагогического образования, ФГБОУ ВО «Магнитогорский государственный технический университет им. Г.И. Носова» E-mail: cool.tomarova@mail.ru

Сапрыкина Юлия Викторовна,

старший преподаватель кафедры бизнес-информатики и информационных технологий, ФГБОУ ВО «Магнитогорский государственный технический университет им. Г.И. Носова» E-mail: julia_kira@list.ru

Камышева Оксана Валерьевна,

старший преподаватель кафедры педагогического образования и документоведения, ФГБОУ ВО «Магнитогорский государственный технический университет им. Г.И. Носова» E-mail: ksjushakam@mail.ru

Томарова Ярослава Алексеевна,

студент, ФГБОУ ВО «Магнитогорский государственный технический университет им. Г.И. Носова» E-mail: cool.tomarova@mail.ru

В статье рассмотрен процесс становления и выработки навыков в будущей профессионально-трудовой адаптации студентов педагогических направлений подготовки в процессе проектной деятельности в вузе. Определено, что процесс будущей профессиональной адаптации следует считать интегративным свойством. А также определяющим итогом профессиональной адаптивности, личностной социализации будущих педагогов, в результате освоения учебных и профессиональных компетенций. В реализации трудовых намерений, ключевая роль принадлежит приобретению навыков профессионально-трудовой адаптации, которые будут необходимы в непосредственной, профессионально-трудовой деятельности в педагогической сфере. Успешность этого процесса сделает возможным реализовать свои профессиональные намерения, позволит реализовать процесс вхождения в непосредственную трудовую среду более комфортным. Значимость этого процесса обусловлена тем, что это важный этап в социализации молодого человека. Проведен анализ публикаций по заявленной проблеме, содержания учебных и рабочих программ по проектной деятельности. В статье использованы результаты проведенного исследования на базе Магнитогорского государственного технического университета, по актуальным проблемам приобретения навыков профессионально-трудовой адаптации. Полученные результаты позволили сделать вывод, что процесс приобретения навыков профессионально-трудовой адаптации у студентов педагогических специальностей будет формироваться более адекватно, в том случае, если в содержание дисциплин связанных с проектной деятельностью, будут включены задания проектного и исследовательского характера, с учетом актуальных интересов обучающихся. Особую роль в этом процессе должны сыграть потенциальные работодатели, которые могут быть привлечены как для обеспечения учебно-методического обеспечения проектной деятельности, а также для оценки выполненных студентами проектов. Именно такое взаимодействие позволит будущему педагогу более четко представить себе механизм вхождения и адаптации в будущей профессии.

Ключевые слова: адаптация, навыки, профессия, проектная деятельность, самоопределение, педагогическая специальность.

Актуальной проблемой высшего профессионального образования является эффективная модель повышения его качества, этот тезис закреплен положениях Федерального закона об образовании. Данный постулат закреплен, как важнейший элемент современной модели образовательной деятельности в подготовке будущего специалиста-педагога к продуктивной профессионально-трудовой деятельности. Этот тезис регламентируется соответствием государственных образовательных стандартов с современными требованиями рынка труда и социально-экономическими обстоятельствами. Стоит обратить внимание, что образовательные стандарты, применяемые в системе высшего образования для различных направлений подготовки специалистов, в качестве одного из главных результатов освоения профессионально-образовательной программы устанавливает компетенции, позволяющие продолжать профессионально-трудовое саморазвитие на протяжении всех циклов трудовой деятельности.

В современной педагогике профессионально-трудовая адаптация, рассматривается как определенный итог овладения ключевыми компетенциями необходимыми для успешной трудовой деятельности. Особая роль в этом процессе отведена актуальности получаемых знаний, пониманию сути получаемой профессии, а также профессионально-ценностные ориентиры будущего педагога. С.М. Зинина считает, что ситуация необходимости выбора учебно-профессионального учреждения с последующим включением индивида в процесс освоения профессиональных компетенций, не гарантируют активизацию процесса профессионального самоопределения. Это связано с тем, что кроме внешних социально-экономических и педагогических условий, для этого необходим и ряд личностно-психологических условий, таких как наличие в самосознании молодого человека такого компонента, как личностная профессиональная идентичность [1].

Стоит отметить, что на формирование навыков профессионально-трудовой адаптации в процессе профессионального обучения особую роль играют интегративные процессы самоопределения, самоорганизации, само актуализации и внутренней рефлексии. Приобретение навыков профессионально-трудовой адаптации рассматривается в современной педагогике, как итоговый результат социализации в условиях учебно-образовательной среды.

С.А. Быкова считает, что одним из самых продуктивных приемов формирования и усвоения навыков профессионально-трудовой адаптации выступает непосредственная практика, в конкретной профессионально-трудовой среде. При этом она отмечает, что это не только проведение учебных занятий, но и непосредственное вхождение в трудовой коллектив. Именно подобная учебно-практическая деятельность позволит актуализировать свою профессионально-трудовую идентичность [2].

На современном этапе развития высшего профессионального образования, начинают складываться определенные универсалии процесса формирования у студентов навыков профессионально-трудовой адаптации. В данный момент продолжает уточняться содержание данной деятельности и специфических условий, повышающих продуктивность ее освоения. В государственных нормативных документах регулирующих образовательную деятельность вуза включены профессиональные компетенции, формирование которых сделает возможным для будущего педагога решать различные профессиональные задачи и возникающие проблемы в непосредственной профессионально-трудовой деятельности.

Законодательно закрепленные нормы и правила, обусловливающие формирование профессионально-трудовой адаптации студента, вступают в определенные ограничения связанные с началом процесса профессионально-трудовой адаптации в студенческие годы. Это связано с тем, что возможность начать официально оформленную трудовую деятельность, в школе возможно только начиная с четвертого курса [3].

Именно здесь становится актуальным и востребованным решение задач проектирования деятельности студента в получении навыков профессионально-трудовой адаптации. Подобная проектная деятельность делает возможным эффективно управлять процессом формирования профессиональной адаптации.

Стоит заметить, что для выбора актуальных образовательных программ и проектных средств, стимулирования процесса формирования профессионально-трудовой адаптации студентов педагогических направлений подготовки важно понимать особенности и специфику будущей профессионально-трудовой деятельности, так и личностные особенности профессиональной идентичности студента [4].

С целью выявления этих закономерностей и специфических особенностей нами было проведено эмпирическое исследование среди студентов педагогических направлений подготовки в Магнитогорском государственном техническом университете. Количество респондентов принявших участие в исследовании составило 70 студентов, 2 и 4 курса института гуманитарного образования Магнитогорского государственного технического университета. Возраст респондентов составил от 19 лет до 21 года.

В проведении исследования по заявленной проблеме была использована эмпирическая модель Дж. Гарсия. Полученные результаты после диагностической обработки выявили, что у 13% студентов первого курса прослеживается не включенность профессиональной идентичности, они не представляют себя в образе специалиста в выбранной профессионально-трудовой сфере. У данной группы пока не сложилось общее представление о возможной профессионально-трудовой деятельности в будущем, а значит и возможных способах профессионально-трудовой адаптации в данной сфере применения профессиональных навыков.

Около 2,5% респондентов второго курса считают, что представление о профессионально-трудовой деятельности в будущем сформирован частично, многое будет зависеть от внешних социально-экономических факторов после окончания вуза. Этой группой студентов было отмечено, что при выборе специальности они были подвержены либо влиянию родителей или сделали свой выбор в последний момент.

Значительная часть студентов второго курса, а это 46%, переживает определенный кризис по отношению к выбранной профессии. Для данной группы респондентов важна мотивационная составляющая. Это важный аспект, выявленный в ходе исследования, он определяет необходимость работы преподавателей вуза, по разработке программы формирующей мотивационные критерии позволяющие понимать важность проблемы выбора дальнейшего профессионального пути и механизмов реализации полученных профессиональных навыков в будущей профессионально-трудовой деятельности [5].

У 32% студентов второго курса получение педагогической специальности не вызывает сомнений в будущей профессионально-трудовой деятельности. Респондентами было отмечено, что выбор был сделан самостоятельно, они готовы начать профессиональную деятельность, при наличии возможности, еще в период обучения в вузе. Стоит отметить, что в этой группе значительная часть студентов, уже имеет средне-профессиональное образование по педагогическому направлению подготовки.

У студентов 4 курса полученные результаты несколько отличаются. 37% респондентов продолжают находиться в состоянии будущей профессиональной не определенности. Они отмечают, что при определенных условиях эта не определенность была бы решена. Сами студенты затруднились определить перечень условий, которые позволят осуществить это самоопределение.

Около 41,5% респондентов ответили, что у них присутствует статус профессиональной идентичности. Они имеют четкое представление о профессиональной деятельности, не жалеют о выборе специальности. Многие подтвердили, что владеют навыками профессионально-трудовой адаптации. Здесь не последнюю роль играет тот факт, что

сз о со "О

1=1 А

—I

о

сз т; о т О от

З

и о со

многие респонденты с четвертого курса уже пробуют себя в непосредственной профессионально-трудовой деятельности. У 4% опрошенных отсутствуют навыки профессионально-трудовой адаптации.

Проводя анализ полученные результатов исследования студентов 2 и 4 курса, был сделан вывод, что у 4 курса доля респондентов с отсутствующими навыками профессионально-трудовой адаптации несколько ниже, чем у студентов 2 курса. Мы считаем, что такой результат связан с тем, что в начале прохождения профессионально-ознакомительных практик на втором курсе они не обладают общими представлениями о содержании профессиональных компетенций.

Естественно это отразилось на показателях сложившейся профессиональной идентичности, он является результатом самостоятельности в выборе профессии педагога. У студентов 4 курса этот показатель выше, чем у студентов 2 курса. Здесь следует отметить, что изучая уже проведенные подобные исследования прошлых лет, доля студентов 2 курса с присутствующей профессиональной идентичностью выросла. Этот факт можно объяснить тем, что во многих вузах многие виды практик начинаются со второго курса, также как и дисциплины связанные с проектной деятельностью.

Для данной группы респондентов характерно, что они имеют пока относительно сформированное представление о характере будущей профессиональной деятельности и для себя сделали выбор реализации полученных профессиональных знаний именно в сфере педагогической деятельности. Показатели исследования в части навыков профессионально-трудовой адаптации, можно охарактеризовать, как осознанный выбор будущей профессионально-трудовой деятельности. А также продолжение процессов поиска адекватных путей трудовой социализации.

Итоговые результаты диагностики позволяют сделать вывод о том, понимание необходимости приобретения навыков профессионально-трудовой адаптации, растет в зависимости от курса и в зависимости от эффективности усвоения образовательной программы профессионального образования. Это происходит благодаря формированию профессионально-личностных качеств и пониманию сути профессии [5]. На этом этапе обучения идет процесс идентификации себя с образом будущего специалиста. Определенная роль в этом процессе принадлежит проектной деятельности, в которой эти качества задействованы.

Количество респондентов с уровнем сформированных навыков профессионально-трудовой адаптации как ожидаемого итога освоения образовательной программы в получений необходимых профессиональных знаний и умений. Это позволяет студенту сформировать первоначальное представление о себе как потенциальном специалисте. Такой подход в построении будущих планов и вариантов их реализации, у студентов 4 курса выше, чем у студентов 2 курса (42% и 29% соот-

ветственно). Это закономерно, так как в процессе профессионального обучения происходит актуализация знаний о будущей профессионально-трудовой деятельности. Начинает формироваться способность адекватного представления о личностном соответствии выбранной профессиональной деятельности.

Это подтверждается увеличением количества студентов 4 курса с определенной профессиональной идентичностью. Они четко и объективно представляют возможности приобретенных навыков и механизмов профессионально-трудовой адаптации в будущем. В проведении будущих исследований будет интересно проследить подобную динамику у респондентов 2 курса через несколько лет, когда они станут студентами 4 курса.

В заключении, стоит отметить существование определенной динамики показателей усвоения формируемых навыков профессионально-трудовой адаптации студентов педагогических специальностей в ходе освоения программ профессионального образования. Рассмотрение существующих публикаций по заявленной проблеме, внутреннего содержания используемых рабочих программ, а также данные проведенного исследования по проблеме формирования навыков профессионально-трудовой адаптации студентов педагогических направлений подготовки позволил сделать вывод о том, что процесс формирования навыков профессионально-трудовой адаптации будет реализовываться более продуктивно при следующих моментах:

• в содержание дисциплин предполагающих проектную деятельность будут включены индивидуальные задания, направленные на разработку механизмов трудовой адаптации в коллективе;

• задания для проектной деятельности следует формировать, учитывая актуальные проблемы, возникающие в ходе профессионально-трудовой адаптации;

• необходимо разработать практику реализации результатов проектной деятельности студентов не только со стороны преподавателей, а также специалистами-практиками;

• приглашение на защиты разработанных студентами проектов выпускников аналогичных специальностей осуществляющих свою профессионально-трудовую деятельность в сфере педагогики;

• разработка и внедрение системы мониторинга формирования у студентов профессиональной идентичности в зависимости от курса обучения.

Предложенные методы формирования навыков профессионально-трудовой адаптации и актуализации представлений студентов о своих профессионально-трудовых перспективах следует более широко использовать проектную деятельность. Это повысит качественные показатели и эффективность процессов формирования навыков профессионально-трудовой адаптации бу-

дущего специалиста-педагога. А также увеличит долю обучающихся, у которых к моменту завершения обучения в вузе, будет сформирована профессиональная идентичность по отношению к полученной специальности.

Литература

1. Быкова С.А. Критерии оценивания качества профессионального педагогического образования. // Сибирский учитель. 2016. № 6 (109). С. 21-23.

2. Быкова С.А. Непрерывное образование: содержательный и правовой аспекты. // Подготовка педагога новой формации в системе университетского образования: проблемы, практический опыт и перспективы. Всероссийская научно-практическая конференция с международным участием; Тюмень. 23.01. 2015 г. Тюменский государственный университет. 2015. С.63-72.

3. Фомина Н.М. Профессиональная идентичность студентов как критерий профессиональной подготовки специалистов. // Непрерывное образование как стратегия развития профессиональной карьеры: традиции и инновации. Материалы международной научно-практической конференции. Санкт-Петербург. Ленинградский государственный университет им. А.С. Пушкина. 2017. С. 220-224.

4. Трандина Е.Е. Формирование профессиональной идентичности студентов, как фактор профессионального самосознания. // Перспективы развития науки и образования. Сборник научных трудов по материалам международной научно-практической конференции.г. Тамбов. ООО «Консалтинговая компания Ю ком». 2017. С. 117-120.

5. Томаров А.В., Бурилкина С.А., Супрун Н.Г., Морозов Е.А. Некоторые особенности формирования профессиональных компетенций у студентов педагогических специальностей, обучающихся в техническом вузе (на примере ФГБОУ ВО «МГТУ им. Г.И. Носова) // Современное педагогическое образование. 2023. № 12. С. 276-279.

FORMATION OF SKILLS OF PROFESSIONAL AND LABOR ADAPTATION AMONG STUDENTS OF PEDAGOGICAL AREAS OF TRAINING IN THE PROCESS OF PROJECT ACTIVITY AT THE UNIVERSITY

Tomarov A.V., Saprykina Yu.V., Kamysheva O.V., Tomarova Ya.A.

Magnitogorsk State Technical University named after G.I. Nosov

The article considers the process of formation and development of skills in the future professional and labor adaptation of students of pedagogical areas of training in the process of project activities at the university. It is determined that the process of future professional adaptation should be considered an integrative property. As well as the defining result of professional adaptability, personal socialization of future teachers, as a result of mastering educational and professional competencies. In the implementation of labor intentions, a key role belongs to the acquisition of skills of professional and labor adaptation, which will be necessary in direct, professional and labor activity in the pedagogical field. The success of this process will make it possible to realize your professional intentions, will make the process of entering the immediate work environment more comfortable. The significance of this process is due to the fact that this is an important stage in the socialization of a young person. The analysis of publications on the stated problem, the content of training and work programs on project activities is carried out. The article uses the results of a study conducted on the basis of Magnitogorsk State Technical University on topical issues of acquiring skills of professional and labor adaptation. The results obtained allowed us to conclude that the process of acquiring skills of professional and labor adaptation among students of pedagogical specialties will be formed more adequately if the content of disciplines related to project activities includes tasks of a project and research nature, taking into account the actual interests of students. Potential employers should play a special role in this process, which can be involved both to provide educational and methodological support for project activities, as well as to evaluate projects completed by students. It is this kind of interaction that will allow the future teacher to more clearly imagine the mechanism of entry and adaptation into the future profession.

Keywords: adaptation, skills, profession, project activity, self-determination, pedagogical specialty.

References

1. Bykov S.A. Criteria for assessing the quality of professional pedagogical education. // Siberian teacher. 2016. No. 6 (109). pp. 21-23.

2. Bykov S.A. Continuing education: substantive and legal aspects. // Training of a teacher of a new formation in the university education system: problems, practical experience and prospects. All-Russian Scientific and Practical conference with international participation; Tyumen. 23.01. 2015 Tyumen State University. 2015. pp. 63-72.

3. Fomina N.M. Professional identity of students as a criterion of professional training of specialists. // Continuing education as a strategy for the development of a professional career: traditions and innovations. Materials of the international scientific and practical conference. Saint-Petersburg. Leningrad State University named after A.S. Pushkin. 2017. pp. 220-224.

4. Trandina E.E. Formation of students' professional identity as a factor of professional self-awareness. // Prospects for the development of science and education. Collection of scientific papers based on the materials of the international scientific and practical conference. Tambov city. LLC "Consulting company U com". 2017. pp. 117-120.

5. Tomarov A.V., Burilkina S.A., Suprun N.G., Morozov E.A. Some features of the formation of professional competencies among students of pedagogical specialties studying at a technical university (on the example of the Nosov Magnitogorsk State Technical University). // Modern pedagogical education. 2023. No. 12. pp. 276-279.

C3

о

CO

-a

I=i А

—I

о

C3 t; о m О от

З

ы о со

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.