формирование навыков организации самостоятельных аэробных тренировок у студентов вузов для успешной сдачи экзаменационной сессии
УДК/UDC 796.01
п
Информация для связи с автором: [email protected]
Поступила в редакцию 17.05.2016 г.
Кандидат педагогических наук, доцент А.В. Токарева1 Кандидат педагогических наук, доцент О.В. Миронова1 Кандидат педагогических наук, доцент И.С. Москаленко1 Заслуженный работник высшей школы РФ, доктор педагогических наук, профессор А.Э. Болотин2
Кандидат педагогических наук, доцент Л.В. Ярчиковская3
1 Санкт-Петербургский государственный архитектурно-строительный университет, Санкт-Петербург
2 Санкт-Петербургский политехнический университет Петра Великого, Санкт-Петербург
3 Санкт-Петербургский государственный университет, Санкт-Петербург
FORMING SELF-RELIANT AEROBIC TRAINING PROCESS MANAGEMENT SKILLS FOR SUCCESS IN EXAMINATIONS
Associate Professor, PhD A.V. Tokareva1
Associate Professor, PhD O.V. Mironova1
Associate Professor, PhD I.S. Moskalenko1
Dr. Hab, Professor, Honorary Figure of Russian Higher Education
A.E. Bolotin2
Associate Professor, PhD L.V. Yarchikovskaya3
1 Saint-Petersburg State University of Architecture and Civil Engineering, St. Petersburg
2 Saint Petersburg State Polytechnic University, St. Petersburg
3 Saint Petersburg State University, St. Petersburg
□ и
£ г. CL
4—
О OJ и
CL ' -о с га
Ii
О (U .с Н
Аннотация
В исследованиях педагогов, занимающихся проблемами физической культуры студентов вузов, отсутствует единое понимание сущности определения «физическая готовность» к успешной сдаче экзаменационной сессии и роли аэробных упражнений в поддержании умственной работоспособности. В настоящее время нет основных критериев оценки уровня физической готовности студентов к успешной сдаче экзаменационной сессии, не обоснована педагогическая модель формирования навыков организации самостоятельных аэробных тренировок, не определены цели и методы самостоятельной аэробной тренировки для поддержания умственной работоспособности студентов вузов, задачи физической культуры решаются не в единой системе их обучения.
Ключевые слова: самостоятельная аэробная тренировка, студенты вузов, педагогическая модель, умственная работоспособность, экзаменационная сессия.
Annotation
The available education process study reports on the problems of the national academic physical education process give no consistent definitions of the "physical fitness for examinations" with due consideration for the role of aerobic training practices for the student's intellectual workability maintenance and improvement. As things now stand, the sport science is still in need of the following: key criteria to rate the students' physical fitness for examinations; an educational model for self-reliant aerobic training system; prime objectives for and methods of the self-reliant aerobic training system to maintain/ improve the student's intellectual workability; and a consistent frame system for the relevant physical education problems being solved on a systemic basis.
Keywords: self-reliant aerobic training system, university students, educational model, intellectual workability, examinations.
Введение. В современных условиях на студентов вузов возлагается большая ответственность по решению вопросов успешной сдачи экзаменационной сессии. Успех определяется высоким уровнем умственной работоспособности студентов. Необходимость решения сложных задач во время экзаменационной сессии потребовала новых подходов к под-
держанию высокого уровня их умственной работоспособности [9]. Поэтому повышение уровня физической готовности и работоспособности студентов для успешной сдачи сессии - одна из важнейших задач их подготовки [2, 4, 7, 8].
Уровень умственной работоспособности студентов должен соответствовать требованиям, которые определяются
12
http://www.teoriya.ru
№ 9 • 2016 Сентябрь | September
современными особенностями сдачи экзаменов: очень важны быстрота мыслительных действий, большой объем памяти, высокий уровень работоспособности, а также устойчивости внимания на фоне умственного утомления [1, 2]. В таких условиях основным типом физической культуры студентов становится направленность тренировки на поддержание высокого уровня умственной работоспособности. Исследованиями отечественных и зарубежных ученых установлено, что важное место в такой тренировке должно отводиться использованию аэробных упражнений [3, 5, 6].
Практика свидетельствует, что во время сдачи экзаменационной сессии возможности для проведения плановых занятий по физической культуре под руководством преподавателей весьма ограниченны. В связи с этим изменяется цель физической культуры студентов вузов во время сдачи экзаменационной сессии, которая приобретает особые установки, связанные с формированием навыков самостоятельного использования аэробных упражнений для поддержания высокого уровня умственной работоспособности. Вместе с тем изучение педагогической практики выявило недостаточный уровень готовности студентов вузов к методически грамотному самостоятельному использованию аэробных упражнений для поддержания умственной работоспособности во время сдачи экзаменационной сессии. Характерными ошибками в подготовке студентов является их недостаточная методическая подготовленность к планированию и нормированию нагрузки, самостоятельному использованию аэробных упражнений для поддержания высокого уровня умственной работоспособности во время сдачи экзаменационной сессии. Это отрицательно сказывается на уровне их умственной работоспособности во время сессии [1, 2, 9].
Все вышесказанное свидетельствует, что необходим поиск новых, более современных подходов к организации процесса физической культуры для повышения уровня методической подготовленности студентов вузов к самостоятельному использованию аэробных упражнений, для поддержания высокого уровня умственной работоспособности во время сдачи экзаменационной сессии.
Цель исследования - разработка и обоснование специальной модели формирования навыков организации самостоятельных аэробных тренировок у студентов вузов для успешной сдачи экзаменов и зачетов.
Методы и организация исследования. В процессе работы создана педагогическая модель формирования навыков организации самостоятельных аэробных тренировок у студентов вузов для успешной сдачи экзаменов и зачетов (рис. 1).
Данная модель обеспечивала практическую деятельность преподавателей и студентов по достижению целей физической подготовки во время сдачи экзаменационной сессии с использованием аэробных упражнений.
Наиболее эффективным способом решения образовательных задач, отвечающим современным требованиям, является использование обучающих систем для организации тренировочного процесса по самостоятельному использованию аэробных упражнений. В качестве основной формы обучения студентов методике самостоятельного использования аэробных упражнений был разработан образовательный комплекс (рис. 2).
Главная научно-методическая идея создания данного комплекса заключалась в попытке системного использования в тренировочном процессе его основных задач, направленных на улучшение умственной работоспособности студентов во время сдачи экзаменационной сессии.
Этот комплекс обеспечивал информационное содержание для решения задач по самостоятельному использованию
аэробных упражнений, направленных на улучшение умственной работоспособности студентов. К разработке информационного обеспечения были привлечены опытные преподаватели кафедр физической культуры Санкт-Петербургского политехнического университета Петра Великого и Санкт-Петербургского государственного архитектурно-строительного университета. С их консультационной помощью была разработана примерная тематика обучения студентов данных вузов методике проведения самостоятельной аэробной тренировки.
Тематика раскрывала информационное содержание предлагаемых модулей по основным вопросам организации и проведения самостоятельной аэробной тренировки студентов во время сдачи экзаменационной сессии с целью улучшения их умственной работоспособности.
В рамках предложенной тематики был предусмотрен лекционный материал для индивидуального усвоения студентами основ методики проведения самостоятельной аэробной тренировки. Были разработаны контрольные вопросы, составлен список литературы, сформированы учебные и видеокурсы по различным вопросам обучения студентов методике проведения самостоятельной аэробной тренировки во время сдачи экзаменационной сессии.
Эффективность данной модели оценивалась по показателям умственной работоспособности студентов во время экзаменационной сессии: быстроте мыслительных действий, объему памяти, концентрации внимания, самочувствию, активности и настроению (методика САН), а также показателям успеваемости.
Результаты исследования и их обсуждение. Умственная работоспособность студентов во время сдачи экзаменационной сессии определяется успешной сдачей зачетов и экзаменов. В связи с повышением требований к обучению и умственной работоспособности студентов во время сессии на первый план выходят доступные средства физической культуры. Такими средствами являются аэробные упражнения: ходьба, бег, плавание, езда на велосипеде, передвижение на лыжах и др. Высокая эффективность использования аэробных упражнений для улучшения умственной работоспособности студентов подтверждается результатами, полученными в ходе наших исследований.
По нашему убеждению, при подборе средств и методов аэробной тренировки обязательно должны учитываться индивидуальные особенности, интересы и уровень подготовленности студентов. Известно, что многие студенты не выполняют физических упражнений не потому, что не понимают важности аэробной тренировки, а по причине отсутствия интереса к ним. Это происходит из-за несоответствия двигательных действий индивидуальным физическим и психическим возможностям студентов. Учет их физкультурных интересов и возможностей вполне может быть реализован в ходе использования аэробных упражнений по выбору.
Определяя средства аэробной тренировки, необходимые для улучшения умственной работоспособности студентов во время сдачи экзаменационной сессии, необходимо обратить внимание на следующее:
• рациональное построение процесса аэробной физической тренировки студентов во время сдачи экзаменационной сессии;
• точное нормирование тренировочной нагрузки исходя из уровня физической подготовленности студентов;
• моделирование различных видов аэробной тренировки для улучшения умственной работоспособности студентов;
• мотивацию и степень активности студентов во время сдачи экзаменационной сессии.
Оценка показателей умственной работоспособности студентов ЭГ(п=27) и КГ(п=28) до и после эксперимента (Х±т), баллы
№ п/п Изучаемый показатель Группа Исходные показатели Показатели в конце эксперимента Прирост р
1 Концентрация внимания ЭГ КГ 4,6±0,4 4,7±0,3 7,1±0,8 5,7±0,4 2,5 1,0 <0,05
2 Показатели успеваемости ЭГ КГ 3,9±0,5 4,0±0,4 4,7±0,7 4,2±0,3 0,8 0,2 -
3 Объем памяти ЭГ КГ 5,3±0,2 5,4±0,2 7,0±0,3 5,7±0,3 1,7 0,3 <0,05
4 САН, баллы ЭГ КГ 121,7±7,9 121,8±8,7 159,8±7,2 135,9±7,7 38,1 14,1 <0,05
5 Быстрота мыслительных действий ЭГ КГ 6,2±0,2 6,1±0,4 8,0±0,3 7,2±0,4 1,8 1,1 <0,05
Формирование навыков самостоятельной аэробной тренировки:
- развитие мотивации; у
- планирование нагрузки;
- организация тренировочного процесса;
- освоение навыков аэробной тренировки; \
- воспитание уверенности;
- самоорганизация в преодолении трудностей тренировочного процесса
Рис. 1. Педагогическая модель формирования навыков организации самостоятельных аэробных тренировок у студентов вузов для успешной сдачи экзаменационной сессии
ш
• = и
и
i
а
а
' с га
£
(3
Аэробную физическую тренировку, по нашему мнению, следует привязать к динамике физического состояния студентов во время экзаменационной сессии. Это положение должно найти отражение в планировании физической нагрузки во время аэробной тренировки студентов. Требования к планированию нагрузки во время аэробной тренировки выражались в методически обоснованной последовательности ее повышения.
По нашему мнению, планирование физической нагрузки для улучшения умственной работоспособности студентов во время аэробной тренировки должно соответствовать принципу постепенности.
В вопросе о системе чередования нагрузки и отдыха мы придерживались концепции, согласно которой интервал отдыха между тренировочными занятиями определялся точным
взаимодействием процесса утомления и восстановления функциональных возможностей организма студентов. Очередная нагрузка должна планироваться не позже, чем следы от предыдущей нагрузки полностью исчезнут. В ходе исследования было установлено, что с помощью аэробной тренировки можно эффективно влиять на улучшение умственной работоспособности студентов, повышать устойчивость к воздействию неблагоприятных факторов во время сдачи экзаменационной сессии, компенсировать отрицательные функциональные сдвиги в организме.
Выполнение намеченных педагогических мероприятий позволило проанализировать изменения показателей умственной работоспособности у студентов экспериментальных групп за период педагогического эксперимента. По окончании эксперимента сравнивались показатели функцио-
14
http://www.teoriva.ru
№ 9 • 2016 Сентябрь | September
Рис. 2. Содержание образовательного комплекса по обучению студентов методике проведения самостоятельной аэробной тренировки во время сдачи экзаменационной сессии
нального и психического состояния организма и умственной работоспособности студентов.
Больший интерес для нас представляли результаты влияния аэробных упражнений на результаты умственной работоспособности студентов. В ходе педагогического эксперимента проводился сравнительный анализ показателей умственной работоспособности у студентов экспериментальных групп. Анализ влияния аэробных упражнений на результаты умственной работоспособности студентов показывает, что в обеих экспериментальных группах произошли положительные изменения (см. таблицу). У студентов контрольной группы они объясняются спецификой образовательного процесса в вузе. Положительные же сдвиги в экспериментальных группах, по нашему мнению, в большей степени связаны с влиянием специфики воздействия разработанной педагогической модели самостоятельного использования аэробных упражнений во время сдачи экзаменационной сессии. Эти упражнения были направлены на поддержание умственной работоспособности, профилактику влияния неблагоприятных факторов учебной деятельности. Более высокий прирост, а в отдельных случаях со значительными величинами, можно объяснить влиянием опытной педагогической модели физической подготовки студентов.
Эффект наиболее выражен в показателях САН, концентрации внимания, объема памяти и быстроты мыслительных действий, где изменения носят значимый (р<0,05) характер. Учитывая, что различия между испытуемыми экспериментальной и контрольной групп состояли только в использовании в занятиях испытуемых экспериментальной группы опытной педагогической модели самостоятельного использования аэробных упражнений, полученные результаты можно объяснить ее положительным влияние на умственную работоспособность студентов.
Выводы. По нашим данным, аэробные упражнения являются одним из эффективных средств улучшения умственной работоспособности студентов. Анализируя причины и механизмы воздействия аэробных упражнений на умственную работоспособность студентов, мы пришли к выводу о том, что совершенствование нервно-мышечного аппарата в процессе тренировки активизирует деятельность нервной системы в целом. Все это приводит к улучшению умственной работоспособности студентов во время сдачи экзаменационной сессии. В ходе исследования было установлено, что постоянная и напряженная работа одних и тех же центров головного мозга во время сдачи студентами экзаменационной сессии приводит к их истощению. Занятия аэробными физическими упраж-
нениями, переключая студентов на другой вид деятельности, дают возможность уставшим нервным клеткам отдохнуть. Это тонизирует нервную систему студентов и предотвращает возникновение нервного срыва во время сдачи экзаменационной сессии.
Литература
1. Бакаев В.В. Показатели готовности студентов к здоровьесбере-гающему поведению / В.В. Бакаев, А.Э. Болотин // Уч. записки унта им. П.Ф. Лесгафта. - 2013. - № 12 (106). - С. 36-39.
2. Болотин А.Э. Технология управления здоровым образом жизни студентов / А.Э. Болотин, В.В. Бакаев // Уч. записки ун-та им. П.Ф. Лесгафта. - 2014. - № 1 (107). - С. 24-28.
3. Болотин А.Э. Факторы, определяющие включенность студентов горных специальностей в физкультурно-спортивную деятельность / А.Э. Болотин, Ю.В. Яковлев // Теория и практика физ. культуры. - 2014. - № 6. - С. 58-59.
4. Болотин А.Э. Педагогическая технология использования средств физической культуры для адаптации студентов к профессиональной деятельности / А.Э. Болотин, В.А. Щеголев, В.В. Бакаев // Теория и практика физ. культуры. - 2014. - № 7. - С. 16-20.
5. Болотин А.Э. Структура и содержание педагогической концепции физического воспитания студентов на основе ценностей здорового образа жизни / А.Э. Болотин, Д.Б. Селюкин // Теория и практика физ. культуры. - 2015. - № 7. - С. 32-34.
6. Болотин А.Э. Научно-теоретические подходы к совершенствованию процесса физического воспитания студентов в вузах / А.Э. Болотин, В.А. Чистяков // Вестник спортивной науки. - 2014. - № 1. - С. 3-5.
7. Волков А.В. Психолого-педагогические условия, необходимые для обеспечения физической готовности личного состава горноспасательных подразделений / А.В. Волков, И.А. Панченко, А.Э. Болотин // Теория и практика физ. культуры. - 2014. - № 2. - С. 35-38.
8. Караван А.В. Типологические признаки образовательной среды необходимые для эффективного физического развития студентов вузов / А.В. Караван, А.Э. Болотин // Теория и практика физ. культуры. - 2015. - № 9. - С. 5-7.
References
1. Bakaev V.V. Pokazateli gotovnosti studentov k zdorov'e sberegayushchemu povedeniyu (Indicators of students' readiness for health saving behavior) / A.E. Bolotin, V.V. Bakaev // Uchenye zapiski universiteta im. P.F. Lesgafta. - 2013. - № 12 (106). - P. 36-39.
2. Bolotin A.E. Tekhnologiya upravleniya zdorovyim obrazom zhizni studentov (Students' healthy lifestyle control technology) / A.E. Bolotin, V.V. Bakaev // Uch. zapiski un-ta im. P.F. Lesgafta. - 2014.
- № 1 (107). - P. 24-28.
3. Bolotin A.E. Faktory, opredelyayuschie vklyuchennost studentov gornyih spetsialnostey v fizkulturno-sportivnuyu deyatelnost' (Factors determining involvement of mining students in physical education and sports activities) / A.E. Bolotin, Yu.V. Yakovlev // Teoriya i praktika fizicheskoy kultury. - 2014. - № 6. - P. 58-59.
4. Bolotin A.E. Pedagogicheskaya tekhnologiya ispolzovaniya sredstv fizicheskoy kulturyi dlya adaptatsii studentov k professionalnoy deyatelnosti (Educational technology of using physical culture tools to adapt students to professional work) / A.E. Bolotin, V.A. Shchegolev, V.V. Bakaev // Teoriya i praktika fizicheskoy kultury. - 2014. - № 7.
- P. 16-20.
5. Bolotin A.E. Struktura i soderzhanie pedagogicheskoy kontseptsii fizicheskogo vospitaniya studentov na osnove tsennostey zdorovogo obraza zhizni (Structure and content of university physical education teaching concept based on healthy lifestyle values) / A.E. Bolotin, D.B. Selyukin // Teoriya i praktika fizicheskoy kultury. - 2015. - № 7. - P. 32-34.
6. Bolotin A.E. Nauchno-teoreticheskie podhodyi k sovershenstvovaniyu protsessa fizicheskogo vospitaniya studentov v vuzakh (Scientific theoretical approaches to improve university physical education process) / A.E. Bolotin, V.A. Chistyakov // Vestnik sportivnoy nauki.
- 2014. - № 1. - P. 3-5.
7. Volkov A.V. Psihologo-pedagogicheskie usloviya, neobhodimyie dlya obespecheniyafizicheskoygotovnostilichnogo sostava gornospasatelnyih podrazdeleniy (Psycho-pedagogical conditions for rescue units personnel training) / A.V. Volkov, I.A. Panchenko, A.E. Bolotin // Teoriya i praktika fizicheskoy kultury. - 2014. - № 2. - P. 35-38.
8. Karavan A.V. Tipologicheskie priznaki obrazovatelnoy sredyi neobhodimyie dlya effektivnogo fizicheskogo razvitiya studentov vuzov (Typological features of educational environment required for effective physical development of university students) / A.V. Karavan, A.E. Bolotin // Teoriya i praktika fizicheskoy kultury. - 2015. - № 9.
- P. 5-7.
9. Bolotin А.Е. Structure and content of the educational technology of managing students' healthy lifestyle / А.Е. Bolotin, V.V. Bakayev // Journal of Physical Education and Sport. - 2015. - № 15(3). - P. 362-364.