http://www.akorda.kz/ru/events/astana_kazakhstan/participation_in_events/poslanie-prezidenta-respubliki-kazahstan-lidera-nacii-nursultana-nazarbaeva-narodu-kazahstana-strategiya-kazahstan-2050-novyi-politicheskii- дата обращения 01.05.2018).
8. Статья Главы государства "Взгляд в будущее: модернизация общественного сознания" [Электронный ресурс] : Официальный сайт Президента Республики Казахстан, 2017. URL : http://www.akorda.kz/ru/events/akorda_news/press_conferences/statya-glavy-gosudarstva-vzglyad-v-budushchee-modernizaciya-obshchestvennogo-soznaniya дата обращения 01.05.2018).
REFERENCES
1. Yesentaev, T. K. (2016), Environment of training and competitive activity of athletes, Abstract of Ph.D. dissertation on physical education and sport, National University of Ukraine on Physical Education and Sport, Kyiv, Ukraine.
2. Ministry of National Economy of the Republic of Kazakhstan (2018), "Committee on Statistics", available at: http://economy.gov.kz/ru/kategorii/komitet-po-statistike (Accessed 15 July 2018).
3. Conor McGregor (2016), Borders do not exist, available at: https://www.youtube.com/watch?v=6-rX4V0DCMk (Accessed 15 July 2018).
4. Decree of the President of the Republic of Kazakhstan (2016), "The concept of development of physical culture and sports of the Republic of Kazakhstan until 2025", available at: https://online.za-kon.kz/document/?doc_id=36716752#pos=1;-40 (Accessed 15 July 2018).
5. UNESCO (1978), International Charter of Physical Education, Physical Activity and Sport, 11 p., available at: http://unesdoc.unesco.org/images/0023/002354/235409r.pdf (Accessed 15 July 2018).
6. Nation Plan - 100 concrete steps to implement five institutional reforms by Head of State Nursultan Nazarbayev (2015), available at: https://online.zakon.kz/document/?doc_id=31977084#pos=1;-87 (Accessed 15 July 2018).
7. Message of the President of the Republic of Kazakhstan - the Leader of the Nation Nursultan Nazarbayev to the People of Kazakhstan (2012), "Strategy" Kazakhstan-2050 ": a new political course of the held state", available at: http://www.akorda.kz/ru/events/astana_kazakhstan/participa-tion_in_events/poslanie-prezidenta-respubliki-kazahstan-lidera-nacii-nursultana-nazarbaeva-narodu-ka-zahstana-strategiya-kazahstan-2050-novyi-politicheskii- (Accessed 15 July 2018).
8. Official website of the President of the Republic of Kazakhstan (2017), Article of the Head of State "A glance at the future: modernization of public consciousness", available at: http://www.akorda.kz/ru/events/akorda_news/press_conferences/statya-glavy-gosudarstva-vzglyad-v-bu-dushchee-modernizaciya-obshchestvennogo-soznaniya (Accessed 15 July 2018).
Контактная информация: [email protected]
Статья поступила в редакцию 16.07.2018
УДК 796.011.3
ФАКТОРЫ, ОПРЕДЕЛЯЮЩИЕ НЕОБХОДИМОСТЬ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ КРУГОВОЙ ТРЕНИРОВКИ НА ЗАНЯТИЯХ СО СТУДЕНТАМИ ТЕХНИЧЕСКИХ
ВУЗОВ
Алексей Александрович Ефимов аспирант, Санкт-Петербургский политехнический университет Петра Великого,
Виктория Леонидовна Бочковская, кандидат педагогических наук, доцент,
Российский государственный педагогический университет им. А.И. Герцена,
Санкт-Петербург
Аннотация
В статье представлены результаты исследований авторов по обоснованию ранговой структуры факторов, определяющих необходимость использования круговой тренировки на занятиях со студентами технических вузов. Этими факторами являются: необходимость поддержания высокого уровня умственной и физической работоспособности студентов во время учебы; потребность и желание студентов в ускоренном развитии физических качеств; необходимость создания фундаментальной базы общей физической подготовленности для эффективной профессиональной деятельности после окончания вуза; стремление студентов в
краткие сроки улучшить свое функциональное состояние и физическое развитие. Менее значимыми факторами являются: направленность круговой тренировки на укрепление здоровья студентов и улучшение общего самочувствия, а также использование круговой тренировки в качестве эффективного средства к подготовке норм и требований комплекса ГТО.
Ключевые слова: факторы; студенты технических вузов; готовность к профессиональной деятельности; круговая тренировка.
FACTORS DEFINING NEED IN USE OF CIRCULAR TRAINING DURING OCCUPATIONS WITH STUDENTS OF TECHNICAL COLLEGES
Alexey Alexandrovich Efimov, the post-graduate student, Peter the Great St. Petersburg Polytechnic University, Victoria Leonidovna Bochkovskaya, the candidate of pedagogical sciences, senior lecturer, The Herzen State Pedagogical University of Russia, St. Petersburg
Annotation
The article presents the results of researches of authors on justification of the rank structure of the factors defining need in use of the circular training during occupations with students of the technical colleges. These factors are the following: the need in maintenance of high level of intellectual and physical efficiency of students during study; the need and desire of students in the accelerated development of physical qualities; need in creation of fundamental base of the general physical fitness for effective professional activity after graduating from higher education institution; the aspiration of students within the shortest terms to improve the functional state and physical development. Less significant factors are the following: the orientation of circular training on strengthening the health of the students and improvement of the general health and also use of circular training as the effective remedy of preparation for the norms and requirements of the GTO complex.
Keywords: factors, students of technical colleges, readiness for professional activity, circular training.
Эффективная профессиональная деятельность выпускников технических вузов во многом определяется уровнем их здоровья и физической подготовленности [1, 2]. Физическая подготовленность выпускников технических вузов формируется во время обучения в вузе. Поэтому проблема физического совершенствования студентов всегда находилась в центре внимания многих исследователей.
В ряде работ предлагается поэтапное прохождение программы по физическому воспитанию студентов в зависимости от решаемых задач и характера предстоящей профессиональной деятельности [1, 2]. Предлагается широкий арсенал средств и методов формирования профессионально значимых качеств у будущих специалистов: от гимнастических упражнений, выполняемых в сложных условиях, и до различных видов спортивных игр. Исследователи выделяют от двух до четырех этапов прохождения программы. Они едины во мнении о целесообразности применения специальных средств и методов физической подготовки на завершающем этапе обучения [1, 2].
Несмотря на научную обоснованность данных программ, необходимо отметить, что при разработке большинства из них в должной степени не учитывалось отношение самих студентов к предлагаемым средствам и методам физической подготовки, что отрицательно сказывается на результатах их применения. Одна из основных проблем физической подготовки в высших учебных заведениях, связана со снижением ее показателей у студентов на завершающем этапе обучения [1, 2].
Проведенные исследования динамики результатов отдельных групп студентов не позволяют выявить какие-либо закономерности, которые могли бы определить различия их физической подготовленности, зависящие от профиля обучения в техническом вузе. Можно констатировать, что по всем направлениям наибольшие сдвиги наблюдаются в начале первого года обучения в вузе, средние результаты несколько улучшаются на втором курсе, а к окончанию обучения снижаются до уровня, зафиксированного к концу первого года обучения студентов.
Эти выводы подтверждаются данными целого ряда исследований, в которых отмечается снижение уровня развития двигательных способностей у подавляющего большинства студентов старших курсов. В результате анализа причин такого снижения авторы приходят к заключению о том, что после прекращения плановых учебных занятий на старших курсах студенты недостаточно уделяют времени самостоятельным занятиям физическими упражнениями. Это может свидетельствовать об отсутствии у большинства студентов потребности в физическом самосовершенствовании и утрате интереса к тренировке. По мнению многих специалистов, повысить интерес к занятиям может правильно организованная круговая тренировка. Для разрешения данного противоречия нами был проведен опрос 83 респондентов. В ходе опроса выявлялись факторы, определяющие необходимость использования круговой тренировки на занятиях со студентами технических вузов. Результаты этого исследования представлены в таблице 1.
Таблица 1 - Ранговая структура факторов, определяющих необходимость использования круговой тренировки на занятиях со студентами технических вузов (п=83)_
Значимость (ранговое место) Факторы Ранговый показатель, %
1 Необходимость поддержания высокого уровня умственной и физической работоспособности студентов во время учебы 27,3
2 Потребность и желание студентов в ускоренном развитии физических качеств 22,7
3 Необходимость создания фундаментальной базы общей физической подготовленности для эффективной профессиональной деятельности после окончания вуза 17,9
4 Стремление студентов в краткие сроки улучшить свое функциональное состояние и физическое развитие 12,1
5 Направленность круговой тренировки на укрепление здоровья студентов и улучшение общего самочувствия 10,8
6 Использование круговой тренировки в качестве эффективного средства к подготовке норм и требований комплекса ГТО 9,2
Было установлено, что этими факторами являются: необходимость поддержания высокого уровня умственной и физической работоспособности студентов во время учебы; потребность и желание студентов в ускоренном развитии физических качеств; необходимость создания фундаментальной базы общей физической подготовленности для эффективной профессиональной деятельности после окончания вуза. Важен и такой фактор как стремление студентов в краткие сроки улучшить свое функциональное состояние и физическое развитие. Менее значимыми факторами являются: направленность круговой тренировки на укрепление здоровья студентов и улучшение общего самочувствия, а также использование круговой тренировки в качестве эффективного средства к подготовке норм и требований комплекса ГТО [3].
Необходимость поддержания высокого уровня умственной и физической работоспособности студентов во время учебы тесно связана с проблемой онтогенеза. Принципиальным основанием различия онтогенеза служит весьма выраженное изменение характера развития локомоторных систем в начале третьего десятилетия жизни. Биологический смысл первого этапа занятий состоит в накоплении организмом способностей студентов, необходимых для активной деятельности в среде, а на втором этапе осуществляется постепенное приведение биомеханических систем в соответствие с реальными требованиями среды и изменяющимися внутренними условиями организма.
Совпадение начала второго этапа онтогенеза систем моторики, с завершающим периодом обучения в высшем учебном заведении и периодом начала профессиональной деятельности является, по нашему мнению, одной из объективных причин снижения уровня физической подготовленности у выпускников вузов и молодых специалистов. При этом результаты процесса развития на каждом этапе онтогенеза являются фатально обусловленными и зависят от характера физической активности. Скорость генерализированного снижения моторного потенциала на втором этапе онтогенеза моторики может быть в
значительной степени уменьшена, благодаря систематическому использованию круговой тренировки.
Необходимость создания фундаментальной базы общей физической подготовленности для эффективной профессиональной деятельности после окончания вуза является также важным фактором для использования круговой тренировки. Резкое изменение двигательного режима молодых специалистов после окончания высшего учебного заведения отрицательно сказывается не только на уровне их физической и функциональной подготовленности, но может привести и к возникновению, обострению различных заболеваний.
Особое значение, на наш взгляд, должно придаваться формированию у студентов потребности в занятиях физическими упражнениями, способствующих поддержанию высокой физической активности личности на протяжении возможно более длительного периода ее индивидуальной эволюции. В свою очередь, развитие физического потенциала является условием для эффективной реализации студентом своих задатков и способностей с учетом личностных мотиваций и социальных потребностей.
Потребность и желание студентов в ускоренном развитии физических качеств также вызывает необходимость регулярного использования круговой тренировки на занятиях по физической культуре. Изначально в человеке не заложена потребность в выполнении чьих-либо волевых указаний - у него существует прямо противоположная потребность сопротивления принуждению, и, следовательно, только командными методами воспитать у студентов потребность в физическом совершенствовании практически невозможно. Злоупотребление командными методами на занятиях по физической культуре может привести к противоположному эффекту.
Отмечается значимая роль использования круговой тренировки в качестве эффективного средства к подготовке норм и требований комплекса ГТО. [1,2].
Излишняя заорганизованность процесса физической подготовки, загруженность учебных программ, злоупотребление нормативным подходом при ее оценивании часто не только не способствуют формированию у студентов потребности в занятиях, но и приводят к снижению интереса к предмету, что негативно сказывается на перспективах их физического совершенствования.
На основе проведенного исследования можно сделать вывод о том, что сдерживающим фактором является сам подход к организации физической подготовки студентов, отрицательным моментом которого является недостаточный учет личностных устремлений студентов и возможностей их реализации в процессе физической подготовки. Преподаватели высших учебных заведений недостаточно внимания уделяют круговой тренировке, стимулированию самостоятельной деятельности студентов, увлекаются усредненным подходом к оценке этой деятельности без учета индивидуальных особенностей и создания условий для подготовки современного специалиста как личности, способной к самопознанию, самообучению и саморазвитию.
ВЫВОД. Процесс физического совершенствования студентов высших учебных заведений имеет утилитарно-прикладную направленность, при которой во главу ставится не конкретная личность, а ее чисто внешние показатели, характеризуемые результатами конкретных нормативов, которые в лучшем случае отражают морфофизиологическую организацию индивида. В результате у студентов превалирует пассивно-созерцательное отношение к физической культуре. При проведении различных ее форм не уделяется должного внимания формированию личности студента, его социально важных качеств, что отрицательно сказывается на качестве подготовки специалистов. Все вышесказанное вызывает необходимость использования круговой тренировки.
ЛИТЕРАТУРА
1. Болотин, А.Э. Организационно-педагогические условия, необходимые для адаптации специалистов по защите в чрезвычайных ситуациях к профессиональной деятельности во время обучения в вузе / А.Э. Болотин, А.В. Токарева, А.А. Паульс // Ученые записки университета имени П.Ф.
Лесгафта. - 2013. - № 10 (104). - С. 23-27.
2. Болотин, А.Э. Оценка значимости военно-прикладных навыков для решения боевых задач личным составом подразделений специального назначения, внутренних войск МВД России / А.Э. Болотин, А.В. Зюкин, А.В. Петренко// Научное мнение. - 2015. - № 4-2. - С. 102-108.
3. Руденко, Г.В. Организационно-педагогические условия, необходимые для внедрения нового комплекса ГТО / Г.В. Руденко, А.Э. Болотин // Теория и практика физической культуры. - 2015. - № 7 - С. 97-99.
REFERENCES
1. Bolotin A.E., Tokareva A.V. and Pauls A.A. (2013), "The organizational and pedagogical conditions necessary for adaptation of specialists in protection in emergency situations to professional activity during training in higher education institution", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 104, No. 10, pp. 23-27.
2. Bolotin A.E., A.V. Zyukin, and A.V. Petrenko (2015), "Score of the significance of military and application-oriented skills for the decision of fighting tasks staff of subdividing of a special purpose, internal troops of the Ministry of Internal Affairs of the Russian Federation", Scientific opinion, No. 4-2, pp. 102-108.
3. Rudenko, G.V. and Bolotin, A. E. (2015), "Organizational and pedagogical conditions necessary for introduction of the GTO new complex", Theory and Practice of Physical Culture, No. 7, pp. 97-99.
Контактная информация: [email protected]
Статья поступила в редакцию 21.07.2018
УДК 377.6:792.8
РАЗВИТИЕ НАЧАЛЬНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОТБОРА В СИСТЕМЕ
ХОРЕОГРАФИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ ВО ВТОРОЙ ПОЛОВИНЕ ХХ -
НАЧАЛЕ XXI ВВ.
Наталья Григорьевна Закревская, доктор педагогических наук, доцент, Павел Юрьевич Масленников, аспирант, Национальный государственный университет физической культуры, спорта и здоровья имени П. Ф. Лесгафта, Санкт-Петербург (НГУ им. П. Ф. Лесгафта, Санкт-Петербург)
Аннотация
В данной статье рассматривается развитие начального профессионального отбора в системе профессионального хореографического образования во второй половине ХХ - начале XXI вв., на основе анализа научно-методической литературы и диссертационных исследований по данной проблеме.
Ключевые слова: начальный профессиональный отбор, хореографическое образование, балет, профессиональное образование.
DEVELOPMENT OF INITIAL PROFESSIONAL SELECTION IN SYSTEM OF CHOREOGRAPHIC EDUCATION IN THE 2ND HALF OF THE ХХ - BEGINNING
OF THE XXI CENTURIES
Natalia Grigoryevna Zakrevskaya, the doctor of pedagogical sciences, senior lecturer, Pavel Yuryevich Maslennikov, the post-graduate student, The Lesgaft National State University of Physical Education, Sport and Health, St. Petersburg
Annotation
This article discusses the development of initial professional selection in the system of professional choreographic education in the 2nd half of the XX - beginning of the XXI centuries, on the base of analysis of the scientific and methodological aids and dissertational researches on the given issue.
Keywords: professional selection, choreographic education, ballet, professional education.