Научная статья на тему 'ФОРМИРОВАНИЕ НАВЫКОВ БЕЗОПАСНОГО ПОВЕДЕНИЯ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ПОСРЕДСТВОМ ПОДВИЖНЫХ ИГР НА УРОКАХ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ'

ФОРМИРОВАНИЕ НАВЫКОВ БЕЗОПАСНОГО ПОВЕДЕНИЯ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ПОСРЕДСТВОМ ПОДВИЖНЫХ ИГР НА УРОКАХ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
257
44
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Педагогический ИМИДЖ
ВАК
Область наук
Ключевые слова
МЛАДШИЕ ШКОЛЬНИКИ / ПОДВИЖНЫЕ ИГРЫ / БЕЗОПАСНОСТЬ РЕБЁНКА

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Кузекевич Владимир Робертович, Русаков Александр Альбертович

Введение. Формирование различных аспектов основ культуры младшего школьника является одной из глобальных задач системы начального образования. При этом культура безопасного и ответственного поведения в отношении собственной жизни на сегодняшний день рассматривается как значимая задача и базовая основа жизненно важных интересов ребёнка. Цель исследования: развивать способности детей (наблюдательность, внимание, координация) для формирования навыков безопасного поведения на уроках физической культуры. Методика и организация исследования. С учётом степени готовности детей к безопасному поведению нами были подобраны и разработаны комплексы подвижных игр, направленные на формирование основ безопасного поведения, а также экспериментально проверена эффективность использования данных игр. Для проверки эффективности подобранных игр мы использовали методику «Корректурная проба» (определение уровня развития внимания школьников); методику «Таблицы Шульте» (определение скорости ориентировочно-поисковых движений взора у первоклассников). Уровень сформированности координационных способностей мы оценивали с помощью тестов: челночный бег 3Х10 м (с), статическое равновесие (с), способность к дифференциации мышечных усилий - попадание в цель (кол-во попаданий при 5 попытках в вертикальную и 5 попытках в горизонтальную мишени). Результаты исследования. Доказано, что использование специально подобранных подвижных игр позволяет повысить культуру безопасного поведения младших школьников.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Кузекевич Владимир Робертович, Русаков Александр Альбертович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ACTION-ORIENTED GAMES AS A FORM OF TEACHING JUNIOR SCHOOLCHILDREN SAFE BEHAVIOR RULES IN PHYSICAL EDUCATION LESSONS

Introduction. The development of various aspects of the base culture of primary school students is a global goal of primary education. In this context, the skills of safe and responsible behavior towards one’s own life are considered a crucial objective and the basis for a child’s vital interests. The study aims to create and consider pedagogical conditions for building safe behavior skills. Methodology and organization of research. Given the readiness of children for safe behavior, the action-oriented game sets were selected and developed to build the basic safe behavior skills, with the e ectiveness of these games tested experimentally. The methods employed to do these tests are the Correction test (to determine the level of attention development in schoolchildren) and the Schulte Tables method (to determine the speed of visual roughly-search movements in the first graders). Coordination ability level was assessed through the testing of shuttle running 3X10 m (s), static balance (s), and the ability to di erentiate muscle e orts, i.e., to hit the target (the number of hits in 5 attempts to hit vertical targets and 5 attempts to hit horizontal targets). The study results have proved that specially selected action-oriented games enhance the culture of safe behavior of junior schoolchildren.

Текст научной работы на тему «ФОРМИРОВАНИЕ НАВЫКОВ БЕЗОПАСНОГО ПОВЕДЕНИЯ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ПОСРЕДСТВОМ ПОДВИЖНЫХ ИГР НА УРОКАХ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ»

Онлайн-доступ к журналу: http://journal.iro38.ru

УДК 372.8:796+373.3

Б01: 10.32343/2409-5052-2021-15-4-429-436

Оригинальная статья

Формирование навыков безопасного поведения у младших школьников посредством подвижных игр на уроках физической культуры

Аннотация. Введение. Формирование различных аспектов основ культуры младшего школьника является одной из глобальных задач системы начального образования. При этом культура безопасного и ответственного поведения в отношении собственной жизни на сегодняшний день рассматривается как значимая задача и базовая основа жизненно важных интересов ребёнка.

Цель исследования: развивать способности детей (наблюдательность, внимание, координация) для формирования навыков безопасного поведения на уроках физической культуры.

Методика и организация исследования. С учётом степени готовности детей к безопасному поведению нами были подобраны и разработаны комплексы подвижных игр, направленные на формирование основ безопасного поведения, а также экспериментально проверена эффективность использования данных игр.

Для проверки эффективности подобранных игр мы использовали методику «Корректурная проба» (определение уровня развития внимания школьников); методику «Таблицы Шульте» (определение скорости ориентировочно-поисковых движений взора у первоклассников). Уровень сформированности координационных способностей мы оценивали с помощью тестов: челночный бег 3Х10 м (с), статическое равновесие (с), способность к дифференциации мышечных усилий - попадание в цель (кол-во попаданий при 5 попытках в вертикальную и 5 попытках в горизонтальную мишени). Результаты исследования. Доказано, что использование специально подобранных подвижных игр позволяет повысить культуру безопасного поведения младших школьников.

Ключевые слова: младшие школьники, подвижные игры, безопасность ребёнка

Для цитирования: Кузекевич В. Р., Русаков А. А. Формирование навыков безопасного поведения у младших школьников посредством подвижных игр на уроках физической культуры // Педагогический ИМИДЖ. 2021. Т. 15. № 4 (53). С. 429-436. DOI: 10.32343/2409-5052-2021-15-4-429-436

В. Р. Кузекевич1, А. А. Русаков2

1,2Иркутский государственный университет, г. Иркутск 1кшекеу1сН@гатЪ1ег.ги, Шрв://orcid.org/00000003-2992-5413 2irkrusarov@yadex.ru, https://orcid.org/0000-00026453-3928

1,-

© Кузекевич В. Р., Русаков А. А.

"PEDAGOGICAL SCIENCES" SECTION

429

Action-oriented Games as a Form of Teaching Junior Schoolchildren Safe Behavior Rules in Physical Education Lessons

Vladimir R. Kuzekevich1, Alexander A. Rusakov2

'¿Irkutsk State University, Irkutsk 'kuzekevich@rambler.ru, https://orcid.org/00000003-2992-5413 2irkrusarov@yadex.ru, https://orcid.org/0000-00026453-3928

Abstract. Introduction. The development of various aspects of the base culture ofprimary school students is a global goal of primary education. In this context, the skills of safe and responsible behavior towards one's own life are considered a crucial objective and the basis for a child's vital interests.

The study aims to create and consider pedagogical conditions for building safe behavior skills.

Methodology and organization of research. Given the readiness of children for safe behavior, the action-oriented game sets were selected and developed to build the basic safe behavior skills, with the effectiveness of these games tested experimentally. The methods employed to do these tests are the Correction test (to determine the level of attention development in schoolchildren) and the Schulte Tables method (to determine the speed of visual rough-ly-search movements in the first graders). Coordination ability level was assessed through the testing of shuttle running 3X10 m (s), static balance (s), and the ability to differentiate muscle efforts, i.e., to hit the target (the number of hits in 5 attempts to hit vertical targets and 5 attempts to hit horizontal targets).

The study results have proved that specially selected action-oriented games enhance the culture of safe behavior of junior schoolchildren.

Keywords: junior schoolchildren, action-oriented games, child safety

For citation:

Pedagogicheskiy IMIDZH = Pedagogical IMAGE. 2021; 15(4): 429-436. (In Russ.). DOI: 10.32343/2409-5052-2021-15-4-429-436

Введение

Безопасность является одной из основных базовых потребностей, без реализации которой невозможно полноценное развитие и самореализация личности.

В Иркутской области в результате дорожно-транспортных происшествий в 2020 году погиб 21 ребёнок, травмировано 620 детей (это самый высокий показатель по Сибирскому федеральному округу), также очень высоки цифры детского травматизма при неосторожном обращении с огнём, на водных и лесных объектах и т. п. Данные факты являются, в том числе, и следствием недостаточной сформированное™ у детей навыков безопасного поведения и психофизической готовности к действиям в критических ситуациях. В то же время сведения о безопасном поведении, приобретаемые в школе, носят несколько односторонний и, как правило, теоретический характер [3].

Большие, но, к сожалению, в настоящее время недооценённые возможности для формирования основ безопасного поведения имеет предмет «Физическая культура», в частности раздел «Подвижные игры» [1; 3].

С учётом особенностей возраста следует пересмотреть формы и приёмы организации работы по формированию навыков безопасного поведения, предоставлять большую самостоятельность (младший школьник должен учиться самостоятельно принимать решения об участии или неучастии в каких-то конкретных действиях, о

430 РАЗДЕЛ «ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ» 2021. Т. 15. № 4 (53). С. 429-436

взаимодействии с другими детьми или взрослыми, а также о выборе материалов, ресурсов для осуществления какой-либо деятельности). Возможность действовать самостоятельно формирует у ребёнка умение договариваться, согласовывать действия, следовательно, активно развивать навыки коммуникации. Проявление самостоятельности и ответственности постепенно становятся внутренним качеством ребёнка. Именно поэтому так важно в этот период объяснять, что он отвечает, в том числе, и за свою собственную безопасность [6; 8; 9].

Методы и организация исследования

В нашем эксперименте приняли участие 122 школьника, обучающиеся пяти первых классов двух школ г. Иркутска. Из общего состава школьников были сформированы контрольная группа (2 класса в количестве 54 человек) и экспериментальная группа (3 класса в количестве 68 человек).

В начале эксперимента мы определили уровень развития координационных способностей в контрольной и экспериментальной группе (таблица 1).

Таблица 1

Результаты тестирования способности к смене направления движения и ориентации в пространстве

(экспериментальная группа n=68; контрольная группа n=54)

Table 1

The results of testing the ability to change the direction of movement and orientation in space

(experimental group n=68; control group n=54)

№ Контрольное упражнение Экспериментальная и контрольная группы

в начале эксперимента

М±т М±т t P

1 Челночный бег 3Х10м, с 10,02±2,9 10,04±2,3 2,66 <0,05

2 Статическое равновесие (с) 12,9±3,3 12,3±3,1 1,26 <0,05

3 Попадание в цель (кол-во раз) 5,4±0,36 5,5±0,34 1,93 <0,05

Результаты не выявили достоверных различий в уровне проявления координационных способностей в контрольной и экспериментальной группе.

Для проверки эффективности подобранных игр, которые должны были способствовать развитию качеств, необходимых для формирования навыков личной безопасности младших школьников, таких как внимание, разные виды координации, сообразительность, умение быстро выбирать и другие, мы использовали тесты на выявление этих качеств.

С целью определения уровня развития внимания школьников была применена методика «Корректурная проба».

Исследование скорости ориентировочно-поисковых движений взора у первоклассников было проведено с применением методики «Таблицы Шульте» [3].

Для оценки уровня сформированности координационных способностей мы использовали следующие тесты: челночный бег 3Х10м (с), статическое равновесие (с), способность к дифференциации мышечных усилий - попадание в цель (количество попаданий из 5 попыток в вертикальную и 5 попыток в горизонтальную мишени).

На констатирующем этапе исследования нами был сформирован банк подвижных игр, направленных на формирование основ безопасного поведения для урочной и вне-

"PEDAGOGICAL SCIENCES" SECTION

431

урочной деятельности с обучающимися. Особое внимание мы обратили на развитие наблюдательности, внимания и координации, поскольку данные способности являются основой принятия правильных двигательных решений в нестандартных ситуациях, связанных с безопасностью.

В течение всего учебного года мы использовали подвижные игры, которые способствовали развитию внимания, и применяли их во всех разделах программы, а также при организации малых форм физической культуры (физкультпаузы, физкультминутки, подвижные перемены).

В основу учебной деятельности нами был положен принцип самоорганизации обучающихся в процессе игры, а также в сочетании игр и игровых упражнений, направленных на развитие произвольного и непроизвольного внимания. Из множества игр, способствующих развитию координационных способностей, мы отдавали предпочтение тем играм, которые существенно влияли на формирование навыков безопасного поведения, в частности на навык предвидения опасности и умение владеть телом в данный момент [2].

Нами было отобрано больше пятидесяти подвижных игр и их вариантов, направленных на обеспечение комплексной безопасности. Игры были разделены на шесть разделов, каждый из которых имел свою специфику, связанную с характерными особенностями безопасного поведения. (с содержанием игр можно ознакомиться: ШрБ:// irkrusakov.blogspot.eom/p/blog-page_25.html).

Первый раздел «Поведение в природной среде» (проведение подвижных игр, моделирующих поведение человека в природной среде» предполагал проведение подвижных игр, моделирующих поведение человека в природной среде, через практическое применение таких игр, как: «Салки» («Пятнашки»), «На болоте», «Компас», «Салки "Не наступи в болото"», «Меточки», «Салки с обручами "Переправа"», «Салки на природе "Лесные пятнашки"», «Через кочки и пенёчки», «Что ешь, медведь?», «Слепой медведь», «Лес, болото, небо, поле» и др. [1].

Второй раздел «Взаимодействие с животными» был направлен на создание правильных представлений об обращении с животными. В данном разделе были представлены такие игры, как: «На верёвочке возле дерева - сердитый бычок», «Салки (пятнашки) "Поймай мышь!"», «Пчёлы», «Салки "Зверюшки, навострите ушки!"», «Волки, овцы, пастухи», «Заяц без логова», «Птица в клетке», «Лохматый пёс», «Салки (пятнашки) "Белые медведи"» и другие. [1].

В третий раздел «Организация учебного процесса и коммуникативные навыки» мы включали игры, направленные на формирование умения общаться и взаимодействовать. В него вошли игры: «Салки (пятнашки) с выручкой "Дай руку!"», «Защищай товарища», «Салки (пятнашки) с выручкой "Колдунчики"», «Салки "Невод"», «Салки - пересекалки» с выручкой», «Спасение пойманных», «Салки в кругу (второй лишний, третий лишний)» и ряд других [1].

Четвёртый раздел «Поведение на дороге и на воде» является, на наш взгляд, одним из наиболее важных, поскольку, как показывает статистика, наибольшее количество несчастных случаев связано именно с поведением на дороге или на воде. В него вошли игры: «Светофор»; «Попробуй повтори!»; «Сигналы светофора»; «Ловкий пешеход»; «Опасный перекрёсток», «Цветные автомобили»; «Веселый трамвайчик»; «Разведчики»; «Точное время»; «Встречное течение» (авторский вариант), «Тише едешь - дальше будешь!», «Салки в лабиринте в кругу», «Переправа»; «Необычная переправа»; «Рыба и сеть» и многие другие. [1].

Пятый раздел «Поведение дома и пожарная безопасность» реализовывался через игры: «Часы»; «Отгадай, чей голосок», «На незнакомой улице», «У кого ключи?», «Дидактический кубик»; «Убери на место»; «Что нужно при пожаре» и другие. [1].

Важным для нас представлялась и безопасность в холодное время года, которая

432 РАЗДЕЛ «ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ» 2021. Т. 15. № 4 (53). С. 429-436

нашла своё отражение в шестом разделе «Поведение детей в зимнее время». Сюда вошли игры: «Два мороза»; «Компас»; «Мы весёлые ребята»; «Мороз - красный нос»; «Снеговик»; «Капельки и льдинки», «Снежная королева», «Снежинки» и другие. [1].

Реализация содержания разделов была направлена как на повышение уровня готовности детей к освоению навыков безопасного поведения, так и на непосредственное научение навыкам безопасного поведения посредством игры.

Следующей задачей, которую мы решали в процессе формирования навыков безопасного поведения, являлось сопоставление и внедрение вышеперечисленных игр в рабочую программу по предмету «Физическая культура» с учётом всех требований Федерального компонента государственного стандарта начального образования [2].

Особое внимание уделялось межпредметным и внутрипредметным связям, обеспечивающим логичное построение процесса обучения и специфику обучения младших школьников, их психофизиологические особенности.

Результаты и выводы

Итоговый уровень сформированности развития способности к распределению внимания и скорости ориентировочно-поисковых движений взора определялся на основе комплексного развития координационных способностей (рисунок 1).

QIW

70% 68% 65%

60% 50% 40% ■ _

30%

20% иге 20% ¿¿Уо 17% 20%

■ 10% 10% _ ■ 5%

■ ■ ■

Контрол гр До Контрол. гр. После Эксперимен.гр До Эксперим гр После ■ высоким ■ средний ■низкий

Рис. 1. Анализ комплексного развития координационных способностей

Fig. 1. Analysis of the overall development of coordination abilities

Значение критерия x2 комплексной оценки скорости ориентировочно-поисковых движений взора и уровня развития внимания составило 4,497. Критическое значение Х2 при уровне значимости p=0,05 составляет 3,84. Связь между факторным и результативным признаками статистически значима при уровне значимости р<0,05. Уровень значимости p=0,034.

Анализ результатов выявил, что контрольная группа незначительно изменила свои показатели, в то время как первоклассники из экспериментальных групп, в которых систематически проводились подвижные игры, существенно улучшили свои результаты.

Результаты тестирования способности к смене направления движения, дифференциации мышечных усилий и ориентации в пространстве показали положительную динамику, в экспериментальных группах в двух тестах была отмечена статистическая достоверность (таблица 2).

"PEDAGOGICAL SCIENCES" SECTION

433

Таблица 2

Результаты тестирования способности к смене направления движения и ориентации в пространстве

(экспериментальная группа n=68; контрольная группа n=54)

Table 2

The results of testing the ability to change the direction of movement and orientation in space

(experimental group n=68; control group n=54)

№ Контрольное упражнение Экспериментальная группа в начале и конце эксперимента Экспериментальная и контрольная группы в конце эксперимента

М±т М±т t P М±т М±т t P

1 Челночный бег 3Х10 м, с 10,02±2,9 10.21±3,1 6,66 <0,05 10,21±3,9 10,34±2,3 5,66 <0,05

2 Статическое равновесие (с) 12,9±3,3 15,2±1,9 7,26 <0,05 15,2±2,5 13,3±3,1 3,26 <0,05

3 Попадание в цель (кол-во раз) 5,4±0,36 7,2±0,21 5,63 <0,05 7,2±1,5 6,4±0,8 6,93 <0,05

Это подтверждает нашу гипотезу о том, что подвижные игры позволяют развивать способности детей, в частности влияют на развитие наблюдательности, внимания, координации.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

В конце эксперимента также был проведён опрос первоклассников на предмет знания содержания подвижных игр, способствующих формированию безопасного поведения. Он показал, что обучающиеся экспериментальной группы, которые больше играли, называют большее количество игр, в ходе беседы уверенно объясняют правила.

В заключение отметим, что подвижные игры в значительной степени дисциплинируют детей, учат их быть более сознательными - это непременное условие любой коллективной игры. Важной составляющей нашего исследования являлось то, что в процессе игры дети принимали установки не только на соблюдение собственной безопасности, но и безопасности другого.

Все авторы прочитали и одобрили окончательный вариант рукописи.

Заявленный вклад авторов

Кузекевич В. Р.: теоретическое обоснование проблемы исследования, практическая разработка методологии исследования, сбор информации практической части эксперимента.

Русаков А. А.: практическая разработка методологии исследования, сбор информации практической части эксперимента, обработка результатов исследования.

Список источников

1. Задорина Т. В., Капранова О. С., Гридчина Л. Ю. Формирование у дошкольников устойчивых представлений о жизни и здоровье как безусловной ценности: развитие навыков безопасного поведения на дороге // Наука и образование: новое время. Научно-методический журнал. 2020. № 1 (19). С. 30-35.

2. Брыксина Т. А. Обзор современных настольных игр для формирования навыков

434 РАЗДЕЛ «ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ» 2021. Т. 15. № 4 (53). С. 429-436

безопасного поведения на дорогах у младших школьников // Известия института педагогики и психологии образования. 2021. № 1. С. 36-40.

3. Гильфанова Г. Ф. Игра как форма обучения детей правилам безопасного поведения на дорогах // Современная наука: актуальные проблемы теории и практики. Серия: Гуманитарные науки. 2019. № 3. С. 41-43.

4. Киреев В. Л. Красный, жёлтый, зелёный // Физическая культура в школе. 2019. № 4. С. 10-12.

5. Кузекевич В. Р., Русаков А. А. Практикум по дисциплине «Теория и методика преподавания командно-игровых видов спорта и подвижных игр» (игры на развитие внимания и сообразительности). Учеб.-метод. пособие. Иркутск : Репроцентр А-1, 2017. 153 с.

6. Abduvaliyev H. A. The role of mobile games in the lessons of physical culture in the initial classes // Science and World. 2019. Т. 2. № 7 (71). С. 34-36.

7. Чиркова Е. В., Матис Л. А. Спортивные игры - высшая ступень подвижных игр // Вестник научных конференций. 2019. № 7-2 (47). С. 105-106.

8. Клявс Ю. П., Чуева Т. В., Лазарева А. В. Формирование межличностного взаимодействия обучающихся младшего школьного возраста средствами подвижных игр // Интегративные тенденции в медицине и образовании. 2019. Т. 1. С. 49-52.

9. Шараковас О. С. Использование интерактивных игр для обучения детей дошкольного возраста правилам безопасного поведения // Гуманитарный научный вестник. 2020. № 1. С. 58-62.

10. Silva P. Sousa, M., Sa, C., Ribeiro, J., & Mota, J. Physical Activity in High School during 'Free-Time', Periods. European Physical Education Review. 2014. vol. 21 (2), pp. 135-148. doi: 10.1177/1356336x14555295

References

1. Zadorina T.V, Kapranova O.S., Gridchina L.Yu. Formirovanie u doshkolnikov usto-jchivykh predstavlenij o zhizni i zdorovie kak bezuslovnoj tsennosti: razvitie navykov bezo-pasnogo povedeniya na doroge [Formation of firm views on life and health as an unconditional value in preschoolers: the development of safe behavior skills on the road] Nauka i obrazovanie: novoe vremya. Nauchno-metodicheskij zhurnal. [Science and Education: New Time. Scientific and methodological journal]. 2020. No. 1 (19). pp. 30-35. (in Russian)

2. Bryksina T.A. Obzor sovremennykh nastolnykh igr dlya formirovaniya navykov bezopasnogo povedeniya na dorogakh u mladshikh shkolnikov [Review of modern board games for building the safe behavior skills on the roads in younger schoolchildren] Izvestiya instituta pedagogiki i psikhologii obrazovaniya [Proceedings of the Institute of Pedagogy and Psychology of Education], 2021. No. 1. pp. 36-40. (in Russian)

3. Gilfanova G.F. Igra kak forma obucheniya detej pravilam bezopasnogo povedeniya na dorogakh. [Game as a form of teaching children the rules of safe behavior on the roads]// Sovremennaya nauka: aktual'ny'e problemy' teorii i praktiki. [Modern Science: Actual Problems of Theory and Practice. Series: Humanities]. 2019. No. 3. pp. 41-43. (in Russian)

4. Kireev V.L. Krasnyj, zhelty, zelyony [Red, yellow, green] Fizicheskaya kuVtura v shkole [Physical Education at School]. 2019. No. 4. pp. 10-12. (in Russian)

5. Kuzekevich V.R., Rusakov A.A. Praktikum po distsipline «Teoriya i metodika prepo-davaniya komandno - igrovykh vidov sporta i podvizhnykh igr» (igry' na razvitie vnimani-ya i soobrazitel'nosti) [Practical course on the "Theory and methodology of teaching team - playing sports and action-oriented games" (games for the development of attention and intelligence)] Uchebno-metodicheskoeposobie. -lzd-vo «ReprocentrA-1». [Educational and methodological manual. - Publishing House "Reprocenter A-1"], 2017. 153 p. (in Russian)

6. Abduvaliyev, H.A. "The role of mobile games in the lessons of physical culture in the

"PEDAGOGICAL SCIENCES" SECTION

435

initial classes", Science and World. 2019. vol. 2. No. 7 (71). pp. 34-36.

7. Chirkova, E.V., Matis L.A. Sportivnye igry - vysshaya stupen podvizhnykh igr. [Sports games - the highest stage of outdoor games]/ Vestnik nauchnykh konferentsij [Bulletin of Scientific Conferences]. 2019. No. 7-2 (47). pp. 105-106. (In Russian).

8. Klyavs, Yu.P., Chueva T.V., Lazareva A.V Formirovanie mezhlichnostnogo vzaimode-jstviya obuchayushhikhsya mladshego shkolnogo vozrasta sredstvami podvizhnykh igr [Formation of interpersonal interaction of primary school age students by means of outdoor games] Integrativny^e tendentsii v medicine i obrazovanii [Integrative Trends in Medicine and Education]. 2019. No. 1. pp. 49-52. (in Russian)

9. Sharakovas, O.S. Ispolzovanie interaktivnykh igr dlya obucheniya detej doshkolno-go vozrasta pravilam bezopasnogo povedeniya. [The use of interactive games for teaching preschool children the rules of safe behavior]. Gumanitarnynauchny vestnik. [Humanitarian Scientific Bulletin]. 2020. No. 1. pp. 58-62. (in Russian)

10. Silva P. Sousa, M., Sa, C., Ribeiro, J., & Mota, J. Physical Activity in High School during 'Free-Time', Periods. European Physical Education Review. 2014. vol. 21 (2), pp. 135-148. DOI: 10.1177/1356336x14555295

Статья поступила в редакцию 03.11.2021, одобрена после рецензирования 17.11.2021, принята к публикации 06.12.2021.

Владимир Робертович Кузекевич

кандидат педагогических наук, доцент

Педагогический институт, Иркутский государственный университет

664003, Россия, г. Иркутск, ул. К. Маркса, 1

тел.: +7 (3952) 410120

Vladimir R. Kuzekevich

Candidate of Sciences (Pedagogy), Associate Professor

Pedagogical Institute, Irkutsk State University

1 K. Marx St, Irkutsk, Russia, 664003

Tel.: +7 (3952) 410120

Александр Альбертович Русаков

кандидат педагогических наук, доцент

Педагогический институт,

Иркутский государственный университет

664003, Россия, г. Иркутск, ул. К. Маркса, 1

тел.: +7 (3952) 410120

Alexander A Rusakov

Candidate of Sciences (Pedagogy), Associate Professor

Pedagogical Institute, Irkutsk State University

1 K. Marx St, Irkutsk, Russia, 664003

Tel.: +7 (3952) 410120

436 РАЗДЕЛ «ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ» 2021. Т. 15. № 4 (53). С. 429-436

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.