Научная статья на тему 'ФОРМИРОВАНИЕ НАВЫКОВ БЕЗОПАСНОГО ОБРАЩЕНИЯ С ТАБЕЛЬНЫМ ОГНЕСТРЕЛЬНЫМ ОРУЖИЕМ У СОТРУДНИКОВ ПРАВООХРАНИТЕЛЬНЫХ ОРГАНОВ'

ФОРМИРОВАНИЕ НАВЫКОВ БЕЗОПАСНОГО ОБРАЩЕНИЯ С ТАБЕЛЬНЫМ ОГНЕСТРЕЛЬНЫМ ОРУЖИЕМ У СОТРУДНИКОВ ПРАВООХРАНИТЕЛЬНЫХ ОРГАНОВ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
13
4
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
меры безопасности / короткоствольное огнестрельное оружие / пистолет / образовательная организация МВД России / стрелок / «Рабочие зоны» / security measures / short-barreled firearms / pistol / educational organization of the Ministry of Internal Affairs of Russia / shooter / "Working Zones"

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Шанько Виктор Викторович, Донченко Владимир Евгеньевич, Крылов Денис Сергеевич

В статье рассмотрены актуальные вопросы, касающиеся мер безопасности при обращении с огнестрельным оружием. Приведены примеры наиболее часто допускаемых ошибок при обращении с огнестрельным оружием, а также, обращено внимание на важные элементы в рамках работы в Зх «Рабочих зонах», необходимые для обучения безопасному обращению с оружием.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Шанько Виктор Викторович, Донченко Владимир Евгеньевич, Крылов Денис Сергеевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article deals with topical issues related to security measures when handling firearms. Examples of the most common mistakes made when handling firearms are given, and attention is also drawn to important elements within the framework of work in the 3 ";Working Zones" necessary for teaching the safe handling of weapons

Текст научной работы на тему «ФОРМИРОВАНИЕ НАВЫКОВ БЕЗОПАСНОГО ОБРАЩЕНИЯ С ТАБЕЛЬНЫМ ОГНЕСТРЕЛЬНЫМ ОРУЖИЕМ У СОТРУДНИКОВ ПРАВООХРАНИТЕЛЬНЫХ ОРГАНОВ»

Педагогика

УДК 623.5

кандидат педагогических наук Шанько Виктор Викторович Ростовский юридический институт МВД России (г. Ростов-на-Дону); преподаватель кафедры тактико-специальной и огневой подготовки Донченко Владимир Евгеньевич

Крымский филиал Краснодарского университета МВД России (г. Симферополь); старший преподаватель кафедры тактико-специальной подготовки Крылов Денис Сергеевич

Краснодарский университет МВД России (г. Краснодар)

ФОРМИРОВАНИЕ НАВЫКОВ БЕЗОПАСНОГО ОБРАЩЕНИЯ С ТАБЕЛЬНЫМ ОГНЕСТРЕЛЬНЫМ ОРУЖИЕМ

У СОТРУДНИКОВ ПРАВООХРАНИТЕЛЬНЫХ ОРГАНОВ

Аннотация. В статье рассмотрены актуальные вопросы, касающиеся мер безопасности при обращении с огнестрельным оружием. Приведены примеры наиболее часто допускаемых ошибок при обращении с огнестрельным оружием, а также, обращено внимание на важные элементы в рамках работы в Зх «Рабочих зонах», необходимые для обучения безопасному обращению с оружием.

Ключевые слова: меры безопасности, короткоствольное огнестрельное оружие, пистолет, образовательная организация МВД России, стрелок, «Рабочие зоны».

Annotation. The article deals with topical issues related to security measures when handling firearms. Examples of the most common mistakes made when handling firearms are given, and attention is also drawn to important elements within the framework of work in the 3 "Working Zones" necessary for teaching the safe handling of weapons.

Key words: security measures, short-barreled firearms, pistol, educational organization of the Ministry of Internal Affairs of Russia, shooter, "Working Zones".

Введение. Служба в органах внутренних дел требует от сотрудника, на ряду с доскональным знанием требований нормативных правовых актов и неукоснительного их соблюдения, обладания рядом необходимых знаний, умений и навыков. К таким навыкам можно отнести: владение на необходимом уровне приемами рукопашного боя, профессиональным владением применения специальных средств, а также, табельного огнестрельного оружия [4].

Напомним, что огнестрельное оружие является источником повышенной опасности и неумелое обращение с ним может привести к негативным последствиям, таким, как ранение и гибель сотрудника, или случайных свидетелей его применения.

За время обучения в образовательных организациях МВД России будущие сотрудники правоохранительных органов получают необходимые знания, умения и навыки, в том числе, по обращению с огнестрельным оружием.

Обучение правильному обращению с огнестрельным оружием предусматривает:

- изучение нормативной базы применения огнестрельного оружия;

- изучение материальной части необходимых образцов вооружения;

- изучение мер безопасности при обращении с ним;

- выполнение нормативов;

- выполнение практических упражнений по стрельбе из боевого оружия и др.

Следует отметить, что специальные упражнения безопасного обращения с оружием не предусмотрены в нормативных актах МВД России. Поэтому инспекторы отделов профессиональной подготовки территориальных органов МВД России или непосредственные руководители - руководители учебных групп - не изучают их в обязательном порядке и не обучают им личный состав территориальных ОВД при проведении занятий.

В итоге, сотрудники ОВД, получив на службе огнестрельное оружие для несения службы, не всегда имеют навыки безопасного обращения с ним.

Применяют сотрудники ОВД огнестрельное оружие значительно реже, чем приводят его в готовность к стрельбе, а навыков уверенного безопасного обращения с ним до вероятного применения и после него, сотрудники ОВД часто не имеют [6]. Анализируя множество несчастных случаев, вызванных непрофессиональным обращением с табельным оружием, в Московском профсоюзе сотрудников полиции признают, что российские полицейские плохо обучены обращению с ним [1].

В таких условиях обучение сотрудников ОВД мерам безопасного обращения с оружием во время несения службы, приемам безопасной работы с ним до и после производства выстрелов, невозможно недооценить. Все необходимые манипуляции, должны быть безопасными для окружающих и самого сотрудника, если это не связано с производством выстрела в цель. Сотрудник должен своевременно оценивать обоснованность своих действий, законность применения оружия, следить за действиями лица, от которого исходит опасность, его руками, мимикой, движениями.

Обучение приемам безопасного обращения с оружием должно быть обеспечено специальными упражнениями и учебно-методическими материалами по их изучению. Развитие соответствующих навыков у обучающихся «ложится на плечи» преподавателей огневой подготовки образовательных организаций МВД России или руководителей учебных групп территориальных ОВД.

В нашем исследовании мы рассмотрим ряд наиболее часто допускаемых ошибок при обращении с огнестрельным оружием, обратим внимание на важные элементы в рамках работы в Зх «Рабочих зонах», необходимые для обучения безопасному обращению с оружием.

Изложение основного материала статьи. Для упрощения описания методов обращения с оружием в нашем пособии будут использоваться некоторые понятия, не применяемые в ведомственных нормативных правовых актах, но получившие распространение в научной печати при описании методов безопасного обращения с оружием.

Так, руку, удерживающую пистолет и отвечающую за производство выстрела, нажатие на спусковой крючок, мы будем называть «сильной рукой». Вторую руку, используемую для смены магазина или поддержки сильной руки с оружием при удержании пистолета двумя руками - «слабой рукой» [3]. У сотрудника ОВД правши сильная рука обычно - правая, а слабая рука - левая. Палец, используемый для нажатия на спусковой крючок при ведении стрельбы, мы так и будем называть - «палец», что упрощает объяснение и запоминание приемов безопасного обращения с оружием при несении службы. Не всегда уместно определять палец, используемый для нажатия на спусковой крючок, как «указательный палец», так как стрелок для нажатия на спусковой крючок может использовать и другой палец на руке. Термин «рабочий палец», который часто используется в ряде публикаций [3, 5, 6], в настоящее время еще не нашел большого распространения и не используется при описании в приказах МВД России, определяющих организацию огневой подготовки.

Для того чтобы понять насколько важно безопасно обращаться с оружием, необходимо понимать основные ошибки, допускаемые в обращении с оружием при несении службы, а также понимать к чему приводят эти ошибки.

В официальных статистических данных МВД России - сборниках аналитических и информационных материалов «Сведения о состоянии работы с кадрами органов внутренних дел Российской Федерации» по годам - сведения о случаях неосторожных выстрелов и их причинах отсутствуют. Вместе с тем в сети Интернет регулярно размещаются видеосюжеты, связанные с подобными случаями. По данным «Обзора о практике применения сотрудниками органов внутренних дел физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия при выполнении задач по охране общественного порядка» в 2020 году и в первой половине 2021 года в результате небрежного обращения с огнестрельным оружием было допущено 31 чрезвычайное происшествие:

- при получении оружия - 6;

- при сдаче оружия - 19;

- в ходе чистки оружия - 2;

- при задержании правонарушителя - 3;

- в других случаях -1 [2].

Следует понимать, что указаны только те случаи, которые были учтены в силу того, что привели к чрезвычайному происшествию, гибели или ранению людей, в том числе сотрудников ОВД.

Чаще всего на службе сотрудниками ОВД при обращении с короткоствольным огнестрельным оружием допускаются следующие ошибки, приводящие к несчастным случаям:

- удержание рабочего пальца на хвосте спускового крючка при досылании патрона в патронник (рис. 1);

- после досылания патрона в патронник, нередко стрелок проносит ладонь обслуживающей руки перед дульным срезом ствола, что может привести к серьезному ранению кисти при случайном выстреле (рис. 2);

Рисунок 2

- удержание рабочего пальца на хвосте спускового крючка до и поле выноса оружия в район прицеливания (рис. 3);

Рисунок 3

- не осуществляется контроль окружающей обстановки и оружия, после применения оружия (рис. 4);

Рисунок 4

- не надлежащий контроль извлеченного и приведенного в готовность оружия при перемещениях (рис. 5);

Рисунок 5

- удержание пальца на хвосте спускового крючка при появлении кого-либо в секторе возможного выстрела (рис. 6);

Рисунок 6

- в случае, когда «отпала» необходимость в применении оружия и сотрудник убирает его в кобуру, не включается предохранитель и курок находится на боевом взводе (рис. 7).

Рисунок 7

Указанные ошибки могут привести не только к непроизвольным выстрелам, но и к причинению вреда здоровью или жизни случайных свидетелей вооруженного противостояния или сотрудников ОВД [2].

Следует также отметить, что практикой обращения с короткоствольным огнестрельным оружием при несении службы в положении стоя условно выделены три рабочие зоны его удержания - три положения системы «стрелок-пистолет»:

1-я рабочая зона - пистолет находится в кобуре (рис. 8). В кобуре пистолет всегда находится с включенным предохранителем.

На поясе (ремне) справа

На поясе (ремне) слева (автомобильный вариант)

Рисунок 8

Во 2-й рабочей зоне применяются 2 способа (положения) удержания пистолета.

2.1. Предбоевое - используется при управлении процессом бесконтактного задержания правонарушителей и т.п. Пистолет удерживается стволом в безопасном направлении, а именно вперед-вниз, исключая случайное направление в себя или правонарушителя. В зависимости от близости правонарушителя и свойств покрытия земли, определяющих возможности рикошета, чтобы избежать отклонения ствола вправо-влево от вертикали, рекомендуется удерживать его так, чтобы костяшки пальцев сильной руки смотрели вперед (см. рис. 9).

2-я рабочая зона - пистолет удерживается одной (двумя) рукой стрелка на уровне живота, руки согнуты в локтевых суставах, а предплечья касаются корпуса вдоль ребер; палец располагается на затворе; ствол пистолета направлен вперед-вниз в безопасную сторону (рис. 9).

Рисунок 9. 2-я рабочая зона

«боевое»

«предбоевое»

Рисунок 10. Примеры безопасного удержания пистолета в предбоевом положении 2-й рабочей зоны

Ниже приведены примеры небезопасного удержания пистолета с направлением ствола в себя или людей (рис. 11, 12, 13).

Рисунок 12. Ствол направлен в свою руку

Рисунок 11. Ствол направлен в ногу

Рисунок 13. Ствол направлен в места появления людей

Рисунок 14. Правильное удержание пистолета в боевом положении 2-й рабочей зоны

3 рабочая зона - пистолет вынесен в район прицеливания для ведения огня, ствол направлен в цель, палец при прицеливании и стрельбе нажимает на спусковой крючок, а до начала прицеливания и после окончания (остановки) стрельбы возвращается на затвор (см. рис. 15, 16).

2.2. Боевое - при условии угрозы, исходящей от правонарушителя (ассистента, цели, места возможного ее появления) оружие удерживается стволом в направлении вперед под ноги условной цели или в цель (см. рис. 14).

Рисунок 15. Удержания пистолета в 3-й рабочей зоне одной рукой

Рисунок 16. Удержания пистолета в 3-й рабочей

зоне двумя руками

При удержании пистолета в 3-й рабочей зоне одной рукой, слабая рука прижимается к груди, если не используется для опоры, удержания чего-либо или других служебных целей.

Выводы. Работа на практических занятиях с учетом рассмотренных наиболее часто допускаемых сотрудниками ОВД при обращении с пистолетом на службе ошибок, а также следование рекомендациям по правильному использованию «Рабочих зон» привьет сотруднику правоохранительных органов необходимые навыки и умения, а также позволит свести вероятность нарушения мер безопасности при обращении с огнестрельным оружием к минимуму.

Литература:

1. Милиционер стрелял в упор и нечаянно убил // Газетами. - URL: https://www.gazeta.ru/social/2010/01/30/3318298.shtml (дата обращения: 15.04.2023)

2. Обзор о практике применения сотрудниками органов внутренних дел физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия при выполнении задач по охране общественного порядка // Письмо ДГСК МВД России в территориальные ОВД от 14.12.2021 № 21/8/20548.

3. Светличный, Е.Г. Обучение и развитие навыков обращения с огнестрельным оружием с использованием "слабой руки" в профессиональной подготовке курсантов и слушателей образовательных организаций системы МВД / Е.Г. Светличный, О.С. Лейнова // Материалы шестнадцатой международной научно-практической конференции: «Актуальные проблемы борьбы с преступлениями и иными правонарушениями» 02 февраля 2018 г. - Часть 2. - Барнаул. -2018.-С. 283-284

4. Светличный, Е.Г. Профессиональная подготовка сотрудников ОВД, как основа профессионализма и личной безопасности при обращении с огнестрельным оружием / Е.Г. Светличный, H.A. Нефедова, А.Э. Антоненко // Проблемы современного педагогического образования. - Ялта. - 2020. - Выпуск 68 (1). - С. 257-259

5. Светличный, Е.Г. Формирование навыков стрельбы из-за укрытия у обучающихся образовательных организаций МВД / Е.Г. Светличный, В.В. Шанько, A.A. Жамборов // Проблемы современного педагогического образования. - Ялта. -2021. - Выпуск 72 (2). - С. 238-242

6. Токарчук, P.E. Обучение сотрудников полиции по месту службы тактическим приемам безопасного обращения с огнестрельным оружием / P.E. Токарчук, Е.Г. Светличный // Вестник Краснодарского университета МВД России. - 2019. -№4(46).-С. 138-144

Педагогика

УДК 378.1

преподаватель Шевченко Александр Владимирович

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Петрозаводский государственный университет» (г. Петрозаводск)

АРТ-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПОДХОД К ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКЕ БУДУЩЕГО УЧИТЕЛЯ В

ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЕ УНИВЕРСИТЕТА

Аннотация. В статье рассматриваются концептуальные положения арт-педагогического подхода к профессиональной подготовке будущего учителя как методологического основания повышения качества в направлении гуманитаризации современного образования, его обращением к духовной сущности человека как приоритетной цели. С позиций отечественных ученых раскрывается необходимость интеграции педагогического и художественного потенциала в реализации содержания подготовки учителя на основе рационально-логического и эмоционально-образного познания педагогической действительности. В соответствии с целевыми ориентирами арт-педагогического подхода к организации образовательного процесса акцент ставится на использовании методов и средств арт-педагогики, потенциала искусства, обеспечивающих восприятие мира на основе когнитивной и чувственной сфер личности в их единстве. Это диктует необходимость обогащения содержания образования личностными смыслами, многозначностью ценностного мира, духовным опытом субъектов образовательного процесса, выхода за рамки дидакто-центрической направленности его организации. В статье рассматривается понятие художественно-эстетической среды как одного из важных компонентов образовательной среды университета, способствующей раскрытию духовно-нравственного потенциала студентов, их интеграции в пространство культуры и искусства, обеспечивающего создание необходимых условий для самореализации будущих учителей в различных видах художественно-творческой деятельности, в том числе профессиональной.

Ключевые слова: профессиональная подготовка, содержание образования, арт-педагогика, арт-педагогический подход, образовательная среда университета.

Annotation. The article examines the conceptual provisions of the art-pedagogical approach to the professional training of a future teacher as a methodological basis for improving quality in the direction of humanitarization of modern education, its appeal to the spiritual essence of man as a priority goal. From the perspective of domestic scientists, the need for integration of pedagogical and artistic potential in the implementation of the content of teacher training on the basis of rational-logical and emotional-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.