Научная статья на тему 'РОЛЬ ВЫПОЛНЕНИЯ НОРМАТИВОВ ПО ОГНЕВОЙ ПОДГОТОВКЕ В СИСТЕМЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ СОТРУДНИКОВ ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ'

РОЛЬ ВЫПОЛНЕНИЯ НОРМАТИВОВ ПО ОГНЕВОЙ ПОДГОТОВКЕ В СИСТЕМЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ СОТРУДНИКОВ ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
6
2
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
«Огневая подготовка» / огнестрельное оружие / боеприпасы / нормативы / пистолет / автомат / винтовка / обучающийся / образовательная организация МВД России / стрелок / сотрудник органов внутренних дел / "Firearms training" / firearms / ammunition / standards / pistol / automatic rifle / rifle / student / educational organisation of the Ministry of Internal Affairs of Russia / shooter / internal affairs officer

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Фролов Алексей Анатольевич, Жамборов Анзор Анатольевич, Попов Сергей Викторович

В статье произведен анализ эффективности выполнения нормативов в процессе изучения дисциплины «Огневая подготовка» сотрудниками органов внутренних дел МВД РФ, реализуемой как в системе высшего образования, так и в рамках проведения занятий по профессиональной служебной подготовке. С целью формирования и совершенствования умелых действий с огнестрельным оружием и боеприпасами, а также уменьшению травматизма, в процессе длительного периода наблюдения и многочисленных экспериментов сформулированы практические рекомендации по выполнению отдельных нормативов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Фролов Алексей Анатольевич, Жамборов Анзор Анатольевич, Попов Сергей Викторович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article analyses the effectiveness of the performance of standards in the process of studying the discipline ";Firearms training" by the employees of internal affairs bodies of the Ministry of Internal Affairs of the Russian Federation, implemented both in the system of higher education and in the framework of professional service training. In order to form and improve the skills of safe and skilful handling of firearms and ammunition, as well as to reduce injuries, in the course of a long period of observation and numerous experiments, practical recommendations for the performance of certain standards were formulated.

Текст научной работы на тему «РОЛЬ ВЫПОЛНЕНИЯ НОРМАТИВОВ ПО ОГНЕВОЙ ПОДГОТОВКЕ В СИСТЕМЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ СОТРУДНИКОВ ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ»

Педагогика

УДК 378.046.4

кандидат психологических наук Фролов Алексей Анатольевич

Краснодарский университет МВД России (г. Краснодар); кандидат юридических наук Жамборов Анзор Анатольевич Северо-Кавказский институт повышения квалификации (филиал) Краснодарского университета МВД России (г. Нальчик); кандидат педагогических наук Попов Сергей Викторович Луганский филиал Воронежского института МВД России (г. Луганск)

РОЛЬ ВЫПОЛНЕНИЯ НОРМАТИВОВ ПО ОГНЕВОЙ ПОДГОТОВКЕ В СИСТЕМЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ СОТРУДНИКОВ ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ

Аннотация. В статье произведен анализ эффективности выполнения нормативов в процессе изучения дисциплины «Огневая подготовка» сотрудниками органов внутренних дел МВД РФ, реализуемой как в системе высшего образования, так и в рамках проведения занятий по профессиональной служебной подготовке. С целью формирования и совершенствования умелых действий с огнестрельным оружием и боеприпасами, а также уменьшению травматизма, в процессе длительного периода наблюдения и многочисленных экспериментов сформулированы практические рекомендации по выполнению отдельных нормативов.

Ключевые слова: «Огневая подготовка», огнестрельное оружие, боеприпасы, нормативы, пистолет, автомат, винтовка, обучающийся, образовательная организация МВД России, стрелок, сотрудник органов внутренних дел.

Annotation. The article analyses the effectiveness of the performance of standards in the process of studying the discipline "Firearms training" by the employees of internal affairs bodies of the Ministry of Internal Affairs of the Russian Federation, implemented both in the system of higher education and in the framework of professional service training. In order to form and improve the skills of safe and skilful handling of firearms and ammunition, as well as to reduce injuries, in the course of a long period of observation and numerous experiments, practical recommendations for the performance of certain standards were formulated.

Key words: "Firearms training", firearms, ammunition, standards, pistol, automatic rifle, rifle, student, educational organisation of the Ministry of Internal Affairs of Russia, shooter, internal affairs officer.

Введение. Качество профессиональной подготовки сотрудников правоохранительных органов является ключевым фактором в осуществлении возложенных на соответствующие ведомства функций, об этом неоднократно указывалось в исследованиях ряда авторов [4, 5, 6].

За время прохождения обучения, будущие правоохранители осваивают ряд различных дисциплин, в рамках которых, получают все необходимые для дальнейшей службы компетенции. Отдельным блоком выступают дисциплины, изучение которых направлено на получение компетенций по обеспечению личной безопасности и умению действовать в экстремальных ситуациях, требующих быстроты принятия решений и выполнения необходимых мероприятий и действий. К этому блоку относится и «Огневая подготовка», которая занимает далеко не последнее место [1].

Огневая подготовка сотрудников правоохранительных органов является обязательной дисциплиной в программах подготовки в ведомственных образовательных организациях системы МВД России, а также ключевым разделом профессионального обучения в системе профессиональной служебной и физической подготовки действующих сотрудников органов внутренних дел. В процессе освоения данной дисциплины (раздела) сотрудники сначала изучают устройство и характеристики огнестрельного оружия, состоящего на вооружении МВД России. Затем, выполняют необходимые действия для приведения оружия в готовность для стрельбы и, в дальнейшем, формируют и совершенствуют навык ведения огня из соответствующих видов оружия по условиям различных упражнений стрельб. Важным этапом формирования и совершенствования навыка безопасного и умелого обращения с оружием как на подготовительном (начальном) уровне, так и на уровне оттачивания уже появившегося мастерства является выполнение установленных нормативов. В действующем законодательстве, регламентирующем организацию огневой подготовки в ОВД России, зафиксирован алгоритм выполнения необходимых действий с личным (пистолет Макарова), индивидуальным (автомат Калашникова) и снайперским оружием (снайперская винтовка Драгунова) \2, 31. Данные действия с оружием обучающиеся сотрудники выполняют при изучении конструктивных особенностей оружия, усвоении установленных мер безопасности при стрельбе, во время освоения технических элементов производства прицельного выстрела с ограничением времени и без.

Изложение основного материала статьи. В течение длительного времени реализации дисциплины (раздела) огневой подготовки (более двадцати лет) нами было установлено, что не смотря на всю стройность, логичность и последовательность системы подготовки к самостоятельным действиям с огнестрельным оружием и боеприпасами, многие обучающиеся испытывают трудности при выполнении нормативов и получают различные повреждения в процессе взаимодействия с оружием. В свою очередь, со стороны обучающего персонала в лице преподавателей или сотрудников подразделений профессиональной подготовки также отмечаются трудности в доведении обучающимся алгоритма оптимальных действий, необходимых для повышения скорости выполнения нормативов и уменьшения травматизма.

Согласно установленным нормативным актам, регламентирующим организацию огневой подготовки в органах внутренних дел МВД России [2, 3], информация, связанная с выполнением нормативов, выделена в отдельный раздел (п.95.1-3) [3] и включает в себя условия, последовательность и временные ограничения производимых действий. Отработка установленных нормативов гармонично инкорпорирована в обучающий процесс занятий, делая его полноценным и последовательным. Сами занятия по огневой подготовке проводятся в образовательных организациях системы МВД России в рамках реализации программ высшего и среднего профессионального образования, переподготовки и повышения квалификации, а также в системе профессиональной служебной и физической подготовки [2].

Выполнение обучающимися нормативов на занятии осуществляется в качестве практического элемента получения, усвоения и запоминания базовых знаний об используемом оружии (устройстве и порядке работы, тактико-технических характеристиках и боевых свойствах), совершенствовании способов удержания и ведения огня из различных положений, после передвижения и физической нагрузки, в различное время суток и во всевозможных погодных условиях. Кроме того, процесс выполнения нормативов неразрывно связан с уходом и сбережением огнестрельного оружия, эффективно используется для определения возникающих неисправностей и поломок, устранения задержек при стрельбе [8].

Рассмотрим более детально каждую группу нормативов.

Так, норматив № 1 «Изготовка к стрельбе из различных положений» имеет идентичное название и содержание у всех видов (ПМ, АК, СВД) [3]. Различие во времени выполнения обусловлено конструктивными особенностями оружия. Вместе

с тем, следует отметить его значимость для формирования безопасного и умелого навыка обращения с оружием и разъяснить процедуру его выполнения.

Как следует из названия и содержания, данный норматив позволяет сосредоточиться не только на принятии правильной изготовки как базовой области в обучении стрельбе, но и освоить сложный процесс производства прицельного выстрела.

Для успешного выполнения данного норматива обучаемым необходимо освоить теоретический раздел огневой подготовки, связанный с:

- конструктивными особенностями применяемого оружия, принадлежностей к нему и используемых боеприпасов;

- приемами и правилами стрельбы - содержанием команд, подаваемых при стрельбе, и действий, выполняемых обучаемыми; техническими элементами прицельного выстрела - правилами прицеливания, особенностями хвата оружия (с одной и двух рук для короткоствольного оружия), видах изготовок (стоя, с колена, лежа, лежа из-за укрытия), специфике задержки дыхания при производстве выстрела, процессу обработки ударно-спускового механизма оружия (спуску курка с боевого взвода посредством нажатия на спусковой крючок);

- порядком приведения оружия в готовность к стрельбе - изучение принципа действия;

- мерами безопасности при обращении с оружием и боеприпасами при проведении стрельб.

В процессе выполнения норматива осуществляется применение и закрепление данного материала.

Кроме всего прочего, следует обратить внимание на наиболее значимые аспекты выполняемых действий. Так, обучаемый принимает исходное положение перед выполнением норматива - пистолет помещается в кобуру, автомат и винтовка удерживается в положении «На ремень». После указания руководителем стрельб цели, огневой позиции и положения для стрельбы принимает соответствующую изготовку по команде «Огонь». Для этого сначала в медленном темпе, а затем с ускорением выполняются необходимые оптимальные передвижения и манипуляции с оружием с соблюдением установленных мер безопасности (контроль ствола оружия, безопасный хват). Осуществляется досылание патрона в патронник и производство прицельного выстрела «вхолостую». Отведенное для выполнения норматива время играет важную роль. Оно обозначает, что за данный промежуток сотрудник в состоянии привести оружие в готовность к стрельбе и произвести прицельный выстрел, которым должен именно поразить обозначенную цель, а не просто выстрелить в указанную сторону. Также, при производстве выстрела «в холостую» обучаемым осуществляется контроль нажатия на спусковой крючок - наиболее значимое и сложное действие в становлении техники стрельбы. В психологической интерпретации в процессе производства выстрела наш разум осуществляет контроль за несколькими самостоятельными действиями одновременно - наведение оружия в обозначенную цель и прицеливание в заданную область сочетается с правильным нажатием на спусковой крючок. Все это происходит в короткий промежуток времени. Потеря контроля над одним процессом неизбежно влияет на итоговый результат. Кроме того, проделываемую работу усложняет фактор производства первого выстрела. В виду существующей разницы в положении частей и механизмов оружия и прилагаемых к ним мышечных усилий его технически сложнее выполнить чем последующие. В связи с чем, очень важно разъяснить обучаемым правильную работу указательного пальца, которую они, должны качественно усвоить и закрепить.

Также следует отметить, что норматив № 1 является не только формирующим правильную технику стрельбы, но и ее поддерживающим (разминочным). Опытные стрелки выполняют его в обязательном порядке перед стрельбой, вне зависимости от уровня их мастерства.

В качестве рекомендаций для выполнения норматива можно сформулировать следующие:

1) На начальном этапе освоения необходимо тщательно разобрать все действия. Затем начинать выполнять их в медленном темпе, осуществляя визуальный контроль за правильностью их воспроизведения. Оттачивать мастерство следует до тех пор, пока обучающийся не сможет рефлекторно выполнять все действия с оружием правильно и быстро, без необходимости визуального контроля.

2) При извлечении пистолета из кобуры, выносе оружия в район прицеливания и досылании патрона в патронник следует отработать различные варианты и руководствоваться наиболее оптимальным. Использование двух рук значительно ускоряет процесс извлечения оружия и приведения его в готовность к стрельбе.

3) При извлечении пистолета из кобуры необходимо произвести такой хват, который позволит в процессе выноса оружия в район прицеливания выключить предохранитель большим пальцем руки, удерживающей оружие, а не стремиться это сделать другой рукой.

4) Автомат или винтовку в начале выполнения норматива целесообразно снять и, удерживая одной рукой, принимать соответствующую изготовку (лежа, с колена).

Норматив № 2 «Неполная разборка пистолета (автомата, винтовки)» и норматив № 3 «Сборка пистолета (автомата, винтовки) после неполной разборки» предназначены как для закрепления теоретических знаний об устройстве оружия, так и для формирования представлений о работе частей и механизмов оружия, устранения задержек при стрельбе, а также обеспечения надлежащего ухода и сбережения (чистки и смазки после стрельбы) [3]. В начале выполнения норматива № 2 осуществляется проверка заряженности оружия, а в завершении выполнения норматива №3 акцентировано внимание на положении оружия на столе с видимой частью предохранителя (рукоятки затворной рамы у автомата и винтовки), что способствует совершенствованию навыка безопасного и умелого обращения с ним. Последовательность сборки и разборки определяет правильность соединения всех частей и формирует бережное отношение к оружию (запрет на бросание частей).

В качестве рекомендаций к выполнению норматива №2 можно отметить:

1) Вначале необходимо отработать быстрое извлечение магазина из пистолета (отсоединение магазина для автомата и винтовки).

2) После извлечения магазина из пистолета необходимо сразу выключить предохранитель рукой, удерживающей оружие.

3) При выполнении норматива для автомата следует отработать отдельно действия по выниманию пенала с принадлежностями из приклада и отделению шомпола. Небрежное выполнение данных действий приводит на практике к повышенному травматизму - зачастую палец руки, извлекающей пенал, застревает в гнезде приклада, а попытки извлечения шомпола приводят к ушибам рук.

4) Для пистолета целесообразно отработать действия по возвращению на место спусковой скобы и скручиванию возвратной пружины со ствола. Невнимательное выполнение приводит ущемлению кожи рук и растягиванию возвратной пружины.

5) Для автомата необходимо отработать наиболее оптимальные действия по отделению затвора от затворной рамы.

6) Для винтовки необходимо отработать действия по отделению затвора от затворной рамы, ударно-спускового механизма, ствольных накладок, газового поршня и толкателя.

При выполнении норматива №3 следует обратить внимание на следующее:

1) Перед выполнением норматива следует продумать и в нужном порядке разложить части оружия.

2) Для пистолета необходимо отдельно отработать технику надевания затвора без отведения спусковой скобы.

3) При сборке автомата или винтовки обязательно потренировать технику присоединения каждой части. Очень часто обучаемые не уделяют этому должного внимания, сталкиваются с трудностями и теряют отведенное время.

4) Для автомата нужно дополнительно отработать технику вкладывания пенала в приклад.

5) При сборке пистолета и автомата следует помнить о включении предохранителя (постановке на предохранитель).

6) Необходимо помнить, что в завершении выполнения норматива, оружие кладется на стол предохранителем (рукояткой затворной рамы) вверх.

Норматив № 4 «Снаряжение магазина патронами» предназначен для формирования и совершенствования навыка приведения оружия в готовность к стрельбе, его своевременной перезарядки при необходимости длительного ведения огня [3]. Также он закрепляет знания относительно устройства оружия и его частей (непосредственно магазина), а также относительно устройства используемых боеприпасов.

При выполнении норматива №4 можно сформулировать следующие рекомендации:

1. В процессе снаряжения магазина пистолета необходимо помогать большим пальцем руки, удерживающей магазин, а не стремиться приложить все усилия свободной рукой.

2. Следует опробовать различные варианты помещения патронов в магазин пистолета и использовать наиболее оптимальный.

3. При снаряжении магазина автомата необходимо удерживать магазин таким образом, чтобы патроны при помещении не выступали за границы подавателя и не приводили к заклиниванию. В этом процессе также следует помогать большим пальцем руки, удерживающей магазин. Также магазин при снаряжении лучше упирать в какую-либо поверхность (стол, бедро и т.п.).

4. Эффективнее снаряжать магазин по одному патрону, располагая патроны ближе к непосредственному месту удержания магазина, чем брать сразу несколько штук. При использовании данной техники обучаемый визуально обращает внимание на то, в каком месте и каким образом брать последующий патрон. В то время как при снаряжении посредством удержания нескольких патронов очень часто приходится перекладывать неудобно расположенные патроны.

Норматив № 5 «Разряжание пистолета (автомата, винтовки)» позволяет сформировать и закрепить навык безопасного и умелого обращения с оружием в процессе его применения или использования (непосредственного ведения огня), способствует предотвращению травматизма и гибели как самого стреляющего, так и окружающих людей, а также препятствует разрушению находящихся рядом предметов или объектов [3]. Данный норматив особенно важен для действующих сотрудников органов внутренних дел, которые могут применять или использовать оружие в различных ситуациях оперативно-служебной деятельности и должны обладать правильно сформированным навыком разряжания.

При выполнении норматива №5 рекомендуется:

1. Отдельно отработать технику быстрого извлечения магазина из пистолета (отсоединения магазина от автомата, винтовки).

2. Затвор при извлечении патрона лучше не ставить на затворную задержку.

3. Магазин после извлечения из пистолета можно положить на стол или удерживать особым образом в руке, располагая между указательным и средним пальцем.

4. Для помещения магазина пистолет целесообразнее не извлекать полностью из кобуры, а только рукоятку.

Норматив №6 «Смена магазина из различных положений» присутствует в действующих руководящих документах

только для пистолета Макарова и обусловлен совершенствованием навыка быстрого возобновления огня в ситуациях применения оружия [3]. Особенностями выполнения данного норматива является совершенствование навыка безопасного и умелого обращения с оружием в процессе смены магазина (контроль ствола, правильный хват) и взаимодействия с принадлежностью к пистолету (кобура и запасной магазин). Кроме того, норматив позволяет закрепить знания о конструктивных особенностях оружия и принадлежностей, способствуя определению оптимальных способов и вариантов быстрой смены магазина.

При выполнении норматива №6 можно порекомендовать отработать технику удержания магазина в руке (между указательным и средним пальцем), которая не препятствует последующим действиям и значительно ускоряет весь процесс.

Выводы. Подводя краткий итог, следует отметить, что систематическое выполнение нормативов по огневой подготовке во время проведения практических занятий существенно повышает уровень теоретических знаний, степень мастерства и умелого обращения с огнестрельным оружием. Выполнение нормативов во время проведения учебно-тренировочных и контрольных стрельб является значимым элементом разминки и оказывает субстанциальное влияние на их результат. Установленные временные рамки каждого норматива наглядно демонстрируют уровень сформированности точных и слаженных действий. Скорость и качество выполняемой работы обучаемым позволяют сделать вывод об уровне его обращения с огнестрельным оружием и боеприпасами, точно диагностировать имеющиеся у него трудности и ошибки в работе, а также грамотно произвести необходимые коррекционные действия.

Чаще всего, хорошо подготовленный сотрудник выполняет все требуемые действия уверенно и быстро, точно и эргономично. В тоже время слабо подготовленный проявляет излишнюю суету и растерянность, что нередко приводит как мелкому травматизму (ссадины и царапины), так и серьезным повреждениям (вывихи, рассечения, переломы). Также следует отметить, что качество выполнения нормативов напрямую свидетельствует об определенном уровне физической готовности, так как большинство производимых действий с оружием требует достаточных мышечных усилий. И если обучаемый таковыми не обладает, это непременно скажется на результатах стрельбы.

Резюмируя, можно сделать вывод, что выполнение нормативов по огневой подготовке является не только значимым элементом в системе правильной организации обучающих занятий, но и важным условием формирования и совершенствования всей культуры обращения с огнестрельным оружием.

Литература:

1. Лапов, H.H. Особенности формирования профессиональных компетенций сотрудников органов внутренних дел для выполнения задач в особых условиях / H.H. Лапов, Е.Г. Светличный, М.М. Хамгоков // Проблемы современного педагогического образования. - Сб. статей: - Ялта: РИО ГПА, 2023. - Вып. 79. - Ч. 2. - С. 238-240

2. Приказ МВД России от 5 мая 2018 г. № 275 «Об утверждении Порядка организации подготовки кадров для замещения должностей в органах внутренних дел Российской Федерации».

3. Приказ МВД России от 23 ноября 2017 г. № 880 «Об утверждении Наставления по организации огневой подготовки в органах внутренних дел Российской Федерации».

4. Светличный, Е.Г. Необходимость модернизации огневой подготовки, направленной на формирование навыков стрельбы из автомата, в образовательных организациях МВД РФ / Е.Г. Светличный, A.A. Жамборов, A.B. Петров // Проблемы современного педагогического образования. - Сб. статей: - Ялта: РИО ГПА, 2022. - Вып. 77. - Ч. 1. - С. 254-256

5. Светличный, Е.Г. Совершенствование организации профессиональной служебной и физической подготовки сотрудников ОВД России / Е.Г. Светличный, О.С. Панова, Е.А. Хенцинский, В.В. Хорольский, A.A. Белецкий // Ученые записки университета имени М.Ф. Лесгафта. - Санкт-Петербург. - 2022. - Выпуск 2 (204). - С. 362-367

6. Светличный, Е.Г. Структура огневой подготовки, как составляющая профессиональной подготовки сотрудника правоохранительных органов РФ / Е.Г. Светличный, Д.М. Фатхиев, В.В. Шанько // Проблемы современного педагогического образования. - Сб. статей: - Ялта: РИО ГПА, 2023. - Вып. 79. - Ч. 2. - С. 251-254

7. Федеральный закон от 7 февраля 2011 г. «О полиции» № З-ФЗ.

8. Фролов, A.A. Место нормативов по огневой подготовке в компетентностном подходе к специальной профессиональной подготовке сотрудников ОВД / A.A. Фролов // Электронный сборник материалов всероссийской научно-практической конференции «Совершенствование методики преподавания специальных профессиональных дисциплин в образовательных организациях МВД России». Краснодар. - 2022. - С. 462-465

Педагогика

УДК 37.037.1

кандидат педагогических наук, доцент Ханова Татьяна Геннадьевна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина» (г. Нижний Новгород); магистрант Паршина Ксения Константиновна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина» (г. Нижний Новгород); старший воспитатель

МАДОУ «Детский сад № 45 «Анкудиновский парк» (г. Нижний Новгород); магистрант Биткина Татьяна Юрьевна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина» (г. Нижний Новгород); старший воспитатель

МБДОУ «Детский сад № 167 (г. Нижний Новгород)

ВОСПИТАНИЕ КУЛЬТУРЫ ЗДОРОВЬЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА: НЕКОТОРЫЕ ПОДХОДЫ

Аннотация. Целью статьи является изучение современных научных подходов к изучению вопроса о приобщении дошкольников к культуре здоровья. Обоснована значимость воспитания культуры здоровья, начиная с раннего и дошкольного возраста, когда дети наиболее восприимчивы к влияниям извне. Авторами определены факторы, обуславливающие особенности и пути формирования культуры здоровья дошкольников. Среди них выделены экологические, генетико-биологические, культурологические факторы и ряд других. Осуществлен анализ подходов к трактовке понятия «воспитание культуры здоровья», охарактеризованы их основные идеи и принципы. Аксиологический подход, один из наиболее актуальных и значимых, базируется на положении о необходимости приобщения детей дошкольного возраста к ценностям, в том числе, к ценностям здоровья и здорового образа жизни. Акмеологический подход основан на понимании алгоритмов и моделей совершенствования культуры здоровья, осознании человеком важности деятельности по сохранению и укреплению собственного здоровья. Основной идеей гуманистического подхода является признание человеческой жизни и здоровья главной ценностью, эффективным способом сохранения здоровья признана целенаправленная работа по воспитанию культуры здоровья с ранних лет. Авторы приходят к выводу о том, что воспитание культуры здоровья дошкольников - двуединый процесс, обусловленный совокупностью как объективных, так и субъективных факторов.

Ключевые слова: культура здоровья, дошкольный возраст, здоровье, ценности здоровья, научные подходы.

Annotation. The purpose of the article is to study modern scientific approaches to studying the issue of introducing preschool children to a culture of health. The importance of fostering a culture of health is substantiated, starting from early and preschool age, when children are most susceptible to outside influences. The authors identified the factors that determine the characteristics and ways of forming a culture of health in preschool children. Among them, environmental, genetic-biological, cultural factors and a number of others are highlighted. An analysis of approaches to the interpretation of the concept of "education of a culture of health" is carried out, their main ideas and principles are characterized. The axiological approach, one of the most relevant and significant, is based on the need to introduce preschool children to values, including the values of health and a healthy lifestyle. The acmeological approach is based on an understanding of algorithms and models for improving the culture of health, and a person's awareness of the importance of activities to preserve and strengthen their own health. The main idea of the humanistic approach is the recognition of human life and health as the main value; purposeful work to foster a culture of health from an early age is recognized as an effective way to preserve health. The authors come to the conclusion that fostering a culture of health in preschool children is a two-pronged process, conditioned by a combination of both objective and subjective factors.

Key words: health culture, preschool age, health, health values, scientific approaches.

Введение. В последнее время в научных кругах все чаще ставится акцент на необходимости включения в систему воспитания общей культуры человека культуры здоровья, как обязательного элемента. Решение проблемы сохранения и укрепления здоровья детей входит в список приоритетных задач в нашей стране. Так, согласно статистическим данным, количество полностью здоровых и физически развитых для своего возраста дошкольников составляет всего 10-12%. К семи годам более 50% детей имеют те или иные отклонения в здоровье, нередко, хронические Г51. Притом хронические заболевания, возникающие у детей в возрасте от 3 до 6 лет, определяют дальнейшее здоровье ребенка как в школьные годы, так и во взрослой жизни. Из-за этого страдает физическое развитие ребенка, растет общая и инфекционная заболеваемость [31. Хронические заболевания сказываются и на взаимодействии ребенка с социумом, психологической составляющей его личности и физической активности в будущем.

Интерес к теме здоровья является естественным у человека, поскольку современные тенденции развития технологий несут не только пользу, но и вред, связанный с образом жизни человека. Неумеренное использование электронных гаджетов влияет на различные аспекты здоровья, вызывает неприятные последствия. Однако на здоровье взрослого человека влияют не только эти проблемы, но и проблемы, идущие из раннего и дошкольного детства: хронические заболевания, неправильно сформированные привычки здорового образа жизни, отсутствие необходимых компетенций для его поддержания. Педагоги

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.