Научная статья на тему 'ФОРМИРОВАНИЕ НАВЫКА ОПИСАТЕЛЬНОГО РАССКАЗА У ДЕТЕЙ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ'

ФОРМИРОВАНИЕ НАВЫКА ОПИСАТЕЛЬНОГО РАССКАЗА У ДЕТЕЙ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
4
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
The Scientific Heritage
Область наук
Ключевые слова
описательная речь / общее недоразвитие речи / лексические средства / синтаксические средства / описание предмета / descriptive speech / general underdevelopment of speech / lexical means / syntactic means / description of the subject

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Кажуманян И.В., Фуреева Е.П.

В статье представлен теоретический анализ формирования навыка описательного рассказа у детей с общим недоразвитием речи, приведены данные диагностики и краткое содержание опытно-экспериментальной работы по формированию навыка описательного рассказа у детей с общим недоразвитием речи.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Кажуманян И.В., Фуреева Е.П.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FORMING THE SKILL OF DESCRIPTIVE STORY IN CHILDREN WITH GENERAL DISABILITIES OF SPEECH

The article presents a theoretical analysis of the formation of the skill of a descriptive story in children with a general underdevelopment of speech, provides diagnostic data and a summary of the experimental work on the formation of the skills of a descriptive story in children with a general underdevelopment of speech.

Текст научной работы на тему «ФОРМИРОВАНИЕ НАВЫКА ОПИСАТЕЛЬНОГО РАССКАЗА У ДЕТЕЙ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ»

— применение оптимальной технологии организации образовательного процесса с соотношением обязательной аудиторной и самостоятельной работы;

— использование дистанционно-виртуального обучения, обеспечивающего свободный доступ к образованию, повышению квалификации человека, ориентированной на самоусовершенствование;

— организация эффективной экономической, финансовой и хозяйственной деятельности для обеспечения работы вузов и социальной защиты каждого работающего и обучающегося

Приведение системы управления университетом в соответствии с возрастающими и постоянно меняющимися требованиями жизни - одно из направлений модернизации образования.

Таким образом, модернизация системы образования - это масштабная программа государства, в рамках которой разработан и реализуется план конкретных мероприятий. Поэтому уровень развития страны зависит как от уровня и разносторонности общего образования, основной массы населения, так и от качества подготовки специалистов в средней и высшей профессиональной школе.

Модернизация образования является одним из наиболее эффективных средств модернизации общества. «Если в системе ценностей образованность станет главной ценностью, то нацию ждет успех» (Назарбаев Н.А.). Изменения, которые происходят в образовании Казахстана, - объективная необходимость, вызванная прогрессирующим развитием науки, экономики и технологий. Залог развития

национальной экономики - это человеческий ресурс. Современная реальность выдвигает новые требования к молодому поколению. Задача обновленной системы образования Казахстана: сформировать личность креативную, обладающую нестандартным мышлением, а также мобильную и быстро осваивающую всё новое и перспективное.

Сегодня связь между современным качественным образованием и перспективой построения гражданского общества, эффективной экономики и безопасного государства очевидна. Для страны, которая ориентируется на инновационный путь развития, жизненно важно дать системе образования стимул к движению вперёд - это и есть первоочередная задача приоритетного развития образования.

Список литературы

1. Калжанова Г. М. Модернизация системы образования в Казахстане // Проблемы и перспективы развития образования: материалы VIII Международной научной конференции.- Краснодар: Новация, 2016.

2. Кунанбаева С.С.. Болонская конвенция и международное научно-образовательное пространство - круглый стол, Алматы, 2007.

3. Послание Президента Республики Казахстан - Лидера нации народу Казахстана «Казахстанский путь-2050: Единая цель, единые интересы, единое будущее» от 17 января 2014 года.

4. Шаймуханова С.Д. Кенжебаева З.С. Модернизация образования республики казахстан: состояние и перспективы развития // Успехи современного естествознания. - 2014. - № 5 (часть 1) .

5. www.pm.kz.

ФОРМИРОВАНИЕ НАВЫКА ОПИСАТЕЛЬНОГО РАССКАЗА У ДЕТЕЙ С ОБЩИМ

НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ

Кажуманян И.В.,

студентка V курса СКП ЛПБZ - 51 Волгоградский государственный социально-педагогический университет, г. Волгоград, Россия

научный руководитель Фуреева Е.П. кандидат педагогических наук, доцент Волгоградский государственный социально-педагогический университет, г. Волгоград, Россия

доцент кафедры специальной педагогики и психологии

FORMING THE SKILL OF DESCRIPTIVE STORY IN CHILDREN WITH GENERAL DISABILITIES

OF SPEECH

Kazumanyan I.V.,

student of the V year SKP LPBZ - 51 Volgograd State Social and Pedagogical University, Volgograd, Russia

scientific director Fureeva E.P.

Candidate of pedagogical sciences, associate professor Volgograd State Social and Pedagogical University, Volgograd, Russia Associate Professor of the Department of Special Pedagogy and Psychology

Аннотация

В статье представлен теоретический анализ формирования навыка описательного рассказа у детей с общим недоразвитием речи, приведены данные диагностики и краткое содержание опытно-экспериментальной работы по формированию навыка описательного рассказа у детей с общим недоразвитием речи.

Abstract

The article presents a theoretical analysis of the formation of the skill of a descriptive story in children with a general underdevelopment of speech, provides diagnostic data and a summary of the experimental work on the formation of the skills of a descriptive story in children with a general underdevelopment of speech.

Ключевые слова: описательная речь, общее недоразвитие речи, лексические средства, синтаксические средства, описание предмета.

Keywords: descriptive speech, general underdevelopment of speech, lexical means, syntactic means, description of the subject.

О. С. Ушакова, Л. Г. Шадрина доказали целесообразность формирование предпосылок описательной речи у детей дошкольного возраста [2; 3]. В. В. Гербова считает возможным начинать обучение со средней группы и использовать для этого одну крупную яркую игрушку [4]. А. М. Бородич предлагает начинать обучение описанию со старшего дошкольного возраста с использования нескольких бытовых предметов [5], так как на этом возрастном этапе речь выходит на более высокий качественный уровень развития: старшим дошкольникам становится доступно осознание логико-композиционного построения текста, возрастает умение использовать в своих рассказах выразительные средства, появляется умение довольно последовательно и четко составлять описательные высказывания на предложенную тему. Вместе с тем у значительной части детей эти умения неустойчивы.

Развитие описательной монологической речи является необходимым условием полноценного речевого развития ребенка и опирается на основные психологические процессы: восприятие, память, воображение.

В онтогенезе зачатки навыков построения описательных рассказов проявляются в среднем дошкольном возрасте предоставление (4-5 лет), когда дети способны составлять простые короткие описательные рассказы, состоящие из нескольких односложных предложений. В старшем дошкольном возрасте это умение в норме совершенствуются, дети начинают употреблять сложносочиненные и сложноподчиненные предложения, им становится доступным составление более длинных описательных рассказов с опорой на наглядный материал.

При коммерческая описании экономическая важным разделение являются изыскание лексические системе и синтаксические спроса средства, отличительным направленные продвижении на только определение сопровождаются объекта, информационное его предоставление признаков, конечному поэтому воздействуют используются предоставление эпитеты, более метафоры, коммерческая cравнения. Для экономическая описания увязать характерна уходящие перечислительная связаны интонация. В художественном продвижении описании коммерческая акцент коммерческая делается элементы на зависимости самых увязать ярких воздействуют признаках

розничной или информационное самых целом существенных уходящие в данном поставка контексте, изыскание которые увязать помогают заключение создать зависимости образ уходящие предмета.

Вопросы факторов развития мероприятий связной элементы описательной распределением речи спроса детей относятся дошкольного активную возраста установление были прибыли и остаются развивающейся на связанные сегодняшний системы день торгового в центре разделение внимания производитель ученых удобством различных обеспечивающие направлений: торговых педагогов, товаров психологов, относятся лингвистов конечному (Л.С. Выготский, разделение И.Р. Гальперин, целом В.В. Гербова, конечный Н.И. Жинкин, целом И.Ю. Зимняя, розничной А.А. Леонтьев, увязать С.Л. Рубинштейн, первой О.С. Ушакова, внешней Л.Г. Шадрина, внутренней Д.Б. Эльконин относятся и др.). Это мероприятий связано широкого с повышением поставка требований внутренней к речи распределение детей, широкого поступающих внутренней в первый удобством класс.

Характерными особенностями связной описательной речи ребенка с общим недоразвитием речи (Т.Б. Филичева) является:

- нарушение связности и последовательности рассказа;

- смысловые пропуски существенных элементов сюжетной линии;

- заметная фрагментарность изложения;

- нарушение логико-временных и причинно-следственных связей в тексте.

Указанные специфические особенности сопряжены с низкой степенью самостоятельной активности ребенка при составлении рассказа, с неумением выделить главные и второстепенные элементы его замысла и связей между ними, с невозможностью четкого построения целостной композиции текста.

Экспериментальная работа проводилась в старшей группе. Апробация данной системы проходила на базе МБДОУ детский сад компенсирующего вида № 15. В исследовании принимало участие две группы детей старшего дошкольного возраста.

Качественный анализ результатов показал, что дети со средним уровнем развития связной речи со-

ставляет 25%, дети с недостаточным уровнем активизации связной речи 55%, с высоким уровнем 20%.

В целях комплексного исследования связной речи детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня, нами использовалась методика, предложенная Глуховым В. П.

В процесс обучения введены модели разнообразных видов: предметные, предметно-схематические, схематические; приёмы обучения детей действиям замещения и самостоятельного построения моделей связного высказывания различной структуры.

На формирующем этапе при обучении детей составлению рассказов-описаний мы опирались на следующие этапы работы (по В.П. Глухову):

- подготовительные упражнения к описанию предметов;

- формирование первоначальных навыков самостоятельного описание;

- описание предмета по основным признакам;

- обучение развернутому описанию предмета.

На данном этапе работы особое внимание уделялось развитию у детей сенсорного восприятия, навыков обследования предметов. Использовались упражнения на узнавание предмета по его описанию, сравнения предметов по основным признакам.

При рассматривании объектов использовали сенсорно - графическую схему, которая помогалa определять способы обследования предмета и закреплять результаты в наглядном виде. При обучении детей описанию игрушек, натуральных предметов и объектов использовали схематические модели. С их помощью развивали у детей умение выделять и называть объект описания, составлять описание путем перечисления признаков, свойств и качеств объекта в определенной последовательности; формировали действия по использованию готовой модели. Использовали модели не только для составления описательного рассказа одного предмета, но и для параллельного сравнительного описания двух объектов.

Также мы организовали специальный уголок по развитию речи, где все виды схематической наглядности были в свободном доступе и дети могли в любое время выбрать тот вид наглядности и деятельность с ее использованием, который отвечает их интересам и потребностям.

Таким образом, работа по обучению детей старшего дошкольного возраста рассказыванию с использованием схематической наглядности велась на занятиях, в совместной деятельности ребенка и педагога и в свободной самостоятельной деятельности детей. При выборе схематической наглядности мы обязательно учитывали вид рассказа, его структуру, особенности его композиции.

На контрольном этапе исследования была поставлена цель: изучить активизацию связной речи у детей старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня, после проведения специально организованной педагогической работы.

Для достижения поставленной цели были поставлены следующие задачи: провести диагностические исследования в группе после формирующего эксперимента; проанализировать и сравнить полученные результаты.

Для реализации цели, дети старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня, после проведения педагогической работы, были протестированы при помощи той же методики, включающей 4 задания («Составление предложений по отдельным ситуационным картинкам («картинки-действия», «Составление предложения по трем картинкам» (например, «девочка», «корзинка», «лес», «Составление рассказа по картинке или серии сюжетных картинок», «Составление рассказа-описания») .

В результате исследования связной речи детей экспериментальной группы, мы получили следующие данные: с высоким уровнем развития речи 45 % . Со средним уровнем развития связной речи в подгруппе 45 %. С недостаточным уровнем речевого развития в подгруппе 10 %.

Список литературы

1. Бородич А.М. Методика развития речи детей. М.: Просвещение, 1981. 256 с.

2. Ушакова О.С. Развитие речи детей 5-7 лет. Программа, консп.занят., метод.рекомендации(по ФГОС), дополн. / О.С. Ушакова. - М.: ТЦ Сфера, 2015. - 272 c.

3. Гербова В.В. Занятия по развитию речи в средней группе детского сада. М.: Просвещение, 2009. 76 с.

4. Шадрина Л.Г. Развитие предпосылок связной речи у детей младшего дошкольного возраста // Вектор науки Тольяттинского государственного университета. 2012. № 4 (11). С. 326-328.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.