УДК 37 Логинова К.А., Савиткина И.В.
Логинова К.А.
студентка 5 курса Бурятский государственный университет (г. Улан-Удэ, Россия)
Савиткина И.В.
старший преподаватель Бурятский государственный университет (г. Улан-Удэ, Россия)
СОСТАВЛЕНИЕ ОПИСАТЕЛЬНОГО РАССКАЗА СТАРШИМИ ДОШКОЛЬНИКАМИ С ОНР III УРОВНЯ
Аннотация: в статье представлена информация о характеристике детей старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня. Рассматривается вопрос об особенностях составления описательного рассказа старших дошкольников с ОНР III уровня. Представлены результаты констатирующей диагностики по составлению описательного рассказа старшими дошкольниками с ОНР.
Ключевые слова: общее недоразвитие речи, общее недоразвитие речи III уровня, старший дошкольный возраст, обучение описательному рассказу.
Общее недоразвитие речи (ОНР) - это сложное речевое расстройство, при котором у детей с нормальным слухом и первично сохранным интеллектом отмечается позднее начало развития речи, скудный запас слов, аграмматизм, дефекты произношения и фонемообразования. В совокупности, эти проявления указывают на системное нарушение всех компонентов речевой деятельности
[3].
Характерной чертой употребляемых словесных комбинаций у детей с ОНР является то, что слова, соединяемые в предложения, не имеют никакой грамматической связи между собой, хотя внешне отдельные словосочетания могут быть похожи на правильно оформленные грамматические построения. Несмотря на известное разнообразие значений, которые ребенок желает выразить в своих высказываниях, он полностью игнорирует формальные (категориальные) средства усваиваемого им языка [1].
Третий уровень ОНР характеризуется развернутой разговорной фразой, в речи у детей отсутствуют грубые отклонения в развитии различных сторон речи. Этот уровень характеризуется незначительным нарушением в формировании всех компонентов языковой системы, которое выявляется в процессе углубленного логопедического обследования при выполнении детьми специально подобранных заданий [2].
По результатам теоретического анализа литературных источников по исследуемой проблеме, нами было проведено экспериментальное исследование по изучению составления описательных рассказов старшими дошкольниками с ОНР III уровня. Исследование проходило на базе МАДОУ «Детский сад №1 «Номина» г. Улан- Удэ. В исследовании приняли участие 12 старших дошкольников с общим недоразвитием речи III уровня и 12 дошкольников без нарушений в речевом развитии.
Для изучения навыка составления описательного рассказа у старших дошкольников, нами были использованы следующие методики: Составление рассказа по фрагментам» В.П. Глухова, «Опиши своего друга» В.П. Глухова, «Составление описательного рассказа об игрушке» Е.М. Струниной, О.С. Ушаковой, «Составление описательного рассказа о сюжетной картине «Зима» Е.М. Струниной, О.С. Ушаковой [5].
Полученные результаты, количественный и качественный анализ по результатам диагностической методики «Составление рассказа по фрагментам» В.П. Глухова представлены на рис.1.
70%
58%
■ Контрольная группа
■ Экспериментальная группа
Высокий
Высокий Средний Низкий
уровень уровень уровень
Рис. 1 Анализ навыка составления описательного рассказа на основе наглядного содержания последовательных фрагментов - эпизодов старшими дошкольниками.
По итогам обследования старших дошкольников по методике. «Составление рассказа по фрагментам» В.П. Глухова, было выявлено, что в группе у детей с ОНР у 1-го ребенка (8%) наблюдается высокий уровень сформированности навыка составление описательного рассказа на основе наглядного содержания последовательных фрагментов - эпизодов. В другой группе данный показатель присутствует у 4-х детей (34%). Исследование показало, что дети смогли составить описательный рассказ без наводящих вопросов. Рассказы были адекватны по смыслу. Обращалось внимание на содержание каждой картинки, предложения были оформлены правильно.
Средний уровень сформированности навыка составления описательного рассказа на основе наглядного содержания последовательных фрагментов -эпизодов определен у 4-х детей (34%) с общим недоразвитием речи и 6-ти детей (50%) в группе без нарушений речи. У детей с ОНР при описании рассказа наблюдался ненормативный порядок слов в предложении, прослеживались длительные паузы для поиска нужного слова или фразы.
Низкий уровень сформированности навыка составления связного описательного рассказа на основе наглядного содержания последовательных фрагментов - эпизодов определен у 2-х детей (16%) в группе без нарушений в
речевом развитии и у 7-ми (58%) дошкольников в группе с ОНР. Дети, имеющие низкий уровень по данному показателю, составляли рассказ с помощью наводящих вопросов, картинки разложены неверно. Иногда, рассказы напоминали перечисление событий без полного содержания высказывания.
Перейдем к описанию следующей методики - «Опиши своего друга» В.П. Глухова. Полученные результаты представлены на рис. 2.
70%
60% 50% 40°% 30°% 20% 10% 0%
58%
58%
26%
Контрольная группа Экспериментальная группа
Высокий уровень
Средний уровень
Низкий уровень
Рисунок 2. Анализ навыка составлять описательный рассказ о своем друге старшими дошкольниками.
По итогам обследования старших дошкольников по методике «Опиши своего друга» В.П. Глухова было выявлено, что высокий уровень наблюдается у 4-х детей (34%) в группе, в которой нет детей с ОНР, и у 1-го (8%) дошкольника в группе с общим недоразвитием речи III уровня.
Средний уровень сформированности навыка по владению описательного рассказа выявлен у 6 детей (50 %) в обычной группе и у 4-х человек (33%) с выявленными нарушениями в речи.
Низкий уровень сформированности навыка владения связной фразовой и монологической речью при передаче характеристик об объекте выявлен у 2-х детей (16%) в обычной группе и у 7-ми дошкольников (58%) с ОНР.
Следующая проведенная нами диагностическая методика -«Составление описательного рассказа об игрушке» Е.М. Струниной, О.С. Ушаковой. Полученные результаты представлены на рис.3.
Контрольная группа Экспериментальная группа
Высокий Средний Низкий уровень
уровень уровень
Рисунок 3. Анализ навыка составлять описательный рассказ об игрушке.
По итогам обследования старших дошкольников по методике.
«Составление описательного рассказа об игрушке» Е.М. Струниной, О.С. Ушаковой, было выявлено, что высокий уровень наблюдается у 4 детей (34%) группе без нарушений в речевом развитии и у 2 детей (16%) с ОНР.
Средний уровень сформированности навыка составления описательного рассказа об игрушке у детей с общим недоразвитием речи выявлен среди 4-х детей (34%), в другой группе выявлен у 6-ти дошкольников (50%). У детей с ОНР информативность рассказа недостаточная, присутствует незавершенность микротемы.
Низкий уровень сформированности навыка составления описательного рассказ об игрушке выявлен у 2 детей (16 %)в группе, в которой отсутствует общее недоразвитие речи и у 6-ти (50%) дошкольников в ОНР III уровня. У детей с нарушениями в речевом развитии в описании рассказа наблюдается скудность слов - признаков в высказывании, бедность содержания.
Завершающей в нашем исследовании стало проведение методики -«Составление описательного рассказа о сюжетной картине «Зима» Е.М. Струниной, О.С. Ушаковой. Результаты исследования представлены на рис. 4.
70%
58%
58%
60%
■ Контрольная группа
■ Экспериментальная группа
Высокий Средний Низкий
уровень уровень уровень
Рис. 4 Анализ навыка составлять описательный рассказ О сюжетной картине старшими дошкольниками.
По итогам обследования старших дошкольников по методике.
«Составление описательного рассказа о сюжетной картине «Зима» Е.М. Струниной, О.С. Ушаковой, было выявлено, что высокий уровень навыка составления описательного рассказа о сюжетной картине наблюдается у 3-х детей (26%) с ОНР и у 1 (16%) ребенка в группе без нарушений в речевом развитии. У ребенка с общим недоразвитием речи III уровня рассказ был составлен самостоятельно, соответствовал последовательности и логичности высказывания, высказывание было информативным.
Средний уровень сформированности навыка составлять описательный рассказ о сюжетной картине в процессе диагностики, выявлен у 7-ми детей (58 %) в обычной группе и у 4-х (34%) дошкольников в группе с общим недоразвитием речи III уровня. Рассказы детей с ОНР можно было охарактеризовать информативностью, перечислением предметов, но, детям требовалась помощь взрослого.
Низкий уровень сформированности навыка составлять описательный рассказ о сюжетной картине, выявлен у 2 детей (16%) детей в группе без нарушений в речевом развитии и у 7-ми (58%) дошкольников в группе с ОНР. В группе с речевым нарушением при описательном рассказе была нарушена
последовательность высказывания, отсутствовала полнота и информативность высказывания.
Подводя итог по результатам диагностики, направленной на изучение составлять описательные рассказы старшими дошкольниками, можно утверждать, что у детей без нарушений в речевом развитии преобладает высокий и средний уровень навыка составлять описательный рассказ. У детей с ОНР III уровня наблюдаются низкие показатели по составлению описательного рассказа. Без специально организованного обучения дошкольники с ОНР не могут самостоятельно овладеть полноценным навыком составления описательного рассказа, поэтому, с ними необходимо проведение целенаправленной коррекционно-логопедической работы в этом направлении.
В связи с тем, что в дошкольном возрасте процесс запоминания чаще всего носит непроизвольный характер, в качестве одного из средства обучения описательному рассказу можно предложить мнемотехнику - систему различных приемов, облегчающих запоминание и увеличивающих объем памяти путем образования дополнительных ассоциаций [4].
Использование опорных рисунков в образовательной деятельности увлекает детей, превращая занятия в игру. Чем раньше начать обучать детей описательному рассказу, используя метод мнемотехники и моделирования, тем эффективнее будет их подготовка к школе
Поэтому, в дальнейшем нами запланировано реализовать коррекционно-обучающую программу со старшими дошкольниками с ОНР III уровня, направленную на обучение описательному рассказу с использованием средств мнемотехники.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Архипова С.В. Исследование нарушений связной речи дошкольников с общим недоразвитием речи / С.В. Архипова, О.Р. Лазуткина // Современная
наука: актуальные проблемы теории и практики. Серия: Гуманитарные науки. -2022. - № 12-3. - С. 17-22;
2. Бурундукова А.Д. Формирование связной речи у дошкольников с общим недоразвитием речи III уровня / А.Д. Бурундукова // В сборнике: Актуальные вопросы фундаментальных и прикладных научных исследований. - Уфа, 2023. - С. 88-92;
3. Сазонова С.Н. Развитие речи дошкольников с общим недоразвитием речи: Учебное пособие для вузов / С.Н. Сазонова. - М.: Академия, 2007. - 144 с;
4. Спыну В.В. Обучение составлению описательных рассказов дошкольников с ОНР на основе использования мнемотехнических таблиц / В.В. Спыну // Молодой ученый. - 2013. - №11. - с. 654- 657;
5. Тихонова Н.В. Формирование слоговой структуры слова у дошкольников с общим недоразвитием речи / Н.В. Тихонова, С.Г. Лещенко // Психолого-педагогическое сопровождение общего, специального и инклюзивного образования детей и взрослых. - Чебоксары, 2022. - С. 204-206;
6. Ткаченко Т.А. Комплексная система коррекции общего недоразвития речи у дошкольников (5 лет) / Т.А. Ткаченко. - М.: Книголюб, 2008. - 127 с
Loginova K.A., Savitkina I. V.
Loginova K.A.
Buryat State University (Ulan-Ude, Russia)
Savitkina I.V.
Buryat State University (Ulan-Ude, Russia)
COMPILATION OF DESCRIPTIVE STORY BY SENIOR PRESCHOOLERS WITH ONR LEVEL III
Abstract: the article provides information on the characteristics of older preschool children with general speech underdevelopment level III. The question of the peculiarities of compiling a descriptive story of senior preschoolers with general speech underdevelopment level III is considered. The results of the ascertaining diagnosis on the compilation of a descriptive story by older preschoolers with general speech underdevelopment are presented.
Keywords: general speech underdevelopment, general speech underdevelopment of level III, senior preschool age, learning descriptive storytelling.