Научная статья на тему 'ФОРМИРОВАНИЕ НАВЫКА ЧТЕНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В СИСТЕМЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ'

ФОРМИРОВАНИЕ НАВЫКА ЧТЕНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В СИСТЕМЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
349
104
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ФОРМИРОВАНИЕ НАВЫКА ЧТЕНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В СИСТЕМЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ»

Впоследствии, имея под рукой готовую тематическую папку, обучающийся может освежить свои знания по той или иной теме.

Применение лэпбуков в образовательном процессе поможет мотивировать обучающихся к изучению учебной дисциплины, способствовать систематизации знаний, также развитию творческих и исследовательских навыков.

1. Гатовская, Д. А. Лэпбук как средство обучения в условиях ФГОС // Проблемы и перспективы развития образования: Материалы VI Международной научной конференции, Пермь, 20-23 апреля 2015 года. — Пермь: Меркурий, 2015. — С. 162-164.

2. Своровская Р. Н. Лэпбук — способ организации процесса обучения обучающихся младшего школьного возраста в условиях ФГОС. — URL: https://nsportal. ru/nachalnaya-shkola/obshchepedagogicheskie-tekhnologii/2021/04/25/lepbuk-sposob-organizatsii-protsessa (дата обращения: 21.10.2022).

3. Эрданова А. Н. Технология лэпбук и ее практическое применение на уроках физики // Science and Education. — 2020. — № 3. — с. 734-739.

4. Яковлева Т. В. Лэпбук — как форма организации проектной деятельности на уроках / Т. В. Яковлева. — URL: https://лицей82.рф/netcat_files/userfiles/ deyatelnost/kafedri/primary/20162017/metod/ yakovleva_t_v_lyepbuk_kak_forma_organizacii_proekt.pdf (дата обращения: 21.10.2022).

ФОРМИРОВАНИЕ НАВЫКА ЧТЕНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В СИСТЕМЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Вологжанина Е. В., преподаватель Кузбасского педагогического колледжа Рубцова Т. Ю., кандидат педагогических наук, преподаватель

Навык чтения является важнейшим фактором успешности обучения младших школьников. Замечено, что если учащийся овладел техникой чтения, устной и письменной речью и если он полюбил уроки литературного чтения, то он успешно будет усваивать и другие школьные предметы. Еще В. Сухомлинский отмечал, что «чтение — это окошко, через которое дети видят мир и самого себя», ведь в процессе чтения осуществляется рост самосознания, формирование умственных способностей, нравственное, патриотическое и эстетическое развитие.

Под навыком чтения мы понимаем «комплекс умений и навыков, умение понимать смысл текста, правильно прочитывать слова, темп чтения, умение читать выразительно, ориентируясь на знаки препинания и содержание текста» [3]. Навык чтения состоит из таких компонентов, как осознанность (понимание), способ чтения, правильность, выразительность и беглость чтения. Рассмотрим более подробно каждый из компонентов.

Осознанность — понимание авторского замысла, понимание художественных средств, помогающих реализовать этот замысел, понимание собственного отношения к прочитанному.

Способ чтения — важный компонент навыка чтения, который влияет на другие его стороны. Выделяют способы чтения: • непродуктивные (побуквенное, отрывистое слоговое);

Li

Л Я

V

Е. В. Вологжанина Т. Ю. Рубцова

• продуктивные (плавное слоговое с целостным прочтением отдельных слов, чтение целыми словами и группами слов).

Правильность — плавное чтение без искажений, влияющих на смысл прочитанного.

Выразительность — пмение посредством устной речи донести до слушателей основную идею произведения и собственное отношение к нему, соблюдать знаки препинания.

Выразительное чтение выражается в умении правильно использовать паузы, делать логический акцент, находить и применять нужную интонацию, читать громко и понятно.

Беглость чтения — скорость чтения, определяющая понимание прочитанного. Скорость измеряется количеством прочитанных печатных символов за единицу времени (обычно это количество слов в минуту. Темп, скорость чтения

находится в прямой зависимости от способа чтения и понимания [3].

Юнусова Э. А. считает, что процесс формирования навыка чтения осуществляется в три этапа:

1) аналитический этап;

2) синтетический этап;

3) этап автоматизации.

На первом аналитическом этапе младший школьник учится соотносить звук и букву, учится слиянию слогов, а далее — складыванию слов. Понимание прочитанного в данный период отделено от процесса восприятия по времени: школьник сначала читает слово и только потом осознает его смысл. Характерным на этом этапе является «рубленое» чтение, при котором слова читаются без интонации посредством присоединения друг к другу. На данном этапе формируется правильность произношения слов.

Второй этап синтетического чтения — характеризуется тем, что слово в сознании школьника определяется не просто объединением отдельных частей, а выступает как целое. При этом визуальное восприятие слова совпадает с осознанием его значения. На данном этапе формируются такие компоненты навыка чтения, как способ чтения, правильность, беглость, выразительность.

На третьем этапе — автоматизации навыка чтения — сформированные навыки совершенствуются и закрепляются. Техническая сторона чтения уступает место процессу осознания смысла и значения прочитанного. Важным признаком перехода школьника на этапе автоматизации является его желание читать про себя. На данном этапе формируется такой компонент навыка чтения, как осознанность [4].

В процессе формирования навыка чтения развиваются такие интеллектуальные функции, как память, воображение, мышление, внимание. На наш взгляд, наиболее эффективным способом формирования навыка чтения на разных этапах является скорочтение.

Скорочтение — это навык, который позволяет быстро воспринимать информацию в виде текста. Главный принцип скорочтения — это умение выделять сущность и смысл из прочитан -ного материала, читая его быстро и уверенно [2].

Сущность скорочтения заключается в уникальной работе с текстом, которая позволяет проанализировать его и сделать определенные выводы в короткое время. Рассмотрим некоторые приемы метода скорочтения, которые можно применить на уроках в процессе формирования навыка чтения у младших школьников.

19 15 7 и 9

17 25 12 13 10

2 8 21 3 18

20 16 22 4 5

6 1 11 23 24

18 9 13 12 23

1 8 16 2 19

22 15 17 5 24

14 20 3 6 21

7 10 11 25 4

Рис. 1. Таблица Шульте

красный жёлтый желтый

синий белый гинии

белый ЧЁРНЫЙ белый

зелёный гол>ъой розовый

коричневый синий коричневый

серый голубой КРАСНЫЙ

оранжевый синий фиолетовый

Рис. 2. Струп-тест

Одно из лучших упражнений для увеличения пятна ясного видения — это таблицы Шульте. Таблица Шульте состоит из чисел, расположенных в произвольном порядке (рис. 1). Необходимо, сконцентрировавшись на центре таблицы, боковым зрением находить цифры от 1 до 25. На каждом этапе, в зависимости от возрастных особенностей детей, важно подбирать таблицы, где будут уже знакомые числа: на аналитическом этапе — порядок чисел от 1 до 5 (10); на синтетическом этапе — числа от 1 до 25, а на этапе автоматизации даются уже две таблицы.

Еще одно упражнение на развитие внимание младших школьников является «Струп-тест» — это последовательность слов, описывающих цвета (рис. 2). Ученику нужно внимательно читать про себя и называть не слово, а цвет, которым это слово написано.

Слоговые таблицы — это столбцы различных слогов: открытых (на, ло, су), закрытых (тел, сун, лок) и сочетание 4-5 букв (слит, клынс) (рис. 3).

Iя" А О И 1 ы У Е Я Ё Ю1

н на но ни ны ну не ня не ню 1

с са СО СИ сы су се ся сё сю

к ка ко ки хы ку ке чя кё кю

т та то ти ты ту те тя те тю

п ла ло ли лы лу ле ля лё лю

р ра ро ри ры РУ ре ря рё рю

8 ва 60 ей вы ву ве вя' вё вю

п па по пи пы пу пе ля пё пю

м ма МО ми мы му ме мя мё мк>

3 за 30 зи зы эу эе зя эё зю

Б ба бо би бы бу бе бй бё 2 ю

А да до ДИ ды ДУ де ДЯ дё дю

Г га го ги - ГУ ге - гё гю

ч чэ 40 чи - чу че • чё -

ш шэ шо ши - шу ше • шё шю

ж ж а ЖО жи - жу же - же жю

X хэ хо хи - ху хе - хё ХЮ 1

ц ца цо ци ЦЫ цу це - • - :

щ ща що щи щу ще ■ щё ■

¡ф фа фо фи фы]фу фе фя фё фю

Рис. 3. Слоговые таблицы

а-том орёп орёл * икать

иней орех орех алый обуть

ирис осёл осёп юный одеть

овод отец отец иной ОЖИТЬ

овощ очаг очаг * УДйть

опыт убор убор едет уметь

угол угар угар ищет учить

узел Удав удав учит

ужас удар удар идёт вё-ер

ужин УДОД удод одел заяц

улей узор узор упал пояс

юмор укол укол ушиб баян

ящер упор упор маяк

ящик урок урок о-бувь паук

азот утёс утёс окунь пион

енот утюг утюг осень поэт

изюм ухаб ухаб угопь союз

ирис уход уход якорь

итог этаж этаж огонь ро-яль

обед этап этап олень *

овал юнёц юнёц • доить

оаёс юрок юрок ёхать паять

ожёг язых язых охать поить

Рис. 4. Столбики слов

Рис. 5. Столбики мнемотехники

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Все сочетания букв не несут смысловую нагрузку, поэтому все внимание ребенка сосредоточено именно на правильном прочтении. Преимущество слоговых таблиц заключается в том, что дети, которые обучаются чтению, осознают закономерность расположения слогов в таблице, учатся находить нужный слог на пересечении горизонтали и вертикали, осознают сочетание согласного с гласным и в результате начинают воспринимать и воспроизводить его как единое целое.

Столбики (колонки) слов — важный структурный элемент страницы букваря, предназначенный для первичного чтения слов с изученной буквой, для звукового анализа (рис. 4). При этом важно соблюдать рекомендации:

• слова следует читать несколько раз: медленно, постепенно убыстряя темп, громко, тихо и т. д.;

• после чтения необходимо выяснить у ребенка, значения каких слов ему непонятны и что общего в написании слов каждого столбика.

Мнемотехника — установление связей между запоминаемыми объектами и их мысленном размещением в воображаемом, хорошо знакомом

Рис. 6. Восьмерки для чтения

пространстве, разделенном по определенному принципу (рис. 5) [3].

Существуют разные способы запоминания для картинок.

Прием «Смешная связь». Ребенку необходимо придумать и связать все иллюстрации общими фразами, например 1-ю со 2-й, 2-ю с 3-й: Робот сел на пчелу Пчела играла в кубики Кубики нашел лев Лев работает на компьютере На компьютере заставка — мяч Прием «Расстановка мест». Ребенок воображает движение картинок в комнате, начинает перед собой и идет по часовой стрелке в кабинете или в комнате дома; возможно движение слева направо от себя.

Прием «Сказка или рассказ». Например: «Жил-был чайник. Он любил летать на самолете, в котором было много погремушек. Погремушки были спрятаны в кровати, на которой спал Хрюша после того, как поиграет в юлу».

Прием «Рассказ по картинкам». Объединяем картинки по три и сочиняем предложение по вопросам: кто? где? чем занимается? Например: «Робот с пчелой играют в кубики. Лев на компьютере играет в мяч».

Рассмотрим упражнение под названием «Чтение восьмеркой» (рис. 6). Главная задача упражнения состоит в том, чтобы оказать помощь ребенку в закреплении связи между видимым словом и его произнесением. Ребенку необходимо прочитать

слова глазами, рисуя восьмерку. Так ребенок научится произносить слова плавно и быстро.

В Кузбасском педагогическом колледже (КузПК) организуется работа детского центра дополнительного образования «PRO-дети» (ДЦДО). Уникальность ДЦДО в том, что для каждого ребенка подбирается индивидуальная программа обучения, занятия проходят как индивидуально, так и в группах. Обучение в ДЦДО для каждого ребенка — это возможность получения навыков, умений, которые помогают ему адаптироваться к окружающей среде.

Работая преподавателем по направлениям «Скорочтение» в детском центре «PRO-дети» около года, мы провели эксперимент, где обучались дети приемам скорочтения. Проводя занятия со слабо читающими учениками, в том числе с детьми дошкольного возраста, мы увидели результат: при использовании приемов скорочтения у обучающихся увеличилась скорость чтения.

Представим данные эксперимента обучения детей приемам скорочтения в таблице 1.

В течение 10 месяцев по направлению «Скорочтение» обучались семь детей в возрасте от 4 до 9 лет. Как видим, дети пришли в ДЦОД с разным уровнем сформированности навыка чтения: не знали буквы, читали по слогам, читали 16 слов в минуту, читали 80 слов. На протяжении 10 месяцев проводились занятия по два-три раза в неделю в течение часа (с детьми младше 5 лет занятия проводились по получасу).

Данная работа позволила нам увидеть, насколько изменился навык чтения у детей на разных этапах сформированности навыка чтения. Как видим, Мария Ч. пришла в начале учебного года, в сентябре, с 80 слов в минуту, уровень сформированности навыка чтения у нее был высоким. Проблема, с которой обратились к нам, состояла в том, что у ребенка нет мотивации к чтению и необходимо увеличить скорость чтения. За 55 занятий Мария Ч. повысила свою скорость чтения на 67 слов в минуту. У ребенка появилась мотивация к чтению, добившись такого результата, Мария Ч. стала победителем в конкурсе «Лучший читатель недели».

Иван В. — родители обратились в ДЦДО с проблемой низкой скорости чтения, низкой мотивации к чтению, неуверенности при чтении вслух. Потребовалось 65 занятий, чтобы увеличить скорость чтения на 84 слова в минуту, при этом ребенок стал увереннее читать и лучше понимать прочитанное, перестал заикаться при увеличении скорости чтения. Мальчик приобрел впоследствии книгу, которую дочитал до конца с большим интересом.

Алина П. и Ева 3. прошли одинаковое количество занятий — 32. И проблемы, с которыми они обратились, были похожи: низкая скорость чтения, нет понимания прочитанного, из-за этого не может пересказать прочитанное, не умеет ориентироваться в тексте. Использование упражнений скорочтения — математических

Таблица 1

Результаты работы по формированию навыка чтения детей ДЦДО

Фамилия Имя Возраст Уровни сформированности навыка чтения на начало Скорость чтения в начале Уровни сформированности навыка чтения на конец Скорость чтения в конце

Мария Ч. 9 лет Этап автоматизации (относительно высокий уровень) 80 слов в мин. Этап автоматизации (беглое чтение, высокий уровень) 147 слов в мин.

Иван В. 9 лет Синтетический этап (средний уровень) 16 слов в мин. Этап автоматизации (относительно высокий уровень) 100 слов в мин.

Алина П. 8 лет Синтетический этап (средний уровень) 20 слов в мин. Синтетический этап (средний уровень) 40 слов в мин.

Ева З. 6 лет Синтетический этап (средний уровень) 16 слов в мин. Синтетический этап (средний уровень) 24 слова в мин.

Захар Х. 6 лет Аналитический этап (низкий уровень) Читал по слогам Аналитический этап (низкий уровень) 10 слов в мин.

Дарья А. 5 лет Аналитический этап (низкий уровень) 6 слов в мин. Аналитический этап (низкий уровень) 20 слов в мин.

Ева С. 4 года Не сформирован навык чтения Не знала буквы Аналитический этап (низкий уровень) Самостоятельно читает слоги

заданий и заданий на логику и развитие памяти, угла и поля зрения — способствовали повышению скорости чтения: Алина П. — на 20 слов в минуту, а Ева З. — на 18 слов в минуту. Обе девочки находятся на синтетическом этапе, тем самым на занятиях мы способствовали формированию способа чтения, правильности, беглости и выразительности.

Захар Х., родители обратились в ДЦДО с проблемой дробящего, слогового чтения, низкой мотивации к чтению. Мальчик прошел 16 занятий, однако уже есть результат, ребенок повысил свою скорость чтения со слогового чтения до чтения 10 слов в минуту. Так как Захар Х. находится на первом этапе — аналитическом — на занятиях ребенок учился читать слоги и слова плавно, осознавая смысл каждого прочитанного слова. Для повышения мотивации ребенка к чтению были подобраны тексты с ориентиром на интересы — футбол. Время уделялось чтению текстов, посвященных спортивным деятелям, спортивным достижениям и технике выполнения того или иного упражнения.

Дарья А. также находится на аналитическом этапе, прошла 30 занятий. Проблема состояла в том, что ребенок плохо читал, плохо запоминал слова и текст, был неуверен в своих силах, когда задание усложнялось. Дарья А. училась соотносить звук и букву, плавному слиянию слогов. Так как ребенок еще маленький, на занятиях использовали больше текстов для чтения педагогом и карточки для запоминания слов.

Ева С. не знала буквы, не умела читать и распознавать буквы в тексте, не знала цифры.

Но особенность девочки была в том, что она хорошо запоминала информацию, была дисциплинированной и послушной. Данные качества способствовали быстрому обучению, и уже за 16 занятий она смогла читать по слогам, узнавала и различала цифры и легко пересказывала тексты, прочитанные педагогом.

Как видим, использование разных упражнений было ориентировано не только на скорость чтения, но и на понимание прочитанного, формирование мотивации к чтению, развитию интеллектуальной сферы ребенка, воображения, памяти, мышления, внимания. Использование приемов скорочтения способствует эффективному обучению навыка чтения младших школьников не только на уроках литературного чтения.

1. Занкова Л. В. Дидактический материал для развития техники чтения в начальной школе: учебное пособие / Л. В. Занкова, Г Г. Мисаренко. — 10-е изд., стер. — Москва: Оникс, 2019. — 128 с.

2. Оморокова М. И. Совершенствование чтения младших школьников: метод. пособие для учителя. — Москва : Аркти, 1997. — с. 74.

3. Целоусова Е. В. Мнемотехника — один из вспомогательных приемов обучения русскому языку, поддерживающих интерес к предмету // Педагогика. — URL: http://festival.1september.ru/Загл.

4. Юнусова Э. А.-Г. Особенности формирования навыка чтения в младшем школьном возрасте: специальность 13.00.01: «Общая педагогика, история педагогики и образования» : автореф. дис. канд. пе-даг. наук / Юнусова Эльмаз Адиль-Гареевна; Крымский инженерно-педагогический университет. — Симферополь, 2019. — 257 с.

ЗНАЧЕНИЕ РЕЧЕВОЙ КУЛЬТУРЫ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПОВАРА

Агаева Л. Н., преподаватель Ленинск-Кузнецкого политехнического техникума

Во все времена грамотное деловое общение было одним из важнейших составляющих любого бизнеса, средством взаимодействия и мощным рычагом воздействия одних его субъектов на других. Знание языка, умение общаться, речевой этикет выступают главными орудиями создания имиджа подготовленного специалиста в различных областях профессиональной деятельности, являются важными компонентами профессиональной культуры человека.

Слово «речь» имеет множество значений. В некоторых случаях речь понимается как практи-

ческое использование языка. В этом смысле владение словом, языком есть культура речи. Человек, владеющий культурой речи, знает нормы литературного языка, умеет выбирать в соответствии с ними точные, уместные в данной речевой ситуации слова. Именно

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.