Валентина БАЗАРОВА
ФОРМИРОВАНИЕ НАУЧНЫХ И ОБЩЕСТВЕННЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ БУРЯТИИ В ОБЛАСТИ ЯЗЫКА И КУЛЬТУРЫ В 1920-е гг.
Статья посвящена истории создания первых купьтурно-национапьных общественных и научных организаций в Бурятии в 1920-е гг. Эти учреждения, созданные в период становления бурятской автономии, сыграпи ключевую ропь в создании национальной культуры.
The article is devoted to the history of the first national-cultural and scientific organizations in Buryatiya in 1920s. These organizations played the key role in the creation of national culture.
Ключевые слова:
культурно-национальное строительство, научные организации, самоопределение нации, народное образование, национальная политика; cultural-national building, scientific organizations, national self-determination, national education, national policy.
БАЗАРОВА Валентина Владимировна — д.и.н.,ведущий научный сотрудник Института монголоведения, буддологии и тибетологии СО РАН!
Ьагагом_загпсг@
6ail.ru
Особенностью процесса развития народов Восточной Сибири в завершающий период Гражданской войны стал процесс стихийного формирования научных и общественных организаций, направленных на развитие основ национальной культуры. Как правило, эти самодеятельные организации не дожидались особых указаний центра, а старались придерживаться формата и содержания политических ориентиров, продиктованных временем.
Еще до провозглашения национально-культурного строительства, согласования политических актов в области языка и культуры в начале 1922 г. Б. Барадин вместе с Б.-Д. Гомбоевым и Г. Ринчино создал в Агинском аймаке общество национального культурно-политического самоопределения бурятского народа (Бурнацкульт). На этом необходимо остановиться более подробно, поскольку в исторической литературе имеется прямое противопоставление «буржуазного национализма» Бурнацкульта и марксистско-ленинского подхода, выработанного на совещании в с. Додо-Анинском1. Однако анализ документов показывает наличие у них общих позиций.
В программе Бурнацкульта ставилась задача национально-культурного возрождения бурятского народа, выражающаяся «в полном развитии творческого духа народа в области создания культурных ценностей национального и общечеловеческого значения», политического самоопределения «на основе завоевания единства и полной политической независимости на началах революционно-трудового строительства народной жизни применительно к конкретным условиям жизни бурят-монголов»2.
Эта программа состояла из двух видов культурно-политической деятельности: внутренней — по воспитанию и развитию самих членов Бурнацкульта, и внешней — по всестороннему культурному и политическому воспитанию и развитию трудящихся масс бурят-монгольского народа. Внутренняя работа включала в себя различные виды культурно-просветительской деятельности среди членов общества.
Внешние работы проводились по двум отделам: культурному и
1 Максанов С.А. Идейно-политическая работа Коммунистической партии в Бурятии (октябрь 1917 г. — июнь 1941 г.). — Улан-Удэ, 1978, с. 74.
2 Архив УФСБ по Ленинградской области. Дело Б. Барадина. П-31277, т. 3, л. 24.
политическому. Культурный отдел ставил задачей «всемерное содействие национально-культурному возрождению бурят-монгольского народа на конкретных условиях его жизни с тем, чтобы пробудить в темной народной массе сознание человеческого достоинства, раскрепостить порабощенный и угнетенный народ и дать энергичный ток пробуждению и развитию творческого гения народа на поприще создания культурных ценностей национального и общечеловеческого значения»1.
Этот раздел предусматривал решение задач в области народного образования: дошкольного, школьного, внешкольного воспитания и образования, обучения начальной грамоте неграмотного и малограмотного взрослого населения. Программа определяла широкий круг элементов популярных знаний по самым различным областям естественных, философских, исторических наук, истории и содержанию культуры, политики, морали. Особо выделялись разделы истории и культуры монгольских народов, вопросы языкознания. Специальными разделами в программе являлись вопросы воспитания, здравоохранения.
Политический раздел программы ставил задачей «всемерное содействие к политическому самоопределению бурят-монгольского народа на основе завоевания единства национальной территории и полной политической независимости и на началах революционно-трудового строительства народной жизни применительно к конкретным условиям жизни бурят-монгольского народа». Эта задача должна осуществляться путем широкого политического просвещения, революционноосвободительной работы среди трудящихся масс бурятского народа. Эта работа включала в себя программу распространения политической грамоты, изучение основ политической экономии, права, истории, религии, морали бурят и монгольских народов. Ставилась также задача борьбы с народной бедностью и социально-политическим бесправием трудового народа всеми доступными средствами2.
В Общием отделе программы ставилась задача открытия народных домов, школ,
1 Батуев Б. Базар Барадин. Штрихи к политической биографии // Неизвестные страницы истории Бурятии. Из архивов КГБ. — Улан-Удэ, 1991, вып.1, с. 17.
2 Там же, с. 10.
курсов для взрослых, народных университетов, народной консерватории, школ музыки и сценического искусства, школ живописи, библиотек-читален, народных театров, устройства разумных народных развлечений, литературных вечеров, концертов, спектаклей и т.д. Говорилось об открытии национального театра, национальной библиотеки и музея национальной культуры, об учреждении национальных празднеств и общественных игр, открытии разных профессиональных школ: в области медицины, ветеринарии, скотоводческого и земледельческого хозяйства, ремесленных и технических знаний и т.п.3
Таким образом, Бурнацкульт, в целом, преследовал цель всестороннего развития бурятского народа. Цели и общий формат деятельности созданной организации являются отражением сложнейшего процесса становления бурятской культуры нового типа, основанной на стремлении ее лидеров к формированию светского этнического сообщества, существенно ограничивавшего значение традиционных религиозных конфессий. Заметно стремление национальных лидеров к заимствованию передовых революционных демократических тенденций, привнесенных годами сложнейшего социального переворота. Однако целеполагание лидеров национального движения всецело опиралось на способности и силу только этнического сообщества, которое они представляли. Здесь практически не прослеживается логика политической интернационализации в деле духовного развития собственного народа. Становится понятной расплывчатость определения конечных политических целей.
Совещание по культурно-национальным делам в с. Додо-Анинском показало не только общее развитие многих положений Бурнацкульта, но и творческое развитие в условиях формирования новых подходов, реализованных в национальной политике государства. Заслуга этого совещания заключалась в том, что в результате активного диалога с национальной интеллигенцией была выработана общая платформа, благодаря чему национально-культурные вопросы вышли из поля замкнутого общественного деяния на уровень принципиально новых государственных отношений и демонстрировали яркую
3 Там же, с. 11.
солидарность общества и государства в стремлении к новым уровням прогресса. Конференция по культурным делам преодолела кажущуюся односторонность ранее провозглашенных документов, и созданный Бурмонсовкуд приобрел большую поддержку среди политических сил, имевших серьезное и крупное мобилизующее значение. В первую очередь были подняты вопросы, которые касались в основном народного образования, национализации школ, организации высшего учебного заведения, книжного издательства, организации медико-санитарной службы. Учреждение ученого общества для изучения материальной и духовной культуры Бурят-Монголии рассматривалось как один из фундаментальных вопросов, который должен был сыграть решающую роль в становлении всей структуры национальной культуры. В ходе работы конференция приняла решение о создании научно-исследовательского комитета, который стал называться Бурят-Монгольским ученым комитетом (Буручкомом). На этой же конференции был избран руководящий состав Буручкома в лице Б. Барадина, Ц. Жамцарано, Г. Цыбикова, М. Забанова, М. Малкова и трех кандидатов в члены. Председателем комитета был единогласно избран Б. Барадин — выдающийся представитель научной интеллигенции Бурятии, талантливый организатор науки и образования, яркий представитель российского востоковедения.
Буручком начал свою работу в селении Агинском, а с образованием в 1923 г. Бурят-Монгольской АССР работа была перенесена в г. Верхнеудинск — столицу нового национально-государственного образования РСФСР. Положение о Бурят-Монгольском ученом комитете было утверждено на заседании Президиума ЦИКа БМАССР 24 декабря 1923 г. Проект и доклад об учреждении Ученого комитета представил Б. Барадин. В проект положения о Бурят-Монгольском ученом комитете были включены следующие разделы: «Общие положения», «О деятельности Буручкома», «О составе Буручкома», «О заседаниях Буручкома», «О правах Буручкома».
Согласно данному положению Буруч-ком был учрежден при народном комиссариате просвещения БМАССР, основной задачей которого являлось «всемерное содействие культурному развитию бурят-
монгольской трудовой массы и распространение среди этой массы идей социалистической культуры путем реализации бурят-монгольского языка в области просвещения».
Таким образом, считалось, что только посредством бурят-монгольского языка возможно «советское строительство, и вся идея социалистической культуры для бурят-монгольских трудовых масс станет делом понятным, действительно близким и родным»1. Выполнение плановых научно-методических работ в деле строительства бурят-монгольского языка было провозглашено в качестве главнейшей задачи Буручкома. В его задачу входило также и всестороннее научное изучение монголотибетского Востока, которое было чрезвычайно важно не только для Бурятии, но и для всего Союза ССР. Так проявила себя консенсусная демократия начала 1920-х гг. Новая власть не отвергла предложенные формулы национальной интеллигенции, а только дополнила ее политическое содержание, переформатировала методологические подходы в соответствии с идеологией высших интересов государства и наиболее ценные подходы поставила на службу новому советскому обществу.
Организационно Буручком состоял из двух секций: ученой и учебной, при этом вторая занимала подчиненное положение. В общий план работы ученой секции были включены вопросы выработки единого плана и метода просветительских работ среди бурят-монголов, а также установление приоритетов литературного языка и его графики. Составление словарей — орфографического и терминологического, этимологического, семасиологического и энциклопедического — должно было стать основой дальнейшей научной и просветительской работы. Обращалось внимание на выработку теории и практики бурят-монгольского языка, особенно в образовании и творческом процессе, а также проведение большого комплекса переводческих работ. В комплексе мер приоритетным являлось применение единой системы трудового метода воспитания бурят-монголов. В образовательном процессе центральное место должна была занять школьно-просветительская сеть, станов-
1 Положение о Бурят-Монгольском ученом комитете. Протокол заседания ЦИК от 24 декабря 1923 // Бюллетень ЦИК и СНК БМАССР от 31 декабря 1923, с. 25.
ление которой способствовало бы поиску лучших типов программ. Выработка системы и программы школьной и внешкольной литературы на бурят-монгольском языке, а также подбор литературы для переводов вменялись в обязанность вновь образованному научному обществу.
В результате сотрудники учебной секции Буручкома осуществляли большую работу по подготовке и изданию методических руководств, учебников, учебных пособий для бурят-монгольских школ всех типов, а также учебников бурят-монгольского языка для русских школ, внешкольного чтения. Кроме образовательных программ, в работе Буручкома были достигнуты результаты в издании научно-популярной, художественной, политической литературы, «литературы общеполезных знаний». Значение этого труда еще более возрастало в связи с нарастающими преобразованиями общества, значительным расширением горизонтов развития широких слоев населения, продвижением новых технологий и коренным изменением образа жизни.
Члены Буручкома назначались Президиумом ЦИКа БМАССР по представлению Наркомпроса из лиц, известных своей научной и общественной деятельностью. Численность членов устанавливалась особым постановлением Президиума ЦИКа. Председатель, заместитель председателя и непременный секретарь Буручкома персонально назначались ЦИКом из числа членов Комитета. Председатель нес ответственность за общую деятельность Комитета, а непременный секретарь являлся исполнителем постановлений Буручкома.
Право выдавать премии и награды за заслуги в области научного, технического и художественного творчества, а также право объявлять конкурсы на соискание премий за лучшие научные, художественные, учебные, научно-популярные и технические труды на бурят-монгольском языке в полной мере отражены в «Положении» и получили поддержку на заседании ЦИКа.
Научные, художественные, учебные и прочие труды на бурят-монгольском языке обсуждались на заседаниях секций, часть которых впоследствии составила фонды архива и библиотеки Буручкома. Кроме этого, фонды научной библиотеки постоянно пополнялись ценными и редкими изданиями, а в рукописном отделе сотрудники собирали и обрабатывали раз-
личные документы по истории Бурятии и Монголии. Труды самого Буручкома издавались в основном на бурят-монгольском языке, а в необходимых случаях — на русском, переписка же с официальными лицами и государственными учреждениями велась на обоих языках.
Факт образования такой государственной научной организации не мог остаться незамеченным: Президиум Академии наук СССР в феврале 1924 г. поздравил Бурят-Монгольский ученый комитет с началом его плодотворной деятельности и выразил согласие на установление обмена изданиями. Такая поддержка Академии наук СССР имела огромное значение для организации, которая только начала работать. И в последующие годы Академия наук оказывала всестороннюю помощь и поддержку Буручкому.
Вместе с тем Буручком подчеркивал, что передним как единственным научным учреждением в республике поставлены важные задачи по разрешению всех принципиальных вопросов, касающихся культурно-просветительских нужд бурят-монгольского народа, но он не обладает ни достаточными кадрами постоянных работников, ни научно-техническим обо-рудованием1. По этой причине вызывало затруднение издание учебников по бурят-монгольскому языку, в которых остро нуждались бурятские школы. В условиях серьезнейших трудностей становления страны и БМАССР, массовой безграмотности населения, острейшего недостатка научных кадров, слабой организации печати и издательского дела, особенно на бурят-монгольском языке, ограниченности бюджетных средств, на фоне яростной классовой борьбы утверждалась первая научная организация Бурятии.
Таким образом, важнейшей находкой в арсенале политических технологий правящей партии стало использование общественных организаций для решения вопросов, имевших спорную основу и оппозиционный потенциал. В результате процедура общественного согласования не переходила в русло политического противостояния, а напротив, выглядела планомерной и логичной. В результате инициатива политических правящих групп незаметно превращалась в инициативу масс, которой нужно было только помогать.
1 НАРБ, ф. 60, оп. 3, д. 76, л. 14.