их достижения и решения); гностическими (значимыми в процессе определения необходимых условий реализации профессионально обусловленных целей и решения соответствующих профессиональных задач);
• эмоционально-волевом компоненте, структурированном ценностным отношением специалиста к своей профессиональной деятельности, устойчивым стремлением работать в своей профессии, способностью преодолевать профессиональные трудности, включая трудности коммуникативного характера [8; 9].
Ориентируясь на сказанное, представим структуру и содержание готовности медицинской сестры к профессионально-нравственному взаимодействию с пациентами следующим образом:
1. Мотивационно-ценностный компонент. Основа этого компонента готовности медицинской сестры к профессионально-нравственному взаимодействию с пациентами представлена ценностными ориентациями её личности. При этом ценностные ориентации медицинского работника среднего звена должны быть фундаментализированы соответствующим базовым духовно-нравственным идеалом, определяющим общий этический вектор отношения медицинской сестры к своим пациентам. Отечественные исследователи полагают, что современные социокультурные реалии актуализировали такой нравственный идеал, как «человек - это высшая ценность и мегацель общественного прогресса.
Библиографический список
2. Эмоционально-волевой компонент. Ценностные отношения личности медицинской сестры характеризуются эмоциональностью, так как оценка ситуаций ее взаимодействия с пациентами всегда сопровождается психологическим переживанием их (ситуаций) смысловой значимости. Высшие эмоциональные переживания личности медицинского работника отражены: в чувствах интеллектуального, морального характера, которые проявляются в познавательной деятельности специалиста; эстетических, практических чувствах, обусловленных практической медицинской деятельностью.
3. Интеллектуально-познавательный и действенно-практический компоненты. Обозначенные компоненты готовности представлены системой этических знаний, умений и навыков медицинской сестры в сфере профессионально-нравственного взаимодействия с пациентами.
Все сказанное в этой статье позволяет определить готовность медицинской сестры к профессионально-нравственному взаимодействию с пациентами следующим образом: такая готовность детерминирована соответствующими качествами личности медицинского работника, обеспечивающими возможность специалиста эффективно осуществлять множественные целенаправленные, профессионально обусловленные контакты с пациентами. В структурном плане обозначенная готовность представлена мотивационно-ценностным, эмоционально-волевым, интеллектуально-познавательным и действенно-практическим компонентами.
1. Зимняя И.А. Педагогическая психология, учебник для вузов. Москва, 1999.
2. Коканова РА. Формирование профессиональной готовности специалиста. Высшее образование сегодня. 2008; 10, 71 - 72.
3. Клушина Е.А. Готовность магистрантов к профессиональной мобильности. понятийно-категориальный аппарат. Вестник Северо-Кавказского федерального университета 2017; 2 (59). 151 - 155.
4. Клушина Н.П. Развитие субъектности магистрантов в процессе обучения. Педагогика. 2016; 5. 65 - 70.
5. Клушина Н.П. Аксиологические основы работы с молодёжью. Ставрополь, СКФУ
6. Давыдов В.В. Психологический словарь. Москва, 1983.
7. Клушина Н.П. Теоретические аспекты и практическая реализация компетентностного подхода в высшем образовании. Ставрополь, 2014.
8. Дьяченко М.И., Кандыбович JI.A. Психологические проблемы готовности к деятельности. Минск, 1975.
9. Клушина Н.П., Кириллова Л.С. Добровольческая практика бакалавров социальной работы как условие формирования профессиональных умений и навыков. Вестник Северо-Кавказского государственного технического университета. 2010; 2. 89 - 92.
References
1. Zimnyaya I.A. Pedagogicheskayapsihologiya. uchebnik dlya vuzov. Moskva, 1999.
2. Kokanova R.A. Formirovanie professional'noj gotovnosti specialista. Vysshee obrazovanie segodnya. 2008; 10. 71 - 72.
3. Klushina E.A. Gotovnost' magistrantov k professional'noj mobil'nosti. ponyatijno-kategorial'nyj apparat. Vestnik Severo-Kavkazskogo federal'nogo universiteta 2017; 2 (59). 151 - 155.
4. Klushina N.P. Razvitie sub'ektnosti magistrantov v processe obucheniya. Pedagogika. 2016; 5. 65 - 70.
5. Klushina N.P. Aksiologicheskieosnovy raboty s molodezh'yu. Stavropol', SKFU.
6. Davydov V.V. Psihologicheskij slovar'. Moskva, 1983.
7. Klushina N.P. Teoreticheskie aspekty iprakticheskaya realizaciya kompetentnostnogo podhoda v vysshem obrazovanii. Stavropol', 2014.
8. D'yachenko M.I., Kandybovich JI.A. Psihologicheskieproblemy gotovnostikdeyatel'nosti. Minsk, 1975.
9. Klushina N.P., Kirillova L.S. Dobrovol'cheskaya praktika bakalavrov social'noj raboty kak uslovie formirovaniya professional'nyh umenij i navykov. Vestnik Severo-Kavkazskogo gosudarstvennogo tehnicheskogo universiteta. 2010; 2. 89 - 92.
Статья поступила в редакцию. 01.12.18
УДК 378
Tsomartova T.A., senior lecturer, Department of General Humanitarian and Social Sciences, North-Ossetian State Pedagogical Institute (Vladikavkaz, Russia), E-mail: [email protected]
FORMATION OF STUDENTS' SCIENTIFIC WORLD VIEW ON THE BASIS OF POSTER CREATION. The article studies one of the
urgent problems of modern pedagogy - the ways of forming the scientific world view of students. The organization of work on the creation of posters of the intellectual type, which is preceded by students' research activities, is based on the identification of key ideas as a condition for understanding the basics of the phenomena and depicting them using specific means. Such activity is associated with the development of categorical structures of thinking, which contributes to the formation of scientific attitudes and beliefs, the unification of intellectual and emotional processes. Key words: scientific world view, key ideas, intellectual type poster.
Т.А. Цомартова, ст. преп. каф. общих гуманитарных и социальных наук, ГБОУ ВО «Сеееро-Осетинский государственный педагогический институт», г. Владикавказ, E-mail: [email protected]
ФОРМИРОВАНИЕ НАУЧНОГО МИРОВОЗЗРЕНИЯ СТУДЕНТОВ НА ОСНОВЕ СОЗДАНИЯ ПЛАКАТА
Статья посвящена одной из актуальных проблем современной педагогики - способам формирования научного мировоззрения студентов. Организация работы по созданию плакатов интеллектуального типа, которой предшествует исследовательская деятельность студентов, основана на выделении ключевых идей как условии понимания сущности явлений и изображении их с помощью специфических средств. Такая деятельность связана с развитием категориальных структур мышления, что способствует формированию научных взглядов и убеждений, объединению интеллектуальных и эмоциональных процессов.
Ключевые слова: научное мировоззрение, ключевые идеи, плакат интеллектуального типа.
Настоящее время называют временем во многом «вторичного использования» ранее накопленных творческих ресурсов и поисков новых переходов, нестандартных решений к вопросам, которые стоят перед различными сферами, в том числе и образования.
Плакат - одно из средств воздействия на студентов, возможности которого недостаточно исследованы. Между тем, плакат обладает значительным потенциалом в процессе формирования целостного миропонимания и современного научного мировоззрения, которое названо в качестве одного из приоритетов «Национальной доктрины образования в Российской Федерации» [1].
В условиях сложного сплетения политических, экономических, социальных процессов, а также обострения противоречий необходимо, чтобы личность выработала способность к объективному анализу ситуации в мире, понимала тенденции его развития, возможности человека. Работа над проектами, составной частью которой является создание студентами плакатов интеллектуального типа очень эффективна, содержательна и интересна.
Как известно, прообразами плаката ещё со времён Античности являлись различные формы наглядной агитации.
Советский плакат возник во время пролетарской революции и стал массовым, потому что «заговорил» на языке, предельно доступном массам. Реалистический образный язык плакатов достиг небывалой впечатляющей силы во время Великой Отечественной войны и в послевоенное время.
Процесс формирования так называемого «новейшего плаката», и кристаллизации специфических особенностей его образной структуры обусловлен превращением плаката из явления чисто утилитарного в явление идейно-эстетическое, что позволило включить его в разряд искусств.
Плакат [нем. Plakat, от франц. placard - объявление, афиша, от plaquer -налепить, приклеивать] - 1) большое объявление, вывешиваемое для всеобщего сведения; 2) крупноформатный рисунок агитационного характера, обычно сопровождаемый кратким, запоминающимся текстом [2].
В основе образной структуры плаката лежит синтез графического изображения и литературного слова. Его основная идея должна быть выражена ясно, доходчиво, непротиворечиво.
Различают разные виды плакатов: плакат-таблица; информационно-рекламный плакат; инструктивный плакат, пропагандистский плакат, агитационный плакат.
Плакат, как одна из массовых форм изобразительного искусства, оперативно реагирует на запросы современности в силу своей мобильности и нацелен на решение конкретных социальных задач [3].
Влияние плаката на психику, настроение человека изучается психологами, социологами, художниками. Сегодня они все чаще основаны на знании психологических механизмов восприятия информации, требуя от зрителя интеллектуальной деятельности, побуждая осмыслить и запомнить увиденное [4]. Но в целом исследования по указанной теме предполагают освоение общих закономерностей построения, выполнения и восприятия плаката как одного из видов изобразительного искусства. Отмечено, что средства наглядности в их обычных конструктивных формах и методах демонстрации не оказывают существенного влияния на мышление учащихся.
На наш взгляд, большие возможности содержит создание плаката интеллектуального типа, что означает:
- анализ состояния мира;
- особую активность по отношению к жизненному материалу (повышение роли субъективного начала, примат мысли над фактом);
- особую форму и стилистику (тяготения к условности, параболичность мышления, «разыгрывающие» в лицах мысли автора, логизированные характеры и т. д.);
- особый тип воздействия на зрителя (художественное доказательство идеи, обращение и к чувству, и к разуму).
Создание плаката интеллектуального типа требует организации исследовательского процесса, результаты которого станут основой для создания творческой работы. Такой плакат, созданный самими студентами во внеучебной работе на высоком идейно-художественном уровне, способен выполнить в равной мере как идейно-эстетическую, так и утилитарную функцию, становясь средством формирования мировоззрения.
Создание плаката начинается с обозначения темы. Для этого студентам предлагается написать сочинение-эссе «Если бы я был президентом...», в котором они излагают волнующие их вопросы по четырем сферам общественной жизни: политической, экономической, социальной, духовной.
Написание сочинения помогает им сориентироваться и определить свое отношение к окружающему миру, а также стимулирует исследовательскую деятельность. Студенты останавливаются на каком-либо вопросе и выделяют проблему.
Формулировка и обоснование проблемы - это поиск аргументов в пользу необходимости ее решения. Обсуждение проблемы - это совместная работа студента и преподавателя, обмен мнениями, согласование интересов, точек зрения. Здесь необходимо отметить, что наибольшие сложности возникают со становлением ценностного компонента творческого потенциала студентов. Поэтому преподаватель должен акцентировать внимание студента на противоречивости происходящих событий и не меньшей противоречивости их оценок, на активизации псевдоценного в окружающем мире. Студенты должны осмыслить сложившиеся
в обществе ценности, понять их социальную значимость, сопоставить с общечеловеческими ценностями.
Таким образом, студенты вырабатывают на рациональном и эмоциональном уровнях собственную систему ценностей, включающую социальные приоритеты.
Далее студенты под руководством преподавателя проводят исследовательскую работу, используя методы научной деятельности: постановку цели, выделение предмета исследования, выдвижение гипотезы, обработку информации, объяснение. Для понимания сущности различных природных и общественных феноменов студенты выявляют характерное, существенное в волнующих их вопросах и предметах исследования и выделяют ключевые идеи.
Идея вообще есть мысль, которая, отобразив некоторые существенные связи действительности, извлекает единство из фактов. Есть множество лошадей, карликовых и нормальных, пегих и вороных, но у всех у них есть один и тот, же смысл - лошадность. Идея - это то самое единое, которое составляет суть многообразия. Таким путем устанавливается единство многообразного, выделяется в нем общее и необходимое, которое и выражается в идее [5].
По мнению Н.А. Менчинской, знания являются важным компонентом интеллектуальной составляющей мировоззрения, и что при высокой степени их обобщенности и абстрактности они превращаются в способ философского познания мира [6].
Особое внимание должно уделяться обучению работе с источниками, научными текстами и материалами средств массовой информации. С этой целью студентам дается задание следить за политическими, экономическими, социальными процессами и их освещением в разных источниках. Внимание обращается на состояние нравственности в обществе, отношение к традициям и обычаям в республике, стране и за рубежом с последующим обсуждением результатов наблюдений на политинформациях. Это способствует повышению уровня политической, экономической и речевой культуры студентов. Для знакомства с плакатным искусством, с историей возникновения проводятся занятия с рассказом и демонстрацией слайдов.
На этом, гносеологическом, этапе завершается и оформляется исследовательская работа в виде реферата или доклада и подготавливается почва для творческого этапа - создание плаката.
Студенты с помощью специфических изобразительных средств создают на основе ключевых идей художественный образ (символ), находя ему интересную форму и содержание с помощью ассоциаций. При создании плаката очень важно передать идею, которая обладает социальной ценностью и отражает отношение и причастность человека к миру. Задача преподавателя состоит в том, чтобы научить студентов увидеть в конкретном и единичном явлении или факте общее (типологизация), суметь это общее воплотить, чувственно представить, используя метафору, юмор, в ярком, выразительном для заострения внимания, изображая привычное необычным, новым и странным (прием «остранения»). Занятие это интересно и увлекательно. Творческая природа процесса захватывает даже самых пассивных студентов. Они выделяют предмет изображения крупным планом, часть вместо целого (фрагментальное решение), проводят символизацию, когда выразительная деталь является ключевым инструментом для исследований и открытий, а затем и ключом для прочтения и понимания плаката.
Так, например, чтобы выразить проблему сохранения мира и угрозу ядерной войны, студентка изобразила земной шар на лезвии бритвы. В другом плакате студент показал опасность, которую несет коррупция, в виде ржавчины, изображенной на карте России. Бездуховность же ассоциируется у студенток с обезьянами.
Весьма интересен по форме и содержанию плакат «Служи народу!», который изображает чиновника крупным планом в шляпе, а вместо носа и бровей -весы с подвесными чашечками вместо глаз и надписи на них: общественное и частное (ключевые идеи). Что должно превалировать в деятельности чиновника? В каком соотношении должны быть эти понятия? На поставленные вопросы студенты ищут аргументированные ответы.
Каждое новое произведение - самостоятельное изобретение, это мир, которого не было раньше (во всяком случае, для них, студентов).
В плакате «Сначала вылупись!» отражена проблема ранних браков (предмет исследования). Автор изобразила жениха и невесту нестандартно, применив прием «остранения», в виде символов - «бабочки» и «фаты». А чтобы подчеркнуть незрелость (ключевая идея) брачующихся (физическую, умственную, духовную), изобразила ее абстрактно, применив юмор и найдя ассоциацию в виде яиц; содержанием является вступление в брак. На защите плакатов студентка представила и озвучила доклад о проблемности ранних браков не только для несовершеннолетних, но и для общества.
Студенты в своих творческих работах создавали художественные образы, символы, поднимая проблемы политики, морали. Работа эта требовала выдержки, такта, ориентацию на общечеловеческие ценности.
В процессе создания плакатов проходила своеобразная сверка ценностей, формирование нравственных качеств, и, следовательно, процесс поэтапной ин-териоризации их деятельности. Студенты учились в ходе выполнения проектных работ правильному выбору в вопросах целей и смысла их жизни. В этом и проявляется гуманизм формируемого научного мировоззрения. Это оказывает непосредственное влияние на формирование убеждений и на становление мировоззрения студента. От студентов требуется проявить мировоззренческую позицию,
как для нахождения нового знания, так и для его использования. Это означает, что они решают вопрос о необходимости и целях личного участия (личной ответственности) в решении данной проблемы и выбирают соответствующие способы воздействия (формы поведения).
Работа по созданию плакатов в вузе открывает широкую перспективу идейно - политического, нравственного, эстетического, трудового воспитания студентов. Плакаты являются мощным средством по воспитанию патриотизма.
Библиографический список
Таким образом, ориентация студентов на самостоятельное добывание и применение знаний способствует осознанию личной значимости усваиваемых мировоззренческих идей (понятий, оценок, норм). А при создании плакатов выявляется важная закономерность, определяющая формирование мировоззрения -это объединение интеллектуальных и эмоциональных процессов, установление тесного гармонического соотношения между знаниями, умениями и направленностью личности.
1. Национальная доктрина образования в Российской Федерации. Available at. http.//sinncom.ru/content/reforma/index5.htm
2. Большая Российская энциклопедия. в 35 т. Главный редактор С.Л. Кравец. 3-е изд. Москва. Большая Российская энциклопедия, 2014; Т. 26.
3. Кудин П.А., Ломов Б.Ф., Митькин А.А. Психология восприятия и искусство плаката. Москва. Плакат, 1987.
4. Гладун О.Д. Язык современного плаката. тенденции развития. В мире науки и искусства: вопросы филологии, искусствоведения и культурологии. сборник статей по материалам XXV междунар. науч.-практ. конф. Новосибирск. СибАК, 2013.
5. Храмова В.Л. Категориальный синтез теоретического знания. Киев. Наукова думка, 1984.
6. Менчинская Н.А. Психологические закономерности формирования научного мировоззрения. Проблемы обучения, воспитания и психического развития ребенка. Под редакцией Е.Д. Божович. Москва. Издательство «Институт практической психологии»; Воронеж. Издательство НПО «МОДЭК», 1998. 304 - 316.
References
1. Nacional'naya doktrina obrazovaniya v Rossijskoj Federacii. Available at. http.//sinncom.ru/content/reforma/index5.htm
2. Bol'shaya Rossijskaya 'enciklopediya. v 35 t. Glavnyj redaktor S.L. Kravec. 3-e izd. Moskva. Bol'shaya Rossijskaya 'enciklopediya, 2014; T. 26.
3. Kudin P.A., Lomov B.F., Mit'kin A.A. Psihologiya vospriyatiya i iskusstvo plakata. Moskva. Plakat, 1987.
4. Gladun O.D. Yazyk sovremennogo plakata. tendencii razvitiya. V mire nauki i iskusstva: voprosy filologii, iskusstvovedeniya i kul'turologii. sbornik statej po materialam XXV mezhdunar. nauch.-prakt. konf. Novosibirsk. SibAK, 2013.
5. Hramova V.L. Kategorial'nyj sintez teoreticheskogo znaniya. Kiev. Naukova dumka, 1984.
6. Menchinskaya N.A. Psihologicheskie zakonomernosti formirovaniya nauchnogo mirovozzreniya. Problemy obucheniya, vospitaniya i psihicheskogo razvitiya rebenka. Pod redakciej E.D. Bozhovich. Moskva. Izdatel'stvo «Institut prakticheskoj psihologii»; Voronezh. Izdatel'stvo NPO «MOD'EK», 1998. 304 - 316.
Статья поступила в редакцию 03.12.18
УДК 371.113.1
Fedorchuk Yu.M., Doctor of Sciences (Economics), senior lecturer, Institute of Education Management of the Russian Academy of Education, Head of Laboratory of Professional Development of Education Managers (Moscow, Russia), E-mail: [email protected]
Novoseltseva A.V., Cand. of Sciences (Economics), Institute of Education Management of the Russian Academy of Education, Head of Postgraduate Studies (Moscow, Russia), E-mail: [email protected]
Gadilo T.N., Cand. of Sciences (Economics), leading researcher, Institute of Education Management of the Russian Academy of Education (Moscow, Russia), E-mail: [email protected]
TECHNOLOGIES OF EXTERNAL COMMUNICATIONS OF SCHOOL. The article studies an important activity of the school-the development and promotion of external school communication technologies. This direction is particularly relevant in the digital society, aimed at maximum openness of the school to the subjects of educational relations and society as a whole. In addition to increasing openness and competitiveness, the use of modern technologies and tools of external communications enriches the educational environment of the school. The article deals with various modern technologies of external communication of school - the creation of the endowment of the school, fundraising techniques and its varieties in the digital space - crowdfunding, work on the creation and promotion of the school's brand, technology for creating key events and methods of working with graduates.
Key words: external communication, endowment of schools, crowd funding for school projects, key events, school brand, alumni association.
Ю.М. Федорчук, д-р экон. наук, доц., ФГБНУ «Институт управления образованием Российской академии образования», зав. лабораторией профессионального развития руководителей образования, г. Москва, E-mail: [email protected]
А.В. Новосельцева, канд. экон. наук, зав. аспирантурой, ФГБНУ «Институт управления образованием Российской академии образования», г. Москва, E-mail: [email protected]
Т.Н. Гадило, канд. экон. наук, ведущий научный сотрудник, ФГБНУ «Институт управления образованием Российской академии образования», г. Москва, E-mail: [email protected]
ТЕХНОЛОГИИ ВНЕШНИХ КОММУНИКАЦИЙ ШКОЛЫ
Статья подготовлена в рамках выполнения государственного задания на 2018 г. по теме «Теоретико-методологические основы профессионального развития руководителей системы образования» (№ 27.9385.2017(БЧ).
Статья посвящена рассмотрению важного направления деятельности школы - разработке и продвижению технологий внешних школьных коммуникаций. Это направление особенно актуализируется в цифровом обществе, направленном на максимальную открытость школы для субъектов образовательных отношений и социума в целом. Помимо повышения открытости и конкурентоспособности, применение современных технологий и инструментов внешних коммуникаций обогащает образовательную и воспитательную среду школы. В статье рассмотрены различные современные технологии внешней коммуникации школы - механизм эндаумента школы, техники фандрайзинга и его разновидности в цифровом пространстве - краудфандинга, работы по созданию и продвижению бренда школы, технологии создания ключевых событий и методы работы с выпускниками.
Ключевые слова: внешние коммуникации, эндаумент школы, краудфандинг на школьные проекты, ключевые события, бренд школы, ассоциация выпускников.
В связи с современными вызовами - глобализация, цифровизация и тех-нологизация общества - в настоящее время существенно повысились требования к образовательным организациям. Для ответа на эти вызовы школы должны привлекать ресурсы внешней среды, совершенствуя стратегию и тактику коммуникационной деятельности. Школа, как и любая другая образовательная организация, нуждается в дополнительных ресурсах - финансовых, материальных, информационных, и самых важных - человеческих ресурсах. Помимо ресурсов, образовательная организация нуждается в партнерстве для повышения качества
образовательной и воспитательной среды и более полного представления картины мира своим ученикам и воспитанникам.
Качество школьной жизни в целом и уровень насыщенности культурно-образовательной среды в большей мере зависит от реализуемой стратегии внешних школьных коммуникаций и применяемых коммуникационных технологий. Аккумулируя различные виды ресурсов из внешней среды, преобразуя их в дополнительные элементы образовательной деятельности через коммуникационные технологии, школы повышают качество образовательного продукта, ко-