Научная статья на тему 'ФОРМИРОВАНИЕ НАУЧНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ТРЕКА КАК УСЛОВИЕ РАЗВИТИЯ РЕФЛЕКСИВНОЙ КУЛЬТУРЫ БУДУЩЕГО УЧЕНОГО'

ФОРМИРОВАНИЕ НАУЧНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ТРЕКА КАК УСЛОВИЕ РАЗВИТИЯ РЕФЛЕКСИВНОЙ КУЛЬТУРЫ БУДУЩЕГО УЧЕНОГО Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
5
1
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
научные компетенции / рефлексивная культура / научно-образовательный трек / scientific competencies / reflective culture / scientific and educational track

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Портнягина Анастасия Михайловна

Характерной особенностью модернизации системы научных исследований становятся более высокие новые требования к личности ученого и к его научным компетенциям. В современных условиях подготовки к научной деятельности акцент делается на компетентностном подходе. Углубление рефлексивной культуры научного познания приводит к качественным изменениям в понимании природы научно-исследовательской деятельности, ее структуры, методов и способов научного исследования. Таким образом, становится интересным компетентностная модель личности ученого и условия ее формирования и развития. Развитие личности будущего ученого, его готовности к самообразованию, самовоспитанию и саморазвитию является одной из приоритетных целей современного научного сообщества. В статье рассматриваются условия формирование научно-образовательного трека, его влияние на процесс развития компетенций. Представлены условия разработки индивидуального образовательного маршрута. За основу развития рефлексивной культуры взята цикличная модель обучения Д. Колба. Модель позволяет определить ведущего стиля научной деятельности, под который подбираются образовательные задачи Избранная исследовательская стратегия предполагает рассмотрение формирования научно-образовательного трека, который выступает условием развития рефлексивной культуры ученого.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

A characteristic feature of the modernization of the system of scientific research is the higher new requirements for the personality of a scientist and for his scientific competencies. In modern conditions of preparation for scientific activity, the emphasis is on a competency approach. The deepening of the reflective culture of scientific knowledge leads to qualitative changes in the understanding of the nature of research activities, its structure, methods and methods of scientific research. Thus, the competence model of the scientist's personality and the conditions for its formation and development become interesting. The development of the personality of the future scientist, his readiness for self-education, self-education and self-development is one of the priority goals of the modern scientific community. The article discusses the conditions for the formation of a scientific and educational track, its impact on the process of developing competencies. The conditions for the development of an individual educational route are presented. The cyclical learning model of D. Kolb was taken as the basis for the development of reflective culture. The model allows you to determine the leading style of scientific activity, under which educational tasks are selected. The chosen research strategy involves considering the formation of a scientific and educational track, which is a condition for the development of a scientist's reflective culture.

Текст научной работы на тему «ФОРМИРОВАНИЕ НАУЧНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ТРЕКА КАК УСЛОВИЕ РАЗВИТИЯ РЕФЛЕКСИВНОЙ КУЛЬТУРЫ БУДУЩЕГО УЧЕНОГО»

собой многослойное образование активной готовности, включающее в себя мотивационную, когнитивную, эмоционально-оценочную, регулятивную составляющие, которая имеет динамичный вектор саморазвития и определяет траекторию развертывания процесса включения в профессиональное поле взаимодействия наставника и наставляемого (менти).

Психологическая готовность студентов педагогических вузов к наставнической деятельности, поддерживается сформированными личностными и профессиональными наставническими качествами. Отечественные и зарубежные исследователи выделяют достаточно обширную вариативность наставнических качеств для эффективного осуществления наставнической деятельности. Системный анализ перечисленных характеристик позволил выделить базовые качества, необходимые для успешной наставнической деятельности. К ним относятся: мотивация аффилиации; эмпатичность, эмоциональный интеллект, эмоциональная стабильность; адекватная самооценка; интернальный локус контроля; морально-этическая ответственность; выраженность коммуникативных навыков; абнотивность; гибкость мышления; творческая активность; педагогическая рефлексивность.

Литература:

1. Ананьев, Б.Г. Человек как предмет познания / Б.Г. Ананьев. - Москва: Просвещение, 2013. - 288 с.

2. Асмолов, А.Г. Вызовы современности и перспективы профессионального роста в мире образования / А.Г. Асмолов // Образовательная панорама. -2016. -№ 1(5). - С. 6-8

3. Бизяева, A.A. Рефлексивное мышление учителя как путь обретения профессиональной и личностной зрелости / A.A. Бизяева // Психолого-педагогические условия формирования социально зрелой личности : Материалы международной научно-практической конференции. 125-летию С.Л. Рубинштейна посвящается, Псков, 24-25 апреля 2014 года. - Псков: Псковский государственный университет, 2014. - С. 112-121

4. Божович, Л.И. Проблемы формирования личности / Л.И. Божович. - Москва: Институт практической психологии, Воронеж: НПО «МОДЭК», 1995. - 352 с.

5. Бозаджиев, В.Л. К вопросу о психологической готовности к профессиональной деятельности / В.Л. Бозаджиев // Международный журнал экспериментального образования. -2010. -№ 7. - С. 98-99

6. Выготский, Л.С. Педагогическая психология / Л.С. Выготский; под ред. В.В. Давыдова. - Москва: Педагогика, 1991.-480 с.

7. Деркач, A.A. Теоретические основы психологической готовности студентов - будущих психологов к профессиональной деятельности / A.A. Деркач, Д.А. Водопьянов // Акмеология. - 2017. - № 2(62). - С. 7-13

8. Жукова, В.Ф. Психолого-педагогический анализ категории «психологическая готовность» / В.Ф. Жукова // Известия Томского политехнического университета. -2012. - № 6. - С. 117-121

9. Ильин, Е.П. Психология для педагогов / Е.П. Ильин. - СПб.: Питер, 2012. - 640 с.

10. Кашапов, М.М. Абнотивность как ресурсное качество в структуре педагогического мышления / М.М. Кашапов // Психологическая безопасность образовательной среды: материалы IV Междунар. научн.-практ. конф. - Нижний Новгород: Нижегородский государственный лингвистический университет им. H.A. Добролюбова, 2021. - С. 127-136

11. Круглова, ИВ. Наставничество в профессиональной компетентности подростков / И.В. Круглова // Педагогическое образование и науки. - 2007. - № 1. - С. 25-27

12. Леонтьев, Д.А. Самоактуализация как движущая сила личностного развития: Историко-критический анализ / Д.А. Леонтьев // Современная психология мотивации. - М.: Смысл, 2002. - 363 с.

13. Миронова, М.Н. Личностно-смысловые детерминанты развития профессионализма педагога: диссертация ... канд. психол. наук: 19.00.07 / Миронова Марина Николаевна. - Москва, 2002. - 227 с.

14. Рубинштейн, С.Л. Бытие и сознание. Человек и мир / С.Л. Рубинштейн. - СПб.: Питер, 2003. - 508 с.

15. Столяренко, A.M. Психологические и педагогические основания профессионально-личностного ориентированного высшего образования / A.M. Столяренко // Вестник Академии права и управления. - 2010. - № 19. - С. 140-142

16. Трофимова, Н.Б. Развитие эмоционального интеллекта будущих педагогов как условия успешности профессиональной деятельности / Н.Б. Трофимова, Г.В. Орлова // Известия Воронежского государственного педагогического университета. - 2023. - № 2(299). - С. 41-47

17. Schunk, D.H. Toward a Conceptual Model of Mentoring Research: Integration with Self-Regulated Learning / D.H. Schunk, C.A. Mullen // Educational Psychology Review. -2013. - T. 25. - № 3,- P. 361-389

Психология

УДК 159.99

старший преподаватель Портнягина Анастасия Михайловна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования

«Сибирский государственный университет науки и технологий имени академика М.Ф. Решетнева» (г. Красноярск)

ФОРМИРОВАНИЕ НАУЧНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ТРЕКА КАК УСЛОВИЕ РАЗВИТИЯ РЕФЛЕКСИВНОЙ

КУЛЬТУРЫ БУДУЩЕГО УЧЕНОГО

Аннотация. Характерной особенностью модернизации системы научных исследований становятся более высокие новые требования к личности ученого и к его научным компетенциям. В современных условиях подготовки к научной деятельности акцент делается на компетентностном подходе. Углубление рефлексивной культуры научного познания приводит к качественным изменениям в понимании природы научно-исследовательской деятельности, ее структуры, методов и способов научного исследования. Таким образом, становится интересным компетентностная модель личности ученого и условия ее формирования и развития. Развитие личности будущего ученого, его готовности к самообразованию, самовоспитанию и саморазвитию является одной из приоритетных целей современного научного сообщества. В статье рассматриваются условия формирование научно-образовательного трека, его влияние на процесс развития компетенций. Представлены условия разработки индивидуального образовательного маршрута. За основу развития рефлексивной культуры взята цикличная модель обучения Д. Колба. Модель позволяет определить ведущего стиля научной деятельности, под который подбираются образовательные задачи Избранная исследовательская стратегия предполагает рассмотрение формирования научно-образовательного трека, который выступает условием развития рефлексивной культуры ученого. Ключевые слова: научные компетенции, рефлексивная культура, научно-образовательный трек.

Annotation. A characteristic feature of the modernization of the system of scientific research is the higher new requirements for the personality of a scientist and for his scientific competencies. In modern conditions of preparation for scientific activity, the emphasis is on a competency approach. The deepening of the reflective culture of scientific knowledge leads to qualitative changes in the understanding of the nature of research activities, its structure, methods and methods of scientific research. Thus, the competence

model of the scientist's personality and the conditions for its formation and development become interesting. The development of the personality of the future scientist, his readiness for self-education, self-education and self-development is one of the priority goals of the modern scientific community. The article discusses the conditions for the formation of a scientific and educational track, its impact on the process of developing competencies. The conditions for the development of an individual educational route are presented. The cyclical learning model of D. Kolb was taken as the basis for the development of reflective culture. The model allows you to determine the leading style of scientific activity, under which educational tasks are selected. The chosen research strategy involves considering the formation of a scientific and educational track, which is a condition for the development of a scientist's reflective culture.

Key words: scientific competencies, reflective culture, scientific and educational track.

Введение. Актуальность развития научных компетенций будущих ученых, исследователей во время обучения в аспирантуре подтверждается существующими трендами в научном сообществе, высокими требованиями к составу надпрофессиональных компетенций. При этом, дефицит необходимых научных компетенций влечет за собой низкий уровень исследовательской деятельности. Очевидно, что попытки поиска универсального научного метода, «философского камня», способного восполнить дефицит не существует. Возможным в рамках области научного знания одним из инструментов нивелирования данной проблемы выступает интегрированное научно-образовательное пространство, направленное на формирование и развитие научных компетенций.

К научным компетенциям следует относить такие компетенции как умение общаться (коммуникативная культура ученого), адекватно оценивать себя (рефлексивная культура), планировать и контролировать свою научно-исследовательскую деятельность [7]. В данном научном исследовании за ключевую компетентность мы берем рефлексивную культуру ученого.

Еще Платон и Сократ в своих работах говорили о самопознании, самоопределении и анализе собственных поступков. Самого понятия «рефлексия» тогда еще не было - этот термин появился позднее от латинского «reflexio» - «обращение назад» (подразумевает, что человек оценивает себя и свои действия в прошлом). Платон считал, что размышления о себе самом, о своей личности является единственным способом развития и самосовершенствования - именно так толковалось понятие рефлексии у философов.

Позже данный термин появляется и в психологии. Ключевым отличием является практичный подход психологии, в котором рефлексия трактуется как способ к самопознанию с целью оценки своего мышления и направления его в нужное русло для реализации своих возможностей и достижения успеха.

Рефлексия подразумевает собой самоанализ человеком себя и своих поступков, их соответствия общепринятым нормам и моральным ценностям. Оценивая свое поведение, человек подходят к определению своего «Я», склонностей и особенностей личности, сильных и слабых сторон, а также видит проблемы, на которые стоит обратить внимание [3].

При этом рефлексивную культуру ученого, как правило, выделяют как ключевую компетенцию. С точки зрения философии всю рефлексию можно рассматривать как исследовательскую рефлексию. Обусловлено это тем, что ее определяют, как особый принцип человеческого мышления, направленного на предметное осмысление самого знания, критический анализ его содержательного аспекта, в том числе методов познания.

У Г.П. Щедровицкого рефлексивная культура как философская категория означает процесс размышления человека о происходящем в его собственном сознании, осмыслении содержания собственного самосознания, принцип мышления, форму теоретической деятельности [8]. Опираясь на суждения A.A. Митюшина, констатируем, что рефлексия как мышление, направляет человека на осмысление и осознание личностных форма, также критический анализ методов познания, деятельность самопознания, раскрывающая внутреннее строение и специфику духовного мира личности [6]. Такое понимание рефлексии представляет собой результат непрерывных смысловых, в том числе научно-исследовательских, преобразований.

В.А. Сластенин рефлексивную культуру рассматривает как системообразующий фактор профессионализма, в структуре которого выделяет следующие составляющие: стратегии и способы осознания и переосмысления личностного опыта и профессиональной деятельности; решение профессиональных задач и преодоление проблемно-конфликтных ситуаций; сознательный анализ профессиональной деятельности на основе мотивов и диспозиций; построение собственной системы смыслов; открытость профессиональному творчеству; стремление к самореализации своих научно-исследовательских намерений [5].

Важно отметить, что в момент, когда существующие методы не способны решить сформулированную научную проблему, то происходит интенсивное изучение истории и методологии науки для выработки новых научных методов. И как раз в данный момент срабатывает рефлексивная культура ученого, которая и ведет его к развитию новой научной методологии, новому научному открытию. Как отмечает С.А. Лебедев, наблюдается некоторый парадокс: создатели новой методологии менее известны, чем те ученые, которые ее применяли в своих научных исследованиях [4]. Также, ученый отмечает, что сама природа метода научного познания определяется не только его объектом, но и тем, на каком уровне рефлексивной культуры ученый взаимодействует с изучаемыми объектами.

Д. Локк сформулировал понятие о рефлексии, которое близко к современной его трактовке. Он определяет ее как элемент сознания, то, чем занят разум в процессе мышления. Нам представляется интересным, что Д. Локк осуществляет исследование рефлексии в контексте происхождения и источников научной идеи.

Таким образом, моделирование научного профиля ученого обуславливает определение уровня сформированности необходимых научных компетенций с целью развития ключевых компетенций, необходимых для повышения производительности научной деятельности.

Формирование научно-образовательного трека и его влияние на процесс развития компетенций возможно при условии создания системы специальных условий:

- особые механизмы научно-образовательного трека;

- использование специальной методики формирования научно-образовательного трека;

- сопровождение процесса формирования и реализации научно-образовательного трека.

Данные условия позволят актуализировать вопросы для будущего ученого, например, такого формата как: Кто он: начинающий научный исследователь? Зачем и для чего пришёл в конкретную научную область? Как создать наилучшие условия для максимального раскрытия научного потенциала? К каким научным открытиям я стремлюсь? Что даст обществу продукт моего научного открытия?

Изложение основного материала статьи. В основе исследования используется теоретический анализ психологической, философской и педагогической литературы по исследуемой проблеме; моделирование условий развития рефлексивной культуры; анкетирование, интервью; выделена специфика научно-исследовательского трека, включающая

разработку исследовательских задач для проектирования индивидуальных образовательных маршрутов развития дефицитных научных компетенций.

Методика формирования научно-образовательного трека:

1. Организация диагностики личностного профиля ученого.

2. Сопоставление собственного профиля ученого с желаемым научным профилем.

3. Анализ дефицита научных компетенций.

4. Анализ ученым собственного профессионального научно-исследовательского опыта, показателей научной деятельности, с учетом рефлексивной культуры.

5. Разработка индивидуального исследовательского маршрута.

6. Анализ (оценка) результатов развития рефлексивной культуры.

Данный процесс является цикличным и непрерывным.

В рамках данного исследования научных компетенций используются доя обозначения интегрированных характеристик качества личности ученого, необходимых для эффективной научной деятельности.

В основе развития рефлексивной культуры заложен акмеологический подход с учетом принципов обучения взрослых, основанный на представлении о личности ученого как самостоятельном, активном субъекте научно-исследовательской деятельности, ориентированным на саморазвитие. Ученый, с точки зрения акмеологического подхода, может достичь вершины научных открытий в исследовательской деятельности в условиях качественно организованного научно-образовательного трека, включающего в себя переработку сложной информации в форме профессионального и социально-личностного научного познания.

Важно признавать ведущую роль ученого как субъекта научной деятельности в свободе выбора им содержания, форм и методов (технологий) научного исследования. Также необходима организация свободной исследовательской среды, в которой реализуются индивидуальные научные траектории с помощью рефлексивной культуры. В результате в процессе научного поиска происходит изменение представлений ученого о своих научных компетенциях.

В основу развития рефлексивной культуры ученого может быть заложена цикличная модель, разработанная в 1984 году Д. Колбом [10]. Автор модели исходит из предположения, что взрослые учатся через осознанную деятельность и мышление одним из четырех способов, исходя из этого разработал повторяющийся цикл, необходимый для приобретения надпрофессиональных и профессиональных компетенций (Рис. 1):

- конкретный опыт - получение результата действия;

- рефлексивное наблюдение - размышление над опытом;

- теоретические концепции с помощью абстрактной концептуализации;

- применение на практике - активная экспериментальная проверка.

Согласно концепции Д. Колба, полноценное научное знание формируется только после прохождения всех четырёх этапов. В его концепции процесс познания цикличен и непрерывен. Сторонники этой научной идее Хони и Мамфорд идентифицировали 4 варианта (стиля) предпочтений в обучении, соответствующих стадиям по Колбу [9]:

- активист - начинает с получения конкретного опыта, совершение действия;

- мыслитель - начинает с размышлений, мыслительное отражение действия;

- теоретик - начинает с анализа существующих подходов, осмысление полученного опыта;

- прагматик - начинают с осознания того, как это скажется на них, применение нового образа действия, приобретение опыта.

Рисунок 1. Цикличная модель обучения

По мнению авторов этой модели, процесс обучения может начаться на любой стадии и представляет собою бесконечную спираль. При определении ведущего стиля деятельности подбираются образовательные задачи, которые соответствуют конкретному циклу конкретный стиль обучения:

- конкретный опыт начинается с совершения действия и получения результата, что соответствует активному стилю обучения - подбираются задачи на анализ существующего опыта профессиональной деятельности. Д. Локк трактовал действие этого алгоритма с следующей последовательности: во-первых, ученый, приобретая чувственный опыт, наблюдает

за собой и получает идеи первого порядка; во-вторых приобретая идеи первого порядка в качестве своих новых научных элементов, человек сознательно начинает оперировать ими (анализировать, синтезировать и т. п.), при этом уже получая идеи второго порядка;

- рефлексивное наблюдение как размышление над опытом проявляется через мыслительное отражение действия -подбираются задачи на осмысление, осознание; Д. Локк заложил основу развития научных представлений о рефлексии в психологическом знании, тем самым определив, что человек сам управляет своим сознанием, опираясь на личный опыт, который получает в результате внешнего воздействия и личностной рефлексивной культуры;

- формирование теоретических концепций с помощью анализа и осмысления полученного опыта - подбираются задачи на изучение теоретических концепций;

- апробация на практике как активная экспериментальная проверка, применение нового образа действия и приобретение опыта - подбираются задачи на практические действия, реализацию в научной деятельности.

Следует отметить, что современные психологические исследования профессионализма ученых свидетельствуют о корреляции рефлексивной организации научной деятельности и рефлексивной культуры ученого [2]. В следствии чего происходит активизация рефлекса научного потенциала личности ученого, переосмысление научного опыта, а также повышение готовности к творчеству, расширение потенциального поля рефлексивной культуры в научной деятельности.

Выводы. Следует отметить, что рефлексия всегда присутствует в деятельности ученого. При этом она соотносится к осмыслению конкретной научной работы в контексте личностных жизненных целей. Также она относится и к оценке научного взаимодействия в собственной внутренней, духовной жизни, осмыслению того наследия, открытия, который оставит будущий ученый и исследователь. Это инициирует размышления о понимании собственного предназначения в науке, о мере личностной научной ответственности, научных амбициях. И в данных категориях это воспринимается внутренняя ревизия ученого.

Разработка индивидуального образовательного маршрута с учетом содержания, форм и методов обучения, является наиболее наукоемкой задачей стоящей перед исследователями в данной области.

Переход с каждого этапа цикла обучения фиксируется новым содержанием научно-образовательного трека и продолжается в процессе всего профессионального развития ученого.

Результат:

- сформированное у ученого представления о его личном способе деятельности и реальным содержанием поставленных профессиональных задач. Происходит синхронизация ценностей ученого с ценностями научной системы (аксиологический подход);

- формирование системы технологий для активного поиска новых смыслов научной деятельности;

- развитие вовлеченности (самомотивации) ученого в научно-исследовательский процесс;

- создание собственной системы для развития научных компетенций.

Компетентностный профиль ученого и его научно-исследовательская эффективность проявляется в возможности достижения позитивных, а также избежание отрицательных изменений показателей научной деятельности. К числу позитивных результатов можно отнести создание определенной степени самостоятельности в определении научной методики выполнения исследования, повышение интенсивности научной деятельности, и как результат готового продукта.

Литература:

1. Батенева, Е.В. Рефлексия как предмет исследования: социально-философский и педагогический аспекты / Е.В. Батенева // Философия образования. - 2019. - Т. 19, № 3. - С. 31-45

2. Деркач, A.A. Акмеология: личностное и профессиональное развитие человека: методолого-прикладные основы акмеологических исследований / A.A. Деркач. -М., 2000. - С. 391.

3. Каяшева, О.И. Личностная рефлексия как условие самопонимания студентов вуза / О.И. Каяшева // Вестник университета. -2015. - №. 12. - С. 326-328

4. Лебедев, С.А. Методологические традиции и методологическая культура ученого / С.А. Лебедев // Гуманитарный вестник. - 2021. - №6.

5. Сластёнин, В.А. Введение в педагогическую аксиологию / В.А. Сластёнин, Г.И. Чижикова. - М.: Академия, 2003. - 185 с.

6. Философский словарь / Под ред. Т.П. Фролова. - М.: Республика, 2001. - 719 с.

7. Шмачилина, C.B. Значение рефлексии в формировании исследовательской культуры / C.B. Шмачилина // Психопедагогика в правоохранительных органах. - 2009. - №3 (38). - С. 58.

8. Щедровицкий, Г.П. Мышление. Понимание. Рефлексия / Г.П. Щедровицкий. - М.: Наследие ММК, 2005. - 798 с. -URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=20082058

9. Honey, P. The Manual of Learning Styles / P. Honey. - Maidenhead Peter Henry Publications, 1992.

10. Kolb, A.Y. The Learning Way: Metacognitive Aspects of Experiential Learning / A.Y. Kolb H Simulation & Gaming. -2009. - V. 40. -№ 3. - P. 297-327

Психология

УДК 159.522.8

аспирант кафедры психологии и социальной педагогики Сапаров Алексей Александрович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Чувашский государственный педагогический университет имени И.Я. Яковлева» (г. Чебоксары)

ПОДРОСТКОВЫЙ ВОЗРАСТ: ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО СТАТУСА

Аннотация. Статья посвящена социально-психологической характеристике подросткового возраста. Психолого-педагогическая характеристика детей подросткового возраста предполагает рефлексию трёх слоёв их деятельности -мышления, коммуникации и кооперации и самосознания; их описание представлено в статье. Отмечается, что мышление детей подросткового возраста также становится более социальным: подростки активно начинают воспринимать идеи социальных ролей, субординации, воспринимают новые для них нормы коммуникации. Адаптация подростка к школьному обучению, применительно к особенностям его мышления в подростковом возрасте, выражается в первую очередь в том, что изменяются единицы мышления ребёнка: изначально будучи образным и символичным, предметно-ориентированным, таковое приобретает черты абстрактного. В первую очередь это выражается в освоении подростками абстрактных математических понятий (например, функции, степени, производной), в замещении предметов абстракциями. Аргументируется, что в рамках социализации нивелируется эгоцентрическое начало прежнего детского мышления, что, в

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.