Научная статья на тему 'ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ГОТОВНОСТЬ СТУДЕНТОВ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ВУЗОВ К НАСТАВНИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ'

ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ГОТОВНОСТЬ СТУДЕНТОВ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ВУЗОВ К НАСТАВНИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
наставничество / наставник / психологическая готовность к наставнической деятельности / студенты педагогических вузов / mentoring / mentor / psychological readiness for mentoring activity / students of pedagogical universities

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Поленякин Илья Валерьевич

В статье исследуется проблема психологической готовности студентов педагогических вузов к наставнической деятельности. Психологическая готовность личности к осуществлению профессиональной деятельности рассматривается, как интегративное личностное образование, представленное в когнитивном, эмоционально-оценочном и поведенческом аспектах человека. Делается анализ данного понятия с позиции личностно-деятельностного подхода. Наставническая деятельность является одним из вариантов профессиональной деятельности, поэтому имеет и общие структурные составляющие данного процесса, и свои специфические особенности. Мотивационная составляющая включает готовность будущих педагогов стать наставниками. Эмоционально-оценочный компонент связан с позитивным отношением к наставнической деятельности, добровольным включением в данный процесс. Когнитивная составляющая психологической готовности включает в себя абнотивность, гибкость мышления, творческую активность. Психологическая готовность студентов педагогических вузов к наставнической деятельности, поддерживается сформированными личностными и профессиональными наставническими качествами. Необходимо целенаправленное формирование психологической готовности студентов педагогических вузов к наставнической деятельности в образовательном пространстве педагогического вуза.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article investigates the problem of psychological readiness of students of pedagogical universities to mentoring activity. Psychological readiness of a person to carry out professional activity is considered as an integrative personal formation represented in cognitive, emotional-evaluative and behavioural aspects of a person. This concept is analysed from the position of personal-activity approach. Mentoring activity is one of the variants of professional activity, so it has both general structural components of this process and its specific features. The motivational component includes the readiness of future teachers to become mentors. Emotional and evaluative component is associated with a positive attitude to mentoring activity, voluntary inclusion in this process. The cognitive component of psychological readiness includes abnegativity, flexibility of thinking, creative activity. Psychological readiness of students of pedagogical universities to mentoring activity is supported by formed personal and professional mentoring qualities. It is necessary to purposefully form psychological readiness of students of pedagogical universities to mentoring activity in the educational space of pedagogical university.

Текст научной работы на тему «ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ГОТОВНОСТЬ СТУДЕНТОВ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ВУЗОВ К НАСТАВНИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ»

2. Гурко, Т.А. Брак и родительство в России / Т.А. Гурко. - Москва.: Ин-т социологии РАН, 2008. - 325 с.

3. Гурко, Т.А. Новые семейные формы: тенденции распространения и понятия / Т.А. Гурко // Социологические исследования. - 2017. - № 11. - С. 99-110

4. Детство и общество / Э.Г. Эриксон; Перевод, науч. ред. [и примеч.] A.A. Алексеева. - Санкт-Петербург: Психол. центр «Ленато»; Балашиха: Фонд «Унив. кн.», 1996. - 589 с.

5. Дружинин, В.Н. Психология семьи / В.Н. Дружинин. - Санкт-Петербург: Питер, 2008. - 176 с.

6. Кон, И.С. Этнография родительства / И.С. Кон. - Москва: Высшая школа, 2001. - 196 с.

7. Овчарова, Р.В. Исследование психологической готовности юношей к отцовству / Р.В. Овчарова, Н.А Демчук // Вестник Курганского государственного университета. - 2006. - №2 (6). - С. 68-72

8. Синягина, Н.Ю. Современная молодая семья: взрослые и дети / Н.Ю. Синягина. - Санкт-Петербург: КАРО, 2007.-205 с.

9. Современная семья: образование и развитие ребенка: учебно-практическое пособие / Под ред. В.Э. Фтенакиса. -Москва: Нац. образование, 2019. - 83 с.

10 Филиппова, Г.Г. Материнство: сравнительно-психологический подход / Г.Г. Филиппова // Психологический журнал. - 1999.-№ 5.-С. 82-87

Психология

УДК 37.015.32

ассистент, аспирант Поленякин Илья Валерьевич

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Воронежский государственный педагогический университет» (г. Воронеж)

ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ГОТОВНОСТЬ СТУДЕНТОВ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ВУЗОВ К НАСТАВНИЧЕСКОЙ

ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Аннотация. В статье исследуется проблема психологической готовности студентов педагогических вузов к наставнической деятельности. Психологическая готовность личности к осуществлению профессиональной деятельности рассматривается, как интегративное личностное образование, представленное в когнитивном, эмоционально-оценочном и поведенческом аспектах человека. Делается анализ данного понятия с позиции личностно-деятельностного подхода. Наставническая деятельность является одним из вариантов профессиональной деятельности, поэтому имеет и общие структурные составляющие данного процесса, и свои специфические особенности. Мотивационная составляющая включает готовность будущих педагогов стать наставниками. Эмоционально-оценочный компонент связан с позитивным отношением к наставнической деятельности, добровольным включением в данный процесс. Когнитивная составляющая психологической готовности включает в себя - абнотивность, гибкость мышления, творческую активность. Психологическая готовность студентов педагогических вузов к наставнической деятельности, поддерживается сформированными личностными и профессиональными наставническими качествами. Необходимо целенаправленное формирование психологической готовности студентов педагогических вузов к наставнической деятельности в образовательном пространстве педагогического вуза.

Ключевые слова: наставничество, наставник, психологическая готовность к наставнической деятельности, студенты педагогических вузов.

Annotation. The article investigates the problem of psychological readiness of students of pedagogical universities to mentoring activity. Psychological readiness of a person to carry out professional activity is considered as an integrative personal formation represented in cognitive, emotional-evaluative and behavioural aspects of a person. This concept is analysed from the position of personal-activity approach. Mentoring activity is one of the variants of professional activity, so it has both general structural components of this process and its specific features. The motivational component includes the readiness of future teachers to become mentors. Bmotional and evaluative component is associated with a positive attitude to mentoring activity, voluntary inclusion in this process. The cognitive component of psychological readiness includes - abnegativity, flexibility of thinking, creative activity. Psychological readiness of students of pedagogical universities to mentoring activity is supported by formed personal and professional mentoring qualities. It is necessary to purposefully form psychological readiness of students of pedagogical universities to mentoring activity in the educational space of pedagogical university.

Key words: mentoring, mentor, psychological readiness for mentoring activity, students of pedagogical universities.

Введение. Масштабные экономические и социокультурные изменения в современном обществе, динамично стимулируют формат требований, предъявляемых к будущим специалистам-профессионалам. Личность, ориентированная на построение успешного профессионального маршрута, полноценную реализацию индивидуальных ресурсов должна быть не только компетентна в избранной специальности, но обладать навыками реализационного блока действования.

Студенты вузов будущие педагоги, постигая азы профессии, нацеливаются на развитие универсальных навыков, позволяющих формировать эффективную образовательную траекторию обучающихся, как нормотипичных, так и с особыми образовательными потребностями.

Одной из эффективных стратегий взаимодействия с обучающимися (всех категорий образовательных потребностей) является наставничество, как система недирективных отношений передачи нового опыта, знаний, мотивирующих личность на саморазвитие и полноценную реализацию индивидуального потенциала. Минпросвещением России была разработана целевая модель наставничества обучающихся в системе образования. Целью ее внедрения является максимально полное раскрытие потенциала личности наставляемого. Однако внедрение данной модели в школе невозможно без целенаправленной подготовки к наставничеству студентов педагогических вузов, а это предполагает, в свою очередь, формирование у будущих педагогов психологической готовности к наставнической деятельности.

Изложение основного материала статьи. В современной научной практике проблему готовности студентов к осуществлению профессиональной деятельности рассматривают достаточно широко. Первичные системные обращение ученых к данной проблеме относятся к середине XX века, когда появились исследования B.C. Ильина, Б.Ф. Райского, В.В. Серикова и др., касающиеся значимости профессиональной подготовки личности к трудовой деятельности. Основным вектором данных исследований явилась научная аргументация потребности в рефлексии эффективных стратегий достижения профессионального мастерства, рисков несоответствия личности, избранной профессиональной стезе, поиску путей оптимизации индивидуальных ресурсов будущих специалистов [9].

В научной практике трактовка понятия готовность личности достаточно вариативна, выделяют временную (ситуативную) и долгосрочную (устойчивую) психологическую готовность (М.И. Дьяченко, Л.В. Кандыбович, В.А. Крутецкий, Ю.В. Сысоев, В.П. Попов, А.Ц. Пуни и др.); функционально ориентированную и личностно-ориентированную (А.Г. Асмолов, Р.Г. Гурова, М.А. Дмитриева, Д.А. Леонтьева, и др.). Понимание данного феномена, безусловно, отражает аспект области исследовательских действий ученых и имеет вариативный аспект трактовок.

Исследователи в области педагогической психологии и психологии личности, указывали на то, что понятие «готовность» личности представляет собой длительный конструкт устойчивого психического состояния (Б.Г. Ананьев, Л.С. Рубинштейн, К.К. Платонов, В.А. Крутецкий, A.A. Деркач, Л.А. Кандыбович, К.А. Маркова, В.А. Сластенин и др.). Данный феномен рассматривается большинством ученых, как первичный акт вхождения в профессиональную деятельность, подкрепляемый осознанностью, важностью желаемого результата, оправданностью предпринимаемых действий.

В психолого-педагогических исследованиях феномен готовности осуществление профессиональной деятельности рассматривается большинством ученых, как интегративное личностное образование, представленное в мотивационном, когнитивном, эмоционально-оценочном и поведенческом аспектах человека. Исследователи отмечают многослойность данного состояния личности и его динамическую структуру. Вектор изучения данного феномена находится в фокусе проблемы целостного развития личности (Б.Г. Ананьев, Л.С. Выготский, Л.С. Рубинштейн, A.A. Деркач, К.А. Маркова, К.К. Платонов, Н.Д. Левитов, В.А. Сластенин и др.). Наиболее активно, проблема психологической готовности личности к профессиональной деятельности, рассматривается учеными в векторе личностно-ориентированного, личностно-деятельностного, системного подходов.

В частности, в исследовании Б.Г. Ананьева отмечается, что готовность, как состояние субъекта деятельности, сопряжено с устойчивыми психическими особенностями восприятия индивидуальных ресурсов, условий, осуществления намерений и значимости желаемого результата интеракций [1].

В исследовании В.Л. Бозаджиева можно обнаружить сходную точку зрения, касающуюся психологической готовности личности к профессиональной деятельности. Автор указывал, что, в этом ключе, готовность отражает субъективное состояние личности, которая осознает достаточный уровень компетентности и ресурсов для выполнения задуманного плана профессиональных действий [5].

Исследователи отмечают, что взрослеющая личность на этапе самоопределения (жизненного, личного, социального, профессионального) осуществляет выраженную рефлексию не только индивидуальных ресурсов, но и, имеющегося опыта, системы ожиданий (Л.С. Выготский, Л.И. Божович, A.A. Бизяева, М.Н. Миронова и др.) [6,4, 3, 13].

В исследовании A.A. Бизяевой отмечается, что готовность личности осуществлять профессиональную деятельность, как активность и нацеленность личности сопряжена с ситуативной мобилизацией ресурсов, подкрепленной значимостью предстоящих интеракций и рефлексией прогнозируемых эффектов. Автор указывает, что своевременный мониторинг актуального состояния готовности к профессиональной деятельности снижает риски выборов неконструктивных стратегий [3].

В этой связи, на наш взгляд, рефлексия, как соотнесение субъективных представлений, касающихся задуманных профессиональных планов и реальных обстоятельств, в которых они должны реализовываться, позволяет личности выступать эффективным субъектом профессиональных взаимодействий. Мы считаем, что осознанное принятие значимости перспективных действий, с опорой на реалистичную оценку собственных ресурсов и бытийной ситуации определяет общий контур психологической готовности личности к профессиональной деятельности.

Сходную точку зрения можно обнаружить в исследовании Д.А. Леонтьева, в котором автор отмечает значимость самоактуализации для личностного развития. Исследователь указывает на то, что самоактуализация маркирует психологическую готовность личности, укрепляет целеустремленность и выступает индикатором ее выраженности [12].

Можно с уверенностью утверждать, что взаимосвязь личностно-значимых характеристик и профессиональных качеств выступают основанием для построения личностью конструкта осознанного настроя на выполнение профессиональных задач. Мы вслед за А.Г. Асмоловым считаем, что подобная связь может маркироваться, как динамический (саморазвивающийся) ресурс личности и определять сущностное наполнение психологической готовности, нацеленной активности на реализацию профессиональной деятельности [2].

Изучение проблемы психологической готовности личности к профессиональной деятельности в рамках личностно-деятельностного подхода представлено в трудах С.Л. Рубинштейна, А.Н. Леонтьева, A.A. Деркач, Г.А. Климова, В.А. Крутецкого, К.К. Платонова и др.

В исследовании С.Л. Рубинштейна, указывается на то, что реализация деятельности сопряжена с активной мотивацией на акты интеракции, в основе которой находится готовность личности [14]. Ученый отмечал, что процесс формирования психологической готовности к реализации задач профессиональной деятельности основывается на логике построения в сознании личности предикторов целеполагания: цели, задач, выбора средств достижения, оценочных критериев результативности. Это позволяет личности сохранять устойчивость готовности кдействованию.

Исследователи отмечают, что психологическая готовность личности к осуществлению деятельности базируется на сформированности особого контура личностных качеств, свойств, характеристик, выступающих триггерами дальнейшей перспективной деятельной активности личности и, ее нацеленности на результативные интеракции.

Следует отметить, что деятельностный аспект в структуре готовности личности к профессиональной деятельности представляет собой формат активного предъявления миру своих потенциальных возможностей и устремлений. Фактически, речь идет о том, что конструкт понимания (познавательный аспект), побуждения (мотивационный аспект), саморегуляции (волевой аспект) сопряжен с функционированием психомоторных и психических явлений в структуре психологической готовности личности к осуществлению профессиональной деятельности (A.A. Деркач, В.Ф. Жукова, A.M. Столяренко и др.) [7, 8, 15].

Таким образом, можно резюмировать, что феномен «психологическая готовность личности на осуществление профессиональной деятельности» представляет собой многослойное образование, включающее в себя мотивационную, когнитивную, эмоционально-оценочную, регулятивную составляющие, которая имеет динамичный вектор саморазвития и определяет траекторию развертывания процесса включения в профессиональное поле взаимодействия.

Наставническая деятельность является одним из вариантов профессиональной деятельности, поэтому имеет те же структурные составляющие данного процесса. Однако, на наш взгляд, необходимо включить в характерологическую основу специфические особенности, связанные с пластом взаимодействия педагога-наставника (ментора) с наставляемым (менти).

В первую очередь, речь идет о мотивационной составляющей психологической готовности личности на осуществление наставнической деятельности с позиции наставника. Как показывает практика, студенты педагогических вузов и новички-педагоги имеют диффузное представление о возможных трудностях контактирования в формате наставнического взаимодействия с наставляемым-менти. Причем, нацеленность на данное взаимодействие может быть недостаточно выраженно. Это обстоятельство сопряжено с тем, что молодые люди (студенческая молодежь и новички-педагоги) не имеют

достаточного наставнического опыта работы в надситуативном формате «эвристического реагирования». В исследовании А.Г. Асмолова данный аргумент отмечается, как динамический ресурс личности [2].

На наш взгляд, эвристическое реагирование, основанное на динамическом ресурсе личности, способствует построению успешной траектории образовательного маршрута в системе «наставник-менти», создания коэволюционных взаимодействий, в которых обратная связь подкрепляет активность субъектов к диалогу, рефлексии контента отношений. Подкрепляющим фактором, возможной перманентной активации эвристического реагирования выступает, вне всякого сомнения, устойчивая ориентация наставника (студента, молодого педагога) на саморазвитие, расширение поля познавательной активности, обретения новых компетенций.

Мы считаем, что стимуляция к активной деятельности сопряжена с отрефлексированного в сознании понимая значимости дальнейших интеракций, покрепленных осознанным, ответственным отношением к выбору перспективных действий. Это обстоятельство связано с развитой антиципационной состоятельностью личности педагога-наставника, возможностью сформировать объективный прогноз эффектов реализации избранных стратегий в профессиональном поле.

Кроме того, на наш взгляд, мотивационная составляющая психологической готовности студентов педагогических вузов на осуществление наставнической деятельности с обучающимися коррелирует с готовностью принять собственные ресурсные и нересурсные зоны, а также выраженность и конструктивность совладания с ситуацией трудностей. Вне всякого сомнения, речь идет о подкрепляющем воздействии адекватного самооценивания, стрессоустойчивости, гармоничном принятии собственного «Я» и инаковости других.

Важным предиктором психологической готовности к наставнической деятельности, на наш взгляд, выступает также эмоционально-оценочный аспект будущих действий со стороны наставника (студента, молодого педагога). Сам факт позитивного отношения к избранному формату профессиональной деятельности сопряжен с осознанием ответственности, связанной с получением эмоционального удовлетворения от ожидания результативности взаимодействия. В этой связи, следует отметить, что развертывание творческой активности в процессе наставничества, возможно в ситуации выраженного подкрепления позиции наставника (студента, молодого педагога) индивидуальным стремлением к успешности, обретением личностной значимости, потребности патернального взаимодействия с менти.

Мы считаем, что эмоционально-оценочный компонент психологической готовности на осуществление наставнической деятельности взаимосвязан с важным показателем процесса наставничества - добровольностью включения в данный процесс. Это обстоятельство позволяет субъектам процесса изначально не испытывать сложности с проблемой психологического сопротивления конструкту взаимодействия и воспринимать информационный поток в доверительном, развивающем поле контактирования.

Обоснованием данной идеи выступает исследование И.В. Кругловой, в котором отмечается, что эффективность наставничества сопряжена с принятием менти (обучающегося) добровольного решения о данном формате взаимодействия [11].

Близкую точку зрения можно обнаружить в исследовании Д.Х. Шунк, К.А. Маллен, в котором авторы отмечают, что общение в недирективном, взаимоободряющем формате, стимулирует потребность в расширении поля познавательной активности у менти и подкрепляет осознание конструктивности избранной стратегии у наставника [17].

Н.Б. Трофимова и Г.В. Орлова показали значимость эмоциональных способностей в структуре личности будущего педагога [16]. Ими была разработана и внедрена модель развития эмоционального интеллекта будущих педагогов. Исследователи пришли к выводу о том, что «...необходимо создать психолого-педагогические условия для его развития с опорой на будущую профессиональную деятельность» [16, С. 45].

Особенностью когнитивной составляющей психологической готовности личности на осуществление наставнической деятельности состоит в том, что выраженным вектором данного предиктора является наличие и развитость абнотивного мышления педагога-наставника, его профессиональной компетентности, способности работать в ситуации неопределенности, склонности к эвристическому реагированию, мобильности, саморегуляции, гармоничному принятию собственного «Я» и ценности партнеров по взаимодействию.

На наш взгляд, наставник (студент, молодой педагог) должен научиться транслировать менти собственную когнитивную состоятельность, представленную в понимании профессиональных задач, навыках эффективного обучения менти, быть способным к расширению познавательного поля взаимодействия, саморазвитию. В этой связи, следует отметить, что наставник должен соответствовать уровню компетентности, требуемой процессом наставнической деятельности с обучающимися. Важным является ни наличие сверхспособностей, а выраженная компетентность в образовательном поле и наличие эффективных социальных навыков, характерных качеств личности.

В исследовании М.М. Кашапова отмечается, что проявление творческой активности и конструктивное предъявление миру индивидуальных ресурсов выступает одним из маркеров зрелости личности. Автор указывает, что истинное творческое начало в структуре личности взаимосвязано с абнотивной потребностью трансляции имеющихся способностей, передачей опыта, стратегий достижения [10].

Мы считаем, что когнитивная состоятельность наставника в процессе взаимодействия с менти выражается так же в трансляции уверенности и осознанности предпринимаемых действий в ходе взаимодействия. Педагог-наставник должен иметь укорененную в сознании ответственность за избранную образовательно-развивающую траекторию обучения менти. Иными словами, транслируя свободу познавательной активности, творческого самовыражения, наставник должен ориентировать менти на социально приемлемые категории предъявления собственного «Я» и индивидуальных ресурсов

По нашему мнению, также одним из базовых предикторов психологической готовности наставнической деятельности с обучающимися выступает волевая саморегуляция, которая предполагает, умение совладания с трудными ситуациями или ситуациями неопределенности, рефлективность, морально-этическую ответственность.

Это обстоятельство определяет потребность развития у будущих педагогов навыков стрессоустойчивости, эмоциональной стабильности, уверенного поведения, адекватной самооценки, гармоничного принятия собственного «Я», ценности партнеров по взаимодействию. Регулятивная составляющая психологической готовности к наставничеству (менторству) предполагает наличие у педагога-наставника выраженного социального и эмоционального интеллекта, социальных навыков успешного взаимодействия, эмпатии. Иными словами, успешное наставничество (менторство) - это эффективное взаимодействие субъектов, в котором наставник использует ресурсный потенциал своей личности, а менти принимает компетентную развивающую его личность поддержку. Формирование психологической готовности студентов педагогических вузов к наставнической деятельности является необходимым психолого-педагогическим условием подготовки будущих педагогов к эффективному наставничеству в школе.

Выводы. Таким образом, подводя итог, краткому теоретическому анализу проблемы психологической готовности студентов педагогических вузов к осуществлению наставнической деятельности с обучающимися, можно констатировать следующие положения. Феномен «психологической готовности личности к наставнической деятельности» представляет

собой многослойное образование активной готовности, включающее в себя мотивационную, когнитивную, эмоционально-оценочную, регулятивную составляющие, которая имеет динамичный вектор саморазвития и определяет траекторию развертывания процесса включения в профессиональное поле взаимодействия наставника и наставляемого (менти).

Психологическая готовность студентов педагогических вузов к наставнической деятельности, поддерживается сформированными личностными и профессиональными наставническими качествами. Отечественные и зарубежные исследователи выделяют достаточно обширную вариативность наставнических качеств для эффективного осуществления наставнической деятельности. Системный анализ перечисленных характеристик позволил выделить базовые качества, необходимые для успешной наставнической деятельности. К ним относятся: мотивация аффилиации; эмпатичность, эмоциональный интеллект, эмоциональная стабильность; адекватная самооценка; интернальный локус контроля; морально-этическая ответственность; выраженность коммуникативных навыков; абнотивность; гибкость мышления; творческая активность; педагогическая рефлексивность.

Литература:

1. Ананьев, Б.Г. Человек как предмет познания / Б.Г. Ананьев. - Москва: Просвещение, 2013. - 288 с.

2. Асмолов, А.Г. Вызовы современности и перспективы профессионального роста в мире образования / А.Г. Асмолов // Образовательная панорама. -2016. -№ 1(5). - С. 6-8

3. Бизяева, A.A. Рефлексивное мышление учителя как путь обретения профессиональной и личностной зрелости / A.A. Бизяева // Психолого-педагогические условия формирования социально зрелой личности : Материалы международной научно-практической конференции. 125-летию С.Л. Рубинштейна посвящается, Псков, 24-25 апреля 2014 года. - Псков: Псковский государственный университет, 2014. - С. 112-121

4. Божович, Л.И. Проблемы формирования личности / Л.И. Божович. - Москва: Институт практической психологии, Воронеж: НПО «МОДЭК», 1995. - 352 с.

5. Бозаджиев, В.Л. К вопросу о психологической готовности к профессиональной деятельности / В.Л. Бозаджиев // Международный журнал экспериментального образования. -2010. -№ 7. - С. 98-99

6. Выготский, Л.С. Педагогическая психология / Л.С. Выготский; под ред. В.В. Давыдова. - Москва: Педагогика, 1991.-480 с.

7. Деркач, A.A. Теоретические основы психологической готовности студентов - будущих психологов к профессиональной деятельности / A.A. Деркач, Д.А. Водопьянов // Акмеология. - 2017. - № 2(62). - С. 7-13

8. Жукова, В.Ф. Психолого-педагогический анализ категории «психологическая готовность» / В.Ф. Жукова // Известия Томского политехнического университета. -2012. - № 6. - С. 117-121

9. Ильин, Е.П. Психология для педагогов / Е.П. Ильин. - СПб.: Питер, 2012. - 640 с.

10. Кашапов, М.М. Абнотивность как ресурсное качество в структуре педагогического мышления / М.М. Кашапов // Психологическая безопасность образовательной среды: материалы IV Междунар. научн.-практ. конф. - Нижний Новгород: Нижегородский государственный лингвистический университет им. H.A. Добролюбова, 2021. - С. 127-136

11. Круглова, ИВ. Наставничество в профессиональной компетентности подростков / И.В. Круглова // Педагогическое образование и науки. - 2007. - № 1. - С. 25-27

12. Леонтьев, Д.А. Самоактуализация как движущая сила личностного развития: Историко-критический анализ / Д.А. Леонтьев // Современная психология мотивации. - М.: Смысл, 2002. - 363 с.

13. Миронова, М.Н. Личностно-смысловые детерминанты развития профессионализма педагога: диссертация ... канд. психол. наук: 19.00.07 / Миронова Марина Николаевна. - Москва, 2002. - 227 с.

14. Рубинштейн, С.Л. Бытие и сознание. Человек и мир / С.Л. Рубинштейн. - СПб.: Питер, 2003. - 508 с.

15. Столяренко, A.M. Психологические и педагогические основания профессионально-личностного ориентированного высшего образования / A.M. Столяренко // Вестник Академии права и управления. - 2010. - № 19. - С. 140-142

16. Трофимова, Н.Б. Развитие эмоционального интеллекта будущих педагогов как условия успешности профессиональной деятельности / Н.Б. Трофимова, Г.В. Орлова // Известия Воронежского государственного педагогического университета. - 2023. - № 2(299). - С. 41-47

17. Schunk, D.H. Toward a Conceptual Model of Mentoring Research: Integration with Self-Regulated Learning / D.H. Schunk, C.A. Mullen // Educational Psychology Review. -2013. - T. 25. - № 3,- P. 361-389

Психология

УДК 159.99

старший преподаватель Портнягина Анастасия Михайловна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования

«Сибирский государственный университет науки и технологий имени академика М.Ф. Решетнева» (г. Красноярск)

ФОРМИРОВАНИЕ НАУЧНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ТРЕКА КАК УСЛОВИЕ РАЗВИТИЯ РЕФЛЕКСИВНОЙ

КУЛЬТУРЫ БУДУЩЕГО УЧЕНОГО

Аннотация. Характерной особенностью модернизации системы научных исследований становятся более высокие новые требования к личности ученого и к его научным компетенциям. В современных условиях подготовки к научной деятельности акцент делается на компетентностном подходе. Углубление рефлексивной культуры научного познания приводит к качественным изменениям в понимании природы научно-исследовательской деятельности, ее структуры, методов и способов научного исследования. Таким образом, становится интересным компетентностная модель личности ученого и условия ее формирования и развития. Развитие личности будущего ученого, его готовности к самообразованию, самовоспитанию и саморазвитию является одной из приоритетных целей современного научного сообщества. В статье рассматриваются условия формирование научно-образовательного трека, его влияние на процесс развития компетенций. Представлены условия разработки индивидуального образовательного маршрута. За основу развития рефлексивной культуры взята цикличная модель обучения Д. Колба. Модель позволяет определить ведущего стиля научной деятельности, под который подбираются образовательные задачи Избранная исследовательская стратегия предполагает рассмотрение формирования научно-образовательного трека, который выступает условием развития рефлексивной культуры ученого. Ключевые слова: научные компетенции, рефлексивная культура, научно-образовательный трек.

Annotation. A characteristic feature of the modernization of the system of scientific research is the higher new requirements for the personality of a scientist and for his scientific competencies. In modern conditions of preparation for scientific activity, the emphasis is on a competency approach. The deepening of the reflective culture of scientific knowledge leads to qualitative changes in the understanding of the nature of research activities, its structure, methods and methods of scientific research. Thus, the competence

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.