Н. ОНОРЖАРГАЛ
Нацагдорж Оноржаргал — аспирантка кафедры экономики предприятия и производственного менеджмента СПбГУЭФ.
В 2005 г. окончила СПбГУЭФ по специальности менеджмент организации.
Автор 3 научных публикаций, посвященных проблемам планирования.
Область научной специализации — экономика и управление народным хозяйством (экономика, организация и управление предприятиями, отраслями, комплексами: промышленность). ^ ^ ^
ФОРМИРОВАНИЕ НАУЧНО ОБОСНОВАННОЙ СИСТЕМЫ ПЛАНИРОВАНИЯ В ПРОМЫШЛЕННОСТИ МОНГОЛИИ*
Процесс реформирования монгольской экономики, направленный на создание основ рыночного хозяйства, проводился в условиях снижения роли государственного регулирования, что обусловило недооценку планирования. Демонтаж существующих, пусть и не совершенных, плановых структур осуществлялся без создания новых, способных эффективно управлять воспроизводственными процессами. Уход от сложившейся системы планирования привел к несогласованности действий государства и отдельных субъектов экономики, резкому падению производства, снижению уровня жизни населения, росту несбалансированности в развитии различных отраслей экономики; увеличению диспропорциональности между накоплением и потреблением, инвестициями, возмещением средств производства, что предопределило объективную необходимость появления новых форм государственной координации экономического развития Монголии. Экономические и политические изменения, происходящие в Монголии в последнее время, обусловили необходимость организационно-структурных преобразований как в экономике, так и в стране в целом. Потребности государственного регулирования в экономике рыночного типа как раз и вызваны необходимостью нивелирования негативных сторон рыночных механизмов саморегуляции.
Экономика Монголии, как составная часть мировой экономической системы, при вхождении в экономические отношения с развитыми странами должна наряду с принятием высоких требований с их стороны найти свое собственное пространство, повысить свою жизнеспособность. Это означает, что наряду с сохранением собственных преимуществ необходимо использовать передовой мировой опыт и адаптировать его с учетом страно-вых особенностей Монголии.
Экономика Монголии отличается не только от стран с более высоким уровнем развития, но и других слаборазвитых стран. Можно перечислить такие особенности, как: малочисленность населения, обширность территории и вследствие этого малая плотность; богатые природные ресурсы, которые из-за неразвитости производственной инфраструктуры не привлекаются в хозяйственный оборот, резко континентальный климат; географическая расположенность между двумя крупными государствами; отсутствие выхода в море; распад бывшего Советского Союза.
Политические и социально-экономические противоречия ускорили отказ Монголии от советской модели развития и предопределили ее вступление на путь демократизации всех сторон жизнедеятельности общества. Тем не менее участие российских организаций в модернизации и технологическом обновлении базовых отраслей экономики (энергетика, транспорт, углубленная переработка минерального и животноводческого сырья и др.), а также агропромышленного комплекса, горнорудной, нефтедобывающей промышленности позволит реализовать совместно с третьими странами международные донорские программы и проекты.
С провозглашением нового экономического курса, определившего отказ от жесткоцентрализованной командно-административной системы государственного планирования и регулирования экономики, и началом
ГРНТИ 06.52.35 © Н. Оноржаргал, 2009
Статья публикуется по рекомендации кандидата экономических наук, доцента Э. А. Гончаровой.
реформ вопросы, касающиеся планирования, были оттеснены на второй план. Причем помимо вопросов, касающихся непосредственно государственного планирования, были незаслуженно обойдены вниманием вопросы планирования на предприятии.
Реформирование экономики лишило предприятия ведомственной подчиненности и дало возможность самостоятельно планировать свою деятельность. Однако для эффективного планового процесса в первую очередь необходима четко определенная и научно обоснованная система планирования, адаптированная именно к рыночным отношениям. Отсутствие подобной системы негативным образом отражается на качестве планирования, выражающемся в необоснованности разработанных предприятиями планов.
В последнее время в научной литературе все чаще вопросы, связанные с планированием и управлением деятельности предприятия, выделяются как наиболее значимые. При этом наиболее заметным в решении проблем планирования является вклад, который внесли советские и российские ученые: О. С. Виханский, В. Р. Веснин, А. П. Ковалев, И. Д. Абросимов, А. П. Градов, И. Н. Герчикова, М. М. Алексеева, А. Н. Петров, а также зарубежные ученые: И. Ансофф, Т. Коно, Р. Акофф, М. Мескон, Й. Ворст, У. Кинг, Д. Клилланд.
Тем не менее в существующих научных трудах практически не существует единого подхода к вопросам формирования системы планирования в условиях становления рынка. Недостаточность теоретической и методической проработки вопросов формирования многоуровневой системы планирования, с выделением ее ключевых элементов и основ взаимодействия между ними, не позволяет на практике обеспечить эффективно функционирующую систему управления на предприятии. Традиционное планирование требует много времени и затрат. Между тем в современных условиях точность и эффективность долгосрочного планирования и прогнозирования вызывает сомнение, а строгое бюджетирование в рамках больших организаций становится не условием экономии, а тормозом в эффективном оперировании капиталом организации. Поэтому в отличие от этих традиционных методов менеджмента выбор направления становится не только методом стратегического планирования, но и элементом текущего управления всеми ресурсами организации: менеджерскими, психологическими, финансовыми, человеческими и материальными.
Необходимость решения комплекса проблем, связанных с формированием адаптированной системы планирования в промышленности Монголии, обусловливает решение данной задачи и требует соответствующих теоретико-методологических и организационно-экономических обоснований, критического анализа сложившейся экономической системы, объективной оценки практического опыта.
В целях проведения более детальных научных исследований по данной проблематике автор считает необходимым исследовать темпы развития промышленности Монголии. Значительное число предприятий обрабатывающей промышленности сосредоточено в Улан-Баторе, а в городе Дархан к северу от столицы расположен угледобывающий, чугунолитейный и сталеплавильный комплекс. Первоначально в основе местной промышленности лежала почти исключительно переработка животноводческого сырья, и главными видами выпускаемой продукции были шерстяные ткани, войлок, изделия из кожи, пищевые продукты. В Монголии после 1999 г. наблюдается рост инвестиций в промышленность, в частности в горнодобывающую отрасль, и увеличивается объем главных сырьевых видов продукции экспорта Монголии на мировом рынке, таких как пух, золото и медь.
Согласно данным Монгольского банка предложение денег в первом полугодии 2008 г. по предварительным выполнениям достигло 2556,3 млрд тугр., что выросло от предыдущего месяца на 3,7 %, или 89,8 млрд тугр., а по сравнению с предыдущим годом на 30 %, или 590,2 млрд тугр. Наличные деньги в конце этого периода достигли 373,6 млрд тугр., увеличившись от предыдущего месяца на 8,6 %, или 29,5 млрд тугр., и по сравнению с предыдущим годом — на 15,7 %, или 50,7 млрд тугр., что, на наш взгляд, объясняется структурой экспорта и импорта Монголии (рис. 1). Суммарный внешнеторговый оборот составил 2336,5 млн долл. США, в том числе экспорт — 997,6 млн и импорт — 1338,9 млн долл. Сальдо торгового баланса было отрицательным на 341,3 млн долл. Увеличились суммарный торговый оборот на 74,3 %, экспорт — на 50,4, импорт — на 97,6 %. Несмотря на то что сальдо оборота было отрицательным, номинальный курс национальной валюты по сравнению с американским долларом был устойчивым, что наглядно проиллюстрировано на рис. 2 [1].
Млн тугр.
2200 2000 1800 1600 1400 1200 1000 800 600 400 200 0 -200 -400
2117
1889
1529
870
02_1065021
44
'149-
380-
2004151
2005
2006
200
ЕР
-228
□ Экспорт □ Импорт □ Избыток/Дефицит
1339
998
май.08
-341 Годы
РИС. 1. Экспорт и импорт (в млн тугр.).
РИС. 2. Индекс иностранных валют. Цена потребляемых товаров и услуг увеличилась по сравнению с первым полугодием предыдущего года на 29,7 %, увеличение индекса цен по сравнению с концом предыдущего года составило 18,5 %. Данное обстоятельство повлияло на рост цен пищевых продуктов (39,1 %), лекарств и медицинских услуг (19,7 %), алкоголя (водки, пива), сигарет (8,1 %), одежды, текстильных изделий и обуви (5,2 %) (рис. 3).
100% 90% | 80% 3 70% о 60%
т 50% и
« 40% си 30% 20%
0%
янв.08 фев.08 мар.08 апр.08 май.08
□ Другие
□ Образование
□ Транспорт
□ Одежда
□ Энергетика, топливо
□ Продукты
Годы
РИС. 3. Влияние инфляции на рынок товаров и услуг.
В процессе перехода на рыночный способ хозяйства в российской экономике происходили сложные трансформационные процессы, связанные с изменением структуры экономики; при этом переходный процесс сопровождался значительным трансформационным спадом, по своим характеристикам не имевшим аналогов в мировой истории. Только начиная с 1999 г. в стране наметились признаки экономического роста, вызванного, прежде всего, промышленным подъемом, однако уже в последующие годы положительные темпы роста, равно как и темпы инвестиций, начали замедляться. В период 1990-2000 гг. ставилась задача преодоления и прекращения упадка промышленности, обеспечения стабильности и заложения фундамента дальнейшего развития. С конца 2000 г. наблюдается формирование условий для самостоятельного экономического развития, направления внешних инвестиций на экономическое развитие передовых отраслей. На этом этапе рост ВВП составил около 5 %.
В период 2001-2010 гг. будет осуществлено поступательное движение в отношении базирования передовых отраслей экономики на современной технологии, среднегодовой рост ВВП будет 5 %, а в 2010-2020 гг. прогнозируется рост ВВП до 7-9 %, ВНП на одного человека — до 3500 долл. При этом предусматривается оптимальное сохранение динамики экономического развития.
Для создания научно обоснованной системы планирования в Монголии, по нашему мнению, необходимо решение следующих задач:
— определение структурных сдвигов в экономике с определением их количественных и качественных характеристик, а также выявление и обоснование экономических факторов, инициирующих структурные изменения экономики;
— определение влияния механизма структурных сдвигов на развитие основных элементов производительных сил и производственных отношений в монгольской экономике;
— анализ последствий трансформации монгольской экономики в ходе реформ, а также определение причин наличия диспропорций в структурных сдвигах промышленности;
— проведение структурного анализа ВВП Монголии, расчет прогноза структуры распределения населения по доходам, определение количественных характеристик структурных сдвигов в отраслях промышленности на перспективу ближайших лет;
— обоснование необходимости формирования новых механизмов экономического роста, отвечающих современным условиям рыночной экономики Монголии;
— выработка практических рекомендаций и подходов к формированию экономической политики, направленной на достижение основных задач социально-экономического развития [2].
Реализацию указанной цели мы рекомендуем осуществлять в следующих направлениях деятельности.
1. Восстановление в ходе реформы воспроизводственного процесса в реальном секторе экономики путем устранения ценовых перекосов, новых подходов к оценке труда.
2. Восстановление управляемости экономическими процессами путем: наведения порядка в управлении государственной собственностью; введения контроля за соблюдением общественных интересов; организации эф-
фективного распоряжения природными ресурсами; обеспечения контроля за финансовыми потоками; предотвращения перетока капитала в «теневой» сектор экономики; формирования собственной системы обучения кадровых резервов; поддержания должного уровня развития отраслей промышленности.
3. Развитие в субъектах Монголии позитивного опыта в промышленном и аграрном секторах экономики, укрепление региональных связей, совершенствование управления экономикой на всех уровнях народного хозяйства.
4. Создание современного информационного пространства для обслуживания интегрированной системы отечественного товаропроизводителя, товародвижения и распространения инновационных технологий.
Одним из решающих условий становления самодостаточной экономики являются разработки и реализация правильной экономической стратегии и тактики. Требуется установить специальный порядок разработки многовариантной стратегии развития с применением современных научных методов, из которых надо выбрать наилучший для реализации в качестве среднесрочной программы экономического и социального развития.
ЛИТЕРАТУРА
1. Отчеты Минпромторга Монголии. 2008 г.
2. Дорж Т. Стратегические вопросы экономического развития Монголии // Известия МАН высшей школы. 2005. № 2.