Научная статья на тему 'ФОРМИРОВАНИЕ НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИХ НАВЫКОВ У СТУДЕНТОВ ВУЗОВ ДЛЯ ДОСТИЖЕНИЯ КАРЬЕРНОГО РОСТА'

ФОРМИРОВАНИЕ НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИХ НАВЫКОВ У СТУДЕНТОВ ВУЗОВ ДЛЯ ДОСТИЖЕНИЯ КАРЬЕРНОГО РОСТА Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
23
2
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
научно-исследовательские навыки / формирование научно-исследовательских навыков / академические навыки / мягкие навыки / профессиональная деятельность / research skills / research skills building / academic skills / soft skills / professional career

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Малова Мария Марковна

Статья рассматривает проблему формирования научно-исследовательских навыков у студентов вузов и их применение в последующей профессиональной деятельности. Основываясь на мнениях педагогов-теоретиков, автор выявляет наиболее важные научно-исследовательские навыки, необходимые для обучения в вузе в начале исследовательской карьеры и которые впоследствии могут способствовать продвижению в научной среде. Ссылаясь на источники, автор утверждает, что научно-исследовательские навыки имеют ряд других названий. Так, в бизнес-структурах они обозначаются как «мягкие» навыки (soft skills), в образовании как научно-исследовательские или академические навыки (research skills, academic skills) и другие. Таким образом, в статье используются не только педагогические, но и экономические источники, чтобы обозначить, каким образом и с какой целью научно-исследовательские навыки применимы в сфере труда. В конце статьи автор представляет описание опроса, направленного на выявление сформированное™ научно-исследовательских навыков у студентов вузов. В статье подробно описаны результаты опроса и представлен рейтинг ответов респондентов, получивших максимальное количество выбора. Согласно полученным результатам, автор делает вывод о том что, наиболее приоритетными для формирования у обучающихся являются навыки самоорганизации и аналитического мышления. Также, основываясь на результатах опроса, автор утверждает о недостаточной сформированное™ навыков чтения и письма у студентов, и соответственно публикационной активности, где эти навыки могут быть реализованы. Автор указывает на несоответствие в самооценке студентов и считает, что вопрос сформированное™ научно-исследовательских навыков у студентов вузов требует дополнительного исследования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article deals with the problem of research skills building of university students and their application in the future professional career. Basing on the opinions of the researchers, the author finds out the most important research skills needed for the university studies which can be considered the beginning of a research career and essential for the promotion in the professional scientific area. According to the sources, research skills have several different names. They are called “soft skills” in business and referred to as “research” or “academic skills” in the education area. Therefore, pedagogical and economical sources have been equally used to demonstrate how to apply research skills in the job market. The analysis of the questionnaire aimed to reveal the readiness of the students’ research skills is given at the end of the article. The questionnaire results are described in details and a rating of the highest scored respondent answers is presented. Considering the results obtained, the author concludes that self-organization and analytic skills can be prioritized for building among students. He also supposes that the students’ skills of reading and writing have not been developed enough, as well as their publication activity where both of these skills can be fully applied. The author points at the inconsistency having been revealed in the students’ self-assessment and considers the question of building students’ research skills open for the further study and development.

Текст научной работы на тему «ФОРМИРОВАНИЕ НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИХ НАВЫКОВ У СТУДЕНТОВ ВУЗОВ ДЛЯ ДОСТИЖЕНИЯ КАРЬЕРНОГО РОСТА»

профессиональной успешности. Одним из наиболее значимых личностных факторов профессиональной успешности является кросс-функциональная компетентность.

2. Профессиональная успешность является одновременно характеристикой и деятельности, и субъекта деятельности, т.е. по факту ее можно рассматривать как некий потенциал субъекта деятельности, реализуемый в качестве ее осуществления. Профессиональная успешность комплексный феномен, предполагающий наличие субъективной и объективной составляющей, раскрывающийся применительно к эффективности осуществления деятельности в целом, которая оценивается с учетом соизмеримость затрачиваемых усилий и достигнутых результатов.

3. Кросс-функциональная компетентность - это интегральная способность субъекта профессиональной деятельности, отвечающая за ее продуктивность в контексте реализации полифункциональных возможностей. В условиях цифровизации она приобретает особое значение в плане достижения и поддержания профессиональной успешности.

Литература:

1. Андреева, Ю.В. Создание ситуации успеха как воплощение идеи оптимизма: педагогическая интерпретация теории М. Зелигмана / Ю.В. Андреева // Образование и наука. - 2012. - № 4 (93). - С. 39-49

Педагогика

УДК 378.4

старший преподаватель Малова Мария Марковна

Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования «Самарский национальный исследовательский университет имени академика С.П. Королева» («Самарский университет») (г. Самара)

ФОРМИРОВАНИЕ НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИХ НАВЫКОВ У СТУДЕНТОВ ВУЗОВ ДЛЯ ДОСТИЖЕНИЯ

КАРЬЕРНОГО РОСТА

Аннотация. Статья рассматривает проблему формирования научно-исследовательских навыков у студентов вузов и их применение в последующей профессиональной деятельности. Основываясь на мнениях педагогов-теоретиков, автор выявляет наиболее важные научно-исследовательские навыки, необходимые для обучения в вузе в начале исследовательской карьеры и которые впоследствии могут способствовать продвижению в научной среде. Ссылаясь на источники, автор утверждает, что научно-исследовательские навыки имеют ряд других названий. Так, в бизнес- структурах они обозначаются как «мягкие» навыки (soft skills), в образовании как научно-исследовательские или академические навыки (research skills, academic skills) и другие. Таким образом, в статье используются не только педагогические, но и экономические источники, чтобы обозначить, каким образом и с какой целью научно-исследовательские навыки применимы в сфере труда. В конце статьи автор представляет описание опроса, направленного на выявление сформированности научно-исследовательских навыков у студентов вузов. В статье подробно описаны результаты опроса и представлен рейтинг ответов респондентов, получивших максимальное количество выбора. Согласно полученным результатам, автор делает вывод о том что, наиболее приоритетными для формирования у обучающихся являются навыки самоорганизации и аналитического мышления. Также, основываясь на результатах опроса, автор утверждает о недостаточной сформированности навыков чтения и письма у студентов, и соответственно публикационной активности, где эти навыки могут быть реализованы. Автор указывает на несоответствие в самооценке студентов и считает, что вопрос сформированности научно-исследовательских навыков у студентов вузов требует дополнительного исследования.

Ключевые слова: научно-исследовательские навыки, формирование научно-исследовательских навыков, академические навыки, мягкие навыки, профессиональная деятельность.

Annotation. The article deals with the problem of research skills building of university students and their application in the future professional career. Basing on the opinions of the researchers, the author finds out the most important research skills needed for the university studies which can be considered the beginning of a research career and essential for the promotion in the professional scientific area. According to the sources, research skills have several different names. They are called "soft skills" in business and referred to as "research" or "academic skills" in the education area. Therefore, pedagogical and economical sources have been equally used to demonstrate how to apply research skills in the job market. The analysis of the questionnaire aimed to reveal the readiness of the students' research skills is given at the end of the article. The questionnaire results are described in details and a rating of the highest scored respondent answers is presented. Considering the results obtained, the author concludes that self-organization and analytic skills can be prioritized for building among students. He also supposes that the students' skills of reading and writing have not been developed enough, as well as their publication activity where both of these skills can be fully applied. The author points at the inconsistency having been revealed in the students' self-assessment and considers the question of building students' research skills open for the further study and development.

Key words: research skills, research skills building, academic skills, soft skills, professional career.

Введение. Формирование профессионального и конкурентоспособного научного исследователя в рамках вузовского образования всегда было вопросом номер один, поскольку научный прогресс в нашей стране напрямую зависит от работоспособности и успешности выпускников высших учебных заведений.

Новая парадигма общества, основанная на информатизации и цифровизации, значительно изменила основы межличностной коммуникации, а с ними и подходы к обучению. Согласно сегодняшним требованиям образования, формирование и развитие научно-исследовательских навыков у обучающихся основывается на компетентностном подходе, который в отличие от традиционного не сосредотачивает внимание исключительно на приобретении знаний и формировании специальных навыков, а главным образом ориентирован на их практическое применение. Ученые, работающие в любой научной области, должны не только уметь создавать что-то новое и уникальное, но также обосновывать важность и необходимость использования, представленной ими инновации. Профессионализм исследователя отражается в качестве ведения профессионального диалога с коллегами: гибкости, активности, легкой адаптации в коллективе, взаимосотрудничестве, взаимопомощи.

Соответственно основной задачей образования является создание таких условий, которые бы позволили сформировать и развить умения и навыки, а также профессиональные и личностные качества обучающихся, необходимые для реализации успешной научно-исследовательской деятельности в процессе обучения и по завершении вузовского образования. Таким образом, сосредоточим внимание на анализе научно-исследовательских навыков у обучающихся, как ключевых в перспективе достижения успеха в трудовой деятельности. На основе рассмотрения теоретических источников и результатов

опроса студенческой аудитории необходимо выявить наиболее важные научно-исследовательские навыки, которые в дальнейшем целесообразно формировать у обучающихся в вузе.

Изложение основного материала статьи. Навыки необходимые для проведения научного исследования широко освещены в психолого-педагогической литературе и рассматривались такими авторами, как Адаме Х.Г., Баканова И.Г., Гордон B.C., Григорьева, Л. В., Гринкруг Л.С., Демина Б.В., Зуева С. В., Кортнев К.П., Мазилов В.А., Майер Б.О., Морозова H.H., Мохд Меера Т.С., Панфилова Л.В., Савенков А.И., Суханова Б.Г., СынковаН.А., Фадеева И.М., Фишман Б.Б., Шадриков В.Д., Шушарина H.H. и другими.

Анализ теоретических источников показал, что понятие «научно-исследовательские навыки» в исследовательских работах имеет несколько названий. Так, некоторые авторы традиционно обозначают их как «научно-исследовательские навыки» (research skills), другие трактуют как «мягкие» навыки» {"soft" skills) или «мягкие» навыки исследователя» (scientists' "soft" skills).

В одном из определений научно-исследовательские навыки представлены, как проведение ряда операций по выполнению интеллектуальных и эмпирических действий, которые составляют исследовательскую деятельность и ведут к новому знанию [8] Другие источники рассматривают научно-исследовательские навыки, как способность создавать новое понимание об использовании собранной информации [11].

К научно-исследовательским навыкам авторы также относят навыки постановки проблемы, выдвижения гипотезы, наблюдения, отбора и классификации полученных данных, работы с текстом, представления информации, коммуникации и подведения итогов (Савенков А.И.); навыки постановки исследовательской задачи, планирования исследовательской деятельности, поиска решения поставленной задачи, работы с источниками, наблюдения, организации данных, устной и письменной коммуникации, представления результатов исследования, выявления недостатков при планировании исследования (Кортнев К.П., Шушарина H.H., Зуева C.B., Шадриков В.Д.); познавательные навыки, навык ориентации в информационном пространстве, самостоятельного познания, интеграции знаний из разных научных областей, критического мышления (Суханова Б.Г., Сынкова H.A.); навыки адаптации к новым обстоятельствам, аналитические навыки, навыки непрерывного обучения, навыки, необходимые при работе с информационными технологиями (Шадриков В.Д.); навыки адекватного выбора и формулировки темы исследования, анализа и обработки данных при работе с источниками при проведении эксперимента; организации и управления временем; работы в команде, критического мышления при анализе научной литературы, выявления недостатков в процессе планирования эксперимента, устной и письменной коммуникации при работе с докладами, презентациями, статьями, аннотациями, самостоятельной работы, целеустремленности при работе над исследованием от создания плана до полного завершения [13].

Теоретические источники также подчеркивают важность сформированности навыка самоорганизации, которая выражается в умении определить цель, самостоятельно контролировать и оценивать свою деятельность, работать и общаться в коллективе, координируя свои действия с коллегами, организовывать свои действия и время, планировать, быть целеустремленным и ответственным, а также организовывать свою умственную деятельность [5].

Ряд авторов рассматривает научно-исследовательские навыки в рамках самостоятельной учебной деятельности студентов и к ним относит навыки критического мышления; навыки аналитического мышления; навыки систематизации и анализа; управленческие навыки; навык лидерства; навык мотивирования [1], [2].

Работа современного исследователя неизменно связана с использованием цифровых технологий и сетевых ресурсов, что требует определенных навыков коммуникации внутри социальных Интернет сообществ. В качестве ключевых навыков данного направления исследователи выделяют навыки поиска и анализа информации, коммуникации, этики общения в сети, компьютерной грамотности, формулировки информационных запросов, распознавания потребности в информации, идентификации информационных источников, оценки информации, организации информации, интеграции новой информации в определенную базу знаний, использования информации с целью анализа и решения научно-исследовательских задач [1].

Приведенные выше определения научно-исследовательских навыков в первую очередь касаются аспекта академического исследования, и рассматриваются в рамках процесса обучения в вузе. Обозначение научно-исследовательских навыков терминами «мягкие» навыки» ("soft" skills) или «мягкие» навыки исследователя» (scientists' "soft" skills) относит рассмотрение научно-исследовательских навыков главным образом к сфере рынка труда. Обучение данному виду навыков в учебном заведении всегда соотносится с их будущим применением в трудовой деятельности и построением карьеры. Тем не менее, и в педагогических исследованиях, и в бизнесе «мягкие» навыки, академические навыки и научно-исследовательские навыки обозначают одно и то же [6].

«Мягкие» навыки ("soft" skills) в английском языке имеют несколько вариантов названия: social skills, people skills, interpersonal skills, transferable skills, research skills, scientists' "soft" skills и определяются, как универсальные, профессиональные навыки, обозначающие черты характера и качества, способствующие эффективному межличностному общению в любом учебном или рабочем коллективе. Термин, как правило, противопоставляется «жестким» навыкам (hard skills), обозначающим технические навыки и профессиональные знания. Авторы источников утверждают, что овладение «мягкими» навыками позволяет добиться успеха в любой профессии и в любом коллективе, поскольку успешность построения карьеры напрямую зависит от того, как исследователь умеет преподнести себя и работать с коллегами. В основе «мягких» навыков лежат навыки коммуникации, анализа, критического мышления, планирования, лидерства, делая их универсальными, в отличие от «жестких» навыков, опирающихся только на предметные знания. Таким образом, не имеет значения, насколько глубоко исследователь знает свой предмет и сколько времени проводит за его изучением, если отсутствуют контакт с окружающими и умение донести свои знания, то это отрицательно скажется на профессиональном росте [4].

Формирование «мягких» навыков начинается еще в школе и продолжается в вузе, где осуществляется на занятиях в рамках выполнения разных видов учебной деятельности: создания научно-исследовательских проектов и презентаций, участия в кейс-стади, круглых столах, научно-исследовательских конференциях и внеклассных мероприятиях, а также реализуется в рамках общения внутри студенческого коллектива. По окончании вуза владение «мягкими» навыками необходимо при устройстве на работу, поскольку работник, обладающий ими, легко адаптируется в любом коллективе и любой профессиональной деятельности.

Согласно источникам, «мягкие» навыки можно разделить на коммуникативные навыки; навыки управления; навыки самоуправления; навыки мышления.

К коммуникативным навыкам авторы относят: убеждение, аргументацию, навыки слушания, письма, чтения, литературного анализа, обучения, обучаемости, проведение презентаций, публичные выступления, командную работу, креативность, эмпатию, нацеленность на результат; к навыкам управления, мотивирование, планирование, лидерство, наставничество, управление проектами, ведение совещаний, убеждение, гибкость, мотивирование; к навыкам самоуправления: целеполагание, тайм-менеджмент, планирование, управление стрессом, управление эмоциями, мотивацию

к саморазвитию и обучению в течение всей жизни; к навыкам мышления: критическое мышление, проектное мышление, структурное мышление, системное мышление, стратегическое мышление, креативное мышление, поиск и анализ информации, решение задач, логическое мышление, аналитическое мышление [10].

Анализ психолого-педагогических трудов показал, что зарубежная докторантура также нацелена на формирование определенного ряда научно-исследовательских навыков у выпускников. Так, к исследовательскому блоку относятся: определение актуальности проблемы, критическое мышление, умение ориентироваться в своей научной области и смежных областях, выбрать соответствующую методику или технику исследования и адекватно ее применить; к блоку использования исследовательской среды - соблюдение этических норм и авторских прав исследователей; к блоку управления исследованием - поиск и оценка источников информации, систематизация информации, применение информационных технологий, постановка исследовательских целей с использованием проектного менеджмента; к блоку самоэффективности -обучение в течение всей жизни, инициатива, мотивация, самокритика и самодисциплина; к блоку коммуникативных навыков - устная и письменная речь, аргументация, адаптация к аудитории, взаимопомощь; к блоку командной работы -рабочие отношения с начальством и коллегами, контроль своего поведения, влияние на окружающих при совместной групповой работе, взаимоотвестственность; к блоку управления карьерой - управление собственной карьерой, ответственность за свое профессиональное развитие; использование научно-исследовательских навыков в иных рабочих средах [3].

Ряд других авторов в качестве «мягких» навыков исследователя выделяет:

навыки проведения совещания; навыки организации (навыки планирования и решения проблем); навыки достижения согласия; навыки лидерства и управления людьми; навык развития рабочей среды.

К навыкам проведения совещания относятся навыки составления повестки дня, записи хода совещания и отслеживания времени. Владея данными навыками, участник может способствовать проведению хода встречи, даже если не обладает специальными навыками, связанными с профессиональной тематикой.

Навыки планирования и решения проблем, разделения коллектива на дискуссионные группы и проведения коллективного обсуждения входят в группу навыков организации.

Владение навыками достижения согласия состоит в умении признавать интересы разных сторон и отличать их от позиции, которую защищает та или другая сторона, что позволяет завершить любые дебаты в ничью.

Для приобретения и реализации навыков лидерства и управления людьми, необходимо учитывать, что мотивирует окружающих к тем или иным действиям. Понимание мотивации помогает правильно выстроить отношения в коллективе и предоставить коллегам то что, на самом деле для них необходимо.

Навык развития рабочей среды формируется и реализуется при работе в команде. Важность коллективного взаимодействия состоит в том, что признание и одобрение работы членов коллектива: и коллег, и руководителей проводится на основе коллективного обсуждения и сотрудничества.

Согласно источникам, формирование и развитие «мягких» навыков исследователя требует таких же усилий и временных затрат, как и приобретение специальных знаний и навыков, а отсутствие исследовательских навыков не позволяет адекватно применять полученные знания и полноценно вести профессиональную научно-исследовательскую деятельность [121.

На основе анализа теоретических источников были выделены 20 научно-исследовательских навыков, наиболее часто упоминаемые авторами: убеждение, аргументация (Гринкруг Л.С., Фишман E.EJ, письмо, чтение (Кортнев К.П., Шушарина H.H., Зуева C.B., Шадриков В.Д.), самоорганизация (Киселёва А.Ю., Фалеева Л.В., Андреев В.И.), обучаемость, публичные выступления (Gordon W.), командная работа (Гринкруг Л.С., Фишман Б.Е, Шадриков В.Д., Шипилов В.), креативность (Gordon W.), нацеленность на результат, планирование (Кортнев К.П., Шушарина H.H., Зуева C.B.), лидерство (Григорьева Л.В., Баканова И.Г., Gordon W., Шипилов В.), гибкость, мотивация к профессиональному саморазвитию (Шадриков В.Д.), тайм-менеджмент, критическое мышление (Суханова Е.Г., Сынкова H.A., Григорьева Л.В., Баканова И.Г.), аналитическое мышление (Шадриков В.Д., Григорьева Л.В., Баканова И.Г.), информационная грамотность (Ghamandi G., Kokane S.), публикационная активность (Марков А.В, Иванова А.Д., Евграфов A.A., Муругова О.В.).

Перечисленные выше навыки, были использованы при составлении опросника на выявление сформированности научно-исследовательских навыков у студентов вузов. В опросе принял участие 321 обучающийся 1 и 2 курсов бакалавриата Самарского университета направлений «Химия», «Биология», «Экономика», «Бизнес-информатика», «История», «Психология», «Компьютерная безопасность», «МОАИС».

В первом пункте опросника студентам было предложено перечислить известные им научно-исследовательские навыки, или указать на отсутствие информации по данному вопросу, если тема им незнакома. В результате более половины опрошенных (162 человека) ответили, что у них нет информации о научно-исследовательских навыках. 159 опрошенных ответили утвердительно и перечислили известные им научно-исследовательские навыки. Если объединить все навыки, перечисленные респондентами, то получится полный список основных научно-исследовательских навыков.

20 выделенных навыков использовались в вопросах опросника со 2 по 6 пункт:

1. Владение какими научно-исследовательскими навыками Вы считаете наиболее важным для учебы в вузе?

2. Владение какими научно-исследовательскими навыками Вы считаете наиболее важным при проведении научного исследования?

3. Владение какими научно-исследовательскими навыками Вы считаете наиболее важным для построения карьеры?

4. Какими научно-исследовательскими навыками Вы уже владеете по Вашему мнению?

5. Какие научно-исследовательские навыки у Вас недостаточно сформированы по Вашему мнению?

При ответе на 1, 2 и 3 вопросы обучающимся было предложено из 20 навыков выбрать 10 самых необходимых, при ответе на 4 и 5 вопросы количество выбранных ответов было не ограничено. При обработке результатов опросника в каждом вопросе были выделены 3 навыка, получившие максимальное количество выбора при ответе.

Среди ответов на вопрос «Владение какими научно-исследовательскими навыками Вы считаете наиболее важным для учебы в вузе?» максимальное количество выбора получила самоорганизация - 260 опрошенных (81%), обучаемость - 224 (69,8%), логическое мышление - 223 (69,5%); в вопросе «Владение какими научно-исследовательскими навыками Вы считаете наиболее важным при проведении научного исследования?» лидирует аналитическое мышление - 248 опрошенных (77,3%), аргументация и нацеленность на результат - 236 (73,5%), логическое мышление - 229 (71,3%); в ответах на вопрос «Владение какими научно-исследовательскими навыками Вы считаете наиболее важным для построения карьеры?» также как и в первом вопросе в приоритете самоорганизация - 259 опрошенных (80,7%), нацеленность на результат - 223 (69,5%), мотивация к профессиональному развитию - 217 (67,6%); в ответах на вопрос «Какими научно-исследовательскими навыками Вы уже владеете по Вашему мнению?» на первом месте в рейтинге обучаемость - 221 опрошенный (68,8%), чтение - 203 (63,2%), логическое мышление - 190 (59,2%); в ответах на вопрос «Какие научно-

исследовательские навыки у Вас недостаточно сформированы по Вашему мнению?» публикационная активность находится на первом месте в рейтинге - 182 (56,7%), публичные выступления - 165 (51,4%), лидерство - 155 (48,3%).

Выводы. Согласно результатам опроса большая часть респондентов - студентов вуза - не имеет представления о том, что такое научно-исследовательские навыки, что говорит о недоработке со стороны профессорско-преподавательского состава, и необходимости как можно раньше внедрять данную информацию в процессе обучения в рамках преподаваемого предмета, поскольку именно в вузе есть максимальная возможность формирования и реализации научного потенциала обучающихся.

Публикационная активность не является академическим навыком, тем не менее, она была включена нами в опросник, как неотъемлемая часть проведения научного исследования. В настоящее время основная направленность российских вузов состоит в увеличении количества публикаций, как профессорско-преподавательского состава, так и обучающихся, что дает возможность повысить рейтинг вуза.

Результаты опроса показывают, что, по мнению обучающихся, для успешного обучения в вузе в первую очередь необходимо развитие самоорганизации, что совпадает с мнениями авторов (Киселёва А.Ю., Фалеева Л.В., Андреев В.И., Белых В.И., Полковникова С.Г.), для проведения научного исследования - аналитического мышления, что также представлено в научных исследованиях (Шадриков В.Д., Григорьева Л.В., Баканова И.Г.), для построения научной карьеры по мнению респондентов также наиболее важной является самоорганизация. В ответе на вопрос: «Какими научно-исследовательскими навыками Вы уже владеете, по Вашему мнению?» на первом месте стоит обучаемость, на втором -чтение, на четвертом - письмо, таким образом, они входят в пятерку лидирующих ответов. Тем не менее, в ответах на следующий вопрос: «Какие научно-исследовательские навыки у вас недостаточно сформированы?» публикационная активность занимает первое место, что подвергает сомнению сформированность чтения и письма у обучающихся, так как чтение, письмо и написание научно-исследовательских работ, и научных статей, и их последующая публикация непосредственно связаны. Таким образом, вопрос сформированности навыков чтения и письма остается открытым и требует дополнительного исследования.

Литература:

1. Баканова, И.Г. Формирование навыков научно-исследовательской работы в процессе самостоятельной учебной деятельности обучающихся в вузе / И.Г. Баканова, И.В. Алехина // Вестн. Сам. гос. техн. ун-та. Сер. Психолого-педагогич. науки.-2017. -№4(36).

2. Григорьева, Л.В. Исследовательские навыки студентов колледжей - показатель развития в условиях устойчивого образования / Л.В. Григорьева // Инновационные процессы в современном образовании: практики, технологии, решения: сборник трудов по материалам международной научно-практической конференции, Москва, 28-30 декабря 2020 года. -Москва: Информио, 2021. - С. 76-79

3. Гринкруг, Л.С. Человеческий потенциал вуза: потребности и возможности развития: монография / Л.С. Гринкруг, Б.Г. Фишман. - Москва: Издательство Академия Гстествознания, 2012. -238 с.

4. Как развить soft skills / Skypro: [сайт], 2022. - URL: sky.pro/media/kak-razvit-soft-skills/ (дата обращения: 29.11.2023)

5. Камалетдинова, Г.В. Самоорганизация учебной деятельности как фактор становления субъектности старшеклассников в профильном обучении: диссертация ... канд. пед. наук: 13.00.01 / Камалетдинова Глена Владимировна. -Москва, 2008.-211 с.

6. Кортнев, К.П. Сочетание в обучении решения задач и лабораторного практикума / К.П. Кортнев, К.П. Шушарина // Современные методы физикоматематических наук: Труды международ, конф.: Сб.ст. Орел, 9-14 октября 2006 г. / Отв. ред. А.Г. Мешков, В.Д. Селютин. - Орел: ОГУ. -Т.З. - 2006.

7. Савенков, А.И. Содержание и организация исследовательского обучения школьников / А.И. Савенков. - Москва: Сентябрь, 2003. - 204 с.

8. Середенко, П.В. Развитие исследовательских умений и навыков младших школьников в условиях перехода к образовательным стандартам нового поколения: монография / П.В. Середенко. - Южно-Сахалинск: Изд-во СахГУ, 2014.-208 с.

9. Шадриков, В.Д. Профессиональные способности / В.Д. Шадриков. - Москва: Университетская книга, 2010. - 313 с.

10. Шипилов, В. Перечень навыков soft skills и способы их развития / В. Шипилов // Корпоративный менеджмент: [сайт], 2016. - URL: https://www.cfin.ru/management/people/dev_val/soft-skills.shtml (дата обращения: 22.08.2017)

11. Gargi, G. Research Skills: What they are and Benefits / G. Gargi, K. Sandeep H QuestionPro: [сайт], 2023. - URL: https://www.questionpro.com/blog/research-skills/ (дата обращения: 24.09.2022)

12. Gordon, W. Developing Scientists' "Soft" Skills / W. Gordon // Bos: [сайт], 2014. - URL: https://eos/org/opinions/developing-scentists-soft-skills (дата обращения: 28.11.2023)

13. Research Skills in Science / Swinburne: [сайт|, 2023. - URL: https://www.swinburne.edu.au/study/courses/units/Research-Skills-in-Science-NPS30002/international_(flaTa обращения: 28.11.2023)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.