Научная статья на тему 'Введение понятия soft skills на уроках иностранного языка для студентов инженерных специальностей'

Введение понятия soft skills на уроках иностранного языка для студентов инженерных специальностей Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
22
3
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Концепт
ВАК
Область наук
Ключевые слова
мягкие навыки / профессиональная коммуникация / компетентностный подход / soft skills / преподавание иностранных языков / soft skills / professional communication / competency-based approach / foreign language teaching

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Зиннатуллина Лилия Махарямовна

Развитие мягких навыков (soft skills) является приоритетным в современную эпоху массовых коммуникаций. Наличие механизмов массовой коммуникации, в частности социальных сетей, позволяет обмениваться информацией, заниматься преподаванием, продвигать личный бренд и предоставлять различные услуги. Данные обстоятельства предъявляют значительные требования к наличию soft skills. Подобные требования справедливы к обучающимся не только гуманитарных, но и инженерных специальностей, так как полное предоставление информации о своей деятельности позволит улучшить позиции выступающего и достигнуть стабильно высокого навыка коммуникации. Понятие soft skills является достаточно широким и может быть интерпретировано обучающимися сквозь призму не академического опыта, а житейского. Данное обстоятельство может привести к неправильному восприятию требований soft skills, которые предъявляют к выпускникам технических вузов индустрия и возможные работодатели. Целью данного исследования стало определение уровня осведомленности обучающихся инженерных специальностей о мягких навыках (soft skills) и проведение опроса с целью выявить наиболее значимые компоненты данных навыков среди обучающихся. Также одной из целей исследования стало выявление роли обучающих материалов и применения таких материалов обучающимися на практике в оценке основных компонентов мягких навыков. В качестве исследовательского метода был использован метод опроса, который был направлен на выявление наиболее важных компонентов soft skills, по мнению обучающихся. Далее в роли обучающего компонента нами был выбран ресурс TED talks, наглядно иллюстрирующий успешное применение soft skills. После изучения обучающего материала, группового обсуждения перед учащимися была поставлена задача по подготовке публичного выступления в команде. В качестве критериев оценки были отобраны компоненты soft skills из учебных материалов. После завершения задания обучающимся было предложено пройти опрос еще раз и скорректировать свои оценки важных компонентов soft skills с учетом полученного опыта. Данные двух опросов были проанализированы и сопоставлены. Результаты исследования могут внести вклад в формирование soft skills и позволят повысить качество образовательного процесса для студентов не гуманитарной направленности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Зиннатуллина Лилия Махарямовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Introduction of soft skills concept in foreign language lessons for engineering program

The development of soft skills is a priority in the modern era of mass communications. The presence of mass communication mechanisms: social networks, makes it possible to exchange information, teach, promote a personal brand and provide various services. These circumstances place significant demands on the availability of soft skills. Such requirements are valid for students not only of humanities, but also of engineering specialties since full provision of information about their activities will improve the position of the speaker and achieve consistently high communication skills. The concept of soft skills is quite broad and can be interpreted by students through the prism of everyday experience rather than academic experience. This circumstance can lead to an incorrect perception of the soft skills requirements that the industry and possible employers place on graduates of engineering universities. This study is aimed at identifying the level of awareness of engineering students about soft skills. Also, one of the goals of the study was to identify the role of teaching materials and the use of such materials by students in practice in assessing the main components of soft skills. As a research method, a survey method was used, which was aimed at identifying the most important components of soft skills in the opinion of students. Next, as a training component, we chose the TED talks resource, which clearly illustrates the successful use of soft skills. After studying the training material and group discussion, the students were given the task of preparing a public speech as a team. Soft-skills components from the training materials were selected as evaluation criteria. After completing the task, students were asked to take the survey again and adjust their assessments of the important components of the soft skills considering the experience gained. Data from the two surveys were analyzed and compared. The results of the study can contribute to the formation of soft skills and will improve the quality of the educational process for non-humanitarian students.

Текст научной работы на тему «Введение понятия soft skills на уроках иностранного языка для студентов инженерных специальностей»



ISSN 2304-120X

ниепт

научно-методический электронный журнал

2023, № 11 (ноябрь) Раздел 5.8. Педагогика

ART 231110 DOI: 10.24412/2304-120X-2023-11110 УДК 378.147

Введение понятия soft skills на уроках иностранного языка для студентов инженерных специальностей

Introduction of soft skills concept in foreign language lessons

for engineering program

Автор статьи

L

Author of the article

Зиннатуллина Лилия Махарямовна,

кандидат филологических наук, доцент кафедры иностранных языков ФГБОУ ВО «Казанский национальный исследовательский технологический университет», г. Казань, Российская Федерация globuskazan@yandex.ru ОРСЮ: 0000-0001-8537-6864

Liliya M. Zinnatullina,

Candidate of Philological Sciences, Associate Professor, Foreign Languages Chair, Kazan National Research Technological University, Kazan, Russian Federation globuskazan@yandex.ru ORCID: 0000-0001-8537-6864

Конфликт интересов

I

Conflict of interest statement

Конфликт интересов не указан Для цитирования

Conflict of interest is not declared

For citation

Зиннатуллина Л. М. Введение понятия soft skills на уроках иностранного языка для студентов инженерных специальностей // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2023. - № 11. - С. 7386. - URL: https://e-koncept.ru/2023/231110.htm. DOI: 10.24412/2304-120X-2023-11110

Zinnatullina L. M. Introduction of soft skills concept in foreign language lessons for engineering program // Scientific-methodological electronic journal "Koncept". -2023. - No. 11. - P. 73-86. - URL: https://e-kon-cept.ru/2023/231110.htm. DOI: 10.24412/2304-120X-2023-11110

Поступила в редакцию Received 13.09.23 Получена положительная рецензия Received a positive review 20.10.23

Принята к публикации Accepted for publication 20.10.23 Опубликована Published 30.11.23

Creative Commons Attribution 4.0 International (CC BY 4.0) © Концепт, научно-методический электронный журнал, 2023 © Зиннатуллина Л. М., 2023

Аннотация

Abstract

I

Развитие мягких навыков (soft skills) является приоритетным в современную эпоху массовых коммуникаций. Наличие механизмов массовой коммуникации, в частности социальных сетей, позволяет обмениваться информацией, заниматься преподаванием, продвигать личный бренд и предоставлять различные услуги. Данные обстоятельства предъявляют значительные требования к наличию soft skills. Подобные требования справедливы к обучающимся не только гуманитарных, но и инженерных специальностей, так как полное предоставление информации о своей деятельности позволит улучшить позиции выступающего и достигнуть стабильно высокого навыка коммуникации. Понятие soft skills является достаточно широким и может быть интерпретировано обучающимися сквозь призму не академического опыта, а житейского. Данное обстоятельство может привести к неправильному восприятию требований soft skills, которые предъявляют к выпускникам технических вузов индустрия и возможные работодатели. Целью данного исследования стало определение уровня осведомленности обучающихся инженерных специальностей о мягких навыках (soft skills) и проведение опроса с целью выявить наиболее значимые компоненты данных навыков среди обучающихся. Также одной из целей исследования стало выявление роли обучающих материалов и применения таких материалов обучающимися на практике в оценке основных компонентов мягких навыков. В качестве исследовательского метода был использован метод опроса, который был направлен на выявление наиболее важных компонентов soft skills, по мнению обучающихся. Далее в роли обучающего компонента нами был выбран ресурс TED talks, наглядно иллюстрирующий успешное применение soft skills. После изучения обучающего материала, группового обсуждения перед учащимися была поставлена задача по подготовке публичного выступления в команде. В качестве критериев оценки были отобраны компоненты soft skills из учебных материалов. После завершения задания обучающимся было предложено пройти опрос еще раз и скорректировать свои оценки важных компонентов soft skills с учетом полученного опыта. Данные двух опросов были проанализированы и сопоставлены. Результаты исследования могут внести вклад в формирование soft skills и позволят повысить качество образовательного процесса для студентов не гуманитарной направленности.

The development of soft skills is a priority in the modern era of mass communications. The presence of mass communication mechanisms: social networks, makes it possible to exchange information, teach, promote a personal brand and provide various services. These circumstances place significant demands on the availability of soft skills. Such requirements are valid for students not only of humanities, but also of engineering specialties since full provision of information about their activities will improve the position of the speaker and achieve consistently high communication skills. The concept of soft skills is quite broad and can be interpreted by students through the prism of everyday experience rather than academic experience. This circumstance can lead to an incorrect perception of the soft skills requirements that the industry and possible employers place on graduates of engineering universities. This study is aimed at identifying the level of awareness of engineering students about soft skills. Also, one of the goals of the study was to identify the role of teaching materials and the use of such materials by students in practice in assessing the main components of soft skills. As a research method, a survey method was used, which was aimed at identifying the most important components of soft skills in the opinion of students. Next, as a training component, we chose the TED talks resource, which clearly illustrates the successful use of soft skills. After studying the training material and group discussion, the students were given the task of preparing a public speech as a team. Soft-skills components from the training materials were selected as evaluation criteria. After completing the task, students were asked to take the survey again and adjust their assessments of the important components of the soft skills considering the experience gained. Data from the two surveys were analyzed and compared. The results of the study can contribute to the formation of soft skills and will improve the quality of the educational process for non-humanitarian students.

Ключевые слова

Key words

мягкие навыки, профессиональная коммуникация, компетентностный подход, soft skills, преподавание иностранных языков

soft skills, professional communication, competency-based approach, foreign language teaching

Благодарности

Acknowledgements

Автор выражает благодарность президенту ассоциации экспертов по академическому письму «Национальный консорциум центров письма», директору Офиса академического письма Национального исследовательского технологического университета «МИСиС», директору Центра языковой подготовки и тестирования Московского физико-технического института (Научного исследовательского университета) (МФТИ), кандидату педагогических наук, доценту Елене Михайловне Базановой за полученные знания, вдохновение на новые научные эксперименты, поддержку; профессору, доктору филологических наук Елене Фридриховне Арсентьевой.

The author expresses gratitude to the President of the Association of Academic Writing Experts "National Consortium of Writing Centers", Director of the Academic Writing Office of the National Research Technological University "MISiS", Director of the Center for Language Training and Testing of the Moscow Institute of Physics and Technology (Scientific Research University) (MIPT), Candidate of Pedagogical Sciences, Associate Professor Elena Mikhailovna Bazanova for the knowledge gained, inspiration for new scientific experiments, support; Professor, Doctor of Philological Sciences Elena Fridrikhovna Arsentyeva.

Введение / Introduction

В настоящее время динамично развивающаяся среда требует изменения подходов к подготовке специалистов, обладающих широким набором различных компетенций [1], согласно мнению А. Г. Нагорной. Так, в работе М. В. Никоновой, которая рассматривает личностную компетенцию как часть общей профессиональной компетенции, внимание обращено к soft skills [2]. Одной из таких сравнительно недавно возникших и уже крайне востребованных на рынке труда компетенций является так называемый навык soft skills (букв. мягкие навыки), подробный разбор данной компетенции дается в работе ученых М. И. Беркович, Т. А. Кофановой, С. С. Тихоновой; так, мы наблюдаем необходимость развития компетенции мягких навыков уже на первой ступени высшего образования - бакалавриате [3]. Исследователь В. Чоудари в своей работе обращает внимание на то, что владение soft skills характерно не только для студентов гуманитарного профиля, оно может приносить значительную пользу обучению студентов инженерных специальностей [4]. Данная проблема не является новой, она подвергалась исследованиям как отечественных, так и западных ученых в сферах социологии, экономики, с недавних пор и педагогики. Так, А. А. Шаров определяет soft skills как совокупность «неспециализированных, важных для карьеры надпрофессиональных навыков, которые отвечают за успешное участие в профессиональной деятельности, высокую эффективность труда и являются сквозными, т. е. не связаны с конкретной специализированной, профессиональной областью» [5].

Н. А. Глузман и Н. В. Горбунова в своем монографическом исследовании подчеркивают, что soft skills как компетенция характеризует потенциальное качество человека как ячейки профессионального общества, детерминирует его готовность к эффективному сотрудничеству и выполнению своих обязанностей с социальной точки зрения, что отличает soft skills от так называемых hard skills, т. е. профессиональных, узкоспециализированных навыков [6]. Данный тезис поддерживается в статье Н. Г. Милорадовой, где приобретение и развитие soft skills рассматривается с точки зрения психологии руководителя [7].

ФГОС 3++ вводит понятие soft skills в перечень классических компетенций и обозначает их критерии, к которым относятся, в том числе [8, 9]:

1) системное и критическое мышление;

2) разработка и реализация проектов;

3) способность к командной работе и лидерству;

4) коммуникация;

5) межкультурное взаимодействие и т. д.

Так, можно сделать вывод, что данные составляющие компетенции необходимо развивать в студентах в том числе и негуманитарных специальностей. Нами была выдвинута гипотеза, что совместная работа над проектами на иностранном языке может способствовать развитию компетенции soft skills, что отражено в статье М. А. Нагое-вой [10]. Для подтверждения данной гипотезы нами было проведено опытно-экспериментальное исследование среди студентов старших курсов неязыковых (технических) специальностей с использованием популярной платформы Ted Talks.

Обзор литературы / Literature review

Сегодня роль Интернета и инновационных ресурсов является, безусловно, доминирующей как в повседневной и профессиональной, так и образовательной

сферах жизни. Ученые Т. А. Яркова, И. И. Черкасова заостряют внимание на том, что существует множество различных ресурсов, доступных каждому, чтобы сделать процесс обучения, в частности изучения иностранного языка, увлекательным [11]. В качестве такого ресурса можно выделить ресурс ESL Brains, который позволяет подобрать аутентичные материалы для улучшения качества обучения [12]. Отличительная черта ресурса TED, который был использован в нашем исследовании, заключается в том, что он может быть полезен ученым технических специальностей. Данный ресурс может быть использован для повышения квалификации не только у обучающихся, но и у педагогов высшей школы и средних профессиональных учреждений, как было описано в труде [13].

«TED (Technology Entertainment Design) - это название международной некоммерческой организации и интеллектуальных конференций, которые она организует. Миссия фонда - "идеи, достойные распространения", для чего лекции (или выступления на TED) выкладываются в открытый доступ» [14]. Платформа TED может служить дополнительным ресурсом (в случаях, когда обычных учебных материалов недостаточно), это позволяет разнообразить процесс обучения. Более того, конференции этого медиаре-сурса способствуют тому, что учащиеся знакомятся с новой лексикой, развиваются навыки аудирования и оказывается поддержка в общении. Эффективность данной платформы исследована и доказана многими педагогами, в частности, применительно к урокам иностранных языков для языковых и неязыковых специальностей.

Нами была поставлена задача использования данной платформы для исследования soft skills и дальнейшего построения выступлений студентов на примере выступлений на платформе.

Отечественная наука дает различные трактовки термина soft skills. Мягкие навыки рассматриваются в разрезе не только педагогики, но и менеджмента, психологии и других наук. Так, А. П. Егоршин, анализируя процесс обучения с точки зрения менеджмента, упоминает, что «обучение предназначено для обеспечения соответствия профессиональных знаний и умений работников современному уровню производства и управления» [15]. При этом современный уровень производства и управления требует от специалистов навыков, которые не были востребованы до сих пор. К таким навыкам относятся soft skills в сфере технических специальностей, так как координация и вовлечение в проекты значительного количества работников требуют особенных навыков коммуникации. Так, мягкие навыки включают в себя развитие творческого потенциала обучающихся, что благоприятно сказывается на их способностях коммуницировать, генерировать оригинальные идеи и воплощать их в жизнь, что отмечается в работе А. К. Ерсариевой [16]; акцент сделан на развитие творческого потенциала учащихся. О. Я. Пономарева рассматривает роль развития soft skills в процессе адаптации бывших учащихся к современному рынку труда, что показывает востребованность данных навыков работодателями [17]. О. В. Румянцева проводит обзор исследований использования soft skills на материалах наукометрической базы исследований Scopus [18]. Ученые Ю. В. Сорокопуд, Р. В. Козьяков, Н. Е. Ма-тюгин, Е. Ю. Амчиславская в своей статье рассматривают гибкость мышления как один из основных ключевых навыков подготовки специалистов [19].

Развитие гибких навыков невозможно без развития трансверсальных компетенций. Узкоспециализированные знания и профессиональные навыки являются недостаточным условием успеха в современных условиях труда; так, работа над быстрой адаптацией специалиста в различных рабочих условиях должна закладываться уже

на уровне университета. Подробнее о трансверсальных навыках можно прочитать в работе Л. М. Зиннатуллиной и Г. Н. Фахретдиновой [20], также в другой статье можно ознакомиться с успешным опытом синтеза данных навыков с общими тенденциями устойчивого развития, которые являются приоритетными в мировом сообществе [21].

В зарубежных исследованиях развитию навыка soft skills отводится значительное количество работ. Мы также наблюдаем разностороннее рассмотрение мягких навыков, в частности, нами были изучены работы по применению soft skills в рекрутинге персонала. Исследователи Н.Г. Брукс, Т. Х. Грир и С. А. Моррис проанализировали 798 объявлений о работе и выявили 20 основных навыков, наиболее востребованных при приеме на работу [22]. Также иностранные исследователи рассматривают функционирование soft skills в связке с построением рабочего процесса по стандартам AGILE development (гибкая разработка продукта).

Именно в такой среде мягкие навыки становятся наиболее востребованными и важными для развития, так как требуют от всех участников проекта максимальной способности эффективной коммуникации, наряду с этим рассматриваются адекватные критерии оценки результатов работы в команде как самими участниками, так и сторонними наблюдателями, как это указано у исследователей Х. Хасидим, Д. Алмога, С. Марка [23].

Исследователи Т. Кризи, В. С. Анантатмула рассматривают роль soft skills с точки зрения проектного управления, в частности, анализируется встраивание мягких навыков в личность человека [24]. Б. Шридхаран и Д. Боуд исследуют, как оценка вклада участников проекта, сторонняя и внутренняя, может повлиять на эффективность выполнения заданий, что непосредственно является частью развития soft skills [25].

Г. Толен, С. Джеймс Релли, C. Уорхерст, Дж. Коммандер проводят обзор ситуаций, возникающих при развитии гибких навыков в сфере студентов, занимающихся продажей недвижимости [26].

Помимо рассмотрения soft skills мы обратили внимание на развитие социокультурной компетенции современных обучающихся, так как процессы глобализации привели к созданию транснациональных компаний, объединяющих людей из разных стран над работой в различных проектах. Работа исследователей [27] подтверждает необходимость развития данного навыка для успешной коммуникации и выполнения совместных задач.

Также нами были рассмотрены работы, посвященные применению гибких навыков в сфере «креативной экономики», где применение soft skills становится стандартом ведения бизнеса и основным показателем успешности различных проектов; наряду с этим исследователи подчеркивают, что своевременное развитие мягких навыков ведет к большой продуктивности обучающегося и работника благодаря повышению шанса на самореализацию. Среди них можно выделить статью E. Манро [28], которая посвящена разработке методик по знакомству с soft skills в бизнес-среде, а именно в сфере «креативной экономики», где мы можем наблюдать работников, обладающих различной степенью развитости навыка.

С другой позиции рассматриваются soft skills учеными Л. Н. Степановой, Э. Ф. Зе-ером. Исследование представляет собой попытку спрогнозировать уровень удовлетворения студентов от самореализации - именно наличие развитых мягких навыков приводит к наиболее полному ощущению самореализации среди студентов [29].

Наконец, исследователи Ш. Йехиа, С. Ганн рассматривают эффект от развития soft skills среди студентов технических специальностей при студентоцентричном подходе [30].

Таким образом, мы можем заключить, что soft skills вызывают непосредственный интерес у отечественных и зарубежных исследователей как в традиционной педагогической науке, так и в междисциплинарных исследованиях.

Методологическая база исследования / Methodological base of the research

В качестве основных методов исследования нами были использованы следующие методы: опрос, тестирование и беседа. В качестве респондентов нами были опрошены студенты II курса, обучающиеся по специальности «Химическая технология» по дисциплине «Иностранный язык» в количестве 10 респондентов. В рамках занятий английским языком была проведена предварительная беседа о сути soft skills и способах их развития.

В качестве подготовки к исследованию студентам было предложено пройти краткий опрос, в котором им предлагалось ответить на следующие вопросы:

1) Что из нижеперечисленного наиболее точно соответствует soft skills?

- критическое мышление

- умение строить коммуникацию

- психофизиологическая устойчивость

- способность работать в команде

- межкультурное взаимодействие

- разработка проектов

- самоорганизация и саморазвитие

2) Сформулируйте ваше собственное понимание soft skills.

3) Что, по Вашему мнению, из нижеперечисленного является наиболее важной составляющей soft skills ?

- психологические факторы (стрессоустойчивость, эмоциональность и т. д.)

- коммуникативные навыки

- критическое мышление

- профессиональная компетентность

Результаты исследования / Research results

Результаты опроса студентов представлены на рис. 1. Среди трех наиболее частых ответов о ведущих soft skills являются критическое мышление - 28% опрошенных, разработку проектов выбрали 20% опрошенных, также 16% отметили умение строить коммуникацию, наименее значимым навыком, с точки зрения корреспондентов, является межкультурное воздействие - 4%.

Стоит отметить, что компонент критического мышления является составляющим значительного количества компетенций. Однако респонденты отметили его наиболее значимым, что может быть связано со спецификой технического направления обучающихся, что подразумевает под собой проведение экспериментальных исследований и критическую оценку полученных результатов.

Также второй по популярности ответ «Разработка и руководство проектами» может также косвенно свидетельствовать о проведении экспериментальных исследований в лабораторных условиях, длительность эксперимента и деление обучающихся на бригады по 4-5 человек приводят к расстановке ролей участвующих: руководитель, оператор, ассистент и документовед.

Третий по популярности ответ «Умение строить коммуникацию» является универсальным навыком, который позволяет успешно функционировать любому процессу - от учебного до делового.

Опрос выбранной группы студентов Что из нижеперечисленного наиболее точно соответствует

навыкам soft skills?

self-management самоорганизация и саморазвитие

project managing разработка проектов

intercultural communication межкультурное взаимодействие

collaboration способность работать в команде

mental ballast психофизиологическая устойчивость

communication умение строить коммуникацию

critical thinking критическое мышление

10%

20%

4%

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

10%

12%

16%

28%

0% 5% 10% 15% 20% 25% 30%

Рис. 1. Ответы обучающихся на первый вопрос из опросника: «Что из нижеперечисленного наиболее точно

соответствует soft skills?»

В следующем задании на свободную формулировку ответов мы выделили такие наиболее частые ответы:

- Лидерство (Leadership).

- Разрешение конфликтов (Conflict resolution).

- Фокус не столько на цифровых данных, сколько на их интерпретации (Not as much focus is on the data aspect but on other things).

- Научиться общаться с людьми и работать вместе (Learning to deal with people and working together).

- Способность общаться (Ability to communicate).

- Организация рабочего времени (Time management).

- Как устроен мозг (The way the brain is structured).

- Критическое наблюдение (Critical observation).

Свободные ответы коррелируют с вышеприведенными. Ответы «Лидерство», «Научиться общаться с людьми и работать вместе» и «Разрешение конфликтов» соотносятся с основным компонентом «Разработки и руководства проектами». «Критическое наблюдение», «Фокус на интерпретации данных» соотносятся с компонентом «Критическое мышление». Также наблюдается корреляция между «Способностью общаться» и «Умением строить коммуникацию».

Опрос выбранной группы студентов Что, по вашему мнению, из нижеперечисленного является наиболее важной составляющей soft skills?

профессиональная компетентность

критическое мышление

24%

42%

коммуникативные навыки

16%

психологические факторы (стрессоустойчивость, эмоциональность и т.д.)

18%

0% 5% 10% 15% 20% 25% 30% 35% 40% 45%

Рис. 2. Ответы обучающихся на третий вопрос из опросника: «Что, по Вашему мнению, из нижеперечисленного является наиболее важной составляющей soft skills?»

Такое распределение данных коррелирует с мнением студентов, что наиболее важным компонентом soft skills является критическое мышление, тогда как коммуникативный компонент отбрасывается большинством опрашиваемых. На второе место обучающиеся поставили профессиональную компетентность, которая не всегда коррелирует с soft skills, но может служить важным компонентом профессиональной коммуникации. Психологические факторы и коммуникативные навыки были поставлены на третье и четвертое места по важности.

Далее в качестве предэкспериментального этапа нами было предложено изучить существующие проекты на платформе TED Talk по данным темам: "8 TED Talks to strengthen your soft skills" (пер. 8 Ted Talks для улучшения ваших навыков soft skills). В большинстве данных презентаций докладчики упоминают такие факторы soft skills, как коммуникация, эмпатия, соблюдение рабочей этики и субординации, умение вести переговоры и т. д.

Опытная часть исследования состояла в командной работе студентов, которые должны были презентовать доклады на смежные темы - представить анализ использования soft skills в их областях деятельности (технические специальности в области химической промышленности). Студенты разделились на три подгруппы и готовили доклады командами, что способствовало развитию навыков командной работы, умений решать конфликтные и спорные моменты, лидерства.

После опытной части, на завершающем этапе экспериментальной работы, студентам вновь было предложено пройти опрос с целью выявить изменения, при наличии таковых, их позиции по мягким навыкам.

Нами было выявлено существенное отклонение в полученных ответах. Из значительных изменений можно отметить повышение роли «Умения строить коммуникацию» - с 16% до 22%, снижение роли компонента «Разработка и руководство проектами» - с 20% до 12%. Также снизилась роль «межкультурного взаимодействия», мы связываем это с тем, что студенты в ходе работы не встречались с компонентами или представителями другой культуры, таким образом, эта компетенция осталась невостребованной.

Второй этап опроса выбранной группы студентов Что из нижеперечисленного наиболее точно соответствует

навыкам soft skills?

self-management... proj ect managing... intercultural communication...

collaboration. mental ballast. communication... critical thinking...

14%

12%

2%

12%

14%

0%

5%

10%

15%

24%

22%

20% 25%

30%

Рис. 3. Ответы обучающихся на первый вопрос из опросника второго этапа: «Что из нижеперечисленного

наиболее точно соответствует soft skills?»

В данном рисунке мы наблюдаем изменения отношения к основным компонентам soft skills. Мы наблюдаем значительный рост «коммуникативных навыков» в качестве самых востребованных компонентов - с 16% до 34%. Роль «критического мышления» снизилась с 42% до 28%, а роль «профессиональной компетенции» снизилась с 24% до 16%.

Второй этап опроса выбранной группы студентов Что, по вашему мнению, из нижеперечисленного является наиболее важной составляющей soft skills?

профессиональная компетентность

критическое мышление

коммуникативные навыки психологические факторы

16%

28%

34%

22%

0% 5% 10% 15% 20% 25% 30% 35% 40%

Рис. 4. Ответы обучающихся на третий вопрос из опросника второго этапа: «Что, по Вашему мнению, из нижеперечисленного является наиболее важной составляющей

soft skills ?»

Полученные изменения можно проследить также на диаграмме, демонстрирующей корреляцию между первым и вторым этапами опроса.

Сравнительная диаграмма результатов первого и второго этапов опроса Что из нижеперечисленного наиболее точно соответствует навыкам 30% -soft skills?

28%

1 опрос 2 опрос

25%

20%

15%

10%

5%

% 2%

0%

г / /

¿г

S

<s>

Рис. 5. Сравнительная диаграмма полученных результатов первого и второго этапов опроса

Сравнение результатов двух опросов позволяет наглядно убедиться в том, что ресурс ТЕБТа1к позволяет в достаточно короткие сроки получить более точную картину о базовых мягких навыках. Данные навыки являются достаточно динамичными и пластичными по своей природе. Так, мы не можем утверждать, что в успешной коммуникации может быть эффективным только набор из компонентов, выявленных в ходе исследования. Значительную роль в успешной коммуникации могут играть экстралингвистические или опосредованно лингвистические компоненты, которые выходят за рамки данного исследования. Данный тезис можно проследить в результатах, представленных на диаграмме ниже.

Сравнительная диаграмма результатов первого и второго этапов опроса Что, по вашему мнению, из нижеперечисленного является наиболее важной составляющей soft skills?

45% 40% 35% 30% 25% 20% 15% 10% 5% 0%

_ -Опрос 1 — -Опрос 2

Рис. 6. Сравнительная диаграмма полученных результатов первого и второго этапов опроса

Как мы можем наблюдать, «коммуникативные навыки» и «психологические» факторы начинают играть более значимую роль после ознакомления обучающихся с материалами TEDTalks и подготовки выступления в данном формате. Так, симбиоз теоретической базы и применения таких знаний на практике позволяет отработать soft skills и подготовиться к профессиональной деятельности с учетом специфики такой коммуникации.

Заключение / Conclusion

В ходе опытно-экспериментального исследования студентам было предложено ознакомиться с понятием soft skills. В дальнейшем обучающимся было необходимо сопоставить данную компетенцию с практическими навыками, необходимыми для успешной командной работы над проектом.

Первичный опрос показал, что студенты выделяли компоненты критического мышления и управления проектами, в качестве наиболее важных при развитии soft skills умение строить коммуникацию было лишь на третьем месте. После знакомства с платформой TEDTalk и изучения материалов, направленных на описание и развитие soft skills, а также подготовки выступления в формате TEDTalks студенты прошли опрос вторично. Результаты опроса значительно поменялись; так, компонент «умение строить коммуникацию» стал наиболее значимым для респондентов, «критическое мышление» заняло второе место, на третье место вышли компоненты психофизиологической устойчивости и самоорганизации.

Данные, полученные в ходе опроса, показывают, что для студентов необходимыми для эффективной работы оказались навыки выстраивать коммуникацию и отстаивать свою точку зрения, для чего необходимо развитие психологических факторов.

42%

22% 1

24% 16%

психологические факторы (стрессоустойчивость, эмоциональность и т.д.)

коммуникативные навыки

критическое мышление

профессиональная компетентность

Впоследствии студенты, анализируя собственную работу, высказывались, что для работы в команде их профессиональные навыки и знания оказались не столь важны, как умение коммуницировать и слышать друг друга. На наш взгляд, данные изменения обусловлены тем, что знание лишь теоретических основ soft skills не позволяет в полном объеме оценить процесс профессиональной коммуникации и подготовиться к публичному выступлению. Знакомство с мягкими навыками и их отработка студентами технического профиля, безусловно, позволят расширить их профессиональные компетенции и выпускать более квалифицированных специалистов.

Ссылки на источники / References

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

1. Нагорная А. Г. Формирование гибких навыков (Soft Skills) в процессе изучения дисциплины // «Педагогические технологии межкультурной коммуникации» в Техническом ВУЗе. - 2020. - № 10. - С. 32-39.

2. Никонова М. В. Личностная компетенция в структуре профессиональной компетентности руководителя // Вестник Самарского муниципального института управления. - 2005. - № 3. - С. 187-196.

3. Беркович М. И., Кофанова Т. А., Тихонова С. С. Soft skills (мягкие компетенции) бакалавра: оценка состояния и направления формирования // Вестник Воронежского государственного университета. Серия: Экономика и управление. - 2018. - № 4. - C. 63-68.

4. Chowdary D. V. The importance of training engineering students in soft skills // Abhinav: International Monthly Refereed Journal of Research in Management & Technology. - 2014. - № 3 (1). - URL: https://www.researchgate.net/publica-tion/293313936_THE_IMPORTANCE_OF_TRAINING_ENGINEERING_STUDENTS_IN_SOFT-SKILLS

5. Шаров А. А. Soft-компетенции как результат подготовки педагогов профессионального образования // Инновационная научная современная академическая исследовательская траектория (ИНСАЙТ). - 2021. - № 2 (5). - C. 82-90. DOI: 10.17853/2686-8970-2021-2-82-90

6. Глузман Н. А., Горбунова Н. В. Профессионализм педагога: успешность и карьера: монография. - М.: ИНФРА-М, 2019. - 314 c.

7. Милорадова Н. Г. Психологические проблемы обучения руководителей // Вестник МГСУ. - 2007. - № 2. - С. 62-65.

8. ФГОС ВО 3++ направление подготовки 13.04.01. - URL: https://clck.ru/RM93h

9. ФГОС ВО 3++ направление подготовки 13.04.02. - URL: https://clck.ru/RM955

10. Нагоева М. А. Актуальные проблемы образования в современном периоде формирования общества // Проблемы экономики и юридической практики. - 2019. - Т. 15. - № 3. - C. 137-139.

11. Яркова Т. А., Черкасова И. И. Формирование гибких навыков у студентов в условиях реализации профессионального стандарта педагога // Вестник Тюменского государственного университета. Гуманитарные исследования. Humanitates. - 2016. - Т. 2. - № 4. - C. 222-234.

12. ESL Brains. - URL: https://eslbrains.com

13. Gurianov I. O., Konopleva N. V., Gluzman N. A. Modernization of higher school teachers' professional training as a strategy of forming their professionalism // Hamdard Islamicus. - 2020. - Vol. 43. - Is. 1. - P. 1428-1434.

14. 8 TED Talks to strengthen your soft skills. - URL: https://enterprisersproject.com/soft skills-TED-Talks

15. Егоршин А. П. Управление персоналом: учеб. для вузов. - Н. Новгород: НИМБ, 2003. - С. 692.

16. Ерсариева А. К. Значимость развития творческого потенциала учащихся // Сборники конференций НИЦ ^циосфера. - 2020. - № 38. - C. 40-41.

17. Пономарева О. Я. Сформированность гибких навыков (soft skills) как условие адаптации современного поколения к рынку труда // Актуальные проблемы социального профессионально-экономического вхождения молодежи региональную общественно-производственную среду: материалы II Междунар. науч.-практ. конф. - Екатеринбург, 2018. - С. 29-33.

18. Румянцева О. В. Исследования soft skills в высшем образовании: топ-100 в международной базе Scopus // Интеграция образования. - 2021. - Т. 25. - № 4. - С. 593-607. - URL: https://doi.org/10.15507/1991-9468.105.025.202104.593-607

19. Сорокопуд Ю. В., Козьяков Р. В., Матюгин Н. Е., Амчиславская Е. Ю. Гибкость мышления как востребованный «мягкий навык» (soft skills) современных специалистов // Мир науки, культуры, образования. - 2020. - № 6 (85). - C. 400-402.

20. Зиннатуллина Л. М., Фахретдинова Г. Н. Развитие трансверсальных навыков на уроке иностранного языка в инженерном вузе на основе опыта европейского союза // Проблемы современного педагогического образования. - 2021. - № 70-1. - С. 148-149.

21. Фахретдинова Г. Н., Зиннатуллина Л. М. Интеграция целей устойчивого развития в процесс преподавания иностранного языка в вузе // Тенденции развития науки и образования. - 2022. - № 91-2. - С. 51-54.

22. Brooks N. G., Greer T. H., Morris S. A. Information systems security job advertisement analysis: Skills review and implications for information systems curriculum // Journal of Education for Business. - 2018. - № 93 (5). - Р. 213221. - URL: https://doi.org/10.1080/08832323.2018.1446893

23. Chasidim H., Almog D., Mark S. Fostering soft skills in project-oriented learning within an agile atmosphere // European Journal of Engineering Education. - 2018. - № 43 (4). - Р. 638-650. - URL: https://doi.org/10.1080/03043797.2017.1401595

24. Creasy T., Anantatmula V. S. From Every Direction - How Personality Traits and Dimensions of Project Managers Can Conceptually Affect Project Success // Project Management Journal. - 2013. - № 44(6). - Р. 36-51. - URL: https://doi.org/10.1002/pmj.21372

25. Sridharan B., Boud D. The effects of peer judgements on teamwork and self-assessment ability in collaborative group work assessment and evaluation in higher education // Assessment & Evaluation in Higher Education. -2019. - № 44 (6). - Р. 894-909. - URL: https://doi.org/10.1080/02602938.2018.1545898

26. Tholen G., Relly S. J., Warhurst C., Commander J. Higher Education, Graduate Skills and the Skills of Graduates: The Case of Graduates as Residential Sales Estate Agents // British Educational Research Journal. - 2016. - 42(3). - Р. 508-523. - URL: https://doi.org/10.1002/berj.3222

27. Guryanov I. O., Rakhimova A. E., Guzman M. C. Socio-cultural competence in teaching foreign languages // International Journal of Higher Education. - 2019. - Vol. 8. - Is. 7. - P. 116-120.

28. Munro E. Building Soft Skills in the Creative Economy: Creative Intermediaries, Business Support and the "Soft Skills Gap" // Poetics. - 2017. - № 64. - Р. 14-25. - URL: https://doi.org/10.1016Zj.poetic.2017.07.002

29. Stepanova L. N., Zeer E. F. Soft Skills as Predictors of Students' Life Self-Fulfilment // Obrazovanie i nauka = The Education and Science Journal. - 2019. - № 21(8). - Р. 65-89. - URL: https://doi.org/10.17853/1994-5639-2019-8-65-89

30. Yehia S., Gunn C. Enriching the learning experience for civil engineering students through learner-centered teaching // Journal of Professional Issues in Engineering Education and Practice. - 2018. - № 144 (4). - URL: https://doi.org/10.1061/(ASCE)EI.1943-5541.00003

1. Nagornaya, A. G. (2020). "Formirovanie gibkih navykov (Soft Skills) v processe izucheniya discipliny" [Fostering Soft Skills in the process of studying the discipline], Pedagogicheskie tekhnologii mezhkul'turnoj kommunikacii" v Tekhnicheskom VUZe, № 10, pp. 32-39 (in Russian).

2. Nikonova, M. V. (2005). "Lichnostnaya kompetenciya v strukture professional'noj kompetentnosti rukovoditelya" [Personal competence in the structure of professional competency of the leader], Vestnik Samarskogo munici-pal'nogo instituta upravleniya, № 3, pp. 187-196 (in Russian).

3. Berkovich, M. I., Kofanova, T. A., & Tihonova, S. S. (2018). "Soft skills (myagkie kompetencii) bakalavra: ocenka sostoyaniya i napravleniya formirovaniya" [Soft skills of a bachelor: assessment of the state and direction of formation], Vestnik Voronezhskogo gosudarstvennogo universiteta. Seriya: Ekonomika i upravlenie , № 4, pp. 63-68 (in Russian).

4. Chowdary, D. V. (2014). "The importance of training engineering students in soft skills", Abhinav: International Monthly Refereed Journal of Research in Management & Technology, № 3 (1). Available at: https://www.re-searchgate.net/publication/293313936_THE_IMPORTANCE_OF_TRAINING_ENGINEERING_STUDENTS_IN_SOFT-SKILLS (in English).

5. Sharov, A. A. (2021). "Soft-kompetencii kak rezul'tat podgotovki pedagogov professional'nogo obrazovaniya" Soft skills as a result of training of vocational education teachers], Innovacionnaya nauchnaya sovremennaya akad-emicheskaya issledovatel'skaya traektoriya (INSAJT), № 2 (5), pp. 82-90. DOI: 10.17853/2686-8970-2021-2-82-90 (in Russian).

6. Gluzman, N. A., & Gorbunova, N. V. (2019). Professionalizm pedagoga: uspeshnost' i kar'era [Teacher professionalism: success and career]: monografiya, INFRA-M, Moscow, 314 p. (in Russian).

7. Miloradova, N. G. (2007). "Psihologicheskie problemy obucheniya rukovoditelej" [Psychological problems of training directors], Vestnik MGSU, № 2, pp. 62-65.

8. FGOS VO 3++ napravlenie podgotovki 13.04.01 [FSES of HE 3++ area of training 13.04.01]. Available at: https://clck.ru/RM93h (in Russian).

9. FGOS VO 3++ napravlenie podgotovki 13.04.02 [FSES of HE 3++ area of training 13.04.02]. Available at: https://clck.ru/RM955 (in Russian).

10. Nagoeva, M. A. (2019). "Aktual'nye problemy obrazovaniya v sovremennom periode formirovaniya obshchestva" [Actual issues of education in the modern period of society formation], Problemy ekonomiki i yuridicheskoj praktiki, t. 15, № 3, pp. 137-139 (in Russian).

11. Yarkova, T. A., & Cherkasova, I. I. (2016). "Formirovanie gibkih navykov u studentov v usloviyah realizacii professional'nogo standarta pedagoga" [Fostering flexible skills among students in the context of the implementation of

H. M. 3mmmyAAum

the professional standard of the teacher], Vestnik Tyumenskogo gosudarstvennogo universiteta. Gumanitarnye is-sledovaniya. Humanitates, t. 2, № 4, pp. 222-234 (in Russian).

12. ESL Brains. Available at: https://eslbrains.com (in English).

13. Gurianov, I. O., Konopleva, N. V., & Gluzman, N. A. (2020). "Modernization of higher school teachers' professional training as a strategy of forming their professionalism", Hamdard Islamicus, vol. 43, is. 1, pp. 1428-1434 (in English).

14. 8 TED Talks to strengthen your soft skills. Available at: https://enterprisersproject.com/soft skills-TED-Talks (in English).

15. Egorshin, A. P. (2003). Upravlenie personalom [Personnel Management]: ucheb. dlya vuzov, NIMB, N. Novgorod, p. 692 (in Russian).

16. Ersarieva, A. K. (2020). "Znachimost' razvitiya tvorcheskogo potenciala uchashchihsya" [The importance of developing students' creative potential], Sborniki konferencij NIC Cociosfera, № 38, pp. 40-41 (in Russian).

17. Ponomareva, O. Ya. (2018). "Sformirovannost' gibkih navykov (soft skills) kak uslovie adaptacii sovremennogo po-koleniya k rynku truda" [Development of soft skills as a condition for adaptation of the modern generation to the labor market], Aktual'nye problemy social'nogo professional'no-ekonomicheskogo vhozhde-niya molodezhi region-al'nuyu obshchestvenno-proizvodstvennuyu sredu: materialy II Mezhdunar. nauch.-prakt. konf, Ekaterinburg, pp. 29-33 (in Russian).

18. Rumyanceva, O. V. (2021). "Issledovaniya soft skills v vysshem obrazovanii: top-100 v mezhdunarodnoj baze Scopus" [Research on soft skills in higher education: top 100 in the international Scopus database], Integraciya obra-zovaniya, y. 25, № 4, pp. 593-607. Available at: https://doi.org/10.15507/1991-9468.105.025.202104.593-607 (in Russian).

19. Sorokopud, Yu. V., Koz'yakov, R. V., Matyugin, N. E., & Amchislavskaya, E. Yu. (2020). "Gibkost' myshleniya kak vostrebovannyj "myagkij navyk" (soft skills) sovremennyh specialistov" [Flexibility of thinking as a sought-after "soft skill" of modern specialists], Mir nauki, kul'tury, obrazovaniya, № 6 (85), pp. 400-402 (in Russian).

20. Zinnatullina, L. M., & Fahretdinova, G. N. (2021). "Razvitie transversal'nyh navykov na uroke inostrannogo yazyka v inzhenernom vuze na osnove opyta evropejskogo soyuza" [Development of transversal skills in a foreign language lesson at an engineering university based on the experience of the European Union], Problemy sovremennogo pedagogicheskogo obrazovaniya, № 70-1, pp. 148-149 (in Russian).

21. Fahretdinova, G. N., & Zinnatullina, L. M. (2022). "Integraciya celej ustojchivogo razvitiya v process prepodavaniya inostrannogo yazyka v vuze" [Integration of Sustainable Development Goals into the process of teaching a foreign language at a university], Tendencii razvitiya nauki i obrazovaniya, № 91-2, pp. 51-54 (in Russian).

22. Brooks, N. G., Greer, T. H., & Morris, S. A. (2018). "Information systems security job advertisement analysis: Skills review and implications for information systems curriculum", Journal of Education for Business, № 93 (5), pp. 213221. Available at: https://doi.org/10.1080/08832323.2018.1446893 (in English).

23. Chasidim, H., Almog, D., & Mark, S. (2018). "Fostering soft skills in project-oriented learning within an agile atmosphere", European Journal of Engineering Education, № 43 (4), pp. 638-650. Available at: https://doi.org/10.1080/03043797.2017.1401595 (in English).

24. Creasy, T., & Anantatmula, V. S. (2013). "From Every Direction - How Personality Traits and Dimensions of Project Managers Can Conceptually Affect Project Success", Project Management Journal, № 44(6), pp. 36-51. Available at: https://doi.org/10.1002/pmj.21372 (in English).

25. Sridharan, B., & Boud, D. (2019). "The effects of peer judgements on teamwork and self-assessment ability in collaborative group work assessment and evaluation in higher education", Assessment & Evaluation in Higher Education, № 44 (6), pp. 894-909. Available at: https://doi.org/10.1080/02602938.2018.1545898 (in English).

26. Tholen, G., Relly, S. J., Warhurst, C., & Commander, J. (2016). "Higher Education, Graduate Skills and the Skills of Graduates: The Case of Graduates as Residential Sales Estate Agents", British Educational Research Journal, 42(3), pp. 508-523. Available at: https://doi.org/10.1002/berj.3222 (in English).

27. Guryanov, I. O., Rakhimova, A. E., & Guzman, M. C. (2019). "Socio-cultural competence in teaching foreign languages", International Journal of Higher Education, vol. 8, is. 7, pp. 116-120 (in English).

28. Munro, E. (2017). "Building Soft Skills in the Creative Economy: Creative Intermediaries, Business Support and the "Soft Skills Gap", Poetics, № 64, pp. 14-25. Available at: https://doi.org/10.1016/j.poetic.2017.07.002 (in English).

29. Stepanova, L. N., & Zeer, E. F. (2019). "Soft Skills as Predictors of Students' Life Self-Fulfilment", Obrazovanie i nauka = The Education and Science Journal, № 21(8), pp. 65-89. Available at: https://doi.org/10.17853/1994-5639-2019-8-65-89 (in English).

30. Yehia, S., & Gunn, C. (2018). "Enriching the learning experience for civil engineering students through learner-centered teaching", Journal of Professional Issues in Engineering Education and Practice, № 144 (4). Available at: https://doi.org/10.1061/(ASCE)EI.1943-5541.00003 (in English).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.