Научная статья на тему 'ФОРМИРОВАНИЕ НАУЧНО-ФИЛОСОФСКОЙ КОНЦЕПЦИИ МЕЖДУНАРОДНОГО ЭКОНОМИЧЕСКОГО ПРИНУЖДЕНИЯ'

ФОРМИРОВАНИЕ НАУЧНО-ФИЛОСОФСКОЙ КОНЦЕПЦИИ МЕЖДУНАРОДНОГО ЭКОНОМИЧЕСКОГО ПРИНУЖДЕНИЯ Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
философия / международные отношения / концепция международного экономического принуждения / силовое принуждение / Иммануил Кант / Лига Наций / philosophy / international relations / concept of international economic coercion / force coercion / Immanuel Kant / League of Nations

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — А.А. Бежанов

В статье автор исследует философский аспект концепции международного экономического принуждения, приводит ретроспективный анализ изменения взглядов на силовое, в т.ч межгосударственное принуждение, известных философов и политиков от эпохи Возрождения до ХХ века, анализирует степень влияния исторических событий на изменение философской оценки мер экономического принуждения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FORMATION OF THE SCIENTIFIC AND PHILOSOPHICAL CONCEPT OF INTERNATIONAL ECONOMIC COERCION

In the article, the author examines the philosophical aspect of the concept of international economic coercion, provides a retrospective analysis of changes in views on force, including interstate coercion, of famous philosophers and politicians from the Renaissance to the twentieth century, analyzes the degree of influence of historical events on changes in the philosophical assessment of measures of economic coercion.

Текст научной работы на тему «ФОРМИРОВАНИЕ НАУЧНО-ФИЛОСОФСКОЙ КОНЦЕПЦИИ МЕЖДУНАРОДНОГО ЭКОНОМИЧЕСКОГО ПРИНУЖДЕНИЯ»

ФОРМИРОВАНИЕ НАУЧНО-ФИЛОСОФСКОЙ КОНЦЕПЦИИ МЕЖДУНАРОДНОГО ЭКОНОМИЧЕСКОГО ПРИНУЖДЕНИЯ

А.А. Бежанов, аспирант

Санкт-Петербургский университет технологий управления и экономики (Россия, г. Санкт-Петербург)

DOI:10.24412/2500-1000-2024-8-2-186-190

Аннотация. В статье автор исследует философский аспект концепции международного экономического принуждения, приводит ретроспективный анализ изменения взглядов на силовое, в т.ч межгосударственное принуждение, известных философов и политиков от эпохи Возрождения до ХХ века, анализирует степень влияния исторических событий на изменение философской оценки мер экономического принуждения.

Ключевые слова: философия, международные отношения, концепция международного экономического принуждения, силовое принуждение, Иммануил Кант, Лига Наций.

Научно-философская концепция международного экономического принуждения начала формироваться в ХХ веке, что совпало по времени с появлением Лиги Наций.

В 1920 году, одним из итогов Первой мировой войны стала потребность в формировании института, который был призван не допустить ее повторение. Страны Антанты организовали Лигу Наций, которая стала первой межправительственной организацией, назначение которой была коллективная безопасность, сначала непосредственно стран организаторов, с постепенным ростом участников - мировая. Задачами, которые были поставлены перед Лигой Наций, стали урегулирования межгосударственных споров дипломатическими переговорами в целях предотвращение военных действий и улучшение качества жизни населения Земли.

Вместе с тем, идею о необходимости создания международного союза самостоятельных государств, впервые высказал великий философ Иммануил Кант, а теоретическая система использования экономических санкций как средства политического влияния была изложена в монографии английского ученого Д. Митрани «Проблема международных санкций» спустя чуть ли не полтора века [5].

При этом В.В. Колотуша отмечает, что концептуализация санкций как вида силового принуждения уже находилась в русле обсуждения проблемы демаркации наси-

лия и ненасилия, которая берет начало в русской философии конца XIX - начала XX вв. При этом в неявном виде соответствующие идеи возникли еще в античной философии. В работах античных философов были сформулированы основные принципы организации государственного силового принуждения, они видели необходимость в применении силы государством для достижения общего блага, мира, безопасности государства, торжества справедливости [3].

Другой известный британский ученый, философ Джон Локк, придерживавшийся взглядов эмпиризма и либерализма, связывал необходимость применения государствами мер силового принуждения в целях исполнения государственных законов, которые должны соответствовать естественным и неотъемлемым правам человека (право на жизнь, собственность, свободу и пр.). Философ полагал, что сила является именно тем фактором, который определяет исполнимость закона, при этом она должна строго подчиняться исполнительной и федеративной власти государства. Именно концентрация силы в одних руках может обеспечить реализацию законов, принятых властью законодательной, и для выстраивания взаимоотношений со странами, с которыми государство находится в естественном состоянии [2].

Одним из кирпичиков в формировании современной научно-политической концепции международного экономического

принуждения является работа «О праве войны и мира», написанная голландцем Гуго Гроцием 1625 году. Своей работой этот видный государственный деятель своего времени внес существенный вклад в формирование концепции государственного силового принуждения, при этом, он задолго до Джона Локка высказал постулат о том, что право, реализуемое государством посредством принятия законов, в полном мере не может не может реализовать свое предназначение, а именно принуждению к справедливости, без применения силы. В данном контексте Гуго Гро-ций, соотнеся силу права и силу принуждения, определил первоочередную роль права и факультативное значение силы, как инструмента, способствующего к соблюдению законов и реализации права в целом. Голландский мыслитель в своем труде также определил принципы, которых следует придерживаться государствам, при осуществлении политики межгосударственных взаимоотношений, определив в качестве базиса верховенство справедливости и права над силовым принуждением [1].

Следующей монументальной работой, в рамках которой автор предпринял попытку осмысления залога мирного существования государств и народов, является трактат Иммануила Канта «К вечному миру», изданный в 1795 году, наряду с еще несколькими работами данного, касавшимися философии истории и политики. В указанном трактате немецкий мыслитель высказывает идею, что для установление вечного мира достижимо при применении определенной международно-правой системы, основными условиями создания которой является международный союз самостоятельных республиканских государств. В качестве республиканского государства И. Кант понимает государство, обеспечивающим правовое устройство общество вне зависимости от формы правления, а применение таким государством силы считает принуждением. Вместе с тем, та же сила, но примененная деспотическим государством, признается Кантом насилием. К деспотическому философ относит любое государство, не обеспечивающее правовое устрой-

ство гражданского общества, также вне зависимости от формы власти, будь то автократия или демократия. Признаком неправового государства, по мнению автора, является нахождение законодательной и исполнительной власти в одних руках, позволяющее государству самовластно исполнять принятые им самом законы [3].

Анализируя рассуждения Иммануила Канта, читатель может прийти к выводу, что автор, в том числе, задумывался о необходимости создания международных сил по поддержанию мирового правопорядка, главной целью которых будет принуждение к соблюдению норм права в международных отношениях, без права и возможности влиять на суверенитет отдельных государств в части политического устройства или их формы правления. Законосообразность внешних отношений государств философ считает определяющим условием для создания совершенного гражданского устройства.

Хочется отметить, что часть положений, которые разработал немецкий ученый в своем трактате, ныне реализована в современных нормах международного права. Кант видел перспективу вечного мира не в том, что государства и их народы осознают блага такого состояния, а в усилении экономических взаимосвязей между различными странами [3].

Резюмируя перечисленные выше научно-философские работы, можно сформировать следующие философские идеи, касающиеся международного принуждения:

- только правовые государства вправе применять меры силового принуждения, только тогда оно будет носить форму именно принуждения, не насилия, как при деспотизме;

- целью применения силового принуждения должна быть исключительно необходимость достижения общего блага, мира и торжества справедливости;

- все государства должны стремиться к развитию международных взаимоотношений, основанных на праве и справедливости;

- силовое принуждение необходимо для претворения в жизнь законов, для поддержания отношений с другими странами, с

которыми государство находится в естественном состоянии;

- право, в форме принятых государством законов, не способно быть реализованым в отсутствии силы, способной претворить его в жизнь

- принуждение к справедливости должно осуществляться на основе закона - инструмента государства, призванного способствовать реализации права;

- регулирование международных отношений на основе права и справедливости должно осуществляться на основании международного права и путем создания международного союза самостоятельных государств.

Сегодня очевидно, что многие из озвученных идей нашли свое отражение в сегодняшних реалиях жизни, получается, они оказали значимое влияние на формирование концепции экономических санкций, фундамент которой заложили работы либералистов Д. Митрани, Н.М. Батлера, Р.Ф. Роксбурга, Э. Рута, Дж.Б. Скотт.

Концепцию политики применения санкций, сформированную западным фи-лософами-либералистами, можно обобщить в следующих тезисах:

- деятельность международных организаций должна прийти на смену системе, которая ранее обеспечивала баланс сил, в связи с тем, что последняя фактически не выполняет свою функцию;

- основным орудием в руках международных организаций должны выступать экономические санкции, что снизит или полностью нивелирует необходимость применения военных мер принуждения.

- основными преимуществами невоенных экономических мер решения конфликтов является фактическая экономия средств по сравнение с ведением войны, отсутствие человеческих жертв, возможность использования санкций вне зависимости от военного потенциала оппонента, в связи с чем их применение найдет поддержку у мирового сообщества.

- государства-участники международных отношений, являясь элементами экономических взаимосвязей, предпочтут рациональный ненасильственный подход в разрешении межгосударственных споров

под риском применения к ним мер экономического воздействия;

- система экономических санкций будет иметь максимальную эффективность при вовлеченности международного сообщества, в связи с чем нейтральная позиция некоторых участников противоречит конечной цели, в связи с чем от нее необходимо отказаться.

Доктор философии, почетный профессор Королевского университета в Кингстоне (Канада) Ким Ричард Носсал, высказал мнение, что каждое государство при формировании внешней политики, в первую очередь, опирается на собственные интересы, чем определяется и ее поведение международной арене, выбор средств и методов взаимодействия с другими государствами. Подобный национальный эгоизм, не учтенный в философии либерализма, является ахиллесовой пятой концепции экономических санкций.

В середине ХХ века началось крупнейшее мирового геополитическое противостояние между странами социалистического и капиталистического блоков, вошедшая в историю под названием «Холодная война» и сопровождавшаяся гонкой вооружений, как показателя наибольшей военной мощи соперничающих сторон.

С учетом изменившихся политических веяний изменился и подход к сущности экономических санкций, концепция которых была рассмотрена философами-реалистами. Природа экономических санкций исследуется в контексте онтологического индивидуализма. Представитель школы реализма, такие как Дж. Шотт, К. Портел, Д. Болдуин, К. Кнорр, Дж. Бар-бер, оценивая уровень развития международного сообщества, считают, что оно не доросло до того уровня цивилизованности, который необходим чтобы поддерживать мировой порядок исключительно путем установления норм межгосударственного поведения, что подтверждается анализом существовавших на то время внешнеполитических отношений.

Реалисты, в противовес представителям направления либерализма Понимание, в своем понимании концепции экономических санкций, в том числе опирались на

идею национального эгоизма, в связи с чем можно выделить несколько основных идей данного философского течения:

- субъектом экономических санкций является конкретное государство, а не организация;

- санкции - это политическое средство понуждения к изменению внешней политики, корректировки модели поведения, дестабилизации внутренней политической силы, снижению военного потенциала государства, в отношении которого они применяются;

- санкции - не являются мерой ответственности за нарушение международного права;

- экономические санкции предназначены не для достижения общего мирового блага, а предназначены для защиты национальных интересов конкретного государства их применяющего.

Формат концепции экономических санкций, представленный политическими реалистами, предполагает, что санкции применяются в целях близких военному воздействию одного государства на другое, а именно, чтобы принудить, децентрализовать, сдержать, уничтожить, деморализовать оппонента

Сходство военных методов принуждения и экономических состоит в их общей природе, которая стоится на идеях подчинения политической воли одного участника конфликта политической воле другого.

что государство, на которое направлено воздействие, будь то война или санкции, будет следовать интересам государства-инициатора.

С учетом изложенного разница между военными и экономическими методами воздействия состоит только в степени их конечного влияния.

Как указывает кандидат политических наук Ю.А. Седляр, если комментировать общую философию реализма, то, несомненно, для развития дальнейших теоретических подходов к изучению стратегии экономических санкций ее вклад неоценим, прежде всего, с точки зрения теории внешней политики, теории международных отношений [5]. Вместе с тем, не нужно и абсолютизировать теоретический подход реалистов к объяснению природы экономических санкций, который содержит противоречия и является действенным, прежде всего, в государствоцентрич-ном мировом порядке. Примечательно, что, хотя и в понимании природы экономических санкций как средства политического влияния разночтения либералистов и реалистов очевидны и выявляют полярность двух важнейших направлений изучения международных отношений в целом, апологеты данных теоретических школ едины в одном: экономические санкции как средство внешнеполитического давления будут сохранять свои позиции в дипломатическом арсенале ведущих мировых игроков в XXI веке.

Результат такого подчинения предполагает,

Библиографический список

1. Гроций Г. О праве войны и мира: Репринт с изд. 1956 г. - М.: Ладомир, 1994.

2. История политических и правовых учений. Учебник для вузов. Изд. 2-е, стереотип. Под общ. ред. члена-корреспондента РАН, доктора юридических наук, профессора ВС. Нерсесянца. - М.: Издательская группа НОРМА-ИНФРА-М, 1998.

3. Кант И. К вечному миру. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.civisbook.ru/files/File/Kant.K_vechnomu_miru.pdf (дата обращения: 29.08.2024).

4. Колотуша В.В. Vi victa vis est: проблема силового принуждения в истории философской мысли и современном социогуманитарном знании // Электронное научное издание Альманах Пространство и Время. - 2013. - Т. 2. № 1.

5. Седляр Ю.А. Стратегия экономических санкций в международно-политической науке / Ю.А. Седляр // Вопросы политологии. - 2013. - № 4 (12). - С. 75-76.

FORMATION OF THE SCIENTIFIC AND PHILOSOPHICAL CONCEPT OF INTERNATIONAL ECONOMIC COERCION

A.A. Bezhanov, Postgraduate Student

St. Petersburg University of Management Technologies and Economics (Russia, St. Petersburg)

Abstract. In the article, the author examines the philosophical aspect of the concept of international economic coercion, provides a retrospective analysis of changes in views on force, including interstate coercion, of famous philosophers and politicians from the Renaissance to the twentieth century, analyzes the degree of influence of historical events on changes in the philosophical assessment of measures of economic coercion.

Keywords: philosophy, international relations, concept of international economic coercion, force coercion, Immanuel Kant, League of Nations.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.