Научная статья на тему 'САНКЦИИ: С АНТИЧНЫХ ВРЕМЕН ДО ХХ ВЕКА'

САНКЦИИ: С АНТИЧНЫХ ВРЕМЕН ДО ХХ ВЕКА Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
типы государств / международные отношения / санкционные войны / силовое принуждение / экономические санкции / international relations / sanctions wars / force coercion / economic sanctions

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — А.А. Бежанов

В статье автор исследует причины фактического неравенства участников международных отношений, предпосылки для возникновения инструментов межгосударственного силового принуждения, приводит исторические примеры санкционного давления, начиная с античных времен вплоть до XX века.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SANCTIONS: THE HISTORY OF DEVELOPMENT FROM ANCIENT TIMES TO THE TWENTIETH CENTURY

In the article, the author examines the causes of the actual inequality of participants in international relations, the prerequisites for the emergence of instruments of interstate forceful coercion, provides historical examples of sanctions pressure, starting from ancient times up to the XX century.

Текст научной работы на тему «САНКЦИИ: С АНТИЧНЫХ ВРЕМЕН ДО ХХ ВЕКА»

САНКЦИИ: С АНТИЧНЫХ ВРЕМЕН ДО ХХ ВЕКА А.А. Бежанов, аспирант

Санкт-Петербургский университет технологий управления и экономики (Россия, г. Санкт-Петербург)

DOI:10.24412/2500-1000-2024-8-1-136-140

Аннотация. В статье автор исследует причины фактического неравенства участников международных отношений, предпосылки для возникновения инструментов межгосударственного силового принуждения, приводит исторические примеры санкционного давления, начиная с античных времен вплоть до XXвека.

Ключевые слова: типы государств, международные отношения, санкционные войны, силовое принуждение, экономические санкции.

История международно-экономических отношений знает немало примеров, когда государства с наиболее сильной и независимой экономикой и обладающие наивысшей военной мощью использовали свое доминирующее положение и авторитет на международной арене с целью оказания давления на принятие решения другими странами, развивающимися согласно собственному политическому курсу, тем самым ограничивая их политическую и экономическую независимость.

Безусловно, de jure мы берем за основу равенство всех государственных объединений, однако, очевидно, что de facto все государства различаются по размеру территории, численности населения, уровню социального и политического развития, особенностям географического положения, влияющего на наличие или отсутствие тех или иных ресурсов, что существенно сказывается на уровне экономического развития страны. Имея такое существенное неравенство национально-государственных возможностей различных государств, мы получаем и неравные возможности в защите собственного суверенитета. С этой точки зрения именитый политолог и специалист по Ирану профессор Мохаммад-Реза Джалили в соавторстве с известным швейцарским исследователем международных отношений Филиппом Брайаром, в совместной работе разделил все государственные образования на сверхдержавы, великие державы, средние державы, малые государства и микрогосударства [7].

К критериям для определения статуса государства как сверхдержавы можно отнести наличие объективной возможности нанесения критического мирового ущерба, обеспечиваемой ядерным потенциалом, в том числе соответствующим вооружением, что, безусловно, является инструментом влияния на условия жизни всего населения планеты. Сверхдержава, априори, гарантирует себе победу в конфликтах с любым иным государством или их союзом, за исключением случаев участия в них другой сверхдержавы.

Великие державы имеют потенциал для влияния на развитие человечества, однако, при этом, ввиду объективной нехватки необходимых ресурсов, не могут считаться лидерами в международной взаимоотношениях, в связи с чем наибольшее влияние оказывается ими в рамках отдельных регионов и межгосударственных отношений в них.

Средние державы не являются значимыми игроками на международной арене, но имеют существенное влияние в своем ближайшем окружении.

Малые державы и микрогосударства отличаются друг друга, тем, что первые имеют необходимые средства для сохранения государственной целостности, а вторые могут защитить свой суверенитет только путем привлечения третьих лиц (иных государств или межгосударственных образований).

Такое традиционное разграничение на протяжении многих веков позволяло одним государствам доминировать над дру-

гими, в том числе, путем применения гибридных форм силового воздействия, включающих как милитаристические, так и экономические способы решения конфликтов.

Уровень развития современного мира изменил пропорции между военным и невоенными формами разрешения межгосударственных споров в пользу последней, в связи с чем все чаще межгосударственное силовое воздействие осуществляет путем применения принудительных мер в форме санкций, которые призваны побудить государство-нарушителя к выполнению взятых на себя обязательств.

Помимо достижения указанной цели санкции фактически являются универсальным инструментом для смены политического курса (режима) страны-мишени, ее ослабления, изоляции, включая разрывы союзных отношений с другими государствами, снижения влияния в межгосударственных политически и экономических отношениях, с одновременным ростом экономического превосходства и политической силы государства, санкции применившего, достижения им своих военно-политических целей.

Силовое принуждение, будучи одной из активных форм социально-политического управления, направлено на поддержание соответствующим образом сложившихся отношений с помощью силы или угрозы ее применения [4]. В силовом принуждении активно используются способы воздействия, оказавшие влияние на снижение значимости применения военной силы. Сегодня силовое превосходство страны в значительной степени определяется уровнем ее экономического развития, конкурентоспособности, возможности поддерживать выгодные экономические отношения с другими странами, в том числе посредством контроля над финансовой системой и природными ресурсами. Такая позиция, где богатство, капитал и силовая мощь государства прочно переплетены, была выражена западным социологом И. Валлерстайном, отмечавшим, что «выгодно быть предпринимателем из сильной по мировым меркам страны. Мощные государства способны, например, препятство-

вать более слабым, вводить особые, обладающие монопольным характером преференции» [1].

Анализ истории межгосударственных конфликтов, произошедших за последние нескольких веков, дает основание утверждать, что целями межгосударственного принуждения стало не только фактическое разрешение конфликта, путем ослабления противостоящего государства, но и достижения собственного превосходства на мировой арене. К способам достижения указанных целей могут быть отнесены:

- изоляция страны-противника от других участников международных отношений, вывод ее из устоявшейся системы мировых отношений (разрыв торгово-экономических, военно-политических, научных, культурных и иных связей);

- уменьшение числа союзников и увеличения числа противников, смена политического руководства таких государств на более лояльное (зависимое);

- нарушение систем управления, создание условия для наращивания собственной экономической мощи с одновременным ослаблением экономики страны-конкурента.

Разрешение конфликтов с применением вооруженных сил всегда влечет за собой тяжелые гуманитарные и социально-экономические последствия для стран-участниц, по этой причине и стали столь востребованы иные методы принуждения стран-противников [3]. Тем более, наличие таких разрушительных видов оружия, как ядерное, биологическое и химическое, влечет за собой существенный риск уничтожения всего человечества, в случае их применения. Но даже отбросив вариант применения оружия массового поражения, в любом случае, вооруженное столкновение государств нанесет гораздо больший урон участницам конфликта, нежели использование методов экономического принуждения. Иными словами, экономические санкции зачастую позволяют без использования военной силы принуждать другие государства к совершению либо отказу от совершения необходимых воздействующей стороне действий. Как подчеркивает А.П. Стегура, «санкции вынуждают прави-

тельство стран, в отношении которых они применяются, изменить свою внешнюю и внутреннюю политику при помощи нанесения материального ущерба» [5].

История применения санкции зародилась во времена племенных общин, первой государственности. В то время примитивные формы невоенного силового воздействия применялись в отношении соседних общин (государств) с целью оказания на них негативного воздействия для достижения собственных межобщинных (межгосударственных) интересов. Даже в те далекие времена, целями санкций выступали наиболее чувствительные и важные аспекты межобщинного (межгосударственного) сотрудничества, такие как блокада торговых путей соперника или запрет на торговлю его продуктами не своей территории.

Ярким примером санкций того времени является Мегарская псефизма, которую можно охарактеризовать как первую в мире глобальную санкционную войну: в V веке до н. э. влияние на южной части Балканского полуострова было поделено между двумя союзами полисов - демократическим Афинским морским союзом во главе с Афинами и аристократической Пелопоннесской лигой во главе с Коринфом. Мега-ра, расположенная между Афинами и Коринфом, была крупным торговым полисом того времени, которая ситуативно, в зависимости от собственных военно-политических интересов присоединялась то к одному, то к другому из вышеперечисленных союзов. После очередного перехода в Пелопонесскую лигу во время военного конфликта в Эпидамне, Афины решили наказать бывшего союзника и одновременно торгового конкурента, применив в его отношении экономические санкции, известные историкам как Мегарская псефиз-ма.

Афинский морской союз принял ряд псефизм (в переводе с греч. «псефизма» -законодательный акт, действие которого распространялось только на конкретных лиц) в отношении Мегары, каждая из которых вводила все более и более суровые экономические санкции, результатом которых стал полный запрет на использование

портов и рынков Афинского морского союза торговцами из Мегары. При этом в мотивировочной части законодательных актов Афины ссылались не на предательский характер межгосударственных отношений, осуществляемых Мегарой, который не попадал под нормативное регулирование, а на укрывательство беглых рабов и земледельческие работы на территории священных земель богини Деметры.

Действия Афин нанесли непоправимый ущерб экономике Мегары, лишив последнюю основных торговых путей и одного из крупнейших рынков сбыта своих товаров. Более того, морская блокада привела к дефициту зерна, импортируемого в Мегару, что вызвало голод среди населения полиса. В итоге применения Мегарской псефизмы Афины не только добились своих целей, но и устранили торгового конкурента, продемонстрировав тем самым другим участникам античных рыночных отношений бесперспективность конфронтации с Афинским морским союзом.

Другим примером эффективного невоенного силового межгосударственного принуждения является внешняя политика средневековой Ганзы, котрора - крупное политико-экономическое объединение свободных городов северной и западной Европы. В 1299 году участниками Ганзы было принято решение об отказе в обслуживании кораблей торговцев, представляющих города, не входящих в Ганзу, что, ожидаемо, привело к стремительному росту количества участников Ганзы.

С увеличением состава Ганза заняла доминирующее положение на рынке торговле северной Европы, что позволило ей не только определять правила осуществления торговых операций, но диктовать свои условия во взаимоотношениях с пограничными странами акваторий Северного и Балтийского морей. Одним из наиболее эффективных инструментов принуждения к своей воле стало эмбарго союза на продажу пшеницы, в результате которого государства перед угрозой голода шли на уступке Ганзе.

Говоря о санкционной политике Средневековья, нельзя не упомянуть действия католической церкви, по своей экономиче-

ской мощи и политическому влиянию превосходившую любое европейское государство той эпохи, имевшей надгосударствен-ный характер власти, позволявший определять будущее целых стран и народов. Католическая церковь, будучи организацией с централизованной иерархической структурой управления, имевшей значительные земельные ресурсы и бесконечное влияния на жизненный уклад прихожан, для достижения своих интересов применяла не только военную силу, один из примеров которой являются крестовые походы, но и церковное принуждение.

К середине IX века римские папы стали рассматривать государственные дела как входящие в сферу деятельности церкви, которая наделена правом как короновать, так и смещать с престола императоров. Одним из самых эффективных методов церковного принуждения был интердикт -временное запрещение на совершение обрядов и богослужений в городах/странах, нарушивших церковные требования. Интердикт, являясь духовным запретом, не касавшимся сферы материального производства, ввиду фанатичной религиозности населения средневековой Европы, между

тем был даже более эффективным, чем экономическая или военная блокада [2].

В эпоху политической и экономической гегемонии Британской империи, ею также вводились экономические санкции против несогласных с ее политикой стран. К примеру, вводились санкции против британских североамериканских колоний, путем наложения запрета на их торговлю с другими государствами. В период наполеоновских войн XIX века, Первая французская империя установила торговую блокаду Великобритании, что вынудило купцов Англии осуществлять контрабанду товара для обхода санкций Франции [6].

XX век стал эпохой резкого роста санк-ционных войн. В 1921 году была создана Международная комиссия блокады Лиги Наций. Таким образом, система поддержания международного мира и безопасности, наряду со средствами самопомощи, дополнялась еще одной формой - системой коллективной безопасности. В Уставе Лиги Наций впервые появился термин «санкции» в понимании, в котором нам это известно сегодня. Международная комиссия блокады была призвана изучить вопросы, касающиеся применения санкций.

Библиографический список

1. Валлерстайн И. Конец знакомого мира: Социология XXI века. - М., 2003. - 368 с.

2. Войнов Д.А. Санкции как метод политического давления: европейский опыт конкуренции в период доиндустриальной экономики // Электронный научный журнал «Век качества». - 2015. - №4. - С. 59-60. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.agequal.ru/pdf/2015/415005.pdf (доступ свободный).

3. Грачева А.М. Понятие и виды экономических санкций в международном праве / А.М. Грачева // Труды Института государства и права Российской академии наук. - 2017. -Т. 12, № 1. - 158 с.

4. Колотуша В.В. Философия силового принуждения: монография / Колотуша В.В., Федеральное гос.образовательное учреждение высш. проф. образования «Голицынский пограничный ин-т Федеральной службы безопасности Российской Федерации». - Голицыно: ГПИ ФСБ России, 2009. - 171 с.

5. Стегура А.П. Международные экономические санкции как инструмент внешней политики (на примере санкций против России) / А.П. Стегура // Актуальные проблемы современной науки: взгляд молодых: Сборник трудов X Всероссийской (с международным участием) научно-практической конференции студентов, аспирантов и молодых ученых, Челябинск, 22 апреля 2021 года. - Челябинск: Южно-Уральский технологический университет, 2021. - 649 с.

6. Умурзаков И.Г. Экономические санкции: история и последствия / И.Г. Умурзаков // Поколение будущего: взгляд молодых ученых - 2021: сборник научных статей 10-й Международной молодежной научной конференции, Курск, 11-12 ноября 2021 года. Том 1. -Курск: Юго-Западный государственный университет, 2021. - 267 с.

7. Brailland Ph., Djalili M.-R. Les relations internationals. - Paris, 1988. - P. 71-74.

SANCTIONS: THE HISTORY OF DEVELOPMENT FROM ANCIENT TIMES TO THE

TWENTIETH CENTURY

A.A. Bezhanov, Postgraduate Student

St. Petersburg University of Management Technologies and Economics (Russia, St. Petersburg)

Abstract. In the article, the author examines the causes of the actual inequality of participants in international relations, the prerequisites for the emergence of instruments of interstate forceful coercion, provides historical examples of sanctions pressure, starting from ancient times up to the XX century.

Keywords: international relations, sanctions wars, force coercion, economic sanctions.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.