Научная статья на тему 'Формирование национальной инновационной системы: проблемы и перспективы'

Формирование национальной инновационной системы: проблемы и перспективы Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
94
19
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
π-Economy
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ИННОВАЦИОННАЯ И НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКАЯ ПОЛИТИКА / ИННОВАЦИОННЫЙ ПОТЕНЦИАЛ / КОЭФФИЦИЕНТ ИЗОБРЕТАТЕЛЬСКОЙ АКТИВНОСТИ / ИННОВАЦИОННО-ПРОМЫШЛЕННЫЕ КОМПЛЕКСЫ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Корытников Павел Владиславович, Ластовка Игорь Владимирович

В современных промышленно развитых странах создается и развивается национальная инновационная система, характеризующаяся исследовательской средой, конкурентной предпринимательской средой, наличием механизма взаимодействия этих двух сред, обеспечивающего трансфер знаний на удовлетворение инновационных потребностей производства.I

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

n modern industrialized countries, created and developed national system of innovation, characterized by, the research environment, competitive business environment, the presence of the mechanism of interaction of these two mediaProviding transfer of knowledge to meet the innovative needs of production.

Текст научной работы на тему «Формирование национальной инновационной системы: проблемы и перспективы»

»

Инновации и инвестиции

УДК 336.132.1

П.В. Корытников, И.В. Ластовка

ФОРМИРОВАНИЕ НАЦИОНАЛЬНОЙ ИННОВАЦИОННОЙ СИСТЕМЫ:

ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ

Россия традиционно стремится занять лидирующее положение в мире, в том числе в научной и технологической сферах, и для этого есть предпосылки. Но когда речь идет о технологической конкурентоспособности, ситуация приобретает совсем иной характер. Оценками технологической конкурентоспособности 33 стран, включая Россию, регулярно, начиная с 1991 г., занимается американский Национальный научный фонд (КСР) по нескольким обобщающим индикаторам технологической конкурентоспособности:

- национальная ориентация на достижение технологической конкурентоспособности (по этому показателю Россия в 1996 г. была только на 29-м месте, позади находились лишь Венесуэла и Аргентина. Позднее ситуация принципиально не изменилась: удалось «обогнать» только Таиланд, ЮАР, Мексику);

- социально-экономическая инфраструктура, необходимая для передовой в технологическом отношении страны (по этому показателю в 1996 г. Россия оказалась на 22-м месте, позади Польши и ЮАР);

- технологическая инфраструктура, обеспечивающая возможность разрабатывать, производить и продавать новые технологии (в 1996 г. Россия была на 7-м месте, впереди Швеции, Италии и Швейцарии, в 2007 г. - на 12-м, «пропустив» вперед Швецию, Швейцарию, Австралию);

- производственный потенциал, обеспечивающий эффективное производство высокотехнологичной продукции (по этому показателю в 1996 г. Россия была на 19-м месте, позади Испании и Малайзии, хотя и впереди Китая и Канады, затем ее обогнали очень многие

страны, в том числе Китай, Канада, Бразилия, Венгрия, Филиппины).

Между тем в современных промышленно развитых странах в том числе усилиями государства создается и развивается национальная инновационная система, характеризующаяся, во-первых, исследовательской средой, обладающей стимулами к сотрудничеству с предпринимательской средой; во-вторых, конкурентной предпринимательской средой, обладающей стимулами к инновациям и способной к адаптации знаний; в-третьих, наличием механизма взаимодействия этих двух сред, обеспечивающего трансфер знаний, их трансформацию в предконкурентные технологии и ориентацию исследовательской среды на удовлетворение инновационных потребностей производства.

В России исследовательская среда заметно сократилась в последнее десятилетие. Однако по-прежнему она обладает большим научно-исследовательским потенциалом. В 2007 г., например, на 1 тыс. чел. экономически активного населения в России приходилось 12,4, а на 1 тыс. занятых в экономике - 13,6 занятых исследованиями и разработками, против соответствующих 9,9 и 10,5 чел. в союзе в 2001 г. [3]. В то же время в 2007 г. в России число только исследователей на 1 тыс. чел. экономически активного населения и на 1 тыс. занятых в экономике составляло соответственно 5,9 и 6,5 чел., а в странах ОЭСР в целом в 2000 г. - 6,2 и 6,6 чел.

Структура российской науки продолжает соответствовать мировым стандартам. Для государственного научного сектора доля предпринимательского сектора науки у нас примерно такая же, как в ОЭСР. Доля расходов феде-

рального бюджета на исследования и разработки с целью развития производства вместе с тем превышает аналогичную долю затрат в США и других развитых странах в тех областях, где этим должно заниматься само производство.

У России достаточно низкий инновационный потенциал. Коэффициент изобретательской активности - количество заявок, поданных на изобретения на 1 млн чел. населения, - примерно в 3-4 раза ниже, чем в Германии и США, и в 18-19 раз ниже, чем в Японии [2].

Потенциал, характеризуемый количеством действующих охранных документов на изобретения и полезные модели, более чем в 5 раз ниже соответствующего потенциала Германии. При этом изобретательская активность в России резко падает по мере приближения к концу научно-технологической цепи. В 2002 г., например, количество действующих патентов на изобретения более чем в 7,5 раза превосходило количество свидетельств на полезные модели. В Германии в том же году это соотношение по патентам, прошедшим регистрацию через Германское бюро патентов и торговых марок (Deutche Patent und Markermant - DMPA), составляло 1,25, а с учетом патентов на изобретения, прошедших регистрацию через Европейское патентное бюро (с эффектом в Германии), - 2,3 [2].

Основная проблема российской инновационной и научно-технической политики состоит в ее традиционной бессистемности. В результате по состоянию институциональных инструментов инновационного процесса РФ в настоящее время оказалась на уровне, который ниже, чем в 50-е гг. прошедшего столетия. В современных промышленно развитых странах для реализации государственных целей в инновационных процессах и обеспечения взаимодействия государства, науки и промышленности используются три таких инструмента.

Первый - государственный контракт. Заключение контракта, как правило, является результатом конкурса. При выполнении контракта представитель государства имеет право контролировать ход работ и корректировать его. В России, к сожалению, эти отношения, предполагающие и взаимодействие со сферой науки, четко не определены в законодательстве.

Второй инструмент - грант. Он характеризует другую форму отношений между государ-

ством и научно-исследовательским сектором: поддержку и стимулирование государством научных исследований и разработок без права до окончания работ по гранту контроля и вмешательства в их выполнение.

Именно эту форму (де-факто, но не де-юре) используют Российский фонд фундаментальных исследований (РФФИ) и Российский гуманитарный научный фонд (РГНФ), которым разработаны достаточно надежные и высококачественные процедуры экспертизы позиций тех, кто претендует на поддержку. Использование опыта этих фондов позволило бы разрушить попытки министерства и ведомства подменить объективную экспертизу при проведении конкурсов по научно-исследовательским проектам ее имитацией.

Третий институциональный инструмент -кооперативное соглашение как инструмент сотрудничества и поддержки, не требующий, как и грант, жестко заданного и сиюминутно полезного результата, но отличающийся от гранта тем, что государству принадлежит право контроля за проведением работ, и тем, что четко фиксируются права и вклад участников соглашения.

В российском законодательстве даже не упоминается о кооперативных соглашениях при проведении научно-исследовательских работ (соответствующего положения нет и в Федеральном законе «О науке и государственной научно-технической политике»).

К сожалению, нет такого подхода и у федеральной целевой научно-технической программы (ФЦНТП) «Исследования и разработки по приоритетным направлениям развития науки и техники гражданского назначения». Сам процесс формирования проблем и задач, решаемых в рамках программ, в которых участвует государство, должен носить интерактивный и максимально открытый характер, предусматривать активные и соответствующим образом организованные информационные потоки «сверху» и «снизу». В России же доминирует прямая поддержка прикладных исследований и разработок. Данный вид поддержки, как правило, наименее эффективен.

На масштабы исследований и разработок более существенное влияние оказывает применение методов косвенного стимулирования научно-исследовательской деятельности: налоговых по-

слаблений; займов по сниженным кредитным ставкам; финансовой поддержки лицензирования государственных научно-исследовательских организаций и высших учебных заведений. Однако в российском Налоговом кодексе отсутствуют многие льготы и послабления, которые действуют в странах ОЭСР. Налоговый кодекс РФ недостаточно ориентирован на создание у предприятий стимулов к стратегическому планированию, а следовательно, и к проведению своих собственных исследований и разработок. Неразвиты и другие формы косвенной поддержки.

В связи с этим актуальными направлениями государственной политики по развитию инновационной деятельности в России являются, на наш взгляд, следующие:

- расширение сферы эффективного использования собственности путем совершенствования правовой его основы, практики банкротства предприятий и системы финансового посредничества (на основе развития банковской системы и фондового рынка);

- совершенствование конкурентной среды путем использования нормативной базы, соответствующей международным нормам в области регулирования слияний, поглощений и кооперации, а также путем совершенствования всей системы стандартизации лицензионных соглашений, развития институциональной структуры и системы преференций, направленной на обеспечение баланса интересов отечественных и зарубежных производителей;

- создание благоприятного инвестиционного климата, в том числе условий для репатриации капитала, прекращения его бегства из страны и вовлечение в процесс инвестирования лидеров высокотехнологичного бизнеса;

- рационализация условий хозяйствования путем увеличения возможностей для формирования оборотных средств, снижения общего уровня налогообложения, развития современной правоприменительной практики в отношении исполнения хозяйственных и кредитных договоров, включения в налоговое и земельное законодательство нормативов, ориентирующих предприятия на отказ от неиспользуемых производственных площадей и оборудования, создания системы технологического аудита предприятий с целью оценки их возможностей осваивать и развивать свою технологическую базу;

- развитие информационной инфраструктуры и профессионального инновационного менеджмента за счет формирования инфраструктуры рынка деловых услуг, позволяющей предприятиям находить и уточнять необходимую им информацию при работе в сетях, содействия развитию системы научно-консультационных услуг, особенно для инновационно активных предприятий, ускорения внедрения (при участии или содействии государства) системы юридического консалтинга для участников инновационного процесса, предоставления услуг частному сектору для улучшения обеспечения его методиками и средствами менеджмента, в том числе инновационного, распространения и использования ноу-хау в области освоения новых технологий.

Определенные шаги по этим направлениям в России сделаны. Появились новые институциональные структуры, возникла система государственных научных центров (ГНЦ), в которой уже 58 организаций и занято более 81 тыс. чел., в том числе около 1,8 тыс. докторов и 8,5 тыс. кандидатов наук. Действуют 63 инновационно-технологических центра, главной функцией которых является поддержка уже сформировавшихся малых предприятий. На базе наиболее мощных из них создаются инновационно-промышленные комплексы. Существуют технопарки, действуют наукограды.

Однако настоящей мотивации к сотрудничеству, к сетевому взаимодействию у участников инновационной цепи пока практически нет. Система кооперации не имеет значительных масштабов и линейна: совместные проекты являются двусторонними, присутствие третьей стороны, как правило, не предусматривается. (Наибольшую склонность к кооперации проявляют организации-поставщики оборудования, материалов, компонентов, программных средств, потребители продукции, научно-исследовательские организации, партнеры в составе группы, т. е. внутри образованных союзов и объединений). Соответственно технологическая и инновационная политика впредь должна быть ориентирована на усиление стимулов к кооперации, созданию кооперационных сетей и кластеров.

Под последними понимается сеть независимых предприятий, научных учреждений (включая университеты), служб, организующих взаи-

модействие науки и производства, поддерживающих организаций (брокеров, консалтинговых фирм) и потребителей, связанных в единую производственную цепочку, производящую добавленную стоимость. Одной из первоочередных задач при этом является поиск методов выявления данных конгломеративных систем [3].

Применение разработанной методологии для установления таких структур позволит сформировать программы развития кластеров. Для реализации программ развития сетевых взаимодействий необходимы центры компетенции, обеспечивающие использование научной инфраструктуры для промышленных нужд, инженерно-научные центры, организация прямого диалога между представителями фундаментальной и прикладной науки и центров кооперативных исследований.

Кроме того, необходимы программы прямого партнерства государственного и частного секторов с целью создания рынка идей для исследовательских проектов, а также вербовочной базы для партнеров в совместных предприятиях. К таким программам в США относится «Программа передовых технологий» (Advanced Technology Program - АТР), во Франции - «Схемы исследований и инновационных технологий» (Reseaux de recherche et d'innovation technologiques), в Австралии - «Гранты для кооперативных исследовательских центров» (Cooperative Research Centre Grants). В России организацию подобной деятельности мог бы взять на себя Российский фонд технологического развития (РФТР).

Для его создания необходимы:

- унификация и упрощение патентных процедур, раздела и правил передачи и управления интеллектуальной собственностью, созданной в результате проведения ИиР на бюджетные средства;

- институциональное оформление механизма учета интеллектуальной собственности, создаваемой на бюджетные средства (уже на стадии, предшествующей оформлению заявок на патенты);

- четкая регламентация трансфера технологий, созданных на средства государства, с конкретизацией прав на созданную интеллектуальную собственность, роялти и прочие выплаты ее создателям, организациям, где она была создана, государственному бюджету и фирмам, кото-

рые обеспечивали коммерциализацию этой собственности;

- правовые схемы, в соответствии с которыми доходы государственных организаций от трансфера созданных в них технологий используются на вознаграждение разработчиков, развитие исследований и разработок и на возврат средств в бюджет;

- моральные стимулы для изобретателей, участников трансфера и отдельных лиц, активно участвующих в процессах коммерциализации интеллектуальной собственности;

- организация специализированных бюро по патентованию и трансферу технологий, финансируемых за счет средств отдельных организаций и на средства вышестоящей организации;

- система льгот для государственных и малых предприятий;

- развитие малых технологических предприятий и системы венчурного финансирования.

Важнейшие направления государственной инновационной политики с целью создания национальной инновационной системы можно свести к четырем крупным блокам:

- создание условий для увеличения инновационной активности предпринимательской среды;

- ориентация науки на решение проблем инновационного развития;

- развитие кооперации между научными организациями и предпринимательской среды;

- организация партнерских отношений между государством и промышленностью.

Формирование в России национальной инновационной системы предполагает следующие три этапа.

Создание предварительных условий для перехода на инновационный путь развития (20032006 гг.). Это этап подготовки концептуальной, институциональной и законодательной основ для введения системы и организации постоянного мониторинга и экспертизы действующей законодательной базы, регулирующей деловую активность, инновационную и научно-техническую деятельность, практику применения законодательных норм и ее соответствие международным стандартам.

Формирование сетевых взаимодействий (2004-2006 гг.). Это этап выявления факторов и барьеров, препятствующих инновационной деятельности, внедрения разработанных инсти-

туциональных инструментов, реформы государственного программирования, схем государственного содействия процессам диффузии и трансфера технологий, выявления существующих сетей и кластеров.

Кластеризация инновационной системы (после 2006 г.). Это период перехода от поддержки отдельных фирм и организаций, ведущих исследования и разработки, к поддержке развития кластеров аналогичных фирм и организаций.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Wagner, C. U.S. Government Funding for Science and Technology Cooperation with Russia [Text] / C. Wagner, I. Brahmakular, D.J. Peterson, S. Linda, A. Wong. - Arlington: Rand, S&T Policy Institute, 2002.

2. Бекетов, Н.В. Оценка инновационного потенциала региона [Текст] / Н.В. Бекетов, Г.С. Ковров, С.Н. Павлова. - М.: Ин-т науч. информ. по обществ.

наукам РАН, 2004.

3. Ковров, Г.С. Интеллектуальный потенциал вузовской науки: важнейший государственный ресурс развития инновационной экономики региона [Текст] / Г.С. Ковров, Н.В. Бекетов. - М.: Ин-т науч. информ. по обществ. наукам РАН, 2008.

УДК 338.45:330.341.1

М.А. Велькович, Н.И. Диденко, Д.Ф. Скрипнюк

ИННОВАЦИОННОЕ РАЗВИТИЕ В ПРАКТИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

ЗАРУБЕЖНЫХ КОМПАНИЙ

Термины «новации», «инновации», «инновационное развитие» - сегодня достаточно широко распространены. Термин «новации» применяют по отношению к изобретениям и открытиям, «инновациями» называют новые способы, новые методы работы и новые продукты, получившие признание на рынке. Термин «инновационное развитие» отражает факт создания продукции с использованием инноваций.

В экономической науке дискуссия о сущности инновационного развития, по всей вероятности, занимает одно из важных мест среди экономико-организационных проблем. Не менее важным является анализ результатов практического использования экономических положений на практике.

Можно утверждать, что для любой экономической теории объект исследования непременно включает вопросы, относящиеся к инновациям.

Чтобы убедиться в этом, рассмотрим в данной статье некоторые из зарубежных источников; результаты анализа тридцати источников [1-30] изложим далее.

Итак, экономическая наука включает много направлений, в каждом из которых решаются вопросы, имеющие непосредственное отношение к различным проблемам инноваций. И здесь проблему восприимчивости национальной экономики к инновациям можно считать одной из важнейших.

Поиск инновационных форм и методов происходит во всех звеньях национальной экономики: в системе управления и маркетинга, стимулирования и оплаты труда, логистике, внешнеэкономической деятельности и др., а также на разных уровнях - отдельного индивидуума, бригады, цеха, предприятия, региона - везде формируются организационно-управленческие инновации, которые в свою очередь влияют на технологические инновации.

На практике мы наблюдаем различную восприимчивость к инновациям предприятия, региона, экономики в целом. В чем причина и кто виновник - экономическая наука, которая должна быть «исторически движущей революционной силой», или практика, не использующая выводы

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.