СТРАТЕГИИ РАЗВИТИЯ ЭКОНОМИКИ
9 (18) - 2007
ГОСУДАРСТВЕННАЯ ИННОВАцИОННАЯ ПОЛИТИКА РАЗВИТИЯ РОССИЙСКОГО ДАЛЬНЕГО ВОСТОКА
Н.В. БЕКЕТОВ,
доктор экономических наук, профессор, директор Научно-исследовательского института проблем прикладной экономики Севера Якутского государственного университета
В России исторически инновационный потенциал формировался преимущественно в европейской части страны. Однако по мере индустриализации, укрепления обороноспособности страны на востоке России с конца 1960-х гг. прошлого столетия получают развитие научно-технологические комплексы отдельных территорий, а с середины 1990-х гг. начинает формироваться и научно-инновационная система региона.
Значительное возрастание роли сферы инновационной деятельности в структуре хозяйства региональных центров — городских агломераций и зон их влияния на российском Дальнем Востоке (РДВ) — тенденция территориальной организации сферы инновационной деятельности, свойственная территориально-технологическим комплексам многих стран, прошедших начальный этап формирования современных инновационных систем.
За последние десять лет по сравнению со среднероссийскими показателями на достаточно высоком уровне остается численность кадров научно-исследовательского сектора, сконцентрированных в основном в крупных городских центрах дальневосточного региона. Так, в 2006 г. на 1000 человек экономически активного населения России приходилось 11,4, а на 1000 занятых в экономике — 12,4 чел., занятых научными исследованиями и разработками, соответственно, в городах дальневосточного региона — 10,5 и 11,5. Эти цифры гораздо выше значений показателей даже по странам СНГ, где они в 2004 г. составили, соответственно, 9,6 и 10,2. Немного иная ситуация с численностью исследователей — сегодня эти цифры оказываются несколько ниже, чем в экономически достаточных стабильных регионах России. По данным на первое
полугодие 2006 г., число исследователей в городах российского Дальнего Востока на 1000 человек экономически активного населения и на 1000 занятых в экономике составляло, соответственно, 5,3 и 6,1.
С одной стороны, структура науки в городах дальневосточного региона продолжает соответствовать российским стандартам. Показатели этой структуры выглядят достаточно благополучно. Действительно, оказывается, что сумма долей в обшей численности исследователей государственного сектора и сектора высшего образования в РДВ в 2006 г. составляла 36,8 %, что близко к такой же доле для России в целом, где она в 2006 г. была равна 38 %. Это означает, что и доля предпринимательского сектора науки в регионе примерно такая же, как в России.
С другой стороны, имеет место существенный разрыв в структуре публикаций в отдельных региональных центрах. В частности, значительная доля научных статей научно-педагогических кадров большинства столичных центров региона в изданиях общероссийского значения (59,5 %) падает на физику, математику и общественные науки. Это значительно выше, чем в среднем по РДВ, где данные науки обеспечивали в сумме 19 %, и больше чем в научном сообществе России в целом, где суммарная доля данных наук составила 25,4 %, соответственно. Высокая доля публикаций по физике и общественным наукам в РДВ во многом является результатом низкой доли публикаций в области технических наук и биологии, которая продолжает падать. Достаточно сказать, что если в России в целом отношение доли опубликованных научных статей в области технических и биологических
наук к доле статей в области физики и математики составляет 3,5-5 к 1, то в Дальневосточном регионе это соотношение примерно равно 1: 3. Низкой доле научных статей в области технических и биологических наук соответствует и низкая доля затрат в сфере Исследований и разработок (ИР) в этих дисциплинах. Она самая низкая среди ведущих городских центров дальневосточного региона (например, Хабаровска и Владивостока).
В то же время доля затрат регионального бюджета на ИР, направленных на развитие производства, является самой высокой среди регионов округа и в три раза превышает аналогичную долю затрат ряда регионов Центральной России. Иными словами, с одной стороны, региональный бюджет не в достаточной мере выполняет свои обязанности в социальной сфере, а с другой стороны, всеми силами стремится финансировать ИР в тех областях, где этим должно заниматься само производство. Но несмотря на это, у экономики городов РДВ достаточно низкий инновационный потенциал. Его коэффициент изобретательской активности — количество поданных резидентами заявок на изобретения на 1000 чел. населения — примерно в 2 — 3 раза ниже, чем у таких городов, как Санкт-Петербург и Новосибирск, и более чем в 5 раз ниже по сравнению с Москвой.
Изобретательская активность региональной экономики падает по мере приближения к концу научно-технологической цепи. Количество действующих патентов на изобретения более чем в 5 раз превосходит число свидетельств на полезные модели. В Москве это отношение для патентов, прошедших регистрацию через патентные органы, составляет 1,27, а с учетом патентов на изобретения, прошедших регистрацию через Европейское патентное бюро, с эффектом в России — 1,91.
Дальневосточный регион сильно отстает от промышленно развитых регионов России по отношению затрат на исследования и разработки в ВРП. По масштабам финансирования науки он за 1990-е гг. «откатился» на уровень регионов со средним (по абсолютной величине расходов) и даже незначительным (по доле в ВРП) научным потенциалом. Доля затрат на науку в ВРП в 2006 г. в регионе составила 1,18 %, что примерно вдвое меньше среднего по России. Но здесь важно то, что в промышленно развитых регионах страны львиную долю расходов на ИР берет на себя промышленность, а здесь предпринимательский сектор обеспечивает только 7,8 % от общих расходов на науку.
Низкий уровень изобретательского потенциала, недостаточный спрос со стороны производства
на результаты научно-технической деятельности говорят о существовании серьезных внутренних проблем не только в предпринимательской среде, но также и в самой науке. Проблема инновационной, научно-технической и экономической политики в ее бессистемности. Города РДВ, обладающие достаточно развитым научно-техническим потенциалом, по состоянию институциональных инструментов инновационного процесса (по сравнению с ведущими городскими центрами России) находятся на уровне девяностых годов ХХ-го столетия.
Предпринимательский сектор. В экономике городов РДВ достаточно низкий уровень предпринимательской активности в области инноваций. В настоящее время удельный вес организаций, занимавшихся инновационной деятельностью, — 7,3 % (по промышленности — 7,0 %). По промышленным центрам РДВ доля инновационно активных предприятий — в диапазоне от 14 % до 52 %. Только 2,7 % отгруженной предприятиями региона продукции является инновационной.
Основные ресурсы инновационной деятельности, выраженные абсолютными показателями числа инновационно активных предприятий и объемов инновационных затрат, сосредоточены в организациях частной либо смешанной (без иностранного участия) форм собственности. В то же время организации частной формы собственности вовсе не оказываются в числе лидеров, значительно уступая организациям государственной формы собственности, чей уровень иннова-ционности в полтора раза превышает средний по дальневосточному региону, а также организациям иных форм собственности. Это еще раз говорит о необходимости принятия срочных мер, направленных на формирование в регионе эффективных собственников, в частности: развитие фондового рынка, совершенствование процедуры банкротств, активизации антимонопольной политики и т. п.
В деятельности предприятий дальневосточного региона в сфере технологических инноваций, непосредственно связанной с необходимостью проведения исследований и разработок, прослеживается тенденция уменьшения уровня иннова-ционности с ростом размера предприятия. Среди организаций, вводивших новую продукцию или усовершенствовавших прежнюю, подвергнув ее значительным технологическим улучшениям, доля инновационной продукции у крупных предприятий в три с половиной раза ниже, чем у малых организаций.
Инновационная активность предприятий плохо связана с активной научно-исследовательской
- 9
деятельностью. В 2006 г. в структуре затрат на технологические инновации доля ИР возросла на 0,89 пункта относительно 2000 г., но при этом она была равна лишь 10,8 % (по России эта цифра составляет примерно 18 %) при доле затрат на приобретение машин и оборудования 28,1 %.
По отношению к наукоемкости сохраняется та же закономерность, что и по отношению к ин-новационности: чем больше размер организации, тем ниже наукоемкость ее продукции. В частности, у крупных организаций она втрое ниже, чем у малых предприятий. Что же касается жизненного цикла (возраста) заменяемой продукции, то разрыв между наиболее эффективным классом — малыми предприятиями численностью 50-99 чел. и наименее эффективными крупными предприятиями (10 000 и более человек) оказывается более 6 лет. Но, к сожалению, несмотря на такую прогрессивность малых предприятий, их предпринимательская активность низка. Так, в классе малых организаций с численностью работников до 49 и с 50 до 99 человек она составила 7,3 % и 6,7 % в 2005 г. при средней доле инновационно активных предприятий по РДВ 5,7 %. Для сравнения, в промышленно развитых регионах доля малых инновационно активных предприятий с численностью занятых от 20-49 чел. находится в диапазоне от 14 до 53 %.
Таким образом, приходится констатировать, что сегодня в силу ряда причин стимулы к инновациям в экономике РДВ очень невелики, и для типичного предприятия является самая нижняя позиция в так называемом инновационном статусе предприятия, когда фирме удается занимать достаточно прочную и стабильную позицию на рынке, практически не вводя инновации.
На наш взгляд, в ходе создания условий для увеличения масштабов инновационной деятельности предприятий наиболее актуальными являются следующие направления региональной политики:
1. Расширение зоны эффективного собственника через совершенствование правовой основы и практики банкротства предприятий; улучшение системы финансового посредничества (развитие банковской системы и фондового рынка).
2. Развитие конкурентной среды путем введения:
а) современной, соответствующей международным нормам, законодательной и нормативной базы в области регулирования слияний, поглощений и кооперации конкурентов, процессов стандартизации, заключения лицензионных соглашений;
б) институциональной структуры, системы преференций, направленной на поддержание
10 -
баланса интересов отечественных и зарубежных производителей.
3. Улучшение благоприятного инвестиционного климата, вовлечение в процесс инвестирования лидеров высокотехнологичного бизнеса России.
4. Рационализация условий хозяйствования путем:
а) повышения возможностей формирования оборотных средств, снижения общего уровня налогообложения, укрепления правовой базы и правоприменительной практики в отношении исполнения хозяйственных и кредитных договоров;
б) санации производственных мощностей, включения в налоговое и земельное законодательство нормативов, ориентирующих предприятия на отказ от неиспользуемых производственных площадей и оборудования;
в) создания системы технологического аудита предприятий с целью оценки их возможности осваивать и развивать свою технологическую способность.
5. Развитие информационной инфраструктуры и формирование профессионального инновационного менеджмента, включая:
а) инфраструктуру рынка деловых услуг, позволяющую предприятиям находить и уточнять необходимую информацию при работе в сетях;
б) содействие развитию системы научно-консультационных услуг для инновационно активных предприятий;
в) ускорение запуска действующей при участии или содействии государства системы юридического консалтинга для участников инновационного процесса;
г) формирование рынка услуг частному сектору по обеспечению его методиками и средствами менеджмента, в том числе и инновационного;
д) создание инфраструктуры, помогающей разработке, распространению и освоению ноу-хау, менеджмента по освоению новых технологий.
Процессы передачи знаний, кооперирование и партнерство. За прошедшее десятилетие в результате действий государства появились новые институциональные структуры, позволяющие обеспечить развитие полноценной инновационной системы дальневосточного региона и его отдельных территорий. Возникла система государственных научных центров (ГНЦ), которая позволила в основном сохранить костяк научно-технического потенциала в условиях переходного периода. В эту систему сегодня входят 65 организаций, трудятся более 18 тыс. чел., в том числе около 2800 докторов и 9500 кандидатов наук, действуют 16 инноваци-
онно-технологических центров (ИТЦ), главной функцией которых является поддержка уже сформировавшихся и окрепших малых предприятий. На базе наиболее мощных ИТЦ создаются инновационно-промышленные комплексы (ИПК), развивается сеть технопарков, действует техноэко-полис, формируются особые экономические зоны технико-внедренческого типа и т. д.
В то же время в эпоху повсеместного распространения информационных технологий инновационные процессы базируются на сетевом взаимодействии фирм, компаний и организаций, производящих, распространяющих и использующих знания. Тенденция работать в сети во всем мире усиливается год от года. Система кооперации в регионе в целом пока не приобрела соответствующих масштабов и в значительной степени линейна—совместные проекты являются только двухсторонними, и присутствие третьей стороны, как правило, не предусматривается. Наибольшую склонность к кооперации в регионе проявляют поставщики оборудования, материалов, компонентов, программных средств (примерно 4 проекта на одного участника), потребители продукции (3,5 проекта), научно-исследовательские организации (3,3 проекта), партнеры в составе группы, то есть внутри образованных союзов и объединений (2,3 проекта). Высшие учебные заведения занимают предпоследнее место по склонности к кооперации (1,9 проекта). В промышленных регионах России цифры выше, но их структура очень похожа. Отличительной чертой РДВ является то, что по склонности к кооперации его научные организации оказываются примерно на том же месте, что и высшие учебные заведения в России.
В перспективе технологическая и инновационная политика в регионе должна фокусироваться не на изолированных предприятиях и учреждениях, а на содействии их организации в сети и кластеры. Для этого прежде всего необходимо:
• усиление стимулов к кооперации и созданию кооперационных сетей, в т. ч. четкой правовой регламентации движения интеллектуальной собственности;
• развитие служб, облегчающих доступ к знаниям;
• снятие административных барьеров и развитие стимулов для кооперации государственного сектора исследований и разработок и частного сектора.
Концепция кластеров является особо привлекательной для региональной экономики. Под кластерами обычно понимается сеть независимых предприятий, научных учреждений (включая
университеты), служб, организующих взаимодействие науки и производства, поддерживающих организаций (брокеров, консалтинговых фирм) и потребителей, связанных в единую производственную цепочку, производящую добавленную стоимость. Данные образования должны обеспечивать:
• аккумуляцию знаний в избранных областях;
• создание высокой пропускной способности путей трансфера знаний и технологий;
• фокусировку исследований и организацию общих технологических платформ (своеобразных полюсов притяжения);
• развитие склонности участников инновационных цепочек кластера к риску за счет смягчения последствий от возможных технологических провалов.
Одной из первоочередных по важности задач в формировании региональной инновационной политики должен являться поиск методов выявления данных конгломеративных систем. Применение на практике разработанной методологии и обнаружение данных структур позволит сформировать программы развития кластеров в инновационной среде.
Является рациональным формирование и реализация региональных программ развития сетевых взаимодействий, узлами которых служат центры компетенции, обеспечивающие использование научной инфраструктуры для промышленных нужд, и инженерно-научные центры. Перед форсированным формированием сетей кооперации следует организовать научно-технический аудит организаций (научно-исследовательских организаций, а также ИТЦ, технопарков и т. п.) на предмет выяснения возможностей выполнения ими необходимых ролей подобных центров в сетевых взаимодействиях.
Нужна организация платформ для прямого диалога между представителями фундаментальной и прикладной науки (включая междисциплинарные взаимодействия), а также организация стабильных «мест встречи» для кооперативной деятельности (центров кооперативных исследований), призванных осуществлять урбанизированный интерфейс между государственными НИИ, высшими учебными заведениями, промышленностью и интегрировать их усилия на основе соединения совместных исследовательских команд из представителей науки и образования, правительственных структур и пользователей результатов, проводимых данной командой.
Кроме того, необходимы программы прямого партнерства государственного и частного секторов.
- 11
Все существующие формы партнерства предполагают совместное инвестирование частным и государственным секторами в финансовой или ресурсной форме (оборудование, персонал, интеллектуальная собственность). Основной целью программы должно являться создание рынка идей для исследовательских проектов, а также вербовочной базы для партнеров в совместных предприятиях. Интерес к исследовательскому проекту в рамках программы должен возникать только в том случае, если он признан способным решить проблему, являющуюся критичной для той или иной отрасли.
Диффузия технологий. Необходимым условием зарождения современного инновационного потенциала дальневосточных предприятий является прохождение регионом и Россией в целом инвестиционной стадии развития, когда происходит процесс распространения и имитации чужих технологий. Первоочередной задачей этой стадии развития является возникновение у предприятий технологической способности на первых порах, хотя бы, когда предприятия оказываются в состоянии производить и собирать высокотехнологичную продукцию, основываясь на технологии, завезенной из-за рубежа.
Пока предприятия региона недостаточно активно используют более современные зарубежные технологии. Так, в 2006 г. из более чем 643 приобретенных новых технологий (технических достижений) и программных средств оказалось зарубежных всего 78, при закупке прав на патенты и лицензии из 46 зарегистрированных договоров только 8 были приобретены вне пределов Российской Федерации (1 в СНГ). При целенаправленном приеме на работу квалифицированных специалистов в регионах РДВ в 2006 г. из 120 случаев такого приема только 6 соответствуют приглашению на работу специалистов из дальнего зарубежья.
Для развития данных процессов необходимы специальные программы и схемы, включающие в себя:
• обучение менеджеров и инженерно-технического состава предприятий;
• организации инфраструктуры процессов диффузии новых технологий, включающих в себя развитие технологических центров диффузии новых технологий.
В функции этой инфраструктуры должны входить кроме организации процессов обучения менеджеров и технологов компаний, организация сетей технической кооперации по адаптации технологий, центров информации и технической экспертизы технологий, проведение демонстрационных проектов для технологических брокеров и т. д.
12 -
Процессы передачи интеллектуальной собственности. Реальный рынок интеллектуальной собственности в Дальневосточном регионе практически отсутствует, хотя имеется значительный задел готовых результатов научно-исследовательской деятельности в виде патентов, лицензий и т. п. Общее количество зарегистрированных договоров на использование изобретений (лицензионных и об уступке патента на изобретения) в 2006 г. составило 197, то есть оно было равно всего 11,2 %. К этому стоит добавить, что в общем объеме зарегистрированных в 2006 г. договоров 54,6 % составляют договора уступки патента, значительная часть которых была заключена в связи с банкротством патентообладателя. С 2000 по 2005 гг. в первую тройку лидеров в РДВ в торговле промышленной собственностью устойчиво входят (четыре года из пяти) медицина и легкая промышленность. При лидерстве спроса на технологии здесь предложение науки является аутсайдером как по числу публикаций, так и по бюджетным затратам на ИР.
Зарождение малых технологических предприятий, инкубаторы. В настоящее время в Дальневосточном регионе действует 17 технопарков. В частности, как правило, здесь не предусмотрено обучение предприятий организации бизнеса и менеджмента, бухгалтерскому учету, не оказывается и содействие в поиске партнеров по бизнесу, установлению связей с научно-исследовательским и учебным секторами, не говоря уже о помощи в области защиты интеллектуальной собственности. В основном дальневосточные инкубаторы сегодня представляют собой площадки безопасности, ограждающие предприятия, находящиеся на них, от агрессивной внешней среды. Срок пребывания в инкубаторе не ограничен. Поэтому предприятия и пытаются отсидеться на этих площадках подольше (при международном стандарте 2-3 года они проводят здесь около десяти лет). Необходимо определение форм и регламента государственной поддержки процессов инкубации, а также создания государственными научными учреждениями и вузами дочерних фирм (спин-офф) для продвижения на рынок научно-исследовательских разработок.
Венчурный капитал. Для развития венчурного бизнеса в регионе прежде всего необходимо:
1) четкое определение механизмов участия бизнеса и государства в формировании и функционировании системы венчурного финансирования, дифференцированных в зависимости от стадий роста малых технологических фирм;
2) разработка механизмов налоговых послаблений и других льгот для участников процессов зарождения и развития малых технологических фирм;
3) развитие в регионе биржевых площадок для технологических фирм, имеющих недолгую историю;
4) повышение статуса и поддержка развития государственных и межкорпоративных фондов, деятельность которых направлена на развитие малых технологических фирм в регионе.
В заключение следует подчеркнуть, что сегодня существует ясное понимание необходимости для России интенсивно развивать всесторонние отношения со странами Азиатско-Тихоокеанского региона, в том числе в области инноватики. Естественно, что Дальневосточный регион страны находится на острие этой политики. Это особенно важно с учетом относительно малой емкости собственного потребительского рынка и практически безграничного рынка сопредельных стран, прежде всего Китая.
Коммерческий трансфер наших инновационных технологий на эти рынки находится в зачаточном состоянии — и это при том, что существует два принципиально важных благоприятных обстоятельства. Во-первых, соответствие между сложившимися научно-технологическими школами в нашем регионе и инновационными потребностями китайской экономики. Это энергетическое машиностроение (теплотехника), горное дело, освоение шельфа, повышение продуктивности в сельском хозяйстве. Во-вторых, следует помнить, что во многих научно-технических областях в течение почти 50 лет китайские технические стандарты и кадры формировались под влиянием научных школ России и до сих пор это влияние сохраняется, но интенсивно замещается американским. Есть надежда хотя бы частично восстановить утраченные связи.
Одной из форм осуществления инновационной политики России в отношении Дальневосточного региона является создание центра научно-технологического сотрудничества со странами АТР. Проект создания такого центра сотрудничества со странами—членами АТЭС уже реализуется.
К первоочередным задачам среди перечисленных следует отнести развитие и поддержку дальневосточной сети центров трансфера технологий в качестве единой инфраструктуры, способной, во-первых, объединить в общих рамках основных агентов инновационного цикла, во-вторых, управлять процессом исходя из анализа и потребностей рынка, в-третьих, создать институциональные (прежде всего финансовые) механизмы трансфера инновационных разработок, в-четвертых, обеспечить для всей сферы инновационного производства России выход на динамично развивающиеся рынки стран АТР.
Трансфер технологий является сколько-нибудь эффективным при условии достаточно емкого рынка, на котором данная инновация позволяет получить временный монопольный эффект. Оба этих условия (емкость рынка и монопольный эффект) не могут быть реализованы при фактически сложившейся разобщенности национальных (региональных) разработчиков и производителей инновационной продукции. Положение инновационных производителей в РДВ является еще более сложным в силу малочисленности собственного населения и, соответственно, незначительной емкости рынка. Однако принципиальным преимуществом Дальневосточного региона является близость интенсивно развивающихся рынков ATP. Для России выход с технологическими разработками и соответствующей продукцией на эти рынки является стратегически важным.
По уровню развития креативных технологий (творческой индустрии) Россия способна опережать своих соседей, что в принципе обеспечивает ей инновационное присутствие на их рынках. Но реализуется эта возможность только при условии формирования целенаправленной государственной инновационной политики. Дальневосточная федеральная сеть трансфера технологий должна уже сегодня начать работу по активному освоению некоторых экономических кластеров рынков АТР.