Научная статья на тему 'ФОРМИРОВАНИЕ НАЦИОНАЛЬНОГО САМОСОЗНАНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ В РАМКАХ ЭЛЕКТИВНОГО КУРСА «ЛИНГВОКРАЕВЕДЕНИЕ»'

ФОРМИРОВАНИЕ НАЦИОНАЛЬНОГО САМОСОЗНАНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ В РАМКАХ ЭЛЕКТИВНОГО КУРСА «ЛИНГВОКРАЕВЕДЕНИЕ» Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
67
18
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
национальное самосознание / языковое самосознание / элективный курс «Лингвокраеведение» / диалекты русского языка / русские говоры Республики Татарстан / national self-consciousness / linguistic self-consciousness / elective course “Language Local Studies” / dialects of Russian language / Russian dialects of Republic of Tatarstan

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — А.А. Ивыгина, Г.А. Фролова

В материалах статьи представлены данные педагогического эксперимента, призванного подтвердить возможность формирования национального самосознания обучающихся посредством изучения диалектов как отражения русской языковой картины мира. Цель настоящего исследования – экспериментальная апробация педагогических условий, призванных обеспечить эффективность формирования национального самосознания обучающихся посредством знакомства с теоретическими сведениями о русских диалектах как основы русского национального языка и лексическими особенностям русских говоров Республики Татарстан в рамках изучения элективного курса «Лингвокраеведение». Эффективность включения элективного курса как формы внеурочной деятельности для повышения уровня сформированности национального самосознания обучающихся выявлялась в ходе контрольного эксперимента с применением метода опроса обучающихся в условиях образовательного процесса.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FORMATION OF NATIONAL SELF-CONSCIOUSNESS OF STUDENTS IN THE FRAMEWORK OF THE ELECTIVE COURSE “LANGUAGE LOCAL STUDIES”

Russian pedagogical experiment data are presented in the materials of the article, which is designed to confirm the possibility of forming the national consciousness of students through the study of dialects as a reflection of the Russian language picture of the world. The objectives of this study is experimental testing of pedagogical conditions designed to ensure the effectiveness of the formation of national identity of students by getting acquainted with theoretical information about Russian dialects as the basis of the Russian national language and lexical features of Russian dialects of the Republic of Tatarstan in the framework of the elective course “Language Local Studies”.The effectiveness of the inclusion of an elective course as a form of extracurricular activities to increase the level of formation of students’ national self-consciousness was revealed in the course of a control experiment using the method of questioning students in the educational process.

Текст научной работы на тему «ФОРМИРОВАНИЕ НАЦИОНАЛЬНОГО САМОСОЗНАНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ В РАМКАХ ЭЛЕКТИВНОГО КУРСА «ЛИНГВОКРАЕВЕДЕНИЕ»»

УДК 371.8

Ivygina А.А., Cand. of Sciences (Philology), senior lecturer, Elabuga Institute (branch) of Kazan (Volga Region) Federal University (Elabuga, Russia),

E-mail: linguistika@mail.ru

Frolova G.A., Cand. of Sciences (Philology), senior teacher, Elabuga Institute (branch) of Kazan (Volga Region) Federal University (Elabuga, Russia),

E-mail: galina-frolova-kfu@yandex.ru

FORMATION OF NATIONAL SELF-CONSCIOUSNESS OF STUDENTS IN THE FRAMEWORK OF THE ELECTIVE COURSE "LANGUAGE LOCAL STUDIES". Russian pedagogical experiment data are presented in the materials of the article, which is designed to confirm the possibility of forming the national consciousness of students through the study of dialects as a reflection of the Russian language picture of the world. The objectives of this study is experimental testing of pedagogical conditions designed to ensure the effectiveness of the formation of national identity of students by getting acquainted with theoretical information about Russian dialects as the basis of the Russian national language and lexical features of Russian dialects of the Republic of Tatarstan in the framework of the elective course "Language Local Studies".The effectiveness of the inclusion of an elective course as a form of extracurricular activities to increase the level of formation of students' national self-consciousness was revealed in the course of a control experiment using the method of questioning students in the educational process.

Key words: national self-consciousness, linguistic self-consciousness, elective course "Language Local Studies", dialects of Russian language, Russian dialects of Republic of Tatarstan

А.А. Ивыгина, канд. филол. наук, доц., Елабужский институт Казанского федерального университета, г. Елабуга, E-mail: linguistika@mail.ru

Г.А. Фролова, канд. филол. наук, ст. преп., Елабужский институт Казанского федерального университета, г. Елабуга,

E-mail: galina-frolova-kfu@yandex.ru

ФОРМИРОВАНИЕ НАЦИОНАЛЬНОГО САМОСОЗНАНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ В РАМКАХ ЭЛЕКТИВНОГО КУРСА «ЛИНГВОКРАЕВЕДЕНИЕ»

В материалах статьи представлены данные педагогического эксперимента, призванного подтвердить возможность формирования национального самосознания обучающихся посредством изучения диалектов как отражения русской языковой картины мира. Цель настоящего исследования - экспериментальная апробация педагогических условий, призванных обеспечить эффективность формирования национального самосознания обучающихся посредством знакомства с теоретическими сведениями о русских диалектах как основы русского национального языка и лексическими особенностям русских говоров Республики Татарстан в рамках изучения элективного курса «Лингвокраеведение». Эффективность включения элективного курса как формы внеурочной деятельности для повышения уровня сформированности национального самосознания обучающихся выявлялась в ходе контрольного эксперимента с применением метода опроса обучающихся в условиях образовательного процесса.

Ключевые слова: национальное самосознание, языковое самосознание, элективный курс «Лингвокраеведение», диалекты русского языка, русские говоры Республики Татарстан

Стремление личности к удовлетворению своих национально-культурных потребностей в современном поликультурном обществе влечет за собой развитие национального самосознания его членов, которое при неблагоприятных общественных условиях может играть деструктивную роль, приводя к межнациональным противоречиям и конфликтам. Данная проблема ставит перед системой образования необходимость внесения уточнений в современные образовательные стандарты относительно путей формирования патриотического и гражданского самосознания подрастающего поколения. Эти факторы вполне закономерно находят отражение в базовых документах системы образования. Так, обновлённый федеральный государственный стандарт основного среднего образования (далее - ФГОС) определяет следующие требования к личностным результатам освоения образовательной программы: «... целенаправленное развитие внутренней позиции личности на основе духовно-нравственных ценностей народов Российской Федерации, исторических и национально-культурных традиций» [1, с. 1]; «... сформированность мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, основанного на диалоге культур, способствующего осознанию своего места в поликультурном мире» [1, с. 5].

Актуальность исследования заключается в необходимости обращения к одному из важнейших вопросов как в целом в педагогической науке, так и практике преподавания отдельных предметов - воспитание подрастающего поколения в духе осмысленного патриотизма, уважения к собственной национальной культуре, что, на наш взгляд, не может состояться без обращения к языковому самосознанию как части национального самосознания. Поэтому цель настоящей статьи - выявить эффективность изучения диалектов русского языка как части национального языка и их положительное влияние на уровень сформи-рованности национального самосознания личности обучающихся в результате апробации элективного школьного курса «Лингвокраеведение». Реализация обозначенной цели вызвала необходимость решения следующих задач: а) разработать диагностический материал для проведения экспериментальной части исследования и критериев анализа показателей участников педагогического эксперимента; б) определить экспериментальную и контрольную группы обучающихся на констатирующем этапе эксперимента; в) выявить эффективность изучения диалектного материала для повышения уровня культурно-языкового самосознания обучающихся как части национального самосознания. В качестве методов исследования были избраны: а) метод систематизации и обобщения научных исследований для рассмотрения и изучения феномена национального самосознания и определения его содержания; б) описательно-интерпретационный метод, используемый при обработке полученных в ходе эксперимента данных; в) метод социологического опроса для выявления уровня сформированности национального самосознания у обучающихся до начала эксперимента и после освоения элективного курса; г) метод количественно-статистической обработки

при проведении педагогического эксперимента на констатирующем и контрольном его этапах.

Научная новизна исследования заключается в установлении прямой взаимосвязи между уровнем сформированности языкового самосознания и национального самосознания обучающихся; разработка и апробация элективного курса «Лингвокраеведение» для обучающихся 9-х классов.

Практическая значимость проводимого исследования определяется возможностью использования его результатов в профессиональной деятельности педагога-русиста в ходе разработки и проведения внеурочных занятий, основной направленностью которых является формирование языкового самосознания как части национального самосознания личности обучающихся.

Понятие «национальное самосознание» находится в фокусе множества наук: философии (А.П Агаев [2], ПЕ. Глезерман [3], Ю.Д. Гранин [4], С.Т. Кал-тахчан [5], М.Н. Руткевич [6], В.С. Соловьев [7]), истории (Ю.В. Арутюнян [8], Ю.В. Бромлей [9], Н.М. Дружинин [10], П.И. Кушнер [11]), психологии (Б.П Ананьев [12], Л.И. Божович [13], Л.С. Выготский [14], А.Н. Леонтьев [15], педагогики (П.Ф. Каптерев [16], В.А. Сухомлинский [17], С.Т. Шацкий [18].

Такое пристальное внимание со стороны ученых к проблеме национального самосознания и разноаспектность ее рассмотрения свидетельствуют о том, что она достаточно остро стоит в современном обществе. В.В. Мавродин понимает данной термин «в смысле сознания единства людей, принадлежащих к данному народу, к данной народности или нации, единства их интересов, психологического склада и т. п.» [19, с. 25]. С.А. Токарев рассматривает национальное самосознание через отношение к различным видам социальных связей и как «исторически обусловленное соотношение между этими видами связи, порождает этническое самосознание, посредством которого субъективно определяется в наше время этническая принадлежность того или иного лица, той или иной социальной группы» [20, с. 53]. Ю.В. Бромлей видит в нем «осознание своей принадлежности к определенной социально-этнической группе, достигаемое на основе представлений и знаний о своей национальной общности, ее историческом прошлом и настоящем, материальной и духовной культуре и языке» [21, с. 75]. В своих исследованиях психолог Л.М. Ондар, говоря о рассматриваемом термине, вычленяет в его структуре следующие компоненты: когнитивный, связанный с информацией о национальном языке и его истории; эмоционально-ценностный, в основе которого находится понятие «национальной идентификации»; деятель-ностный, предполагающий коммуникацию на национальном языке [22].

Итак, рассмотренные определения понятия «национальное самосознание» подводят к ключевой для данного исследования мысли: одним из необходимых его составляющих является язык как хранитель духовных ценностей народа, являющегося его носителем. М.Ю. Алексеев и Крылов К.А. определили его роль следующим образом: «Язык - хранилище духовной культуры, выразитель наци-

онального самосознания. Потеря языка - первый шаг к потере национального самосознания» [23, с. 93]. Следовательно, национальное самосознание необходимо рассматривать во взаимосвязи с языком.

Проблеме взаимодействия языка и национальной культуры, выражению национального самосознания посредством языка, ставшей ключевой для данного исследования, посвящены работы Ю.А. Бельчикова [24], Ю.В. Бромлей [9, 21], А. Вежбицка [25], В.Г Гака [26], М. Коула и С. Скрибнера [27], Ю.А. Сорокина [28] и мн. др. Она сегодня особенно остро стоит и перед государственной политикой в сфере российского образования, где утверждается мысль о необходимости формирования этнокультурной компетенции у обучающихся, разработки программ и курсов, направленных на формирование этнокультурных знаний у школьников, предполагающих их знакомство не только с обычаями и традициями своей культуры, но и культуры других этносов, проживающих на территории России. Согласно ФГОС в основе патриотического воспитания обучающихся лежит «... сфор-мированность российской гражданской идентичности, патриотизма, уважения к своему народу, чувства ответственности перед Родиной, гордости за свой край, свою Родину, свой язык и культуру, прошлое и настоящее многонационального народа России» [1, с. 3]. Процесс формирования национального самосознания обучающихся отражен сразу в нескольких направлениях воспитательной деятельности: в части гражданского воспитания - «... принятие традиционных национальных, общечеловеческих гуманистических и демократических ценностей» [1, с. 3]; духовно-нравственного воспитания - «... осознание духовных ценностей российского народа» [1, с. 4]; эстетического воспитания - «... убежденность в значимости для личности и общества отечественного и мирового искусства, этнических культурных традиций и народного творчества» [1, с. 4].

Таким образом, одной из основных целей изучения русского языка в школе является воспитание нравственно ориентированной, духовно богатой личности, обладающей развитым чувством самосознания и гражданского сознания; формирование патриота, любящего родину и уважающего свой язык. И это может быть достигнуто в полной мере, на наш взгляд, включением в содержание преподавания русского языка в школе регионального компонента. Однако, как известно, региональный компонент не находит должного отражения в обучении русскому языку как учебному предмету в школе, что можно компенсировать внеурочными занятиями, позволяющими сочетать базовый компонент образования и региональный. Такой внеурочной формой работы может стать элективный курс лингвистического краеведения, построенный на изучении языкового материала конкретной местности.

Лингвистическое краеведение, или лингвокраеведение, на наш взгляд, способно служить цели формирования национального самосознания обучающихся, поскольку данный курс способствует углубленному изучению части традиционного курса русского языка в культурно-историческом аспекте и формированию у школьников патриотизма и гражданственности в процессе изучения русского языка [29].

Таким образом, формирование национального самосознания становится одной из первостепенных задач обучения русскому языку, реализующегося и через изучение лингвокраеведческого материала, способствующего развитию у школьников национальной самоидентификации.

В рамках заявленной темы авторы статьи обратились к вопросу о путях и способах формирования национального самосознания у обучающихся 9-х классов в рамках изучения элективного курса «Лингвокраеведение». Одним из значимых компонентов процесса знакомства с данным элективным курсом в школе является диалектный материал, уникально синтезирующий в себе синхронно-ди-ахронный подход к изучению языка, позволяющий обучающимся глубже познакомиться с прошлым и настоящим народа, к которому они принадлежат.

Для выяснения необходимости и возможности включения данного материала в элективный курс «Лингвокраеведение» с целью формирования национального самосознания обучающихся было проведено эмпирическое исследование заявленной проблематики в МБОУ «Инженерно-технологический лицей» г. Ела-буги Республики Татарстан (далее - РТ). Эксперимент, предваряющий работу с курсом, проводился в 2021-2022 гг и включал три традиционных этапа: констатирующий, формирующий и контрольный. В эксперименте приняли участие 60 обучающихся двух девятых классов, из них 30 - экспериментальная группа (далее - ЭГ) и 30 - контрольная группа (далее - КГ).

Первый этап исследования (2021 г.) был посвящен изучению научно-методической литературы по проблематике, определению участников эксперимента, отбору материала для проведения констатирующего этапа эксперимента с целью выявления уровня сформированности национального самосознания обучающихся. На втором этапе (2022 г) были определены обучающиеся для контрольной и экспериментальной групп со сравнительно равными показателями на начальном этапе, выявленными по результатам опроса. В экспериментальной группе (30 обучающихся) в состав курса дидактического материала был включён краеведческий материал - специально разработанный и адаптированный контент лексического материала русских говоров Республики Татарстан.

Процесс экспериментального исследования включал следующие этапы: 1) определение цели и задач экспериментального исследования; 2) разработка критериев анализа уровня владения языком обучающимися, составление вопросов для опроса, позволяющего выявить уровень сформированности отдельных компонентов национального самосознания обучающихся; 3) проведение опроса

обучающихся, статистическая обработка данных которого позволила определить уровень сформированности национального самосознания, в частности культурно-языкового, на начальном этапе проведения эксперимента; 4) определение группы обучающихся для контрольной (без введения элективного курса «Лингво-краеведение») и экспериментальной групп (с включением элективного курса «Лингвокраеведение») со сравнительно равными показателями на начальном этапе, выявленными по результатам проведенного анкетирования; 5) апробация в ЭГ разработанного авторами элективного курса «Лингвокраеведение», построенного на основе изучения лексических особенностей областного русского языка на территории РТ; б) статистическая обработка данных, полученных в результате опроса.

На констатирующем этапе эксперимента посредством опроса был выявлен уровень (низкий, средний, высокий) национального самосознания каждого обучающегося до момента проведения эксперимента, включающий три компонента: необходимый объем знаний о русском национальном языке и владение им с учетом возрастных особенностей обучающихся (экспресс-диагностика, включающая 20 вопросов, в том числе программные вопросы по предмету «Русский язык»); знание истории своего региона и города (10 вопросов на знание истории Республики Татарстан и г Елабуги); знание истории своей страны и ее современного общественно-политического устройства (10 вопросов, связанных с историей страны ее современным общественно-политическим устройством). Результаты анализа ответов обучающихся позволили определить первичный уровень сфор-мированности национального самосознания участников эксперимента (табл. 1).

Та блица 1

Результаты сформированности национального самосознания участников эксперимента

Компонент Уровень Количество

чел. %

Знание истории русского национального языка и владения им Высокий 20 33,3

Средний 18 30

Низкий 22 36,7

Знание истории своего региона и родного города Высокий 4 6,7

Средний 38 63,3

Низкий 18 30

Знание истории России и современной жизни страны Высокий 7 11,7

Средний 33 55

Низкий 20 33,3

Критерии сформированности национального самосознания в ходе первичной диагностики обучающихся оценивались по следующим показателям: высокий, или устойчивый (40-32 баллов/-а) - знание основных этапов развития русского национального языка, его устройства, владение русским языком на высоком уровне, устанавливаемом возрастными особенностями респондентов, наличие необходимых знаний о РТ и городе Елабуге, России, ее национальных героях и судьбоносных событиях, государственной символике, особенностях ее современной жизни; средний, или ситуативный (31-20 балл/-ов) - знание основных этапов развития русского национального языка, его устройства, владение русским языком на среднем уровне, наличие знаний о РТ и городе Елабуге, России, ее национальных героях и судьбоносных событиях, государственной символике особенностях ее современной жизни; низкий, или фрагментарный (19-0 баллов) - недостаточное знание с учетом возрастных особенностей обучающихся основных этапов развития русского национального языка, его устройства, недостаточный уровень владения русским языком с учетом возрастных особенностей, фрагментарность знаний о РТ и городе Елабуге, России, ее национальных героях и судьбоносных событиях, особенностях ее современной жизни.

Полученные в процентном выражении данные позволяют говорить о высоком (устойчивом) уровне по среднему показателю у 17,23% обучающихся от общего числа участников экспериментального исследования. Средний (ситуативный) уровень сформированности национального самосознания показали 49,53% участников опроса от их общего количества. Наконец, низкий (фрагментарный) уровень имеют 33,34% обучающихся от общего количества участников исследования.

Второй этап первичной диагностики заключался в определении уровня знаний обучающихся в области диалектной терминологии и диалектной лексики русских говоров РТ. С этой целью участникам эксперимента было предложено письменно перечислить нелитературные формы языка, обозначить отличие литературного языка от его нелитературных форм, раскрыть определение понятий «диалектология», «диалект», «диалектная лексика», выявить отличия диалектов от просторечий, определить роль территориальных диалектов в формировании русского национального языка; раскрыть лексическое значение диалектных слов тематической группы «Природа», извлеченных из картотеки русских говоров РТ кафедры русского языка и литературы ЕИ КФУ. Количество верно данных ответов позволило прийти к выводу о степени знания структуры современного русского

национального языка, понимания роли диалектов в его формировании, знание определений основных терминов диалектологии, знании/незнании значений областных слов территории проживания респондентов. Каждый правильный ответ оценивался в один балл для удобства дальнейшей обработки полученных данных. Итак, 14-11 верных ответов - высокий показатель; 10-7 верных ответов -средний; 6-0 верных ответа - низкий. Данные по уровням сформированности отдельных компонентов национального самосознания отражены в табл. 3.

Таким образом, второй этап первичной диагностики позволил прийти к следующим выводам: 1. Высокий уровень свидетельствует об осознании и личностном принятии цели формирования национального самосознания через овладение языком. Мотивация изучения языка ярко выражена, так же, как и познавательная активность и готовность овладения языком как части культуры нации. 2. Средний уровень владения языком продемонстрировал не вполне осознанную и принятую обучающимся необходимость осознанного овладения языком как части кода нации. Однако мотивация носит не только внешний, но и внутренний характер, т. е. осознается необходимость изучения русского языка. 3. Низкий (фрагментарный) уровень показали обучающиеся, не осознающие необходимость овладения языком как части этнического самосознания и осваивающие его только в рамках предмета. Мотивация изучения языка имеет внешний характер, познавательный интерес слабо выражен.

В дальнейшем на формирующем этапе в ЭГ был введен элективный курс «Лингвокраеведение» (сравнительная таблица процентных показателей ЭГ и КГ в табл. 3). Цель курса - создание педагогических условий для повышения культурно-языковой составляющей национального самосознания обучающихся в процессе освоения элективного курса «Лингвокраеведение». Сам курс был построен на изучении обучающимися теоретических сведений о русской диалектологии как науки, изучении диалектной лексики природы русских говоров РТ. Формирующий этап эксперимента предполагал решение следующих задач: 1) разработать тематический план занятий и комплекс экспериментальных занятий по элективному курсу; 2) создать педагогические условия для лучшего усвоения обучающимися материала о русских говорах РТ и их лексических особенно-

стях; 3) сформировать представления о русских территориальных диалектах как основе для возникновения национального языка; 4) прийти к осознанию прямой зависимости лексики русских говоров с особенностями уклада его носителей; 5) сформировать необходимую теоретическую базу для изучения лексических особенностей русских говоров РТ; 6) познакомить обучающихся с методами и приемами сбора и обработки диалектного материала на диалектологических экспедициях; 7) подготовить участников ЭГ к самостоятельному лингвистическому исследованию.

Тематический план курса (табл. 2) рассчитан на 32 часа, где один час равен 45 минутам урока, и реализуется в течение одного учебного года.

Эмпирическим материалом для настоящего исследования послужили русские диалектные слова и выражения, относящиеся к тематической группе «Природа», извлеченные из картотеки кафедры русского языка и литературы ЕИ КФУ, собранные в течение 2007-2021 гг в районах РТ: Альметьевском (с. Верхняя Кармалка), Елабужском (д. Поспелово, д. Танайка, г. Елабуга), За-инском (д. Киселевка, д. Урсаево), Кукморском (д. Кашкара), Мамадышском (д. Тавели, д. Каменный Починок), Менделеевском (д. Салтыковка, с. Ижевка), Нурлатском (с. Старые Челны). Картотека говоров, ставшая материалом для реализации формирующего этапа эксперимента, включает в себя более 200 лексических единиц, относящихся к тематической группе «Природа». Научное значение подобной картотеки определяется тем, что диалектная лексика природы, собранная на территории РТ, дает возможность сформировать представление у участников ЭГ об особенностях картины мира жителей той или иной территории.

В результате основными тематическими группами картотеки стали следующие: «Растительный мир», «Животный мир», «Ландшафт», «Метеорологические явления. Астрономия. Календарь», «Части суток», которые являются источником сведений о менталитете и культуре народа. Такое деление лексики на тематические группы объясняется «Программой собирания сведений для лексического атласа русских народных говоров» [30].

Актуальность изучения лексики говоров тематической группы «Природа» определяется пристальным вниманием диалектологов к изучению словарного

Таблица 2

Тематический план элективного курса «Лингвокраеведение»

Тема Содержание Форма проведения Часы

Русский национальный язык. Этапы его формирования Формы существования национального языка. Этапы формирования русского национального языка от древности до современного состояния Лекция 2

Литературный язык и нелитературные разновидности национального языка Отличие литературного языка от территориальных диалектов, территориальных диалектов от социальных диалектов и просторечия Лекция 1

Русская диалектология как наука. Классификация русских говоров. Говоры севернорусского и южнорусского наречий, особенности среднерусских говоров Понятие о диалектологии и диалектах. Основные термины диалектологии. Работа с диалектологическими картами 1914 и 1964 гг Принципы диалектного членения русского языка. Южновеликорусское, северновеликорусское наречия и среднерусских говоров: территория распространения, языковые признаки на всех уровнях Лекция Практическое занятие 2 1

Русские говоры Татарстана. Диалектные особенности говоров РТ Общая характеристика русских говоров РТ. Языковые особенности русских говоров районов РТ (на основе картотеки говоров ЕИ КФУ). Говоры Елабужского края: общая характеристика Лекция 2

Диалектные словари русского языка Анализ словарных статей «Словаря русских народных говоров» и «Словаря русских говоров «Волжско-Свияжского междуречья»» Практическое занятие 3

Лексические диалектизмы. Диалектная лексика природы Типы лексических диалектизмов. Особенности лексики природы, ее исследование в трудах отечественных диалектологов. Изучение методики сбора лексики тематической группы «Природа» Лекция Практическое занятие 1 1

Лексика природы русских говоров РТ. Лексико-темати-ческая группа «Растительный мир» Изучение программы Лингвистического атласа русских народных говоров РАН. Методика сбора диалектного материала ЛТГ «Растительный мир». Изучение картотеки русских говоров РТ ЕИ КФУ Практическое занятие 3

Лексика природы русских говоров РТ. Лексико-темати-ческая группа «Животный мир» Изучение программы Лингвистического атласа русских народных говоров РАН. Методика сбора диалектного материала ЛТГ «Животный мир». Изучение картотеки русских говоров РТ ЕИ КФУ Практическое занятие 3

Лексика природы русских говоров РТ. Лексико-темати-ческая группа «Ландшафт». Изучение программы Лингвистического атласа русских народных говоров РАН. Методика сбора диалектного материала ЛТГ «Ландшафт». Изучение картотеки русских говоров РТ ЕИ КФУ Практическое занятие 3

Лексика природы русских говоров РТ. Лексико-тема-тическая группа «Метеорологические явления. Части суток» Изучение программы Лингвистического атласа русских народных говоров РАН. Методика сбора диалектного материала ЛТГ «Метеорологические явления. Части суток». Изучение картотеки русских говоров РТ ЕИ КФУ Практическое занятие 3

Диалектизмы в текстах елабужских писателей-краеведов Изучение диалектизмов тематической группы «Природа» в рассказах С.Т. Романовского Практическое занятие 3

Проектная работа Выполнение и защита проектных работ Защита проектов 3

состава русских народных говоров, позволяющих сформировать наиболее полное представление о языковой картине мира носителей областного языка.

В ходе реализации элективного курса «Лингвокраеведение» перед педагогом возникает необходимость научить школьников отличать областную лексику от просторечной, уметь производить простейший анализ накопленного лингвистического материала и самое главное - осознавать, что территориальные диалекты, послужившие основой для формирования национального языка, являются отражением мировоззрения наших предков.

Историко-культурный компонент элективного курса достигается не только знакомством и работой обучающихся с картотекой русских говоров РТ ЕИ КФУ, но и проведением обучающимися собственных научно-практических исследований в виде проектных работ. В частности, учащимся могут быть предложены, например, следующие проектные темы: 1. Диалектная лексика тематической группы «Растительный мир» в художественных текстах елабужских писателей-краеведов. 2. Особенности названий животных в русских говорах РТ (на основе материале картотеки русских говоров ЕИ КФУ). 3. Отражение мировоззрения русского народа в лексемах тематической группы «Природа» (на основе материала картотеки говоров ЕИ КФУ) и др. Такая форма работы позволит продолжить формирование и развитие коммуникативной компетенции обучающихся.

Заключительный этап обучающего эксперимента состоял в проведении итогового опроса с целью проверки эффективности курса «Лингвокраеведение» с использованием заданий краеведческой тематики. Продуктивность применения курса для формирования национального самосознания определялась количеством верно выполненных заданий и уровнем владения информацией культурно-языкового блока, а именно - о диалектах как основе национального языка и знание диалектной лексики РТ. Вопросы анкетирования были подготовлены с учетом тем программы элективного курса «Лингвокраеведение». Критерии оценивания результатов применялись те же, что и при оценке опроса второго этапа первичной диагностики на констатирующем этапе педагогического эксперимента. Результаты контрольного этапа эксперимента представлены в табл. 3.

Таким образом, данные проведенного исследования свидетельствуют об эффективности экспериментального воздействия, определявшегося, помимо опроса, также вовлеченностью обучающихся в процесс изучения областного языка родного края. Однако без создания специальных организационно-педагогических условий, направленных на активное вовлечение личности обучающего-

Библиографический список

Таблица 3

Результаты сформированности национального самосознания участников ЭГ и КГ до и после проведения эксперимента

Время проведения среза Учебная группа Количество студентов, %

Высокий уровень Средний уровень Низкий уровень

До начала эксперимента 30 человек (ЭГ) 12 (40%) 6 (20%) 12 (40%)

30 человек(КГ) 10 (33,33%) 5 (16,67%) 15 (50%)

После окончания эксперимента 30 человека (ЭГ) 16 (53,33%) 8 (26,67%) 6 (2%)

30 человека (КГ) 10 (33,3%) 4 (13,3%) 16 (53,3%)

ся в процесс овладения знаниями о специфике языковой картины мира русского народа, невозможно было бы существенно повысить уровень национального самосознания обучающихся, о чем свидетельствуют показатели КГ (табл. 3).

Итак, цель исследования, заключающаяся в выявлении, теоретическом и экспериментальном обосновании педагогических условий для успешного формирования национального языкового самосознания обучающихся в процессе знакомства с курсом «Лингвокраеведения» и изучения обычаев, традиций и культуры русского народа через лексику говоров РТ, на наш взгляд, достигнута. Периодическая диагностика процесса формирования национального самосознания обучающихся выявила положительную динамику уровня сформиро-ванности национального самосознания средствами языкового курса «Лингво-краеведение». Языковой материал данного курса может, как было доказано в исследовании, решить эту задачу, поэтому в формировании национального самосознания первоочередной задачей является применение лингвокраеведче-ского материала в школьном преподавании русского языка. Перспективой дальнейшего исследования является формирование национального самосознания обучающихся посредством включения текстов русского фольклора, собранного на территории РТ студентами и преподавателями кафедры русского языка и литературы ЕИ КФУ, для дальнейшей разработки и усовершенствования программы заявленного курса.

1. О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт среднего общего образования. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 12.08.2022 № 732, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 мая 2012 г № 413» (12.09.2022 № 70034). Москва, 2022.

2. Агаев А.Г. Нация, ее сущность и самосознание. Вопросы истории. 1967; Выпуск 7: 25-37.

3. Глезерман Г.Е. Классы и нации: научно-популярная литература. Москва: Издательство политической литературы, 1997.

4. Гранин Ю.Д. Этносы, национальное государство и формирование российской нации: Опыт философско-методологического исследования. Москва: ИФ РАН, 2007.

5. Калтахчан С.Т. Ленинизм о сущности нации и пути образования интернациональной общности людей. Москва: Политиздат, 1973.

6. Руткевич М.Н. Теория нации: философские вопросы. Вопросы философии. 1999; № 5: 19-33.

7. Соловьев В.С. Национальный вопрос в России. Предисловие ко второму изданию. Москва: Правда, 1989.

8. Арутюнян Ю.В. Социально-культурное развитие и национальное самосознание. Социологические исследования. 1990; Выпуск 7: 42-49.

9. Бромлей Ю.В. Очерки теории этноса. Москва, 1983.

10. Дружинин Н.М. Избранные труды. Воспоминания, мысли, опыт историка. Москва: Наука, 1990.

11. Кушнер П.И. Этнические территории и этнические границы. Москва: Наука, 2006.

12. Ананьев Б.Г. Психология и проблемы человекознания. Избранные психологические труды. Москва: Когито-Центр, 1996.

13. Божович Л.И. Проблемы формирования личности: Избранные психологические труды. Воронеж: НПО МОДЭК, 2001.

14. Выготский Л.С. Педагогическая психология. Москва: Педагогика-Пресс, 1999.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

15. Леонтьев А.Н. Избранные психологические произведения. Москва: Педагогика, 1983.

16. Каптерев П.Ф. Новая русская педагогия, её главнейшие идеи, направления и деятели. Санкт-Петербург: Земля, 1914.

17. Сухомлинский В.А. Избранные педагогические сочинения: в 3 т. Москва: Педагогика, 1979.

18. С.Т. Шацкий: работа для будущего. Книга для учителя. Составители В.И. Малинин, Ф.А. Фрадкин. Москва: Просвещение, 1989.

19. Мавродин В.В. Формирование русской нации. Ленинград: Знание, 1947.

20. Токарев С.А. Проблема типов этнических общностей (к методологическим проблемам этнографии). Вопросы философии. 1964; № 11: 43-53.

21. Бромлей Ю.В. Этнос и этнография. Москва: Наука, 1973.

22. Ондар Л.М. Национальное самосознание личности. Абакан: Бригантина, 2009.

23. Алексеев М.Ю., Крылов К.А. Особенности национального поведения. Москва: Арт-Центр, 2001.

24. Бельчиков Ю.А. О культурном коннотативном компоненте лексики. Язык: система и функционирование. Москва: Наука, 1988: 30-35.

25. Вежбицка А. Язык. Культура. Познание. Москва: Русские словари, 1997.

26. Гак В.Г Язык как форма самовыражения народа. Язык как средство трансляции культуры. Москва: Наука, 2000: 54-68.

27. Коул М. и Скрибнер С. Культура и мышление. Перевод П. Тульвисте. Москва: Прогресс, 1977.

28. Сорокин Ю.А. Понятие «чужой» в языковом и культурном контексте. Язык: этнокультурный и прагматические аспекты. Днепропетровск: ДГУ, 1988: 4-10.

29. Трембикова А.А. Формирование личностных качеств и познавательных интересов школьников при изучении лингвокраеведения. Педагогическая наука и практика -региону: материалы XVI Региональной научно-практической конференции. Ставрополь: СГПИ, 2016: 93-98.

30. Программа собирания сведений для лексического атласа русских народных говоров. В 2 ч. Российская АН Институт лингвистических исследований. Санкт-Петербург: ИЛИ Научно-издательский центр «Нега», 1994.

References

1. O vnesenii izmenenij v federal'nyj gosudarstvennyj obrazovatel'nyj standart srednego obschego obrazovaniya. Prikaz Ministerstva prosvescheniya Rossijskoj Federacii ot 12.08.2022 № 732, utverzhdennyj prikazom Ministerstva obrazovaniya i nauki Rossijskoj Federacii ot 17 maya 2012 g. № 413» (12.09.2022 № 70034). Moskva, 2022.

2. Agaev A.G. Naciya, ee suschnost i samosoznanie. Voprosy istorii. 1967; Vypusk 7: 25-37.

3. Glezerman G.E. Klassy i nacii: nauchno-populyarnaya literatura. Moskva: Izdatel'stvo politicheskoj literatury, 1997.

4. Granin Yu.D. 'Etnosy, nacional'noe gosudarstvo i formirovanie rossijskoj nacii: Opyt filosofsko-metodologicheskogo issledovaniya. Moskva: IF RAN, 2007.

5. Kaltahchan S.T. Leninizm o suschnosti nacii iputi obrazovaniya internacional'noj obschnosti lyudej. Moskva: Politizdat, 1973.

6. Rutkevich M.N. Teoriya nacii: filosofskie voprosy. Voprosy filosofii. 1999; № 5: 19-33.

7. Solov'ev V.S. Nacional'nyj vopros v Rossii. Predislovie ko vtoromu izdaniyu. Moskva: Pravda, 1989.

8. Arutyunyan Yu.V. Social'no-kul'turnoe razvitie i nacional'noe samosoznanie. Sociologicheskie issledovaniya. 1990; Vypusk 7: 42-49.

9. Bromlej Yu.V. Ocherki teorii 'etnosa. Moskva, 1983.

10. Druzhinin N.M. Izbrannye trudy. Vospominaniya, mysli, opyt istorika. Moskva: Nauka, 1990.

11. Kushner P.I. 'Etnicheskie territoriii 'etnicheskie granicy. Moskva: Nauka, 2006.

12. Anan'ev B.G. Psihologiya iproblemy chelovekoznaniya. Izbrannyepsihologicheskie trudy. Moskva: Kogito-Centr, 1996.

13. Bozhovich L.I. Problemy formirovaniya lichnosti: Izbrannye psihologicheskie trudy. Voronezh: NPO MOD'EK, 2001.

14. Vygotskij L.S. Pedagogicheskaya psihologiya. Moskva: Pedagogika-Press, 1999.

15. Leont'ev A.N. Izbrannye psihologicheskie proizvedeniya. Moskva: Pedagogika, 1983.

16. Kapterev P.F. Novaya russkaya pedagogiya, ee glavnejshie idei, napravleniya i deyateli. Sankt-Peterburg: Zemlya, 1914.

17. Suhomlinskij V.A. Izbrannye pedagogicheskie sochineniya: v 3 t. Moskva: Pedagogika, 1979.

18. S.T. Shackij:rabota dlya buduschego. Kniga dlya uchitelya. Sostaviteli V.I. Malinin, F.A. Fradkin. Moskva: Prosveschenie, 1989.

19. Mavrodin V.V. Formirovanie russkoj nacii. Leningrad: Znanie, 1947.

20. Tokarev S.A. Problema tipov 'etnicheskih obschnostej (k metodologicheskim problemam etnografii). Voprosy filosofii. 1964; № 11: 43-53.

21. Bromlej Yu.V. 'Etnos i 'etnografiya. Moskva: Nauka, 1973.

22. Ondar L.M. Nacional'noe samosoznanie lichnosti. Abakan: Brigantina, 2009.

23. Alekseev M.Yu., Krylov K.A. Osobennosti nacional'nogo povedeniya. Moskva: Art-Centr, 2001.

24. Bel'chikov Yu.A. O kul'turnom konnotativnom komponente leksiki. Yazyk: sistema i funkcionirovanie. Moskva: Nauka, 1988: 30-35.

25. Vezhbicka A. Yazyk. Kultura. Poznanie. Moskva: Russkie slovari, 1997.

26. Gak V.G. Yazyk kak forma samovyrazheniya naroda. Yazyk kak sredstvo translyacii kul'tury. Moskva: Nauka, 2000: 54-68.

27. Koul M. i Skribner S. Kul'tura i myshlenie. Perevod P. Tul'viste. Moskva: Progress, 1977.

28. Sorokin Yu.A. Ponyatie «chuzhoj» v yazykovom i kul'turnom kontekste. Yazyk: 'etnokul'turnyjipragmaticheskie aspekty. Dnepropetrovsk: DGU, 1988: 4-10.

29. Trembikova A.A. Formirovanie lichnostnyh kachestv i poznavatel'nyh interesov shkol'nikov pri izuchenii lingvokraevedeniya. Pedagogicheskaya nauka i praktika - regionu: materialy XVI Regional'noj nauchno-prakticheskoj konferencii. Stavropol': SGPI, 2016: 93-98.

30. Programma sobiraniya svedenij dlya leksicheskogo atlasa russkih narodnyh govorov. V 2 ch. Rossijskaya AN Institut lingvisticheskih issledovanij. Sankt-Peterburg: ILI Nauchno-izdatel'skij centr «Nega», 1994.

Статья поступила в редакцию 17.07.23

УДК 51(07): 373

Kolobov A.N., Cand. of Sciences (Engineering), senior lecturer, Orenburg State Pedagogical University n.a. V.P. Chkalov; Orenburg State University

(Orenburg, Russia), E-mail: KolobovAN@ya.ru

FEATURES OF TEACHING THE ELEMENTS OF MATHEMATICAL LOGIC IN SECONDARY SCHOOL. The article discusses features of teaching elements of mathematical logic in the school course of mathematics, in particular, the need to use the elective course "Elements of Mathematical Logic". One of the main tasks of the modern educational space is the development of a personality capable of independently setting goals, planning ways to achieve them, and also ready for self-development and introspection. In addition to the tasks, educational standards put forward both the main requirements - the formation of various universal learning activities for students, and additional ones - the formation of a high level of students' competence. The implementation of these requirements is feasible with the expansion of the cognitive and motivational sphere of students' activity, which in turn requires an increase in the level of development of students' cognitive interest. Indeed, the issue of solving the problem, which lies in the lack of the necessary methodological tools for teaching schoolchildren the elements of mathematical logic, is becoming relevant. The methodological features of the study of this issue presented in the article are implemented in a specific educational process in the elective course at the MBOU "Belovskaya Secondary School" and allow students to increase the level of assimilation of the studied material.

Key words: logical tasks, elective course, mathematical logic, educational activity, game technologies

А.Н. Колобов, канд. техн. наук, доц., Оренбургский государственный педагогический университет имени В.П. Чкалова,

Оренбургский государственный университет, г. Оренбург, E-mail: KolobovAN@ya.ru

ОСОБЕННОСТИ ОБУЧЕНИЯ ЭЛЕМЕНТАМ МАТЕМАТИЧЕСКОЙ ЛОГИКИ В СРЕДНЕЙ ШКОЛЕ

В данной статье рассмотрены особенности обучения элементам математической логики в школьном курсе математики, в частности необходимость использования элективного курса «Элементы математической логики». Одной из главных задач современного образовательного пространства является развитие личности, способной самостоятельно ставить цели, планировать пути их достижения, а также готовой к саморазвитию и самоанализу. Помимо задач образовательные стандарты выдвигают как основные требования - формирование различных универсальных учебных действий у обучающихся, так и дополнительные - развитие высокого уровня компетентности обучающихся. Реализация данных требований выполнима при расширении познаватель-но-мотивационной сферы деятельности обучающихся, что, в свою очередь, требует повышения уровня развития познавательного интереса обучающихся. Действительно, приобретает актуальность вопрос решения проблемы, заключающейся в отсутствии необходимого методического инструментария при обучении школьников элементам математической логики. Представленные в статье методические особенности изучения данного вопроса были реализованы в конкретном учебном процессе на элективном курсе в МБОУ «Беловская СОШ» и позволили у обучающихся повысить уровень усвоения изучаемого материала.

Ключевые слова: логические задачи, элективный курс, математическая логика, учебная деятельность, игровые технологии

Актуальность исследования обусловлена тем, что в процессе изучения школьного курса математики необходимо одновременное усвоение основ логики. Однако методических материалов и современных подходов к такому обучению сравнительно мало.

Ранее в советской школе был представлен отдельный курс математической логики, однако в процессе реформ образования единственной возможностью изучения являются дополнительные занятия или самостоятельное изучение. А основные навыки, которые должны получить обучающиеся, перенесли в программу математики [1].

Стоит отметить то, что в содержании олимпиадных задач по математике нередко можно встретить задачи на математическую логику, следовательно, при работе с одаренными детьми стоит рассмотреть материал по основам логики.

Начнем с того, что рассмотрим основную суть математической логики. Базовое определение математической логики говорит о том, что это раздел математики, отвечающий за математические обозначения, доказательность суждений, вычислимость и прочие математические суждения.

Теперь рассмотрим основные понятия математической логики. Можно сказать, что основное определение, с которого начинается изучение математической логики, - это высказывание.

Высказывание - это повествовательное предложение, которое носит утвердительный или отрицательный характер. То есть оно может быть истинным или ложным. Например, «в сутках двадцать четыре часа» - это повествовательное истинное высказывание. В то время как «какое сегодня число?» является вопросительным и, соответственно, не является высказыванием.

Наряду с высказыванием рассматривается высказывательная форма, она указывает на дополнительную информацию о сказанном.

Кроме того, в математической логике следует отметить такое понятие, как математический софизм. Оно помогает проще и понятнее усвоить законы математической логики и математики.

При объяснении ученикам данной темы можно приводить историческую справку. Например, о софизмах Зенона Элекского и их применении при решении задач. Возможно рассмотреть задачи на выбор наилучшего варианта и то, как они применяются в различных сферах современной науки.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.