Научная статья на тему 'Формирование национально-государственного экономического интереса в концепции национальных интересов России'

Формирование национально-государственного экономического интереса в концепции национальных интересов России Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
731
122
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФОРМИРОВАНИЕ НАЦИОНАЛЬНО-ГОСУДАРСТВЕННОГО ИНТЕРЕСА / FORMATION OF THE NATIONAL AND STATE INTEREST / НАЦИОНАЛЬНЫЕ ИНТЕРЕСЫ / NATIONAL INTERESTS / ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ИНТЕРЕСЫ / КОНЦЕПЦИЯ НАЦИОНАЛЬНЫХ ИНТЕРЕСОВ / CONCEPT OF NATIONAL INTERESTS / ECONOMICS INTERESTS

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Очкин Роман Олегович

В статье исследуется процесс формирования национально-государственных экономических интересов. Раскрывается содержание концепции национальных интересов, включая национальные цели, направления реализации, инструменты, угрозы, методологические принципы и направления совершенствования механизма реализации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Formation of the National Economics and State Interest in the Concept of National Interests of Russia

In article process of formation of the national economics and state interests, including the algorithm of formation consisting of five stages reveals. Also the contents of the concept of national interests, including the national purposes, the realization directions, tools, threats, the methodological principles and the directions of improvement of the mechanism of realization reveal.

Текст научной работы на тему «Формирование национально-государственного экономического интереса в концепции национальных интересов России»

Р.О. Очкин ФОРМИРОВАНИЕ

НАЦИОНАЛЬНО-ГОСУДАРСТВЕННОГО ЭКОНОМИЧЕСКОГО ИНТЕРЕСА В КОНЦЕПЦИИ НАЦИОНАЛЬНЫХ ИНТЕРЕСОВ РОССИИ

В статье исследуется процесс формирования национально-государственных экономических интересов. Раскрывается содержание концепции национальных интересов, включая национальные цели, направления реализации, инструменты, угрозы, методологические принципы и направления совершенствования механизма реализации.

Ключевые слова: формирование национально-государственного интереса, национальные интересы, экономические интересы, концепция национальных интересов.

R.O. Ochkin

FORMATION OF THE NATIONAL ECONOMICS AND STATE INTEREST IN THE CONCEPT OF NATIONAL INTERESTS OF RUSSIA

In article process of formation of the national economics and state interests, including the algorithm of formation consisting of five stages reveals. Also the contents of the concept of national interests, including the national purposes, the realization directions, tools, threats, the methodological principles and the directions of improvement of the mechanism of realization reveal.

Keywords: formation of the national and state interest, national interests, economics interests, concept of national interests.

Национально-государственные интересы формируются в соответствии с геополитическими параметрами и ресурсными возможностями страны. Формирование национально-государственного интереса - это целенаправленная деятельность государства по осознанию потребностей и созданию интереса определенного содержания у различных субъектов, на которую значительное влияние оказывают уровень экономического развития страны, ее вес и место в миром сообществе, национально-культурные традиции и другие факторы. Национально-государственные интересы являются общественно-историческим феноменом и существуют в сознании носителей, находясь в тесной взаимосвязи с идентичностью конкретной нации. При формулировании государственных интересов и принятии на их основе тех или иных внешнеполитических решений руководители государств учитывают объективные географические, политические, природно-климатические, экономические и иные факторы, внутриполитические интересы, политические маневры различных социально-политических сил, заинтересованных групп, организаций и т.д. Вследствие этого не только содержание, направленность, но и формы, методы достижения национально-государственных интересов имеют свою особую национальную специфику.

Алгоритм формирования национально-государственного интереса содержит 5 этапов.

I этап «Выявление потребностей». Выявляются и осознаются объективные потребности общества, в определенный период исторического развития.

© Очкин Роман Олегович, 2014

Аспирант кафедры общей экономической теории (Саратовский социально-экономический институт (филиал) ФГБОУ ВПО РЭУ им. Г.В. Плеханова); e-mail: Lokheed@mail.ru 83

II этап «Анализ воздействия факторов». На основании этих потребностей выявляются факторы, воздействующие на национально-государственные интересы - приоритет и силу этого приоритета. Приоритет, как уже отмечалось, может заключаться в выживании, политическом признании, экономическом благосостоянии, положении лидерства, вкладе страны в мировое развитие.

III этап «Оценка состояния страны». На данном этапе необходимо оценить состояние страны: выявить уровень экономического развития относительно заявленного приоритета, оценить имеющиеся ресурсы для реализации данного интереса, а также провести анализ угроз национальной безопасности, состояния и проблем мирового хозяйства.

IVэтап «Реализация национально-государственного интереса». На этом этапе реализуется национально-государственный интерес в программах национальной безопасности.

V этап «Оценка достигнутого результата». С периодичностью, задаваемой программой, осуществляется проверка достижения целей. Если заданные цели не были достигнуты, то вносятся коррективы в параметры национальной безопасности, и программа реализуется с новыми параметрами. Если же цели были достигнуты, то происходит оценка эффективности программы национальной безопасности, и приоритет национально-государственных интересов поднимается на одну ступень.

Национально-государственный интерес реализуется в программах национальной безопасности и проявляется во внешней политике. Успех внешней политики страны зависит от четкости формулирования национально-государственных интересов и от понимания средств их реализации. В широком смысле безопасность - это обеспечение гражданам нормальных условий для самореализации, защита их жизни, свободы и собственности от посягательств со стороны отдельного человека, организации или государства1.

Национальная безопасность - это такое состояние институтов государства, которое обеспечивает их эффективную деятельность по поддержанию оптимальных условий существования и развития личности и общества. Под национальной безопасностью понимается, прежде всего, физическое выживание данного государства, защита и сохранение его суверенитета и территориальной целостности, способность адекватно реагировать на любые реальные и потенциальные внешние угрозы2. Национальная безопасность тесно связана с безопасностью общественно-политической системы страны. Как категория политической науки она отражает связь безопасности с нацией, т.е. с определенной территориально-государственной общностью, основанной на устойчивых социально-политических, экономических и иных культурных связях. Это такое состоянии нации как целостной системы, включающей общественные отношения и общественное сознание, институты общества и их деятельность, способствующие и препятствующие реализации национально-государственных интересов в конкретной исторически сложившейся обстановке3.

Суть национально-государственных интересов состоит в первую очередь в противодействии и компенсации любых деструктивных возмущений, формируемых внутри общества или за его пределами, которые препятствуют потребностям жизнедеятельности и развития личности и общества4.

В национальной безопасности выделяются три уровня безопасности: личности, общества и государства, значимость которых определяется характером общественных отношений, политическим устройством, степенью внутренних и внешних

угроз. В критические дни нации периоды может детерминировать безопасность общества или государства5. Как правило, авторитарные и тоталитарные режимы, постоянно создающие такие критические условия, выдвигают на первый план безопасность государства за счет безопасности личности. Для демократического общества наиболее ценна свобода и безопасность личности, а безопасность государства и общества является не целью, а функцией обеспечения первой.

Безопасность государства достигается наличием эффективного механизма управления и координацией деятельности политических сил и общественных групп, а также действенных институтов их защиты6. Безопасность общества предполагает наличие общественных институтов, норм, развитых норм общественного сознания, позволяющих реализовать права и свободы всех групп населения и противостоять действиям, ведущим к расколу общества. Безопасность личности состоит в формировании комплекса правовых и нравственных норм, общественных институтов и организаций, которые позволили бы ей развивать и реализовывать социально значимые способности и потребности, не испытывая противодействия государства и общества.

В системе национальной безопасности выделяются структурные элементы:

1) политическая безопасность, состоящая в способности и возможности нации и создаваемых ею государственных институтов самостоятельно решать вопросы государственного устройства, независимо проводить внутреннюю и внешнюю политику в интересах личности и общества на позициях устойчивого политического суверенитета;

2) экономическая безопасность, характеризующаяся независимостью и не-

го

подчиненностью внешним силам, уровнем развития производительных сил и Т экономических отношений, направленных на реализацию потребностей лич- С ности и общества, наличием развитой инфраструктуры и полезных ископаемых, ТТ наличием квалифицированной рабочей силы и системы ее подготовки, а также к характером интеграции в систему мировых хозяйственных связей; г

о

3) военная безопасность, означающая возможность обеспечения интересов нацио- Д

а

нальной безопасности средствами вооруженного насилия. Она включает внешний т

в

и внутренний аспекты. Внешний аспект отражает способность страны противо- н действовать или сдерживать воздействие военной силы из-за рубежа, внутренний аспект связан с деструктивным проявлением гонки вооружения, милитаризации д

и

общественного сознания, усилением политической роли армии внутри страны. с

к

Концепция национальной безопасности строится как с учетом внешних угроз, а исходящих извне и сопряженных с попытками поработить или подчинить госу- | дарство, так и внутренних угроз, связанных с состоянием самого общества и коре- ии нящихся в нем. №

Концепция национальной безопасности строится на основе концепции националь- 1

о

ных интересов - системы взаимосвязанных элементов по достижению основных ~ целей государства: направлений реализации, инструментов, угроз, методологиче- 4 ских принципов и направлений совершенствования механизма реализации.

Основные цели концепции национальных интересов сводятся к следующему:

1) сохранение территориальной целостности страны, государственного самоопределения и политического самоуправления общества;

2) приумножение национального богатства страны;

3) достижение достойного уровня жизни его населения. 85

Эти цели определяют основное содержание и направления реализации национально-государственного интереса, обусловливают все остальные элементы концепции, ложатся в основу вырабатываемых приоритетов и их силы.

Направления реализации национально-государственного интереса обусловливаются целями концепции национальных интересов, а также структурой национально-государственного интереса и заключаются в следующем:

1) повышение качества жизни населения;

2) экономический рост;

3) наука, технологии, образование, здравоохранение и культура;

4) экология живых систем и рациональное природопользование;

5) стратегическая стабильность.

Следующим элементом концепции национального интереса являются инструменты его реализации. Инструменты концепции национального интереса включают: гарантирование личной безопасности и высоких стандартов жизнеобеспечения; развитие национальной инновационной системы и инвестиций в человеческий капитал; совершенствование государственно-частного партнёрства; сбалансированное потребление, развитие прогрессивных технологий и целесообразное воспроизводство природно-ресурсного потенциала страны; активное участие страны в развитии многополярной модели мироустройства.

Угрозы национально-государственных интересов выявляются в соответствии с показателями и факторами глобализации как источника развития национально-государственных интересов России: изменение объемов международной торговли; ужесточение отношений на рынке капитала; изменение объемов прямых иностранных инвестиций; уменьшение диффузии технологических инноваций.

Методологические принципы концепции национального интереса состоят в следующем:

1) учет общих тенденций социально-экономического и научно-технического развития мирового сообщества;

2) формирование национально-государственного интереса в соответствии с ресурсными возможностями страны;

3) разработка пессимистичного и оптимистичного сценариев реализации национально-государственного интереса;

4) финансовые и организационные возможности реализации национально-государственного интереса;

5) стремление к власти и могуществу в международной политике.

Данные принципы лежат или должны лежать в основе концепции национального

интереса любой страны, поскольку необходимо учитывать и общемировые тенденции, реально оценивать свой ресурсный потенциал, включая финансовые и организационные возможности. При формировании любой стратегической программы, коей и является концепция, необходимо вырабатывать оптимистичные и пессимистичные сценарии в соответствии с целевыми индикаторами, заложенными в концепции и ее элементах. При отклонении от программных значений в долгосрочном периоде есть возможность скорректировать набор применяемых инструментов. И еще одним принципом является стремление любой страны к власти и могуществу, поскольку это дает относительную свободу в принятии решений в области внешней политики.

Направления совершенствования включают:

1) реализацию национально-экономического интереса в торгово-экономических отношениях;

В.Н. Тарасов • К вопросу о новеллах, введенных судебными уставами 1864 года

2) применение концепции стейкхолдерства в механизме реализации национально-государственного интереса.

Последним элементом концепции национального интереса является оценка эффективности, которая должна показать по целевым индикаторам степень достижения ожидаемых результатов и в случае необходимости скорректировать оперативные и стратегические цели, набор элементов и инструментов.

1 Global Economie Prospects. January 2014.

2 См.: Зеленков М.Ю. Теоретико-методологические проблемы теории национальной безопасности и национальных интересов Российской Федерации. М., 2013. С. 20.

3 Национальная безопасность / nota bene. 2014. № 3. DOI: 10.7256/2073-8560.2014.3.11859.

4 См.: Зеленков М.Ю. Указ. раб. С. 20.

5 См. : Балуев Д.Г. Личностная и государственная безопасность: современное международно-политическое измерение: автореф. дис. ... д-ра полит. наук. Н. Новгород, 2004.

6 Официальный сайт Президента России. URL: http://www.kremlin.ru/ (дата обращения: 11.09.2014).

В.Н. Тарасов

К ВОПРОСУ О НОВЕЛЛАХ,

ВВЕДЕННЫХ СУДЕБНЫМИ УСТАВАМИ 1864 ГОДА

В данной статье анализируется одна из новелл, введенных Уставом гражданского судопроизводства 1864 г., а именно установление искового и особого порядков судопроизводства. С введением указанных новых порядков рассмотрения гражданских дел была значительно упрощена и упорядочена процедура гражданского судопроизводства.

Ключевые слова: Устав гражданского судопроизводства 1864 года, исковой порядок судопроизводства, исковое прошение, элементы иска, особый (сокращенный) порядок судопроизводства.

V.N. Tarasov

TO THE QUESTION OF NOVELS PUT IN FORCE BY THE CIVIL PROCEEDINGS CHARTER OF 1864

The author of this article analyzes one of the novels put into force by Civil Proceedings Charter of 1864 namely establishing the order of the legal procedure claims and the order of the civil trial. The procedure of the civil trial was considerably simplified and regulated after putting into force the new orders of the civil proceedings.

Keywords: by the Civil Proceedings Charter of 1864, order of the legal procedure claims, cause of action, claim elements, special proceeding order.

Реформы 1860-1870-х гг. XIX в. являлись важным этапом модернизации гражданского судопроизводства России. В повседневную жизнь российского общества привносились буржуазно-демократические институты. Преобразования, начавшиеся с освобождения крестьян, требовали законодательной основы, поэтому Судебная реформа 1864 г. стала закономерным и предсказуемым этапом.

Принятый в рамках данной судебной реформы новый Устав гражданского судопроизводства (далее - УГС)1 устранил ряд недостатков дореформенного гражданского процесса, в т.ч. упразднил многочисленные порядки судопроизводства. В соответствии с дореформенным законодательством «судопроизводство разделялось на 4 главных рода и 17 особенных»2.

УГС установил общие начала судоустройства, в т.ч. новые порядки судопроизводства: «общий, или пространный» и «простой, или сокращенный»3. Основное

© Тарасов Василий Николаевич, 2014

Председатель Саратовского областного суда; e-mail: viktoria_kalyuzhnaya@mail.ru 87

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.