Научная статья на тему 'Формирование и реализация национальных интересов Приднестровья'

Формирование и реализация национальных интересов Приднестровья Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
857
180
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Власть
ВАК
Ключевые слова
НАЦИОНАЛЬНЫЕ ИНТЕРЕСЫ / ГРАЖДАНСКОЕ ОБЩЕСТВО / СУБЪЕКТЫ ПОЛИТИЧЕСКОЙ СИСТЕМЫ / ПОЛИТИЧЕСКИЙ ПРОЦЕСС / NATIONAL INTERESTS / CIVIL SOCIETY / SUBJECTS OF POLITICAL SYSTEM / POLITICAL PROCESS

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Ватаман Александр Владимирович

Статья посвящена вопросам реализации национальных интересов непризнанными государствами, которые обладают рядом уникальных особенностей. С одной стороны, в этом длительном и многоэтапном процессе принимают участие различные субъекты политической системы общества, стремящиеся выразить значимые потребности социальных групп и слоев, с другой процесс реализации национальных интересов в значительной степени определяется внешними и внутренними факторами. Приоритетные национальные интересы лежат в основе главного политического курса государства и остаются неизменными даже при существенных изменениях отдельных элементов политической системы общества или политического курса.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FORMATION AND REALIZATION OF NATIONAL INTERESTS OF TRANSNISTRIA

The article is devoted to the issues of realization of national interests of unrecognized states, which has a number of unique features. On the one hand, this complex, prolonged and multistage process involves different actors of the political system, seeking to significant requirements of various social groups and layers, and on the other hand, it is substantially determined by external and internal factors. Priority national interests are the basis of the main political policy of the state, which remains unchanged even if essential changes of separate elements of political system or a political course take place.

Текст научной работы на тему «Формирование и реализация национальных интересов Приднестровья»

УДК 327.

ВАТАМАН Александр Владимирович — аспирант Нижегородского государственного лингвистического университета им. Н.А. Добролюбова, полномочный представитель Республики Абхазия в Приднестровской Молдавской Республике, Чрезвычайный и Полномочный Посланник 2 класса (3300, Приднестровье, г. Тирасполь, ул. 25Октября, 76; [email protected])

ФОРМИРОВАНИЕ И РЕАЛИЗАЦИЯ НАЦИОНАЛЬНЫХ ИНТЕРЕСОВ ПРИДНЕСТРОВЬЯ

Аннотация. Статья посвящена вопросам реализации национальных интересов непризнанными государствами, которые обладают рядом уникальных особенностей. С одной стороны, в этом длительном и многоэтапном процессе принимают участие различные субъекты политической системы общества, стремящиеся выразить значимые потребности социальных групп и слоев, с другой - процесс реализации национальных интересов в значительной степени определяется внешними и внутренними факторами. Приоритетные национальные интересы лежат в основе главного политического курса государства и остаются неизменными даже при существенных изменениях отдельных элементов политической системы общества или политического курса.

Ключевые слова: национальные интересы, гражданское общество, субъекты политической системы, политический процесс

Национальный интерес - это осознанные, официально выраженные объективные потребности, последовательная реализация и защита которых обеспечивает устойчивое существование и прогрессивное развитие государства. В контексте политической науки понятие «национальный интерес» отражает функции политического процесса, который можно разделить на две стадии: стадию формирования и формулирования политики и стадию ее реализации внутри страны и в системе международных отношений [Исаев 2003].

Для каждого государства, будь то признанное международным сообществом или непризнанное, национальный интерес представляет собой некое олицетворение высших ценностей и целей государства. Он формируется с учетом сбалансированных интересов личности, общества и государства в экономической, внутриполитической, социальной, международной, информационной, военной, пограничной, экологической и других сферах.

Общепринятыми интересами личности являются реализация конституционных прав и свобод; обеспечение личной безопасности; повышение качества и уровня жизни; физическое, духовное и интеллектуальное развитие. Интересы общества состоят в упрочении демократии, в создании правового социального государства, достижении и поддержании общественного согласия, в духовном обновлении. Интересы государства заключаются в незыблемости конституционного строя и суверенитета, политической, экономической и социальной стабильности, обеспечении законности и поддержании правопорядка, в развитии равноправного и взаимовыгодного сотрудничества с другими государствами [Павловский 2008].

При рассмотрении национальных интересов непризнанных государств однозначно можно выделить то, что их главная составляющая - это императив самосохранения созданного государства. Непризнанным государствам необходимо постоянно отслеживать уровень критических параметров в различных сферах жизнедеятельности государства, нарушение которых дает основание говорить о том, что государство не способно отстаивать свой суверенитет и самостоятельность. При этом основополагающие национальные интересы, связанные с суверенитетом и самостоятельностью, непризнанным государствам приходится

реализовывать не в составе коалиций, а чаще всего при поддержке всего одного из региональных или глобальных игроков на международной арене. Например, для Нагорно-Карабахской Республики - это Армения, а для Приднестровской Молдавской Республики - это Российская Федерация. Одним из элементов поддержки Россией Приднестровья является указ президента России «О мерах по реализации внешнеполитического курса Российской Федерации»1. В нем содержатся лаконичные, достаточно жесткие и глубокие смысловые максимы, которые с учетом обеспечения российских национальных интересов дают Приднестровью весьма серьезные аргументы для защиты своих властно-государственных позиций, цивилизационной идентичности и геополитической ориентации на Россию.

Несомненно, для непризнанных государств формирование национальных интересов, а главное - их реализация представляют собой сложный, длительный и многоэтапный процесс, в котором принимают участие различные субъекты политической системы общества, стремящиеся выразить значимые потребности различных социальных групп и слоев.

Начальный этап процесса формирования и реализации национальных интересов Приднестровской Молдавской Республики связан с ее созданием: 2 сентября 1990 г. было провозглашено образование Приднестровской Молдавской Советской Социалистической Республики в составе Союза ССР. Решение о создании республики отразило волю народа Приднестровья, высказанную на всенародном референдуме, и позволило защитить законные интересы придне-стровцев, сохранить многовековые исторические и культурные традиции, обеспечить людям право жить на земле своих предков, предоставило возможность равноправного развития всех проживающих наций, что и составило главный и приоритетный национальный интерес ПМР [Бабилунга 2007]. Это было четко выраженное, осознанное и консолидированное решение - внутренний общественный консенсус, объединяющий в единое целое совершенно разных во всех отношениях людей.

На следующем этапе органы исполнительной и представительной власти ПМР определили пути формирования и реализации национальных интересов с учетом возможностей строящегося государства и стремления общественно-политических сил выразить свои интересы. На этом этапе закладывались основы государственной политики, готовились и принимались соответствующие документы (например, первая концепция внешней политики ПМР от 26 мая 2005 г.2), определялись политические механизмы формирования и реализации национальных интересов.

Политические механизмы в области национальных интересов представляют очень сложный комплекс, состоящий из агентов и сетей влияния среды, модуля целеполагания, ценностных ориентиров, нормативных регулятивов, знаний и эмоций, процедур и операций, институциональных форм и типов коммуникаций и т.д. [Делягин 2007]. В начале нулевых годов в Приднестровье политические механизмы определялись в общем контексте политического процесса как в республике, так и в целом на постсоветском пространстве, а также с учетом уровня развития гражданского общества. Для Приднестровья характерным является то, что эти механизмы определялись взаимным воздействием друг на друга органов власти и общественных структур, элитных и гражданских группировок, социальных движений и индивидуальной активности граждан. В результате была определена «формула интересов», которая являлась обобщенным результатом

1 Указ Президента РФ от 07.05.2012 N 605 «О мерах по реализации внешнеполитического курса Российской Федерации». Доступ: http://base.garant.rU/70170934/#help

2 http://pravopmr.ru/View.aspx?id=PXqubZ3klixDGrzBtGHQ9Q==

взаимодействия субъектов политической системы общества, обладающих собственными интересами и целями, позициями и ресурсами, стратегией и тактикой. Данная формула позволила создать в Приднестровье и использовать вплоть до 2011 г. некий баланс интересов, устанавливающий расстановку и соотношение сил в ПМР, который определял уровень формирования и реализации национальных интересов.

Государственная деятельность в области национальных интересов - далеко не статичный процесс. Общемировые, региональные и внутриполитические процессы оказывали и оказывают на него самое существенное влияние. В первую очередь под воздействием внешних и внутренних факторов происходит изменение второстепенных и переменных национальных интересов. Эти типы национальных интересов часто служат предметом торга при реализации приоритетных интересов государства. При этом приоритетные национальные интересы лежат в основе главного политического курса государства и продолжают оставаться неизменными даже при существенных изменениях отдельных элементов политической системы общества или политического курса [Быков 2010].

В обобщенном виде можно выделить следующие характеристики внешних и внутренних факторов, влияющих на Приднестровье. Это объективные внешние факторы - геополитическое положение, место и роль в структуре межгосударственных отношений, в системе региональной безопасности и в системе международных экономических отношений; объективные внутренние факторы - уровень экономического развития, стабильность социально-экономического и политического положения, потребность в ресурсах, экономический и военный потенциал, количественный и качественный состав населения, наличие внутренних угроз, характер внутреннего устройства, состояние мощи государства. К субъективным факторам относятся, прежде всего, мировоззренческие позиции руководства государства, обусловливающие характер восприятия объективной действительности - как внутренней, так и внешней.

Именно эти факторы в значительной мере корректировали смысл, вкладываемый в понятие «национальный интерес ПМР», равно как и конкретное содержание основывающейся на нем внешнеполитической деятельности. Как результат - принятая в ноябре 2012 года вторая (действующая) концепция внешней политики ПМР1. В ней, в частности, говорится: «Современный мир переживает динамичные перемены, затрагивающие интересы Приднестровской Молдавской Республики. Складывающаяся международная и региональная обстановка делают необходимой активную приднестровскую внешнюю политику, адекватно реагирующую на существующие и потенциальные вызовы и угрозы и прогнозирующую дипломатическую реальность, исходя из имеющихся государственных интересов».

В соответствии с действующей Концепцией внешней политики Приднестровской Молдавской Республики, которая дополняет и развивает положения Концепции 2005 г., содержание внешней политики Приднестровья определяется защитой и обеспечением государственных интересов Приднестровской Молдавской Республики. В свою очередь государственные интересы определяют цели внешней политики ПМР - защиту прав, свобод и достоинства человека; защиту и укрепление независимости и суверенитета Приднестровской Молдавской Республики; развитие равноправных и взаимовыгодных отношений с мировым сообществом; последовательную реализацию воли граждан Приднестровской Молдавской Республики, выраженной в ходе всенародных

1 Указ Президента ПМР от 20 ноября 2012 г. № 766 «Об утверждении Концепции внешней политики Приднестровской Молдавской Республики». Доступ: http://pravopmr.ru/View.aspx?id=gSzeONndkmsbeo CDwG50Cg%3d%3d

референдумов; обеспечение благоприятных внешних условий для развития Приднестровской Молдавской Республики как современного демократического государства; инновационное развитие промышленного и аграрного производства; повышение уровня жизни населения, консолидацию общества; сохранение, приумножение и популяризацию исторического и культурного наследия, а также самобытности народа.

С момента принятия действующей Концепции внешней политики ПМР в 2012 г. в Приднестровье и за его пределами произошли и происходят в настоящее время существенные изменения. Новые условия, в которых находится ПМР, характеризуются следующими аспектами.

Прошедшая на фоне серьезного социально-экономического кризиса предвыборная кампания 2015 г. и выборы в Верховный и местный Советы показали резкую поляризацию мнений в приднестровском обществе. В республике сложилось противостояние двух политических сил: президентской и оппозиционной. И хотя на выборах в Верховный и местные Советы уверенную победу одержала оппозиция, в настоящий момент нет оснований говорить о стабилизации внутренней обстановки.

Помимо внутренней составляющей, сегодняшнее положение Приднестровья во многом обусловлено влиянием внешних воздействий.

В последнее время начала кардинально меняться сложившаяся система отношений Республики Молдова и Приднестровской Молдавской Республики. Переговорный процесс между Молдавией и Приднестровьем в рамках формата «5+2» (Молдавия, Приднестровье - стороны конфликта, Россия, Украина -страны-гаранты, ОБСЕ - посредник, Евросоюз и США - наблюдатели) с лета 2014 г. приостановлен. На фоне активизации сотрудничества военного ведомства Республики Молдова со структурами НАТО, работа Объединенной контрольной комиссии остается нестабильной и малоэффективной.

Существенным внешним фактором являются совместные действия по отношению к Приднестровью Украины и Молдовы, в т.ч. и в военной области. Украина в 2015 г. осуществила дополнительную концентрацию вооруженных формирований на границе с Приднестровьем, прервала все соглашения с Россией в сфере военно-технического сотрудничества, включая транзит грузов через украинскую территорию, что повлияло на ротацию и снабжение российского миротворческого контингента в Приднестровье.

Как говорится на украинском сайте «Цензор», «Украина должна воспользоваться ситуацией и вместе со своими союзниками нанести сокрушительный удар по государственности Приднестровья. Украинская блокада непризнанной территории позволит в кратчайшие сроки Кишиневу при поддержке Румынии начать действия по интеграции Приднестровья в Молдову»1.

В подтверждение такой позиции Украина, Европейский союз и Молдова подписали соглашение, которое предусматривает расширенный мандат по приграничной помощи Молдове и Украине (ЕиВАМ). На начало 2016 г. Молдова и Украина согласовали все вопросы по совместным молдавско-украинским контролирующим постам на границе Украины с Приднестровьем.

В отношении Приднестровья активно используются экономические рычаги давления. Среди них режим автономных торговых преференций для Приднестровья со стороны Европейского союза, ограничения в отношении внешнеэкономической деятельности ПМР и изменение режима границы со стороны Украины и др.

Действия Украины и Молдовы при активном покровительстве и поддержке со стороны Румынии, США и ЕС направлены на ликвидацию пророссийского

1 http://www.politnavigator.net/nastalo-vremya-nanesti-udar-po-pridnestrovyu-zayavili-v-kieve.html

196

ВлАсть

2016'02

региона, в котором находится ограниченная группа российских войск и миротворцы Российской Федерации.

Приведенный краткий анализ актуальных условий, в которых находится Приднестровье, а также объективное состояние ключевых внешних и внутренних факторов, влияющих на ПМР (о которых говорилось выше), позволяет определить ряд необходимых первоочередных действий по обеспечению национальных интересов Приднестровья. Во-первых, это активизация как можно большего числа элементов политической системы приднестровского общества и их консолидация. Во-вторых, необходимо создать соответствующие условия для реализации государственной политики и достижения целей внешней и внутренней политики ПМР, определенных национальными интересами. Для этого необходимо осуществить следующие шаги:

- добиваться осознания всеобщности национальных интересов и необходимости их согласованной реализации в текущей деятельности государства;

- развивать уровень гражданского общества;

- развивать систему сдерживающих сил и противовесов.

Теперь более подробно об этих шагах. Решения и действия властей только тогда будут соответствовать национальным интересам, когда они отражают общественное мнение с учетом публично выраженной позиции политических и экономических элит; отвечают культурным и духовным традициям страны с устойчивым представлением о ее геополитической, конфессиональной и т.д. идентичности; способствуют укреплению военно-стратегических позиций; ведут к улучшению социально-экономического положения.

В обществе должно быть четкое осознание того, что выражает национальные интересы - государственная мудрость или политический авантюризм и корыстное служение интересам узкой группы лиц. Национальные интересы должны использоваться как своего рода категорический императив, критерий, с одной стороны, должного, а с другой - допустимого в политической практике.

Национальные интересы должны быть определенным образом артикулированы. на процесс их артикуляции способны оказывать влияние общественное мнение, политическая борьба, средства массовой информации, содержание программ, предлагаемых различными акторами политической сцены, а также пути их реализации.

Важную роль играет уровень развития гражданского общества и его институтов. Согласие в обществе по поводу национальных интересов достигается путем деятельности институтов современного гражданского общества. Но это происходит только в условиях зрелого гражданского общества, сумевшего построить политическую систему, соответствующую существующим реалиям. При достаточной степени развитости общества возникает целостная сбалансированная система «нация - государство», в которой вырабатываются механизмы уравновешивания разнообразных интересов.

Эффективное формирование и реализация национальных интересов предполагает не монополию одной политической группировки, а определенную систему сдерживающих сил и противовесов, гласный демократический контроль за деятельностью всех ветвей власти - словом, все то, что образует конституирующие признаки правового государства.

Выполнение данных шагов необходимо для проведения такой государственной политики, которая позволит, прежде всего, каждому элементу политической системы приднестровского общества, а затем и всем, кто взаимодействует с Приднестровьем в политической, экономической и других сферах, четко понимать, в чем состоят национальные интересы Приднестровской Молдавской Республики, в чем - угрозы и вызовы для Приднестровья и как Приднестровье

собирается их преодолевать. Станет ясно, что может быть предметом уступок при реализации постоянных и главных национальных интересов, а что - нет, ни при каких обстоятельствах.

Список литературы

Бабилунга Н.В. 2007. Государственность Приднестровья: история и современность. Тирасполь: Полиграфист. 362 с.

Быков О.Н. 2010. Национальные интересы и внешняя политика: монография. М.: ИМЭМО РАН. 284 с.

Делягин М.Г. 2007. Основы внешней политики России: матрица интересов. М.: ИНФРА-М. 80 с.

Исаев Б.А. 2003. Национальные нужды, национальные интересы и авторитет государств. М.: Гардарики. 247 с.

Павловский И.В. 2008. Политика национальных интересов. М.: Зебра Е. 450 с.

VATAMAN Aleksandr Vladimirovich,postgraduate student of Dobroljubov State Linguistics University of Nizhny Novgorod, Plenipotentiary Representative of the Republic of Abkhazia in the Transnistrian Moldovan Republic, Extraordinary and Plenipotentiary Envoy of the 2nd class (76, 25Octyabrya St, Tiraspol, Transnistria, 3300; [email protected])

FORMATION AND REALIZATION OF NATIONAL INTERESTS OF TRANSNISTRIA

Abstract. The article is devoted to the issues of realization of national interests of unrecognized states, which have a number of unique features. on the one hand, this complex, prolonged and multistage process involves different actors of the political system, seeking to significant requirements of various social groups and layers, and on the other hand, it is substantially determined by external and internal factors. Priority national interests are the basis of the main political policy of the state, which remains unchanged even if essential changes of separate elements of political system or a political course take place. Keywords: national interests, civil society, subjects of political system, political process

ШКРОБТАК Игорь Олегович, аспирант Института Европы РАН (125009, Россия, г. Москва, Моховая ул., 11, стр. 3В; [email protected])

ВОЕННЫЕ ВОЗМОЖНОСТИ ВЕЛИКОБРИТАНИИ В СОВРЕМЕННЫЙ ПЕРИОД

Аннотация. В статье рассматриваются военные возможности современных британских вооруженных сил, а также их перспективы на ближайшее будущее. Для российской национальной безопасности эта тема актуальна в силу активной внешней политики Великобритании, союзничества Великобритании и США. Данная проблематика также интересна вследствие стратегического положения Великобритании, ее важного экономического и политического положения на мировой арене. Ключевые слова: Великобритания, ВМФ, ВВС, армия, безопасность

Британские вооруженные силы являются одними из самых технически развитых, современных и боеспособных в мире и в Североатлантическом альянсе. Они также одни из самых «воюющих» среди вооруженных сил стран мира и, при

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.