Список литературы
Гаджиев К.С. 2003. Геополитика Кавказа. М.: Международные отношения. 463 с. Дружинин А. Г. 2005. Юг России конца XX— начала XXIвв. (экономико-географические аспекты). Ростов н/Д: Изд-во РГУ. 283 с.
SERDEROV Ramiz Mirzegasanovich, Cand.Sci.(Hist), Senior Lecturer of the Chair of Russian History, Dagestan State University (43a, Gadzhieva St, Mahachkala, Republic of Dagestan, Russia, 367000; [email protected])
INTERNAL AND EXTERNAL THREATS TO RUSSIA'S NATIONAL SECURITY ON THE NORTH CAUCASUS
Abstract. The author analyzes some of the most important internal and external threats to the national security of the Russian Federation in the North Caucasus, their interrelationship and correlation in the post-Soviet period. After the collapse of the Soviet Union the region has become an internal border geopolitical space of Russia, which is closely associated with the new South Caucasus independent states, and to a less extent with a number of the states of the Middle East. From this point of view, the Caucasus is seen as a single geopolitical space that occupies the key place in the southern Russian «underbelly». A distinction is made between the state territory and geopolitical space. In addition to the geographical space the economic, informational, ethno-national, confessional spaces are becoming more important in the region whose boundaries do not always coincide with the state borders. These realities have more or less significant impact on the national and regional security of Russia.
Keywords: Russia, North Caucasus, national security, threat, interest, region, geopolitical space, foreign policy
УДК 327.
ВАТАМАН Александр Владимирович — аспирант Нижегородского государственного лингвистического университета им. Н.А. Добролюбова (603155, Россия, г. Нижний Новгород, ул. Минина, 31а); полномочный представитель Республики Абхазия в Приднестровской Молдавской Республике, Чрезвычайный и Полномочный Посланник 2-го класса (3300, Приднестровье, г. Тирасполь, ул. 25 Октября, 76; abkhazia—[email protected])
ЭЛЕМЕНТЫ ПОЛИТИЧЕСКОГО ПРОЦЕССА В ПРИДНЕСТРОВСКОЙ МОЛДАВСКОЙ РЕСПУБЛИКЕ
Аннотация. Для Приднестровской Молдавской Республики рост уровня политических процессов, развитие демократии и государственных институтов, степень социально-экономической успешности имеет очень большое значение. В первую очередь, чем успешнее решаются политические, социальные и экономические проблемы, тем сложнее провести в жизнь военно-силовые сценарии решения «приднестровского вопроса», тем менее болезненны для экономики Приднестровья и общества последствия внешнего давления и блокад.
С точки зрения исторической перспективы уровень политического развития, политической социализации и политического участия в Приднестровье приобретает нисколько не меньшее значение, чем военные и международные составляющие политики. На определенном этапе политического развития «внутренняя легитимность» непризнанного государства может оказаться куда важнее международного признания. Ключевые слова: непризнанное государство, политический процесс, политическое развитие, социализация, государственные институты
Мир политики достаточно динамичен и многообразен. Все это находит отражение в значительных изменениях, которые произошли в политической науке за последние два десятилетия, в трансформации политической и юридической
терминологии, в совершенствовании понятийно-категориального аппарата. Такие изменения, например, позволяют рассматривать Приднестровскую Молдавскую Республику как состоявшееся государство с развитой политической системой, обладающее в силу неурегулированности конфликта ограниченной международной правоспособностью.
25 лет назад народ Приднестровья, представляющий собой традиционный многовековой сплав различных национальностей, стержнем которого является национальная триада русских, молдаван и украинцев, сделал свой политический и гражданский выбор, заявив о себе как о нации, способной на создание независимого государства. Краеугольным камнем созданного молодого государства стала поли-этничность, национальная, культурная, идеологическая и языковая толерантность в отношениях между всеми этноконфессиональными группами [Бабилунга 2007].
Идея Приднестровья как самостоятельного политического сообщества не отрицалась ни сторонниками, ни противниками создания ПМР. В докладе СБСЕ от 1993 г. содержится вывод, что «исходя из лингвистических, исторических и частично этнических расхождений между левобережьем и правобережьем Днестра, а также на фоне прошлогоднего вооруженного конфликта... Приднестровье не может успешно управляться в рамках централизованного государства... Миссия убеждена, что интересы приднестровцев не могут быть должным образом учтены в рамках унитарного государства...»1. Многими исследователями в тот период признавалось наличие в Приднестровье чувства собственной идентичности, которое объединяет его жителей перед лицом неопределенного будущего в рамках общего государства с Молдовой и которое основывается, прежде всего, на истории и языке.
Сегодня Приднестровье обладает ярко выраженной территориальной идентичностью и основными элементами государственной идентичности, определяющими внешнюю и внутреннюю политику страны. Основными факторами, которые формируют и укрепляют приднестровскую идентичность, являются отношение к России, война 1992 г., борьба за независимость, референдумы, деятельность российских миротворцев, особый политический режим, экономическая блокада, переговорный процесс. Для менталитета приднестровского народа характерно понимание необходимости единства перед внешнеполитической угрозой и умение выявлять собственные недостатки и внутренние проблемы.
В начале 90 гг. ХХ в. в Приднестровье стала складываться концепция собственной политической системы, основанной на сохранении социокультурных традиций без навязывания чуждых западных образцов. Основными элементами концепции были идеи социального равенства, гражданского общества и правового государства.
За 25 лет в ПМР была создана современная политическая система, которая отличается высокой степенью адаптивности к меняющимся условиям своего функционирования, низким уровнем политического принуждения и социальной конфликтности. Политическая система Приднестровья обладает внутренней легитимностью, которая регулярно подтверждается в демократических выборных процедурах. Такие главные институты государства, как конституция, законы, законодательные и исполнительные органы власти, администрация, суды и т.д., продолжают оставаться в центре политической системы.
Однако в настоящее время приходит осознание важности более активного развития других институтов политической системы, особенно политических партий и групп давления, а также процессов взаимодействия между ними, институтами и гражданами. Такие изменения необходимы в связи с тем, что существует ряд проблем современной политической системы Приднестровья. Среди них недостаточно высокий профессиональный уровень политических элит, недостаток политической культуры в обществе, апатия населения по отношению к внутриполитическим вопросам, остаются проблемные моменты в отношениях исполнительной и законодательной ветвей власти, существуют определенные трудности со свободой слова в СМИ.
Общепринято, что критерием оценки уровня политической системы считается уровень деятельности социальных общностей, общественных организаций и пар-
1 Доклад № 13 главы миссии СБСЕ в Молдове Т. Вильямса от 12 ноября 1993 г.
тий, отдельных лиц, противодействующих оказанию влияния на принятие и реализацию политических решений [Дегтярев 2004]. То есть, критерием уровня политической системы является уровень политических процессов, протекающих на государственном уровне, в административно-территориальных единицах, внутри и между различными национальными общинами, социально-демографическими группами, трудовыми коллективами, в тех или иных политических партиях и общественных движениях.
В отношении Приднестровья необходимо принимать во внимание и тот факт, что на политические процессы оказывают значительное воздействие внешние факторы, мирополитические и мирохозяйственные отношения и связи, вся совокупность экономических, политических, военно-стратегических и других реалий международного характера.
Общепринято, что политический процесс, который включает в себя подготовку, принятие и оформление на соответствующем уровне политических и управленческих решений, а также их коррекцию и контроль, состоит из таких элементов, как политическое развитие и политические изменения, политическая социализация, политическое участие.
Политическое развитие — это процесс качественных изменений политической системы. Политические изменения представляют собой разновидность социальных изменений, характеризующих адаптацию политических институтов к новым ситуациям, смену ценностных и нормативных ориентиров в обществе.
Политическая социализация означает процесс приобщения членов общества к ценностям и тем или иным формам политической деятельности человека.
Политическое участие — это выражение своих взглядов гражданином в той или иной форме, его вовлеченность в деятельность различных политических институтов [Вертакова 2009].
В связи со спецификой Приднестровской Молдавской Республики переход к существующей политической системе здесь неразрывно связан с процессами политического развития и политических изменений. Этот элемент политического процесса отражает динамику политической жизни, определяет уровень политического развития общества, обозначает этапы изменений. Политическое развитие Приднестровья проявляется и реализуется в таких политических изменениях, как появление новых характерных черт, новых способов проявления характера взаимодействия между политическими субъектами, между политической системой и внешней средой. При этом перемены, которые, хоть и происходят в рамках одной и той же политической системы, приводят как к количественным, так и качественным изменениям. В ходе чего происходит воспроизводство политической системы в целом и ее отдельных частей. При этом новое состояние политической системы и его составляющих отличается от предыдущего.
Следует отметить, что политическое развитие Приднестровья не является по своей сути однонаправленным и имеет несколько альтернативных путей, выбор которых зависит от конкретной совокупности влияющих на него факторов. Это такие факторы, как уровень развития экономики и связанных с ней социальных условий, уровень образования, система ценностей, взаимодействие элементов политической системы с внешней средой, роль политических институтов и их специфика, степень институционализации, уровень участия граждан в политической жизни, степень социальной мобилизации. Движение по одному из возможных путей позволяет говорить о достижении определенных целей политического развития. Среди них — способность политических институтов приспосабливаться к изменяющимся условиям, повышение уровня демократизации, повышение прочности и организованности общественных институтов, интенсификация социальной мобильности и интеграции населения в политическое сообщество, создание саморегулирующихся механизмов взаимодействия между политической системой и обществом [Любашиц 2004].
Кроме того, для Приднестровья дополнительным фактором успешного проведения процесса политического развития является достижение консенсуса в вопросах отношения к прошлому развитию общества (уменьшение полемики по поводу
переоценки прежних режимов правления); в обсуждении целей общественного и государственного развития в условиях политической свободы; в определении и соблюдении правил политической жизни основными внутриполитическими акторами. Установление подобного рода консенсуса зависит не только от искусства правящих и оппозиционных элит, их способности вести компромиссный диалог и находить точки соприкосновения с оппонентами, но также и от ценностей и идеологической дифференциации общества в целом.
Следующим важным элементом политического процесса является дальнейшее развитие социализации граждан Приднестровья. Социализация означает процесс приобщения членов общества к его нормам и ценностям. Политическая социализация имеет место в любой стране и при любой форме правления, т.к. лидеры стремятся популяризировать среди граждан благоприятные для них схемы поведения.
Основа социализации Приднестровья была заложена еще в условиях Советского Союза. Адаптация и развитие этого процесса в новых политических и социально-экономических реалиях начались с момента создания Приднестровской Молдавской Республики и протекают непрерывно на протяжении существования республики. По мере накопления социального опыта происходит постоянное видоизменение и упрочение позиций граждан в обществе. При этом происходила и происходит непосредственная или скрытая передача информации, чувств или ценностей в отношении объектов политики, которые формируют взгляды на политику как либо на процесс борьбы за господство, либо на средство достижения легитимных целей.
Различные формы политической социализации формируют сознание индивидуума и его эмоциональную сферу по мере того, как он приобретает опыт в области политики и государственной деятельности. Такие изменения складываются у человека постепенно, под воздействием сознательных усилий других членов политического сообщества или же незаметно, под влиянием различных событий в жизни [Мелешкина 2001].
В ПМР процесс политической социализации является очень важным и имеет ряд особенностей, связанных с созданием, передачей и преобразованием основных элементов политической культуры и норм. Сам процесс политической социализации проходит благодаря различным участникам и посредникам, которые в большинстве случаев имеют много общего, различаясь, однако, по своим формам воздействия на субъекты политического процесса.
Важными и мощными посредниками в политической социализации в Приднестровье выступают семья и школа. Именно там происходит ознакомление молодых людей с общепринятыми политическими ценностями и принципами гражданственности. Значительную роль в процессе политической социализации играют молодежные организации. Они обычно выступают в роли универсальных социализирующих групп, однако каждая из них уделяет немало внимания вопросам, имеющим политическую значимость.
Для взрослого населения страны определенное значение в политической социализации играют политические партии и группы интересов. К мощным рычагам социализации в современном мире вообще и в Приднестровье в частности относятся также средства массовой информации, особенно Интернет и телевидение.
Результатом политической социализации является мобилизация граждан на реализацию национальных целей и устремлений, установление непрерывной связи между государством и гражданами, которые должны проявлять активную заинтересованность в государственных делах и быть информированными относительно важнейших событий и решений. Для достижения таких результатов представляется важным принятие внутренней концепции Приднестровской Молдавской Республики и единой политико-идеологической платформы, в которой отправными пунктами должны стать патриотизм и приоритет государственных интересов, в центре которых — благосостояние и успех здорового гражданина.
Реализация процесса политической социализации неразрывно связана с одной из ведущих тенденций политического процесса — повышением роли политического участия. Политическое участие в ПМР сегодня существует в таких формах,
как предвыборная активность, лоббистская деятельность, организационная активность.
Для того чтобы оказывать влияние на общественные события, необходимо участие граждан в тех или иных политических акциях. При этом граждане участвуют в политической жизни не в равной мере. На гражданское участие значительное влияние оказывают нормы, установленные в рамках существующей политической культуры. Эти нормы касаются как обязанностей граждан, так и ограничений, налагаемых на их поведение.
Для обозначения орудий политического участия, т.е. культуры, материальных средств, времени, знаний, информации, связей и т.д., в политологии было введено понятие «политические ресурсы». Если распределение политических ресурсов в обществе неравномерно, то граждане обладают неодинаковым влиянием, а это создает атмосферу социальной напряженности [Козырев 2008]. Следует отметить, что в политической системе Приднестровья политические ресурсы распределены неравномерно, в связи с чем актуальной представляется мобилизация политических ресурсов через специализированную программу. Данная программа должна быть направлена на повышение уровня политических процессов и тем самым — на совершенствование политической системы в целом.
Подводя итог, можно однозначно определить, что для Приднестровской Молдавской Республики рост уровня политических процессов, развитие демократии и государственных институтов, степень социально-экономической успешности продолжают иметь очень большое значение. В первую очередь, чем успешнее решаются политические, социальные и экономические проблемы, тем сложнее провести в жизнь военно-силовые сценарии решения «приднестровского вопроса», тем менее болезненны для экономики Приднестровья и общества последствия внешнего давления и блокад.
Очень важно и то, что в случае отсутствия политического развития и политических изменений идея независимости может утратить привлекательность для населения. В этом случае руководство ПМР лишится социальной опоры, что в свою очередь создаст благоприятные условия для использования недругами Приднестровья всевозможных средств наведения «конституционного порядка на всей территории Республики Молдова».
Таким образом, с точки зрения исторической перспективы уровень политического развития, политической социализации и политического участия в Приднестровской Молдавской Республике приобретает нисколько не меньшее значение, чем военные и международные факторы. На определенном этапе политического развития «внутренняя легитимность» государства с ограниченной международной правоспособностью может оказаться куда важнее международного признания. Определенный уровень политического развития позволит поднять способность политической системы противостоять негативным тенденциям (рискам, вызовам и угрозам), добиться устойчивости функционирования политических структур.
Кроме этого, весь период существования Приднестровской Молдавской Республики связан с нахождением во враждебном окружении. Поэтому руководству республики приходится прилагать максимум усилий не только для обеспечения политического порядка внутри страны, но и для того, чтобы противостоять действиям других государств, осуществляющих экономическую и политическую блокаду Приднестровья. Вследствие этого находящаяся во власти элита манипулирует образами «друзей» и «врагов». Образ врага позволяет держать общество в состоянии мобилизации и характерным образом влиять на развитие политических институтов государства, находящегося в состоянии неурегулированного конфликта.
Реалии мировой политической системы таковы, что отношение западных стран (в основном США, а также ведущих стран Европы) к политическим процессам, проходящим в непризнанных государствах, определяется не столько научными подходами и нормами международного права, сколько политической целесообразностью для интересов этих стран.
Выраженное на референдумах желание народа Приднестровья получить суверенитет, самостоятельно определять пути своего политического развития вызы-
вает неприятие у международного сообщества, и результаты всех состоявшихся в Приднестровской Молдавской Республике выборов и референдумов еще до их проведения признавались нелегитимными. При этом уровень политических процессов, развития демократии и государственных институтов в непризнанном государстве на практике не принимался во внимание.
В связи с этим для Приднестровской Молдавской Республики, несомненно, актуальным представляется поступательное политическое развитие, направленное на совершенствование государственных институтов, общественных установок и ценностей, на усиление политической власти и политических структур, что в свою очередь является необходимым условием обеспечения политического порядка внутри страны и проведения более открытой и активной политики на международной арене.
Список литературы
Бабилунга Н.В. 2007. Государственность Приднестровья: история и современность. Тирасполь: Полиграфист. 362 с.
Вертакова Ю.В. 2009. Исследование социально-экономических и политических процессов. М.: КноРус. 336 с.
Дегтярев А.А. 2004. Принятие политических решений. М.: КДУ. 416 с.
Козырев Г.И. 2008. Политическая конфликтология. М.: ИД ФОРУМ; ИНФРА-М. 432 с.
Любашиц В.Я. 2004. Эволюция государства как политического института общества. Ростов н/Д: Феникс. 312 с.
Мелешкина Е.Ю. 2001. Политический процесс: основные аспекты и способы анализа. М.: Весь Мир. 304 с.
VA7AMAN Alexandr, postgraduate student of Dobroljubov State Linguistics University of Nizhny Novgorod (31a, Minina St, Nizhny Novgorod, Russia, 603155), Plenipotentiary Representative of the Republic of Abkhazia in the Pridnestrovian Moldavian Republic, Extraordinary and Plenipotentiary Envoy of the 2nd class (76, October 25 St, Tiraspol, 3300,Transnistria; [email protected])
THE ELEMENTS OF THE POLITICAL PROCESS IN PRIDNESTROVIAN MOLDAVIAN REPUBLIC
Abstract. The rise in political processes, development of democracy and state institutions, the degree of socio-economic success has got a great significance for Pridnestrovian Moldavian Republic. First of all, the more successfully the political, social and economic problems are solved, the more difficult it is to put into effect the military force scenarios of the solution of Transnistrian issue, the less painful are the consequences of external pressure and blockades for the economy and society of Transnistria.
From a historical perspective the level of political development, political socialization and political participation in Transnistria becomes no less important than military and international components of the policy. At a certain stage of political development the internal legitimacy of the unrecognized state may appear to be more important than the international recognition. Keywords: unrecognized state, political process, political development, socialization, state institutions