Научная статья на тему 'ФОРМИРОВАНИЕ НАПРАВЛЕНИЙ ПОВЫШЕНИЯ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ЭФФЕКТИВНОСТИ ОСВОЕНИЯ ТРУДНОИЗВЛЕКАЕМЫХ ЗАПАСОВ НЕФТИ'

ФОРМИРОВАНИЕ НАПРАВЛЕНИЙ ПОВЫШЕНИЯ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ЭФФЕКТИВНОСТИ ОСВОЕНИЯ ТРУДНОИЗВЛЕКАЕМЫХ ЗАПАСОВ НЕФТИ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
60
10
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НАЛОГ НА ДОБЫЧУ ПОЛЕЗНЫХ ИСКОПАЕМЫХ / SEVERANCE TAX / ТРУДНОИЗВЛЕКАЕМЫЕ ЗАПАСЫ НЕФТИ / HARD-TO-RECOVER OIL RESERVES / ИННОВАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ ДОБЫЧИ / INNOVATIVE TECHNOLOGY OF PRODUCTION / ЭКОНОМИЧЕСКОЕ СТИМУЛИРОВАНИЕ / ECONOMICAL STIMULATION

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Душенко О. О.

Рассмотрены проблемы освоения трудноизвлекаемых запасов нефти в условиях действующего законодательства. Существующих мер экономического стимулирования недостаточно для полного и эффективного освоения таких объектов. Решением проблемы может стать разработка высокоэффективных инновационных технологий добычи нефти и совершенствование нормативно-правовой базы в нефтедобывающих отраслях. Проведенные экономические расчеты доказывают привлекательность предлагаемых мер.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FORMATION OF WAYS OF IMPROVEMENT ECONOMIC EFFICIENCY OF HARD-TO-RECOVER OIL RESERVES DEVELOPMENT

The issues of development of hard-to-recover oil reserves in the conditions of the current legislation are examined. Existing measures of economic incentives are not enough to provide full-scale and effective development of such reserves. The main way of solving this problem is to develop highly effective innovative technologies of oil extraction and to improve the regulatory framework in the fields of oil production. The carried out calculations prove the advantage of proposed measures.

Текст научной работы на тему «ФОРМИРОВАНИЕ НАПРАВЛЕНИЙ ПОВЫШЕНИЯ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ЭФФЕКТИВНОСТИ ОСВОЕНИЯ ТРУДНОИЗВЛЕКАЕМЫХ ЗАПАСОВ НЕФТИ»

УДК 553.98.042.003.1 Душенко О.О.

Автономное учреждение Ханты-Мансийского автономного округа - Югры «Научно-аналитический центр рационального недропользования им. В.И. Шпильмана», (АУ ХМАО -Югры «НАЦ РН им. В.И. Шпильмана»), Тюмень, Россия, [email protected]

ФОРМИРОВАНИЕ НАПРАВЛЕНИЙ ПОВЫШЕНИЯ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ЭФФЕКТИВНОСТИ ОСВОЕНИЯ ТРУДНОИЗВЛЕКАЕМЫХ ЗАПАСОВ НЕФТИ

Рассмотрены проблемы освоения трудноизвлекаемых запасов нефти в условиях действующего законодательства. Существующих мер экономического стимулирования недостаточно для полного и эффективного освоения таких объектов. Решением проблемы может стать разработка высокоэффективных инновационных технологий добычи нефти и совершенствование нормативно-правовой базы в нефтедобывающих отраслях. Проведенные экономические расчеты доказывают привлекательность предлагаемых мер.

Ключевые слова: налог на добычу полезных ископаемых, трудноизвлекаемые запасы нефти, инновационные технологии добычи, экономическое стимулирование.

Одной из основных проблем современной системы недропользования является ухудшение структуры остаточных запасов и быстрый рост доли трудноизвлекаемых запасов. Их освоение требует от недропользования внедрения особых технологий и вложения значительных денежных средств, в связи с чем, разработка таких объектов становится нерентабельной в рамках действующей налоговой системы.

До недавнего времени с целью стимулирования освоения трудноизвлекаемых запасов нефти применялись льготы по выплате налога на добычу полезных ископаемых (НДПИ) по следующим критериям:

• для сверхвязкой нефти - установление нулевой ставки НДПИ на весь срок разработки для сверхвязкой нефти, добываемой из участков недр, содержащих нефть вязкостью более 200 мПа*с;

• для залежей, выработанных на 80% - применение коэффициента выработанности к ставке НДПИ;

• «налоговые каникулы» для разработки участков недр, расположенных в труднодоступных регионах с неразвитой инфраструктурой и, соответственно, требующих больших затрат на добычу и транспортировку добытого сырья. При дифференциации по территориальному признаку установлены ограничения по объемам добычи сырья (от 10 до 25 млн. т) и по срокам разработки запасов участка недр [НК РФ, 2013].

Проблема эффективного освоения трудноизвлекаемых запасов нефти и необходимость создания особых условий для их разработки привела к тому, что в мае 2012 года было издано Распоряжение Правительства РФ от 03.05.2012 г. №700-р [НК РФ, 2013], согласно которому

было принято классифицировать проекты по разработке участков недр, содержащих трудноизвлекаемые запасы нефти, на основе показателей проницаемости коллекторов и вязкости нефти по категориям.

Во исполнение распоряжения Правительства Российской Федерации № 700-р был разработан и принят Федеральный Закон «О внесении изменений в главы 25 и 26 части второй Налогового кодекса Российской Федерации и статью 31 Закона Российской Федерации «О таможенном тарифе» [ФЗ № 213, 2013], в соответствии с которым ставка НДПИ в отношении нефти обезвоженной, обессоленной и стабилизированной помимо коэффициентов Кц, Кв и Кз, характеризующих динамику мировых цен на нефть, степень выработанности и величину запасов конкретного участка соответственно, с 1 сентября 2013 г. умножается на два новых коэффициента: Кд, характеризующий степень сложности добычи нефти, и Кдв, характеризующий степень выработанности конкретной залежи углеводородного сырья.

Кд принимается равным:

• 0 при добыче нефти из конкретной залежи углеводородного сырья участка недр, отнесенной к баженовским, абалакским, хадумским и доманиковым продуктивным отложениям по данным государственного баланса запасов полезных ископаемых;

• 0,2 при добыче нефти из конкретной залежи углеводородного сырья участка недр с утвержденным показателем проницаемости не более 2^10-3 мкм2 и эффективной нефтенасыщенной толщиной конкретной залежи углеводородного сырья участка недр не более 10 м;

• 0,4 при добыче нефти из конкретной залежи углеводородного сырья участка недр с утвержденным показателем проницаемости не более 2^10-3 мкм2 и эффективной нефтенасыщенной толщиной конкретной залежи углеводородного сырья участка недр более 10 м;

• 0,8 при добыче нефти из конкретной залежи углеводородного сырья, отнесенной к продуктивным отложениям тюменской свиты в соответствии с данными государственного баланса запасов полезных ископаемых.

Коэффициент, соответствующий критериям 1 и 4, применяется до истечения 180 налоговых периодов (15 лет), начинающихся с налогового периода, в котором степень выработанности запасов конкретной залежи углеводородного сырья участка недр впервые превысила 1%. Коэффициент, соответствующий критериям 2 и 3, применяется до истечения 120 налоговых периодов (10 лет), начинающихся с налогового периода, в котором степень выработанности запасов конкретной залежи углеводородного сырья участка недр впервые превысила 1%.

При этом для применения пониженного коэффициента Кд необходимо соблюдение следующих условий:

• нефть добывается из залежей углеводородного сырья, отнесенных к определенным продуктивным отложениям, или залежей с установленными показателями проницаемости и эффективной нефтенасыщенной толщины пласта;

• ведется учет нефти, добытой из каждой действующей скважины на залежи, количество добываемой скважиной жидкости и ее физико-химические свойства измеряются не реже четырех раз в месяц. Количество добытой нефти определяется на основе этих показателей в порядке, установленном Правительством РФ;

• нефть добывается из залежей углеводородного сырья, запасы которых учтены в Государственном балансе полезных ископаемых по состоянию на 1 января 2012 г. и степень выработанности которых на указанную дату составляет менее трех процентов либо запасы нефти, по которым учтены в Государственном балансе после 1 января 2012 г.

Все перечисленные условия должны соблюдаться одновременно. В ином случае коэффициент Кд признается равным 1.

Стоит отметить, что введение пониженных коэффициентов Кд и Кдв направлено лишь на стимулирование разработки новых участков недр, содержащих запасы трудноизвлекаемой нефти.

В настоящее время на территории Ханты-Мансийского автономного округа (ХМАО) -Югры находится более 1300 залежей, отнесенных к определенным продуктивным отложениям, или залежей с установленными показателями проницаемости и эффективной нефтенасыщенной толщины пласта. Суммарная величина начальных извлекаемых запасов ABC1C2 данных залежей (по всем критериям) составляет 3777,27 млн. т. по данным предварительного баланса запасов на 01.01.2013 г. При этом с учетом выше перечисленных условий объектом для применения льготы может стать около 61% из них. Стоить отметить, что за исключением запасов залежей, соответствующих третьему критерию, значительная часть этих запасов относится к нераспределенному фонду недр или не вовлечена в разработку, что является следствием отсутствия эффективных технологий разработки. Структура начальных извлекаемых запасов категорий ABC1C2 по критериям в округе приведена на рис. 1.

Для залежей, соответствующих условиям применения налоговых льгот, была выполнена экономическая оценка последствий введения коэффициента Кд к ставке НДПИ. Прогноз добычи для залежей распределенного и нераспределенного фондов недр был осуществлен с учетом трехпроцентного отбора от текущих извлекаемых запасов категорий ABC1 и категории C2 с учетом коэффициента перевода 0,4.

Заложенные в расчетах основные экономические условия (мировая цена нефти, курс доллара, внутренняя цена, доля экспорта, транспортный тариф, удельные текущие затраты) принимались на уровне средних и фактических значений за 2013 г.

■ нераспределенный фонд недр

и вовлеченные в разработку запасы распределенного фонда недр * не вовлеченные в разработку запасы распределенного фонда недр

критерий 3 критерий 4

Рис. 1. Структура начальных извлекаемых запасов категорий ABClC2

Разработка трудноизвлекаемых запасов нефти в рамках действующей налоговой системы, в первую очередь, при существующем порядке расчета ставки ИДИ И, по всем критериям является неэффективной.

В результате принятия льготы расчетная величина выпадающего ИДИ И для запасов залежей, соответствующих первому критерию, за 15 лет может составить 461,82 млрд. руб., второму критерию за 10 лет - 310,71 млрд. руб., третьему критерию за 10 лет - 194,72 млрд. руб. и четвертому критерию за 15 лет - 265,23 млрд. руб. Наряду с уменьшением ИДИИ у добывающих организаций будет происходить рост налога на прибыль. Сопоставление выпадающих доходов бюджета и дополнительных налоговых поступлений в

консолидированный бюджет РФ от вовлечения новых участков, распределенного и нераспределенного фондов недр представлено в таблице 1 и на рис. 2.

Таблица 1

Чистое изменение доходов консолидированного бюджета в результате введения льготы

по налогу на добычу полезных ископаемых в зависимости от критериев применения __коэффициента Кд __

Критерий Выпадающий НДПИ, млн. руб. Изменение по налогу на прибыль, млн. руб. Дополнительные налоговые поступления от вовлечения новых участков, млн. руб. Чистое изменение доходов бюджета, млн. руб.

Отложения баженовской, абалакской свиты 461 823,57 73 891,77 537 441,22 149 509,42

Проницаемость не более 2х10 3 мкм2 и эффективная нефтенасыщенная 310 711,97 49 713,91 213 622,97 -47 375,08

толщина конкретной залежи не более 10 м

Проницаемость не более 2х10 3 мкм2 и эффективная нефтенасыщенная 194 733,35 31 157,34 9 166,52 -154 409,49

толщина конкретной залежи более 10 м

Отложения тюменской свиты 265 229,95 42 436,79 972 579,54 749 786,38

В результате выполненных расчетов можно сделать следующие выводы:

• Разработка запасов при условии применения понижающего коэффициента Кд к ставке НДПИ становится эффективной на период действия льготы по всем критериям.

• Вносимые изменения приведут к выпадению доходов федерального бюджета в части НДПИ, однако при обеспечении стимулирующей функции нововведений, которая может проявиться в увеличении добычи трудноизвлекаемой нефти, доходы от дополнительной добычи углеводородов покроют величину выпадающего налога по запасам залежей баженовской и тюменской свит при условии вовлечения разработку всех залежей распределенного и нераспределенного фондов недр.

• Затраты государства, выраженные льготой по НДПИ, для залежей с установленными показателями проницаемости и нефтенасыщенной толщины пласта не окупаются в связи с незначительным объемом дополнительной добычи.

• С увеличением налогооблагаемой прибыли недропользователей при льготировании НДПИ будет происходить пополнение доходной части бюджета ХМАО -Югры региона за счёт роста налога на прибыль организаций.

■ Выпадающий НДПИ

■ Изменение по налогу на прибыль

■ Дополнительные налоговые поступления от вовлечения новых участков

1 200,00 1 000.00 800,00 600,00 ^ 400,00

шГ

& 200,00 0,00 -200,00 -400.00 -600,00

Рис. 2. Сопоставление выпадающих доходов консолидированного бюджета и налоговых поступлений от дополнительной добычи

В целом, можно говорить о наличии положительного эффекта от применения понижающего коэффициента к ставке ИДИ И в зависимости от установленных критериев. Однако, поскольку проведенная оценка экономических результатов включала прогноз добычи по всем залежам распределенного и нераспределенного фондов недр для реализации закона в полной мере необходимо также стимулирование передачи участков с трудноизвлекаемыми запасами на этапе лицензирования, а также разработки инновационных технологий добычи нефти.

Иа этапе лицензирования возможно введение понижающего коэффициента при расчете стартового бонусного платежа, учитывающего качество запасов месторождения (рис. 3). Если доля трудноизвлекаемых запасов, определенных по введенным критериям, в общих запасах равна нулю, то размер стартового платежа определяется по исходной формуле, то есть минимальный платеж умножается на интегральный поправочный коэффициент, характеризующий степень геологической изученности, состояние инфраструктуры и основные географо-экономические факторы, глубину залегания продуктивного пласта и размерность месторождения полезного ископаемого. Если же доля трудноизвлекаемых запасов больше нуля, но меньше 100%, то платеж также умножается на долю «хороших запасов». Если же все запасы на участке трудноизвлекаемые, то бонус равен минимальному платежу, который устанавливается в размере не менее чем десять процентов расчетной

критерий 1 критерий 2 критерий 3 критерий 4

величины суммы налога на добычу полезных ископаемых в расчете на среднегодовую мощность добывающей организации [Белякова, Филатов, 2012].

Определение доли трудноизвлекаемых запасов

Если доля ТрИЗ = 0 % РП= РПмин * Кинт

Если доля 0%< ТрИЗ < 100% РП = РПмин * Кинт

Рис. 3. Расчет бонусного платежа с учетом содержания трудноизвлекаемых запасов

РПмин - минимальный стартовый размер разового платежа за пользование недрами; НДПИгод -величина суммы налога на добычу полезных ископаемых в расчете на среднегодовую мощность добывающей организации; Кинт - интегральный поправочный коэффициент характеризующий степень геологической изученности состояния инфраструктуры и основные географо-экономические факторы, глубину залегания продуктивного пласта и размерность месторождения полезного ископаемого; ётриз - доля трудноизвлекаемых запасов.

Данный подход был применен для некоторых участков, переданных в пользование в 2012-2013 гг. (табл. 2). Размер стартового платежа был скорректирован для 5 участков. Для Емангальского участка с залежами, относящимися к баженовской и тюменской свитам, снижение бонуса составило более 30%. Доля трудноизвлекаемых запасов по Западно-Северо- и Южно-Назымскому и по Юильскому составила 100%, таким образом размер стартового платежа для них был определен на уровне минимального.

Подобная мера в совокупности с дальнейшим налоговым стимулированием позволит повысить привлекательность участков, содержащих трудноизвлекаемые запасы нефти, и это даст возможность вовлекать в освоение неразрабатываемые месторождения и тем самым способствовать увеличению добычи углеводородного сырья, что в конечном итоге приведет к дополнительным налоговым поступлениям в бюджеты всех уровней.

В качестве мер по стимулированию разработки и внедрения новых технологий можно выделить:

1. Введение льгот по НДПИ на период окупаемости методов увеличения нефтеотдачи.

2. Придание вновь вводимой льготе по НДПИ целевого характера, т.е. высвободившиеся денежные средства могут быть полностью или частично направлены на развитие инновационной деятельности.

Если доля ТрИЗ = 100% РП = РПмин = НДПИгод * 0,1

3. Снижение налогооблагаемой базы по налогу на прибыль для добывающих предприятий, применяющих принципиально новые технологии добычи при освоении трудноизвлекаемых запасов нефти, путем списания капитальных вложений в рамках использования таких технологий на текущие затраты в течение 1 года.

4. Возврат 50%-ой инвестиционной льготы по налогу на прибыль организаций (в части средств, инвестируемых предприятиями на расширение и модернизацию собственного производства, на пополнение основных производственных фондов), которая была отменена в

2002 г.

Таблица 2

_Расчет платежа с учетом содержания трудноизвлекаемых запасов нефти_

Лицензионный участок Критерий Доля трудноизвлекаемых запасов, % Размер платежа, тыс. руб. Размер понижающего коэффициента Ктриз Скорректированный платеж с учетом Ктриз, тыс. руб.

Емангальский 1, 4 34% 320 600 0,66 212 903

Западно-Назымский 2 100% 41 235 - 36 367

Колтогорский - 0% 439 786 1 439 786

Северо-Мытаяхинский 0% 20 856 1 20 856

Северо-Назымский 2 100% 86 126 75 959

Туканский - 0% 400 000 1 400 000

Хошиплорский - 0% 9 264 1 9 264

Южно-Назымский 2 100% 33 221 29 514

Южно-Узунский - 0% 184 800 1 184 800

Южно-Эйтьянский - 0% 4 748 1 4 748

Юильский 4 100% 23 773 - 21 121

Необходимым условием при этом является определение и закрепление в нормативно-правовых актах перечня методов увеличения нефтеотдачи, подпадающих под механизм льготирования.

Исходя из объемов добычи нефти за 2012 г. в размере 3390 тыс. т по месторождениям, подпадающим под льготу по всем критериям, выпадающие доходы бюджета Российской Федерации по НДПИ могут составить 8147,86 млн. руб. в плановом году. В результате возможного придания целевого характера введенной льготе предполагается, что неуплаченная сумма налога будет направлена недропользователями на разработку и внедрение инновационных технологий добычи нефти, что ускорит освоение трудноизвлекаемых запасов и позволит достичь максимальных уровней добычи. Если сумма

ИДИ И в размере 8147,86 млн. руб. будет направлена на развитие инновационной деятельности, то на эти деньги можно будет применить термогазовые методы и дилатансионные технологии, которые приведут к получению дополнительной добычи 6147,86 тыс. т. в плановом году. В табл. 3 представлены налоговые поступления в консолидированный бюджет в результате придания новой льготе целевого характера. Таким образом, будущие годовые налоговые поступления в 5 раза превысят сумму невыплаченного за один год ИДИИ только по прямым расчетам, без учета мультипликативного эффекта.

Таблица 3

Налоговые поступления в консолидированный бюджет в результате придания новой льготе

целевого характера

Налоги и платежи Сумма за один год, млн. руб.

НДПИ (с учетом льготы) 14578

Вывозная таможенная пошлина 26377

Налог на имущество 454

Страховые взносы 782

Налог на прибыль 2501

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Итого 44692

Подводя итог, можно сказать, что в условиях ухудшения ресурсной базы необходимо стимулировать освоение трудноизвлекаемых запасов, которое возможно лишь в условиях проведения активной государственной политики, включая внедрение организационных и технологических инноваций.

Литература

Белякова О.О., Филатов С.А. Формирование направлений экономически эффективного освоения низкорентабельных запасов. Иути реализации нефтегазового и рудного потенциала ХМАО-Югры. Т. I - XIV научно-практическая конференция, XV научно-практическая конференция. / Под редакцией А.В. Шпильмана, В.А. Волкова. - Ханты-Мансийск. - 2012. -370 с.

Налоговый кодекс Российской Федерации (часть вторая) от 05.08.2000 г. 117-ФЗ (ред. от 23.07.2013 г.) (с изм. и доп., вступающими в силу с 01.09.2013 г.).

Федеральный закон от 23.07.2013 г. №213-ФЗ «О внесении изменений в главы 25 и 26 части второй Налогового кодекса Российской Федерации и статью 31 Закона Российской Федерации «О таможенном тарифе».

Dushenko O.O.

V.I. Shpilman Research and Analytical Centre for the Rational Use of the Subsoil, Tyumen', Russia, [email protected]

FORMATION OF WAYS OF IMPROVEMENT ECONOMIC EFFICIENCY OF HARD-TO-RECOVER OIL RESERVES DEVELOPMENT

The issues of development of hard-to-recover oil reserves in the conditions of the current legislation are examined. Existing measures of economic incentives are not enough to provide full-scale and effective development of such reserves. The main way of solving this problem is to develop highly effective innovative technologies of oil extraction and to improve the regulatory framework in the fields of oil production. The carried out calculations prove the advantage of proposed measures.

Key words: severance tax, hard-to-recover oil reserves, innovative technology of production, economical stimulation.

References

Belyakova O.O., Filatov S.A. Formirovanie napravleniy ekonomicheski effektivnogo osvoeniya nizkorentabel'nykh zapasov. Puti realizatsii neftegazovogo i rudnogo potentsiala KhMAO-Yugry [Formation of the directions of economically effective development of low-profitable stocks. Ways of realization of oil and gas and ore capacity of Khanty-Mansiysk Autonomous Okrug-Yugra]. Volume I. The fourteenth scientific and practical conference. Fifteenth scientific and practical conference. Under Szpilman A.V., Volkov V.A. edition. Khanty-Mansiysk, 2012, 370 p.

The federal law of 23rd July, 2013 No. 213-FZ "About modification of chapters 25 and 26 of part second of the Tax code of Russian Federation and article 31 of the Law of the Russian Federation "About a customs tariff".

The tax code of Russian Federation (part second) of 5th August, 2000 117-FZ (an edition of 23rd July, 2013) (with amendment and additional, coming into force since 1st September, 2013).

© Душенко О.О., 2014

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.