Научная статья на тему 'Формирование начальных публицистических умений у корреспондентов молодежного издания (на примере редакции "Рост")'

Формирование начальных публицистических умений у корреспондентов молодежного издания (на примере редакции "Рост") Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
180
37
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МОЛОДЕЖНЫЕ МЕДИА / ПУБЛИЦИСТИЧЕСКИЕ НАВЫКИ / МЕДИАОБРАЗОВАНИЕ

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Бронникова Светлана Игоревна

Сегодня во многих средних школах и учреждениях дополнительного образования организованы кружки по журналистике. Аналогичные секции функционируют при редакциях региональных и местных СМИ. В данном исследовании проведён анализ работы областного молодёжного издания «Рост», которое в течение многих лет взаимодействуют со школьниками и студентами, формируя у юных авторов начальные публицистические компетенции, способствую профессиональной ориентации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Формирование начальных публицистических умений у корреспондентов молодежного издания (на примере редакции "Рост")»

6. Keller, C. & Cernerud, L., Students' perception of e-learning in university education [Текст] / C. Keller & L. Cernerud // Learning, Media and Technology. - 2002. - Vol. 27. -No. 1. - РР. 55-67.

7. Richards, C., Jack, & Rodgers S., Theodore. Approaches and Methods in Language Teaching. A description and analysis [Текст] / Cambridge University Press, 1986. 171 P.

8. Sadler-Smith, E. "Modern" learning methods: rhetoric and reality [Текст] / E. Sadler-Smith // Personnel Review. - 2000. - Vol. 29. - No. 4. - РР. 474-490.

9. Scrivener, J. Learning Teaching: The Essential Guide to English Language Teaching. 3rd edition [Текст] / J. Scrivener. - Macmillan. - 2011. P. 414.

10. Sun, A. & Chen, X. Online education and its effective practice: A research review [Текст] / A. Sun, & X. Chen // Journal of Information Technology Education: Research. -2016. - Vol. 15. - РР. 157-190.

Абрамова Виктория Сергеевна - кандидат филологических наук, старший преподаватель кафедры английского языка и межкультурной коммуникации Пермского государственного национального исследовательского университета.

Электронная почта: abramovavictoria@yandex.ru

DOI: 10.24411/2070-0717-2019-10217 С. И. Бронникова

Новосибирский государственный педагогический университет

Новосибирск (Россия)

ФОРМИРОВАНИЕ НАЧАЛЬНЫХ ПУБЛИЦИСТИЧЕСКИХ УМЕНИЙ У КОРРЕСПОНДЕНТОВ МОЛОДЕЖНОГО ИЗДАНИЯ (НА ПРИМЕРЕ РЕДАКЦИИ «РОСТ»)

Сегодня во многих средних школах и учреждениях дополнительного образования организованы кружки по журналистике. Аналогичные секции функционируют при редакциях региональных и местных СМИ. В данном исследовании проведён анализ работы областного молодёжного издания «Рост», которое в течение многих лет взаимодействуют со школьниками и студентами, формируя у юных авторов начальные публицистические компетенции, способствую профессиональной ориентации.

Ключевые слова: молодежные медиа, публицистические навыки, медиаобразование.

С появлением Интернета и социальных сетей у молодых людей появилась возможность находить информацию максимально быстро, однако ее стало так много, что даже специалисты в области СМИ порой не могут идентифицировать «медиафейк». Это приводит к необходимости учить детей работать с информацией, в школах и университетах появляются новые предметы по «информационной безопасности», а молодежные и школьные пресс-центры снова становятся актуальными.

Ю. А. Агафонова в своих работах отмечает, что именно школьные СМИ являются главным источником безопасности для современных подростков [1]. Особое внимание проблемам безопасности личности школьника в современном информационном пространстве уделяла Е. А. Бондаренко [2]. Л. А. Коханова [4], И. В. Челышева [8] также исследовали роль детских и юношеских пресс-центров в жизни молодого человека. Ю. П. Пургин [7] обосновал необходимость и показал на практике, как тексты СМИ можно использовать в рамках образовательных курсов. Детские и юношеские пресс-центры помогают ребенку лучше разбираться в информации, но, чтобы научиться этому, редакции

сначала должны сформировать начальные публицистические умения у подростков. Практика показывает, что не все школьные пресс-центры могут заинтересовать ребенка при создании информационного продукта.

В Новосибирской области мало качественных молодёжных СМИ (большинство изданий «живет» не более трех лет). Особняком здесь стоит молодежная газета «Рост» (официальный информационный ресурс государственного бюджетного учреждения Новосибирской области «Центр молодежного творчества» - подведомственного учреждения министерства образования Новосибирской области) - крупнейший медиапроект Новосибирска, который информирует молодых людей на протяжении 27 лет. За это время «Рост» выработал свою систему работы с молодыми авторами.

Редакция молодежной газеты «Рост» - это редактор (автор данного исследования) и 20 корреспондентов (школьники старшего звена и студенты первых/вторых курсов).

Автором молодежной газеты «Рост» может стать любой желающий. Для этого необходимо связаться с редакцией (написать в обсуждении группы «Роста» во «ВКонтакте»). Молодой человек получает документ - свод правил «Роста», в котором тезисно прописаны следующие основные позиции: как оформлять материал; как писать тексты в жанрах репортажа, интервью, опроса, зарисовки (редакция отказалась работать с детьми в жанре заметки, потому что подростки интуитивно копируют работу действующих журналистов: занимаются простым рерайтом, используя канцеляризмы и клишированные обороты); как искать тему для материала.

Юнкоры сотрудничают с редакцией в среднем два-три года. Практика показывает: после работы в «Росте» молодые люди устраиваются в различные немолодежные СМИ региона.

Общение с редакционным коллективом происходит удаленно: через общий чат в социальной сети ВКонтакте. На данный момент в чате числится 48 корреспондентов (многие авторы, которые сотрудничают с изданием давно, перестали писать материалы, но до сих пор стараются помогать новым корреспондентам). Перед составлением плана очередного номера газеты корреспонденты предлагают темы для публикаций. Если они подходят под формат издания, молодые люди работают над материалом. Некоторые темы юнкорам предлагает редакторский коллектив.

Авторов «Роста» можно разделить на две группы. К первой относятся молодые люди, которые пришли в редакцию после работы в школьных пресс-центрах. У данной категории авторов уже есть небольшой публицистический опыт. Практика показывает, после работы над двумя-тремя текстами юнкорам можно давать серьезные задания. Такие дети, как правило, разбираются в жанровой специфике, умеют общаться со спикерами и обрабатывать чужую речь. Вторая группа авторов - молодые люди, у которых нет опыта работы даже в школьных пресс-центрах. Они не знают жанровых особенностей и не имеют никакого представления о том, как писать материалы.

Изучение форм и методов формирования публицистических умений (создавать текст, критически осмысливать картину дня, развивать критическое мышление) у корреспондентов газеты «Рост» в данной статье рассматривается на примере второй группы авторов. При написании исследования использовались метод включенного наблюдения (автор исследования уже несколько лет работает в «Центре молодежного творчества» редактором молодежной газеты «Рост») и анализ. Эмпирическая база состоит из черновых материалов юнкоров молодежной газеты «Рост».

Поиск темы - один из самых важных этапов при создании информационного продукта. Именно поэтому начинающий автор получает первое задание: придумать пять тем, которые будут актуальны для издания. Редакция не ограничивает молодого человека в тематической области. На этом этапе редакция смотрит, как юный журналист понимает

и интерпретирует информационную картину дня, насколько он подготовлен, может ли обосновать свой выбор.

Редко авторы с первого раза предлагают интересные темы для материалов. Периодически дети предлагают написать о различных мероприятиях, которые проходят в молодежных центрах или библиотеках (зачастую тексты с таких событий собирают мало просмотров). Данные темы не всегда интересны не только аудитории, но и самим авторам. Молодые люди объясняют свой выбор тем, что видели анонс мероприятия в городских группах в социальных сетях.

Юные журналисты не являются лояльной аудиторией таких сообществ, заходят туда лишь за поиском тем для материалов. Из-за этого редакции пришлось поставить запрет на использования таких групп в качестве источника событийных поводов. Ситуация заметно изменилась: молодые люди начали искать идеи для материалов сами, стали появляться темы, которые интересны им самим: сериалы, музыка, увлечения. Иногда авторы предлагают банальные темы, однако с помощью редакционного коллектива тему можно развить и подать под другим углом. Например, один из авторов предложил сделать текст о выпускниках школ к последнему звонку: будущие абитуриенты должны рассказать о том, как прошли их 11 лет в школе. Идея достаточно банальна, но редакция помогла корреспонденту изменить «угол зрения». В конечном итоге у автора получился текст, в котором выпускники рассказывают о минусах и плюсах российских школ.

Буквально через два месяца активной работы подростки начинают сами ориентироваться в тематическом разнообразии. Как правило, им уже не нужна помощь редакции в поиске темы.

На данном этапе у ребенка начинает развиваться критический подход к информации: он учится отбирать инфоповоды, учитывая разнообразные факторы: интересы аудитории, оригинальность, познавательность, возможности подбора эксклюзивных источников информации, форматные пожелания учредителей. Также у подростка формируется «доказательная база»: он учится обосновывать свой выбор редактору, доказывать, почему эта тема важна не только для него (автора), но и для аудитории.

За время работы в «Росте» появилась своя жанровая специфика для второй группы авторов. Они успешно справляются с опросом, интервью, репортажем.

Опрос. По мнению А. А. Тертычного, опрос - это «метод получения информации, обладающий рядом самостоятельных характеристик. В отличие от интервью, цель которого - получение ответов на несколько (порой - множество) различающихся по своему характеру вопросов от одного человека, в ходе опроса журналист пытается получить ответы на один и тот же вопрос (или на несколько одних и тех же вопросов) от множества людей» [6. С. 83].

Редакция «Роста» предлагает юнкорам сначала работать именно в этом жанре. Как правило, опрос не требует глубоких познаний и отработанных навыков. Данный жанр помогает молодому автору освоить ряд необходимых ему в дальнейшем компетенций: работа со спикерами, литературная обработка речи героев, логическое выстраивание текста.

Редактор с автором прорабатывают тему опроса. Задача журналиста - найти людей для опроса (5-7 человек), придумать вопросы для беседы, обработать речь героев, написать лид и заголовок.

Основная проблема большинства начинающих авторов - неумение находить героев для публикаций. Как правило, юнкоры опрашивают своих одноклассников или одногруппников - взять комментарий у людей, с которыми ты общаешься, не составляет труда. Поэтому редакция «Роста» выставляет определенные требования: все герои опроса должны быть разного возраста, из разных учебных заведений. Ребенок учится отбору источников информации, получает коммуникативные навыки в общении с незнакомыми

людьми из разных социальных групп (нивелируется проблема «живого» общения, усугубляемая сегодня постоянным общение подростков в виртуальной среде социальных сетей).

На этом этапе важно подготовить ребенка к общению: проработать с ним ситуацию знакомства с героем. Стоит прописать текст, который ребенок будет говорить при знакомстве. Практика показывает, иногда молодые авторы могут забыть представиться или назвать издание, для которого они пишут материал.

Каждый комментарий в опросе «Роста» должен «представлять» из себя историю человека. Часто герои материалов перечисляют одинаковые факты, что не позволяет выявить уникальность спикера. В такой ситуации редактор старается заранее объяснить журналисту, что комментарии должны быть уникальными: иначе аудитории будет неинтересно читать текст.

Начинающие корреспонденты часто сталкиваются с трудностями при литературном редактировании речи героев. В основном дети просто расшифровывают из диктофонной записи ответ, усложняя его канцеляризмами. Среди других ошибок - повторы, очевидность высказанной мысли, примитивность формы выражения (две последние достаточно просто избежать, если внимательно слушать собеседника и задать ему два-три уточняющих вопроса). В такой ситуации корреспонденту важно самому переписать, отредактировать текст - это становится хорошей школой и в дальнейшем повышает качество журналистской работы.

Молодым авторам трудно концептуально оформить комментарий героя, логично выстроить мысль, избегая речевых ошибок. В первых материалах у юнкоров также возникают проблемы с заголовочным комплексом, им трудно писать лиды - выделить и вынести в один абзац главную мысль текста.

После нескольких опросов молодым людям становится легче общаться с собеседниками, они приобретают базовые навыки редактирования чужой речи, стремятся избегать повторов, яснее и логичнее выстраивают мысль спикеров, при этом тщательнее отбирают информацию.

Интервью - беседа с кем-либо по актуальным вопросам [5]. В этом жанре начинают работать корреспонденты, которые уже попробовали свои силы в нескольких опросах. Интервью учит молодых людей искать информацию, анализировать её.

Найти героя для интервью - сложная задача для большинства корреспондентов. Не все авторы понимают, кто может стать объектом публикации, а кто - нет. Молодые журналисты предлагают в качестве экспертов своих знакомых, либо тех героев, у которых недавно уже брали интервью какие-либо СМИ.

Редакция «Роста» рекомендует своим авторам заранее готовиться к беседе. Подростку на этом этапе необходимо основательно изучить своего собеседника: проанализировать его социальные сети, почитать предыдущие интервью с этим героем. Стандартное количество вопросов, которое мы требуем от авторов, - 10. В большинстве случаев юнкоры все равно приносят стереотипные, слишком общие вопросы, с помощью которых не раскрыть характер героя, не показать специфику его деятельности (например, вопросы режиссеру местного театра: «Почему вы решили назвать свой театр так?»; «Как пришла идея создать свой театр?»; «В чем заключается оригинальность постановок осеннего сезона?»).

В такой ситуации редактору необходимо помочь корреспонденту найти предыдущие интервью с героем и акцентировать внимание юнкора на определенных ответах спикера, но не стоит самому составлять вопросы. В таком случае юнкоры сами смогут придумать более оригинальные вопросы («Вы сказали, что не хотите ставить современную драму, потому что «она больше для головы, а не про чувства». Скажите, разве театральные постановки нужны только для чувств? Мне казалось, что это как раз та самая пища для ума»).

Главным критерием успешного интервью является точная проработка идеи материала. Когда ребенок знает, что необходимо узнать у собеседника, с какой целью он берет интервью, какую основную мысль в результате он пытается донести до читателя, автор чувствует себя намного комфортнее.

После того, как тема и идея текста определены, автор вместе с редакцией приступают к проработке вопросов, которые тоже необходимо расставить в определенном порядке. Например, сначала можно человеку задать пару закрытых вопросов - за это время собеседники «присматриваются» друг к другу. Затем можно переходить к открытым вопросам, на которые собеседник уже не сможет ответить кратко.

Важно продумать и действия эксперта, его реакцию на вопросы. Если у редакции нет возможности узнать будущего собеседника заранее, необходимо проработать с подростком все варианты развития беседы. Тогда ребенок будет не просто готов к конфликтным ситуациям, он сможет их устранить.

После беседы журналист обрабатывает материал, логично выстраивает его. Момент сверки - самое сложное в работе молодого корреспондента. Далеко не каждый эксперт знает основные правила написания журналистских материалов, поэтому на этом этапе могут возникнуть проблемы: он будет настаивать на иной конструкции предложений или просить убрать некоторые фразы. В такой ситуации ребенку приходится либо доказывать свою точку зрения и убеждать, что в такой форме текст смотрится намного лучше, либо признавать свои ошибки и исправлять материал в соответствии с комментариями эксперта.

Отметим, что в такой ситуации у ребенка очень хорошо развиваются коммуникативные навыки.

Репортаж - новостной жанр, который, по мнению А. В. Колесниченко, похож на «рассказ очевидца, написанный так, чтобы дать возможность читателю почувствовать себя на месте события. Главное в репортаже - эффект присутствия, когда читатель словно видит, слышит и воспринимает происходящее вместе с журналистом» [3. С. 41].

В этом жанре молодым авторам работать сложнее, чем над опросом и интервью. Именно поэтому редакция «Роста» сначала предлагает корреспондентам освоить материалы другого формата.

Перед мероприятием редактор предлагает журналисту составить план будущего текста, в котором автор должен тезисно прописать структуру материала, спикеров и гостей мероприятия, которым он будет задавать вопросы. План значительно помогает молодым корреспондентам подготовиться к мероприятию, потому что они заранее начинают искать информацию о событии, уже знают, какие вопросы им необходимо задать экспертам и каких героев необходимо опросить.

В этом жанре появляются другие трудности - детям сложно передать атмосферу события. Зачастую тексты, которые они приносят с мероприятий, похожи на отчеты: в них много описательных фраз, но совсем отсутствует динамика: «Фестиваль собрал около четырехсот гостей, основная часть которых наблюдали за состязаниями игроков на больших экранах. Также в перерывах между битвами комментаторы разыгрывали призы за отличные знания в области игр. Вопросы были как легкие, так и достаточно трудные. В награду были очень приятные призы от обычной флешки и ручки, до профессиональных наушников. Все команды показали хорошую подготовку, высокий уровень скилла и достойную игру».

Редактору достаточно заметить, что в данном случае лучше использовать глагол настоящего времени и приводить конкретные примеры происходящего. У автора уже есть опыт работы над своими ошибками (опрос, интервью), поэтому он сможет их быстро исправить и «не переносить» в другой текст. Например, автор, чей отрывок приведен в качестве примера выше, принес со следующего мероприятия текст, в котором

не допустил предыдущих ошибок: «Мини-путешествие начинается с жарких схваток на шпагах. Любой желающий может взять холодное оружие в руки и после небольшого инструктажа выйти на поле боя. Поначалу многие стесняются и боятся, мало ли куда случайно можно попасть оружием».

Почти у каждого начинающего автора есть свои слова-паразиты, от которых очень сложно избавиться. В таких случаях редакция «Роста» ставит запрет на использование некоторых слов, оборотов, фигур.

Часто молодые авторы начинают свой текст с риторических вопросов: «Вы когда-нибудь задумывались над тем, чтобы снять ботинки и пойти гулять босиком? Нет? Чего-то боитесь?; «Согласитесь, что вы хотя бы однажды хотели бросить все свои городские дела и уехать жить в деревню? Ну, или на необитаемый остров, где вас уж точно не будет доставать городская суета, эти назойливые люди и повседневная рутина».

По мнению юных авторов, лид, построенный на риторических вопросах, часто выполняет интригующую функцию. Однако такой прием, используемый постоянно, теряет выразительность и становится штампом.

Почти все начинающие журналисты используют глагол «является» в своей письменной речи: «Это мероприятие является важным событием в жизни многих людей». Этот глагол (как элемент официально-делового стиля), по мнению юнкоров, придает материалам большую серьезность, убедительность, делает их тексты похожими, на публикации «взрослых» авторов. Кроме того, активное использование канцелярита (как и риторических вопросов) в речи молодых людей редакция связывает с минимальной публицистической практикой: в школах редко пишут сочинения, а если и пишут, то только как способ подготовки к выпускным экзаменам (по строгому композиционному шаблону).

Молодым авторам сложно преодолеть свои речевые стереотипы, однако старшие коллеги должны акцентировать их внимание на «ошибках-паразитах», объяснять, какой эффект они производят, находясь в тексте. Обычно подростки используют эти фигуры и слова непроизвольно, поэтому на первых порах редактор вместе с каждым ребенком составляет перечень запрещенных к использованию перечень «ошибок-паразитов». Потом автор, вычитывая собственный текст и находя их в нем, может самостоятельно исправить погрешности. Практика показывает, что через три месяца активной работы ребенок полностью перестает допускать эти ошибки.

За время работы в «Росте» у молодого автора формируется критическое мышление, развиваются коммуникативные навыки, улучшается письменная речь.

Создание информационного продукта - сложный процесс. Ребенку, у которого нет первоначальных навыков, сложно учесть все требования к написанию качественного журналистского текста. Задача редакторского коллектива не только способствовать формированию основных публицистических умений, но и сделать процесс создания текстов интересным, чтобы у ребенка был стимул развиваться в профессии.

Список литературы

1. Агафонова, Ю. А. Школьная газета - «Островок» медиабезопасности для современных подростков [Текст] / Ю. А. Агафонова // Вестник ЧелГУ - 2013. - № 21. -С. 10-13.

2. Бондаренко, Е. А. Медиабезопасность личности в информационном пространстве современной школы [Текст] / Е. А. Бондаренко // Вестник ЧелГУ. - 2013. - № 21. - С. 79-86.

3. Колесниченко, А. В. Практическая журналистика [Текст] : учеб. пособие / А. В. Колесниченко. - М. : Изд-во Моск. ун-та, 2008. - 192 с.

4. Коханова, Л. А., Головко, С. Б., Аблихарова, Д. И. Роль школьных медиацентров в

профессиональной ориентации детей и подростков [Текст] / Л. А. Коханова, С. Б. Головко, Д. И. Аблихарова // Знак: проблемное поле медиаобразования. - 2017. - № 4 (26). -С. 123-132.

5. Лукина, М. М. Технология интервью [Текст] : учеб. пособие / М. М. Лукина [Электронный ресурс]. - URL: http://evartist.narod.ru/text5/36.htm#_ftn2 (дата обращения: 23.09.2018). - Загл. с экрана.

6. Тертычный, А. А. Жанры периодической печати [Текст] : учеб. пособие / А. А. Тертычный. - М. : «Аспект пресс», 2014. - 350 с.

7. Пургин, Ю. П. Роль образовательных медийных программ в формировании мировоззрения молодежи [Текст] / Ю. П. Пургин // Известия АлтГУ - 2011. - № 2-1. -С. 153-157.

8. Челышева, И. В. Современные медиаобразовательные стратегии в России: развитие медиакомпетентности и медиабезопасность подрастающего поколения [Текст] / И. В. Челышева // Вестник ЧелГУ. - 2013. - № 22. - С. 260-266.

Бронникова Светлана Игоревна - магистрант Института филологии, массовой информации и психологии Новосибирского государственного педагогического университета.

Электронная почта: adler-37@yandex.ru

DOI: 10.24411/2070-0717-2019-10218 Е. Н. Гринько

Пермский государственный национальный исследовательский университет

Пермь (Россия)

РАЗВИТИЕ МЕДИАКОМПЕТЕНТНОСТИ СТУДЕНТОВ НАПРАВЛЕНИЯ «МЕЖДУНАРОДНЫЕ ОТНОШЕНИЯ» НА ЗАНЯТИЯХ ПО АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ

В статье рассматривается роль медиакомпетентности для работы современного специалиста в сфере дипломатии в контексте трансформации политической картины мира, анализируются вопросы и проблемы формирования и развития медиакомпетентности при обучении английскому языку студентов специальности «Международные отношения». В статье также описываются некоторые эффективные подходы к обучению медиаграмотности на занятиях по дисциплине «Иностранный язык (английский)».

Ключевые слова: обучение английскому языку, критическое мышление, медиакомпетентность, медиатекст, международные отношения.

В современных условиях медиапотребление - это обычная деятельность и неотъемлемая часть упорядоченных действий, которые составляют повседневную жизнь. Так, например, люди могут читать новости или смотреть Youtube-видео, чтобы скоротать время по дороге на работу; слушать подкасты или аудиокниги, чтобы скрасить монотонность приготовления ужина или уборки. Медиапотребление органично вплетено в повседневную жизнь человека и составляет его естественную среду.

Медиа играют большую роль в жизни каждого человека, формируя ценности, социальные и культурные нормы, модели поведения и в целом картину мира современного человека. Не только медиапроизводство, но и медиапотребление становится самостоятельным видом деятельности современного человека [3].

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.