Научная статья на тему 'Формирование мыслительной операции классификация у детей дошкольного возраста в процессе овладения знаниями о геометрических фигурах'

Формирование мыслительной операции классификация у детей дошкольного возраста в процессе овладения знаниями о геометрических фигурах Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
306
32
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МАТЕМАТИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ ДОШКОЛЬНИКОВ / MATHEMATICAL DEVELOPMENT OF PRESCHOOLERS / КЛАССИФИКАЦИЯ / CLASSIFICATION / ГЕОМЕТРИЧЕСКИЕ ФИГУРЫ / GEOMETRIC SHAPES

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Майкут Т. А.

В статье представлен теоретический обзор проблемы формирования логической операции классификация у детей дошкольного возраста в процессе овладения знаниями о геометрических фигурах.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Формирование мыслительной операции классификация у детей дошкольного возраста в процессе овладения знаниями о геометрических фигурах»

ФОРМИРОВАНИЕ МЫСЛИТЕЛЬНОЙ ОПЕРАЦИИ КЛАССИФИКАЦИЯ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ПРОЦЕССЕ ОВЛАДЕНИЯ ЗНАНИЯМИ О

ГЕОМЕТРИЧЕСКИХ ФИГУРАХ

Майкут Т.А. ®

Студент, кафедра педагогики и психологии детства, Северный (Арктический) Федеральный Университет им. Ломоносова, ВШПиПО

Аннотация

В статье представлен теоретический обзор проблемы формирования логической операции классификация у детей дошкольного возраста в процессе овладения знаниями о геометрических фигурах.

Ключевые слова: математическое развитие дошкольников, классификация, геометрические фигуры.

Keywords: mathematical development of preschoolers, classification, geometric shapes.

Большое значение для умственного развития дошкольников имеет получение ими математических представлений, активно влияющих на формирование умственных действий, необходимых для познания окружающего мира и решения различного рода практических задач, а также для успешного обучения в школе [3].

Вхождение ребенка в мир математики начинается уже в дошкольном возрасте. В дошкольном возрасте содержание математических представлений называется предматематикой [5].

В настоящее время математическое содержание в рамках предматематической подготовки представлено тремя направлениями:

1) арифметическое (цифры и числа от 0 до 10, основные свойства натурального ряда и др.);

2) геометрическое (прообразы геометрических фигур в окружающей действительности, форма, размер, расположение фигур на плоскости, в пространстве, изготовление их моделей из бумаги и др.);

3) содержательно-логическое, которое обеспечивает условия для развития психических процессов: внимания, памяти, восприятия, мышления у детей [3].

Е.И. Щербакова под математическим развитием дошкольников понимает качественные изменения в формах познавательной активности ребенка, которые происходят в результате формирования элементарных математических представлений и связанных с ними логических операций.

А.В. Белошистая пишет, что под математическим развитием понимают целенаправленную методическую работу над формированием и развитием основных свойств и качеств математического мышления у каждого ребенка до максимально возможного для него уровня.

Таким образом, мы видим, что процесс математического развития ребенка связан с последовательными, прогрессирующими существенными изменениями в

интеллектуальной сфере личности ребенка, ведущих к математическому познанию действительности и формированию математического стиля мышления.

Одним из направлений математического содержания в дошкольном возрасте является геометрическое направление.

Геометрические фигуры помогают осуществить анализ окружающего мира, разобраться в многообразии форм, в том, «что на что похоже».

® Майкут Т.А., 2017 г.

Форма является основным зрительно и осязательно воспринимаемым свойством предмета, которое помогает отличать один предмет от другого.

Ознакомление детей с формой предметов наиболее эффективно происходит при сочетании различных методов и приемов обучения. Широкое применение находят наглядные методы и приемы: «Посмотри и найди такую же фигуру», «На что похожа фигура» и др. Используются также практические методы и приемы: «Найди, принеси, покажи... выложи, начерти, составь узор» и др. Наряду с наглядными и практическими используются словесные методы и приемы: «Как называется, чем отличаются, чем похожи; опиши, расскажи» [6].

Изначально дети воспринимают неизвестные им геометрические фигуры как обычные предметы и называют их именами этих предметов: цилиндр - стаканом, треугольник - крышей, прямоугольник - окошечком и т.д. В результате обучающего воздействия взрослого восприятие геометрических фигур меняется: дети не отождествляют фигуры с предметами, а лишь сравнивают (цилиндр как стакан, треугольник как крыша и т.д.). Затем геометрические фигуры воспринимаются уже как определенные эталоны, с помощью которых определяется форма предметов (тарелка круглой формы, платок - квадратной).

Познание формы предмета, его структуры, размера осуществляется не только зрительным путем, но и путем активного осязания, ощупывания и обозначения словом. Чтобы лучше узнать тот или иной предмет, ребенок стремится потрогать его, взять в руки, повернуть, рассмотреть, ощупать [5].

Изучение геометрических фигур, их свойств и отношений способствует расширению кругозора детей, позволяет им более точно и разносторонне воспринимать форму предметов из окружающей действительности.

К одной из основных задач математического развития дошкольников относится развитие у детей логических способов познания математических свойств и отношений, таких как анализ, синтез, сравнение, сериация, обобщение, классификация.

Классификация - это мыслительная операция, состоящая в распределении каких-либо предметов, явлений, понятий по классам, группам, разрядам на основе определенных общих признаков в соответствии с установленными критериями [3].

Классификацию с детьми дошкольного возраста можно проводить по названию, по размеру, по цвету, по форме, по другим признакам нематематического характера: что можно и что нельзя есть, кто живет в доме и кто в лесу; что бывает летом и что зимой и т.д. [1].

Согласно данным ученых-исследователей интеллектуальная готовность ребенка к школе предусматривает способность выделить учебную задачу и превратить ее самостоятельно в цель деятельности. Для осуществления такой операции необходимо умение найти причины замеченного сходства и различия объектов, их новых свойств или, другими словами, осуществлять такое логическое действие, как классификация.

Начиная с 3-4 лет, детям предлагаются следующие задания: найти предмет с заданным признаком в группе однородных и разнородных объектов; сравнить два объекта контрастных размеров.

Детям 4-5 лет встречаются задания на: выделение такого свойства (признака) предметов, как общее название; выделение предметов из группы по общему названию; распределение предметов на группы (классы) в соответствии с общим названием.

Дети 5-6 работают с заданиями на классификацию объектов в соответствии с такими выделенными свойствами, как цвет, форма, размер, назначение, материал, общее название; устанавливают и продолжают простейшие логические закономерности; устанавливают отношения соподчинения видового понятия в родовое [2].

Таким образом, работа по овладению мыслительной операцией классификация имеет свое место на протяжении всего периода дошкольного возраста.

Рассмотрим пошагово, как происходит освоение детьми классификации.

1) Первый шаг - выделение предметов с одинаковыми свойствами и объединение их в группу, то есть образование групп предметов. Например, из совокупности геометрических фигур дошкольники выбирают все квадратные фигуры и образуют из них группу. В ходе выполнения упражнений по формированию групп предметов у детей развивается умение обобщать. На начальном этапе дети учатся образовывать группы на основе одного свойства (все синие фигурки), затем на основе двух, трех и более свойств (все желтые круглые фигуры). Чтобы выделить из множества блоков группу по одному свойству, ребенку необходимо уметь отличать это свойство от остальных. В результате упражнений по образованию различных групп дети овладевают умением объединять объекты с одинаковыми свойствами и выделять общее свойство группы.

2) Второй шаг - это распределение предметов с разными свойствами в разные группы. В игровых формах взрослый определяет основание и называет общие свойства каждой группы. Например, перед детьми - три ящика (красный, желтый, зеленый). Нужно разложить все игрушки по цвету: в красный ящик собрать все красные игрушки и т.д. При выполнении подобных упражнений важно, чтобы дети называли не только общие свойства групп (все красные), но и основания, по которым предметы распределены на группы, а также число образовавшихся групп (разделили фигуры по цвету и получили 3 группы). В процессе выполнения таких упражнений дошкольник усваивает, что любые два предмета одной группы одинаковы по общему свойству, а предметы из разных групп - различны.

3) Третий шаг - это упражнения, в процессе выполнения которых дети учатся самостоятельно обнаруживать общие свойства классов. Дошкольники получают задание, в котором нужно разделить все предметы по заданному признаку (цвету, длине и т. д.), определить количество образованных групп, назвать общее свойство каждой группы.

4) И четвертый шаг включает в себя упражнения, позволяющие ребенку найти основание классификации самостоятельно. Перед детьми стоит задача разделить любую совокупность таким образом, чтобы вместе оказались все одинаковые предметы.

В процессе овладения классификацией ребенок движется от умения объединять предметы с одинаковыми свойствами и выделять общие свойства группы к умениям распределять предметы с разными свойствами в разные группы, разбивать совокупность на группы по заданному основанию классификации, выделять основание классификации.

Таким образом, овладев мыслительной операцией классификация в процессе ознакомления с геометрическим материалом, дошкольники познают свойства и отношения геометрических фигур, развивают свои аналитические способности, а также умение применять простые логические операции.

Литература

1. Белошистая А.В. Формирование и развитие математических способностей дошкольников -М.: Владос, 2003. - 400 с.

2. Козлова С.А. Развитие логического и алгоритмического мышления у дошкольников и младших школьников// Начальная школа плюс До и После. - № 9, 2006. - с.16-19.

3. Микляева Н.В., Микляева Ю.В. Теория и технологии развития математических представлений у детей - М: Академия, 2015. - 352 с.

4. Петрова В.Ф. Методика математического образования детей дошкольного возраста / Каз.федер.ун-т. - Казань, 2013. - 203 с.

5. Столяр А. А. Формирование элементарных математических представлений у дошкольников -М.: Просвещение, 1988. - 303 с.

6. Щербакова Е.Н. Теория и методика математического развития дошкольников - М.: Издательство Московского психолого-социального института, 2005. - 392с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.